Загадки про александра 1
Обновлено: 04.11.2024
оценка работы групп учащихся с одинаковой мотивацией учебной деятельности.
1. Организационный момент
2.Ход и условия игры:
Ведущий – учитель
Здравствуйте Ребята! Сегодня у нас в гостях «Своя игра». Это известная телевизионная игра, её многие видели и знают. «Своя игра» состоит из основного раунда и «Своей игры»
Тема нашей игры « Деятельности Александра I ». На уроках истории мы изучили этот материал, теперь время пришло его повторить. Сегодня, в ходе игры, мы вспомним наши знания и выявим знатоков истории России.
Перед вами экран разбитый на сектора по определенным темам. Каждая тема включает вопросы различной степени трудности, самый лёгкий вопрос «стоит» 1 очко, самый трудный – 5 очков. Команда, давшая правильный ответ, получает право первой ответить на следующий вопрос. Если дан неверный ответ, то право хода переходит к другой команде. На вопрос отвечает та команда, которая первой поднимет карточку.
1.Сектор «Исторический портрет»
1.Хвала тебе. Наш добрый вождь
Герой под сединами!
Как ратник. Вихрь, и дождь.
И труд он делит с нами.
Пред строем он прекрасен!
О, сколь он хладен пред врагом!
И сколь врагу ужасен! (Кутузов)
2.Надменный! Кто тебе подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум. (Наполеон)
2.Сектор «Толковый словарь»
1 .О ком идет речь: «Отогрелся в Москве, а замерз в Березине»
2 .Какую битву назвали «Битвой народов» (Лейпцигское сражение)
3.Кто был перепоясан лентой польского ордена Белого Орла? (Александр I)
3.Сектор «Что скрывается за датой»
4.Сектор « Историческая личность »
1.Портрет Александра 1
2.Портрет Кутузова Михаила Илларионовича.
3.Портрет Сперанского Михаила Михайловича.
4. Портрет Аракчеева Алексея Андреевича.
5.Сектор « Документы»
Узнать, о чем идет речь в данном документе. За каждый правильный ответ 1 балл.
1.«Настоящий договор останется тайным и не будет обнародован, не сообщен другим кабинетам, ни одной из договаривающихся сторон без согласия другой. Он будет ратифицирован, и обмен ратификацией произойдет в Тильзите, в течение 4 дней». (Тильзитский мир)
2.Александр образовал род тайного совета, составленного из лиц, которых он считал своими личными друзьями, разделявшими его взгляды и убеждения. Всех нас сближало сознание необходимости сгруппироваться вокруг императора и всеми силами поддерживать в нем искреннее стремление к реформам. ( О Негласном комитете . Из записок князя А. Чарторыйского)
6.Сектор“Отечественная война 1812 года в пословицах”
О событиях войны 1812 года сложено много песен, стихов, поэм. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но…распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. На француза; а) бить французов.
2. От Бородинской пушки под Москвой; б) растерял свои подвязки.
3. Приехал Кутузов; в) да оступился.
4. Француз боек, ;г) а замерз на Березине.
5. Наступил на землю русскую, ;д) земля дрожала.
6. Отогрелся в Москве,;е) и вилы, и ружье.
7. Бонапарту не до пляски; ж) да русский стоек.
(Ответ: 1-е, 2-д, 3-а, 4-ж, 5-в, 6-г, 7-б)
7.Сектор“Кто больше знает”
Каждая команда получает лист бумаги и в течение 3-4 минут должна написать максимальное число имен участников Отечественной
8.Сектор “Загадки Хроноса”
Нужно назвать слово. Для этого необходимо расставить в хронологической последовательности следующие события и точно назвать их даты. Каждое событие – на отдельной карточке. За правильный ответ команда получает 2 балла -(1 балл-за слово, 1 балл -за даты).
Это вольный человек, работавший по найму, несший военную службу в пограничных районах России (казак)
К -Указ об учреждении министерств 1802 год
А -Указ о вольных хлебопашцах 1803 год
З - Начало Отечественной войны июнь 1812 года
А -«Битва народов» 1813 г
К -Польская конституция 1815
Это почетное или жалованное звание. (титул)
Т -Тильзитский договор 1807 год
И -Окончание русско-шведской войны 1809 год
Т -Создание Государственного Совета 1810 год
У-Начало заграничных походов русской армии 1813 год
9.Сектор.« О чем говорит география?»
С какими историческими событиями связано это место.
1.Река Неман. (Тильзитский мир)
2.Карабах и Ширван. (были завоеваны 1805г. в ходе русско-иранской войны)
10.Сектор. Всякая всячина
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Чьи это слова “Дней Александровых прекрасное начало…”
Командующий 1-ой русской армией в Отечественной войне 1812 года. (Барклай-де-Толли)
Первое тайное общество декабристов. (“Союз спасения”)
Как назывался программный документ Южного общества. (“Русская правда”)
Самый крупный город России в начале XIX века. (Санкт-Петербург)
Сколько длилась Отечественная война 1812 года. (7 месяцев)
Вот наконец мы дошли до последнего оценочного этапа. В ходе урока вы все работали, поэтому должна поставить вам и соответствующие оценки.
По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.
Следующая загадка
Смерть многих русских царей овеяна легендами. Слишком уж высокое место при жизни занимали эти люди, поэтому и их уход в мир иной сопровождался различными предположениями, догадками, а часто и досужими домыслами.
Однако среди русских императоров есть человек, о смерти которого спорят до сих пор. Это Александр I, правившей Россией с 1801 по 1825 год.
Судьба этого царя требует особого внимания. Он родился в 1777 году в правление его знаменитой бабушки Екатерины, прозванной Великой, и был долгожданным ребенком в семье царевича Павла Петровича. Однако царственная бабушка по моде того времени забрала Александра и его младшего брата Константина у родителей для их более правильного воспитания. Мальчики выросли фактически без семьи.
Вероятнее всего, по этой причине отношения между Павлом I и его старшим сыном не сложились, особенно конфликт обострился тогда, когда Павел взошел на престол.
Трудно сказать, насколько хорошо был посвящен Александр в то, что против его отца готовится дворцовый заговор. Сами заговорщики в своих воспоминаниях указывали, что Александр все знал и одобрял их действия.
Так или иначе, в 1801 году Павел был убит и престол достался Александру. Современники считали, что молодой царь виноват в гибели отца, возможно, так полагал и сам новый император.
Его личная жизнь тоже была непростой. В 1793 году бабушка женила старшего внука на милой немецкой принцессе, получивший в крещении имя Елизаветы Алексеевны. В браке родилось двое дочерей, которые умерли в младенчестве. Больше законных детей у Александра не было.
Некоторые из его современников вспоминали, что это обстоятельство тяготило императора, полагавшего, что так Бог наказывает его за грех отцеубийства.
Александр Павлович и его супруга. Придворный портрет Александр Павлович и его супруга. Придворный портретВ последние годы своей жизни Александр все более погружался в мир религиозных переживаний и терял желание управлять страной и быть тем, кем был рожден. Известно его высказывание о том, что после 25 лет службы простым солдатам дают увольнительную, так и он после 25 лет царствования мечтает уйти на покой.
Смерть его была неожиданной. По официальной версии император скончался от внезапной болезни в возрасте 47 лет 1 декабря 1825 года в далеком городе Таганроге.
Смерть царя сразу вызвала пристальный интерес, который усугубился тем, что его тело так и не было показано публично. Официальной причиной стала неудачное бальзамирование. В дороге при перевозке тела императора в столицу для погребения в 1826 году скончалась и его вдова Елизавета Алексеевна, что только усилило слухи.
В целом все предположения сводились к тому, что император из-за угрызений совести инсценировал свою смерть и ушел простым странником бродить по Руси.
Позже в Сибири появился старец под именем Федор Кузьмич, которого еще при его жизни некоторые назвали императором Александром. Сам он, однако, от этого отказывался. По воспоминаниям современников, Федор Кузьмич был похож на императора Александра лицом и телосложением, знал несколько языков и имел очень хорошее образование. О родителях своих и о своем происхождении старец ничего не говорил. Скончался Федор Кузьмич в 1864 году. Ныне он причислен к лику святых.
Изображение старца Федора Кузьмича, написанное уже после его смерти Изображение старца Федора Кузьмича, написанное уже после его смертиЕсть свидетельства, что представители дома Романовых (начиная с Николая Второго) почитали Федора Кузьмича именно как своего родственника. Николай, будучи в Томске, был на могиле старца. До сих пор потомки Романовых верят, что император Александр и старец Федор Кузьмич – это одно лицо.
Косвенное подтверждение данное убеждение получило в первые годы советской власти, когда производились массовые вскрытия могил царей и представителей знати.
Документального подтверждения факт вскрытия могилы императора Александра не имеет, однако есть устные свидетельства о том, что при этих работах не было обнаружено именно гроба Александра I. В частности, об этом говорят профессор В.К. Красуский, профессор В.И. Ангелейко и профессор Н.М. Коробов.
Удивительно, но сегодня спустя столько лет интерес к этой истории не утихает. Недавно вышли публикации президента русского графологического общества Светланы Семеновой, которая на основе почерковедческой экспертизы заявила об идентичности почерка императора Александра и старца Федора Кузьмича.
Изоражения старца и императора Изоражения старца и императораРусская православная церковь разрешила исследование останков старца для генетической экспертизы на предмет его принадлежности к роду Романовых. Последнее обстоятельство связано с тем, что в церковной среде есть глубокая убежденность в том, что император Александр и есть старец Федор.
Заметим, что если обстоятельства сложатся так, что красивую легенду удастся подтвердить доподлинно, мы можем узнать совсем другого императора Александра. Человека, который смог сделать фактически невозможное: добровольно отказаться от власти над огромной империей, стать простым странником и посвятить свою жизнь служению Богу и людям, обретя в конце жизненного пути святость.
Но пока это только легенда, которая живет более 150 лет, рассказывая нам о том, что Россия – удивительная страна, потому что в ней возможны самые невозможные метаморфозы, например, такие как добровольное превращение императора в простого странника.
От того ли что такое возможно только в России, история страны наполнена особым духовным смыслом?
Ну а пока единственным достоверным фактом остается то, что после императора Александра никто из Романовых с помощью убийства на престол не вступал.
Следующая загадка
Александр I умер 1 декабря 1825. Однако, представители царской семьи Романовых уверены, что Александр Павлович инсценировал свою смерть и еще 38 лет скитался под именем Фёдор Кузьмич. Над этой загадкой больше всех работал Николай Михайлович, внук Николая I, которому были доступны семейные архивы Романовых. В 1882 году он организовал тщательное расследование по данному вопросу. В 1916 году великий князь пришёл к выводу о тождестве Александра I и сибирского старца. Однако, Николай II не разрешил обнародовать результаты исследования. В связи с чем эта история так и осталась легендой.
У Александра I были все основания инсценировать свою смерть. Во-первых, будущий царь с детства мечтал о спокойной жизни где-нибудь на берегу Рейна. Кстати, в последние годы своего царствования он рассказал принцу Оранскому о своём желании отречься. А в 1823 году даже оставил завещание в пользу младшего брата Николая. Во-вторых, Александр увлекался разными духовными учениями и Библией, согласно которой богатые не смогут попасть в Рай. Возможно, ради спасения он добровольно и отказался от власти и денег. В-третьих, Александра I терзали угрызения совести относительно отца (Павла I), убийство которого он мог предотвратить. В связи с чем принятие обета молчания могло быть попыткой искупить вину. В-четвертых, в 1825 году император узнал о серьезном заговоре против него. А притворная смерть позволила бы сохранить ему жизнь.
В ноябре 1825 года Александр простудился, слёг в постель и через несколько дней скончался. Внезапная кончина императора, которому тогда было всего 47 лет, отсутствие супруги на похоронах и закрытый гроб на церемонии прощания породили в народе слухи, что царь жив. Часовой Таганрогского дворца видел уходящего императора в день его смерти. Люди на пристани не смогли попасть на яхту из-за странного пассажира на борту. Другие говорили, что в гроб вместо царя положили внешне похожего на него фельдъегеря Маскова, разбившегося насмерть 3 ноября 1825. Любопытное совпадение - император заболел, как раз, 4 ноября. А уже на следующий день его супруга, личный врач и Пётр Волконский одновременно начали вести дневниковые записи о болезни Александра I. Такая синхронность крайне подозрительна, учитывая, что на 2-й день болезни императора нельзя было предположить, что обычная простуда приведёт к его смерти. Кстати, среди потомков Маскова до сих пор ходит легенда, что их предок захоронен в Великокняжеской усыпальнице.
В 1836 году в Пермской губернии объявился человек, очень похожий на покойного царя. Широкоплечий, голубоглазый, со светло-русыми волосами и правильными чертами лица скиталец назвался шестидесятилетним крестьянином Фёдором Кузьмичём. Однако, его речь и осанка выдавали человека знатного происхождения. Так как пришелец отказался раскрыть своё происхождение, местные власти задержали его. Суд приговорил пришельца к 20 ударам плетьми за бродяжничество и отправил в Томскую губернию. С 1837 по 1842 годы Фёдор Кузьмич работал на Краснореченском винокуренном заводе. После освобождения старец остался под Томском и начал обучать местных детишек грамоте, истории и Священному писанию. Постепенно он прослыл целителем и прозорливцем. Со всей Сибири к нему приезжали люди за советом или помощью.
1864 год. Посмертный портрет Федора Кузьмича по заказу купца Семена Хромова 1864 год. Посмертный портрет Федора Кузьмича по заказу купца Семена ХромоваФёдор Кузьмич поражал окружающих своей образованностью и превосходным знанием придворной жизни. В подробностях он рассказывал о военных походах и сражениях 1812 года, чем приводил в недоумение окружающих. В келье старца помимо образа Божьей Матери размещался образок Александра Невского. Кстати, Александр I назван в честь именного этого святого и полководца. В день святого Александра Невского Фёдор Кузьмич был обыкновенно весел и часто вспоминал Петербург. Помимо внешности и осанки старец походил на покойного царя глухотой в левом ухе, которую Александр I получил на службе в Гатчинском войске. В связи с этим, ещё при жизни Фёдора Кузьмича появилась легенда, что он и есть покойный Александр I. При этом, скиталец отрицал слухи о своём императорском происхождении, но делал это всегда так двусмысленно, что ещё больше усиливал подозрения на этот счёт. Сегодня доступны результаты экспертиз почерков Фёдора Кузьмича и Александра I, которые свидетельствуют об их идентичности.
К существенному отличию Фёдора Кузьмича от Александра Павловича можно лишь отнести тот факт, что сибирский старец часто обращался к людям "панок" или "панушки". Однако, не стоит забывать, что император исчез в 1825 году, а объявился лишь в 1836 году. Где он странствовал 11 лет - до сих пор остаётся загадкой. Не исключено, что эти годы он находился в Киеве. Во-первых, из Таганрога можно было запросто доплыть до Киева через Днепр. Во-вторых, среди личных вещей Фёдора Кузьмича оказался Киево-Печерский молитвенник. Кроме того, старец всегда тепло отзывался о Киеве. В-третьих, редко посещавший Киев Николай I после "смерти" Александра начал приезжать туда ежегодно, побывав там в общей сложности 16 раз! Кстати, именно благодаря Николаю I, Киев преобразился из пограничного городка, состоящего из крепостей, церквей и избушек в столицу Малороссии с университетом, гимназией, кадетским корпусом, мощенными улицами и площадями, а также мостом через Днепр.
В 1858 году Фёдор Кузьмич поселился в Томске у купца Семёна Хромова, где и прожил до своей кончины в 1864 году. Перед самой смертью старец указал на мешочек, висящий на стене и сказал: "В нём моя тайна". В сумочке оказались две зашифрованные записки. На одной из них было записано:
Следующая загадка
Загадка Александра I.
В январе 1864 года в далекой Сибири, в маленькой келье в четырех верстах от Томска, умирал высокий седобородый старик.«Молва носится, что ты, дедушка, никто иной, как Александр Благословенный, правда ли это?» — спросил у умирающего купец С. Ф. Хромов. Уже много лет мучила купца эта тайна, которая сейчас, на его глазах, уходила в могилу вместе с загадочным старцем.«Чудны дела твои, Господи: нет тайны, которая бы не открылась, — вздохнул старик. — Хоть ты знаешь, кто я, но ты меня не величь, схорони просто».
За сорок лет до этого разговора генерал-адъютант Дибич отправил из Таганрога в Петербург, наследнику Константину Павловичу, рапорт: «С сердечным прискорбием имею долг донести Вашему императорскому величеству, что Всевышнему угодно было прекратить дни августейшего нашего государя императора Александра Павловича сего ноября 19-го дня, в 10 часов 50 минут пополуночи здесь, в городе Таганроге. Имею честь представить при сем акт за подписанием находившихся при сем бедственном случае генерал-адъютантов и лейб-медиков».
Тело умершего императора поместили в два гроба — деревянный и свинцовый — и отправили в Петербург. «Хоть тело и бальзамировано, но от здешнего сырого воздуха лицо все почернело, и даже черты лица покойного совсем изменились… Поэтому думаю, что в С.-Петербурге вскрывать гроб не нужно», — настоятельно рекомендовал П. М. Волконский, организовавший перевозку траурного кортежа.
«Чужое тело везут!» — эти слова сопровождали кортеж почти на всем протяжении пути. Слухи о том, что в гробу — не император, возникли немедленно после смерти Александра I. Они неслись, обгоняя траурную процессию, множились, растекались по России, достигали самых глухих селений. В народе толковали о том, что «творится обман», что государь жив, а в фобу везут другое тело. Передавали известия, совершенно противоречивые.
«…Государь жив, его продали в иностранную неволю».
«…Государь жив, он уехал на легкой шлюпке в море».
«…Когда император поехал в Таганрог, то за ним гнались всю дорогу многие господа с тем намерением, чтобы убить его. Двое и догнали его в одном местечке, но убить не осмелились».
«…Государь убит в Таганроге верноподданными извергами, ну то есть господами с благородными душами, первейшими в свете подлецами».
«…У государева тела был некоторого села дьячок, смотрел, и при приезде его в село стали его спрашивать мужики, что видел ли он государя, а он ответил: «Никакого государя нет, это черта везли, а не государя».
На подъезде к Москве эти слухи переросли в такую уверенность, что нашлись даже отчаянные головы, предлагавшие насильно вскрыть гроб. Московские власти пошли на беспрецедентные меры безопасности: пока гроб стоял в Архангельском соборе, ворота Кремля запирали в 9 часов вечера и у каждого входа стояли заряженные пушки. Всю ночь по городу ходили военные патрули. В Петербурге рекомендацию Волконского исполнили лишь отчасти: с покойным приватно простились члены императорской фамилии, а жителям столицы демонстрировать покойного императора не стали. 13 марта 1826 года тело Александра I было предано земле…
Известно, что император Александр I неоднократно выражал твердое намерение оставить престол. Чего стоит, например, такое заявление: «Я скоро переселюсь в Крым и буду жить частным человеком. Я отслужил 25 лет, и солдату в этот срок дают отставку». В чем же кроется причина желания императора «уйти в мир»? Напомним, что юный Александр взошел на престол в результате убийства масонами — теми самыми «верноподданными извергами, ну то есть господами с благородными душами, первейшими в свете подлецами» — императора Павла I. Сам Александр тоже был посвящен в заговор. Но когда до него дошла весть о смерти отца, он был потрясен.
«Мне же обещали не посягать на его жизнь!» — с рыданиями повторял он, и метался по комнате, не находя себе места. Ему было ясно, что теперь он — отцеубийца, навсегда повязанный кровью с масонами. Как свидетельствовали современники, первое появление Александра во дворце представляло собой жалкую картину: «Он шел медленно, колени его как будто подгибались, волосы на голове были распущены, глаза заплаканы… Казалось, лицо его выражало одну тяжелую мысль: «Они все воспользовались моей молодостью, неопытностью, я был обманут, не знал, что, исторгая скипетр из рук самодержца, неминуемо подвергаю его жизнь опасности». Он пытался отказаться от престола. Тогда «верноподданные изверги» пообещали показать ему «рекой пролитую кровь всей царствую щей семьи»…
Александр сдался. Но сознание своей вины, бесконечные упреки самому себе в том, что он не сумел предвидеть трагический исход — все это тяжелым грузом легло на его совесть, ежеминутно отравляя его жизнь. С годами Александр медленно, но неуклонно отодвигался от «братьев». Начатые было либеральные реформы постепенно были свернуты. Александр все чаще находил утешение в религии — позднее либеральные историки испуганно назвали это «увлечением мистикой», хотя религиозность никакого отношения к мистике не имеет и на самом деле мистикой является именно масонский оккультизм. В одной из частных бесед Александр говорил: «Возносясь духом к Богу, я отрешаюсь от всех земных наслаждений. Призывая на помощь Бога, я приобретаю то спокойствие, тот душевный мир, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира».
Долгое время Александр бессильно наблюдал, как в стране множатся масонские ложи, сознавая, что эта ядовитая зараза плодится его попущением. Но незадолго до событий 1825 года он издал рескрипт, запрещавший все масонские ложи и тайные общества. Все их члены должны были принести клятву прекратить свою деятельность.
Но оставалось главное: искупление. Искупление смертного греха — отцеубийства.
1 сентября Александр выехал из Петербурга в Таганрог. Отъезд его состоялся, как пишет Г. Василии, «при совершенно исключительных обстоятельствах». В далекий путь император отправился один, без свиты, ночью. В пятом часу утра коляска Александра подъехала к Александро-Невской лавре. У входа его встретили митрополит Серафим, архимандрит и братия. Император принял благословение митрополита и, сопровождаемый монахами, вошел в собор. Началась служба. Государь стоял перед ракой с мощами святого князя Александра Невского. «Когда наступило время чтения Святого Евангелия, — пишет историк Н. К. Шильдер, — император, приблизившись к митрополиту, сказал: „Положите мне Евангелие на голову“ — и с сими словами стал на колени под Евангелие».
Повествуя о посещении императором лавры, иностранные историки указывают, будто Александр, отправляясь в дорогу, служил… панихиду! Долгое время считалось, что это ошибка: не сведущие в православных обрядах иностранцы могли перепутать панихиду с молебном. Однако исследователь загадки Александра I H. Васильев считает, что служили именно панихиду. Наконец, сам факт, что Александр, часто уезжавший из Петербурга на продолжительное время и всегда перед отъездом служивший молебны в присутствии близких людей, на этот раз приехал в Лавру далеко за Полночь, совсем один, и велел запереть за собой ворота — разве это не указывает на то, что в ту ночь в соборе происходило нечто необычное?
Уезжая из лавры, Александр был в слезах. Обратившись к митрополиту и монахам, он сказал: «Помолитесь обо мне и жене моей». До самых Ворот он ехал с непокрытой головой, часто оборачивался, кланялся и крестился, смотря на собор. В Таганроге император заболел: по одним данным — брюшным тифом, по другим — малярией (даже болезнь его — загадка!). И… умер?
В. Барятинский, серьезнейший исследователь этой загадки, считает, Что император Александр воспользовался своим пребыванием в Таганроге и легким недомоганием, чтобы привести свой план в исполнение. Он скрылся, предоставив хоронить чье-то «чужое тело». В пользу этого Барятинский приводит следующие доводы: Во всех документах, относящихся к таганрогской драме, встречаются многочисленные противоречия. Ни один из документов не содержит таких важнейших сведений о кончине императора, как обстоятельства, при которых наступила смерть, число лиц, присутствовавших при кончине, поведение императрицы и т. д.
Исчезновение многих документов, связанных с этими событиями, в частности, части записок императрицы Елизаветы Алексеевны, освещающих события после 11 ноября.
Заведомо подложная подпись доктора Тарасова под протоколом вскрытия тела.
Ряд странных поступков ближайших родственников царя, явно посвященных в тайну.
Распространившиеся сразу после смерти Александра массовые слухи о том, что «везут чужое тело».
Анализ протокола вскрытия тела, сделанный по просьбе В. Барятинского крупнейшими медиками России. Они единодушно отрицают возможность смерти царя от малярии или брюшного тифа.
Поведение самого императора, начиная от его твердого намерения оставить престол, до того факта, что он, чья религиозность не вызывает сомнений, даже не призывал духовника в последние дни болезни, не исповедовался перед смертью. Священник даже не присутствовал при его кончине! Это совершенно невозможно для Александра, который, если бы он действительно умирал, конечно, потребовал бы к себе духовное лицо. Да даже окружавшие его близкие люди — и те, несомненно, послали бы за священником!
А в семье фельдъегеря Маскова, умершего 3 ноября 1825 года в Таганроге, долго сохранялось предание о том, что их дед похоронен в соборе Петропавловской крепости вместо императора Александра I. Осенью 1836 года к кузнице на окраине города Красноуфимска Пермской губернии подъехал верхом на лошади рослый плечистый человек, уже пожилой, одетый в простую крестьянскую одежду, и попросил подковать лошадь. В разговоре с кузнецом человек рассказал, что он едет «мир, да добрых людей посмотреть», а зовут его Федором Кузьмичом.
Местная полиция странника задержала, спросила паспорт. Ответы его полицию не удовлетворили: зовут Федор Кузьмич, паспорта нет, родства не помнит, а странствует потому, что решил мир посмотреть. За бродяжничество страннику дали двадцать ударов плетьми и по этапу отправили на поселение в Сибирь.26 марта с партией ссыльных Федор Кузьмич прибыл в Боготольскую волость Томской губернии и был помещен на жительство на Краснореченский винокуренный завод. Здесь он прожил около пяти лет, а в 1842 году переехал в Белоярскую станицу, а затем — в деревню Зерцалы. Он построил себе небольшую избушку-келью за деревней и жил в ней, постоянно отлучаясь в соседние деревни.
Переходя из дома в дом, он учил крестьянских детей грамоте, знакомил их со Священным Писанием, историей, географией. Взрослых он удивлял религиозными беседами, рассказами из отечественной истории, о военных походах и сражениях, причем вдавался в такие мельчайшие подробности, что это вызывало у слушателей недоумение: откуда он мог знать такие тонкости? Федор Кузьмич обладал и государственно-правовыми познаниями: он знакомил крестьян с их правами и обязанностями, учил уважать власть. По рассказам современников, знавших Федора Кузьмича, он обнаруживал прекрасное знание петербургской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII — начала XIX столетий, знал всех государственных деятелей и высказывал довольно верные характеристики их. Он говорил о митрополите Филарете, Аракчееве, Кутузове, Суворове. Но он никогда не упоминал имя убитого императора Павла I…
Сибирь повидала много всякого народу. Бродяг, родства не помнящих, тут побывало великое множество. Но этот был особенный. Его редкие качества вызывали всеобщее внимание, и популярность Федора Кузьмича была необыкновенной. Жил он скромно и неприхотливо. Костюм его состоял из грубой холщовой рубахи, подпоясанной ремешком, таких же штанов, обыкновенных кожаных туфель. Иногда поверх рубахи надевал длинный темно-синий суконный халат, зимой носил сибирскую доху. Федор Кузьмич отличался аккуратностью, одежда его всегда была чистой, в жилище своем не выносил никакого беспорядка. У себя он принимал всех приходящих к нему за советами и редко кому отказывал в приеме. Среди его новых знакомых были Макарий, епископ Томский и Барнаульский, и Афанасий, епископ Иркутский.
Почему-то все были убеждены, что загадочный старец — «из архиереев». Но однажды в селе Краснореченском произошел случай, давший пищу для толков. Отставной солдат Оленьев, увидев подходившего Федора Кузьмича, спросил у крестьян: «Кто это?» И, бросившись в избу вперед старца с криком: «Это же царь наш, батюшка Александр Павлович!» — отдал ему честь по-военному. «Мне не следует воздавать воинские почести. Я бродяга, — сказал старец. — Тебя за это возьмут в острог».
В 1857 году старец познакомился с состоятельным томским купцом С. Ф. Хромовым, который предложил ему переехать в Томск, где специально для него выстроил в четырех верстах от города келью. 31 октября 1858 года старец распростился с Зерцалами, где прожил более двадцати лет, и отправился в Томск. Ставший при жизни легендой, Федор Кузьмич умер 20 января 1864 года. И хотя многие были убеждены, что это был император Александр I, достоверно, как считает В. Барятинский, о нем можно утверждать следующее.
Во-первых, таинственный старец был, безусловно, человек очень образованный, воспитанный, прекрасно осведомленный в вопросах государственных, исторических, особенно что касается эпохи Александра I, знал иностранные языки, прежде носил военный мундир, бывал при дворе, хорошо знал петербургскую жизнь, нравы, обычаи и привычки высшего общества.
Во-вторых, он добровольно принял на себя обет молчания относительно собственной личности. Он удалился от мира в целях искупления какого-то тяжкого греха, мучившего его всю жизнь. Не принадлежа к духовному званию, он был очень религиозен. Наружность, рост, возраст, глухота на одно ухо, манера держать руки на бедрах или одну за поясом, привычка принимать посторонних стоя и спиной к свету — все указывает на несомненное сходство Федора Кузьмича с Александром I.
У императора Александра I был камер-казак Овчаров, всюду сопровождавший его с 1812 года. Приехал он с императором и в Таганрог. Оттуда Александр отпустил его в короткий отпуск в родную станицу на Дон, и в его отсутствие император «умер». А когда казак вернулся в Таганрог и пожелал проститься с покойным, к гробу Александра его не подпустили. Звали этого казака… Федор Кузьмич!
На протяжении многих лет историки, подтверждая официальную дату смерти Александра I, решительно отвергали «досужие домыслы» о тождестве императора и сибирского старца. Другие исследователи допускали I реальность легенды. Впрочем, гораздо важнее не фактическое содержание легенды, а то непреходящее моральное значение, которое имеет этот апокриф о царе, оставившем престол во имя покаяния и искупления греха. Крупнейший биограф Александра I H. K. Шильдер писал: «Если бы фантастические догадки и народные предания могли быть основаны на положительных данных и перенесены на реальную почву, то установленная этим путем действительность оставила бы за собой самые смелые поэтические вымыслы. Во всяком случае, подобная жизнь могла бы послужить канвой для неподражаемой драмы с потрясающим эпилогом, основным мотивом которой служило бы искупление. В этом новом образе, созданном народным творчеством, император Александр Павлович, этот „сфинкс, неразгаданный до гроба“, без сомнения, представился бы самым трагическим лицом русской истории, и его тернистый жизненный путь устлали бы небывалым загробным апофеозом, осененным лучами святости».
Читайте также: