Загадки про грамотность для дошкольников
Обновлено: 22.11.2024
Индивидуальные особенности познавательного развития детей 6 – 7 лет .
Планируемые результаты освоения проекта.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Организационные формы работы.
Перспективный план учебно-развивающей деятельности.
Взаимодействие с родителями детей по реализации проекта.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Материально-техническое обеспечение проекта.
Обеспечение методическими материалами и средствами
развития и коррекции речи
1.1 Пояснительная записка.
Загадка это малая форма фольклора по своему жизненному назначению, носит обучающий характер ,способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.
В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление творческое воображение).
Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.
Также загадка знакомит ребят с радостью мышления , направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков , развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: « вопрос илизадание, которое требует разгадки».
Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.
Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.
Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».
1.2Тип проекта – образовательный .
Участники проекта – дети подготовительной группы , воспитатели, родители.
Цель проекта: научить детей разгадывать и отгадывать загадки.
-учить узнавать загадку среди произведений других жанров;
-познакомить детей с понятием « загадка » , разновидностями загадок , со структурой загадки ;
-познакомить с механизмом отгадывания загадок ;
-формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки;
-формировать умение сочинять загадки , разнообразные по структуре,
развивать творческие способности детей.
1.3Принципы и подходы:
-возрастные особенности и уровень развития, жизненный опыт детей;
-доступность загадки для понимания детей ;
-полноту представлений у детей о предмете или явлении;
-степень трудности логической задачи, сложность художественного образа и речевой формы загадки ;
- загадки должны быть по содержанию, логике и форме правдивы, занимательны, грамотны, художественно полноценны.
1.4. В детском саду загадки используются как дидактическое , увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Следует отметить, что развитие познавательной активности в процессе обучения детей отгадыванию и составлениюзагадок не нашло должного места в практической работе ДОУ : работа с загадками основывается в основном на их отгадывании . Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты . Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку , то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. При таком обучении не может быть и речи об успешном развитии познавательной активности .
1.5 Предполагаемые результаты:
- Дети знают историю возникновения загадки.
- Различают виды загадок.
- Проявляют интерес к составлению загадок.
- Каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
-Дети могут сочинять загадки.
Продукт проектной деятельности:
- Рисунки детей, поделки из пластилина.
- Копилка русско-народных сказок, в которых присутствуют загадки.
- Детские книги загадок.
- Итоговая организованная деятельность: Развлечение «Веселая олимпиада»
Направления реализации проекта:
- Совместная деятельность педагогов и детей.
- Взаимодействие с родителями .
2.1 Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный : Постановка цели и задач, информирование воспитанников и родителей о проведении проекта, пополнение предметно- развивающей среды , изучение методической литературы, проведение занятий по обучению составления описательных рассказов по карточкам-схемам.
2 этап – практический : Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей .
3 этап – обобщающий : Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний, формулировки выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта.
План работы по реализации проекта
Знакомство с загадкой. История ее происхождения
Рассказ « История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».
Д/и «Загадки и отгадки».
Разучивание р.н.игры в загадки «Бабка».
Лепка и рисование отгадок к загадкам.
Рассматривание книжных иллюстраций.
Развлечение «В гости к бабушке- загадушке».
Чтение р.н.с. «Мудрые ответы».
Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
Познакомить детей с понятием
Формировать интерес к народному творчеству (загадкам).
Поиск информации о происхождении загадки.
«Знакомство с образными средствами в загадках».
Беседа «Какие бывают загадки?».
Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.».
Д/и «Подбери рифму»,
«Художник слова», «Сундучок»,
«Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи.
Разучивание р.н.игры «Ты веревочка кружись».
Лепка и рисование отгадок к загадкам.
Развлечение «Вечер загадок».
Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций, произведений живописи.
Показать значение и способы построения загадки, познакомить с языком загадки,
( рифмой, метафорами, олицетворением)
Формировать у детей образное воображение.
Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.)
Разучивание с детьми загадок.
Подборка детских книг загадок.
Конкурс на лучшую загадку придуманную родителями совместно с детьми.
Обучение составления загадок.
Беседа «Как придумать загадку».
Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».
Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету»
Разучивание русской игры «Города».
Рассматривание произведений живописи.
Развлечение «Что? Где? Когда?».
Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.
Развивать умения выделять главные признаки объекта, владеть речью.
Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.)
Разучивание с детьми загадок.
Помощь в создании копилки загадок.
Итоговая организованная деятельность
Итоговая организованная деятельность
Развлечение «Веселая олимпиада»
Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах.
Выставка рисунков работ детей с изображением отгадок к загадкам
Помощь в создании итогового мероприятия.
Консультация для родителей «Роль загадок в развитии логического мышления и речи детей»
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей .
Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение”. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку , нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость , сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Детям нравится отгадывать загадки . У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике , к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Главная особенность загадки состоит в том , что она представляет собой логическую задачу .
Каждая загадка содержит вопрос , поставленный в явной или скрытой форме.
Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию.
Предмет, о котором идет речь в загадке , скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи , ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
Способы построения логических задач разнообразны . Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета , явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и надо найти отгадку. В загадке “Сперва блеск , за блеском треск, за треском - плеск” названо несколько последовательных действий - признаков, характерных для одного из явлений природы (треск, блеск, плеск, и при этом учтено звучание слов, обозначающих эти признаки. Логическая последовательность перечисления , значение слов и их звучание - все это и создает видимую и слышимую картину грозы.
Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в одно целое) . Достаточное количество признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу .
Есть загадки , в которых характеристика предмета дается кратко, с одной-двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета.
Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке . Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении. Чтобы отгадать загадку “В воде купался , а сух остался”, надо наблюдать эту особенность гуся, понимать, почему перья птицы после купания остаются сухими.
Подобные загадки трудны и потому , что в них раскрываются признаки, воспринимаемые при длительном, долговременном наблюдении. В течение года надо наблюдать сосну или ель, чтобы сделать вывод об их цветовом постоянстве. И тогда не трудно отгадать загадку “Зимой и летом одним цветом”.
В таких загадках найти целое по одному - двум признакам можно лишь тогда, когда эти признаки выделяются отгадывающим в общей системе обследования предмета (или ознакомления с явлением) и осознаются им наряду с другими признаками.
Есть загадки , построенные на основе отрицательного сравнения: “Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь”, (осел)
Самый обширный тип загадок - это загадки метафорические : “Красненький петушок по жердочке бежит” (огонь) . Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор.
Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное , решить логическую задачу . Разгадывание метафорических загадок развивает как образное , так и логическое мышление .
Таким образом, в основе разных загадок лежит различный логический механизм . Особенностями этого механизма определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании.
Успешность решения задачи, заключенной в загадке , зависит от того, какие стороны предметов и явлений и с какой полнотой в ней отражены. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений.
Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна. И ее построение, и ее лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.
Отгадывание загадок способствуют активному развитию речи детей . Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Например, помимо основного значения глагола идти (“передвигаться”, ребенок осознает и другие: действует механизм (“идут часы”, льет дождь (“идет дождь”) . Конечно, дети не раз имели возможность и слышать и употреблять эти сочетания, но в загадке они воспринимают слова сопоставлено, объединено: “Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте” (часы) . “Посмотри в окошко - идет длинный Антошка” (дождь) .
Так систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной литературной речи , обеспечивает наиболее быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка .
Следующая загадка
Белое поле,
Чёрное семя.
Кто его сеет,
Тот и разумеет,
Кто его знает,
Тот и разгадает.
Ответ: Письмо
Загадка про письмо для взрослых:
Белое поле,
Черное семя;
Кто его сеет,
Тот разумеет.
Ответ: Бумага и письмо
Детская загадка про алфавит :
Ответ: Алфавит
Загадка про ручку для детей:
Буквы напечатанные
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Ответ: Ручка
Автор: Берестов Валентин Дмитриевич
Загадка про ручку для детей:
В белом поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет он свой след.
Ответ: Ручка, карандаш
Загадка про тетрадь для детей:
В белом поле синие
Протянулись линии,
А под них друзья идут,
Друг друга за руки ведут.
Ответ: Тетрадь и буквы
Загадка про строку для детей:
В каждой книжке и тетрадке
Можно встретить эти грядки.
Ответ: Строчки
Загадка про букву О для детей:
В пути не встретить, а в дороге найти.
В океане, в озере, даже в болоте увидишь, а в реке никогда.
Ответ: Буква "О"
Загадка про ручку для взрослых:
Грамоты не знаю,
А весь век пишу.
Ответ: Ручка
Загадка про чернила для взрослых:
Ответ: Чернила и перо
Загадка про бумагу для детей:
Земля беленькая,
А птички на ней чёрненькие.
Ответ: Бумага и буквы
Загадка про чтение для взрослых:
Иду по грядкам,
Рву без счёта,
А всё цело.
Ответ: Чтение
Загадка про чтение для детей:
Иду по грядкам,
Рву без счёту,
На грядке не убывает,
А ума прибывает.
Ответ: Чтение
Загадка про чернила для взрослых:
Какая водица
Только для грамоты годится?
Ответ: Чернила
Загадка про очки для детей:
Книги читают, а грамоты не знают.
Своих глаз нет, а видеть помогают свет.
Ответ: Очки
Загадка про буквы для детей:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
Ответ: Буквы
Сложная загадка про небо :
Написана грамотка
По синему бархату,
И не прочитать этой грамотки
Ни попам, ни дьяконам,
Ни умным мужикам.
Ответ: Небо и звёзды
Сложная загадка про перо :
Оно так часто просит пить,
Но понемножку пьёт.
А если будешь торопить
И целиком его топить,
Наделает хлопот.
Ответ: Перо для письма
Загадка про буквы для взрослых:
Ответ: Буквы
Загадка про ручку для детей:
Ответ: Ручка
Сложная загадка про грамоту :
Пером сеют,
Глазами жнут,
Головой едят,
Памятью переваривают.
Ответ: Грамота
Загадка про письмо для детей:
Поле бело,
Семя черно,
Кто его сеет,
Тот разумеет.
Ответ: Письмо
Загадка про письмо для детей:
Поле белое,
Овцы чёрные.
Ответ: Письмо
Загадка про буквы для детей:
Ответ: Буквы
Загадка про тетрадь для детей:
Развернули дети
Голубые сети,
Но за партой,
А не в речке,
Не на рыб,
А на словечки.
Ответ: Тетрадь
Загадка про перо для взрослых:
Родился от плоти,
А крови нет,
Грамоты не знаю,
А век пишу.
Ответ: Гусиное перо
Загадка про буквы для детей:
Ответ: Буквы
Загадка про письмо для взрослых:
Семя плоско, поле гладко.
Кто умеет, тот и сеет.
Семя не всходит, а плод приносит.
Ответ: Письмо
Загадка про очки для взрослых:
Сидит пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает.
Ответ: Очки
Загадка про очки для детей:
Сидит пахом
На коне верхом,
Сам неграмотный,
А читать помогает.
Ответ: Очки
Детская загадка про тетрадь :
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Как зовут меня?
Ответ: Тетрадь
Загадка про тетрадь для детей:
Ответ: Тетрадь
Загадка про карандаш для взрослых:
Ответ: Карандаш
Детская загадка про книги :
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
Следующая загадка
Когда вы видите меня, то не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас гулять, даже если вы не имеете такой возможности. Иногда я говорю правду, иногда я лгу. Но если я лгу, то близок к правде. Кто же я?
(Сон)
Три глаза - три приказа,
Красный - самый опасный.
(Светофор)
Если б встала, до неба достала б.
(Дорога)
Я над речкой лежу, оба берега держу.
(Мост)
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти.
(Светофор)
Все меня топчут, а я все лучше.
(Тропинка)
Запылал у чудища изумрудный глаз.
Значит, можно улицу перейти сейчас.
(Светофор)
Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)
Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже,
С ней дали становятся ближе,
И мир открывается с ней.
(Дорога)
От дома начинается,
У дома и кончается.
(Дорога)
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.
(Шоссе)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это. (Буратино).
Вместе с Карлсоном,
Прыгал с крыш
Шалунишка наш . (Малыш).
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился . (колобок).
Выросло дерево от земли до неба.
На этом дереве двенадцать сучков.
На каждом сучке по четыре гнезда.
В каждом гнезде по семь яиц.
А седьмое - красное.
(Год, месяцы, недели, дни)
Стучат, стучат - не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут.
(Часы)
Вчера, было, сегодня есть и завтра будет.
(Время)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес,
И, наконец, совсем исчез.
(Календарь)
К вечеру умирает, по - утру, оживает.
(День)
Что возвратить нельзя?
(Время)
Выходили двенадцать молодцев,
Выносили пятьдесят два сокола,
Выпускали 365 лебедей.
(Месяцы, недели, дни)
Протянулся мост на семь верст,
А в конце моста - золотая верста.
(Неделя)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
(Месяцы)
У меня есть дерево,
На нем двенадцать веток;
На каждой ветке тридцать листьев;
Одна сторона у листа черная,
Другая - белая.
(Год, месяцы, дни, ночи)
Сам дней не знает, а другим указывает.
(Календарь)
Мы, когда идем, стоим,
А стоять умеем лежа,
Даже если убежим,
Мы не двигаемся тоже.
(Часы)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)
Худеет с каждым днем толстяк и не поправится никак.
(Отрывной календарь)
Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
(Дни недели)
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь,
Стучим, стучим.
(Часы)
Что всегда идет,
А с места не сойдет?
(Часы)
Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет -
Последний лист отпадет.
(Календарь)
Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет -
Последний лист отпадет.
(Календарь)
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время)
Про времена года
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я .
(Лето)
Хоть сама - и снег и лед,
А уходит - слезы льет.
(Зима)
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Времена года)
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)
Дел у меня немало - я белым одеялом,
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня .
(зима)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - .
(Осень)
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима)
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня .
(весна)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Весна)
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки - над миром пушинки.
(Зима)
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Зима)
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
(Осень)
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга,
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет,
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится,
От морозов стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
В дверь взойдет,
В трубу вылетит
(Лето)
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Лето)
Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за мeсяц, подскажи?
(Август)
В голубенькой рубашке,
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото)
Не вода и не суша -
На лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь.
(Болото)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные, свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды -
В нем все отражается .
Как это зеркало называется?
(Пруд, озеро)
Два братца,
В воду глядятся,
В век не сойдутся.
(Берега)
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Речка)
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Речка)
Кругом вода, а пить нечего.
(Море)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.
(Река)
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке,
Узнаете меня.
(Ручеек)
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.
(Река)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
Костя утречком проснулся,
Сам оделся, сам обулся,
И скорее на простор,
Вышел из дому во двор.
Видит – множество зеркал
Кто-то всюду разбросал.
В зеркалах огромный дом,
Отразился кверху дном.
Отразился карагач,
И на нем сидящий грач.
Присмотрелся – и, друзья,
Вдруг увидел он себя.
Интересно Косте стало –
На себя ботинком стал он.
И его ботинок сходу,
Вдруг нырнул. Куда? Под воду.
Вот такие-то дела!
Это что за зеркала? (Лужи)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без .
(Воды)
В полотняной стране,
По реке простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
(Ботинки, тапочки)
Под крышей - четыре ножки,
Под крышей - суп да ложки.
(Стол)
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими .
(спичками)
Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят – нипочем,
Не угнаться за .
(мячом)
Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз - и день включу.
(Выключатель)
Четыре синих солнца,
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)
Ежедневно в шесть утра,
Я трещу: вставать пора!
(Будильник)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Ответ (Расческа)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился .
(парашют)
Меня спроси, как я тружусь?
- Вокруг оси своей кружусь.
(Волчок)
Резинка Акулинка,
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовой стала.
(Мочалка)
Внутри — пустой,
А голос — густой.
Сам молчит,
А бьют — ворчит.
(Барабан)
Я молча смотрю на всех,
И смотрят все на меня.
Веселые видят смех,
С печальными плачу я.
Глубокое, как река,
Я дома, на вашей стене.
Увидит старик - старика,
Ребенок - ребенка во мне.
(Зеркало)
Всюду, всюду мы вдвоем
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть ветер на порог,
Остаемся мы без ног,
А безногим - вот беда! -
Ни туда и ни сюда!
Что ж, полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.
(Детские ботинки)
Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живет.
Дверца узкая под крышей -
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят -
Во все стороны летят!
(Почтовый ящик)
Маленькая собачка, свернувшись, лежит -
Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
(Замок)
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может.
(Ветряная мельница)
Висит груша - нельзя скушать.
(Лампочка)
В нашем доме под окошком,
Есть горячая гармошка:
Не поет и не играет - она дом обогревает.
(Батарея отопления)
Следующая загадка
Загадки про школу
Великий и могучий русский язык издавна считается одним из самых сложных языков во всем мире. Разнообразные правила грамматики, ударений, пунктуации и так далее пугают иностранных энтузиастов, выбравших данный язык для изучения. Однако тем, кто говорит на этом языке с самого рождения такие мелочи нипочем, но только в том случае, если в человеке живет любовь к своему родному языку.
Загадки про русский язык помогут побольше узнать о нем, проникнуться духом родной страны и осознать всю красоту и безграничность этого величайшего языка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Загадки про светлячка для детей.Он дружить нам помогает
И на песни вдохновляет,
С ним любой вопрос решу —
Даже стих на нём пишу!
Он могучий и великий,
Кучу делает открытий.
Им приятно изъясняться
И писать, и пообщаться.
На каком уроке мы пишем сочинение?
На каком уроке мы готовим изложение?
На этом уроке изучаем орфограммы.
На этом уроке существуют разные приёмы.
В нём красота звучанья слов,
И глубина многообразия,
Живёт в нём русская душа,
Певучесть, гибкость, уникальность!
Одну и ту же мысль,
На этом языке,
Множеством способов,
Можете выразить вы!
Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен!
Тридцать три буквы,
Сорок два звука,
И этот язык,
Великий, могучий!
В рассказах, повестях воспет,
В славянскую группу входит язык,
И классики все его уважают,
Так, как же его все называют?
Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен!
Распространённый и известный,
По миру пятым он «идёт»,
А вот в ООН, да и в ЮНЕСКО,
Рабочим языком слывёт!
Могучим, великим,
Его называют,
И как о богатстве,
Белинский писал о нём!
ИНТЕРЕСНО: Загадки про блох для детей.
На нем в России говорят,
Пишут и читать хотят,
Его в школе изучают,
Правила его все знают.
А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно …
В текст слова чужие вставим,
И в кавычки их поставим.
Вы же знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
Слово делим мы на части.
Это ведь – большое счастье.
Сможет каждый грамотей
Сделать слово из частей.
Других предлогов не люблю.
С собой их рядом не терплю.
Мои вопросы: «Что?» и «Кто?»
Не перепутает никто.
Тридцать три сестрички ростом невелички,
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ.
Часть речи это непростая,
Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,
Обозначает лишь признак предмета.
Как называется? Что же это?
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость».
Зовут его крылатым словом,
Его значение всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем.
Если действие прошло,
То «прошедшее» оно.
Если действие сейчас,
«Настоящее» у нас.
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг станет.
РЕКОМЕНДУЕМ: Загадки про сверчка для детей.
Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят.
Прочитали мы рассказ,
Попросил учитель нас
Проявить старание —
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал…
Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю…
Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —…
Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся.
Как называются? Кто догадался?
Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —.
Такие буквы нелегко произнести,
Преграда - зубы и язык на их пути.
Их в алфавите двадцать штук. Они все разные,
А называются они.
Знак простой – крючок и точка,
Я пишу его на строчке.
Если что-то вдруг спрошу,
То в конце его пишу.
Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху.
Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой —.
Прописи, тетради, авторучки скрип,
Пишет аккуратно каждый ученик.
Правила читаем, учим назубок.
Ну, ребята, что же это за урок?
Урок русского языка.
Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется…
Читайте также: