Только твердая царская власть основанная на непосредственном единении царя с народом цитата

Обновлено: 15.05.2024

А21 Какая партия по итогам выборов получила большинство мест в Учредительном собрании?

А22 Главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России» периода гражданской войны был

А23 «Махновщина» в годы Гражданской войны в России – это одна из форм движения

А24 В каком году продразверстка была заменена продналогом»

А25 Что из названного не относится к политике НЭПа?

Денационализация мелкой и средней промышленности

Отмена всеобщей трудовой повинности

Распределение по уравнительному принципы

А26 СССР был образован в

А27 Всеобщее начальное четырехлетнее образование введено в:

А28 Кто из перечисленных деятелей стал первым русским лауреатом Нобелевской премии в области литературы?

А29 Основным художественным течением в литературе и искусстве Советской страны в 1930-е гг. был признан

А30 Что из перечисленного являлось следствием индустриализации в СССР

1) Полная механизация сельского хозяйства

2) Опережающий рост легкой промышленности

3) Заложена основа ВПК

4) Автоматизация производства

А31 Для политики коллективизации характерно:

соблюдение принципа добровольности в создании колхозов

ликвидация кулацких хозяйств

введение паспортной системы

выделение на хутора зажиточных крестьян

А32 Какая из перечисленных черт не может быть отнесена к тоталитарному режиму?

Господство единой идеологии, искоренение инакомыслия

Во главе государства стоит один человек, осуществляющий власть.

Наличие системы карательных и репрессивных органов

Неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан

А33 Дважды лауреат Сталинской премии, режиссер, снявший кинокомедии «Веселые ребята», «Волга-Волга» и др.:

А34 В годы первой пятилетки были построены и начали работать

Братская ГЭС, каскад гидроэлектростанций на Волге

Камский и Волжский автозаводы, нефтепровод «Дружба»

Путиловский завод, синдикаты «Продамет», «Продуголь»

Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические заводы

А35 Понятие «великий перелом» связано с переходом от

продразверстки к продналогу

нэпа к «военному коммунизму»

различных форм хозяйств к сплошной коллективизации сельского хозяйства

Гражданской войны к миру

А36 К середине 30-х гг. в СССР

господствующей идеологией стало православие

марксизм-ленинизм стал не только партийной, но и официальной государственной идеологией

стало допустимым инакомыслие

не стало какой-либо единой государственной идеологии

А37 Какая из перечисленных черт характеризует модернизацию СССР в конце 1920-х – первой половине 1930-х гг.?

Широкое привлечение иностранного капитала

Опора преимущественно на внутренние ресурсы, широкое использование принуждения

Рост доходов и благосостояния основных групп населения страны

Выход на первое место в мире по темпам железнодорожного строительства

А38 В каком году был образован Союз советских писателей?

А39 Экономическая система в СССР в 1930-е гг. характеризовалась

командными методами руководства

невмешательством государства в экономику

самостоятельностью производителей продукции

А40 На каком съезде партии был принят первый пятилетний план?

B1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые.

А) Героический бой крейсера «Варяг»

Б) Капитуляция Порт-Артура

В) Цусимский бой

Г) Гибель адмирала Макарова

B2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографий. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Г.

В3. Прочтите отрывок из речи, произнесенной известным политическим деятелем начала ХХ в. при вступлении его на пост председателя Совета министров, и укажите фамилию этого деятеля.

«Таким образом, путь правительства ясен: оградить порядок и решительными мерами охранить население от революционных проявлений и вместе с тем напряжением всей силы государственной власти идти по пути строительства, чтобы создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятной истинной свободе…

На первом месте в ряду этих задач стоит вопрос земельный, или землеустроительный…»

В4. Установите соответствие между партиями и программными установками относительно политического строя будущей России. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые.

В5 Установите соответствие между терминами из советской жизни 20-30-х гг. и их значением. К каждому из 4 элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д).

1) нэпман А) доброволец – участник движения за коллективизацию деревни

2) стахановец Б) участник движения за ликвидацию безграмотности

3) подкулачник В) мелкий и средний предприниматель 1920-х гг.

4) «двадцатипятитысячник» Г) участник социалистического соревнования в годы первых пятилеток

Д) противник коллективизации из средних и бедных крестьян

В6 Расположите в хронологическом порядке события духовной жизни советского общества 20-30-х гг.

А) Взорван Храм Христа Спасителя

Б) Создание скульптуры «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной

В) Строительство мавзолея В.И. Ленина

Г) Выход фильма «Броненосец «Потемкин»

В7. Прочтите отрывок из документа и напишите название правительства, принявшего этот документ.

«В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:

Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т.д…

Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны…»

В8. Прочтите отрывок из выступления В. Пуришкевича и напишите фамилию человека, о котором говорит оратор.

«В былые годы, в былые столетия Гришка Отрепьев колебал основы русской державы. Гришка Отрепьев воскрес в Гришке …, но этот Гришка, живущий при других условиях, опаснее Гришки Отрепьева».

В9. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и науки 1920-1930-х гг. и сферами их деятельности

ФАМИЛИИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) А.А. Ахматова А) кино

2) А.Н. Туполев Б) наука и техника

3) С.С. Прокофьев В) литература

4) А.П. Довженко Г) музыка

В10. Прочтите отрывок из открытого письма в ЦК партии большевиков одного из лидеров партии левых эсеров - М. А. Спиридоновой и на­зовите политику советской власти, которую она имеет в виду.

«…Многочисленные массы, идущие за левыми социалистами-рево­люционерами, лишились советских прав, советы и съезды разгонялись в каждой губернии десятками (Витебская, Смоленская, Воронежская, Курская, Могилевская, Нижегородская и проч.). Вся советская (а дру­гой тогда еще и не было) крестьянская масса была раздавлена, загна­на, затравлена и поставлена под начало военно-революционных коми­тетов, исполкомов (назначенных из большевиков-коммунистов) и чрезвычаек, многочисленное чиновничество в этом строю сожрет боль­ше кучки буржуазии. Вместо утвержденной при всеобщем ликовании III съездом Советов рабочих и крестьян социализации земли вы уст­роили саботаж ее, сейчас, развязав себе руки разрывом с нами, ле­выми социалистами-революционерами, тайно и явно, обманом и наси­лием подсовываете крестьянству национализацию земли - то же государственное собственничество, что и в промышленности. »

Прочтите текст документа и ответьте на вопросы после него.

«С 1 января 1907 г. крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела. .

1. Каждый домохозяин, владевший надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, за каждым домохозяином укрепляются в личную собствен­ность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (неарендном) пользовании.

4. Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки общинной земли, сохраняют за собой право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях, а также право участия в пользовании непеределяемыми угодьями, как-то: мирской усадебной землей, выгонами, пастбищами, оброчными статьями и др.

12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности к одному месту».

С1. Напишите автора и название данного документа.

С2. Определите время создания документа и укажите событие, к которому он относится

С3. Используя документ и знания по истории, определите главную цель реформы.

С4. Используя данный документ и ваши знания по истории России, назовите основные направления аграрной реформы П.А. Столыпина

С5. Какие точки зрения на итоги аграрной реформы вы знаете?

С6. Как вы оцениваете итог реформы? Свою точку зрения аргументируйте.

Следующая цитата

a.i.1.a.i.1.a.xix. А13. Цитата: “Только твердая Царская власть, основанная на непосредственном единении царя с народом, … может дать безусловные гарантии прочного правового порядка” взята из программы

А14. Один из терминов, характеризующих развитие русской культуры в начале ХХ в.

A15. Для внутриполитического развития страны в 1907-1914 гг. был(о) характерно(ен)…

контроль Государственной Думы над деятельностью правительства

полный отказ от преобразований, проведенных в годы революции

отсутствие рабочих и крестьянских выступлений

лавирование власти между общественно-политическими силами

A16. Что было одной из причин поражения первой русской революции?

Поражение России в русско-японской войне

Раскол среди противников существовавшего строя

Роспуск Второй Думы

Спад народных выступлений в 1906-1907 гг.

А17 Понятие «двоевластие» связано с деятельностью в 1917 г.

Учредительного собрания и Государственного совета

Временного правительства и Советов

Государственной Думы и Временного правительства

Совнаркома и ВЧК

А18 Что из названного произошло в России в результате Февральской революции?

1) Было свергнуто самодержавие

2) Россия вышла из мировой войны

3) Началась национализация крупной промышленности

4) Было ликвидировано помещичье землевладение.

А19 Кто из перечисленных деятелей, заняв пост председателя СНК, стал фактически первым советским премьер-министром?

А20 Советская Россия вышла из I Мировой войны по:

B1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые.

А) Героический бой крейсера «Варяг»

Б) Капитуляция Порт-Артура

В) Цусимский бой

Г) Гибель адмирала Макарова

B2. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографий. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Г.

В3. Прочтите отрывок из речи, произнесенной известным политическим деятелем начала ХХ в. при вступлении его на пост председателя Совета министров, и укажите фамилию этого деятеля.

«Таким образом, путь правительства ясен: оградить порядок и решительными мерами охранить население от революционных проявлений и вместе с тем напряжением всей силы государственной власти идти по пути строительства, чтобы создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятной истинной свободе…

На первом месте в ряду этих задач стоит вопрос земельный, или землеустроительный…»

В4. Установите соответствие между партиями и программными установками относительно политического строя будущей России. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые.

a.i.1.a.i.1.a.xxii.В5. Прочтите отрывок из открытого письма в ЦК партии большевиков одного из лидеров партии левых эсеров - М. А. Спиридоновой и назовите политику советской власти, которую она имеет в виду.

«…Многочисленные массы, идущие за левыми социалистами-революционерами, лишились советских прав, советы и съезды разгонялись в каждой губернии десятками (Витебская, Смоленская, Воронежская, Курская, Могилевская, Нижегородская и проч.). Вся советская (а другой тогда еще и не было) крестьянская масса была раздавлена, загнана, затравлена и поставлена под начало военно-революционных комитетов, исполкомов (назначенных из большевиков-коммунистов) и чрезвычаек, многочисленное чиновничество в этом строю сожрет больше кучки буржуазии. Вместо утвержденной при всеобщем ликовании III съездом Советов рабочих и крестьян социализации земли вы устроили саботаж ее, сейчас, развязав себе руки разрывом с нами, левыми социалистами-революционерами, тайно и явно, обманом и насилием подсовываете крестьянству национализацию земли - то же государственное собственничество, что и в промышленности. »

Прочтите текст документа и ответьте на вопросы после него.

a.i.1.a.i.1.a.xxviii. «С 1 января 1907 г. крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела. .

a.i.1.a.i.1.a.xxix. 1. Каждый домохозяин, владевший надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

a.i.1.a.i.1.a.xxx. 2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, за каждым домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (неарендном) пользовании.

a.i.1.a.i.1.a.xxxi. 4. Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки общинной земли, сохраняют за собой право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях, а также право участия в пользовании непеределяемыми угодьями, как-то: мирской усадебной землей, выгонами, пастбищами, оброчными статьями и др.

a.i.1.a.i.1.a.xxxii. 12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности к одному месту».

С1. Напишите автора и название данного документа.

С2. Определите время создания документа и укажите событие, к которому он относится

a.i.1.a.i.1.a.xxxiii.С3. Используя документ и знания по истории, определите главную цель реформы.

a.i.1.a.i.1.a.xxxiv.С4. Используя данный документ и ваши знания по истории России, назовите основные направления аграрной реформы П.А. Столыпина

a.i.1.a.i.1.a.xxxv.С5. Какие точки зрения на итоги аграрной реформы вы знаете?

a.i.1.a.i.1.a.xxxvi.С6. Как вы оцениваете итог реформы? Свою точку зрения аргументируйте.

a.i.1.a.i.1.a.xxxvii.Контрольная работа для учащихся 11 А класса по разделу: Россия в первой половине ХХ века.

a.i.1.a.i.1.a.xxxviii.Ф.И. учащегося __________________________________________________________

a.i.1.a.i.1.a.xl.Вариант 2.

a.i.1.a.i.1.a.xlii.Часть 1.

А1. Какая партия по итогам выборов получила большинство мест в Учредительном собрании?

Эсеры 2) Кадеты 3) Большевики 4) Меньшевики

А2. Главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России» периода гражданской войны был

1) П.Н. Краснов 2)А.В. Колчак 3)А.И. Деникин 4)Л.Г. Корнилов

А3. «Махновщина» в годы Гражданской войны в России – это одна из форм движения

белых офицеров 2)рабочих 3)крестьян 4)левых эсеров

А4. В каком году продразверстка была заменена продналогом»

1918 г. 2)1921 г. 3)1929 г. 4)1936 г.

А5. Что из названного не относится к политике НЭПа?

Денационализация мелкой и средней промышленности

Отмена всеобщей трудовой повинности

Распределение по уравнительному принципы

А6. СССР был образован в

1)1918 г. 2)1922 г. 3)1924 г. 4)1936 г.

А7. Всеобщее начальное четырехлетнее образование введено в:

1)1929 г. 2)1930 г. 3)1932 г. 4)1936 г.

А8. Кто из перечисленных деятелей стал первым русским лауреатом Нобелевской премии в области литературы?

1)И.А. Бунин 2)М.И. Цветаева 3)А.И. Куприн 4)В.В. Набоков

А9. Основным художественным течением в литературе и искусстве Советской страны в 1930-е гг. был признан

1)пролетарский интернационализм 2)авангардизм

3)социалистический реализм 4)критический реализм

А10. Что из перечисленного являлось следствием индустриализации в СССР

1) Полная механизация сельского хозяйства

2) Опережающий рост легкой промышленности

3) Заложена основа ВПК

4) Автоматизация производства

А11. Для политики коллективизации характерно:

соблюдение принципа добровольности в создании колхозов

ликвидация кулацких хозяйств

введение паспортной системы

выделение на хутора зажиточных крестьян

А12. Какая из перечисленных черт не может быть отнесена к тоталитарному режиму?

Господство единой идеологии, искоренение инакомыслия

Во главе государства стоит один человек, осуществляющий власть.

Наличие системы карательных и репрессивных органов

Неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан

А13. Дважды лауреат Сталинской премии, режиссер, снявший кинокомедии «Веселые ребята», «Волга-Волга» и др.:

1)М.И. Ромм 2)Г.В. Александров 3)Б.З. Шумяцкий 4)С.М. Эйзенштейн

А14. В годы первой пятилетки были построены и начали работать

Братская ГЭС, каскад гидроэлектростанций на Волге

Камский и Волжский автозаводы, нефтепровод «Дружба»

Путиловский завод, синдикаты «Продамет», «Продуголь»

Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические заводы

А15. Понятие «великий перелом» связано с переходом от

продразверстки к продналогу 2)нэпа к «военному коммунизму»

3)различных форм хозяйств к сплошной коллективизации сельского хозяйства

4)Гражданской войны к миру

А16. К середине 30-х гг. в СССР

господствующей идеологией стало православие

марксизм-ленинизм стал не только партийной, но и официальной государственной идеологией

стало допустимым инакомыслие

не стало какой-либо единой государственной идеологии

А17. Какая из перечисленных черт характеризует модернизацию СССР в конце 1920-х – первой половине 1930-х гг.?

Широкое привлечение иностранного капитала

Опора преимущественно на внутренние ресурсы, широкое использование принуждения

Рост доходов и благосостояния основных групп населения страны

Выход на первое место в мире по темпам железнодорожного строительства

А18. В каком году был образован Союз советских писателей?

1)1934 г. 2)1932 г. 3)1930 г. 4)1922 г.

А19. Экономическая система в СССР в 1930-е гг. характеризовалась

1)командными методами руководства; 2)свободой предпринимательства

3) невмешательством государства в экономику

4) самостоятельностью производителей продукции

А20. На каком съезде партии был принят первый пятилетний план?

1) VIII ; 2) X ; 3) XIV ; 4) XV

a.i.1.a.i.1.a.xliv.Часть 2.

В1. Установите соответствие между терминами из советской жизни 20-30-х гг. и их значением. К каждому из 4 элементов (1, 2, 3, 4) подбирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д).

1) нэпман А) доброволец – участник движения за коллективизацию деревни

2) стахановец Б) участник движения за ликвидацию безграмотности

3) подкулачник В) мелкий и средний предприниматель 1920-х гг.

4) «двадцатипятитысячник» Г) участник социалистического соревнования в годы первых пятилеток

Д) противник коллективизации из средних и бедных крестьян

В2. Расположите в хронологическом порядке события духовной жизни советского общества 20-30-х гг.

А) Взорван Храм Христа Спасителя

Б) Создание скульптуры «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной

В) Строительство мавзолея В.И. Ленина

Г) Выход фильма «Броненосец «Потемкин»

В3. Прочтите отрывок из документа и напишите название правительства, принявшего этот документ.

«В своей настоящей деятельности кабинет будет руководствоваться следующими основаниями:

Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе террористическим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т.д…

Немедленная подготовка к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны…»

Ответ: ___________________________

В4. Прочтите отрывок из выступления В. Пуришкевича и напишите фамилию человека, о котором говорит оратор.

«В былые годы, в былые столетия Гришка Отрепьев колебал основы русской державы. Гришка Отрепьев воскрес в Гришке …, но этот Гришка, живущий при других условиях, опаснее Гришки Отрепьева».

В5. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и науки 1920-1930-х гг. и сферами их деятельности

ФАМИЛИИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) А.А. Ахматова А) кино

2) А.Н. Туполев Б) наука и техника

3) С.С. Прокофьев В) литература

4) А.П. Довженко Г) музыка

Прочтите текст документа и ответьте на вопросы после него.

a.i.1.a.i.1.a.xlv. «С 1 января 1907 г. крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела. .

a.i.1.a.i.1.a.xlvi. 1. Каждый домохозяин, владевший надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

a.i.1.a.i.1.a.xlvii. 2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, за каждым домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (неарендном) пользовании.

a.i.1.a.i.1.a.xlviii. 4. Домохозяева, за коими укреплены в личную собственность участки общинной земли, сохраняют за собой право пользования в неизменной доле теми сенокосными, лесными и другими угодьями, которые переделяются на особых основаниях, а также право участия в пользовании непеределяемыми угодьями, как-то: мирской усадебной землей, выгонами, пастбищами, оброчными статьями и др.

a.i.1.a.i.1.a.xlix. 12. Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок, по возможности к одному месту».

С1. Напишите автора и название данного документа.

С2. Определите время создания документа и укажите событие, к которому он относится

Следующая цитата

Заполните схему «Система центральных органов власти Российской империи к началу 1917 г.». Подчеркните те органы власти, которые возникли в 1905 г.

4. Работа с картой

Найдите на карте:

район борьбы между Россией и Японией за сферы влияния в начале ХХ в.;

территорию, уступленную Россией по Портсмутскому миру;

районы интенсивного роста промышленности;

территорию, оставленную русскими войсками в 1915 г.;

район Брусиловского прорыва.

5. Работа с понятиями

Дайте определения понятий.

Антанта (Тройственное согласие).

Государственный Совет (после 1906 г.).

Монополия (два значения).

6. Работа с источниками

Определите, из программ каких политических партий взяты перечисленные положения. Заполните таблицу.

1. «Конституционное устройство Российского государства определяется основным законом. Народные представители избираются всеобщею равною, прямою и тайною подачей голосов».

2. «Осуществление партийной программы предполагает установление в случае надобности революционной диктатуры» (трудящихся).

3. «Необходима незыблемость основных начал русской государственности»

4. «Необходимое условие социальной революции составляет диктатура пролетариата»

5. «Только твердая Царская власть, основанная на непосредственном единении царя с народом, … может дать безусловные гарантии прочного правового порядка»

6. «Партия стремится опереться… на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы русского крестьянства, в особенности на распространенное среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд»

7. «Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса…, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетенное человечество»

8. «Террористическая деятельность, состоящая в уничтожении наиболее вредных лиц правительства, в защите партии от шпионства, в наказании наиболее выдающихся случаев насилия и произвола со стороны правительства… имеет своей целью… поднимать революционный дух народа и веру в успех дела»

проверочный контроль

Структура работы

На выполнение работы отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 47 заданий.

Часть 1 состоит из 30 заданий (А1 – А30). К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 10 заданий (В1 - В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов или сочетания цифр).

Часть 3 состоит из 7 заданий (С1 - С7). При их выполнении требуется записать развернутый ответ.

Общие рекомендации

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

При выполнении заданий этой части для каждого задания выбирайте тот ответ, который, по Вашему мнению, является правильным.

A1. К 1906 г. относится:

создание Прогрессивного блока;

созыв Первой Думы;

A2. Лидером партии октябристов был

A3. Отруб — это земля…

предоставлявшаяся Крестьянским банком для организации хуторского хозяйства;

дававшаяся переселенцам в Сибири и на Дальнем Востоке;

арендовавшаяся крестьянами у помещиков и государства;

выделявшаяся как единый участок пожелавшему выйти из общины.

A4. Принятие второго избирательного закона было вызвано разочарованием правительства в поддержке со стороны депутатов от:

A5. Цитата: “Привлечь … к участию в Думе те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав” взята из документа:

“Положение о губернских и уездных земских учреждениях” (1.01.1864).

“Манифест об усовершенствовании государственного порядка” (17.10.1905).

Манифест об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах (06.08.1905)

“Манифест о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу” (3.06.1907).

A6. В каком году произошли все названные события – Ленский расстрел, окончательный раскол РСДРП на большевиков и меньшевиков, очередные выборы в Государственную Думу?

A7. Какая военная операция русской армии началась с успеха, но закончилась крупным поражением?

A8. Как назывался сборник статей, в котором ряд русских мыслителей осудил увлечение интеллигенции революционными идеями?

«Интеллигенция и революция»;

A9. Какое из приведенных ниже понятий связано с процессами монополизации в русской промышленности?

A10. Начало первой мировой войны привело к…

началу революционных выступлений в армии и флоте;

всплеску забастовочного движения;

патриотическому подъему в русском обществе;

беспорядкам на национальных окраинах России.

A11. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о ком идет речь.

«Он умел с одинаковым увлечением играть в шахматы, рассматривать «Историю костюма», часами вести спор с товарищем, удить рыбу, ходить по каменным тропам Капри, раскаленным солнцем юга, любоваться золотыми цветами дрока и чумазыми ребятами рыбаков. А вечером, слушая рассказы о России, о деревне, завистливо вздыхал: «А мало я знаю Россию. Симбирск, Казань, Петербург, ссылка и – почти всё!»».

A12. В I Государственной Думе преобладали…

черносотенцы и октябристы;

октябристы и кадеты;

кадеты и трудовики;

левые партии и трудовики.

A13. Автором проекта социализации земли был.

A14. Первый Совет был создан в городе.

A15. Стремление поставить рабочее движение под контроль полиции получило название…

A16. Были однопартийцами:

Милюков и Муромцев;

Пуришкевич и Витте;

Плеханов и Чернов;

Столыпин и Гучков.

A17. В результате Столыпинской аграрной реформы.

из-за беспрерывных реорганизаций снизился уровень производства;

был создан Крестьянский банк;

из общины вышло около четверти крестьян;

было ликвидировано помещичье землевладение.

A18. Какие высказывания характеризуют взгляды большевиков?

А) «Победа буржуазной революции у нас невозможна как победа буржуазии. Довести ее до конца, т.е. до полной победы, в состоянии только пролетариат»;

Б) «Мы можем только приветствовать, если каждый стачечник, каждый демонстрант, отвечая за свои действия, сможет объявить себя членом партии»;

В) «Предстоящая русская революция будет революция буржуазная… пролетариат не может получить в ней ни всей, ни части политической власти»;

Г) «Революция немыслима без участия широких слоев крестьянства… Буржуазия же будет играть контрреволюционную роль»;

Д) «Наша задача – оберегать твердость, выдержанность, чистоту нашей партии»;

Е) «Трудовой крестьянин – консерватор или даже реакционер».

Укажите верный ответ.

A19. Принятие документа, в котором были слова: «Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, довлеет право отменить оный и заменить его новым» характеризуется в исторической литературе как…

становление конституционного строя;

A20. Цитата: “Только твердая Царская власть, основанная на непосредственном единении царя с народом, … может дать безусловные гарантии прочного правового порядка” взята из программы

A21. В ходе Декабрьского вооруженного восстания в Москве восставшие

установили контроль над некоторыми рабочими районами;

создали параллельный орган городской власти;

штурмом овладели Кремлем;

получили полную поддержку Московского гарнизона.

A22. К числу преобразований, проведенных П.А. Столыпиным, относится.

создание Особого совещания о нуждах сельского хозяйства;

отмена выкупных платежей;

создание Переселенческого управления;

расширение автономии Финляндии и Польши.

A23. С.Ю. Витте был премьер-министром (главой Совета министров) в…

A24. Союзник России в первой мировой войне:

A25. Один из терминов, характеризующих развитие русской культуры в начале ХХ в.

A26. Для внутриполитического развития страны в 1907-1914 гг. был(о) характерно(ен)…

контроль Государственной Думы над деятельностью правительства;

полный отказ от преобразований, проведенных в годы революции;

отсутствие рабочих и крестьянских выступлений;

лавирование власти между общественно-политическими силами.

A27. Что было одной из причин поражения первой русской революции?

поражение России в русско-японской войне;

раскол среди противников существовавшего строя;

роспуск Второй Думы;

спад народных выступлений в 1906-1907 гг.

A28. Прочтите слова министра двора Фредерикса и укажите, что произошло непосредственно после того, как они были произнесены.

«Все от диктаторства и власти уклоняются, боятся, все потеряли голову, поневоле приходится сдаваться графу Витте».

вооруженное восстание в Москве;

издание Манифеста 17 октября;

роспуск II Думы;

начало первой русской революции.

A29. Решение создать Информационный комитет оппозиционных (революционных и либеральных) партий, который должен был в подходящий момент выдвинуть требование осуществления Манифеста 17 октября, после чего каждая партия, действуя «сообразно своим тактическим приемам, особенностям и силам», должна организовать «эксцессы» революционного характера: 1) выступления рабочих; 2) брожение крестьян; 3) недовольство буржуазных классов; 4) демонстрации-протесты газет, - было принято в начале

A30. Одно из направлений в российской социал-демократии начала ХХ в.

Задания В1 – В10 требуют ответа в виде одного-двух слов или последовательности букв.

B1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: БВАГ.

А) героический бой крейсера «Варяг»

Б) капитуляция Порт-Артура

В) Цусимский бой

Г) гибель адмирала Макарова

B2. Установите соответствие между партиями и программными установками относительно политического строя будущей России.. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Г.

B3. Прочтите отрывок из думской речи лидера политической партии и напишите фамилию оратора.

«Мы говорим этому правительству, как сказала декларация блока: мы будем бороться с вами; будем бороться всеми законными средствами до тех пор, пока вы не уйдете… Вы спрашиваете, как же мы начнем бороться во время войны? Да ведь, господа, только во время войны они и опасны. Они для войны опасны, и именно поэтому во время войны и во имя войны, во имя того самого, что заставило нас соединиться, мы с ним теперь боремся».

B4. Установите соответствие между историческими деятелями и фактами их биографий. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Г.

B5. Прочтите отрывок из книги Н.А. Бердяева «Самопознание» и напишите, о какой идеологии говорит автор.

«В [нем] меня более всего пленил историософический размах, широта мировых перспектив. По сравнению с [ним] старый русский социализм мне представлялся явлением провинциальным. [Он] конца 90-х годов был несомненным процессом европеизации русской интеллигенции, приобщением ее к западным течениям, выходом на большой простор. Я был очень антинационалистически настроен и очень обращен к Западу».

B6. Напишите аббревиатуру политической партии, в Манифесте которой были приведенные ниже слова.

«Политическая свобода нужна русскому пролетариату, как чистый воздух нужен для свободного дыхания. Она – основное условие его свободного развития и успешной борьбы за частичные улучшения и конечное освобождение».

B7. Установите соответствие между политическими партиями и их действиями. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2А3Б4Д.

B8. Прочтите отрывок и напишите, в каком районе произошли события.

«Борьбой руководил эсеровский боевик М.И. Соколов, известный под кличкой Медведь. Он, как и все боевики, отличался личным мужеством и презрением к смерти (и своей, и чужой). [Район] подвергся мощному артиллерийскому обстрелу. Вспыхнули пожары. Три больших зарева, слившись вместе, покрыли московское небо».

B9. Установите соответствие между деятелем культуры и сферой деятельности. При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика. Ответ запишите, НЕ делая пропусков и НЕ ставя запятые. Например: 1В2Д3Б4Г.

B10. Прочтите отрывок из выступления В. Пуришкевича и напишите фамилию человека, о котором говорит оратор.

«В былые годы, в былые столетия Гришка Отрепьев колебал основы русской державы. Гришка Отрепьев воскрес в Гришке … , но этот Гришка, живущий при других условиях, опаснее Гришки Отрепьева».

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний и умений.

«Россия слишком велика, нужды ее слишком многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, прими ее, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий. представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий. и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, - пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти».

C1. Назовите главного автора, адресата, время и место составления документа, из которого взят отрывок.

C2. Как называется мировоззрение, которое сделало возможным появление данного документа?

C3. Какие последствия имел этот документ?

Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (С5), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

C4. Укажите основные итоги первой русской революции.

C5. Сравните политическую деятельность С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Найдите черты сходства и различия.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. При этом во второй части таблицы следует привести как различия по сопоставимым признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из деятелей.

C6. Рассмотрите историческую ситуацию (начало первой мировой войны) и ответьте на вопросы.

Почему Россия оказалась врагом государства, сходного с ней по общественно-политическому устройству, и союзницей другого государства, которое было демократической республикой (т.е. очень сильно отличалось от России)? Назовите эти государства. Какие причины — субъективные или объективные — определили участие России в войне?

C7. Какие есть точки зрения на причины кризиса России в начале ХХ в.? Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.

Читайте также: