Характеристика анатоля курагина с цитатами

Обновлено: 28.04.2024


Старший сын князя Василия, брат Элен и Анатоля, Ипполит Курагин является одним из самых незначительных, малоинтересных персонажей «Войны и мира». Он не оказывает ни малейшего влияния на сюжет, не вступает в противодействие с другими героями. Зачем это лицо появляется на страницах романа? Какова его роль? В чём его суть? Ответ на эти вопросы может дать характеристика образа Ипполита Курагина.

Внешность

Описывая внешность персонажа, Толстой словно пытается найти ответ на вопрос: почему Ипполит кажется уродливым? Те же черты лица, что у красавицы Элен выглядят безобразными. В резких определениях писатель себя не ограничивает: «поразительно дурен собой», лицо «отуманено идиотизмом», выражает «самоуверенную брюзгливость». Герой явно вызывает антипатию у своего создателя. Почему?

Ум и душа, по мнению Льва Николаевича, всегда делают человека красивым. Даже княжну Марью в минуты воодушевления или задумчивости писатель преображает. Освещает её обычно замкнутое и искажённое страхом лицо свет лучистых глаз. У Ипполита нет ни ума, ни души, нет даже молодого самодовольства и жизнерадостности, как у сестры и брата. Его физиономию ничто не оживляет, ничто не придаёт ей своеобразного, особого выражения. Напротив, оно «сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу».

Как и лицо, странны и нелепы его жесты. Движения худого и слабого тела со стороны кажутся неестественными, неловкими.


Мимика и жестикуляция Ипполита бессмысленны. В этом секрет его внешнего уродства. Так же лишена содержания его речь. Говорит Курагин охотно, оживлённо. Нередко излишне многословен, прерывает собеседника, врывается в чужой разговор. Создаётся впечатление, что этот человек не понимает, зачем люди говорят, не имеет представления об обмене мнениями, мыслями. Словарный запас персонажа ограничен обиходными выражениями, стандартными речевыми оборотами светского общения.

Словесный поток Курагина представляет собой смесь французского и русского языков. Желая быть понятным слушателям-французам, он коверкает русские слова. Говорит по-русски, как «французы, пробывшие с год в России»: «надень livrée», «поедем со мной, за карета», «потеряла шляпа», «длинны волоса». Рассказанная персонажем история несмешна и неуместна, но посетители салона Шерер одобрительно улыбаются. Всё, сказанное им, воспринимается, как должное, потому что говорит Ипполит уверенно. Он сам убеждён, что всё делает правильно, и это заставляет всех верить в осмысленность и логику его слов.

Общество

Ипполита читатель видит только в светском кругу. В другой обстановке его невозможно представить. Надо сказать, что его репутация не слишком высока. Князь Василий называет старшего сына «покойным дураком». Никто в свете не считает его умным, но его поведение одобряется обществом. Глупый анекдот, которым он пытался развлечь присутствующих, воспринят как умелый приём: так Курагин загладил впечатление от неуместной выходки Пьера.

Безухов и Курагин в эпизоде приёма у Анны Павловны — антагонисты. Увлечённость и искренность Пьера противопоставлены душевной бесформенности и глупости Ипполита. Однако мнение общества на стороне последнего. В этом кругу живые мысли, острые споры, убеждённость и правдивость выглядят дурным тоном, невоспитанностью.

Ипполит считает себя ловеласом. На вечере у Шерер он уделяет повышенное внимание беременной княгине Болконской, что тоже глупо и неуместно. Князь Андрей именно потому недоволен женой, что Лизу такое поведение не удивляет и не возмущает. Ей льстит ухаживание дурака Курагина. Наивная женщина воспринимает пошлый флирт, как норму, как одобряемые светом манеры. В петербургском обществе Ипполит пользуется уважением, потому что вписывается в рамки приличий.

Князь Андрей имел случай наблюдать Ипполита в Вене, в окружении дипломатов, приятелей Билибина. Здесь Курагин играет совсем другую, жалкую и глупую роль. Он по-прежнему позиционирует себя как светского человека, дамского угодника, интересного собеседника. Но молодые дипломаты, выставляют его на посмешище, развлекают этой нелепой фигурой гостя. Самодовольный Ипполит не замечает, что среди умных людей он выглядит шутом.

Место в романе

Появившись в I томе дважды, Ипполит Курагин исчезает со страниц романа. Он больше не нужен. Его функция заключается в том, чтобы полнее, достовернее представить светское общество во всём разнообразии. Персонаж существует как дополнение к дамам-энтузиасткам, вроде Шерер, чиновникам-интриганам, типа князя Василия, бедным просительницам, как Друбецкая, светским красавицам и прочим. Автор показывает читателю, какое место занимают глупые и никчёмные люди в высшем свете, если у них есть требуемые качества: знатность и деньги.

Краткая характеристика Ипполита Курагина


Старший сын князя Василия князь Ипполит был замечателен своей явной глупостью и тем, что был некрасив, хотя имел большое сходство с красавицей Элен. Его «лицо было отуманено идиотизмом», на нём застыла скучная гримаса, и выражало оно одну самоуверенную брюзгливость. Ипполит был слаб, худ, ноги и руки у него были всегда в неестественном положении.

Говорил он только по-французски, по-русски изъяснялся с трудом. Изрекал князь Ипполит одни банальности, причём сначала говорил и только потом понимал, что изрёк. Как и у князя Василия, у него была манера хватать за руку собеседника. Его лживость проявилась после вечера в салоне Анны Павловны Шерер: судя по всему, он похвалился виконту, что жена князя Андрея Болконского Лиза — его любовница, хотя это было неправдой.

В 1805 году князь Ипполит уехал в Вену на службу в посольстве России. Из-за его косноязычия дипломаты его считали шутом и часто смеялись над тем, что он с важностью изрекал глупости.

Вывод

Образ Ипполита Курагина интересен не сам по себе, а как показатель духовного обнищания, умственного оскудения, нравственной деградации светского общества, в котором самоуверенный глупец является эталоном поведения, образцом здравой рассудочности.

Характеристика образа Ипполита Курагина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Следующая цитата

Внешняя характеристика Элен Курагиной

Мужчины ловили каждый ее взгляд, восхищались ей. Женщины старались держаться к ней поближе, ловя каждое ее движение, наблюдая за умением держаться в обществе.

Она умела создать впечатление умной женщины, хотя таковой и не являлась:

Образ Элен Курагиной

На первом месте у Элен Курагиной находятся деньги. Они ей необходимы, чтобы вести разгульную жизнь и ни в чем себе не отказывать. Сообразив, что Пьер Безухов состоятельный человек, она соблазняет его и выходит за него замуж. Когда он перестал быть ей интересным, она без зазрения совести развелась с ним, а потом вышла замуж за другого, отобрав у Пьера часть имущества.

На противоречии внешней красоты Элен и ее пустого внутреннего мира, автор показывает, что за внешностью и симпатичным личиком может ничего не стоять. Такая женщина не способна стать хорошей женой, матерью и охранять семейный очаг. А для автора именно семейные ценности являются самыми главными в жизни.

Отношение с мужчинами

Элен Курагина использовала мужчин, словно вещи. Обладая обворожительной внешностью, она могла заполучить любого мужчину. Первой ее жертвой стал Пьер Безухов. Наивный мужчина поддался на чары Курагиной, увидев в ней человека, которым она не являлась. Так как молодой человек был достаточно богат, девушка обворожила и вышла за него замуж. Однако статус замужней дамы не помешал ей флиртовать и изменять с другими мужчинами. Разочарованный Пьер разводится с женой, отписав ей часть своего имущества. Элен же не испытывая ни капли стыда, быстро находит себе нового ухажера.

Одним из любовников Элен стал Федор Долохов. Такой же эмоциональный и взбалмошный, как и Курагина, его интересовали только развлечения и гулянки. Он был заядлым картежником и дуэлянтом. кроме Долохова фаворитами героини был Борис Друбецкой и многие другие мужчины.

Краткая характеристика княгини Алины Курагиной

Пожилая жена князя Василия была раньше очень красива, а сейчас это массивная, представительная женщина. Княгиня завидует красоте и молодости дочери, её замужеству с Пьером Безуховым, получившим графское звание и очень большое наследство.

Краткая характеристика князя Василия Курагина

Князю Василию Сергеевичу идёт шестой десяток лет. У него надушенная сияющая лысина, лицо плоское, улыбка неестественная. «Важный и чиновный» князь Василий занимал престижную должность, сделал на службе хорошую карьеру, имел влияние при императорском дворе. Своими связями он предпочитал пользоваться только в личных целях, очень неохотно использовал связи для помощи родственникам. Князь — алчный человек, он готов ради денег даже на преступление (хотел, но не смог выкрасть завещание богатого старого графа Безухова).

Следующая цитата


Так уж повелось в литературном мире, что нередко у писателей отрицательные персонажи получаются гораздо более яркими и колоритными, нежели персонажи положительные. Многие литераторы считают это опасной тенденцией и по-своему с нею борются. В частности характеристика образа Анатоля Курагина, одного из основных отрицательных персонажей романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир» — наглядный пример того, как автор одного из величайших произведений русской литературы обходил в своём творчестве такой риск как более выгодное позиционирование негативных персонажей, нежели персонажей позитивных.

Антагонист Пьера Безухова

Анатоль Курагин, как и протагонист романа-эпопеи, Пьер Безухов, появляется в произведении как человек, вернувшийся в Россию после длительного пребывания за границей (вероятно, в Париже), куда был отправлен своим отцом, князем Василием Курагиным, для получения воспитания и образования.

Если для Безухова возвращение в Россию стало начало периода метаний, исканий, мучительного самопознания, то Анатоль, как говорится, с места в карьер бросился во все тяжкие. Он искренне полагал, что единственной естественной для него формой существования являются всевозможные развлечения.

Если Пьер Безухов задумывается о том, насколько он может быть полезен другим людям, Отечеству, то Анатоль Курагин ни секунды не сомневается в том, что его родная стихия — беспрестанные кутежи. Он без зазрения совести тратит родительские деньги, по поводу чего сокрушается его отец, даже однажды упомянувший, что «шалости» сына обходятся «в сорок тысяч в год».

Стоит отметить, что в романе «Война и мир» вся семья Курагиных — средоточие негативных человеческих качеств: развратности, безнравственности, глупости, алчности. Например, безнравственность Анатоля и его сестры Элен видна в том, что их отношения рисковали перерасти в инцест, что опозорило бы семью (поэтому их отец решил, что Анатоль будет жить отдельно от семьи). Элен и Анатоль очень привлекательны внешне. В этом проявляется фирменный приём Льва Толстого при изображении им отрицательных персонажей. Большинство таких персонажей в произведениях писателя имеют весьма выигрышную внешность, которая должна усиливать у читателя негативное впечатление от вопиющего морального уродства.

Таков и Анатоль Курагин. Внешность он имеет очень приятную. Это высокий чернобровый красавец с большими красивыми глазами, но этим его достоинства и ограничиваются. Анатоль по причине скудоумия не может поддержать даже не особенно интеллектуальную светскую беседу. Но в то же время он — воплощение самовлюбленности и напыщенности.

Безвольный злодей

Анатоль Курагин относится к тому типу злодеев, для которых совершаемые жуткие поступки — не этапы на пути к достижению некоей жизненной цели. У Анатоля Курагина нет никакой личной сверхзадачи . Он для её наличия слишком убог, мелок и безволен. Этот персонаж плывёт по течению, то есть, по избранному им варианту течения.

Апогей мерзости Анатоля Курагина в романе — попытка соблазнить и совратить Наташу Ростову. Ему удалось влюбить в себя неопытную девушку, и едва ни дошло до трагедии. Курагин предлагал Ростовой совместный побег и тайное венчание. Притом, что сам был женат, но тщательно скрывал свой брак с некоей полькой.

Толстой более чем красноречиво дает понять читателю, что Анатоль Курагин — из тех персонажей-антагонистов, у которых превалирует инстинкт, животная природа, которых не скрыть никаким шармом, никакой внешней привлекательностью. Именно эту подноготную тонко подмечает старый князь Болконский в сцене сватовства Анатоля к княжне Мари Болконской, когда Курагин не видит ничего зазорного в браке с «уродливой богатой наследницей» исключительно ради денег.

Еще одна фирменная «фишка» Льва Толстого в описании им негативных персонажей — «потеря интереса» к ним на очень важных и критичных для них этапах бытования в произведении. Например, о военной службе Анатоля Курагина автор пишет очень мало, намекая на то, что юноша из влиятельной семьи, конечно же, неплохо устроился, но в его военной карьере нет ничего даже относительно примечательного. Даже нет описания участия персонажа в Бородинском сражении, где он был тяжело ранен.

Краткая характеристика Элен Курагиной


Когда Элен стала выезжать в свет, все были очарованы красотой этой девушки и её умением держаться в светском обществе. Красота Элен была похожа на красоту античной статуи, улыбалась она всем одинаково. Умной эта красавица казалась потому, что была молчалива из-за того, что ничем не интересовалась, кроме самой себя.

Замуж за Пьера Безухова она вышла не по любви, а потому что он был очень богат. Затем, при живом муже, Элен захотела выйти замуж за иностранного принца, чтобы приобрести в обществе более высокое положение. Ради этого она приняла католичество.

Вывод


Однако образ Анатоля Курагина — всё-таки необычный образ негативного персонажа. Он выполняет в романе одну сверхзадачу. Точнее, автор заставляет своего персонажа выполнить её. Последняя сцена, в которой Курагин появляется в романе, — сцена в лазарете, когда тяжело раненный Андрей Болконский видит жалкого и рыдающего Курагина, которому отняли ногу. И Болконский, который ранее был очень зол на Анатоля из-за истории с Наташей Ростовой, видя его страдания, прощает его. Князь Андрей незадолго до ухода из земной жизни постигает таинство высшего прощения, причём, благодаря Курагину, как это ни парадоксально.

Характеристика образа Николая Ростова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Краткая характеристика Анатоля Курагина

Младшего сына князя Василия природа наделила красотой, которую дополняло выражение веселья и добродушного довольства. Он не был находчив в разговорах, но отличался спокойной самоуверенностью. Анатоль не скуп, не честолюбив, не тщеславен. Больше всего он любил женщин и веселье и никогда не задумывался о том, что другим людям эти его пристрастия могут навредить.

Анатоль был женат на дочери небогатого польского помещика, который заставил его это сделать. Чтобы считаться холостым, Курагин договорился с тестем присылать за это ему деньги. О его женитьбе было известно лишь близким друзьям.

Эгоизм и безнравственность этого самодовольного красавца в полной мере проявились в том, что он, будучи женатым, сватался к княжне Марье Болконской да ещё прямо у неё в доме принялся ухаживать за её компаньонкой. А если бы он смог увезти из дома Наташу Ростову, её жизнь была бы сломана, но об этом Анатоль не думал.

Следующая цитата


В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» представлены три дворянские семьи: Ростовых, Болконских и Курагиных. Они очень отличаются друг от друга. Первым двум семьям автор симпатизирует, а семья Курагиных предстаёт в романе как средоточие одних отрицательных качеств.

Состав семьи

В начале романа знатная дворянская семья Курагиных состоит из князя Василия, его супруги княгини Алины и их детей: Ипполита, Анатоля и Элен.

Взаимоотношения в семье

Отношения между членами семьи Курагиных нельзя назвать тёплыми, душевными. Мать не испытывает к своим детям особой любви, а к дочери она испытывает даже зависть. Княгиня Курагина завидует красоте Элен, её молодости и богатству. Мужа она, вероятно, не любит, так как сожалеет, что в молодости не догадалась перейти в католичество, как Элен, чтобы выйти замуж за другого при живом муже.

Князь Василий не испытывает любви к своим детям, часто говорит, что они для него обуза. Но всё же он старается, чтобы его дети были богаты, у сыновей было хорошее место службы. Князь пристроил Анатоля адъютантом главнокомандующего и посоветовал найти богатую невесту. Ипполиту он хотел выхлопотать место первого секретаря в посольстве в Австрии, а когда это не удалось, устроил служащим дипломатического корпуса. Князь Василий умело воздействовал на Пьера Безухова, получившего богатое наследство, чтобы он женился на Элен.

Отношения в семье Курагиных между детьми хорошими назвать нельзя. Пьер вспоминает, что ходили слухи о том, что Элен и Анатоль были друг в друга влюблены, поэтому, спасая семью от позора, князь Василий удалил сына из своего дома.

Недостатки семьи Курагиных


У людей из этой семьи нет душевной близости, нет понятия о нравственности. Больше всего они ценят богатство, нужные связи, высокое положение в обществе. Им свойственны следующие черты характера: корыстолюбие, тщеславие, эгоизм, лицемерие, самоуверенность. У детей князя Василия глупость прикрывается манерами поведения, которые приняты в светском обществе.

Отношение к войне

Во время Отечественной войны 1812 года в петербургском салоне Элен Безуховой и хозяйка, и гости считали, что мнение о жестокости французских войск неверно. Они были уверенны, что эта война скоро закончится миром.

Князь Василий был звеном между салоном Элен и салоном Анны Павловны Шерер, где собирались люди настроенные патриотически. В этих кружках князь Василий говорил совершенно противоположные речи, но иногда путался и говорил в салоне дочери то, что нужно было говорить у Шерер. Двуличность его проявилась и в том, что он очень критиковал Кутузова, а после назначения его главнокомандующим армий стал усиленно хвалить. Всё это говорит о том, что ни у князя, ни у его дочери нет истинной любви к России.

Князь Ипполит во время Отечественной войны наслаждался светской жизнью, Анатоль же воевал и в Бородинском сражении лишился ноги.

Вывод

Семья Курагиных в романе «Война и мир» ни разу не названа семьёй, поскольку Толстой не признаёт их настоящей семьёй, а считает объединением индивидуалистов. Каждый из этого семейства эгоистичен, не развивается духовно, не имеет чести и достоинства. Отношение автора к этой семье резко отрицательное.

Характеристика образа семьи Курагиных может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Читайте также: