Притча о начинающем войну и приступающим к построению дома

Обновлено: 28.04.2024

…Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: «Этот человек начал строить и не мог окончить»?

Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

Епископ Александр (Милеант), с. 294:

Сердце легкое тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах. Эта немощь встречается почти у всех. Как же избегнуть такой несостоятельности пред самим собой и пред другими? А вот как: не начинай ничего, не обдумавши и не рассчитавши, что на предпринимаемое достанет сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по сказанию тех же приточных внушений Господа, чтоб вооружиться наперед самоотвержением и терпением. Посмотри, есть ли у тебя эти подпоры всех тружеников в добре, и если есть, начинай дело, а если нет, то наперед запасись ими. Если запасешься, то, что ни встретится на пути к намеренному, все перетерпишь и преодолеешь, и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что коль скоро трудновато дело – брось, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания.

Похожая притча

Для того, чтобы жить подлинной духовной жизнью, недостаточно быть усердным, нужно стать благоразумным. Без благоразумия, одно наше усердие может превратиться в «ревность не по разуму», и приведёт к печальным последствиям, таким, как прелесть, т.е. самообольщение (что есть духовное самоубийство) или фанатизм - нетерпимое отношение к верованиям и духовной жизни других людей.

Святые Отцы Церкви называют благоразумие рассудительностью или даром рассуждения и считают рассудительность совершенно необходимой для успеха в совершении добрых дел и в развитии добродетелей. По учению Отцов Церкви, сама рассудительность является важной добродетелью.

Преп. Антоний Великий пишет: «Многие добродетели прекрасны, но иногда от неумения или чрезмерного увлечения ими может произойти вред. Рассуждение - это добродетель, которая учит и настраивает человека идти прямым путём, - не уклоняясь на распутия. Если мы будем идти прямым путём, -продолжает великий египетский подвижник, - то никогда не будем увлечены врагами нашими, ни справа - к чрезмерному воздержанию, ни слева - к нерадению, беспечности и лени. Рассуждение есть око души и ее светильник. . Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога».

Подлинно рассудительный человек тот, кто сочетает в себе знания, опыт и прозрение в духовную сущность явлений. Чтобы указать Своим последователям необходимость быть благоразумными в духовной жизни, Христос дал нам две притчи - о строителе башни и о царе, готовящемся к войне. Обе эти притчи сохранил евангелист Лука.

В этих двух притчах Спаситель предупреждает решивших следовать за Ним о необходимости рассчитать свои силы и должным образом приготовиться к этому подвигу, развивая в себе для этого необходимые способности и, прежде всего, самоотвержение, чтобы не оказаться пораженным духовными врагами и не отказаться от спасительного решения.

Главная мысль, высказанная Спасителем в притче о башне, заключается в словах: «имеет ли он, что нужно для совершения». Эти слова должны служить христианину стимулом к самоанализу и развитию в себе, напряжением воли, рассудительности и добродетели самопожертвования. Этот же смысл мы встречаем во второй притче о царе, собирающемся в поход. Кроме того, в этой притче говорится о борьбе с трудностями и искушениями, которые неизбежно встречаются при совершении добрых дел. Для того, чтобы преодолеть трудности и искушения, нужно проявить рассудительность.

В Евангелии от Матфея (Мф. 8: 19-20) мы читаем об одном книжнике, который выразил намерение следовать за Христом, куда бы Он ни пошёл. Господь видел, что книжник не был готов к подвигу безоговорочного следования за Ним и нуждался в более длительном пребывании под Его влиянием для того, чтобы освободиться от свойственных книжникам предрассудков. Не отвечая ему отказом, не лишая его возможности в дальнейшем выполнить своё благое намерение, если оно серьёзно, Господь указал ему на свой страннический образ жизни, предупреждая этим о трудностях на пути следования за Ним, которое, без известной подготовки, может оказаться книжнику не по силам. Христос даёт книжнику время подумать, стать рассудительным, прежде, чем пойти за Ним.

Притчи о строителе башни и о царе, готовящемся к войне говорят не только о благоразумии, но и о самоотверженности. Вот почему обе эти притчи связаны с учением Христа о несении креста. Сердцевина этого учения заключена в краткой фразе: «Кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 27).

Выражение «брать крест» или «нести крест» и означает - добровольно идти на страдания и даже на смерть, если придётся. Образ для этого выражения взят от римского обычая, по которому осуждённые на распятие сами несли позорное орудие смертной казни - крест - на место казни (Ин. 19: 17), что ещё больше увеличивало их страдания.

Евангельское изречение «Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф. 10: 38) служит предостережением всем номинальным христианам, которые могут быть внешне даже близки к Церкви, но в которых привязанность к миру и поглощённость его утехами и заботами преобладают над любовью ко Христу и над построением своего внутреннего храма, т.е. над совершенствованием своей души

Таков узкий путь Христов.

Ученик Христа не может не знать, почему неизбежно так бывает. Только тот, кто умалится, как дитя, может принять Царство Небесное. Умалиться, значит сделаться кротким, незлобивым, чуждым всякого вида насилия и гордости, а «мир» будет всячески бить и поносить это добровольное дитя. Христос принёс миру жизнь и радость, а удел учеников Его - печаль, страдания и скорби. Пока в мире существует горе и страдание, до тех пор это всегда будет уделом всякого нелицемерного слуги Христова. Идущие за Христом не могут быть богатыми в мире пока царит в нем нужда и нищета. Христианин не может быть беззаботно весёлым в мире, когда всюду в нём слезы и болезнь. Христианин не может быть гордым, потому что всякий его недостаток является источником не радости, но скорби; мстительным не может быть христианин, потому что тогда он отпадает от общения со своим Спасителем. Насилием не может действовать последователь Христа, потому что в этом случае не по Его стопам пойдёт он в своей жизни. А без всего этого, без богатства, без пресыщения, без самодовольства, без гордости, насилия, мести, - без всего этого, что достанется в удел христианину, если не скорбь и лишения?

Итак, страдания в жизни христианина неизбежны и необходимы. По словам свят. Игнатия Брянчанинова «. без них немыслим подвиг христианский». Но страдания спасительны только тогда, когда смиренно принимаются из рук Божиих, ибо Бог назначает в общем замысле спасения человечества и особый частный план жизни и особое задание для каждой отдельной души, не только выдающейся по своим духовным качествам и служению Господу, но и для каждой самой скромной души, -маленькой частицы целого. «Один только Триединый, Триипостасный Бог ведает всё, что каждому полезно и нужно, и какой крест он может и должен понести», - пишет Игнатий Брянчанинов.

Похожая притча

Эту притчу, которую некоторые церковные писатели называют притчей «о виноградарях, призванных на работу в разное время дня», мы встречаем в Евангелии от Матфея:

«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию в день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и сказал им: идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; И, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 20: 1-16).

На заре истории Церкви, призывающее к Царству Небесному Слово Божие, прозвучало прежде всего в среде еврейского народа. Древний Израиль, устами ветхозаветных пророков, вплоть до св. Иоанна Предтечи, а в конце веков - устами Самого Богочеловека, первым был призван к работе в винограднике Господа Бога.

Затем Благая Весть пронеслась трудами свв. апостолов и других проповедников по всему миру. Евангелие все время призывает отдельных людей и целые народы к работе на ниве Христовой, зовет к Божьему труду всех, «стоящих на торжище праздно», то есть духовно-безработных.

«Часы» - третий, шестой, девятый, одиннадцатый - могут означать или различные эпохи в истории Церкви, когда те или иные народы впервые призываются к участию в строительстве Царства Божия, или же различные моменты в индивидуальной жизни человека (ранняя юность, зрелый возраст, старость), когда сердце впервые слышит и принимает призыв Слова Божия.

«Вечер» - это конец рабочего дня, то есть символически - конец земной истории Церкви или же конец индивидуальной жизни человека, смертный час его.

Как хозяин виноградника сам вышел искать себе работников, так и Христос Сам призывает к Себе делателей: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16), - говорит он Своим апостолам. Всякая добрая мысль, доброе побуждение потрудиться для Господа, для спасения своей души, приходит от Господа: Господь зовет всех ко спасению, зовет трудиться в Свой виноградник, в Свою Церковь; а от человека зависит -послушать или не послушать этот Божественный зов, принять к сердцу благодатное внушение или воспротивиться ему. В этом - свобода человека.

«Динарий» - это награда вечного блаженства на небе. Пришедшие «рано поутру» и пришедшие поздно получили одинаковое вознаграждение. Это очень огорчило пришедших рано и они стали роптать на хозяина. Здесь человеческая, формальная справедливость, хочет противопоставить себя Божественной щедрости и любви.

Виноградари не стали бы роптать на хозяина, если бы он дал «последним» меньше одного динария, то есть сумму недостаточную для дневного пропитания; им не было дела до пришедших «последними», в их душах проявилась зависть, недружелюбие, осуждение, якобы, несправедливой щедрости хозяина, шедшей в ущерб их гордости - как это он мог сравнить их, призванных «первыми», с теми, кто пришли «последними».

Подобным образом говорил и старший брат в притче о блудном сыне: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15: 29-30).

Вся эта гамма морально ничтожных чувств, которые обуяли «первых» (и старшего сына из притчи о блудном сыне), уже, в сущности, подорвала качество их труда на ниве Господней. Ведь с дурным настроением можно работать и целый день и все же ничего доброго не сделать; а можно и в «один час» сделать больше и лучше, если работа совершается при полном усердии, любви к делу и доверии к хозяину.

У виноградарей оценка оказалась формальной, а у хозяина духовно моральной. И по этой оценке, «последние» стали «первыми, и «первые» - «последними», а, может быть, и вовсе лишились участия в Царстве Небесном. «Ибо, - добавил Христос, - много званных, а мало избранных» (Мф. 20: 16).

Этой притчей Господь учит нас тому, что благодать Божия, как и вечная жизнь, дается человеку не в результате арифметического подсчета количества его дел или по времени его пребывания в Церкви, но по милости Божией. Иудеи думали, что им, как первым членам Царства Мессии, полагается большая награда по сравнению с христианами нееврейского происхождения, присоединившимися к этому Царству позже. Но у Бога совсем другая мера праведности. На его весах искренность, усердие, чистая любовь, смирение более ценны, чем внешняя и формальная сторона человеческих дел. Благоразумный разбойник, покаявшийся так поздно и искренне на кресте и всем сердцем поверивший в отвергнутого и истерзанного Спасителя, удостоился Царства Небесного наравне с другими праведниками, которые служили Богу с раннего детства.

Прекрасное приложение этой притчи Господа делает св. Иоанн Златоуст в своем неподражаемом Пасхальном слове: «Кто благочестив и Боголюбив, пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, пусть войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, тот получит ныне динарий. Если кто от первого часа работал, пусть примет справедливую плату. Если кто пришел после третьего часа, пусть празднует благодаря. Если кто поспел к шестому часу, пусть нисколько не сомневается - ибо никак не будет отвергнут. Кто опоздал к девятому часу, пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто достиг одиннадцатого часа, да не устрашается промедления: любвеобилен Владыка - и принимает последнего, как первого: упокоивает пришедшего в одиннадцатый также, как и делавшего с первого часа. И последнего милует, и первому угождает, и тому даёт и этому преподносит и дела принимает и намерения целует, и делания почитает и рассуждения хвалит. Посему войдите все в радость Господа Своего: и одни и другие принимайте награду; богатые и убогие, ликуйте друг с другом. Воздерженники и ленивые, почтите этот день. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, все наслаждайтесь пиром веры: принимайте все богатство благости. »

Похожая притча

В притче о двух сынах второй из них проворно «сказал: иду. и не пошел» ( Мф.21:30 ). Это образ всех скороспелых благонамерений, которые привести в исполнение не достает потом постоянства, воли и терпения. Сердце легкое тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах. Эта немощь встречается почти у всех. Как же избегнуть такой несостоятельности пред самим собой и пред другими? А вот как: не начинай ничего не обдумавши и не рассчитавши, что на предпринимаемое достанет сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по сказанию тех же приточных внушений Господа, чтоб вооружиться наперед самоотвержением и терпением. Посмотри, есть ли у тебя эти подпоры всех тружеников в добре, и если есть, начинай дело, а если нет, то наперед запасись ими. Если запасешься, то, что ни встретится на пути к намеренному, все перетерпишь и преодолеешь, и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что коль скоро трудновато дело – брось, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобою никогда того, чтобы ты сказал – иду, а потом не пошел.

Читайте также: