Загадки с тся и ться в глаголах
Обновлено: 22.11.2024
БОЯТЬСЯ себя заставишь, а любить не принудишь.
Дерево СЛАВИТСЯ плодами, человек – трудами.
Кто не знает, как работать, для того работа не КОНЧАЕТСЯ.
Молодые БРАНЯТСЯ – ТЕШАТСЯ; старики БРАНЯТСЯ – БЕСЯТСЯ.
Любишь КАТАТЬСЯ – люби и саночки возить.
На что и РОДИТСЯ, коли никуда не ГОДИТСЯ!
Не плюй в колодец – ПРИГОДИТСЯ воды НАПИТЬСЯ.
Самому идти МИРИТЬСЯ – не ГОДИТСЯ; а посла заслать – будут люди знать.
Хорошо СМЕЁТСЯ тот, кто СМЕЁТСЯ последним.
Чем СЕРДИТЬСЯ, так лучше ПОМИРИТЬСЯ.
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно РЫТЬСЯ,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
(Поросёнок)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей БОЯТСЯ этих
Мыши, ПРЯЧУТСЯ, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и . (совы)
У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть – не рубашка,
Не индюшка, а НАДУВАЕТСЯ,
И не птица, а ЗАЛИВАЕТСЯ.
(Гармошка)
Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонек.
Днем он спит, а как ПРОСНЁТСЯ,
Ярким пламенем ЗАЖЖЁТСЯ.
(Фонарь)
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом её вы заводите –
Колесики начнут КРУТИТЬСЯ,
Поставьте – и она ПОМЧИТСЯ.
(Заводная машина) Тебе дано, А люди им пользуются.
(Имя)
Следующая загадка
“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, – ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?
– Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?
– Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем. » (лучше понимать прочитанное и друг друга, правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать)
– Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
– Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
– Какую тему вы изучаете в настоящее время на уроках русского языка? (глагол).
– Что вы знаете о глаголе?
– Какие правила правописания глаголов изучили? (правописание приставок, частицы не с глаголом, ь после шипящих)
– Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов?
– Для чего нужно знать все правила написания глаголов?
– Вы готовы к изучению следующей темы?
– Каким способом вы будете изучать новую тему?
- сначала надо понять, что мы не знаем;
- затем самим построить новый способ действия.
– Как определить, что вы не знаете?
- надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
- выполнить пробные действия;
- определить своё затруднение;
- подумать и найти причину затруднения.
– Итак, мы продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания слов данной части речи.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
2.1. Минутка чистописания.
– Прочитайте стихотворения М.Бородицкой , записанные на доске (рубрика «Давай подумаем»):
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется –
Славно сегодня звенится-поется.
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
– Назовите выделенные слова. Разделите их на группы. (глаголы, имена существительные)
– Что интересного заметили в словах данных стихотворений? (на конце слышится [ца])
– Какие вопросы у вас возникли? (почему сочетание звуков [ца] может быть обозначено по-разному: на конце существительных – буквами ца, на конце глаголов -ться или -тся)
– Кто догадался, какие буквы мы сегодня будем писать на минутке чистописания?
– Составьте задание для минутки чистописания, используя буквы ц и ь.
2.2. Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.
– Попробуйте определить, когда пишется ца, когда -тся или -ться?
– Какую цель поставите перед собой?( изучить то новое, что мы ещё не знаем).
– Прочитайте вывод Лиды в учебнике «На конце имен существительных слышится [ца] и пишется ца. На конце глаголов слышится [ца], а пишется -тся или -ться.» Согласишься ли ты с таким ответом?
– Кто испытывает затруднение в оценке верности данного утверждения? В чем оно заключается?
– Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение. Что вам теперь надо сделать? (подумать и найти причину затруднения).
3. Постановка учебной задачи.
– Какое правило правописания слов, оканчивающихся на [ца] вы знаете? (правило написания имен существительных – курица, птица и т.д.).
– Почему оно не помогло вам при написании глаголов ?
– Значит, какого правила написания глаголов мы не знаем?
– Какую цель вы перед собой поставите? (найти способ правописания глаголов, оканчивающихся на -тся или -ться).
– Сформулируйте тему нашего урока? (правописание -тся и -ться в глаголах).
(учитель фиксирует на доске тему урока.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Вспомните, как вы находили новые правила написания слов на предыдущих уроках и составьте план своих действий:
- Работа с моделями слов.
- Запись слов по группам.
- Составление эталона.
- Формулировка правила.
– Какие гипотезы вы можете выдвинуть? (1. задать вопросы к глаголам и понаблюдать, есть ли связь между глаголом и вопросом; 2. обратить внимание на форму, в которой стоит глагол), (для менее подготовленных в учебнике имеется рубрика «Подсказка»)
– Какая из них приведет к положительному результату?
1) Исследование №1. (проверка гипотез: работа в группе – для более подготовленных детей, для менее подготовленных – подводящий диалог)
– Запишите выделенные в стихотворениях слова в два столбика: в первый – без ь, а во второй – с ь.
– Поставьте вопросы к словам первого столбика, второго столбика. Запишем вопросы на первой строке.
садится (что делает?) гордиться (что делать?)
струится
глядится
напьется
звенится
поется
гордится
не годится
– Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод можно сделать?
Вывод 1: Если в вопросе есть ь, значит, и глагол пишем с ь, если ь отсутствует в вопросе, значит, и глагол пишем без ь.
2) Исследование №2.
– Составьте предложения со словами: гордится – гордиться.
Мама гордится сыном. Мама будет гордиться успехами сына.
– Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.
– В каком предложении вы не смогли определить у глагола лицо? Почему? Что мы знаем про глаголы, которые стоят в неопределённой форме?
– Проведите аналогичную работу с остальными глаголами стихотворений.
– Что заметили? В какой форме пишется ь, а в какой не пишется?
– Подведём итог, когда в глаголах пишется ь, а когда не пишется?
Вывод 2: ь пишется у глаголов 3 лица и не пишется у глаголов неопределённой формы.
– Составьте алгоритм написания глаголов на -тся, -ться:
- Найдите глагол.
- Задайте вопрос к глаголу.
- Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
- Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
– Так как же можно определить, когда на конце глаголов пишется -тся или -ться? (задать вопрос к глаголу и определить его форму)
– Прочитайте правило в рубрике «Тайна русского языка» и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике.
Физминутка
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
5.1. Выполнение упражнения №1 стр.101 с комментированием у доски в громкой речи (запиши слова в 3 столбика: 1) имена существительные; 2) глаголы в начальной форме; 3) глаголы в форме 3 лица)
умница учиться учится
столица светиться светится
курица виться клубится…
– К каким словам можно применить ранее составленный алгоритм? Докажите.
– Сделайте вывод о написании -тся или -ться у глаголов.
5.2. Игра-соревнование «Мудрые советы» (по рядам).
– Много мудрых советов для всей нашей жизни можно найти в пословицах нашего богатого русского языка.
Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.
Всякий человек на деле познает?ся.
Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.
– Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
6.1. Выполнение упр. №2 (работа в парах, фронтальная проверка): сделай буквенную запись слов, запиши слова в 2 столбика в соответствии с темой урока (– тся, -ться).
любит учиться (что делать?)
нужно торопиться (что делать?)
удивляться (что делать?)
улыбаться (что делать?)
может случиться (что сделать?)
начинает готовиться (что делать?)
удивляется (что делает?)
улыбается (что делает?)
случается (что делает?)
давно готовится (что делает?)
6.2. Работа с рубрикой «Давай подумаем»: ребятам предложили записать слово тепли[ца]. Сережа написал теплица, Женя написала теплится, а Юра написал теплиться. Как ты думаешь, кто из ребят прав? Аргументируй свой ответ.
– Объясните значение слов теплица, теплится, теплиться (омонимия слов).
(теплица – теплое, с покрытием из прозрачного материала помещение для выращивания ранних овощей , цветов, теплолюбивых растений; теплиться, теплится – гореть слабым, неярким пламенем; быть чуть теплым; быть едва заметным)
– Составьте устно предложения с каждым из слов и понаблюдайте за глаголами.
(В конце участка стояла огромная теплица. Надежда все еще теплится в них. Огонь костра будет теплиться всю ночь.)
– Сделайте вывод о правописании -тся, -ться в глаголах.
7. Включение в систему знаний и повторение.
7.1. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) упр. 1 (самостоятельно, с взаимопроверкой: вставь место пропусков -ться или -тся, над глаголами укажи вопрос)
прокатиться – что сделать?
не годится – что делает?
7.2. Самостоятельная работа по выбору (дифференциация обучения) с последующей взаимопроверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы:
- учебник стр.101 упр.3 (запиши 3 глагола по образцу: гордиться – гордится, гордятся…)
- рабочая тетрадь стр.37 упр.2 (вставь пропущенные буквы – орфографический тренинг, в выделенных глаголах на месте пропусков вставь -ться или - тся – отработка написания -ться и -тся в глаголах)
Сделайте вывод о правописании глаголов, оканчивающихся на -ться, -тся.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали?
– Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?
– Какую цель перед собой поставили?
– Каким способом действовали?
– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
– Оцените свою собственную работу на «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»). Обоснуйте свой выбор.
Шкала успеха
– Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?
Домашнее задание.
1) стр.102 упр. 4 (спиши, перед глаголами записывай вопросы) – обязательная часть
2) Продолжение легенды о языке: «Хорошо, – сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь». Эзоп ушел и принес…язык»
– Подумайте, почему Эзоп считает язык «самой худшей вещью в мире» – по желанию.
Следующая загадка
Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова и психологических особенностей детей данного возраста.
Для достижения целей урок спланирован так, чтобы чётко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.
- Тему, цель и задачи урока формулируют ученики.
- Характер общения: уважение, внимание, обращение к ученикам по имени; поддержка улыбкой.
- Сведение фронтальных форм работы до минимума (как самых непродуктивных).
- Высокий здоровьесберегающий потенциал урока:
- виды учебной деятельности (нет однообразности урока): письмо, чтение, рассматривание слайдов, ответы на вопросы;
- наличие методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению: обсуждение в группе, самооценка.
Раздел: Грамматические признаки глагола.
Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах.».
Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на -тся и -ться.
Задачи:
- регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
- познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
- коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
- личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.
Результаты:
- Предметные: ученик научится правильно писать глаголы оканчивающиеся на -тся и -ться..
- Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
- Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.
Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, авторская компьютерная презентация (Приложение).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.
Технологии:
- проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);
- развивающего обучения (система Занкова)
- информационно-коммуникативный.
Методы и приёмы:
- проблемный
- частично-поисковый
- информационно-коммуникативный метод
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечание I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. – Добрый день! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть их на уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете нашим гостям работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Итак, начинаем наш урок. Подготовка класса к работе. II. Этап актуализации знаний. – Давайте начнем наш урок, а девизом пусть послужат эти слова: Если к(??)лектив старает…ся,
То у них всё получает…ся.
Если не будем стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Тест напечатан на МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ
Составляют схему
Обучающиеся работают в самостоятельно.Дети делают выводы.
Работа по учебнику.
Обучающиеся работают в группах.
Карточки со словами пословицы
Обучающиеся самостоятельно работают в паре применяя правило, изменяют глаголы..
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Следующая загадка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Читайте также: