Притчи 23 глава толкование

Обновлено: 02.05.2024

Прит. 23:1-3. Высказывание шестое. Возможно, этот совет вытекает из допущения в предыдущем стихе. Если ты удостоишься "стоять перед царем" и будешь приглашен вкушать пищу за его столом, веди себя пристойно, и если ты жаден (алчен) до лакомой пищи, сдерживай себя (поставь преграду в гортани твоей) Здесь может иметься в виду: в противном случае ты повредишь себе в глазах царя и его знатных гостей. Но на основании фразы обманчивая пища и некоторого грамматического анализа текста делается и такой вывод: тут звучит предупреждение против внешнего дружелюбия "властелина", за коим могут скрываться и зловещие планы, сравните со стихами 6-8.

Прит. 23:4-5. Седьмое высказывание. Эта притча не призывает к работе "с прохладцей" или "спустя рукава", но к тому, чтобы, работая, не надрываться ради обретения богатства. Судя по англ. текстам Библии, во второй фразе стиха 4 содержится "совет" обратиться к собственной мудрости: да удержит она человека от неразумной погони за богатством, которое имеет свойство "обретать крылья" и улетать, подобно орлу, к небу (образ ненадежности и скоропреходящности земного богатства; сравните с 1-Тим. 6:17). Притча явно не утратила своей актуальности и в наши дни.

Прит. 23:6-8. Восьмое высказывание предупреждает против близкого общения (в древнееврейском обществе оно не мыслилось без совместного "вкушения пищи") с человеком неискренним и завистливым. На добрые слова такой откликается лишь по видимости, и кусок, съеденный у него, по всей вероятности, "выйдет горлом".

Прит. 23:9. Девятое высказывание. О бесполезности давать глупцу разумные советы.

Прит. 23:10-11. Десятое высказывание почти идентично по смыслу сказанному в 22:23 и 28а. комментарии на эти стихи.

3. ВСТУПЛЕНИЕ К ВЫСКАЗЫВАНИЯМ 11-30 (23:12)

Прит. 23:12. Этот стих вводит новую серию мудрых высказываний и схож с призывом, начинающим предыдущую серию в 22:17: умные слова надо слушать как можно внимательнее, и учение (полезное знание) - воспринимать сердцем.

4. ВЫСКАЗЫВАНИЯ 11-30 (23:13 - 24:22)

Прит. 23:13-14. Одиннадцатое высказывание содержит увещание строго воспитывать юношу, прибегая в случае нужды и к физическому наказанию, от которого тело его, если и пострадает, то не настолько, чтобы этого следовало опасаться, зато душа спасена будет от преисподней. Мысль о пользе воздействия на воспитуемого не только словом, но и розгою, многократно встречается в книге (к примеру, Прит. 13:24; 22:15; 29:15).

Прит. 23:15-16. Двенадцатое высказывание. О радости отца и учителя иметь мудрого, справедливого сына (ученика).

Прит. 23:17-18. Тринадцатое высказывание. Неразумно завидовать грешникам, даже если сегодня они радуются и преуспевают: ведь в будущем их так или иначе постигнет возмездие. Надежда же живущих в страхе Господнем не обманет их.

Прит. 23:19-21. Четырнадцатое высказывание как бы продолжает предыдущее, обращая внимание на один из грехов, доставляющих сугубо временное удовольствие, - на пьянство и обжорство. Слушающий отца да не предастся этому греху, который в конечном счете ведет к бедности.

Прит. 23:22-23. Пятнадцатое высказывание. Первая часть (стих 22) его находит продолжение в шестнадцатом. Вторая часть в англ. текстах Библии звучит несколько иначе: "Купи истину в не продавай ее; также и мудрость и учение, и разум"; подразумевается, что для обретения оных не следует жалеть ничего, ках и отказываться от них не следует "ни за какие блага".

Прит. 23:24-25. В шестнадцатом высказывании, как и в первой части пятнадцатого, обращается внимание на необходимость уважительного отношения к родителям на протяжении всей их жизни (в согласии с пятой заповедью; Исх. 20 12), на то, как велика радость отца и матери, родивших мудрого сына, ведущего праведный образ жизни.

Прит. 23:26-28. Семнадцатое высказывание. Возвращение к теме греха (здесь греха блудодеяния; сравните с 23:20-21), спасение от которого для сына в том, чтобы следовать путями отца. Мысли сына и все сокровенное в нем да будут открыты перед отцом: отдай сердце твое мне! Опасен грех блуда, в который так часто впадают юноши. Отец сознает, насколько эта опасность реальна, отсюда горячность его призыва к сыну держаться подальше от "глубокой пропасти", которой он уподобляет развратных женщин - как профессиональных блудниц, так и чужих жен (в этой связи толкование на 2:16). сравните 6:27-35; 7:6-27.

Прит. 23:29-35. Восемнадцатое высказывание. В этих стихах - самое пространное и красноречивое в Притчах предостережение против пьянства (сравните стихи 20-21; 20:1; 31:4-5). Шесть риторических вопросов в стихе 29 подразумевают горестные последствия пьянства - душевные и физические, семейные и социальные. Любители вина, приправленного пряностями, любуются наего цвет, искристость, гладкую струю (как оно ухаживаетса ровно; стих 31), не заботясь о том, что вскоре оно укусит… ужалит… как змей (стих 32).

Вино пробуждает в сердце похоть и толкает в объятия чужих кен (стих 33); это ли не коварный "укус"? В стихе 34, по-видимому, образно говорится о потере осторожности и утрате бдительности пьяным человеком. Он настолько в плену алкоголя, что лишился нормальных человеческих чувств и даже чувствительности к боли. Просыпаясь в винном угаре, он лишь ищет напиться снова (стих 35).

Свт. Амвросий Медиоланский

Аще сядеши вечеряти на трапезе сильнаго, разумно разумевай предлагаемая тебе

В упомянутом (illud) пиршестве Соломона речь идет (est) не о пище, но о добрых делах. Ибо есть ли какая либо лучшая для души пища по сравнению с добрыми делами? Или что иное так легко может насытить умы праведных, как не сознание (их) доброй детельности? Какая пища приятнее той, чтобы творить волю Божию? И Господь упомянул, что эта только пища у него и преизобилует; как написано в Евангелии: Моя пища есть творить волю Отца Моего, который есть на небесах ( Иоан. IV, 34 ) .

Похожая притча

23:1-3 Здесь Писание предостерегает нас от обжорства и переедания. Когда мы садимся есть с влиятельным человеком, мы должны задуматься о том, что или кто (ДжНД) находится перед нами. Тогда мы должны поставить преграду в нашей гортани, то есть, быть умеренными в еде и питье.

Стих 3 предполагает, что кто-то может потчевать нас яствами и дорогими винами для того, чтобы таким образом повлиять на нас. То есть, такой прием является не бескорыстным гостеприимством, а способом использовать нас для какой-то коварной цели.

23:4, 5 Непрестанные старания нажить богатство есть "мудрость", которой стоит избегать. Это означает, что вы тратите свою жизнь в погоне за ложными ценностями, возлагая свое упование на то, что однажды исчезнет. Богатство обладает способностью делать себе крылья и улетать, как орел.

23:6-8 Еще одна социальная западня, которую нужно избегать! Не будьте гостем человека завистливого, скупого, который будет жалеть о каждом съеденном вами кусочке. Важно не то, что он говорит, а то, каковы мысли в душе его, – то, что он думает. Потому что пока он говорит: "Пожалуйста, ешь. бери добавки, ешь и пей!", на самом деле, он подсчитывает каждый глоток, каждый кусочек пищи.

Живая Библия перефразирует эти стихи следующим образом:

Не водитесь со злыми людьми, не ищите их благосклонности и подарков. Их доброта обманчива, они хотят сделать вас орудием в своих руках. Вкусные деликатесы, которыми они угощают вас, прокиснут у вас в желудке, и вы изблюете их, и вам придется взять назад ваши слова благодарности за их "доброту".

23:9 Не пытайтесь учить тупого, бестолкового глупца. Вы лишь зря потратите на него свое время. Он презрит ваши разумные слова.

23:10, 11 Не пытайтесь нечестным путем захватить то, что принадлежит другому, тайно передвигая камни давней межи. Не обманывайте беззащитных, захватывая их поля. Потому что Защитник силен. Вам придется иметь дело с Ним! Он вступится в их дело с тобою.

23:12 В учении нет легкого пути. Оно требует дисциплины и прилежания. Не обращайте внимания на объявления, которые обещают результаты "за три занятия".

23:13, 14 Позволить ребенку делать все, что ему хочется, не является проявлением доброты. Библия не поощряет вседозволенность, но призывает исправлять и наказывать ребенка розгою, и обещает, что он не умрет. Это может означать, что побои не убьют его, или, что наказание спасет его от досрочной, бессмысленной смерти. Оно спасет душу его от преисподней.

Вместо того, чтобы наказать своих нечестивых сыновей, Илий лишь мягко упрекнул их: "для чего вы делаете такие дела?" (1 Цар. 2:22-25). Он потворствовал вседозволенности, которая привела к крушению его дома, служения священства, и всего народа.

Давид тоже потерпел неудачу в родительском наставлении своих детей. Он никогда не огорчал Адонию исправлениями и наставлениями (3 Цар. 1:6). После двух изменнических попыток захватить престол, Адония был убит Соломоном.

23:15, 16 Отцу доставляет радость, когда его сын имеет мудрое сердце и уста, которые говорят истину. Учитель испытывает такую же радость, когда его ученик принимает мудрость и делится ею с другими. Говоря о том же, Павел писал: "Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе" (1 Фес. 3:8). А апостол Иоанн сказал: "Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине" (3 Ин. 4).

23:17, 18 Есть нечто лучшее, чем завидовать благосостоянию нечестивых – это жить в постоянном общении с Господом. Времяпровождение с нечестивыми приносит разочарование; время, проведенное с Господом, приносит радость. Таким образом, урок заключается в том, чтобы сделать общение с Богом главной целью нашей жизни. И, также, помнить, что есть будущий день расплаты для нечестивых, и сияющая надежда на вознаграждение для праведных, которая не разочарует. Наша будущность взирает за порог смерти и воскресения, ожидая славного небесного царства.

23:19 Что бы ни делали окружающие его, послушный сын должен прислушиваться к наставлению, быть мудрым, и направлять свое сердце на правильный путь, то есть, на путь Божий.

23:20, 21 Существуют два рода "пьяниц" – те, кто слишком много пьют, и те, кто слишком много едят. И те, и другие – плохая компания для того, кто хочет жить хорошей жизнью.

Невоздержанность берет свое. Пьяница и пресыщающийся направляются к нищете. Помутнение сознания, к которому приводит неумеренность, оденет человека в лохмотья.

23:22 Молодые люди должны приветствовать советы своего отца, и не относится к своей матери с пренебрежением. Люди старшего поколения имеют за своими плечами многие годы жизненного опыта. Молодые должны осознавать это и пытаться извлечь из их опыта как можно большую пользу для себя.

23:23 Мы должны быть готовы заплатить за истину самую высокую цену, и не продавать ее ни за какое вознаграждение. То же самое относится и к мудрости, учению и разуму. Мы не должны жалеть никаких усилий на то, чтобы приобрести их, и никогда не расставаться с ними, что бы ни сулил нам этот мир.

23:24, 25 Современный обычай гласит: "Подари отцу галстук в День Отца, и матери – коробку шоколадных конфет в День Матери". Но намного более приятен для родителей сын, который строит свою жизнь мудро и рассудительно. Поэтому, Писание увещевает: "Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя". Доставь радость своим родителям.

23:26-28 Ревностная, отчаянная мольба: "Сын мой! отдай сердце твое мне." открывает череду серьезных предостережений против аморальности и пьянства. Автор говорит: "Внимательно прислушайся к советам и наставлениям, которые я даю тебе". Блудница подобна глубокой, скрытой пропасти, которая станет ловушкой для легкомысленных. Она – тесный колодезь – туда легко упасть, но трудно выбраться. Она сидит в засаде, как разбойник. Может быть, у нее патологическая ненависть к мужчинам, и поэтому она мстит им, опутывая их сетями обмана, завлекая их на приманку, как рыбу. Она ежедневно пополняет свой список неверных мужей, чьи семьи и браки распадаются.

23:29, 30 Остальные стихи главы 23 являются классическим описанием алкоголика. Он навлекает на себя самые разные скорби, и шатается от одного горя к другому. Его жизнь полна ссор, поскольку он постоянно пытается затеять драку. Он непрестанно ворчит и жалуется, но никак не осознает того, что он сам является причиной всех своих бед! У него синяки, раны, подбиты глаза – следы бессмысленных стычек. Его глаза затуманены и налиты кровью. Он всю ночь сидит в кабаке, поглощая одну выпивку за другой.

23:31, 32 Его предостерегают не поддаваться обольщению прозрачного красного вина, его сиянием, тем, как оно ухаживается ровно. Но он не слушает, и поэтому ему приходится нести последствия своих действий, которые подобны укусам змея и жалу аспида – так же ядовиты и болезненны.

23:33, 34 Его глаза будут видеть странные видения – ужасы белой горячки, жестоких психических отклонений, вызванных чрезмерным и длительным употреблением алкоголя. Его речь невнятна, спутана и отвратительна. Он качается из стороны в сторону, непрочно держась на ногах, как если бы его бросали волны в море, или он уснул бы на верху мачты, которую бросает с одной стороны на другую.

Блаж. Иероним Стридонский

Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою

Божественное Писание предупреждает нас о том, чтобы мы с разумением позволяли себе прикасаться к яствам, когда будем приглашены к столу богача. Итак, упомянутый в Писаниях стол богача накрыт для нас. Мы приходим на цветущий луг: тут - алая роза, там - белая лилия, повсюду разнообразные цветы.

Лопухин А.П.

Ст. 1-3 Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Не прельщайся лакомыми яствами его; это - обманчивая пища

По связи речи с последним (29) стихом предыдущей главы, человеку, благодаря трудолюбию достигшему высокого положения при дворе царя, советуется и в новом положении (а также вообще на обедах у знатных) сохранять умеренность в пище, как и вообще в пользовании внешними благами (сн. Сир XXXI:13 ).

Евагрий Понтийский

Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою

Божественное Писание должно быть понимаемо в умном и духовном смысле, ибо знание чувственного, понимаемое буквально, - не истинно.

Похожая притча

1–8. Предостережение от жадности в пище и от обращения с людьми недоброжелательными. 9–11. От общения с глупыми. 12–18. Увещание к нравственному воспитанию детей. 19–25. Предостережение от излишества в пище. 25–28. От увлечения соблазнами нецеломудрия. 29–35. От пьянства и его гибельных последствий.

Притч.23:1 . Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщатель­но наблюдай, что перед­ тобою,

Притч.23:2 . и по­ставь пре­граду в гортани твоей, если ты алчен.

Притч.23:3 . Не пре­льщайся лакомыми яствами его; это – обманчивая пища.

По связи речи с последним (29) стихом предыдущей главы, человеку, благодаря трудолюбию достигшему высокого положения при дворе царя, советуется и в новом положении (а также вообще на обедах у знатных) сохранять умеренность в пище, как и вообще в пользовании внешними благами (сн. Сир 31.13 ).

Притч.23:4 . Не заботься о том, чтобы нажить богат­с­т­во­; оставь такие мысли твои.

Притч.23:5 . Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; по­тому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу.

В ряду этих благ на первом месте называется богатство, и при этом с особенном силой отмечается его скоропереходность и ненадежность (ср. 1Тим 6.17 ), – даже богатства, приобретенного и честными путями.

Притч.23:6 . Не вкушай пищи у человека завистливого и не пре­льщайся лакомыми яствами его;

Притч.23:7 . потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою.

Притч.23:8 . Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты по­тратишь напрасно.

Притч.23:9 . В уши глупого не говори, потому что он пре­зрит ра­зу­мные слова твои.

В выборе знакомств и в искании доброжелательства у людей следует обращать внимание на степень искренности оказывающих гостеприимство (ср. Сир 14.10 ).

Притч.23:10 . Не перед­вигай межи давней и на по­ля сирот не заходи,

Притч.23:12 . Приложи сердце твое к уче­нию и уши твои – к умным словам.

Притч.23:13 . Не оставляй юноши без нака­за­ния: если накажешь его розгою, он не умрет;

Притч.23:14 . ты накажешь его розгою и спасешь душу его от пре­исподней.

Притч.23:15 . Сын мой! если сердце твое будет мудро, то по­радует­ся и мое сердце;

Притч.23:16 . и внутрен­ности мои будут радо­ваться, когда уста твои будут говорить правое.

Притч.23:17 . Да не завидует сердце твое грешникам, но да пре­будет оно во все дни в страхе Го­с­по­днем;

Притч.23:18 . потому что есть будущность, и надежда твоя не по­теряна.

Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14).

В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15–16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24.1 ), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние – здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других ( Притч 11.7, 14.32 ), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам.

Притч.23:19 . Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.

Притч.23:20 . Не будь между упива­ю­щимися вином, между пре­сыща­ю­щимися мясом:

Притч.23:21 . потому что пьяница и пре­сыща­ю­щийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.

Притч.23:22 . Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пре­небрегай матери твоей, когда она и состарит­ся.

Притч.23:23 . Купи истину и не про­давай мудрости и уче­ния и ра­зу­ма.

Притч.23:24 . Торже­с­т­ву­ет отец праведника, и родив­ший мудрого радует­ся о нем.

Притч.23:25 . Да веселит­ся отец твой и да торже­с­т­ву­ет мать твоя, родив­шая тебя.

Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия – страсть к пьянству и распутству (ст. 19–21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24–27) (ср. Притч 10.1, 15.20 и др.).

Притч.23:26 . Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,

Притч.23:27 . потому что блудница – глубокая про­пасть, и чужая жена – тесный колодезь;

Притч.23:28 . она, как раз­бойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.

Весьма важно указание на то, что для усвоения мудрости ученик должен был отдать всего себя на волю и распоряжение учителя. Предостережение от соблазнов жены-блудницы (ст. 27, 28) напоминает прежние речи Премудрого и тот же предмет ( Притч 5.20, 6.24, 7.5 ).

Притч.23:29 . У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без при­чины? у кого багровые глаза?

Притч.23:30 . У тех, которые долго сидят за вином, которые при­ходят отыски­вать вина при­правлен­ного.

Притч.23:31 . Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрит­ся в чаше, как оно ухаживает­ся ровно:

Притч.23:32 . впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;

Притч.23:33 . глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит раз­вратное,

Притч.23:34 . и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

Притч.23:35 . И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чув­с­т­во­вал. Когда про­снусь, опять буду искать того же».

В редкой по изобразительности форме изложена картина гибельных следствий пьянства (ср. Ис 56.12 ).

Похожая притча

Но что такое стол властелина, как не то, откуда мы вкушаем Тело и Кровь Того, Кто положил душу Свою за нас? И что значит сидеть за ним, как не приблизиться к нему в смирении? И что значит разуметь и наблюдать, что перед тобою, как не размышлять с достоинством о такой благодати?

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Велик стол, где яства - Сам Властелин стола. Никто не потчует гостей самим собою; Господь Иисус Христос делает это. Сам - приглашающий, Сам - пища и питие. Стало быть, мученики познали, что вкусили и пили, коль скоро такой платой воздали. <…>

Вы подходите к царскому столу; вам, верным, ведомо, к какому столу приближаетесь. К какому же столу Царя вы подходите? Он - Тот, Кто Самого Себя предъявляет вам, а не трапезу, изготовленную поварским искусством; предъявляет вам Свою трапезу, то есть Сам Себя, Христос. Подойдите к этому столу и довольствуйтесь. Будьте неимущими и исполнитесь.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-2 Аще сядеши вечеряти на трапезе сильнаго, разумно разумевай предлагаемая тебе, и налагай руку твою, ведый, яко сицевая тебе подобает уготовити

Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою ( Притч 23:1 ) . Христос есть истинный властелин; Его трапеза и снеди - слова Его учения и вечные блага, которые Он уготовал любящим Его. Садится вечерять за Его трапезой всякий христианин. Разумно понимающий, чему Иисус учил словами и делами, протягивает руку свою ( Притч 23:2 ; LXX), то есть начинает показывать делами, что Он - подражатель Христа, делаясь смиренным, кротким, любящим всех и переносящим скорби. Не делающий этого, а стремящийся к удовольствиям жизни пусть оставит желание вечных благ, потому что не получит их. Удовольствия этого века свойственны ложной жизни, любящие которую не будут наслаждаться вечными благами.

Ориген

Ст. 1-2 Аще сядеши вечеряти на трапезе сильнаго, разумно разумевай предлагаемая тебе, и налагай руку твою, ведый, яко сицевая тебе подобает уготовити

Стало быть, что такое пиршественный стол властелина, если не стол того, кто изрек: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп 4:13 ) , и когда я немощен, тогда силен ( 2Кор 12:10 ) ? На чистом столе властелина их, то есть в его сердце, в духе его предложен Господом хлеб. Когда сядешь вкушать пищу с властелином апостола, тщательно наблюдай, Кто перед тобою ( Притч 23:1 ) , то есть обрати духовное внимание, Кто собеседует тебе, чтобы и ты мог совершить то, о чем добавлено, ибо сказано: Что и ты тоже должен приготовить ( Притч 23:2 ; LXX).

Читайте также: