Притча о монахе и блуднице

Обновлено: 14.11.2024

Сказал Господь такую притчу: у одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Господь сказал: «А как вам кажется?» Притча, начинающаяся такими словами, обращена к духовным руководителям Израиля, первосвященникам и старцам. Только что Христос изгнал торгующих из Храма, затем по слову Его засохла бесплодная смоковница. Власти Иерусалима с возмущением спрашивают Его, по какому праву Он делает это. Господь отвечает тремя притчами – притчей о двух сыновьях, притчей о злых виноградарях и притчей о званых на пир. Крестные Страсти Господа приближаются. Те, кто должен был принять Его, отвергают Его. Но мы должны увидеть, что евангельские притчи касаются не только других. Они обращены к каждому из нас. Не кого-то, а нас спрашивает Христос: «А как вам кажется?»

«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел». Что вы думаете по этому поводу? Наша первая реакция – возмутиться молодым человеком, который так развязно говорит со своим отцом. Но затем мы исполняемся к нему симпатией. Он решает поступить как ему было сказано, и идет исполнить волю отца. В этой очень простой истории нам не дается никаких объяснений. Нам только показано, как человек раскаивается и меняется.

И в этом может быть утешение и укрепление для нас. Современная философия и средства массовой информации пытаются уверить нас: все так обусловлено и предопределено в нашей жизни, что нет смысла говорить о свободе и ответственности человека. Наши неудачи и наши ошибки следует списать на счет общества, наших обстоятельств, других людей. Христос, напротив, возводит нас к нашей ответственности, повторяя, что никогда заранее наша судьба не может быть решена. Какие бы ни были у нас в жизни падения, как бы далеко мы ни отошли от Бога, перемены всегда возможны. Христос никогда не заключает никого в его прошлое. Он дает шанс всякому человеку, самому грешному.

И нам открывается также, что Бог не смотрит на нас как на тех, на ком раз и навсегда поставлена печать, но как на тех, кто всегда в становлении. Среди сегодняшней общей атмосферы безнадежности, может быть, в ком-то самом безнадежном рождается новый человек. Мы должны благодарить Бога за эту надежду, которую Он дает нам. И не торопиться приклеивать ярлыки на людей, но давать им возможность измениться.

«И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» Нам становится понятно, что Господь хочет поставить в центре притчи второго сына. Вопрос Господа звучит как обличение. Христос обращается к духовным вождям Иерусалима. Но и нам сегодня Он задает тот же вопрос. Как вам кажется? Который из двух сыновей исполнил волю Отца? «Говорят Ему: первый». Поистине так. Мы не можем ответить по-другому. Недостаточно одних красивых слов. Нам никуда не деться от беспощадной правды. Значение имеют наши дела, а не только намерения. Эти слова Господа сегодня, как никогда, актуальны. Мир устал от красивых и лживых обещаний. Идеологии, имеющие смысл только в теории, рушатся на наших глазах одна за другой. О подлинности слов судят по результатам. Однако легко выносить приговор другим. Разве не напоминает порой этот второй сын и нас самих? Сколь многие из нас называют себя православными, чуть ли не 70% в нашей стране по официальной статистике – а на деле даже не задумываются о покаянии и участии в таинствах Церкви, без которых не может быть спасения. Устами мы говорим: «да, Господи», а делами – «нет». Мы можем петь вместе со всеми «Символ веры» и «Отче наш» за каждой воскресной литургией, произносить эти святые слова каждое утро, а потом жить так, как будто мы их никогда не произносили. Сколько раз в жизни мы говорили Богу: «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя», не соотнося нашу жизнь с этими великими тайнами. Но мы предупреждены Господом: не столь важно говорить, сколько делать. «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! – постоянно напоминает Он нам, – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21). И апостол Иоанн Богослов вторит Христу: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3, 18 ).

«Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Когда Господь употребляет эти торжественные слова: «Аминь, глаголю вам – истинно говорю вам», Он хочет возвестить нечто чрезвычайно важное. Но то, что Он возвещает здесь, может оказаться для кого-то соблазном. Как? Он ставит нам в пример прожженных грешников, известных всему миру своими позорными грехами? Однако безумием было бы предполагать, что Христос выступает в защиту греха мытарей с их нечестными доходами и греха блудниц с их развратом. Как и в притче о двух сыновьях, Он хочет, чтобы мы увидели на их обращение к Богу, их покаяние.

Худший из всех грехов – думать, что можно обойтись без Бога. Не иметь нужды в Боге. И мы знаем, что во времена земной жизни Господа те, кто считали себя праведниками, не испытывали нужды в спасении, которое предлагал Христос. А грешники бежали к Нему как к своему Спасителю. Фарисеи же и книжники были уверены в своей самодостаточности. Христос пришел спасти погибающих, а те, кто полагал, что они не имеют недостатка ни в чем, естественно не могли принять от Него ничего.

О если бы мы, подобно грешникам, о которых говорит Христос, могли принести подлинное покаяние и обратить наши грехи в устремленность к благодати, спасающей нас от нашей ограниченности землей! Не судим ли мы чисто внешне слишком многих, забывая о неслыханной возможности, которую открывает всем кающимся Господь? «Мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие». Кого это, говоря «вас», имеет в виду сегодня Христос? Кто эти люди, мнящие себя быть праведниками, которые будут изгнаны из Царства Божия? Не уподобляемся ли мы им иногда? Как научиться нам мытаревой молитве, которой тысячу дней, стоя на камне, молился преподобный Серафим Саровский: «Боже, милостив буди мне, грешному!»

«Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему». Притча о двух сыновьях противопоставляет слова и дела «да» наших уст и «нет» нашей жизни. А теперь Господь противопоставляет веру и неверие. Только что он вопрошал: «Крещение Иоанново с небес было или от людей?», а теперь через Предтечу, через Церковь и всех Своих святых Господь зовет нас сказать «да» нашей вере, действующей любовью. И это «да» нашей веры – прежде всего покаяние, решительное изменение нашей жизни.

«Вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему». Наша вера – не просто принятие умом истин, в которые мы веруем. Это прежде всего приведение нашей воли в послушание Божественной воле, к зову Господню: «Пойди сегодня работай в винограднике Моем». Мы либо следуем этому зову, либо – в конкретных наших поступках – ему не следуем. В нашей христианской вере есть одно краткое все определяющее слово, понятное всем верующим. Это слово «Аминь». Да, истинно, верую, непоколебимо, твердо, во всех обстоятельствах моей жизни приемлю. Сколько раз, стоя за воскресным богослужением, произносим мы это слово устами, и сколько раз исполняем на деле в течение следующей за этим недели? «Ибо Сын Божий, Иисус Христос не был «да» и «нет»; но в Нем было «да» – ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» – в славу Божию через нас» (2 Кор. 1, 19–20).

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

Похожая притча

«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8: 3–11).

Обычно проповедники пропускают этот текст, не произносят на него проповедей, потому что считают, что здесь всё несколько преувеличено. То есть у нас есть блудница, которая является таковой без всякого сомнения, мы это знаем – и затем мы берем закон Моисеев, который гласит, что она должна быть насмерть побита камнями. И в этой притче сокрыт один очень деликатный момент, потому что человеку иногда бывает трудно понять, почему же в Евангелии не произошло этого побивания камнями. Ведь Христос – Законоучитель, это знают о Нем иудеи, Он Пророк, и Он же Сам сказал:

«Не нарушить закон пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17).

Если Ты не пришел нарушить закон, тогда возьми камень и брось в нее первым! Однако Христос наклоняет голову и начинает что-то писать на земле. А знаете, что Он там писал? Евангелие этого не сообщает, но в одном апокрифическом тексте об этом сказано. Вы знаете, что есть такие апокрифические евангелия, которые не являются подлинными: святого апостола Филиппа, святого апостола Петра, они для Церкви не истинны, однако часто содержат информацию, которой нет в четырех Евангелиях. И в одном из таких апокрифов сказано, что же писал Христос.

Вокруг стояли евреи, фарисеи, и Он начал писать на земле их имена, а рядом – имена их любовниц. Как говорят отцы (старец Порфирий), Христос знал эти имена и записывал их. Фарисеи увидели это и пришли в ужас, они недоумевали: «Что же нам теперь делать? Кто ее побьет? Мы, конечно же, грешны, сделали то, что сделали. Но Он, ничего подобного не совершавший, – такой помысл у них был, – может, Он бросит в нее камень?» А Христос отвечал им:

– Кто без греха, пусть первым бросит камень!

Но каждый боится его бросить, потому что тогда Христос напишет и его имя. Понимаете? А с другой стороны, закон есть закон! Что же им теперь делать?

Какой же вывод следует из этой ситуации? Конечно, делается он без слов, Христос этого не говорит: «Закон существует, но вы его не соблюдаете, значит, вам нужно что-то другое, и Я делаю вывод, что вам нужна не смерть, а благодать». Это потрясающее послание. «Вы все – нарушители закона». То есть вывод делается молча, Христос не говорит ничего, обо всем говорит само происшествие: «Вы все попрали закон, все бывшие там. Она для вас – козел отпущения, которого вы выбрали, чтобы избавиться от своих грехов и обеспечить себе алиби, мол, “я соблюдаю закон! у меня, конечно, есть некоторые слабости, но я люблю закон и соблюдаю его!”».

Вы понимаете, какое страшное существо человек? Каким отвратительным он может стать? Христос показывает им, что у них у всех есть проблемы с законом. Тем не менее Он не хватает камень, чтобы бросить в них, не созывает учеников, чтобы велеть им: «Бросайте в них камни, потому что у них такая же проблема!» – а всем прощает и говорит противоположное:

– Всё, больше никто бросать камней не будет!

Тем временем фарисеи пришли в ужас, и им уже, естественно, расхотелось бросать в нее камни. А Христос всё сидел и писал на земле, пока все не разошлись. Уходили же они потому, что кто задерживался, тот видел, как его имя появляется на земле.

Наконец женщина осталась одна, и Христос спрашивает ее:

– Осудил ли тебя кто-нибудь?

– Нет, Господи, никто!

– И Я тебя не осуждаю.

Посмотрите, какая доброта! А мы умудряемся превратить Христа в небесного жандарма

Вы только посмотрите, какая доброта! Это одно из самых потрясающих выражений в Евангелии. Если бы мы познали Христа по таким моментам, мы бы Его никогда не оставили, но только мы Его не познали. Мы умудряемся превратить Его в небесного жандарма, каковым Он никогда не был.

«И Я тебя не осуждаю!» Почему же Он ее не осуждает? Ведь закон категоричен, а она не собирается оправдываться, мол, «я не виновата» – наоборот, всё признает. Она ведь прекрасно знает, что виновата и что наказание за прелюбодейство – побивание камнями, но нисколько не возражает и не говорит: «Да я ничего такого не делала!» Наоборот, сознается, что сделала это, – и слышит от Христа такие слова. Почему же? Именно потому, что Он «пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12: 47).

Тот факт, что Христос не судит нас на данном этапе, переворачивает нам душу: Он не употребляет власть, а только служит нам. Ты согрешаешь, идешь к священнику, он читает над тобой разрешительную молитву и всё! Тебя уже судить за это не будут. Тебе надо только пойти ко Христу, чтобы это произошло. И Христос через Своих преемников – епископов и священников – скажет тебе:

– И Я тебя не осуждаю.

Ведь Христос говорит еще: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 23). Какую же колоссальную власть Он дает священству! Не всем людям, а им.

Христос принял состояние этой женщины и признание как исповедь. Принял это ее молчание как исповедь, читает над ней разрешительную молитву и говорит:

– И Я тебя не осуждаю, иди и больше не греши! Будь осторожней: то, что ты сделала, – это грех! На данный момент всё удалено, но впредь будь осторожней! Не греши против Той Любви, Которая тебя простила! Она тебя прощает без малейшего действия с твоей стороны.

Представьте себе, какое сильное переживание Божией любви получила эта женщина, ведь когда Христос сказал ей: «И Я тебя не осуждаю», – в этот миг Святой Дух ее очистил. Ведь Христос ничего не делает Сам, но Святой Дух всегда содействует Ему, и так Он даровал ей прощение. То есть в эту минуту она ощутила эту колоссальную свободу, а также колоссальную благодарность, и отныне у нее уже есть серьезные причины благодарить Его.

Кто согрешает, тот может пойти к духовнику, но только надо идти не за тем, чтобы быть оправданным (горе тому, кто пойдет с этой целью), а чтобы сказать: «Я согрешил», – и тогда прощение придет как дар.

Посмотрите на другую сцену, из книги Бытия. Адам сказал Богу:

– Жена, которую Ты мне дал… (Быт. 3: 12).

То есть «это Ты во всем виноват, потому что дал мне такую бестолковую жену. Ты!»

Жена не говорит таких же слов, но тоже сваливает на другого:

– Это змей меня обольстил!

И в этот миг Бог говорит им:

В их ситуации нет предпосылки для исповеди. Если бы они сказали: «Мы согрешили!» – тогда всё пошло бы по-другому. Падение Адама заключалось не в том, что он поел от плода, по поводу которого у отцов есть различные толкования насчет того, что именно он собой представлял, нет, совершённое Адамом – это чисто духовный грех, и на тот момент не существовало предпосылок для их прощения. Если бы Адам сказал: «Прости меня! Жена в этом не виновата и змей тоже, это я виноват. Накажи меня! Я согрешил. Потому что я – глава жены», – не правда ли? – то в этот миг мы увидели бы прощение и грехопадения не было бы. Человеческая история была бы другой. Но этого не случилось.

Есть у нас такая игра в «ты виноват». Мы и Богу говорим: «Ты виноват!»

Есть у нас такая игра в «ты виноват». Как диавол говорит Богу:

– Ты виноват! Ты виноват в том, что я делаю. Ты, потому что это Ты сделал меня таким!

Так и многие из нас говорят Богу это «Ты виноват».

Но горе нам, если мы говорим Богу «Ты виноват», потому что после этих слов исчезает всякая надежда на то, что Бог нам поможет. То есть виноваты другие. Как же тогда действовать Богу и как нам помочь?

Знайте, что кто совершает какой-нибудь грех или зло, но скрывает это и оправдывает себя, такой человек несчастен. Он, конечно же, позволяет себе делать то, что хочет, но он несчастен. Возьмите, к примеру, Гитлера. Кто станет его оправдывать? А Муссолини? Чаушеску? Кто? Да и в своем окружении возьмите людей, которых знаете и которые сделали что-нибудь преступное, кто их станет оправдывать? Никто! Все их ругают, проклинают, и это проклятие – бремя для их души там, где она сейчас находится. Понимаете?

Однажды пришли мы к старцу Паисию, а у него были молодые люди, и один из них говорит:

– Геронда, кругом царит зло! Повсюду зло и неравенство!

Старец послушал его, опечалился и наконец сказал:

– Даже разбойники, и те доверяют самому лучшему и честному из них хранить украденные деньги!

Воры доверяют деньги самому лучшему в банде, чтобы он их не украл. То есть честность и добродетель ценятся, и ценность их не пропадает, где бы мы ни находились. Бог всегда подаст благодать, добродетель и награду в этой жизни и за самое малое добро, которое сделаем. И, соответственно, мы получим возмездие за зло, которое совершим. Это духовные законы.

– А если человек не получит заслуженного за то зло, которое совершил, геронда? – спросили мы старца Паисия в другой раз, и он ответил, что этому человеку, как диаволу, воздастся за всё сразу.

Если вы почитаете Ветхий Завет, то увидите, что ни одно большое бедствие, ни одно несчастье или преступление, совершённое людьми, не оставалось без возмездия. Это духовный закон. Потому что Бог так действует: ты от Него уходишь, и Он позволяет тебе уйти – а это и есть ад и наказание. Но только не Бог создает этот ад. А потом другой (диавол) тебя подбирает. Он тебя дожидается.

– Ты что, не хочешь быть со Мной? Ну что поделать, – и тут приходит диавол.

Бог держит нас какое-то время, но потом из уважения к нашему произволению позволяет нам уйти. Отцы говорят, что существуют разные стадии богооставленности. Ведь одно дело – воспитание Богом, и совсем другое – богооставленность. Воспитание Богом – это то, что мы испытываем все: ты порываешься уйти, Он отпускает твою руку, как ты на миг отпускаешь ручку малого ребенка, и он за тебя опять хватается.

Бывает богооставленность по икономии, по сокрытию и по отвержению. Страшнее всего богооставленность по отвержению. Там нужен громадный подвиг, и дается она при очень тяжелых состояниях. «Не отвержи лица Твоего от мене», – говорит святой пророк Давид (ср.: Пс. 50: 13). Те крупные преступники, которых мы упомянули, претерпели именно эту богооставленность. Для них тоже есть спасение, но пройти этот путь им чрезвычайно трудно, потому что они очень далеко отошли от Бога. А если так, тогда, конечно же, другой (диавол) получает права на человека, потому что если он не исповедуется по 10, 20, 30 лет, тогда диавол вступает в права.

Мы часто видим людей, которые привыкают ко злу и уже не могут от него избавиться. Это оковы, привычка. Скажу по-другому: у тебя есть свет, но ты от него отдаляешься и оказываешься во мраке. Это духовный закон. Бог неизменен, бесстрастен и свободен и поэтому хочет, чтобы и ты был свободным. Он вообще не нарушает твоей свободы. Ты приближаешься к Нему, чувствуешь всю благость любви и света, но в какой-то момент от Него отходишь, и тут начинаются трудности, мрак, искушения, муки. Или стоишь на каком-то серединном расстоянии, как это делает большинство людей.

Один отец приводит следующий пример. Святой Дух подобен воздуху, который входит в комнату, но когда ты начнешь заполнять ее чем-нибудь, например водой, она постепенно будет вытеснять воздух. Таков закон. Закон свободы, говорит святой Марк Подвижник [1] . То есть это не Бог, а ты сам решаешь.

Напоследок расскажу вам анекдот. В некоем селе один человек подходил к иконе святого Георгия Победоносца и ставил две свечки в разных местах. Однажды священник подошел и спрашивает его:

Читайте также: