Загадки в бианки про зверей
Обновлено: 24.12.2024
Предварительная подготовка: ученикам предлагается прочитать рассказы и сказки В.В.Бианки и подготовить материал для выпуска классной стенгазеты.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: деловая игра
Программа: традиционная
Технологии: деятельностно-поисковые, коммуникативные
Учебник: книги В.В.Бианки о зверях, птицах и др. и книга «Лесная газета» В.Бианки.
Цели и задачи:
Образовательные: продолжить знакомить детей с биографией и творчеством В.В.Бианки; познакомить детей с рассказами – загадками про зверей и птиц из книги «Лесная газета», их научно-популярным и художественным содержанием; продолжить работу над правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью чтения; работать над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время чтения и после чтения; расширять и углублять знания учащихся о жизни птиц и зверей кто, как приспосабливается в разное время года;
Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей; совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления, развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развивать устную речь, словарный запас, наблюдательность у учащихся; формировать читательскую самостоятельность; расширять кругозор детей;
Воспитательные: воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей; воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; воспитание усидчивости, прилежания, аккуратности, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание чувства взаимоуважения, взаимопомощи, взаимовыручки; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; воспитание критического мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация к уроку; картина зимы со следами животных на снегу; дневник наблюдений, выставка книг В.В.Бианки, книга «Лесная газета»; портрет писателя; толковый словарь русского языка С.И.Ожегова; картинки с животными, насекомыми, птицами; карточки №1 для работы в парах; индивидуальные карточки №2 «Следы зверей» для игры; доклады детей; трафарет ладошки для рефлексии; книги прочитанные детьми на урок; карточки для чтения на уроке с произведениями писателя: «Книга зимы», «Кто как читает», «Кто чем пишет?», «Маленькая собака и лиса, большая собака и волк», «Волчьи хитрости»; музыкальный центр.
Форма использования: проецирование на экран в течение урока.
Как работать с ресурсом.
Переход слайдов осуществляется по щелчку. На слайдах (по щелчку) эффекты настроены так, чтобы было удобно при монологе учителя и при обсуждении того или иного вопроса. Нумерация слайдов не учитывает титульного листа.
I . Организационный момент (Звучит спокойная музыка.)
Громко прозвенел звонок – Глазки широко открыты.
Начинается урок. Слушаем, запоминаем,
Наши ушки на макушке, Ни минутки не теряем.
Дети, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой как пригодится! Вы постарайтесь на уроке слушать внимательно, работать быстро и, самое главное, дружно!
II . Минутка календаря. – Какое сейчас время года? Слайд 1
Дежурный ученик сообщает о погоде на данный день.
- Сегодня я хочу начать урок со стихотворения И. Сурикова
Тёмный лес - что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
- О чём говорится в стихотворении? Слайд 1
Действительно ли зимой прекращается жизнь в лесу? О ком сегодня будем говорить на уроке?
Урок будет проходить в форме деловой игры. Вы сегодня являетесь членами редакционного совета, а у редакции одна задача- подбор материала и выпуск стенгазеты.
Редколлегиям отдела информации, отдела писем, охраны природы, лесных корреспондентов и фоторепортёров и творческого отдела предстоит подготовить к выпуску очередной номер стенгазеты.
- Ребята, обратите внимание на доску. ( Картинки птиц и зверей. ) Слайд 1
- Сегодня, мы вместе с писателем – натуралистом Виталием Бианки совершим заочное путешествие по книге «Лесная газета» и узнаем много интересного о нём, научимся различать вместе с ним следы зверей и читать «Книгу Зимы»; учиться любить природу и относиться по доброму ко всему живому; развивать любознательность, внимательность, память и мышление.
IV .Подготовительная работа
1. «Что мы знаем о В.Бианки» Слайд 2
- На выставке, очень много интересных книг Виталия Валентиновича.
- А что вы знаете о самом писателе? ( Ответы детей. ) Слайд 3
ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИИ
2. Учитель обобщает ответы детей: Слайд 3 - Родился писатель – натуралист В.В.Бианки – 11 февраля в 1894году в Петербурге. В этом 2014 году ему бы исполнилось 120 лет со дня рождения.
3. Словарная работа Слайд 4
– Ребята, а кто знает, что обозначает слово « натуралист »? ( Ответы детей. )
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка С.И.Ожегова.
- Натуралист – Человек, который занимается изучением природы, естествоиспытатель.
- Чем же занимался В.Бианки? Слайд 4
- Изучением природы, в естественных условиях
Учитель. Слайд 5 Отец его был учёным орнитологом (специалистом по птицам). – Узнайте в словаре кто такой « орнитолог »? Орнитолог – Специалист по орнитологии.
- А, что такое « орнитология »? Орнитология – Раздел зоологии, изучающий птиц и их распространение.
Учитель. Всё написанное В.В.Бианки – это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Вы уже много читали его рассказов и сказок. А когда будете в лесу, то представьте себе, что рядом с вами шагает умный и добрый рассказчик В.Бианки, наблюдающий вместе с вами за окружающей вас жизнью, природой. Он учит вас любить её и беречь.
4. Беседа по произведениям В.Бианки (Читает ученик.) Слайд 6 Повсюду: в лесу на полянке И лучше знакомых зверюшек В реке, на болоте, в полях - Узнаешь, дружок, и поймёшь. Ты встретишь героев Бианки, Ох, так написать о природе У них побываешь в гостях. Непросто, ведь нужно уметь Про птиц, насекомых, лягушек На вещи, знакомые вроде, Рассказы и сказки прочтёшь Всегда удивлённо смотреть.
5. Работа с читательскими дневниками - Ребята, расскажите, что вы прочитали к уроку, что интересного узнали из книг В.Бианки. (Выступления.)
V . Физминутка
- А сейчас, мы проведём физминутку «Прогулка». По дорожке, по дорожке На лужайке, на лужайке. Скачем мы на правой ножке. Мы попрыгаем как зайки. И по этой по дорожке. Стоп (присели) Скачем мы на левой ножке. Немного отдохнём По заснеженной тропинке побежим. И опять урок начнём. До лужайки добежим –
VI . Работа по теме урока Слайд 7
Учитель. –Ребята, а c ейчас, мы с вами начнём знакомиться с книгой «Лесная газета» Виталия Валентиновича Бианки. (Показ книги и её рассматривание.)
Вступительное слово учителя о книге «Лесная газета» В.Бианки
В 1928 году Бианки начал выпускать «Лесную газету». Это настоящая энциклопедия природы – такое количество информации о природе она включает в себя. В этой газете содержаться наблюдения над природой в течение целого года; в ней он помещает «телеграммы корреспондентов», «письма в редакцию», «репортёрские отчёты». Форма газеты, избранная писателем, позволила показать, как стремительно сменяются события в природе в течение года.
- Назовите, какие зимние месяцы вы знаете? (Ответы детей.)
-Как вы, думаете, какое название имеют зимние газеты В.Бианки? (Ответы.)
2. Работа в парах. Слайд 8, 9, 10 Работа по карточкам мини - газет знакомство с содержанием №10, №11, № 12.
ОТДЕЛ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
- Ребята, а вы знаете, что меня больше всего заинтересовало в этой книге рубрика «Лесные происшествия». Бианки пишет о проблемах и жизни животных и птиц в зимнем лесу.
VII . Творческая работа
1. Беседа по прочитанному: - Как приспособились хищники к добыванию пищи? (Ответы детей.) - А как приспособились животные защищаться от хищников? (Ответы детей.) - Ребята, скажите, а почему зимой погибает много лесных зверей? (Ответы.)
- Каким животным труднее всего приходиться? (Ответы детей.)
- Как можно помочь диким животным зимой? (Ответы детей.) - А что делают люди, чтобы облегчить жизнь животных зимой? (Ответы детей.)
Учитель. – Ребята, посмотрите внимательно на плакат с изображением зимнего леса (по книге Бианки В. «Лесная газета») на котором изображены животные и их следы на снегу. - Сегодня мы познакомимся с «Книгой зимы» В.Бианки. – Послушайте наблюдения за зимой В.Бианки. (Подготовленная ученица читает рассказ «Книга зимы» из книги «Лесная газета».) 3. Работа над содержанием прочитанного. – Кто был? Что делал? – Что имеет ввиду автор: «всяк распишется»; «был здесь такой – то»? – Что это за разные таинственные знаки? (Ответы детей.)
ПРЯМОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ С ЛЕСНЫМ КОРРЕСПОНДЕНТОМ ………(Ф.И.)
Наш корреспондент побывал в лесу и взял интервью у одной из жительниц леса.
(мальчик с микрофоном, девочка в костюме лисы)
- Здравствуйте, Максим, вы нас слышите хорошо?
- Да! Здравствуйте!
- Сегодня, я веду прямой репортаж с Лесной опушки и беру интервью у лисы.
- Я не просто лиса, а Лиса Патрикеевна. Примерно лет шестьсот назад жил князь Патрикей, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А поскольку я считаюсь в народе зверем хитрым, то и получила отчество Патрикеевна.
- Чем вы питаетесь в это время года?
- Я ловлю зайцев, особенно зайчат. Но главная моя пища - мелкие грызуны: мыши и полёвки. Такую мою охоту называют мышкованием. Мышиный писк я слышу за 100метров – такой отличный у меня слух.
- Как узнать лисий почерк на снегу?
Лисы – родственники собакам и волкам. Мой след, хотя и похож на собачий, но значительно мельче. Мой след вытянут в аккуратную цепочку – это его главная отличительная особенность.
Я запросто могу раздвоить след: пойти налево, запутать следы, вернуться назад и уйти в другую сторону. Такой приём частенько сбивает собак со следа. След лисы, кстати, легко перепутать со следом куницы .
Узоры моих следов часто бывают настолько путаными, что не поддаются расшифровке. Тогда следует обойти истоптанный мной участок, прихватывая свежие места.
- Спасибо, за интересный рассказ.
- У меня всё, спасибо, за внимание. С вами был ваш лес. корр Крекотень Максим.
ОТДЕЛ РЕПОРТЁРОВ
4. Работа в парах. (Самостоятельная работа.) Слайд 11
– Рассмотрите, изучите и определите где и чьи следы зверей на снегу? (Карточка №1) - Что вам помогло в определении на снегу следов зверей? (Ответы детей.) Запомните эти следы. 5. Ученик читает стихотворение. На снегу следы – как книжка. Куропатка, горностай. Волк, сохатый, даже мышка – Пишут всё. А ты читай. (В.Головин) Учитель. - Дети, а кто-нибудь видел на снегу следы зайца? (Дети могут рассказать о следах кролика, а может, кто-то и видел следы зайца.) Когда заяц прыгает, он так же, как и белка, заносит задние ноги далеко вперёд. От них-то и остаются ямки большего размера, нежели следы передних лап. - Мы продолжаем знакомиться с рассказами из книги В.Бианки«Лесная газета».
6. Читает подготовленный ученик рассказ «Кто как читает». 7. Работа над содержанием прочитанного. – Чем читают люди? – А звери? – О каких особенностях вы узнали? (Ответы детей.) Учитель. Следующий рассказ В.Бианки « Кто чем пишет?» не менее интересен, с ним нас познакомит ученица ………….. . Вы внимательно послушайте и найдите ответ на вопрос: - Чем пишут птицы? (Ответы детей.) Учитель. – А сейчас, внимательно послушайте, я вам прочитаю рассказ В.Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью» из «Лесной газеты». Этот рассказ вам поможет научиться читать следы зверей на снегу. – О каких новых следах вы услышали? (Ответы детей.) – А вот разобраться в лисьем да в волчьем почерке, чтобы с непривычки сразу не запутаться нам поможет ученик ……………… . Он прочитает рассказ «Маленькая собака и лиса, большая собака и волк». – На что похож лисий след? – А что сказано про волчий? (Ответы детей.) Учитель. – Послушайте внимательно ещё один интересный рассказ В.Бианки и ответ – те на такой вопрос: - О каких хитростях в волчьих следах вы узнали?
Ученица читает рассказ «Волчьи хитрости» (Ответы детей на вопрос.)
ОТДЕЛ ФОТОРЕПОРТЁРОВ
8. Работа в парах. Слайд 12
– Сейчас, мы проведём с вами игру «Следопыт по белотропу». Вы попробуете отгадать, кто наследил. У вас у каждого карточка №2 , где изображены следы на снегу и животные. Ваша задача соединить стрелочкой следы с животными, то есть разобраться, кто из них наследил и закрепить полученные знания. Далее поменяться карточками и проверить запомнил ли следы ваш сосед по парте. И если есть ошибка, объяснить, почему он ошибся. 9. Взаимопроверка. 10. Проверка самостоятельной работы. Слайд 12 Слайд 13 – Молодцы! Учитель. – Ребята, а как вы думаете, зачем нам надо уметь читать следы зверей? (Ответы детей. Если заблудишься, помогут выйти к жилью человека.) – В каком рассказе, мы с вами об этом читали, а потом писали изложение? ( «Знакомые следы» по Е.Пермяку.)
– Кому помогли следы? – А чьи следы были? – Откуда, Никиша узнал про следы? (Никишин дедушка – лесник учил его читать следы зверей.) Учитель. – А вот послушайте, внимательно о каком лесном происшествии описывает В.Бианки в своей «Лесной газете». 11. Рассказ В.Бианки «Малограмотный лисёнок» читает учитель. 12. Работа над содержанием рассказа. – Понравился вам рассказ? Почему? – Что интересного узнали? – Почему рассказ называется «Малограмотный лисёнок»? – К чему может привести невнимательность? (Можно остаться без завтрака.) VIII . Обобщение Учитель. Ребята, вот и закончилось наше с вами заочное путешествие по «Лесной газете» В.В.Бианки. Какова особенность его рассказов – загадок? (Ответы детей.)
Итог нашей работы на уроке выпущенная стенгазете «Лесная газета» из собранного вами материала. Каждый отдел потрудился на славу и вот наша познавательная газета № 1 Месяц белых троп издана.
IX . Домашнее задание. Слайд 14 – Ребята, дома попробуйте понаблюдать за своей книгой зимы и прочитать, кто был у вас в гостях. Расскажите о своих наблюдениях своим родным, близким, друзьям и одноклассникам. Зарисуйте следы и опишите свои наблюдения в своём Дневнике наблюдений, сделайте выводы. X . Итог урока. – Что на уроке вас заинтересовало? – Какая работа вам больше всего понравилась? – Что на уроке вам далось легко, почему? – Испытывали ли вы, какие либо затруднения во время урока? И почему было трудно? С удовольствием ли вы будете выполнять домашнее задание? XI . Рефлексия деятельности. Слайд 15 – А сейчас, оцените сами свою работу на уроке. Работа с ладошкой, вырезанной из альбомного листа. Какой след в вашем сердце оставил наш урок. Закрасить пальчик если урок: понравился – жёлтым или оранжевым цветом; не понравился – красным цветом; было скучно – зелёным или голубым цветом. Слайд 16 – Молодцы! Я, всех благодарю за активную работу на уроке. (Выставление оценок.) - Вы меня порадовали сегодня, а завтра будет ещё лучше, я на это надеюсь. К следующему уроку вы прочитаете и другие интересные рассказы из книги В.Бианки «Лесная газета» и поделитесь своими впечатлениями от прочитанного со своими товарищами.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята! Вы любите природу? (ответы детей)
Человек - творение природы. Любовь к природе - естественное чувство нормального человека.Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.
Вы слышали что-нибудь об этом писателе? Кто-нибудь знаком с его произведениями?
(экскурсия в библиотеку)
Библиотекарь:
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы вновь собрались с вами на литературную встречу, посвященный творчеству Виталия Валентиновича Бианки.
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Наш библиотечный урок мы посвящаем жизни и творчеству писателя натуралиста Виталия Валентиновича Бианки, ему в этом году исполнилось бы 125 года, которого часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником». Всё написанное Бианки – это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Книги Бианки помогают найти ключи ко многим тайнам окружающего нас мира.
«Переводчики с бессловесного» - так он называл себя и своих собратьев по перу, писателей, которые тоже писали о животных. Человек буквально влюблённый в природу, как никто другой знающий её, Виталий Бианки большую часть жизни посвятил описанию мира загадочного и неповторимого, таинственного и удивительно разнообразного – мира русского леса и его обитателей. Но давайте обо всём по порядку.
Библиотекарь: Послушайте о великом писателе ВИТАЛИИ ВАЛЕНТИНОВИЧЕ БИАНКИ (читается биография)
Открылась тяжелая дверь, и перед глазами изумленного мальчика предстал удивительный мир.
Прямо перед ним два бурых медвежонка схватились в обнимку. Их старший братишка – нянька не спускал глаз с озорников, а медведица – мать развалилась на пригорке и дремала.
А там, немножко дальше, два тигра – один на скале, другой внизу – оскалили зубы, - сейчас кинутся друг на друга. Мальчик, крадучись, прошел мимо них. В страхе оглянулся. А вдруг кинутся? Нет, не кидаются, - так и остались.
Вот высоко в воздухе застыл без движения орел. Вот взлетевшая утка замерла над гнездом; в гнезде – яйца. Мальчик быстро протянул руку за ними – и пальцы больно ударились о что-то крепкое, холодное.
Стекло. Все звери и птицы за стеклом!
Неужели они не живые? Тогда, наверно, они заколдованы, как в сказке. Узнать бы такое волшебное слово, чтобы разом всех оживить. Кто научит его этому слову?
Мальчик попал в Зоологический музей Академии наук. Здесь работал его отец – русский ученый естествоиспытатель.
В доме напротив родился в 1894 году мальчик – будущий писатель Виталий Валентинович Бианки.
С природой его познакомил отец. Он брал с собой сына на охоту и прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полету, зверя по следу, и самое главное – научил записывать свои наблюдения.
К двадцати семи годам жизни у Виталия Валентиновича Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы оживить всех этих зверей и птиц.
Таким словом и стало художественное слово рассказчика – писателя.
Первая книжка В. В. Бианки для детей – “ Лесные домишки” - вышла в 1923 году. За три с половиной десятилетия работы Бианки написал около двухсот сказок, рассказов, повестей.Юным читателям хорошо известны его сборники: “Сказки”, “Лесная газета”, “По следам”, “Где раки зимуют”, “Рассказы об охоте” и многие другие.
На многих языках народов нашей Родины издавались его произведения. Его книги переведены также на многие иностранные языки.
Прекрасно зная и горячо любя родную природу, большую часть своей жизни Бианки проводит с ружьем, биноклем, записной книжкой. И его рассказы, сказки, повести раскрывают перед вами картины живой природы. В самом обыкновенном он умеет показать новое, незамеченное нами.
Бианки ведет юного читателя по охотничьим тропам Алтая, поднимается с ним без дорог по горам Кавказа, плывет по озерам Урала, бродит по тайге, тундре, степи.
Но больше всего Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которых всякий может встретить у себя в саду, на берегу соседней речки, в лесах и полях северной и среднерусской полосы нашей Родины.
Писатель раскрывает своему юному читателю глаза на окружающий мир, отвечает на его вопросы.
Много загадок природы уже раскрыто нашими учеными. Еще больше надо изучить, разгадать, понять.
И книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.
Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая ее богатство на пользу людям.
Рассматривание выставки книг.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю немного поиграть.
Воспитатель: Я задаю вам вопросы, а вы, если считаете, что нужно поступить именно так,говорите хором: «Это - я, это – я, это все мои друзья!» Если неправильно – молчите.
1. Кто взял птенчика домой?
2. Наш гусак встаёт на зорьке,
Он к реке сбегает с горки,
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку.
Кто, как наш гусак, делает зарядку?
3. Кто любит разорять птичьи гнезда?
4. Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?
5. Кто птичкам помогает, правила не нарушает.Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?
6. Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережёт лес от огня?
Воспитатель: Я вижу, что вы все любите природу. Молодцы!
Библиотекарь:А теперь я вам проведу конкурс называется: «Птичья галерея»
1. Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
«Эй, компания, — за стол!
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок, —
Клад разведан под корой,
Открывайте пир горой!
2. Для малышей своих —
Они в январские
Из еловых шишек
Смолистые таскают сена.
3. Птица длиннохвостая,
4. Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
6. Окраской — сероватая,
Известная персона. Кто она?
7. Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
8. Не растила птица эта
Малых деток, милых деток,
Пропадала птица где-то,-
От заката до рассвета.
9. Всю ночь летает —
А станет светло —
Спать летит в дупло.
10. Волна в озере встаёт –
Двойка белая плывёт.
Воспитатель: А теперь я предлагаю посмотреть мультфильм «Муравьишка – хвастунишка».
Но для начала немного отдохнём и выполним «Звериную зарядку»
«Звериная зарядка»
Дети стоят в кругу или врассыпную.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
Раз – присядка, (Приседают.)
Два – прыжок. (Подпрыгивают на двух ногах на месте.)
Это заячья зарядка. (Кладут ладошки на голову – «ушки на макушке».)
А лисята как проснутся, (Кулачками «трут глаза».)
Любят долго потянуться, (Потягиваются с отведением рук.)
Обязательно зевнуть, (Зевают, прикрывая рот ладонью.)
Ну и хвостиком вильнуть. (Выполняют движения бедрами из стороны в сторону.)
А волчата – спинку выгнуть (Наклоняются вперед.)
И легонечко подпрыгнуть. (Прыгают на двух ногах.)
Ну а мишка косолапый, (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса.)
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч.)
То одну, то обе вместе, (Переступают с ноги на ногу.)
Долго топчется на месте. (Раскачивают туловище из стороны в сторону.)
А кому зарядки мало —
Начинайте все сначала! (Разводят руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх.)
Просмотр и обсуждение мультфильма
«Муравьишка – хвастунишка».
1. В основу мультфильма, который вы сейчас посмотрели, положена сказка В. Бианки "Как муравьишка домой спешил". Вам интересно было смотреть фильм, он вам понравился?
2. Мультфильм называется «Муравьишка - хвастунишка», вы согласны с такой характеристикой главного героя?
3. В конце мультфильма Муравьишка поёт о себе песню, в которой рассказывает о своих подвигах, о том что он самый храбрый муравей на свете? Так ли это? (Трусишка. Дрожит под крылом бабочки. Чувствуя опасность, боясь умереть, униженно всех просит о помощи.)
4. Хваставство – это положительная черта характера?
5. Какие ещё отрицательные черты присущи главному герою?
6. С чего начинаются его злоключения (испытания? (Вместо того чтобы послушаться старших залез высоко на берёзу. Случайно налетевший ветер отрывает берёзовый листок вместе с муравьишкой и уносит вдаль. Так он оказывается далеко от своего муравейника. Непослушный, своевольный)
7. У сказки счастливый конец, как вы думаете благодаря чему и кому? (Так как муравейник закрывается сразу после заката солнца до утра, муравьишка всеми силами пытается поскорей до него добраться, но не своими силами, а силами сердобольных насекомых, встречающихся ему на пути и готовых ему помочь.)
8. Вспомните всех, кто пришёл на помощь Муравьишке? (Сначала это бабочка Мона–Орион, затем гусеница Землемер, а потом — Кузнечик. Водомер перевёз через речку. Майский жук полетел и довёз до берёзы. На паутинке гусеницы Листовёртки муравьишка спускается к муравейнику и успевает до закрытия входов.)
9. Сказал Муравьишка спасибо насекомым за помощь? (Неблагодарный. Грубиян. Оскорбляет тех, кто ему помог.)
10. Надеюсь, что среди вас, ребята, таких муравьишек нет?
Игра «Летает, не летает»
Я называю птиц, вы машете руками, если птица летает, а если не летает, то хлопайте в ладоши.
Сова, аист, сокол, воробей, перепёлка, пингвин, ласточка, синица, грач, сорока, попугай, индюк, журавль, фламинго, чайка, страус, тетерев, глухарь, галка, ворона, курица, снегирь, жаворонок, соловей, киви, скворец, лебедь,
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. А ансамбль "Колокольчик " подарит песню "Весна"
Библиотекарь: Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги В. Бианки, но и произведения других писателей-натуралистов,их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., Пришвин М. и многие другие. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.
Публикации по теме:
Библиотечный урок для 1 класса «Разноцветные страницы». Знакомство со структурой книги Библиотечный урок в 1 классе «Разноцветные страницы» (структура книги). Цели урока: 1. Знакомство с основными элементами книги. 2. Обогащение.
Библиотечный урок «Знакомство с библиотекой» для учащихся 1 классов Библиотекарь (Б): Здравствуйте, ребята! Вы знаете, куда сегодня пришли? (Ответы детей) Правильно, в библиотеку. А что же такое книга? (ответы.
Конспект занятия для детей старшей группы «Урок о России» Программное содержание: • Дать детям элементарные представления о происхождении флага: познакомить со значением флага в современной жизни,.
Презентация «Лесные сказки Виталия Валентиновича Бианки» Лесные сказки Виталия Валентиновича Бианки Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным.
Познавательное занятие «Лесные птицы» для детей старшей группы. ЛЕСНЫЕ ПТИЦЫ Задачи: Обратить внимание детей на птиц, живущих рядом с нами. Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Приучать.
Проект на тему «Знакомство с творчеством Виталия Бианки» Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги дошкольного учреждения. Вид проекта: групповой. Продолжительность:.
Развлечение по сказкам Виталия Бианки для детей подготовительной к школе группы Дети под музыку входят в зал. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мыс вами всю неделю знакомились с творчеством Виталия Бианки, и сегодня.
Знакомство с удивительным творчеством Виталия Бианки Познавательно-творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста. "Знакомство с удивительным творчеством Виталия Бианки!" Сроки проекта:.
Следующая загадка
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами на познавательный час, посвященный творчеству Виталия Бианки. Все написанное В. В. Бианки - это праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу. Вы все уже читали, наверное, его рассказы. А когда будете в лесу, то представьте себе, что рядом с вами шагает умный и добрый рассказчик В. Бианки, наблюдающий вместе с вами за окружающей вас жизнью, природой. Он учит вас любить ее и беречь.
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.
Виталий Бианки родился в Петербурге 30 января
(11 февраля) 1894г. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет 5-6. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет.В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1917 переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей. В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились «целые тома записок».
Первый опубликованный детский рассказ Бианки –
«Чей нос лучше?» (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.
Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие классические произведения, как
• «Первая охота» (1923),
• «Кто чем поет» (1923),
• «Как Муравьишка домой спешил» (1935),
• Сказки зверолова (1937) и др.
По некоторым из них («Оранжевое горлышко», «Путешествие муравья» «Синичкин календарь»
И др.) сняты мультфильмы.
За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.
Литературную викторину.
I тур «Загадки»
- Я буду загадывать командам загадки, чья команда быстрее ответит, та получит – 1 балл.
• Пёстрая крякушка ловит лягушек. (Утка)
• Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)
• Утром ползает, в полдень неподвижна, вечером летает. (Бабочка)
• В поле котелок стоит в нём точно вода кипит, а дров никто не подкладывает. (Муравейник)
• Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
• Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
• Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо)
• Бела, как снег, черна, как уголь. вертится, поёт, как бес и улетает в лес. (Сорока)
• Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь)
• У маленькой скотинки - сто серебряных монеток на спинке. (Рыба)
• Волосата, зелена в листьях прячется она хоть и много ножек, бегать всё равно не может. (Гусеница)
• Под водой живёт народ, ходит задом наперёд. (Раки)
• Выпуча глаза сидит, непонятно говорит, родилась в воде, а живёт на земле. (Лягушка)
• Зелёный поясок в траве затерялся. (Ящерица)
• Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар)
• Кто шляпу носит, а здороваться не умеет. (Гриб)
• Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)
• Не птица, а летает, с хоботом, а не слон. (Муха)
• Мальчишка в сером армячишке по двором шныряет крохи подбирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей)
• Гудит мохнатенькая, летит за сладеньким. (Пчела)
• Летит - воет, сядет - землю роет. (Жук)
• В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот)
Конкурс «Угадай, кто это?»
- Ребятам по описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки, вспомнить, как называется рассказ или сказка. За правильный ответ – 2 балла.
1. «Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат» (Паук – сенокосец. «Как муравьишка домой спешил»)
2. «Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду». (Водомерка-клоп. «Как муравьишка домой спешил».)
3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху – дёрг! И закачался он на шёлковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишка домой спешил».)
4. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота».)
5. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки. «Кто чем поёт?»)
6. «Один крошечный Жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой – прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир. «Первая охота».)
Пока жюри подводит общие итоги, мы с ребятами немножко отдохнем. И поиграем в игру «Летает, не летает». Если птица летает, вы машете руками, а если не летает, вы приседаете.
Сова, Аист, Сокол, Воробей, Перепёлки, Пингвин, Ласточка, Синица, Грач, Сорока, Попугай, Страус, Журавль, Фламинго, Чайки, Тетерев, Глухарь, Галка, Ворона, Курица, Снегири, Жаворонок, Соловей, Скворец, Лебеди, Киви
. Всем спасибо за игру и внимание!
9. Чтение произведения В. Бианки “Хвосты”.
- Сейчас мы прочитаем ещё одно произведение Бианки “Хвосты”, а после чтения проведём “Хвостатую викторину”.
Его хвостик летом серый, а зимой белый (заяц).
Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых (корова).
Нос пяточком, хвостик крючком (свинья).
Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков (белка).
Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик (овца).
Он ловил хвостом рыбу в проруби (волк).
У этого великана нос намного длиннее, чем хвост (слон).
Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу (лиса).
Для этого речного строителя его хвост является и рулём и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму (бобр).
Одни взмахом хвоста – она разбила золотое яичко (мышь).
Сапоги со шпорами, хвост с узорами (петух).
1. На овчарку он похож:
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
2. Длинное хвостище,
Сама хитрища. (Лиса)
3. Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)
4. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грузен был… . (Кабан)
5. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга. (Лось)
6. Пусть я птичка - невеличка;
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
7. Я весь день ловлю жучков,
В тёплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … . (Воробей)
8. Вот так звери!
Но зато плотины строят.
Все они одеты в шубы,
Инструмент не пилы – зубы. (Бобры)
9. Спиною зеленовата,
И полоска шарфика. (Синица)
10. Какая птица в лесу обитает,
Всем своё имя она называет? (Кукушка)
11. Стройный, быстрый,
Носится весь день,
Самая болтливая. (Сорока)
До чего цветы в садах
Распевают песни в них
Это интересно!
Знаешь ли ты, что.
• Самый сильный из насекомых - жук-носорог; будучи сам весом 14 г, может тащить груз массой 1 кг 580 г.
• Сова уничтожает за лето 1 000 мышей и этим спасает 1 тонну хлеба.
• Кукушка за час может съесть 100 гусениц.
• Пчеле надо облететь 100 000 цветов, чтобы собрать 17 кг меда.
• Летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает от малярии многих людей.
• Дятел съедает за день до 160 жуков-короедов, до 10 майских жуков и множество муравьев.
Загадки о лесных жителях «Угадай, кто это?».
По описанию ребятам предлагают угадать персонажей произведений В. Бианки и вспомнить, как начинается рассказ или сказка.
1. «Ноги как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат». (Паук-сенокосец, сказка «Как муравьишка домой спешил».)
2. «Глядь - бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде как посуху. Оттолкнется ножками и катит- скользит по воде, как по льду». (Клоп-водомерка, сказка «Как муравьишка домой спешил».)
3. «На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листа и полетел вниз, но что-то сверху - дерг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны». (Гусеница, сказка «Как муравьишка домой спешил».)
4. «Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок - прыг! И ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица, «Первая охота».)
5. «Один крошечный Жучок идет себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнет в него липкой едкой струйкой - прямо в нос попал!» (Жук-бомбардир, «Первая охота».)
6. «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и - один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушки, «Кто чем поет?».)
7. «Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, что это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком - сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута». (Летучая мышь, «Чьи это ноги?».)
Следующая загадка
Цель: Создание условий для знакомства детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В. В. Бианки.
Задачи: Углубить знания детей о животном мире через произведения писателя; развивать наблюдательность, логическое мышление, фантазию, инициативу, воображение, импровизационные навыки, двигательную активность детей. Формировать коммуникативные навыки, доставить детям радость и удовольствие от игр интеллектуальной направленности, учить использовать полученные знания и умения для проведения развлечения. Создать условие для формирования умения работать в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одногруппников. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Оформление: портрет Бианки, выставка книг.
Следующая загадка
Картотека загадок на тему «Солнце» для детей дошкольного возраста Загадки для детей про солнце интересные и очень познавательные. Загадки про солнце легко запоминаются. Они отражают представления детей.
Картотека загадок о перелётных птицах для старшего дошкольного возраста Данная подборка загадок пригодится на прогулках при наблюдении за птицами,на непосредственно-образовательной деятельности при знакомстве.
Картотека загадок «Овощи» для детей дошкольного возраста *** И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка) *** Она прячется от солнца Под кустом в глубокой норке,.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста (часть первая) 1. В белой шубке, как в обновке, Носик у него - морковка, К снегу, к холоду привык. Из комков наш. (снеговик). 2. С удивлением смотришь ты.
Картотека загадок про зиму для детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 1. Месяц тот - начало года, А зимы он середина. На реке замерзли воды. Ход её сковали льдины. Снегири сидят на ветках. И сугробы по колено.
Картотека зимних и новогодних загадок для детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. Летом одевается, зимой раздевается (лиственный лес) 2. Живёт - лежит, умрёт - бежит (снег) 3. Две палашки бегут в лесок, загнув носок.
Подборка загадок про Винни Пуха и его друзей для детей старшего дошкольного возраста (Часть 1) Автор загадок (Б. Заходер) Он затейник и проказник, Только с ним всё время праздник. И смешно так водит ухом! Вы узнали… (Винни-Пуха).
Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.
Сценарий досуга для детей младшего дошкольного возраста «Вечер загадок» Ведущий – Ребята,сегодня у нас с вами вечер загадок. Любите ли вы загадки? Умеете их загадывать? А отгадывать? Вспомните свои любимые загадки.
Читайте также: