Калмыцкие загадки про животных

Обновлено: 04.11.2024

2.2. Условия и сроки проведения викторины:

Срок проведения: 26 февраля 2016г.По следующим номинациям:

а) «Визитная карточка» (представление названий команд, девиза)

б) «Фестиваль загадок» (знание устного народного творчества)

в) «Хальмг улсин авъясмуд»

г) «Цаан сарин боорцгуд»

д) «Хамдан дуулыя!» (песенный конкурс)

е) «Калмыцкие подвижные игры»

3. Критерии оценки конкурса

3.1. Знание устного народного творчества

3.3. Творческая разносторонность

4. Подведение итогов и награждение победителей

4.1. итоги конкурса подводят жюри.

4.2. Награждение победителей

Участники викторины награждаются медалями, памятными подарками.

«Хальмгаhар келтн!»

Семейная викторина

Викторина проводится во исполнение приказа Министерства образования и науки РК от 12.02.2016г. за № 168 «О проведении Декады калмыцкого языка, посвященной Международному дню родного языка», в целях сохранения и функционирования калмыцкого языка как государственного языка республики.

Ведущие: Сарагаева Г. Ж.

Участники: семьи воспитанников младшей группы.

Ведущий:Мендвт, кундтя мана экнр, ээж,нр, орлцачнр. Увляс ягж гарувт?

Эн увлс менд арад,

Эндр цааан баиртаар кед

Энкр нутгин хормад

Дурта цааан кетн гиж йоржнв.

Ведущий2: Здравствуйте, дорогие наши мамы, бабушки!Спасибо вам, что не остались равнодушными и пришли сегодня сюда поучаствовать в викторине, посвященной Международному Дню родного языка. Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Самая большая ценность народа – его язык. Слово сохраняет историю рода, культуру, обычаи, нацию. Слово – хранитель достижений человеческого ума, его дерзаний, его подвигов. В слове – жизнь. «Нет ничего сильнее слова», – читаем мы у древнегреческого комедиографа Менандра. Поэтому родной язык нужно знать и любить, а иначе нельзя называть себя патриотом.

Мана жюри: Немгирова Л. С. – заведующая Детский сад «Байр»

Караева Л. С. – учитель начальных классов

1. Каждая команда представляет свой девиз, название.

2. Ода би таднд тлврт туульс келнв. Тадн тлвринь олтн. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте. Кто больше отгадает.

- Авдр деерн арад, Адъяан дуу. (зурмн)

Взобрался на сундук и зовет дядю Адъяна. (суслик)

- Блтхр ндт, сертхр чикт. (туула)

С выпуклыми глазами, с торчащими ушами (заяц)

- Ах – д дрвлн нег махлата (шир)

У четырех братьев одна шапка (стол)

- С ветром мчусь я наравне, по родной стороне

Пронесусь я без оглядки, пахнет воздух пылью гладкой (сайгак)

Кез унтхинь, кез серхинь, кн болнд заана (часы)

- Мы бодро по пескам шагаем, и на спине горбы таскаем,

Так много жира про запас, который выручает нас (верблюд)

- Тавн нкни амн нег нкн. (беел)

- Любит гнездиться в болотных местах, по утру громко курлычет

Серая птица на длинных ногах

Вдаль собираясь, птиц кличет (Журавль)

- Цаан – цаан эрвкс, цааран – нааран нислдн

Альхн дерм сууна, усн болад хврн (Цасн)

Ведущий 1: Цаанла рк – бл болн гертн боорцг кедгинь тадн меднт. Тер боорцгуд кесг зсн гт, боорцг болн нерт, тлврт.

Ведущий 2: Ка1к мы все знаем, что перед праздником Цаган сар мы дома жарим борцоки, каждый борцг имеет для калмыков свое особое значение. Поэтому мы объявляем следующий конкурс «Цаган сарин боорцгуд» (изготовление из теста «цагансаровских» борцоков и рассказать значение каждого борцока).

Шовун - это птица Птица приносит на свих крыльях тепло и весну.

«Целвг» - это лепешка с защипанными краями в виде озера. Ведь для скотовода очень нужна вода

«Темэн» - этот борцог в виде верблюда Верблюд удивительное необычное животное. Он вобрал в себя признаки 4 домашних животных.

«Мошкмр» - этот борцог подразумевает тонкую кишку овцы.

«Жола» - основньш средством передвижения была лошадь, жола подразумевает упряжку лошади

«Тош» - богатство скотом и живностью.

«Хорха» - чтобы увеличилось поголовье скота, прибавление в семье.

«Шор белг» - этот борцог в виде копья. Защита от нападения.

Ведущий1: Калмыцкий народ богат своими традициями и обычаями. Насколько вы знаете их мы с вами сейчас узнаем. Мы будем задавать каждой команде по одному вопросу. Вопросы даются по темам «Цаган сарин авъясмуд» болн «Цhин авъяс»

1. Как еще называют калмыцкий чай? (Джомба)

2. Кому подносят первым чай?

3. В какую сторону совершаются все движения во время приготовления чая и ритуала подношения чая?

4. Как правильно надо держать пиалу?

5. Знаете ли вы легенду происхождения калмыцкого чая?

5. Расскажите правильно процесс приготовления калмыцкого чая.

6. Что означает праздник «Цаган Сар»

7. Как приветствовали люди друг друга, когда встречались в праздник Цаган Сар?

8. Какой знак символизирует наступление весны по преданию калмыков?

9. Что делают женщины, хозяйки дома перед наступлением праздника?

10. Как отмечают праздник Цаган Сар?

12. Цаhан сарин йорял

4. Конкурс «Пойми меня»

5. Конкурс «Хамдан дуулыя» песенный конкурс.

6. Игра «Хотон кочует»

Выступление жюри, подведение итогов. Награждение победителей призами, медалями.

Публикации по теме:

Семейная викторина в подготовительной к школе группе «Мама, папа и я — смоленская семья» «Мама, папа и я – смоленская семья» (Семейная викторина в подготовительной к школе группе) План: 1. Организационный момент (распределение.

Фотоотчёт о празднике «Зул — национальный праздник калмыцкого народа»

Фотоотчёт о празднике «Зул — национальный праздник калмыцкого народа» Зул – национальный праздник калмыцкого народа, ставший Новым годом - это древнейший праздник, так любимый народом. Ему насчитывается более.

Конспект познавательного развлечения для детей с ОВЗ в рамках Декады инвалидов

Конспект познавательного развлечения для детей с ОВЗ в рамках Декады инвалидов Конспект познавательного развлечения для детей с ОВЗ в рамках «Декады инвалидов» Тема: «Возьмёмся за руки друзья и подарим друг другу.

Сценарий спортивного развлечения для детей с ОВЗ в рамках Декады инвалидов

Сценарий спортивного развлечения для детей с ОВЗ в рамках Декады инвалидов «Зимняя карусель спортивных игр» развлечение для детей с ОВЗ в рамках Декады инвалидов 2017г. Цель: • развитие представлений о зимних.

Семейная викторина «Счастливый шанс» (подготовительная группа) СЕМЕЙНАЯ -ВИКТОРИНА «СЧАСТЛИВЫЙ ШАНС» (подготовительная группа) Учитель-логопед: Вы слышите визитную карточку семейной викторины «Счастливый.

Познавательная викторина «Знатоки своего края» в рамках года 65-летия образования Белгородской области Познавательная викторина: «Знатоки своего края» (в рамках года 65-летия образования Белгородской области) Цели: создать условия для развития.

Викторина «Природа Прибайкалья» в рамках программы «Неформальные каникулы»

Викторина «Природа Прибайкалья» в рамках программы «Неформальные каникулы» Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению, Паучок – терпению. Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. Учит солнце –.

Экологическая викторина для детей в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ «Экологическая викторина для детей в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Экологическая викторина в рамках проекта «Зеленая аптека» Экологическая викторина «Русское разнотравье» Экологическая викторина «Русское разнотравье» подготовительный возраст в рамках проекта «Зеленая.

Следующая загадка

Виктор Манджиев

аhуд алтн бура - в пространстве - золотая лоза (hол - река)

Нравится Показать список оценивших

Виктор Манджиев

Нравится Показать список оценивших

Виктор Манджиев

дер деер деншг - на подушке-копейка (сарин толян - блик луны)

Нравится Показать список оценивших

Виктор Манджиев

иргд ивр-шивр - шорох в нижней части кибитки (хулhн - мышь)

Нравится Показать список оценивших

Виктор Манджиев

нег хотна нохас нег аю талан хуцдг - собаки одного хотона лают в одну сторону (утан - дым)

орн дор шора – грязь под кроватью (хумсна кир - грязь под ногтями)

Нравится Показать список оценивших

Виктор Манджиев

таг деер тавн hалун - на полке пять гусей (hарин тавн хурhн - пять пальцев руки)

Следующая загадка

Виктор Манджиев

Цу-цу цоонг ,
Цусн уга цоонг.
Яа-яа яанг,
Ясн уга яанг.

Нравится Показать список оценивших

Виктор Манджиев

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ КАЛМЫЦКИХ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН
Манджиева Б.Б.
________________________________________
ФГБУН Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН

Наиболее полно йорел-благопожелание сохранился в фольклорной традиции синьцзянских калмыков.
Родившийся по желанию
Ранее сказанных йорелов,
Родившись по благословению
Небесных покровителей-зая,
Хозяин быстроногого скакуна,
Мой сын, нареченный Улан Хонгором,
Лежишь ты в широкой колыбели,
Смастеренной из красного сандала,
Посасывая белый овечий хвост [11].
Исполнение колыбельной песни отражено в сюжете калмыцкой сказки о Будигар-Мерген-батаре. Согласно сюжету сказки, богатырь Будигар-Мерген, находясь в поиске своей сестры, Богдан Кёлчин Кёкюл, проходил мимо одной кибитки и случайно услышал колыбельную песню, которую пела старуха:

Войдя в кибитку Будигар-Мерген увидел старуху, качающую ребенка - его племянника, который родился во время поисков сестры. Бабушка по просьбе богатыря еще раз спела колыбельную песню о том, что это племянник богатыря по имени Будигар-Мерген, сын Богдан Кёлчин Кёкюля, то есть се

Следующая загадка

Цель: закрепить и систематизировать знания о родном крае.

1. Продолжать развивать интерес к родному краю;

2. Расширять представления о Калмыкии;

3. Знакомство с государственной символикой Республики Калмыкия.

4. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей;

5. Воспитывать любовь и привязанность к родному краю;

• рассматривание книг, энциклопедий, иллюстраций;

• Флаги, гербы Калмыкии

Сейчас я с вами проведу викторину «Мой край степной –Калмыкия»

Задание№1 : Какого цвета флаг Республики Калмыкия? (что обозначает цвет флага, что на нем изображено) Из трех вариантов выберите одно правильное.

Рассказать о гербе.

Что обозначают цвета и символы?

Задание №3: игра «Назови лишнее»:

• Лагань, Городовиковск, Ипатово, Элиста.

• Волк, сайгак, лиса, медведь;

• Маныч Гудила, Чограйское водохранилище, Элистинка, Волга, Кума, Ока ;

• Нефть, глина, уголь, песок.

• Тюльпан, колокольчик, ромашка, роза.

• Орел, журавль красавка, глухарь, пеликан, фламинго.

Символ животного Республики Калмыкия

Символ растения Республики Калмыкия

Перечислите четыре вида основных домашних животных Республики Калмыкия

(корова, овца, верблюд, лошадь)

Кто сказал: "Кто хорош - тому нет нужды - много ли, мало ли у него народу. Дети! Вы сами ведаете - быть ли хорошим или дурным"?

Публикации по теме:

«Чудесный край, манящий край» (фоторепортаж)

«Чудесный край, манящий край» (фоторепортаж) Чудесный край, манящий край, Стал очень дорог сердцу моему… Каждый год я провожу свой отпуск в Воронежской области на Дону, в селе Щучье.

«Наш родной край» Борисоглебск назван был давно, В честь двух святых то жили на Руси И пусть немало времени прошло, Их вечно будем помнить мы! Дмитрий Вонави.

КВН «Мой край родной — Югра» КВН-“Мой край родной - Югра” Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра. Задачи: Образовательные: расширить и закрепить знания.

Лэпбук «Мой край соловьиный»

Лэпбук «Мой край соловьиный» В нашем саду проходил конкурс на лучшее оформление уголка краеведения. Мы решили сделать лепбук о нашем прекрасном Курском крае. Замечательная.

НОД по познавательному развитию детей, ознакомление с Малой Родиной «Кубанский край-казачий край» Конспект открытого занятия «Кубанский край – казачий край». Образовательная область «Познавательное развитие» для детей старшей группы.

Проект «Мой дом, город, край»

Проект «Мой дом, город, край» В ходе нашей деятельности с детьми появились следующие продукты проекта: 1. Информационный альбом «Достопримечательности Самарской Губернии.

Уголок «Тульский край»

Уголок «Тульский край» Тульский край - это уникальное место. В состав Тульской губернии входит множество городов и каждый славится, чем то своим, тем, что известно.

Викторина «Край родной» для педагогов участников районного методического объединения. Вопросы викторины «Край родной» Село Песчанокопское - центр Песчанокопского района - было основано выходцами из Курской, Орловской, Рязанской.

Экологическая викторина «Мой край» для детей старшего дошкольного возраста Цель: - обобщить знания детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах.

Занятие «Мой край родной» Цель: Расширять знание детей о родном крае. Воспитывать любовь, чувство привязанности к нему. Учить видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать.

Читайте также: