Загадки пирамиды джосера в саккаре
Обновлено: 25.12.2024
Весной 1951 года молодой египетский археолог Мухаммед Закария Гонейм был назначен главным инспектором некрополя в Саккара. Проводя много времени среди древних гробниц, Гонейм не мог не задуматься о тайнах, которые, возможно, еще скрывает саккарский некрополь. «Уже давно меня занимал один факт, – вспоминал позднее М.З. Гонейм. – Несмотря на то что время правления III династии представляет собой интереснейшую эпоху в истории Египта, мы почти ничего не знаем ни об одном фараоне III династии, за исключением Джосера».
Но ведь были же после Джосера и другие цари III династии! Известно, что после него правили как минимум четыре фараона. Но почему до сих пор никто не отыскал никаких следов их деятельности? Может ли быть, что от их эпохи не осталось совсем ничего?
Чем больше Гонейм размышлял об этой загадке, тем больше он укреплялся во мнении, что в Саккара погребены и другие фараоны III династии, но их гробницы давно позабыты. И археолог решил провести тщательное обследование всей территории некрополя.
После подробного изучения местности археолог остановился на участке, расположенном сразу же за оградой пирамиды Джосера. Особенностью этого участка была большая продолговатая терраса, вытянутая с севера на юг.
На всех картах эта терраса была обозначена как естественное плато. Однако ее характерные очертания, наличие многочисленных осколков обработанного известняка, гранита и алебастра, а также следы разрушенной каменной кладки говорили скорее об ее искусственном происхождении.27 сентября 1951 года Гонейм приступил к работе. Начав копать на западной оконечности террасы, он и его помощники в первый же день наткнулись на массивную каменную стену высотой в 5,1 м и неимоверной толщины – 18 м! Она была сложена из огромных глыб серого известняка. По-видимому, верхнюю ее часть растащили еще в глубокой древности.
Два месяца ушло на то, чтобы раскопать эту стену целиком. Оказалось, что она представляла собой ограду, выстроенную вокруг прямоугольного участка, протянувшегося приблизительно на 410 м с севера на юг и примерно на 210 м с запада на восток. «Чудовищная толщина стены, а также тот факт, что она не была облицована высококачественным известняком, подобно ограде пирамиды Джосера, вначале удивили меня, – писал впоследствии Гонейм – Но затем я понял, что в действительности это был только фундамент, основание, на котором когда-то стояла настоящая стена».
Дальнейшие раскопки в северной части прямоугольной террасы вскрыли еще множество стен из булыжника, идущих параллельно друг другу с востока на запад и соединенных подобными, только меньшими, поперечными стенками. Полностью обследовав это удивительное сооружение, Гонейм сделал для себя главный вывод: перед ним – основание древней постройки, близкой по времени строительства к ступенчатой пирамиде Джосера и принадлежавшей, вероятно, одному из преемников Джосера – может быть, даже кому-то из таинственных фараонов III династии! Об этом, в частности, свидетельствовала близость раскопанного сооружения к пирамиде Джосера.
Пора было приступать к решению главной задачи: поискам самой гробницы. Но где ее искать? Десятки раз Гонейм снова и снова изучал ограду пирамиды Джосера, особенно ее северную оконечность, надеясь по аналогии найти ключ к планировке вновь найденного сооружения.
«Мы заметили, что большая часть промежутков на участке заполнена обломками мягкой глины, по-арабски – тафл, которую обычно находят в развалинах подземных галерей, – писал Гонейм. – Это навело нас на мысль, что здесь тоже могут быть подземные галереи, ведущие, очевидно, к гробнице, тем более что в северной части ограды Джосера под такими же стенами были обнаружены подземные ходы. И вот мы принялись искать вход в подземелье».
В первый день нового, 1952 года археологи натолкнулись на ряд звеньев огромной поперечной стены, пересекающей окруженный оградой прямоугольник с востока на запад. Эта стена оказалась совсем иной, чем найденная раньше. Она была облицована прекрасным белым известняком, с бастионами и куртинами, как на ограде Джосера, и с такими же панелями. По каким-то соображениям ее не достроили, очевидно, в связи с изменившимися планами архитектора.
«Я начинал все больше осознавать, что мы совершили открытие первостепенного значения», – вспоминает Гонейм. Он был твердо уверен в том, что ему удалось найти новую, ранее неизвестную пирамиду фараона III династии. Найденная им стена состояла из толстого слоя серого известняка, облицованного снаружи обтесанным белым известняком. На поверхности известняковых глыб даже сохранились знаки и рисунки, сделанные древними строителями охрой и сажей. Это были знаки каменщиков, которые метили камни в карьерах на противоположном берегу Нила, изображения людей, животных и лодок с парусами и без парусов.
Весь остаток сезона 1952 года Гонейм продолжал откапывать «Белую Стену», как окрестили ее археологи. Уже можно было с уверенностью говорить, что, судя по размерам камней и способу их кладки, Белая Стена строилась позднее ограды пирамиды Джосера, однако еще во времена III династии. Гонейм был уверен, что Белая Стена первоначально являлась северной стороной всей ограды, но затем по каким-то неизвестным причинам архитектор решил раздвинуть участок дальше на север и поднять его на более высокий уровень. Внутри этой стены должно было существовать некое центральное здание, расположенное вблизи геометрического центра огражденного участка. Но никаких видимых признаков такого центрального сооружения не было!
Определив участок, где должно было находиться центральное здание, Гонейм распорядился начать рытье пробных шурфов. И по счастливой случайности рабочие сразу же наткнулись на южный угол погребенного под песком сооружения.
«В том, что это пирамида, я больше не сомневался», – пишет Гонейм. Найденное сооружение действительно было ступенчатой пирамидой, однако от нее сохранилась только самая первая, нижняя ступень. Все сооружение занимало площадь в 18 000 кв. м, то есть его основание было больше, чем у пирамиды Джосера. В таком незавершенном виде пирамида достигала максимальной высоты примерно семи метров. Нигде не было видно следов внешней облицовки. Это означало, что строители успели возвести только внутреннюю основу пирамиды и что она так и не была достроена. Нашлись многочисленные подтверждения и того, что по крайней мере три тысячи лет, а может быть и больше, никто не нарушал покой этого памятника.
Гонейм стремился найти скрытый вход в подземелье – туда, где, по его расчетам, должна была находиться погребальная камера. Перспективы раскопок будоражили его: ведь, судя по всему, гробница фараона была никем не тронута – она была давно забыта! Неужели ему, молодому египетскому археологу, предстоит сделать такое же сенсационное открытие, какое в свое время сделал Говард Картер, открывший гробницу Тутанхамона?
«Я прежде всего, разумеется, начал искать вход в подземелье, – пишет Гонейм. – Однако поиски оказались безрезультатными. Тогда я передвинул раскопки еще дальше на север, продолжая держаться центральной оси пирамиды. Здесь в песке было какое-то странное углубление. Оно имело форму полумесяца, и, глядя на него, вполне можно было предположить, что под ним и находится подземелье.
Это побудило меня начать в углублении сплошные раскопки… Было очевидно, что мы приближаемся к входу в подземную часть пирамиды. Всех волновал один и тот же вопрос: “Что мы найдем? Нетронутый вход или нору, сквозь которую грабители могил уже проникли в пирамиду раньше нас?”»
Сенсационная находка, о которой немедленно сообщили все газеты мира, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Открытие Гонейма стало первым значительным открытием в Египте после знаменитой находки Картера! В Каир немедленно ринулись толпы журналистов со всех концов планеты.
«9 марта в присутствии министра образования Аббаса Аммара, генерального директора Департамента древностей Мустафы Амера и других официальных лиц мы вскрыли пирамиду, – пишет Гонейм. – Министр сам сделал ломом первый пролом в стене, закрывающей вход. Затем мои рабочие расширили отверстие… Мы находились в высокой, высеченной в сплошной скале галерее, полого уходившей в глубину».
Все участники волнующего события почти бегом бросились вглубь таинственного подземелья, стремясь поскорее проникнуть в тайну пирамиды. Внезапно всем пришлось остановиться. Гора камня и щебня заполняла подземный ход от пола до самого потолка, делая невозможным дальнейшее продвижение. Для того чтобы проникнуть в погребальную камеру, сперва предстояло разобрать заваленную галерею…
Гонейма заинтересовали причины завала. Оказалось, что в этом месте в потолке галереи находится квадратное отверстие шахты, сквозь которое щебень обрушился в коридор. Что это означает? Неужели вездесущие грабители опять сумели опередить археологов?
«Сердце мое упало, – вспоминал Гонейм. – Ведь это значило, что о пирамиде знали в более поздние времена, а следовательно, она уже разграблена». Однако страхи эти были преждевременны: как выяснилось, строители пирамиды сами обрушили шахту. Затем они заполнили образовавшийся колодец тяжелыми камнями, сброшенными сверху. Над завалом, по-видимому, было возведено какое-то сооружение, чтобы скрыть шахту. И теперь, чтобы проникнуть в галерею, ведущую в погребальную камеру, требовалось очистить всю шахту сверху донизу. Только после этого археологи двинулись дальше вглубь.
Начались находки. В подземной галерее археологи обнаружили сотни различных каменных сосудов, похожих на те, что были найдены в подземных коридорах пирамиды Джосера. Здесь слоями лежали кувшины из черного и белого порфира, алебастровые чаши и блюда. А дальше Гонейма ждала еще одна непредвиденная и чудесная находка. Когда археологи расчищали пол галереи, один из рабочих заметил у дальней стены коридора блеск золота. Осторожно отгребая глину, Гонейм извлек из нее 21 золотой браслет, наручные обручи и золотой жезл, деревянная сердцевина которого совершенно истлела. Однако жемчужиной этой коллекции была маленькая коробочка для притираний из чеканного золота, имеющая форму двустворчатой раковины. Кроме того, здесь были найдены пара иголок и щипчиков из электра, а также большое количество сердоликовых и глиняных бусин. Все эти предметы, очевидно, лежали в деревянном ларце, от которого осталось лишь несколько фрагментов золотой обшивки. Возможно, что они принадлежали знатной женщине из семьи фараона.
Найденные украшения – единственные известные образцы ювелирного искусства времен III династии. Вообще от всего Древнего Царства осталось так мало золотых ювелирных изделий, что эту коллекцию можно по праву считать уникальной.
Следующая находка с точки зрения науки была гораздо важнее золотых украшений. Расчищая коридор, Гонейм и его помощники нашли маленькие глиняные сосуды темно-красного цвета, запечатанные сухой глиной. На ней было оттиснуто имя хозяина гробницы: «Могучий Телом» – Сехемхет. Такого имени нет ни в списке Саккара, хранящемся в Каирском музее, ни в списке фараонов из храма Сети I в Абидосе, ни в Туринском папирусе. Находка имени доселе не известного фараона одной из древнейших династий по своему значению равняется находке самой пирамиды!
А между тем главная галерея продолжала все глубже уходить под пирамиду. В течение мая археологи продвинулись на семьдесят два метра. Галерея уходила все ниже и ниже. Казалось, ей не будет конца. И вдруг неожиданное препятствие заставило археологов остановиться: перед ними возникла непреодолимая скала. Неужели, добравшись до этого места, древние строители по какой-то причине бросили работу?
Гонейм был в отчаянии. И тем не менее он нашел в себе силы продолжить работы. Несколько недель ушло на то, чтобы с максимальными предосторожностями удалить огромную глыбу. И когда она была, наконец, убрана, за ней показались очертания высеченного в каменной толще дверного входа. А за ней – массивная, третья по счету стена, наглухо закрывавшая галерею. Никто не сомневался: за ней скрывается – царская усыпальница!
Пришлось немало повозиться с разборкой стены – ее толщина составляла три метра! «Но вот наконец вынут последний камень, и я ползу на животе в узкую нору, сжимая в руке электрический фонарь, – вспоминал Гонейм. – Проделанное нами в стене отверстие выходило почти под самый обрез обширного сводчатого потолка. Внизу подо мной зияла черная пустота. Я нырнул в нее без колебаний и наполовину сполз, наполовину скатился на пол подземного покоя… Перед нами предстало великолепное зрелище: в середине грубо высеченной комнаты, словно приветствуя нас, сиял бледно-золотистый полупрозрачный алебастровый саркофаг».
Полированная верхняя часть саркофага была покрыта темным слоем пыли и мелких камешков, свалившихся с потолка. Кругом валялись гораздо более крупные камни; каждый из них мог бы при падении разбить или сильно повредить алебастровый ящик, однако каким-то чудом саркофаг остался невредим. Ближе к северному концу на нем лежали истлевшие и обуглившиеся остатки каких-то трав или веток кустарника. Они походили на остатки погребального венка. Наверное, его возложил тот, кто поставил здесь саркофаг, четыре тысячи семьсот лет назад. Все было настолько чудесно, что даже не верилось!
Все участники раскопок были потрясены до глубины души – адская многомесячная работа завершилась просто феноменальным успехом! «Мы плясали вокруг саркофага, мы обнимались, и слезы текли по нашим щекам. Странная это была сцена в подземном покое на глубине в сорок метров под поверхностью пустыни», – писал Гонейм.
Саркофаг Сехемхета стоял в самом центре усыпальницы, расположенной, как потом показали измерения, точно под тем местом, где должна была бы находиться вершина пирамиды, если бы ее достроили. Саркофаг был целиком высечен из одной алебастровой глыбы. Его размеры составляли в длину – 2,37 м, в ширину – 1,14 м, в высоту – 1,08 м. На нем не было никаких надписей, рельефов и украшений. И вместе с тем этот древнейший образец древнеегипетского царского саркофага, с мягкой полупрозрачной фактурой алебастра, пронизанной тонкими прожилками, то золотистыми, то розовыми в зависимости от освещения, может по праву считаться одним из прекраснейших саркофагов, когда-либо найденных в Египте.
Усыпальница, в которой стоял саркофаг, имела прямоугольную форму размерами 9 ? 5,2 м, высота камеры составляла около пяти метров. Пол покрывал толстый слой рыхлой глины. Вдоль восточной и западной стен тянулись грубо высеченные ниши неизвестного назначения. В том, что усыпальница осталась недостроенной, не было никаких сомнений. Стены были не отделаны и не отполированы, на плоском горизонтальном потолке хорошо были заметны следы кайла каменотесов. Все говорило о том, что по какой-то причине работа была неожиданно прервана – возможно, что ее остановила преждевременная смерть фараона, для которого предназначалась гробница.
Тщательно исследовав усыпальницу, Гонейм не нашел никаких признаков того, что здесь могли побывать грабители. По-видимому, с момента захоронения в усыпальницу никто не проникал. «Наконец-то последняя тень сомнения рассеялась! – писал Гонейм. – Теперь я мог с уверенностью сказать, что мы были первыми, кто вошел в усыпальницу после того, как ее покинули каменотесы тысячелетия назад».
Несмотря на то что сама погребальная камера была пуста, в нетронутом саркофаге фараона Сехемхета могли таиться необычайные сокровища. Для того чтобы присутствовать при вскрытии саркофага, в Египет специально приехали доктора Ганс Шток из Мюнхенского университета, Эльмар Эдель из Гейдельбергского университета и хранитель египетского отдела музея Метрополитен в Нью-Йорке доктор Вильям Хейс.
«В тот день мы, по-видимому, приблизились к цели всех наших усилий, – вспоминает Гонейм – Мы почти не разговаривали, пока не вошли в усыпальницу, где покоился саркофаг. Я еще раз остановился, чтобы полюбоваться красотой этого простого алебастрового ящика, стенки которого отражали яркий свет установленных вокруг электрических ламп.
Наконец, все было готово, и я дал сигнал начинать. Двое из моих рабочих начали тянуть веревку, другие в это время поддевали панель ломами, стараясь просунуть их в щель между нижней частью панели и саркофагом. Люди напрягали все силы. Слышался скрежет металла по камню – и больше ничего. Панель намертво засела в пазах. Рабочие несколько раз возобновляли свои попытки, однако тяжелая каменная глыба противостояла всем нашим усилиям…
Панель оказалась такой тяжелой – она весила около 227 килограммов – и была так крепко зацементирована смесью гипсового раствора и клея, что понадобилось почти два часа, прежде чем она медленно поползла вверх. Я встал на колени и заглянул внутрь.
Саркофаг был пуст…»
Все присутствующие онемели. Гонейм был в отчаянии: и это итог его трехлетней работы? Не веря своим глазам, он опустился на колени и посветил внутрь яркой лампой. Саркофаг был пуст и чист. И чем дольше Гонейм изучал пустой саркофаг, тем яснее становилось, что мумии в нем никогда не было.
Что же произошло? Ограбление? Но как воры могли добраться до саркофага, если все три замурованных прохода были целы, а сам алебастровый саркофаг запечатан? С другой стороны, на его крышке лежал погребальный венок. Как все это объяснить?
Тайна пирамиды Сехемхета так и осталась неразгаданной. Было высказано множество гипотез. Из того факта, что пирамида осталась недостроенной, можно заключить, что фараона похоронили в другом месте. Или это была ложная усыпальница, предназначавшаяся для ритуального погребения? Известно, что фараоны первых династий строили себе по две гробницы. Этим же можно объяснить наличие нескольких усыпальниц в ряде пирамид. Но если мумии Сехемхета в саркофаге не оказалось, то где же в действительности он похоронен?
Загадке пирамиды Сехемхета посвящено множество работ. К сожалению, в развернувшейся дискуссии не смог принять участие ее первооткрыватель, Мухаммед Закария Гонейм: в 1957 году ученый трагически погиб. Сегодня его мраморный бюст стоит перед Египетским музеем в Каире в числе скульптурных портретов других выдающихся археологов – исследователей Египта.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Следующая загадка
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяЗагадки Серапеума в Саккаре
Египет фараонов – не просто страна, это целый мир. И этот древний мир с четырёхтысячелетней историей, создавший уникальную культуру, привлекает путешественников и учёных со всего мира. Это достояние всего человечества. И этот мир до сих пор хранит массу тайн и загадок.
«Менее чем в 30 км от центра Каира, в пальмовой роще, где находится алебастровый сфинкс, которому больше нечего охранять, стоит несколько стел, относящихся к разным династиям. Стелы и сфинкс – вот всё, что осталось от первой объединенной столицы Египта, знаменитого Мемфиса, основанного Менесом за три тысячи лет до нашей эры. Мемфис был символом единства Нижнего и Верхнего Египта.
Христиане и арабы погубили Мемфис. Его памятники разобрали на строительный камень, и место «Жизни Обеих Земель» было забыто. Лишь в XIX в. археологи обнаружили Мемфис. Раскопки здесь продолжаются.
Из некрополей Мемфиса частично сохранились только Гиза и Саккара. Название некрополь, означающее город мёртвых, не совсем подходит этим местам, ибо их грандиозные сооружения посвящены не смерти, а воскресению.» (отсюда)
Итак, Саккара.
Кто не знает про пирамиды Гизы. А про Серапеум в Саккаре знают далеко не все.
Комплекс датируется XI-IX вв до н.э. Здесь были сооружены гробницы фараонов I династии с надстройками из простых камней, внешне напоминающими «дворцовые фасады»: Египет рождается, Египет утверждается. Саккара ассоциируется с эпохой Старого царства, но гробницы Среднего и Нового царств эпохи персидского завоевания и правления Птолемеев свидетельствуют о том, что место это не забывали на протяжении всей истории страны фараонов. Саккара – это комплекс гробниц, украшенных великолепно расписанными рельефами, пирамид, стены которых покрыты надписями, и Серапеум. Фараоны III, VI и XIII династий возвели в Саккаре пирамиды, большая часть которых сильно разрушена.
В Египте немало некрополей, но Саккара – один из самых выдающихся.
Центральное сооружение – ступенчатая пирамида фараона Джосера - фараона III династии. В эпоху Нового царства паломники приходили поклониться пирамиде Джосера. Они говорили, что в ней запечатлено само небо. Высотой немногим более 60 м, пирамида Джосера образована шестью огромными ступенями и располагается почти в самом центре прямоугольной площадки (555 х 278 м). Архитектура здесь столь удивительна, что, говоря о ней, неслучайно упоминают об оптических иллюзиях и «кажущихся» сооружениях. Памятники Джосера предназначены не для живых людей, а для ка – «двойника» фараона, который не знает границы смерти. Здесь первичен не внешний, а духовный мир.
(это фото из интернета)
Около гробницы Ти находится вход в удивительное погребение – Серапеум Мемфиса. В 1850 г. Огюст Мариетт, руководствуясь текстом греческого географа Страбона и некоторыми археологическими данными, отправился на поиски этого исчезнувшего некрополя. Он знал, что в древности в Серапеум вела аллея сфинксов. Какова же была его радость, когда он наконец нашел первого сфинкса. Попутно Мариетт раскопал также «Зал поэтов и философов», собрание статуй эллинистической эпохи, среди которых можно узнать Гомера и Платона.
1 ноября 1850 г. Мариетт достиг врат огромного подземелья. Он обнаружил там двадцать восемь ниш, в двадцати четырёх из них стояли гигантские пустые саркофаги. Кристиан Жак в путеводителе «В стране фараонов» пишет, что в маленьком туннеле были обнаружены двадцать восемь мумий быков Аписов, «великолепные души света» в деревянных саркофагах. Об этих мумиях больше почти нигде не упоминается.
Интересен Серапеум не самими подземными тоннелями, растянувшимися на семь километров, а 24 громадными гранитными коробками, выполненными на высочайшем уровне машинных космических технологий. Выполненные из гранита, они имеют длину около 4м, ширину чуть более 2м, и высоту чуть меньше 3,5м. Вес каждой, по приблизительной оценке, не меньше 65т, а вместе с крышкой - около 100т.
Эти коробки установлены внутри высеченных в известняковой породе «склепов». Полы их ниже уровня туннеля на 1,2м. Коробки установлены в центре углублений. Стенки гранитных коробок идеально подогнаны и так же идеально отполированы как снаружи, так и внутри. Но снаружи отполированы не все, внешне они все разные и изготовлены из разных видов гранита. А как и чем изготовлялись подобные внутренние углы - остается загадкой.
(два нижних фото отсюда)
(это фото отсюда)
(два нижних фото отсюда)
Возраст сооружений пытаются подогнать к возрасту надписей на их внешних сторонах. Но эти надписи резко отличаются по качеству исполнения от самих коробок. И не в лучшую сторону. Качество мастерства тех, кто нанес эти надписи, совершенно не соответствует уровню тех, кто изготовил сами сооружения. Одна из версий – надписи были сделаны значительно позже.
Египтологи выдвинули версию, что найденные коробки есть не что иное, как саркофаги для захоронения священных быков, и сделаны египтянами вручную. Так вот, согласно исследованиям, они просто не могли быть изготовлены таким образом. Их поверхности обработаны на пределе современной космической технологии.
В нескольких нашли следы битума. Знаменитый на весь мир швейцарский писатель и уфолог Эрих фон Деникен предположил, что саркофаги изготовлены для захоронения останков монстров, которых заливали битумом. Но кто тогда отчистил от битума внутренние поверхности коробок? Для этого было необходимо большое количество бензина, или другого растворителя, а ни того, ни другого у древних египтян не было. Да и отмывать бензином саркофаги в замкнутом пространстве чревато потерей сознания от вдыхания паров. Или стотонные сооружения для этого транспортировали наружу?
(фото отсюда)
А полировка поверхности. Оцените зеркальность отражения.
(фото отсюда)
Есть и ещё одна странность. В камерах над саркафагами установлены прочные арочные перекрытия из металла. Только способ укрепления потолка какой-то странный. Слишком мощные стальные фермы не доходят до массива известняка на довольно приличное расстояние. А зазоры стальных конструкций настолько велики, что в них вполне могут проваливаться крупные обломки.
Возможно, вверху будет сооружен прочный купол, но никаких попыток монтажа этого купола не ведётся. Даже в камерах, где стальной каркас уже полностью собран. И собранные каркасы гораздо больше подходят не для крепления купола, а для проведения такелажных работ. Похоже на то, что саркофаги собираются поднимать. Цель поднятия стотонных коробок может быть только одна – посмотреть, что находится под ними. Тогда, возможно, появится шанс более точно определить возраст сооружений.
Выяснился и такой факт, что мощные стальные фермы установлены и в камерах, в которых саркофагов нет. Для чего?
Возможно, там собираются установить те саркофаги, которые остались в коридорах. Это всего лишь предположение.
Здесь можно посмотреть краткое описание каждого объекта и много интереснейших фото.
Следующая загадка
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре - древнейшая из египетских пирамид. Она была построена в 2650 года до н. э. при деятельном участии сановника и жреца Имхотепа.
К сожалению, экскурсии в Саккару предлагают туристам гораздо реже, чем в Гизу. Так что далеко не все имели возможность увидеть пирамиду Джосера и, тем более, побывать внутри, походить по ее подземным галереям.
Саисский вход в подземную часть пирамиды фараона Джосера. Фото - Jon Bodswort Саисский вход в подземную часть пирамиды фараона Джосера. Фото - Jon BodswortТо, что пирамида Джосера ступенчатая - не единственное ее отличие от других пирамид в Египте. У нее еще и два входа внутрь - с южной и северной сторон. Они расположены ниже уровня земли и прорублены прямо в скальном основании этой усыпальницы фараона. В самой пирамиде, в той ее части, что возвышается над землей, нет никаких ходов, лабиринтов и комнат - все они под землей.
Фараон Джосер был похоронен на глубине 30 метров - для этого египтяне вырыли шахту, где разместили огромный саркофаг из розового гранита. Он не монолитный, а сделан из блоков.
Кроме того, там сделаны 11 комнат для его жен и детей - во времена Джосера всю семью хоронили в одном месте. Это позже фараоны перестали стесняться и каждый стал строить для себя и членов семьи отдельные пирамиды.
Возле шахты с саркофагом Джосера очень много коридоров и ходов туда-сюда, расположенных на разных уровнях. Ориентироваться сложно даже гидам. Обычный человек, впервые спустившийся в эту пирамиду, может там запросто заблудиться.
Подземная галерея пирамиды Джосера. Фото - Jon Bodswort Подземная галерея пирамиды Джосера. Фото - Jon BodswortНекоторые стены выложены голубой плиткой - видимо, для красоты. Но таких стен немного. В основном можно увидеть грубо вырубленные тоннели и все - никакой отделки и украшений! Кстати, тоннели, коридоры и лабиринты идут и ниже уровня, на котором расположен саркофаг. Пока египтологи говорят, что лабиринты уходят вниз еще на 7 метров. Там постоянно ведутся раскопки и делаются какие-то находки. Не исключено, что лабиринт еще глубже и там, на самой-самой глубине, можно будет найти что-то очень ценное.
Следующая загадка
Сто с небольшим лет назад ученые сомневались, для кого построена каменная пирамида на плато Саккара близ древних Фив. Принадлежность пирамид в Гизе фараонам Хеопсу, Хефрену и Микерину известна со времен Геродота, а вот кому предназначена самая первая шестиступенчатая громада, которой 4 650 лет, долго было загадкой, и проблему решали более 200 лет.
Правда, знали, кто ее построил из тесаных монолитов — архитектор Имхотеп, о котором сохранилось множество сведений и легенд. Сейчас пирамида считается усыпальницей фараона Джосера, который для египтологии долго оставался с титулами «таинственный» и «загадочный». В энциклопедиях даты его правления приводятся условные, называется лишь XVII век до нашей эры. Во многих учебниках истории он отнесен к легендарным царям Египта.
Фото: Eliot Elisofon
Чудеса и приключения с первой ступенчатой пирамидой начались с попыток немецкого военного инженера Минутоли проникнуть в ее недра. Целый год он не мог найти вход. В 1821 году он пробил наклонный ход в каменной массе и сразу наткнулся на сводчатую галерею, а затем на систему сложных коридоров и переходов. Саркофаг оказался на дне глубокой ямы. Его открыли, но он был пуст. Немцы были обескуражены.
В кратком отчете значилось: «Пирамида безгласна и загадочна, ибо опустошена полностью, иероглифов внутри чрезвычайно мало».
Впрочем, прочитать надписи тогда было еще невозможно, так как их расшифровка началась с середины XIX века после работ французского египтолога Шампольона.
Другая экспедиция начала XIX века в груде мусора внутри подземного коридора обнаружила позолоченный череп (по другим данным позолоченную маску) и ступню мумии с золотыми пластинками на ногтях. Скорее всего, это были останки фараона, но загадка усугубилась тем обстоятельством, что корабль с находками из пирамиды затонул во время бури в Средиземном море. Он вез более тонны грузов, но их список тоже оказался на дне.
Если бы череп попал в европейский музей, то сейчас можно было бы восстановить черты его лица. Однако раскопки XIX века кое-что прояснили. После смерти фараона в стране что-то произошло, вероятно, смена династии, ибо при новых правителях Египта его имя нарочито не упоминается, а ограбление и разгром усыпальницы были хорошо организованы. Простым разбойникам не было смысла тщательно уничтожать имя фараона и список его деяний.
Примерно через сто лет после неудачи первых исследователей, раскопки начал французский археолог Жан-Филипп Лауэр. Они длились 36 лет. Вот ему и удалось открыть и прояснить много чрезвычайно интересного. Прежде всего, он установил, что подземный склеп и камеры в его галереях были разграблены и повреждены сразу же после смерти фараона.
И сделали это не простые рабочие, а мастера с техническими знаниями под контролем жрецов. Они не пробивали ходов сквозь камень, а вытащили трехтонную пробку над колодцем, забрали драгоценности, произвели ужасающие разрушения, а затем поставили гранитный замок на место.
Второй раз гробницу фараона опустошили лет 500 спустя, но это были гробокопатели, пробившие вниз ход через скалистый грунт. Затем еще через 800 лет другие грабители, не найдя ничего ценного, выразили свое негодование, разбив все, что можно было крушить — двери и стенки камер, саркофаги семьи фараона.
Можно еще вспомнить, что в XIX веке французский археолог С. Мариетт обнаружил в лабиринте полустертые знаки, прочитанные позже в Париже как «Нечерхет». Но египтологам тогда не был известен фараон с таким именем. И только в 1891 году прояснилось — немецкая экспедиция откопала полуразрушенную стелу у первых порогов Нила.
На ней удалось прочитать имя Нечерхета и оказалось, что это титул фараона Джосера. Тем самым прояснились и записки историка Диодора, который приписывал пирамиду, стоявшую особняком в песках, правителю Тосортиросу. Это было искаженное имя Нечерхета.
Итак, возраст пирамиды Джосера был определен в 4 650 лет. Шестиступенчатая громада из мегалитических блоков — это первое подобное сооружение не только в Египте, но и в мире. Как удалось овладеть подобной технологией в столь давние времена, пока необъяснимо.
Кстати, римский натуралист и историк Плиний Старший признавал пирамиды чудом света, называя их вид незабываемым и зачаровывающим, но прибавлял, что они — свидетельство суетного и праздного бахвальства фараонов.
Ну что же, и такая точка зрения приемлема, как и мнения искусствоведов первой половины XX века: «Пирамида Джосера и комплекс заупокойных храмов — это шедевры древнейшей архитектуры на плато Саккара. Они охраняют тайны прошлых эпох, но одновременно доказывают, что страна тогда процветала, имела талантливых строителей, а сам фараон был могущественным, богатым и незаурядным правителем».
Тайны этой первой пирамиды, идеи, заложенные в ее шесть ступеней вверх, и сложность подземного лабиринта заставляют археологов и историков анализировать все до малейших деталей. Самый существенный вклад сделал Жан-Филипп Лауэр и поставил со своими помощниками перед наукой множество новых вопросов.
Руины близ пирамиды Джосера были им расчищены и оказались комплексом храмов за сплошной стеной высотой 12 метров. И эта ограда была шедевром архитектуры, состояла из вычурных колонн, выступов и ложных дверей. Под ней находился каменный фундамент длиной 540 метров и шириной 227 метров. Смысл его оказался неразгаданным.
Лауэру удалось реконструировать весь комплекс в виде серии рисунков, которые ныне украшают научные издания по истории Древнего Египта. Такой храмовый заупокойный комплекс, роскошь и гармония всех частей с пирамидой в центре — первый в истории страны. Возникает вопрос — не было ли тут некого внешнего влияния? И у кого могли тогда все это великолепие и технику исполнения заимствовать? Ответа пока нет.
Карниз стены двора с изображением кобр
Удивила французского археолога и тщательность ориентации пирамиды относительно оси север — юг. Она точнее, чем у обсерватории Тихо Браге, достроенной в 1677 году. Какими средствами это достигнуто?
С 1931 года Лауэр повторно начал обследование подземного лабиринта. Это был маленький город сложной конструкции со своими улицами, тупиками, переходами с одного уровня на другой, камерами и ямами для поклажи, пищи и воды для фараона в его загробном мире. Камеры были отделаны зелеными и голубыми изразцами, некоторые галереи тянулись с востока на запад на глубине от 28 до 32 метров. Они пересекались под прямым углом с другими галереями и коридорами.
Подземный коридор и вход в помещения пирамиды Джосера
Полы были устланы щебнем, оставшимся после погромов. Но под ним археолог обнаружил мумифицированные кости женщин и детей. Следовательно, эти коридоры были семейным склепом. Но сколько же лет все это строилось? Ответа пока нет.
Археолог открыл хитроумно скрытую боковую галерею, которая шла параллельно основной, а затем изгибалась и ныряла под углом вниз. Исследовать ее геологи отсоветовали, ибо потолок там осыпался, а пол стал гнилым и смрадным болотом.
Фрагмент стены подземной галереи, декорированной фаянсовой плиткой
У Лауэра журналисты много раз спрашивали, нашел ли он золото в ходе раскопок лабиринта. Да, некоторые крохи остались после многих ограблений. Он обнаружил небольшой деревянный гроб, покрытый листовым золотом, прибитым золотыми гвоздиками. Вот и все. А драгоценного металла внутри в самом начале было, вероятно, много тонн.
На вопрос о загадках пирамиды Лауэр отвечал, что главная из них — сложнейший подземный лабиринт. У него ушло много времени на составление его плана. Он самый большой из всех известных подземелий. Какой-то ритуальный смысл был заложен в этот подземный город с улицами и переулками, но его тайны ускользают от науки.
Одну деталь он рассказал своим интервьюерам. В Древнем Египте навозным жукам-скарабеям поклонялись как божеству трудолюбия и символу движения Солнца. Так вот, во всех внутренних помещениях пирамиды и в заупокойных храмах изображения скарабеев сбиты, что является явным святотатством. Совершенно непонятно, кто осмелился осквернить их и почему? Ясно лишь одно — действовали целенаправленно. Во всем этом просматривается озлобление на хозяина пирамиды, некая месть.
Поразило французского археолога в пирамиде Джосера умение обрабатывать и складывать мегалитические блоки. Габариты их до той эпохи не были известны в Египте. Это либо абсолютное новшество, либо некий прототип. Но откуда он? Где заимствованы арочные своды, облицовка цветными плитками, сверхтщательная полировка стен в ритуальных нишах?
Парадный храм для молений и жертвоприношений со своими пилястрами, колоннадами, гармоническими пропорциями кажется перенесенным из Древней Греции. Но у эллинов такие архитектурные приемы появились 2 500 лет спустя. Словом, правомерно и то мнение, что великое искусство заупокойного комплекса Джосера появилось как бы в одно мгновение.
Лауэр справедливо считал, что пирамида Джосера более загадочна и сложна, чем склеп Хеопса. И не только потому, что она самая первая и древняя. Бесследно исчезло столько надписей и древних манускриптов той эпохи, что разбираться далее предстоит десятилетиями.
Фрески на стенах в пирамиде
Безмерно загадочен план подземных коридоров. Там еще в XIX веке археологи обнаружили боковую камеру, битком набитую мумиями без единого иероглифа. Слуги ли это фараона или его гарем? Мумии разошлись по европейским музеям, и что-либо определить теперь невозможно.
Но почему же именно пирамида Хеопса привлекает столь большое внимание? Лауэр не раз выступал с лекциями на эту тему в статьях и книгах. Еще в XIX веке в Европе развернулись псевдонаучные спекуляции, астрологические и мистические теории, связанные с геометрией пирамиды Хеопса. Благодушные обыватели поражались самоуверенным и шарлатанским измышлениям, будто в углах кладки пирамиды записана вся история мира и даже его будущее.
В пропорциях подземных коридоров и наклонных галерей якобы заложена вся библейская история, основные формулы Вселенной. Подобной чуши было очень много. Вот и считается это сооружение Великим Ребусом, оставленным нам жрецами Египта.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: