Притча о змее агрессия

Обновлено: 25.04.2024

У величественной и полноводной реки, где густая зелень джунглей касается губами неспешности голубого полотна воды, в небольшой деревне жило племя людей. Жизнь их текла размерено и привычно. День грядущий ничем не отличался от дня прошедшего. Мужчины охотились в джунглях на зверей и птиц, ловили в прохладной речной глубине рыбу. Женщины выращивали и собирали фрукты и овощи, ягоды и хлеб, рожали и воспитывали детей. Так текли, сменяя друг друга, над этой деревней годы, десятилетия, столетия.


Но однажды в деревню пришел смертельный ужас. Древний кошмар с кровожадными зелеными глазами, с неслышными и мягкими движениями, с буграми мышц, перекатывающимися под желтой шкурой с черными полосками, с неутолимым голодом, горевшим в узких зрачках.


Тигр-людоед. Он нападал на жителей деревни. На охотников в джунглях, на рыбаков на берегу реки. Он нападал даже на женщин, которые, в отсутствии мужчин, уходивших на охоту и рыбалку, оказывались беззащитными перед вездесущим убийцей и людоедом. Нападал посреди солнечного дня, утаскивая свои жертвы в заросли кустов и лиан, где пожирал их трепещущую от дикого ужаса и невыносимой боли плоть. Порой он приходил в деревню по ночам, неслышно ступая своими лапами. Забирался в дома к спящим людям и уносил их детей, которые были для него настоящим лакомством.


Ничто не могло спасти от него. Тигр-людоед казался вездесущим и неуязвимым, словно посланная небесами кара. Как сама смерть. Его не пугали ни огромные псы, которых люди держали на привязи у своих домов, ни горевшие круглыми сутками костры. Он обходил любые ловушки и капканы. Он легко уходил от облав, которые устраивались на него. Многие самые сильные, опытные и отважные охотники уходили в джунгли, чтобы убить людоеда. Но ни один из них не вернулся обратно в деревню.


Однажды маленькая девочка играла на полянке, что в нескольких сотнях шагов от деревни. Было солнечное и очень теплое утро. Девочка забыла про опасности. Она забыла, что нельзя, даже днем, покидать границы деревни без защиты взрослых. И тигр увидел ее. Он неслышно выскользнул из темных и прохладных зарослей. Его зеленые глаза с узкими желтыми зрачками были устремлены на маленькую жертву. Движения тигра были плавными. Шаги неслышными. Девочка не видела подкрадывавшуюся к ней смерть. А тигр, почти незаметный в высокой траве, был все ближе и ближе к ней.


Люди заметили угрожавшую девочке смертельную опасность. Они стали шуметь, колотить в посуду, хлопать в ладоши и громко кричать, чтобы отвлечь внимание тигра от девочки. Но тигр даже не посмотрел в их сторону. Мужчины с копьями в руках бросились на ее спасение. Но велико было расстояние между ними и страшным зверем, все внимание которого было приковано к маленькой жертве. Люди с ужасом поняли, что не смогут ничем помочь девочке, что она обречена на страшную и мучительную смерть от когтей и зубов ужасного зверя.
Вот он припал к земле, оскалив свои страшные клыки. Его глаза горели зеленым огнем, а желтые зрачки стали похожи на два узких входа в мир смерти. Бугры эластичных мышц перекатывались под желто-черной шкурой. Вот он сделал шаг. Потом еще один, готовясь к прыжку. Но в то же мгновение дико взвыл, подпрыгнул, упал и завертелся юлой, разбрызгивая вокруг себя хлопья пены из пасти. А потом сдох, глядя своими остекленевшими и уже ничего не видящими злыми глазками в бездонное голубое небо. Побежавшие люди успели только заметить, как среди высокой травы блестящей чернотой мелькнуло длинное грациозно изгибающееся тело змеи.


Жители деревни провозгласили змею спасительницей ребенка и избавителем деревни от ужасного тира. Ей были возданы божественные почести. В деревне родился культ Змеи.


В центре деревни ей поставили изваяние из редкого черного камня высотой в два роста самого высокого воина. К подножью этого изваяния люди приносили гирлянды ярких цветов, мисочки с медовым рисом и блюдца с молоком. У изваяния змее заключались браки и совершались суды. Люди верили, что если прошептать изваянию свою просьбу или рассказать о своем самом заветном желании, а потом трижды поцеловать его, то желание или просьба обязательно исполнятся и сбудутся. А три раза в год вся деревня устраивала «Ночь Змеи», когда все жители украшали свои дома рисунками спасительницы от тигра-людоеда, наносили ее изображения на свои тела и лица и всю ночь предавались безумству радостных танцев и сладкого вина в честь Великой Змее. По деревне носили змею, сплетенную из множества ярких платков и прекрасных цветов, росших по берегам древней реки. Считалось, что ребенок, зачатый в эту ночь, никогда не будет знать несчастий и болезней. Ему всегда будут сопутствовать только радость и удача.


Змее посвящали стихи. Ее именем называли месяцы и дни недели. Ее рисовали на стенах домов и детских колыбелях. Каждый житель деревни вырезал из камня амулет – головку змеи – и носил его, не снимая ни на секунду и истово веря, что амулет сможет защитить его от любых несчастий. К змее люди обращали свои молитвы. Встретить на своем пути змею было самой лучшей приметой. Змею, которая заползала в дом, никогда не прогоняли, ведь она приносила в дом удачу. А уже если змея заползла в колыбель ребенка, то это считали божественным знаком, свидетельствующим, что ребенок отмечен Духом Великой Змеи и ему суждено стать вождем племени или самым сильным, отважным и известным охотником и воином.


Убить же змею считалось самым страшным грехом и преступлением. Совершившего такое забивали камнями, а его труп оставляли в джунглях на съедение диким зверям. Если кто-то по неосторожности причинял вред змее, то его изгоняли из деревни, чтобы необдуманный поступок не навлек на всех жителей немилость змеи.


Девочка, которую змея спасла от тигра-людоеда, почиталась всеми жителями деревни как Дочь Матери-Змеи. Ей приносили дары, у нее испрашивали благословения, она дарила счастье тем, кто ей приглянулся. Ее дети, внуки, правнуки, дети и внуки ее правнуков были Потомками Змеи. Они вершили в деревне суд и следили за соблюдением всех традиций культа змеи.


Сама же змея, ужалившая и убившая того достопамятного тигра-людоеда, так никогда и не узнала, что стала для жителей деревни настоящим богом. А если бы и узнала, то очень этому удивилась. Ибо она и не думала спасать девочку от когтей и клыков кровожадного убийцы. Она вообще никогда и никого не собиралась спасать. Просто тигру нужно было внимательнее смотреть, куда он ставит свою лапу.

Похожая притча

– установление доверительных внутригрупповых отношений;
– поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими;
– психологическая коррекция детских обид.

– развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием;
– обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
– накопление психологических знаний о безопасных способах выражения агрессии.

Материалы и оборудование: магнитофон; диск с релаксационной музыкой; плакат “Правила работы в группе”; бланки с высказываниями; ручки; карточки, на которых написаны варианты, когда человек применяет агрессию; надувные шарики красного и зелёного цвета; -поле для составления таблицы “Опасные и безопасные способы выражения агрессии”; карточки со способами выражения агрессии (раздаточный материал).

Ход занятия

Цель: обозначить тему, цели тренинга, настроить на работу, рассказать о правилах работы в группе. Материалы: заготовленные правила

Воспитатель: “Тема нашего занятия “Берём агрессию под контроль”. На занятии мы будем учиться управлять своими эмоциями, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение”.

Воспитатель просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе: две ладони смотрят на психолога – “я готов сегодня работать активно”; ладони повернуты тыльной стороной к психологу – “я не готов сегодня работать активно”; одна ладошка “лицом”, а другая тыльной стороной – “я готов работать, но у меня сегодня нет настроения”.

Воспитатель: “Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Давайте посмотрим, что это за правила”. ( Приложение 1 )

2. Упражнение “Новое, хорошее”.

Цель: актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы.

Ведущий по кругу просит ответить на вопрос “Что нового, хорошего произошло у вас за последние дни? Что красивого, весёлого вы видели?” Иногда кто-то из участников говорит, что у него ничего хорошего не было. В этом случае важно напомнить, что радости в жизни бывают не только большие. Приятные эмоции может вызвать любая мелочь, просто важно помнить об этом и обращать на такие мелочи своё внимание.

Воспитатель: “Достаточно часто можно увидеть, как некоторые ребята дерутся. Как вы думаете, что является причиной драк?”

Воспитатель: “Вы правы. Любая драка является следствием агрессии человека”.

Воспитатель: “В словаре даётся такое определение агрессии: агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим”.

Воспитатель: “ Я хочу рассказать вам одну притчу о змее. Послушайте внимательно. Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями”.

Воспитаель: “ Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях? Не спешите с ответом. Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны варианты, когда человек применяет агрессию. Вам нужно выбрать те варианты, когда человеку агрессия необходима”.

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.
Конструктивная агрессия
направлена на защиту себя и других.
Деструктивная агрессия направлена оскорбление или причинение вреда другому живому существу. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.

4. Упражнение “Мне так не нравится, когда. ”

Цель : осознание собственного опыта, диагностика проблемных ситуаций, получение поддержки от окружающих (“я не один такой”). Материал : бланки с высказываниями, (Приложение 3) ручки. Ведущий предлагает детям найти как можно больше вариантов продолжения предложения:

Мне так не нравится, когда…

Я просто вне себя, когда…

Я не могу стерпеть…

Высказывания напечатаны на отдельных листах, и каждый участник пишет несколько продолжений для каждого из высказываний. Затем участники озвучивают свои ответы, а ведущий выписывает ответы на доску.

5. Упражнение “Рассерженные шарики”.

Цель : помочь ребенку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека; активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы ребенок мог увидеть, почувствовать, “услышать” раздражение и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл. Материал : надувные шарики красного и зелёного цвета (на каждого участника).

Воспиатель: “Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.
Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях”.

Воспитатель : “Ребята, а сейчас мы посмотрим, что бывает с нами, когда мы выходим из себя и не можем что-то стерпеть.( Вызывается помощник-доброволец из группы. )

Ведущий просит помощника надуть красный шарик и завязать его.

Воспитатель : Ребята, представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения и гнева. Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него? Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным? Давайте посмотрим, что произойдёт, если человека переполненного раздражением, обидой или гневом задеть?”

Ведущий просит помощника прыгнуть на шарик.

Воспитатель : Что случилось с шариком? Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему? Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх.) Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным? Давайте теперь надуем зелёный шарик, но завязывать его не будем” Воспитатель просит помощника держать шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

Воспитатель : Вы помните, шарик – это человек, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева. А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился? Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь? Гнев – малоприятная эмоция, поэтому часто его проявление оказывается под запретом. Но если запретить себе его проявление, гнев никуда не денется. Очень важно научиться проявлять свой гнев. Ребята, когда мы выражаем гнев и раздражение, контролируя их, то они могут “выйти” из человека, как воздух из нашего шарика и никому не причинят вреда”.

6. Упражнение “Опасные и безопасные способы выражения агрессии” Цель: получить знания о безопасных способах разрядки гнева. Материал: поле для составления таблицы “Опасные и безопасные способы выражения агрессии”; карточки со способами выражения агрессии (раздаточный материал) ( Приложение 4 ).

Воспитатель: Сейчас я раздам вам карточки, на которых написаны различные способы выражения агрессии. Ваша задача – определить, какой это способ выражения агрессии опасный или безопасный и поместить свою карточку в соответствующее поле таблицы. Важно, чтобы участники пришли к выводу: “Управлять своим гневом – значит уметь его правильно выражать, а не искусно прятать”.

7. Упражнение “Рубка дров”.

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры.

Воспитатель говорит следующее: “Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: “Ха!”
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

8. Упражнение “Выставка”.

Цель : разрядка агрессивных эмоций.

Материал: магнитофон, диск с релаксационной музыкой.

Воспитатель. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните 3–4 раза.
Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии разных людей. Вы ходите, рассматриваете их лица. Вы видите фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели. Вы проходите в другую комнату. Здесь размещены фотографии людей, которых вы любите. Их лица излучают тепло, доброту, понимание. Вы знает, что они вас любят. А сейчас мы снова окажемся в нашем классе.
После упражнения происходит обмен мнениями: Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?

Цель : получение обратной связи

Ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие, что понравилось или, что не понравилось в ходе занятия, подводит итоги занятия.

Похожая притча

Цель: Дать обучающимся представление об агрессивном поведении, выработать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.

Тетради, ручки, бланки теста «Диагностика состояния агрессивности» (опросник Басса-Дарки), текст «Притча о змее», релаксационная музыка.

1. Работа по теме занятия.

Психолог. Подумайте, нужна ли человеку в жизни агрессия? В процессе обсуждения желательно вспомнить о назначении эмоций в жизни человека.

Психолог. А теперь давайте послушаем «Притчу о змее».

«Притча о змее»

Жила была на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями.

Психолог. Какой вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна агрессия человеку? В каких случаях?

В результате обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.

Обучающиеся делают записи в тетрадях:

КОНСТРУКТИВНАЯ агрессия направлена на защиту себя и других, на завоевание независимости и свободы.

ДЕСТРУКТИВНАЯ агрессия – это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутверждения за счет других.

2. Диагностика агрессии у подростков. Опросник Басса-Дарки.

Цель: Определение мотивационной агрессии и негативных эмоциональных переживаний подростка.

Опросник Басса-Дарки выявляет такие формы агрессивности и враждебных реакций, как:

1.Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

2 . Косвенная агрессия — под этим термином понимают как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, — злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, — взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются неправильностью, ненаправленностью и неупорядоченностью.

3. Склонность к раздражению (коротко - раздражение) - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости и грубости.

4. Негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; такое поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — чувство, вызванное завистью и ненавистью к окружающим, обусловленное горечью, гневом на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

8. Кроме того, выделяется восьмой индекс - чувство вины. Он выражает возможное убеждение обследуемого в том, что тот является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, то я не выполню просьбу.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.

8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14.Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражен, чем кажется.

20.Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня;

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они те зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня угнетает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости я иногда бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я понастоящему ненавидел.

45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все звали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым легко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я не могу вспомнить случая, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов

1. Физическая агрессия; ответы "да" - в вопросах 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; ответы "нет" - 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия: ответы "да" - в вопросах 2, 10, 18, 42, 34, 56, 63; ответы "нет" - 26, 49.

3. Раздражение; ответы "да" - в вопросах 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; ответы "нет" - 11, 35. 69.,

4. Негативизм: ответы "да"— в вопросах 4,12, 20, 28; ответ "нет" — 36.

5. Обида: ответы "да" — в вопросах 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; ответ "нет" - 44.

6. Подозрительность: ответы "да"— в вопросах 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; ответы "нет" - 63, 70.

7. Вербальная агрессия: ответы "да" — в вопросах 7, 15, 23, 31, 46, 53. 60, 71, 73; ответы "нет" - 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины: ответы "да" - в вопросах 8, 16, 24, 32, 40, 47,

Психолог. Подумайте, в какой форме чаще проявляется ваша агрессия? Как вы с ней справляетесь?

Упражнение «Выставка»

Психолог. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните 3-4 раза.

Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все , что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.

После упражнения происходит обмен мнениями:

Какая была ситуация?

Трудно ли было представить свои ощущения?

Менялись ли ваши ощущения?

3. Анализ занятия.

Психолог задает вопросы для обсуждения:

Какие способы снятия гнева для вас наиболее приемлемы?

Нужно ли учиться снимать гнев?

Можете ли вы оценить свои возможности в овладении способами снятия агрессивного состояния?

4. Домашнее задание.

Психолог. Попробуйте в момент нахлынувшего гнева и возмущения поругаться смешными словами, например: «Бом-тили-бом-тили-бом», и отмечайте, как раздражение и злоба уходят.

Похожая притча

Вблизи одной деревни жила злая Змея.Она нападала на всех, кто проходил
около дерева, на котором она обитала. Многие от ее укусов болели ,иные
умирали. Все боялись и ненавидели Змею.
Однажды около ее дерева остановился странствующий Монах. Вся деревня
решила , что дни его сочтены. Но Монах обладал божественным даром, разговора
с животными, зверями, птицами. Он укорил Змею за ее поведение. Змея послушалась
Монаха и перестала кусать людей.
Со временем , страх к Змее пропал. Люди, кто нечаянно, кто умышленно
наступали ей на хвост. Мальчишки били камнями. В общем, через год, Змея
имела " бледный вид" и побитую шкуру.
И надо так случиться, что тот же Монах, возвращался назад этой дорогой.
Когда он увидел Змею, то воскликнул:
-Ты не поняла смысл проповеди, Я сказал: "Не нападай без надобности".
И не говорил" Не защищайся".

© Copyright: Александр Ас, 2015
Свидетельство о публикации №215062301689 Рецензии

Хорошая притча. Я её читала, если не ошибаюсь, в "Провозвестии Рамакришны." Правда, там она была длиннее.

На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Похожая притча

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: