Притча о неправедном богатстве

Обновлено: 14.11.2024

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Луки 16:10 / Лк 16:10

Евангелие от Луки 16 стих 10 — синодальный текст: Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

Симеон Новый Богослов (949−1022)

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом

Видишь ли, что верный есть тот, кому вверяется? Кто же не чувствует и не знает, чтоб ему вверено было что-нибудь, тот или не получил благодати Святого Духа, или бесчувствен, и по причине нечувствия его она отступила от него. Ибо Дух Святой, дающий людям мудрость, и ведение, и благочестие, и страх Божий, и веру, не хочет пребывать в нечувственных.

Как никто не может вести торговлю без денег, то Господь каждому верному дает, по силе его и способности, духовный динарий, то есть дар Святого Духа, который бы всегда пребывал с ним во всякое время и во всяком деле. Кому вверен такой динарий и кто получил его, тому надлежит хранить его добре и со всем усердием и терпением стараться приумножить его. И послушай, как он может умножить его. Получает, например, кто-либо дар веры и дар терпения: верою верит он в то, что обетовал ему Бог, а терпением претерпевает скорби и напасти, которые находят на него. Видя, что его встречает многое, противное тому, что обетовал ему Бог, он терпит благодушно, ожидая, пока наконец придет время исполнению обетовании Божиих. Здесь по видимости кажется, будто человек сам перетерпевает, а на деле сила благодати Святого Духа, которую он получил, она содевает в нем терпение и твердость. Если он не забудет о сей силе благодати, ему дарованной, то умножается в нем дар, и он сподобляется получить, что Бог обещал ему дать, ибо христиане верою и терпением наследуют обетования Божий. Если же он забудет о благодати и подумает, что сам своею силою вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, то теряет благодать и остается обнаженным от нее; и диавол, находя его обнаженным от Божественной благодати, помыкает им, куда хочет и как хочет, — и бывают последняя его горша первых.

Источник: Слова (Слово 40-е).

Макарий Великий (

Господь, намереваясь возвести учеников Своих к совершенной вере, сказал в Евангелии: неверный в мале и во мнозе неверен есть, «а верный в мале, и во мнозе верен есть». Что значит малое? И что значит многое? Малое — это суть обетования века сего, все, чем Господь обещал снабжать верующих в Него, например: пища, одежда и прочее, служащее к телесному покою, или здравию, и тому подобное, и о чем повелел вовсе не заботиться, с упованием надеясь на Него; потому что Господь во всем промышляет о прибегающих к Нему. Многое же — это суть дары вечного и нетленного века, какие обещал подать верующим в Него, которые непрестанно об оных заботятся и их у Него просят; потому что так заповедал им: вы, говорит, «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33). Заповедал же для того, чтобы каждый из нас испытан был сим малым и временным, верует ли он в Бога, обетовавшего снабдевать сим, если только мы не будем заботиться о том, а станем пещись о будущем, вечном.

Источник: Собрание рукописей типа II. Беседа 48.

Иоанн Лествичник (VI—VII вв.)

Кто возносится естественными дарованиями, т. е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом — и во многом неверен и тщеславен.

Источник: Слово 22. О многообразном тщеславии.

Феофилакт Болгарский (

Ст. 10−13 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Господь еще учит о том, что богатством нужно управлять по воле Божией. «Верный в малом», то есть хорошо распоряжавшийся вверенным ему имением в мире сем, верен «и во многом», то есть и в будущем веке достоин истинного богатства. Малым называет земное богатство, так как оно поистине мало, даже ничтожно, поскольку скоропреходящее, а многим — богатство Небесное, так как оно всегда пребывает и прибывает. Поэтому, кто оказался неверным в сем земном богатстве и данное на общую пользу братьев присвоил себе, тот не будет достоин и того многого, но будет отвергнут как неверный. Поясняя сказанное, прибавляет: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» Неправедным богатством назвал богатство, которое остается при нас; ибо если б оно не было неправедно, оно и не было бы у нас. А теперь, поскольку оно у нас, то очевидно, что неправедно, так как оно задержано нами и не роздано бедным. Ибо похищение чужого имения и принадлежащего нищим есть несправедливость. Итак, кто нехорошо и неверно управляет сим имением, как тому доверять истинное богатство? И нам кто даст наше, когда мы неверно распоряжаемся чужим, то есть имением? А оно чужое, так как оно назначено для бедных, а с другой стороны, так как мы ничего не принесли в мир, но родились нагими. А наш удел — богатство Небесное и Божественное, ибо там жилище наше (Флп. 3, 20). Имение и приобретение чужды для человека, сотворенного по образу Божию, ибо из них ничто не похоже на него. А наслаждение Божественными благами и общение с Богом — это сродно нам. — Доселе Господь учил нас, как должно верно управлять богатством. Ибо оно чужое, а не наше; мы управители, а не господа и владыки. Поскольку же управление богатством по воле Божией совершается не иначе, как при твердом бесстрастии к нему, то Господь прибавил к учению своему и сие: «Не можете служить Богу и маммоне», то есть невозможно тому быть слугой Божиим, кто привязался к богатству и по пристрастию к нему нечто удерживает за собой. Поэтому, если ты намерен верно распоряжаться богатством, то не порабощайся ему, то есть не имей привязанности к нему, и ты истинно послужишь Богу. Ибо сребролюбие, то есть страстная наклонность к богатству, повсюду порицается (1 Тим. 6, 10).

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 10−13 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

От верности в употреблении земного богатства Христос (стих 13) переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несоединимо со служением Мамоне. См. Мф.6:24, где это изречение повторяется.

Притчей о неправедном домоправителе Христос, имевший прежде всего в виду мытарей, научает и всех грешников вообще, как достигать спасения и вечного блаженства. В этом и заключается таинственный смысл притчи. Богатый человек — это Бог. Неправедный домоправитель — это грешник, который долгое время беспечно растрачивает дары Божии, пока Бог не призовет его к ответу какими-нибудь грозными знамениями (болезнями, несчастиями). Если грешник еще не утратил здравый смысл, то он приносит покаяние, подобно тому как домоправитель простил должникам господина те долги, какие он мог бы считать за ними. Но понятно, что вдаваться в подробные аллегорические объяснения данной притчи совершенно бесполезно, потому что тут придется руководиться только совершенно случайными совпадениями и прибегать к натяжкам: как и всякая другая притча, притча о неправедном домоправителе содержит в себе, кроме главной мысли, еще прибавочные черты, которые и не требуют объяснения.

Аверкий (Таушев)

В заключение Господь говорит: «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны: кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны: кто даст вам ваше?» — т.е., если вы в земном богатстве были неверны, не умели им распорядиться, как должно, на пользу души, то как можете вы заслужить, чтобы вам поверено было богатство духовное, богатство благодатных даров?

Источник: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

Архим. Софроний (Сахаров)

Благодать, даруемая в начале ради привлечения и обучения, иногда бывает неменьшей, чем у совершенных; однако это вовсе не значит, что она усвоена получившим сие страшное благословение. Усвоение Божиих дарований требует длительного испытания и усиленного подвига. В полноте перерождение падшего человека в «нового» (Еф. 4:22−24) совершается в три периода: первый, начальный — призыв и вдохновение на предстоящий подвиг; второй — оставление «ощутимой» благодатью и переживание богооставленности, смысл которой в том, чтобы предоставить подвижнику возможность явить верность Богу в свободном разуме; третий, заключительный — вторичное стяжание ощутимой благодати и хранение ее, связанное уже с умным познанием Бога.

Те же, что не пребыли верными «в чужом», по выражению Господа, утеряют то, что получили в начале. Здесь мы усматриваем некую параллель с притчей о талантах: «поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе… по долгом времени, приходит господин рабов тех, и требует у них отчета… получивший пять… принес другие пять талантов, и говорит: господин! пять талантов ты дал мне, вот, другие пять… я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего Подошел также и получивший два… и сказал… вот, другие два таланта я приобрел на них… хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего Подошел и получивший один талант, и сказал: господин! я знал тебя, что ты… жестокий… и убоявшись… скрыл талант твой в земле: вот тебе твое. Господин же в ответ: лукавый раб и ленивый… возьмите у него талант, и дайте имущему десять талантов… а у неимущего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25:14−29 и далее).

И эта притча, как и предыдущая, неприложима к обычным человеческим отношениям, но только к Богу: Господин не взял от того, кто потрудился над талантами и удвоил их, но все, и данное, и им приобретенное трудом, — все отдал ему в его владение, как совладельцу: «Войди в радость (обладание царством) Господина твоего». И когда неиспользованный талант оказался свободным, то и его отдает Господин «имущему десять… ибо всякому» трудящемуся над дарами Божиими «дастся и приумножится» (Мф. 25:29).

Источник: «О молитве». О болезненной молитве, в которой рождается человек для вечности.

Похожая притча

Спаситель акцентирует на них внимание слушателей, так что они звучат как заповедь: «Говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16, 9).

В начале XX века библеист Б. И. Гладков, разъясняя смысл этих слов Спасителя, сделал ошибочный вывод: «Достаточно уделить бедным частицу из накраденного и награбленного, и эти бедные, облагодетельствованные преступником, введут, то есть умолят Господа, ввести его в Царство Небесное». Такие же представления встречаются и в наши дни. Когда человек жертвует Церкви деньги, полученные нечестным путем, желая измениться, считается, что более правильным будет отдать их не на строительство или ремонт храма, а нуждающимся людям: сиротам, престарелым, обездоленным.

Святоотеческое учение единодушно отвергает столь превратное толкование слов Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст, подчеркивая, что «не хочет Христос питаться плодами любостяжания», восклицал: «Зачем ты оскорбляешь Владыку, принося Ему нечистое? Лучше ничего не давать, чем давать чужое», то есть украденное.

Тогда о каком неправедном богатстве здесь сказано? Бог говорит людям не о земных стяжаниях. Мы от рождения наделены телом, разумом, чувствами, способностью их развития — все это дано нам Господом. Не мы хозяева этого богатства, ибо сами не можем его создать или приобрести. Христос называет его неправедным, потому что это богатство временное, нужное нам только в дни земной жизни, в отличие от вечного блаженства, которое даруется праведному человеку, стяжавшему веру и благочестие, способному совершить подвиг.

Богатство неправедное — это врожденные, Богом данные свойства и качества, которыми человек распоряжается по своему усмотрению во время земной жизни, часто не придавая им значения. И постигает их ценность, только лишаясь их, как больной — утраченное здоровье, старик — остроту восприятия, утопающий — возможность дышать.

Когда же земная жизнь человека завершится, наступит его истинное обнищание — он утратит не только возможность управлять материальными ценностями, но лишится вообще всего земного, временного, преходящего, ибо переступаю черту, отделяющую земную жизнь от вечности, человек с собой ничего не берет. Само тело свое человек будет вынужден оставить: оно разлучится с душой, возвратится в землю и там истлеет.

Для чего же Бог дает человеку Свой дар — богатство этой временной жизни? Спаситель говорит, что оно необходимо нам для приобретения друзей, «чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16, 9). Иными словами, надо использовать данные нам время, силы, средства, таланты, знания, обстоятельства и события жизни для приобретения добродетелей, чтобы, лишившись после смерти всего временного, оказаться в вечном Царстве Божием. Там ничто земное нам не понадобится. Важным окажется только то, как мы распорядились им здесь, на земле: исключительно ради реализации своего эго, удовлетворения самости, исполнения своих пожеланий или для приобретения добрых навыков своей вечной души.

К такому мудрому отношению к «неправедному» (то есть временному) богатству Христос призывает всех людей. Однако каждый распоряжается им по личному усмотрению. Если человек использует его исключительно на служение себе, земное богатство перестает быть инструментом приобретения Царства Божия, а становится инструментом порабощения человека, губит его. По выражению святителя Московского Филарета, земное богатство, «с пристрастием собираемое, с пристрастием обладаемое», делается идолом сердца. Он ему поклоняется и ему служит. Так что порочно человеческое пристрастие ко всему земному – когда человек проживает время, забывая, что в конце концов надо будет дать отчет Истинному Хозяину всех благ за то, как он распорядился всем, что имеет.

По одному из толкований, друзья человека в притче — это ангелы и святые. Как единодушны между собой друзья, так и человеку надо стараться приобретать единый дух с угодниками Божиими, постигать, как они распоряжались своим земным богатством, и следовать их примеру. Конечно, святые молятся пред Господом о спасении всех людей, но спасаются не все, а только проявляющие волю ко спасению. Причем не дела спасают человека, а Бог по Своей милости, человек же через приобретение добродетелей становится способным воспринять эту милость.

Люди, всецело поглощенные земным и имеющие о Боге лишь смутные представления, даже если они считают себя верующими и носят крестик, обкрадывают себя в вечности. В любой момент их может постигнуть участь богатого сибарита из притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16, 19—31). Тот никому не причинял зла – просто жил исключительно земными интересами: роскошно одевался, ежедневно устраивал пиры. Так за всю жизнь он ничего доброго и не сделал. А после смерти, оказавшись в аду, богач напрасно просил святого патриарха Авраама об облегчении своих мук или хотя бы о вразумлении своих братьев — таких же, как он, любителей праздной жизни. Ибо Господь дал человеку не только временные блага, но и руководство к их правильному использованию — законы Божии.

Похожая притча

Снова обратимся к притче и постараемся глубже вникнуть в ее смысл. Она говорит нам о том, что мы не являемся полноправными хозяевами своего земного «имения» – мы лишь временные его пользователи, и оно ценно только в той мере, в какой может подготовить нас к вечности. Туда человек ничего с собой не возьмет, ни ученость, ни мастерство, ни любые практические способности там не пригодятся.

Ко всему, чем мы обладаем в земной жизни, надо относиться как к Божьему дару и помнить, что за все свои решения нам придется отчитываться перед Подателем всех благ — нашим Творцом. Следовательно, все мы являемся должниками перед Господом. И поступать по отношению к другим людям надо так же, как управитель в притче: проявлять снисхождение и оказывать милость, поступаясь своим временным имением ради приобретения будущих вечных благ. Это неоднократно повторяющаяся в Евангелии истина и духовный закон: мы спасаемся через своих ближних. Вспомним, что писал апостол Иоанн Богослов: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20).

Только надо учитывать два момента. Во-первых, благотворить (делиться своим даром, способностями, богатством) нужно ради Христа, а не с иными целями, иначе пользы от благотворения человеку не будет. Во-вторых, не стоит понимать слова «благотворение», «милостыня» в узком смысле. Благотворение — это проявление любого добра по отношению к ближнему, все, что человек может сделать благого, используя свое время, силы, способности.

Не всегда обязательно, а порой и недостаточно, оказать денежную помощь. Иногда намного важнее выразить искреннее участие, поддержать, сказать доброе слово, посочувствовать, помолиться, дать полезный совет, то есть пройти с другим человеком его поприще — трудную ситуацию, неравнодушно отнестись к его горю, даже если со стороны оно кажется незначительным.

Однажды к преподобному Амвросию Оптинскому пришла со своей бедой женщина, у которой не неслись куры. Все над нею посмеивались и даже негодовали: нашла из-за чего старца тревожить. А преподобный воспринял ее беду с искренним сочувствием, сказав, что в этих курах заключена вся жизнь этой женщины, и вымолил ей помощь от Бога. Его молитвы помогали даже в безвыходных ситуациях, потому что чужое горе он принимал в свое сердце и молился за чужих людей, как за себя.

В своем наставлении о спасении преподобный Серафим Саровский в образной форме призывает каждого использовать свой дар — торговать тем товаром, какой у кого лучше идет, с которого больше получается духовной прибыли, чтобы богатеть для Неба. Можешь молиться — молись, умеешь заработать большие капиталы — не трать все на себя, не припасай внукам и потомкам до десятого поколения, поделись с нуждающимися, с тем, кто находится рядом с тобой (к примеру, с подчиненным) или со встреченным в пути (его тебе Бог послал). Какой имеешь от Бога дар, таким и помогай ближнему.

И не надо ждать особого случая, какой-то чрезвычайной возможности, чтобы проявить свой талант во всей силе. Следует использовать каждый удобный повод для помощи другому человеку и облегчения его тягот, от всего сердца, искренне проявляя христианскую любовь.

В завершение притчи Спаситель говорит, что «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). Толкователь Евангелия блаженный Феофилакт Болгарский, поясняя эти слова, писал, что Господь «малым называет земное богатство, так как оно поистине мало, даже ничтожно, ибо скоропреходящее, а многим — богатство небесное, так как оно всегда пребывает и прибывает». При правильном применении нам всецело не принадлежащего — чужого, малого богатства временной жизни (даже если это миллионы), мы можем обрести богатство собственное и непреходящее — неизреченное блаженство вечного пребывания в Небесном Царстве.

Человек, который всей душой привязан к ничтожным ценностям земной жизни, утрачивает способность быть с Богом, потому что «никакой слуга не может служить двум господам, — разъясняет Христос, — ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16, 13).

Однажды мне пришлось быть свидетелем такого диалога: «Ну как, ходили вы с семейством на Пасхальную службу?» — «Да нет, в этом году даже на крестный ход не выбрались — так умаялись за день на огороде, что к ночи уже никаких сил не осталось». Даже если мы никого не обманываем, не воруем, а просто все свое время уделяем только земному существованию, мы забываем о Господе и теряем живую связь с Ним.

У любого человека существует своя внутренняя иерархия ценностей: на первом месте у него или Бог, или маммона — образ абсолютной преданности земному. «Если ты раб житейских попечений, — предупреждает святитель Филарет, — то не можешь в то же время быть рабом Божиим».

Похожая притча

Скажут: но если Господь под неправедным богатством разумеет и то денежное богатство, которое досталось истинным трудом или по законному наследству, то почему Он приводит в пример нечестного управителя, который тайно раздавал чужое, чтобы потом кормиться у облагодетельствованных чужим добром бедняков? Ответ простой: Господь вовсе не хочет одобрить такого поступка нечестного управителя, и если «похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил» (Лк 16, 8), то это не было похвалой нравственного одоления, а похвалой иронической, похвалой ловкости бесчестного человека. Но Спаситель, как и в других случаях, так и здесь, приводит такой неодобрительный в земной жизни поступок, подобие которого в жизни духовной весьма одобрительно.

Такова притча о судье неправедном, «который Бога не боялся и людей не стыдился» (Лк 18, 2), и притча о женщине (сребролюбивой и неумной), нашедшей потерянную драхму. Подобно тому и здесь, вовсе не одобряя поступка неверного управителя, Господь предлагает слушателям научиться в духовной жизни той предусмотрительности, которую обнаружил управитель в жизни земной. Чье имущество он раздавал? Хозяйское. Чье же на самом деле и то имущество, которым владеем мы? Конечно, Божие, а мы только временно им заведуем, пока живем на земле, а придет час смерти нашей и суда Божия, и Господь отнимет от нас это имущество.

Итак, если мы только временные распорядители этого имущества, то зачем его беречь? Будем раздавать его тем, кто может быть для нас полезным, когда Господь лишит нас земной жизни, а с нею вместе и всякого имущества. Кто же эти приобретаемые неправедным (то есть вещественным или денежным) богатством друзья, которые, когда мы обнищаем (то есть умрем), могут принять нас «в вечные обители»? Это бедняки, которые своей молитвою об упокоении душ наших будут открывать нам двери Царства Небесного. Сии слова Господни направлены против отрицателей молитвы за умерших, то есть против протестантов всех видов.

Этим словам Господним подобны и Павловы, дальнейшие после приведенных нами выше, в коих апостол учит Тимофея увещевать богатых, «чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим 6, 18—19). Напротив, богачу, чуждому любви к бедным, Господь в другой притче угрожает внезапной смертью, вопрошая при этом: «Так кому же достанется то, что ты заготовил?» «Так бывает с теми, — заключает Свою притчу Спаситель, — кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк 12, 20—21).

Во всех сих изречениях Христа и апостола раскрывается та же мысль, что и в притче о неверном управителе, — именно то, что раздавать имение бедным есть не только дело любящей души, но и простого благоразумия; имение это все равно у нас не вечное, оно даже и не наше, а Божие; будем же его менять на вечное достояние через благотворительность.

Читайте также: