Обобщить высказывание и определить чем отличаются эмоции и чувства в чем социальная природа чувств

Обновлено: 04.11.2024

А). «… Эмоция – это есть работа инстинкта, а чувства – горечь, печаль и пр. – это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий» … Чувства «связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе».

Б). «Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и даже не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений».

Наиболее четко разделение эмоций и чувств дано А. Н. Леонтьевым. Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение существующей или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный предметный характер, это устойчивое эмоциональное отношение.
Эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызывать преходящую эмоцию неудовольствия и даже гнева) .
Эмоции не всегда осознаются, чувства же, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, и отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным
объектам.

В). «Чувство – это исторически выработанное отражение объекта в форме переживания, душевного волнения и оценочного отношения к тому, с чем человек имеет дело».

Г). «Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся в нуждах организма. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание».

Часто чувства и эмоции употребляются как синонимы, но эти понятия отличаются друг от друга. Важное отличие чувств от эмоций состоит в том, что чувстваобладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоциивозникают на конкретную ситуацию. Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства, например чувство любви к спорту. Положительные эмоции будут в этом случае представлены состоянием восхищения, наслаждения, которое переживают болельщики, наблюдая за высококлассной, интересной игрой спортсменов. То же чувство (чувство любви к спорту) может переживаться в форме отрицательных эмоций — возмущения, негодования при плохой игре или несправедливом судействе.

В точном переводе на русский язык «эмоция» — это душевное волнение, душевное движение. Эмоции— это явления, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе, причем для эмоций характерна субъективность.

Чувства— это специфически человеческие, обобщенные переживания отношений к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или горе, гнев, стыд и т.п.

Эмоции и чувства характеризуются:

• качеством и полярностью;

• активностью и интенсивностью.

В чувстве проявляется отношение человека к работе, событиям, другим людям, к самому себе. По качеству переживания отличают одни эмоции и чувства от других, например радость от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п.

Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут проявляться противоположно: «радость — горе», «любовь — ненависть», «симпатия — антипатия», «удовлетворение — недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.

Различают стенические эмоции и чувства — те, что усиливают активность, понуждают к деятельности, и астенические — те, которые угнетают человека, ослабляют его активность, демобилизуют.

В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными.

Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость — исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами. Человек нередко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой — наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вызывают у нас заметных чувств.

Определите виды чувств.

А). «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину» (П. И. Чайковский).

Эстетическое

Б). После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга.

Интеллектуальный

В). Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному руководителю кто разбил стекло.

Моральный

Г). Ученица девятого класса пишет, что она в пятнадцать лет прочла «Овод». Книга оказала на нее потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным впечатлением.

Эстетическое

Определите, к какой категории эмоциональных явлений (настроение, аффект, эмоции, чувства, стресс, фрустрация, депрессия) относятся описываемые в каждом примере переживания. По каким признакам можно это установить?

А). Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемыми – куда девались их задор и одержимость.

Фрустрация, т.к. игроки стали неузнаваемы, испытали нервный срыв, не сумев защитить своих ворот во время игры.

У ученика состояние стресса, т.к. перед экзаменом он испытал состояние сильного напряжения, тревоги и, следовательно, на экзамене у него пошла фаза сопротивления (защиты), т.е. состояние: всё забыл.

В). Ученик седьмого класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда начинает всем говорить грубости. Злоба так его захватывает, что он хочет вылить ее на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и всякие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается.

Относится к категории настроения, т.к. в плохом настроении человек совершает поступки, о которых сам потом жалеет, объясняя тем, что просто был не в настроении.

Г). При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе силы покинуть борт самолета. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия.

Сначала люди испытывают состояние стресса, т.к. не могут найти в себе сил покинуть борт самолёта, просто боятся сделать это. А далее, совершив уже прыжок с парашютом, наступает аффект, потому что они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия.

Д). Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно-неловко выпячиваясь, и билась головой об стену …».

«Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. Подите прочь все, неправда! Убили! Ха-ха-ха-ха! Неправда!»

Читайте также: