Экологическое лото загадки живой природы

Обновлено: 05.10.2024

3 августа в Иннокентьевской библиотеке прошло экологическое лото «Загадки живой природы». В начале мероприятия библиотекарь рассказала присутствующим о состоянии природы и о том, что экология зависит от людей. Ребята рассуждали о том, какой вред природе может нанести неправильное вмешательство человека.

Затем участники разделились на две команды и совершили увлекательное путешествие в удивительный мир природы. Ребята решали экологические задачки, отгадывали названия деревьев, отвечали на вопросы экологической викторины. Дети с большим азартом участвовали в конкурсах: «По страницам Красной книги», «Птицы – наши друзья», «Цветы в легендах и преданиях». Конкурс «Зелёная аптека» показал, что ребята хорошо знают лекарственные растения, а конкурс «Знаток природы» выявил знатоков, которые без затруднения отвечали на поставленные экологические вопросы. Также ребята решали шарады, расшифровывали названия рыб, собирали пазлы.




В ходе развлечения участники сделали вывод о том, что человек - это часть природы, и поэтому он должен охранять, беречь и защищать её.

В заключение мероприятия ребята пообещали беречь и не загрязнять живую природу. Игра получилась веселой, яркой и интересной.

Следующая загадка

Материалы: задания для конкурсов, листы бумаги, ручки, карандаши, секундомер, музыкальное сопровождение, колокольчики, свисток, краски.

Оценивание конкурсов:

1й конкурс. Максимально 5 баллов;

2, 6, 10й конкурсы. Каждый правильный ответ оценивается баллом;

3й конкурс. За каждую правильно собранную примету дается один балл. Еще балл добавляется той команде, которая быстрее всех справилась с заданием;

4й конкурс. Максимально 5 баллов. Обязательно учитывается актуальность плаката, эстетика;

5й конкурс. За каждую песню дается по одному баллу. Если команда поет строчку из песни, можно начислить дополнительные баллы (по усмотрению жюри);

7й конкурс. За каждый закон (заповедь) один балл;

8й конкурс. Максимально 5 баллов. Можно отдельно начислить баллы за артистизм и точность изображения животных;

В конкурсе болельщиков за каждую отгадку начисляется балл той команде, болельщик которой дал правильный ответ.

Ведущий: Нас с вами окружает удивительный мир: светит солнце, плывут облака, цветут цветы, весело поют птицы. Это природа! Человек – ее часть. Природа нас кормит, поит, одевает, лечит. Она является источником вдохновения для художников, писателей, поэтов, композиторов. Но всегда ли человек благодарен ей? Сегодня мы с вами проверим, насколько глубоки и прочны наши знания о природе, насколько мы умеем ее беречь.

Ведущий представляет членов жюри.

Участники команд начинают обсуждение после моего сигнала. Преимущество ответа получает команда, которая первой справилась с заданием и подала сигнал колокольчиком. Мы начинаем игру.

Конкурс 1. "Домашнее задание"

Капитаны команд представляют участников, рассказывают о названии, эмблеме и т. д.

Конкурс 2. "Разминка"

Команды по очереди отвечают на вопросы, которые написаны на лепестках ромашки. Капитаны команд отрывают лепестки и читают вопрос. Если команды затрудняются с ответом, право ответа получают команды-соперники.

Какая жидкость не имеет цвета, запаха и вкуса. (Ответ: вода.)

Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? (Ответ: нет.)

Какая часть есть у обуви и у холма? (Ответ: подошва.)

Какую цепь нельзя поднять? (Ответ: цепь питания, горную цепь.)

Что за утреннее серебро можно собрать на траве? (Ответ: росу.)

Какое животное бежит задними ногами вперед? (Ответ: заяц.)

Что в пустыне дороже золота? (Ответ: вода.)

Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Ответ: бобр.)

Название какого лесного зверя дано созвездиям? (Ответ: медведица.)

Какая перелетная птица не вьет собственного гнезда и подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Ответ: кукушка.)

Какая птица может нырять под воду (не зря ее называют "водяным воробьем")? (Ответ: оляпка.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Ответ: клест.)

Какая бабочка "носит" воинское звание? (Ответ: адмирал.)

Какой город парит в небе? (Ответ:Орел.)

Конкурс 3. "Собери приметы"

Командам выдаются конверты с разрезанными на части фразами (народными приметами). В каждом конверте содержится по три или четыре народные приметы. Участники должны быстро и правильно собрать из разрезанных частей фразу (народную примету), записать ее на листочке бумаги и передать членам жюри.

В августе до обеда – лето, после обеда – осень.

Птицы низко летают – к дождю.

Много ягод к холодной зиме.

Зацвела рябина – наступит тепло.

Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.

Появились опята – лето кончилось.

Поздний гриб – поздний снег.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.

В феврале иней на деревьях к морозам, туман – к оттепели.

Конкурс 4. "Экологический плакат"

Одному или двум участникам каждой команды выдается лист бумаги, краски, карандаши и предлагается задание за определенное время (по усмотрению учителя) нарисовать плакат на экологическую тему. Плакаты вывешиваются на специально подготовленных стендах и демонстрируются членам жюри.

Конкурс 5. "Музыкальный калейдоскоп"

Участникам команд предлагается вспомнить и через одну минуту назвать, а если смогут, то и спеть строчку из песни, в которой есть слова: погода, дождь, снег, град, иней, ветер, солнце, радуга. Команды отвечают по очереди.

(Примерные ответы:"У природы нет плохой погоды", "А я с утра не по погоде одет", "Главней всего погода в доме", "Если снова ветер переменится", "От улыбки радуга проснется", "Одна снежинка еще не снег", "Снег кружится, летает, летает", "Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной", "Мороз снежком укутывал, смотри не замерзай", "Дождик босиком по земле прошел, клены по листкам хлопал", "И уносят меня в звенящую снежную даль" ит.д.)

Конкурс 6. "Найди ошибку"

1.Слон - хищное млекопитающее. (Ответ: растительноядное млекопитающее.)

2. Фауна – древнеримская богиня цветов, весны и юности.
(Ответ: Фауна – древнеримская богиня полей и лесов, покровительница стад. Можно принять ответ: Фауна – древнеримская богиня, покровительница животных.)

3. Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костер, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко.
(Ответ: В лесу нельзя шуметь, чтобы не потревожить животных. Нельзя рвать цветы, они могут исчезнуть. Костер можно разводить только в специально отведенных местах. Диким животным нельзя питаться той пищей, которой питаются люди. Нельзя оставлять в лесу упаковку и другой бытовой мусор. Природа не в состоянии его переработать. Нельзя брать домой диких животных, они могут погибнуть.)

Конкурс 7. "Мы – экологи"

Ребятам предлагается вспомнить, какие законы охраны природы они знают.
Пусть участники команд постараются за пять минут вспомнить как можно больше заповедей юных любителей природы.
Участники команд записывают на листе бумаги заповеди юных любителей природы и отдают их членам жюри.

Не рвать дикорастущие растения.

Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.

Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким животным.

Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.

Не разжигать в лесу костры.

Не оставлять в лесу бытовой мусор.

Не трогать гнезда птиц и птичьи яйца.

Не уносить из леса диких животных.

Конкурс 8. "Загадки-пантомимы"

Необходимо задумать и через одну минуту изобразить животное. Команды-соперницы должны его угадать. Победит тот, кто наиболее похоже покажет животное и угадает животное, изображаемое соперниками.

Конкурс 9. "Закончи рассказ"

Конкурс капитанов. Капитанам выдается лист с началом рассказа и предлагается задание закончить его. На выполнение задания дается пять минут.

Начало рассказа: На лесной поляне блестели на солнце воды глубокого и чистого озера. Приветливо здоровались с солнышком белые кувшинки и желтые кубышки. В озере играли и плескались рыбки. Над ними летали стрекозы. Но однажды к сказочному озеру пришли люди…

Конкурс 10. "Анаграммы"

Участники команд получают конверты с текстом. Через две минуты они должны передать членам жюри листы с ответами.

Я – время года, знают все меня.
Катаются с горы и бабу дружно лепят.
Но слоги переставь во мне –
А нами кожу и глаза, и уши лечат.
(Ответ: зима – мази.)

Я – дерево, расту в тайге,
И в смешанном лесу меня найдешь почти повсюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Ответ: сосна – насос.)

И в озере, и на берегу
От ветра я шумлю и уток прячу.
Но слоги переставь во мне –
И запищу, и попрошу я каши.
(Ответ: камыш – мышка.)

Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною валишь.
(Ответ: липа – пила.)

Читайте слева вы меня,
И псом огромным буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтете вы наоборот.
(Ответ: дог – год.)

(Пока жюри оценивает предыдущие конкурсы, проводятся конкурсы для болельщиков.)

Загадки для болельщиков

На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит малый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки.
(Ответ: земляника.)

Сидит – зеленеет,
Летит – желтеет,
Падает – чернеет.
(Ответ: лист.)

Я – вода, да по воде же и плаваю.
(Ответ: лед.)

Всю ночь по крыше
Бьет, постукивает,
Бормочет и поет,
И убаюкивает.
(Ответ: дождь.)

Летит птица орел,
Несет вклюве огонь,
Огневые стрелы пускает,
Никто ее не поймает.
(Ответ: молния.)

Похож ясвиду на горох,
Где я пройду – переполох.
(Ответ: град.)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Ответ: сорока.)

В поход идут и дом берут,
В котором дома не живут.
(Ответ: палатка.)

Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округе полила.
(Ответ: гроза.)

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Ответ: дятел.)

Игра "Прилетели птицы"

Ведущий называет птиц, и если ошибается, болельщики должны хлопать в ладоши:

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Прилетели птицы: голуби, синицы, страусы, стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

(Жюри объявляет итоги игры, вручает грамоты и призы победителям.)

Ведущий: Природа – общий дом растений, животных и человека. Человек не может жить без чистого, насыщенного кислородом воздуха, чистой воды, пения птиц, шелеста листьев, звона капели. Все это дает нам природа. Давайте же бережно относиться к ней и жить так, чтобы наша прекрасная планета Земля процветала, чтобы журчали ручьи, цвели сады, жужжали пчелы, пели птицы! Берегите природу!

Следующая загадка

hello_html_103ed85b.jpg

Играющие делятся на две команды. Перед каждой командой находится игровое поле (большой лист бумаги, расчерченный на квадраты). Выбирается капитан команды. В ходе игры командам даются задания, вопросы, вязанные с жизнью животных и растений, с их охраной. У той команды, которая быстро и правильно ответит на поставленный вопрос, квадрат на игровом поле будет закрываться цветным квадратиком. Победит та команда, у которой игровое поле будет быстрее закрыто. В ходе игры ребята показывают свою сообразительность, начитанность и знания о животном и растительном мире.

Встреча начинается строчками стихотворения:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят

Птиц скликая прелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

О какой планете идет речь? О Земле. Земля – это всего лишь бесконечно малая частица Вселенной, но только на ней одной из всех обследованных человеком планет есть жизнь. Раз так, то нам надо с вами стараться сделать все для того, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранилась, а становилась все изобильнее и краше. Ведь все, что мы едим, пьем даровано нам природой. Но для того, чтобы правильно общаться с природой, узнать, как ее надо защищать, необходимо ее изучать. Многие науки изучают природу. Это и ботаника – наука о растениях, и зоология – наука о животных и многие другие. А есть особая наука, которая исследует каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как сами они влияют на природу. Наука эта зовется экологией. Ее название произошло от древне – греческого слова «ойкос» - дом. Ведь природа – это общий дом и для растений, и для животных, и для людей. Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как ее беречь.

В школе на уроках биологии, географии вы знакомитесь с животным и растительным миром планеты. Вы читаете книги, которые учат любить природу, любить все, что нас окружает.

Я хочу, чтобы вы вспомнили о том, что вы уже читали, знаете о жизни животных и растений, проявили эрудицию и смекалку в нашей игре «Экологическое лото».

Разминка. За правильный ответ пока не даем очки, разминка помогает вам собраться с мыслями, приготовиться думать, работать.

Цветы ангельские, когти дьявольские (роза, шиповник);

Дышит, растет, а ходить не умеет (растение);

Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох);

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч ее долой (лес);

Кто входит в окно и не ломает его (солнечный луч);

Вечером родится, ночь живет, утром умирает (роса).

1 тур «Кто быстрее ответит»

Кто ногами слышит (кузнечик – у него «уши» в ногах;

Кто трижды родится прежде чем встать взрослым (бабочка – яйцо, гусеница, куколка, бабочка);

Название какой реки у тебя во рту (десна);

Какая рыба называется также как и река, в которой она обитает (амур).

2 тур «Конкурс капитанов»

Задаются по очереди вопросы капитанам команд

Какие звери летают (белки-летяги, летучие мыши);

Куда зайцу бегать удобнее: с горы или в гору (в гору – у зайца передние ноги короткие, а задние длинные);

Ног нет, а не догонишь, с хвостом, а не зверь, под мостиком виляет хвостиком (рыба);

Не дерево, а суковато (олень);

У кого оба глаза на одном боку (у камбалы);

Какие птицы говорят как их зовут (галка, кукушка, пищуха).

3 тур «Угадай, кто мы»

Вы должны по внешнему описанию определить, что это за существо

Мала, а проворна, где бывает, там повелевает, в шатер войдет, богатыря перевернет (блоха);

Приветствую знатоков природы. Думаю, что они все хорошо меня знают. У меня самое короткое название, но самая длинная «юбка» из длинных жестких волос (як);

Чудовище своим внешним видом напоминает вымерших доисторических ящеров и похоже на сказочного дракона (варан).

4 тур «Кто лучше?»

Вам необходимо объяснить слово «заповедник». Что это такое? (обе команды дают определение)

Верни нас в свои заповедники: на одних карточках написаны названия заповедников, на других – животные, проживающие в них. Нужно указать, в каком заповеднике какое животное.

5 тур «Рассказ о Красной книге»

Каждой команде предлагается ответить на вопросы и выполнить задание

Что такое Красная книга? Что означает красный цвет книги?

Вспомните не менее трех названий животных или растений, занесенных в Красную книгу и назовите их.

6 тур «Эстафета букв»

Командам вручаются одинаковые наборы букв. Необходимо из этих букв быстро составить название красивой лесной птицы, которая с наступлением зимы собирается в стаи и предпринимает кочевки в поисках ярких плодов калины, рябины и других растений (свиристель);

Командам предлагаются загадки, ответы на которые можно дать, пользуясь имеющимися у них буквами:

а) весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес);

б) что летом и зимой в рубашке одной (ель);

в) сидит – зеленеет, летит – зеленеет, падет – почернеет (лист).

7 тур «Четвертое лишнее»

Команды получают конверты с набором слов, три из которых можно объединить в групп по какому – либо общему для них признаку.

ГРИБЫ: белый гриб, подберезовик, подосиновик, мухомор (3 съедобные);

ПТИЦЫ: кукушка, дрозд, зяблик (перелетные), воробей;

ДЕРЕВЬЯ: сосна, кедр, ель (хвойные), береза.

8 тур «Конкурс знатоков голосов природы»

Включается музыка с записями голосов птиц. Если играющие их узнают, записываются в том порядке, в каком звучали голоса.

Следующая загадка


В День города городская библиотека №2 приняла участие в праздничных мероприятиях. Детям среднего и старшего школьного возраста было предложено принять участие в экологическом лото «Загадки живой природы».

Основной задачей экологического лото стало формирование у детей чувства ответственности за состояние окружающей среды родной республики, любви к своей малой Родине.

Участники лото по очереди бросали кубик (грани его были пронумерованы от 1 до 6). Ведущий задавал игроку вопрос из конверта, номер которого совпадал с цифрой, выпавшей на кубике. За правильный ответ на вопрос участник получал жетон.

Задания находились в конвертах. В конверте № 1 «По страницам Красной книги» содержались вопросы, касающиеся издания и содержания «Красной книги» (когда была издана, сколько томов, кого заносят в «Красную книгу» и т.д). Конверт № 2- «Живое слово». За десять секунд ребята должны были вспомнить как можно больше представителей флоры и фауны, названия которых начинаются на заданные буквы. Конверт № 3 «Цветы в легендах и преданьях» и конверт № 4 «Птицы - наши друзья» содержали интересные вопросы о цветах и птицах. Конверт № 5- «Договори пословицу» содержал набор карточек. На карточках разных цветов записаны «половинки» народных пословиц и поговорок экологического содержания. Задача игроков - составить пословицы и поговорки. Отвечая на вопросы конверта № 6 «Зеленая аптека» ребята вспомнили лекарственные растения.

В ходе экологического лото дети как бы побывали в гостях у природы, ответили на ее вопросы, приняли участие в различных конкурсах и узнали, насколько они грамотны и воспитаны с точки зрения экологии.

Читайте также: