Загадки человека почему родственники похожи проект

Обновлено: 19.05.2024

Данный материал по обществознанию для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авторской программой по обществознанию для 5 классов ( Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова «Обществознание.5 класс»)

Материал расширяет элементарные преставления учащихся о человеке и его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность че­ловеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными приме­рами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных

ВложениеРазмер
urok._2_zagadka_cheloveka._chast_1.ppt 1.2 МБ
urok_2._zagadka_cheloveka._chast_2.rar 2.86 МБ
urok_2._zagadka_cheloveka._chast_3.ppt 2.39 МБ
test_zagadka_cheloveka_dlya_uchashchihsya_5_klassa.doc 33.5 КБ
urok_3._zagadka_cheloveka._chast_1.ppt 2.95 МБ
urok_3._zagadka_cheloveka._chast_2.ppt 2.32 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Загадка человека Учитель истории МАОУСОШ № 2 им. Ю.А. Гагарина муниципального образования Успенский район Пелых Валерия Николаевна

План урока: 1. Чем человек отличается от других живых существ. 2. Зачем человек рождается. 3. Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался.

1.Словарная речь 2.Сезонная ленька 3.Способность строить жилища 4.Обучение питомцев 5.Зимняя спячка 6.Прямохождение 7.Потребность в пище 8.Потребность в общении 9.Умение фантазировать 10.Густая шерсть 1. Чем человек отличается от других живых существ. Свойства, присущи животным Свойства, присущи человеку Свойства, присущи и человеку и животному 2,5,,10 1,6,8,9 3,4,7

Имеет хорошо развитый головной мозг Способен к прямохож-дению Чем человек отличается от других живых существ Способен к творчеству Владеет речью Умеет производить орудия труда Способен к действиям по плану Обладает фантазией Осознаёт самого себя

Вспомни схему и заполни пропуски в тексте: Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________. речью прямохождению по плану головной мозг орудия труда

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Лукашова Светлана Ивановна

учитель начальных классов

Конкурс научных проектов школьников

в рамках краевой научно-практической конференции "Эврика, ЮНИОР"

Малой академии наук учащихся Кубани

"Мой первый учебно-исследовательский проект"

Почему я похож на своих родителей?

Рублевский Даниил Александрович,

Краснодарский край, Кореновский район,

МОБУ средняя общеобразовательная

школа №14 , 2 класс

Лукашова Светлана Ивановна

учитель начальных классов,

МО Кореновский район

"Мой первый учебно-исследовательский проект"

Рублевский Даниил Александрович

Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская

МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс

ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район

1.1. Генетика - наука о законах наследственности и изменчивости

2. Почему же мы похожи на своих родителей …………………………………. 7

3. Традиции нашей семьи ……………………………………………………. 8

"Мой первый учебно-исследовательский проект"

Рублевский Даниил Александрович

Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская

МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс

ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район

Каков род, таков и приплод.

На кого ты похож? Почему один человек похож на отца, а другой - на бабушку? Почему о родственниках говорят: «Похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле? Меня тоже заинтересовал этот вопрос. Поиск ответа побудил меня обратиться к энциклопедиям, справочникам, словарям, где я смог найти нужные сведения. Пополнить мой интеллектуальный багаж в частности, помог также опрос жителей станицы Журавской и, моих одноклассников. Думаю, эта информация станет для вас интересной и полезной.

Материал проекта «Почему я похож на своих родителей?» можно использовать на уроках кубановедения при изучении следующих разделов: в 1-м классе - «Я и моя семья», во 2-м классе - «Труд и быт жителей Кубани», на дополнительных занятиях в классах казачьей направленности, во время проведения внеклассных мероприятий. Многие ребята пополнят «семейным» материалом мою мини-энциклопедию «Кто на кого похож».

"Мой первый учебно-исследовательский проект"

Рублевский Даниил Александрович

Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская

МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс

ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов

МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район

1.Генетика. Общие сведения.

1.1. Генетика - наука о законах наследственности и изменчивости организмов

Согласно законам наследования все основные признаки и свойства организмов контролируются и определяются единицами наследственной информации - генами. Предметом исследования генетики служит природа материальных носителей наследственности, механизмы их проявления, изменения и воспроизведения, возможные пути и методы их искусственного синтеза, формирование сложных свойств и признаков целостного организма, взаимосвязь наследственности и изменчивости, отбора и эволюции. Изучение наследственности и изменчивости методами генетики осуществляется на всех уровнях организации живой материи: молекулярном, клеточном, на уровне целостного организма и популяции (совокупности особей одного вида, длительно занимающей определенное пространство и воспроизводящей себя во многих поколениях).

Генетика [4] (отгреч. genesis - происхождение) - наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.

Наследственность [6] — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида.

1.2. История развития генетики

Различные представления о наследственности и изменчивости высказывались еще античными философами и врачами. В большинстве своем эти представления были ошибочными, но иногда среди них появлялись и гениальные догадки. Так, римский философ и поэт Лукреций Кар писал в своей знаменитой поэме «О природе вещей» о «первоначалах», определяющих передачу из поколения в поколение признаков от предков к потомкам, о происходящем при этом случайном комбинировании этих признаков, отрицал возможность изменения наследственных признаков под влиянием внешних условий.

Однако подлинно научное познание наследственности и изменчивости началось лишь спустя много столетий, когда было накоплено множество точных сведений о наследовании различных признаков у растений, животных и человека. Число таких наблюдений, проведенных преимущественно практиками-растениеводами и животноводами, особенно возросло в период с середины XVIII до середины XIX века.

Тем не менее, четких представлений о закономерностях наследования и наследственности вплоть до конца XIX века не было за одним существенным исключением. Этим исключением была замечательная работа Г. Менделя, установившего в опытах по гибридизации сортов гороха важнейшие законы наследования признаков, которые впоследствии легли в основу генетики.

Грегор Мендель [6] (1822–1884):

австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности;

1865 г. «Опыты над растительными гибридами»;

создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства;

разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков;

сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания;

высказал идею существования наследственных задатков (или генов, как их потом стали называть).

Однако работа Г. Менделя (доложена им в 1865 году на заседании общества естествоиспытателей г. Брюнн и напечатана на следующий год в трудах этого общества

не была оценена современниками и, оставаясь забытой 35 лет, не повлияла нараспространенные в XIX веке представления о наследственности и изменчивости.

Датой рождения генетики принято считать 1900 год, когда три ботаника – Г. де Фриз (Голландия), К. Корренс (Германия) и Э. Чермак (Австрия), проводившие опыты по гибридизации растений, натолкнулись независимо друг от друга на забытую работу Г. Менделя. Они были поражены сходством его результатов с полученными ими, оценили глубину, точность и значение сделанных им выводов и опубликовали свои данные, показав, что полностью подтверждают заключения Менделя. Дальнейшее развитие генетики связано с рядом этапов, каждый из которых характеризовался преобладающими в то время направлениями исследований.

Название «генетика» развивающейся науке дал в 1906 году английский ученый У. Бэтсон, а вскоре сложились и такие важные генетические понятия, как ген, генотип, фенотип, которые были предложены в 1909 году датским генетиком В. Иогансеном. («Ген – это просто короткое и удобное слово, которое легко сочетается с другими»).

Следующий этап развития науки связан с именем Томаса Моргана (1866–1945г.г.). Именно он со своими учениками, изучая наследственность у маленькой плодовой мушки дрозофилы, открыли ряд закономерностей, известных в биологии как хромосомная теория наследственности. Генетические работы школы Моргана показали возможность строить карты хромосом с указанием точного расположения различных генов. На основе этой теории был выяснен и доказан хромосомный механизм определения пола. Хромосомная теория наследственности была крупнейшим достижением развития генетики и во многом определила путь дальнейших генетических исследований.

Следующее событие в истории генетики – открытие нарушений структуры гена или мутаций (Г. де Фриз), и первых химических мутагенов (в 1930-х годах в СССР). Надо отметить, что в первой половине XX века молодая наука нашла много сторонников среди советских ученых. Выдающийся вклад в генетику внесли работы Н. К. Кольцова, С. С. Четверикова, А. С. Серебровского и др. Хотелось бы остановиться подробнее на работах Н.И.Вавилова (1887–1943г.г.) – генетика, растениевода, географа, организатора и первого директора (до 1940 г.) Института генетики АН СССР. Он со своей школой открыли закон гомологических рядов (о генетической близости родственных групп растений) и создали учение о многообразии культурных растений и центрах их происхождений, собрав в экспедициях огромную коллекцию диких и культурных форм растений, важных для человечества.

С середины 1930-х годов, и особенно после сессии ВАСХНИЛ в 1948 году, в советской генетике возобладали антинаучные взгляды Т. Д. Лысенко (безосновательно названные им

«мичуринским учением»), что до 1965 года остановило ее развитие и привело к уничтожению крупных генетических школ.

Быстрое развитие генетики в этот период за рубежом, особенно молекулярной генетики во 2-й половине XX в., позволило раскрыть структуру генетического материала, понять механизм его работы.

Подписи к слайдам:

О т своих предков и родственников человек наследует определённые биологические признаки (свойства). Наследственность животного проявляется в его инстинктах , т.е. в определённых действиях, поведении. О бучаться инстинктам не надо, т.к. они существуют с рождения . А есть ли у человека инстинкты?

Заполните таблицу, используя набор слов: Что мы наследуем от родителей Чему мы должны научиться Общее у всех людей Особенное у разных людей 1, 3, 5, 7, 8, 9 6 2, 4 1.Способность защищаться 2.Способность относиться к другим, как к себе 3.Способность делать запасы впрок 4.Способность отличать хорошее от дурного 5.Способность строить жильё 6.Определённый овал лица 7.Способ-ность передвигаться 8.Способность мыслить 9.Способность утолять голод

2.Наследственность – биологическая сущность всех людей И з поколения в поколение передаётся способность человека воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить. О т родителей человек при рождении получает особенности своих эмоций: один – спокойный и рассудительный, другой – активный и эмоциональный. В сё это доказывает, что человек - существо биологическое .

Что же мы наследуем от родителей? О собенности внешнего вида А какие наследуемые биологические признаки отличают людей от других живых организмов? О собенности строения коры головного мозга. С пособность к прямохождению. С пособность к абстрактному мышлению. С пособность к творчеству. Стр. 12

3.Можно ли влиять на наследственность М ногое зависит от условий жизни человека. О чень много зависит от воспитания человека. Н а человека, его характер и поведение влияют: О бразование К ультура Н равственные ценности З начит , человек – существо не только биологическое, но и социальное , т.е. общественное.

Факторы, влияющие на наследственность Условия жизни человека Воспитание

Ч ем человек отличается от животных? К акие биологические признаки наследует человек? Ч то может повлиять на наследственность? Давай повторим главное:

Домашнее задание: § 1 – до конца (сс. 11-14). Прочитать записи в тетради

Следующая загадка

Тема исследования «Почему я похож на маму, папу, бабушку и дедушку?».

Актуальность: человека всегда интересовало, почему он похож на своих родителей и других родственников – братьев, сестёр, дедушек, бабушек, причём не только внешне, но и своим характером и привычками. На кого ты похож? Почему один человек похож на отца или дедушку, а другой - на маму или бабушку? Некоторые люди мне говорят, что я похож на папу, а кто – то говорит, что на дедушку.Мне стало интересно: а почему это так, и всё же на кого я похож? Мне захотелось узнать, что же мне досталось от мамы и папы, от бабушки и дедушки.

Поиск ответа побудил меня провести исследовательскую работу по данной теме.

Целью работы является поиск ответа на вопрос: почему я похож на маму, папу, бабушку и дедушку?

Для достижения данной цели перед собой я поставил следующие задачи:

1. Найти материал по теме данного исследования в книгах, энциклопедиях, интернете.

2. Выяснить, почему дети похожи на своих родителей? Какая наука за это отвечает?

3. Показать, что от своих родителей дети наследуют не только внешность, но и склонности и способности.

4. Собрать фотоматериалы. Изучить семейный альбом.

5.Составить сравнительные таблицы: сравнение внешних черт, сравнение черт характера, склонности к какому-либо делу.

6. Проанализировать полученные результаты.

Объект исследования: фотоматериалы и результаты сравнительных таблиц.

Предмет исследования: сравнение черт своей внешности с внешностью родителей.

Методы исследования: анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме; наблюдение, заполнение сравнительных таблиц и анализ полученных результатов.

В исследовании мы узнаем, какие факторы влияют на внешние сходства человека с его родителями и близкими родственниками, как объясняет это наука, которая называется – генетика. Также изучена взаимосвязь генетики с тем, что дети могут иметь схожую со своими родителями мимику и язык тела.

1. Основная часть

1.1. Генетика – наука о законах наследственности.

Издавна люди удивлялись тому, насколько велико бывает сходство между ребенком и одним из его родителей и не только внешнее, но и в том, что касается поведения, мимики, жестикуляции, черт характера. Поистине удивительное, иногда на уровне самых незначительных признаков, сходство с родителями замечается даже у новорожденных. Попытки понять природу передачи признаков по наследству от родителей детям предпринимались еще в древности.

Сейчас этими вопросами ведает такая наука как генетика, и нам без знания ее основ в дальнейшем не обойтись. Передача детям признаков родителей – называется наследственностью и изучает её наука генетика. Итак, наследственность – это изучение того, как дети приобретают сходство со своими родителями. Родители передают детям определенные свойства, а дети «наследуют» их. По наследству передается цвет и тип волос, цвет глаз, цвет кожи, курчавость волос, полнота и худоба, форма носа, способность сворачивать язык трубочкой, склонность к чему-либо, характер, жесты, мимика и многое другое. Откуда подается команда передать детям черты родителей? Хранится информация о наследственности в ДНК. Это длинные цепочки – спирали, состоящие из молекул-генов. Есть в организме такие мельчайшие частицы – гены. Ген – это основная единица наследственной информации, они расположены в хромосомах (Приложение 1). Каждый ген отвечает и контролирует один или несколько признаков организма (цвет волос, форма носа, размер тела и т. д.) Одни гены бывают доминирующими или победителями, другие – побежденными. Например, ген, определяющий кудрявость волос - победитель над геном прямых волос. Это если оба родителя кудрявые, то и у детей будут волосы кудрявые. У родителей с тёмными глазами и дети будут с темными глазами. У людей с темным цветом кожи и дети будут темнокожими. У родителей с тёмными волосами и дети будут темноволосыми.Гены несут в себе всю информацию о человеке: от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены, на того он и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Люди давно заметили, как велико сходство между родителями и детьми. Дети похожи на родителей, бабушек и дедушек не только чертами лица, но и строением некоторых органов, своим характером и даже особенностями поведения, мимики, жестикуляции. Человеческий ребенок и детеныш любого животного, вырастая, обязательно наследует какие – то индивидуальные черты своих родителей, в то же время судьба любого человека зависит от условий, в которых он растет. Организм работает всегда так, как записано в генах родителей. В этом и причина того, что дети похожи на своих родителей.

1.2. На кого я похож?

Узнав всё это, я решил составить сравнительные таблицы, которые помогут определить мои гены (Приложение 2). В составлении сравнительных таблиц приняли участие мои родственники. Когда сравнительные таблицы были заполнены, мы их проанализировали.

Сравнили сначала внешние черты:

• Цвет глаз у меня карий, разрез глаз средний, брови восходящие, волосы кудрявые, губы средние, нос и рот маленький, уши средние, форма лица круглое, форма пальцев продолговатые, как у папы и дедушки Виктора (папин отец).

Как у мамы у меня: брови восходящие, нос маленький, уши средние, форма пальцев продолговатая.

Вывод: Внешне я похож больше на папу и дедушку Виктора, но есть и черты схожие с мамиными. Значит, в моей наследственности ярче проявились именно папины гены.

От своих родителей ребенок может наследовать и их особенности поведения, склонности, увлечения, черты характера.

У меня характер вспыльчивый, такой как у папы. С папой у нас и общее увлечение – робототехника, кулинария. Как и папа, я хмурю брови, но и люблю улыбаться как мама. У нас с мамой любимое время года – зима, а у папы – лето. Я, как и мама люблю овощи и мучное, а папа – сладкое.

Вывод: Черты характера, и склонности к какому – либо делу мне достались и от папы, и от мамы.

В результате проведённой работы я пришёл к следующим выводам.

Передача детям признаков родителей – называется наследственностью и изучает её наука генетика. Родители передают детям определенные свойства, а дети «наследуют» их. Хранится информация о наследственности в ДНК. Это длинные цепочки – спирали, состоящие из молекул-генов. Есть в организме такие мельчайшие частицы – гены. Ген – это основная единица наследственной информации, они расположены в хромосомах. Каждый ген отвечает и контролирует один или несколько признаков организма (цвет волос, форма носа, размер тела и т. д.) Одни гены бывают доминирующими или победителями, другие – побежденными, рецессивными. Чьи гены более ярко выражены, на того он и будет больше похож. Организм работает всегда так, как записано в генах родителей.

Я, как и каждый человек, похож на своих родителей. Внешне я похож больше на папу и дедушку Виктора, но есть и черты схожие с мамиными. Черты характера, и склонности к какому – либо делу мне достались и от папы, и от мамы. Значит, в моей наследственности ярче проявились именно папины гены. Мои родители, в свою очередь, унаследовали от своих родителей, от моих бабушек и дедушек, тоже определенные черты. Поэтому и у меня есть внешние черты и черты характера моих дедушек и бабушек.

Подводя итоги о проделанной работе, я сделал вывод, что я похож не только на маму и на папу, но и на своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек (Приложение 3).

1. Популярная энциклопедия для детей. Всё обо всём/ Ликум А. –Москва:

Компания «Ключ – С», 1994, том 1

2. Популярная энциклопедия для детей. Всё обо всём/ Ликум А. –Москва:

Компания «Ключ – С», 1994, том 3

3. Популярная энциклопедия для детей. Всё обо всём/ Ликум А. –Москва:

Компания «Ключ – С», 1994, том 4

4. Современная энциклопедия. 2000 г.

5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. –М: Астрель, АСТ, 2007.

6.Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры –

занятия/М. Н. Сигимова. –Волгоград: Учитель, 2009. – 166 с.

Сравнительная таблица внешних черт.

Я Мама Ира Папа Лёша Брат Илья Дедушка Витя (папы) Бабушка Наташа (папы) Дедушка Вова (мамы) Бабушка Люба

Цвет глаз карие голубые зелёные карие карие зелёные голубые зелёные

Разрез глаз средний широкий средний средний средний средний широкий широкий

Брови восходящие восходящие горизонтальные восходящие восходящие горизонтальные восходящие горизонтальные

Тип волос кудрявые прямые кудрявые кудрявые кудрявые прямые кудрявые прямые

Губы средние пухлые средние средние средние средние пухлые средние

Нос маленький маленький маленький маленький маленький большой маленький маленький

Рот маленький средний маленький маленький средний маленький средний средний

Уши средние средние средние средние средние средние средние средние

Форма лица круглое овальное круглое круглое круглое овальное овальное овальное

Форма пальцев продолговатые продолговатые продолговатые продолговатые продолговатые продолговатые продолговатые продолговатые

Сравнительная таблица черт характера, склонности к какому-либо делу.

Я Мама Ира Папа Лёша Брат Илья Дедушка Витя (папы) Бабушка Наташа (папы) Дедушка Вова (мамы) Бабушка Люба (мамы)

Характер вспыльчивый спокойный вспыльчивый вспыльчивый спокойный спокойный вспыльчивый спокойный

Походка медленная твёрдая стремительная стремительная медленная стремительная твёрдая медленная

Любимое животное собака кошка кошка собака собака собака собака собака

Любимое время года зима зима лето зима лето лето весна лето

Увлечения Робототехника, приготовление пищи Приготовление пищи Робототехника, приготовление пищи футбол пчеловодство пчеловодство футбол Приготовление пищи

Предпочтение в еде Овощи, мучное Овощи, мучное сладкое сладкое сладкое сладкое Мучное, сладкое сладкое

Жесты, мимика Улыбаться, хмурить брови улыбаться Хмурить брови улыбаться Хмурить брови улыбаться улыбаться улыбаться

Я и мои родственники.

Я и мои увлечения.

Публикации по теме:

«Дедушку Мороза вызывали?» — фотоотчёт

«Дедушку Мороза вызывали?» — фотоотчёт Новогодний утренник прошёл замечательно, детки веселились, выступали, получили подарки, а родители с удовольствием полюбовались на этот.

Фотоотчёт по проекту «Почему одуванчик похож на солнышко?»

Фотоотчёт по проекту «Почему одуванчик похож на солнышко?» Проект Средняя возрастная группа «Почему одуванчик похож на солнышко?» Тамендарова Й. С. Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский.

Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.

Мини-проект «Берегите маму!»

Мини-проект «Берегите маму!» Автор проекта: Сутырина Елена Ивановна – воспитатель МДОУ «Детский сад №134». Реализация проекта: Сутырина Е. И, Зарубина Ю. А. Тип проекта:.

Педагогический проект в средней группе «Маму, бабушку люблю — им подарки подарю»

Педагогический проект в средней группе «Маму, бабушку люблю — им подарки подарю» Педагогический проект в средней группе на тему: «Маму, бабушку люблю - им подарки подарю» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Проект «Берегите маму!» (фотоотчёт)

Проект «Берегите маму!» (фотоотчёт) Вот и завершился очень важный проект, проект признания любви к нашим мамам. О таком особом проекте не хочется писать формальным языком,.

Проект «Почему корабли не тонут»

Проект «Почему корабли не тонут» Ещё один краткосрочный проект в нашей группе «Почему корабли не тонут». Во время беседы с детьми о видах транспорта, кто-то из детей задал.

Проект «Почему лук горький, но полезный?»

Проект «Почему лук горький, но полезный?» В нашей группе по инициативе детей, которые удивились полезным свойствам лука, и задались вопросом – почему лук горький, но полезный, был.

Подписи к слайдам:

Действительно у каждого человека есть свое представление о своем предназначении в жизни.

Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага для себя. Человек – это существо разумное. Он не должен совершать плохие поступки, а должен заботиться о благе других, делать все чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно

Давай повторим главное Р еши задачу: По-моему, человека можно сравнить с ________________, потому что _________________.

Следующая загадка

Лукашова Светлана Ивановна

На кого ты похож? Почему один человек похож на отца, а другой - на бабушку? Почему о родственниках говорят: «Похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле? Меня тоже заинтересовал этот вопрос. Поиск ответа побудил меня обратиться к энциклопедиям, справочникам, словарям, где я смог найти нужные сведения. Пополнить мой интеллектуальный багаж в частности, помог также опрос жителей станицы Журавской и, моих одноклассников. Думаю, эта информация станет для вас интересной и полезной.

Материал проекта «Почему я похож на своих родителей?» можно использовать на уроках кубановедения при изучении следующих разделов: в 1-м классе - «Я и моя семья», во 2-м классе - «Труд и быт жителей Кубани», на дополнительных занятиях в классах казачьей направленности, во время проведения внеклассных мероприятий. Многие ребята пополнят «семейным» материалом мою мини-энциклопедию «Кто на кого похож».

ВложениеРазмер
tekst_raboty.docx 30.98 КБ

Следующая загадка

На какие мысли наталкивают Вас увиденные изображения? Как Вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем говорить? Какие бы вопросы Вам хотелось бы узнать?

Загадка человека Общ-ие 5 кл . Глава 1 Человек

План: Чем отличается человек от животного Зачем человек рождается Наследственность

Кто такой человек? Какое определение Вы можете дать?

Человек – представитель млекопитающего рода Homo отряда приматов; - существо обладающее волей, разумом и высшими чувствами

Может ли животное мыслить? Владеет ли оно речью? Занимается ли творческой деятельностью?

Чем отличается человек от животного Общее Различие Человек Животное

Общее Способность эволюционировать и адаптироваться Аналогичные части тела Схожее развитие зародыша, забота о потомстве Рефлексы, инстинкты Различие Человек Животное

Различие Человек Животное Всеяден Способен к изменению среды обитания Способен действовать по плану Владеет речью Прямохождение Сознание Способность к творчеству, фантазия Производство орудий труда травояден либо плотояден; питается в зависимости от своего рациона Приспосабливаются к выживанию в среде обитания Инстинкты в основе поведения

Рассмотрите схему в учебнике на стр. 10. Еще раз рассмотрите таблицу в своей тетради и проверьте, все ли Вы записали ?

с какими новыми словами мы сейчас работали ? Речь - способность говорить. Человек может в речи выразить свое душевное состоянии. Сознание – способность отражать действительность в мышлении. Человек потерял сознание. Труд – деятельность, направленная на получении полезного результата. Цель – образ возможного результата .

Зачем человек рождается Выскажи свои предположения: зачем человек рождается ? Каковы ценности человеческой жизни? Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо.

Прочитаем вместе пункт № 1 §1 который называется «Зачем человек рождается» Какие две точки зрения вам даны в тексте на вопрос: Зачем человек рождается?

О дни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни.

Д ругие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям.

В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка. «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже». Л.Н. Толстой

«Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже». Л.Н. Толстой Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого? Приведите примеры из текста, что великие люди разных стран и народов говорят о человеке? Его предназначении?

Какой вывод можно сделать: Зачем человек рождается? Для чего проживает свою жизнь?

Продолжите предложения. Чтобы стать человеком, ребенку необходимо Воспитываться с рождения среди людей, чтобы… Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы… Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (гулять, играть, трудиться ), чтобы…

Что нужно ребёнку, чтобы он рос и развивался ? Воспитываться с рождения среди людей, чтобы … Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы… Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…

Вспомните схему и заполните пропуски в тексте: Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать по ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________. речью прямохождению плану г оловной мозг о рудия труда

Р еши задачу: По-моему, человека можно сравнить с ____________________________________, потому что __________________________.

На кого вы похожи? Как вы думаете, а почему один человек похож на отца? Другой – на бабушку? Почему о родственника иногда говорят «похож как две капли воды»?

Заполните таблицу, используя набор слов: Способность защищаться Способность относиться к другим, как к себе Способность делать запасы впрок Способность отличать хорошее от дурного Способность строить жильё Определённый овал лица Способность передвигаться Способность мыслить Способность утолять голод Что мы наследуем от родителей Чему мы должны научиться Общее у всех людей Особенное у разных людей

Что же такое наследственность? НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – получение от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств). Например: овал лица, строение тела (низкий, высокий, полный), навыки, способности (к рисованию, музыке) и т.д.

Наследственность – биологическая сущность всех людей Из поколения в поколение передаётся способность человека воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить. От родителей человек при рождении получает особенности своих эмоций: один – спокойный и рассудительный, другой – активный и эмоциональный. Всё это доказывает, что человек - существо биологическое .

Что же мы наследуем от родителей ? О собенности внешнего вида А какие наследуемые биологические признаки отличают людей от других живых организмов? О собенности строения коры головного мозга. С пособность к прямохождению . С пособность к абстрактному мышлению. С пособность к творчеству.

Можно ли влиять на наследственность? На человека, его характер и поведение влияют: Условия жизни человека. Воспитание человека. Образование Культура Нравственные ценности Значит, человек – существо не только биологическое, но и социальное , т.е. общественное.

ЧЛОВЕК БИОСОЦИАЛЬНОЕ существо БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ Биологическое в человеке — это то, что дано ему от природы — физические особенности (возраст, пол, вес, внешность и т.д.), инстинкты, темперамент и т.д. Как природное биологическое существо человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке — это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе: речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д. При этом главным отличием выступает сознание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


тема урока Загадка человека

урок по обществознанию разработан на основании ФГОС для учащихся 5 класса.


Урок по обществознанию - 5 класс "Загадка человека"

Цель урока - Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека.

Конспект урока по обществознанию 5 класс "Загадка человека"

Технологическая карта урока.


Технологическая карта урока обществознания 5 кдасс по теме "Загадка человека"

Технологическая карта урока обществознание 5 класс. Уроки 1-2.


МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна. ВВЕДЕНИЕ. ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА_план урока _5класс

МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля РинатовнаУроки 1Тема урокаВведение. ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКАДата урока Тип урокаОзнакомление с новым материал.


Технологическая карта урока "Загадка человека"

Обществознание 5 класс.


Презентация-тест по обществознанию по темам "Загадка человека", "Человек и его деятельность" (два варианта, 6 класс)

Предмет: Обществознание (к учебнику Л.Н. Боголюбова, издательство "Просвещение", 2019).Класс: 6Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по темам "Загадка человека", "Чело.

Подписи к слайдам:

Загадка человека Учитель истории МАОУСОШ № 2 им. Ю.А. Гагарина муниципального образования Успенский район Пелых Валерия Николаевна

План урока: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей. 3. Можно ли влиять на наследственность.

Согласны ли вы с утверждением? «Человек рождается как «чистый лист», на который потом записывается информация»

1.Что такое наследственность П очему один человек похож на маму, а другой на папу? Один на бабушку, а другой на деда? П очему о родственниках говорят «похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле?

Жизнь человека зависит от двух факторов Наследственность Окружающая среда

Насле́дственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида.

Наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов называется генетикой

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно.


Урок по обществознанию - 5 класс "Загадка человека"

Цель урока - Способствовать формированию у учащихся представлений о возрастных периодах жизни человека.


презентация по обществознанию "Загадка человека"

Презентация к уроку по истории обществознанию знакомит учащихся с первой темой раздела "Человек". Тема урока: Загадка человека. Человек родилсяЦель урока: Формирование целостных представлений уча.

Конспект урока по обществознанию 5 класс "Загадка человека"

Технологическая карта урока.


Презентация к уроку обществознания "Загадка человека"

Цель урока:•представлений учащихся•зачем человек рождается, для чего живет,•в чем отличие человека от животных,•каковы ценности человеческой жизни.

Презентация к уроку обществознания в 5 классе "Загадка человека" к учебнику Л.Н. Боголюбова

Презентация к уроку обществознания в 5 классе к учебнику Л.Н.Боголюбова.


Презентация-тест по обществознанию по темам "Загадка человека", "Человек и его деятельность" (два варианта, 6 класс)

Предмет: Обществознание (к учебнику Л.Н. Боголюбова, издательство "Просвещение", 2019).Класс: 6Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по темам "Загадка человека", "Чело.

Предварительный просмотр:

Тест по обществознанию Загадка человека для учащихся 5 класса

1. Человек, в отличие от животного, способен

1) строить себе жилище 2) планировать свой труд 3) находить дорогу домой 4) ухаживать за потомством

2. Что из названного характеризует и человека, и животное?

1) способность к творчеству 2) способность осознавать самого себя 3) умение играть 4) способность планировать свою деятельность

3. Человек наследует от своих родителей

1) цвет глаз, форму носа 2) знания об окружающем мире 3) черты характера
Укажите номер, лишний в этом перечне.

4. Что из перечисленного человек наследует от своих родителей?

1) знания о мире 2) умение считать и писать 3) овал лица, кудрявые волосы

5. В каких инстинктах проявляется наследственность животного?

1) ухаживать за потомством 2) строить жилища 3) в умении защищаться 4) во всём перечисленном

6. В чём выражается биологическая сущность человека?

1) в инстинктах 2) в умении познавать мир 3) в необходимости получения образования

7. Какие биологические признаки отличают человека от других живых организмов?
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) передача сигналов об опасности

2) способность к прямохождению

3) способность защищаться
4) способность к творчеству

5) способность к абстрактному мышлению

6) способность запасать корм
8. Какие характеристики человека зависят от условий его жизни и делают его социальным существом?

1) отношение к другим людям
2) следование моральным нормам
3) отношение к себе: самооценка и самоконтроль
4) всё названное

9. Верно ли следующее суждение?
Человек становится человеком только в человеческом обществе, среди людей.

1) верно 2) неверно

10. Прочитайте отрывок из книги английского писателя Редьярда Киплинга «Маугли» и ответьте на вопросы.

«Отец Волк учил Маугли ремеслу и говорил обо всём, что находится и что происходит в джунглях; наконец, каждый шелест в траве, каждое лёгкое дыхание жаркого ночного воздуха, каждое гуканье совы над его головой, легчайший скрип когтей летучей мыши, опустившейся на дерево, каждый плеск прыгающей в крошечных озерках рыбы, всё для мальчика стало так же важно и понятно, как конторская работа для дельца.
Он вырастал, делался сильным, как это было бы с каждым, не сидящим за уроками мальчиком… ведь он был только мальчик, хотя, конечно, назвал бы себя волком, если бы умел говорить на каком-нибудь человеческом наречии».

1) Как вы думаете, мог ли Маугли научиться быть человеком, живя среди волков?
2) Перечислите условия, которые необходимы, чтобы родившийся человек научился быть человеком .

Тест по обществознанию Загадка человека для учащихся 5 класса

1. Человек, в отличие от животного, способен

1) строить себе жилище 2) планировать свой труд 3) находить дорогу домой 4) ухаживать за потомством

2. Что из названного характеризует и человека, и животное?

1) способность к творчеству 2) способность осознавать самого себя 3) умение играть 4) способность планировать свою деятельность

3. Человек наследует от своих родителей

1) цвет глаз, форму носа 2) знания об окружающем мире 3) черты характера
Укажите номер, лишний в этом перечне.

4. Что из перечисленного человек наследует от своих родителей?

1) знания о мире 2) умение считать и писать 3) овал лица, кудрявые волосы

5. В каких инстинктах проявляется наследственность животного?

1) ухаживать за потомством 2) строить жилища 3) в умении защищаться 4) во всём перечисленном

6. В чём выражается биологическая сущность человека?

1) в инстинктах 2) в умении познавать мир 3) в необходимости получения образования

7. Какие биологические признаки отличают человека от других живых организмов?
Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) передача сигналов об опасности

2) способность к прямохождению

3) способность защищаться
4) способность к творчеству

5) способность к абстрактному мышлению

6) способность запасать корм
8. Какие характеристики человека зависят от условий его жизни и делают его социальным существом?

1) отношение к другим людям
2) следование моральным нормам
3) отношение к себе: самооценка и самоконтроль
4) всё названное

9. Верно ли следующее суждение?
Человек становится человеком только в человеческом обществе, среди людей.

1) верно 2) неверно

10. Прочитайте отрывок из книги английского писателя Редьярда Киплинга «Маугли» и ответьте на вопросы.

«Отец Волк учил Маугли ремеслу и говорил обо всём, что находится и что происходит в джунглях; наконец, каждый шелест в траве, каждое лёгкое дыхание жаркого ночного воздуха, каждое гуканье совы над его головой, легчайший скрип когтей летучей мыши, опустившейся на дерево, каждый плеск прыгающей в крошечных озерках рыбы, всё для мальчика стало так же важно и понятно, как конторская работа для дельца.
Он вырастал, делался сильным, как это было бы с каждым, не сидящим за уроками мальчиком… ведь он был только мальчик, хотя, конечно, назвал бы себя волком, если бы умел говорить на каком-нибудь человеческом наречии».

1) Как вы думаете, мог ли Маугли научиться быть человеком, живя среди волков?
2) Перечислите условия, которые необходимы, чтобы родившийся человек научился быть человеком .

Предварительный просмотр:

Читайте также: