Загадка про сказку о мертвой царевне и семи богатырях
Обновлено: 04.11.2024
Викторина по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
Цели: проверить уровень усвоения материала; развивать логику, умение правильно строить своё высказывание, сравнивать, анализировать; воспитывать интерес к литературным сказкам.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, высказывание С. Маршака, дидактический материал, фонозапись сказок, кроссворды, предметы – подсказки.
Учитель. - Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказках А.С. Пушкина, ещё раз соприкоснёмся с удивительным миром, наполненным особым содержанием, в котором добро всегда побеждает зло. Сказки Александра Сергеевича любят взрослые и дети. А. Маршак сказал: « Слушая сказки А.С.Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово. Каждый из нас слышал в детстве сказки А.С. Пушкина. Очень часто нам их рассказывали мамы, бабушки. Мы проводим сегодня викторину. Давайте поделимся на две команды. (Команды занимают свои места). Представляю жюри: …….
Первый блок викторины называется «Сказки детства». Предлагаю ответить на такие вопросы:
Какие сказки А.С. Пушкина вы слышали в детстве?
На голове гребешок.
В какой сказке А.С. Пушкина есть это слово? («Сказка о золотом петущке»).
Рядом со мной находится предмет (деревянное корыто). Назовите сказку. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Расскажите только тот отрывок из сказки, который связан с этим предметом. (Рассказ иллюстрируется слайдами).
Кто рассказывал сказки А. Пушкину? (Няня – Арина Родионовна, бабушка - Мария Алексеевна).
Сейчас прозвучал отрывок фонозаписи сказки А. Пушкина. Как называется эта сказка?
(«Сказка о царе Салтане»).
(Промежуточное подведение итогов).
Учитель. - Совсем недавно мы прочитали с вами «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». С казка учит тому, что надо быть доброжелательным. Открытым людям всегда сопутствует удача: им помогают все - люди, хорошие и даже плохие (вспомним, ведь чернавка в первый раз не смогла убить царевну, а отпустила ее), животные, природа . . Сказка напоминает нам о том, что внешняя красота не может быть единственной ценностью. Насколько понятна была сказка, покажут ответы на вопросы викторины.
6. Что обозначают слова, которые употребляет Пушкин А.С. в сказке:
- сочельник - (день накануне Рождества);
- молодица – (молодая жена);
- ломлива – (упряма, капризна);
- девичник – (праздник в доме невесты);
- сенная девушка – (служанка для «чёрной» работы);
- полати - (широкие нары для спанья);
- светлица – (небольшая светлая комната в верхней части дома; в таких комнатах жили девушки);
- перечить – (спорить, возражать);
- спешить – (сбросить с коня);
- рогатка - старинное оружие-наказание);
(по 7 вопросов - каждой команде)
7. Следующий вопрос викторины связан с понятием «литературная сказка». На доске перечислены только названия сказок. Найди литературные сказки. Докажи, что они литературные. (Только одна сказка из всего списка является литературной - это «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Это писательская сказка в стихах. Написана на основе традиций фольклорной сказки. Автор сказки – А.С. Пушкин).
8. Как долго горевал царь по царице? (Один год).
9. А сейчас вам надо представить новую избранницу царя. Сможете ли вы выразительно прочитать строки из сказки? Я начинаю читать, вы продолжаете чтение (по памяти). (Представитель 1 команды).
Од прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
10.Звучит музыка классическая. Дети вносят ларец. - В этом ларце лежит предмет, который принадлежал царице. Напишите крупными буквами на листочках, которые лежат на парте, название этого предмета. (Зеркальце).
11.С можете ли вы выразительно прочитать строки из сказки? Я начинаю читать, вы продолжаете. (Чтение по памяти). (Представитель от 2 команды).
Свойство зеркальце умело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
12.Как характеризует молодую царевну А.С. Пушкин? («Белолица, черноброва, нраву краткого такого», «Всех румяней и белее»).
13. Почему царица – мачеха решила мстить царевне? («Как можно быть во всём меня милей?».
14. Следующий вопрос будет связан со знанием текста, с тем, насколько вы по выражению лица можете определить черты характера героя. Перед вами наборы, в которых есть всё, чтобы «создать» образ царицы и царевны. Мы все должны увидеть две героини сказки Пушкина. Каждый член команды может использовать в портретном рисовании только один элемент. Время пошло.
(Дети под музыку «составляют» портреты на магнитных досках).
15. У кого в доме нашла приют царевна? ( В доме у семи братьев).
16. Что сделала царевна в доме? Вам помогут предметы. Отберите те предметы, которыми пользовалась царевна. (Среди множества предметов надо выбрать метлу, лучину, тряпку, свечку).
17. Кем царевна считала семь богатырей по отношению к себе? (Братьями).
18. Разгадайте ребусы.
Как этот предмет связан с героями сказки? (Яблоко. Царица съела отравленное яблоко).
19. Звучит фонозапись со словами:
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
- Кто говорит эти слова? (Королевич Елисей).
20. К кому обращается за помошью королевич Елисей? Этот вопрос зрителям. Словесный ответ вы не даёте. Ответ надо собрать на время из разбросанных букв. Слова написаны в именительном падеже, число - ед. ( Солнце, месяц, ветер). (Звучит музыка).
21. Почему царевна пробудилась от вечного сна? ( Королевич Елисей ударился о него « всей силой»).
22. От чего умерла царица? (От тоски).
23. Говорят, что в сказке всегда побеждает добро. С именем каких героев связано понятие «добро»?
24. С именем каких героев связано понятие «добро»?
Подведение итогов викторины.
Учитель. – Ребята, мы ещё раз убедились в том, что сказка заставляет нас думать, делать выводы, совершать добрые поступки.
Следующая загадка
1. Любимый собеседник мачехи (зеркало)
2. Что царевна вынесла Чернавке? (хлеб)
3. Сколько торговых городов было дано царевне в приданое? (семь)
4. Как звали пса? (Соколко)
5. Жених царевны (Елисей)
6. Под каким деревом в лесу должна была оставить Чернавка царевну? (сосна)
Следующая загадка
Оборудование: сказки А. С. Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»), сундучок, игрушки (лебедь, старик, старуха, рыбка, комар, чертенок, белка, яблоко, зеркальце, петушок).
Ход мероприятия
Ребенок читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…»:
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Ведущий: Кто автор этого стихотворения? (А. С. Пушкин). Ребята, а вы любите сказки? (Да). Сегодня наш праздник будет посвящен не всем сказкам, а сказкам, которые написал А. С. Пушкин.
На экране появляется изображение портрета А. С. Пушкина.
Ведущий: Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? (Ответы детей).
Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для всех. Отвечает на него тот, кого я спрошу. За каждый правильный ответ вы получаете «золотую рыбку». В конце развлечения посчитаем, у кого больше рыбок - тот лучше знает поэзию Пушкина.
Первое задание нашей викторины называется «Вспомни название сказки»: по опорным словам участники викторины называют сказки.
Узнай сказку по следующим словам:
1. Путь-дорога, терем, прялка, зеркальце, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне»).
2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»).
3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание. («Cказка о попе и о работнике его Балде»).
4. Царь, мудрец, шатер, шамаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке»).
Второе задание:
Кто сказки Пушкина читает, загадки быстро отгадает.
У царицы злой-презлой
Неживой, но говорящий,
Скажет правду настоящую.
Чуть опасность затаится -
Верный страж на тонкой спице
К той сторонке обернется.
Живет батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых.
Звездочет царю Дадону
Петушка поднес с поклоном…
- Отвечай-ка, милый друг,
Что потом стерег петух?
Князь Гвидон по океану
Трижды плыл к царю Салтану.
А в кого он превращался?
(Шмель, муха, комар)
Я из моря выплываю
И желанья выполняю.
Сказки Пушкина читали?
Значит, вы меня узнали!
Третье задание викторины: изобразить отрывок из сказки без слов.
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
(«Сказка о попе и его работнике Балде»).
2. На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
« Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
« Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то, как прихлопнет!
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
3. Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
4. У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
(«Руслан и Людмила»).
5. Первая девица:
Кабы я была царица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна.
Кабы я была царица,
Я б для батюшки-царя
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Игра «Море» (игра со зрителями)
Ведущий: Слушайте внимательно и меняйте волны так, как в этой сказке.
1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
(Море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над полом).
2. Вот пошел он к синему морю, видит - море слегка разыгралось.
(Волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются над полом).
3. Вот пошел он к синему морю, помутилось синее море, старичок отправился к морю - почернело синее море.
(Дети постоянно поднимают руки от пола, движения становятся быстрее).
4. Вот идет он к синему морю, видит на море черная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят воем воют. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостиком плеснула и ушла в глубокое море.
(Волны успокаиваются, у детей появляется улыбка).
Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами. Но у меня есть к вам еще задание.
Четвертое задание:
Ведущий: Выберите правильный ответ на вопросы по сказкам А. С. Пушкина.
1. Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»?
А. «Жили-были дед да баба».
Б. «Жили-были старик со старухой».
В. «Жил старик со своею старухой».
Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».
2. Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А. Окна землянки.
3. В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина?
Г. У тридцати трех.
4. Кто заклевал до смерти царя в сказке А. С. Пушкина?
Б. Золотой петушок.
Г. Гадкий утенок.
5. Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?
6. Кем желала стать старуха из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» в самой заветной своей мечте?
А. Княгиней тьмы.
Б. Владычицей морской.
В. Королевой красоты.
Г. Царицей полей.
7. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?
В. За жадность.
Г. За плохое ведение домашнего хозяйства.
8. Кто в сказке А. С. Пушкина вышел из моря вместе с 33-мя богатырями?
9. Кто в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина помог Елисею найти невесту?
10. Где пушкинский поп повстречал своего будущего работника Балду?
А. На бирже труда.
Б. На базаре.
11. Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?
Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие. Посчитаем рыбок. Молодцы, ребята! Я благодарю вас за отзывчивость, внимательность и хорошее знание сказок А. С. Пушкина. Когда мы перечитываем эти сказки, то становимся немного счастливее и благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.
Следующая загадка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ.
совместная работа детей с родителями.
Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "У лукоморья"А.С.ПушкинИгра-викторина для детей старшего дошкольного возраста.
Проект по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. Сценарий музыкально - литературного вечера по сказкам А.С. Пушкина "У лукоморья".Цель проекта:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина; Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в дра.
10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей.
Презентация позволяет создавать новый, иногда отсутствующий в учебниках, но нужный для детей материал, с использованием компьютерных технологий.
10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. Акция «Сказки А.С. Пушкина – детям»Сказки А.С. Пушкина близки и дороги, как взрослым, так и детям. Они не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему любима не одним поколением.
Читайте также: