Статус русского языка среди других языков мира

Обновлено: 19.09.2024

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, один из 6 официальных языков ООН ( Организация Объединенных Наций была основана в 1945 году) . С читается одним из наиболее распространенных языков в мире. Он является восьмым в мире языком по численности владеющих им как родным и пятым – по общей численности говорящих.

Им пользуются свыше 250 млн. человек, в том числе в России около 140 млн. человек, по данным всесоюзной переписи 1989 года.

Русский язык входит в первую десятку самых распространённых языков на планете:

  1. китайский,
  2. английский,
  3. испанский,
  4. хинди,
  5. арабский,
  6. бенгальский,
  7. португальский,
  8. русский,
  9. японский
  10. немецкий

Вместе с украинским и белорусским языками русский принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи языков. Можно обнаружить сходство слов русского и других индоевропейских языков: сравним

Русск. – ночь, Белор . – ноч , Укр . – нiч, Болг . – нощ, Польск. – nос, Чешск . – nос, Словацк . – nос, Лит. – naktis, Лат. – nox, Итал . – notte, Фр. – nuite, Англ. – night, Нем . – Nacht

На протяжении длительного времени русский язык существовал автономно и не соприкасался с другими группами языков. В период с VII (7)по XII(12) век в нем стали появляться слова, заимствованные из скандинавских языков, связанные в основном с рыбным промыслом. Впоследствии на русский язык оказали определенное влияние греческий и французский языки. Однако не только другие языки влияли на русский, но и русский язык оказал значительное влияние другие языки. Так, например, в середине XX (20)века во всем мире появились слова «космонавт» и «спутник».

В процессе своего развития русский язык проходил несколько этапов:

- Первый этап был связан с возникновением Киевской Руси . Именно диалекты этого восточнославянского государства легли в основу древнерусского языка.

- Второй этап был связан с принятием христианства на Руси. В этот период широкое распространение получили церковные книги на старославянском языке. Перевод библейских писаний с греческого языка был произведен Кириллом и Мефодием. В своих работах они использовали южнославянский диалект, который и стал первым письменным языком славян.

- Третий этап был ознаменован переходом старославянского языка в церковнославянский. Этот язык использовался как в церковных писаниях, так и научной литературе. Впоследствии он оказал огромное влияние на становление русской литературы.

- Четвертый этап связан с формированием национального языка, который появился в период возвышения Москвы. Во второй половине XV века начали формироваться нормы письменной и устной московской речи. Вследствие непрерывной обработки, нормализации и обогащения этот язык стал общепринятой формой русского национального языка.

Термин «современный русский язык» употребляется в широком и узком понимании: как язык от Пушкина до наших дней и как язык последних десятилетий. На сегодняшний день русский язык приобретает все большее международное значение. Несомненно, это один из красивейших языков мира, располагающий богатейшей художественной литературой.

Статус одного из мировых (глобальных) языков русский заслужил уже давно. Сейчас на планете им владеют около 300 млн. человек, что автоматически ставит русский язык на почетное пятое место по степени распространенности. Больше половины (160 млн.) респондентов считают этот язык родным. До развала Советского Союза русский был официальным языком общения всех национальностей. Сейчас он является рабочим в СНГ и одним из шестерки официальных — в ООН.

Фото: Кириллица Кириллица

Численность и территориальная распространенность русскоговорящих

До революции в России владели русским 150 млн. граждан. К 2000 году их численность выросла до 350 млн. Количество русскоговорящих, считающих этот язык родным, приблизительно равнялось 280 млн. Чуть более 70 млн. граждан неплохо им владели и пользовались в повседневной жизни. Для 114 млн. русский являлся вторым языком. В основном, это были жители союзных республик.

Сейчас много русскоговорящих в Украине, Грузии и других странах, бывших когда-то в составе Союза. Носители языка проживают в Германии, на Балканах, в Азии, в Израиле. Огромная русская диаспора существует в США и Канаде. Сейчас русский стоит на 2 месте после английского по распространенности в глобальной сети интернет.

К сожалению, тенденции роста численности русскоговорящих пользователей не вселяют больших надежд. Отделившиеся от СССР государства всеми силами стараются возродить свои национальные культуры. К 2005 году количество русскоговорящих граждан, проживающих на бывшей территории Советского Союза, сократилось с 350 до 278 млн. В 2006 родным его признали только 140 млн. человек. В основном, это граждане РФ.

Русский язык по происхождению тесно связан с другими языками мира. Этот вывод можно сделать на основе сравнения словарного состава языков. О родстве языков говорят тогда, когда в разных языках сходно звучат такие слова, о которых известно, что они существовали еще в глубокой древности.

Очевидно, что несколько сот лет или тысячелетий назад подобные языки были одним языком, который принадлежал единому народу, и лишь позднее этот народ разделился на несколько народов, говорящих на разных, хотя и отчасти сходных языках.

Наибольшее сходство с русским языком имеют украинский и белорусский языки. Эта близость неслучайна: до XIV века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ (древнерусскую народность в пределах Киевского государства), говоривший на так называемом древнерусском языке. В XIV–XV вв. в результате распада Киевского государства на основе единого языка возникло три самостоятельных языка, которые с образованием наций оформились в национальные языки. Поэтому русский, украинский и белорусский языки находятся в очень близком родстве. Эти три языка называются восточнославянскими.

В несколько более отдаленном родстве с русским языком состоят языки польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербохорватский и другие языки южных и западных славян. Вместе с русским, украинским и белорусским все эти языки называются славянскими .

Однако и такие языки, как английский, немецкий, французский, испанский и итальянский, имеют некоторое сходство с русским и другими славянскими языками. Все эти языки находятся в отдаленном родстве и входят в семью индоевропейских языков.

Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре на нем говорят около 250 млн человек. По степени распространенности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому (на нем говорят свыше 1 млрд человек), английскому (420 млн), хинди и урду (320 млн) и испанскому (300 млн).

При этом русский язык используют в общении не только те люди, для которых это их родной язык. Русский язык является государственным языком России, т.е. единым языком, понятным работникам государственных учреждений и гражданам на всей территории государства. Именно в этом своем качестве русский язык используется в высших органах государственной власти и управления России, в официальном делопроизводстве и переписке российских учреждений и предприятий, в программах телевидения и радио, предназначенных для всей территории страны. Его, как язык государственный, изучают в средних и высших учебных заведениях России.

Русский язык широко используется и за пределами России, например, для межнационального общения жителей стран СНГ. Также русский язык широко используется в работе международных конференций и организаций. Он один из шести официальных и рабочих языков ООН. Таким образом, русский язык является одним из мировых языков (входит в клуб мировых языков наряду с английским, французским, китайским, испанским и арабским).

Проект разработан Мериковой Эльмирой, Лесной Татьяной студентками группы ПНК-2 совместно с руководителем Лысечко И. А.

Цель проекта: Выяснить какое место занимает русский язык в мировой системе языков.

Задачи проекта:

Образовательные: Проанализировать процесс развития русского языка, показать его значение в развитии общества, а также определить его место в мировой системе языков.

Развивающие: Показать значение русского языка в развитии общества.

Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, так как он является межнациональным языком общения

Актуальность проекта: Знать русский язык- это очень важно, так как русский язык сохраняет важное значение в странах, образовавшихся после распада Советского Союза. В некоторых из них он является государственным или официальным языком, на котором публикуются все законодательные акты. В других русский язык выполняет отдельные официальные функции – например, используется в международных переговорах – или является "вторым языком" для большой части населения.

Проблема проекта: современное общество, в том числе и образованная его часть недопонимает, насколько важно для всех и каждого безупречно владеть языком, который для большинства из нас родной.

I . Место русского языка среди языков мира

1.История возникновения русского языка………………………….5

2.Значение русского для развития общества……………..……..….7

Список использованных ресурсов………………………………….19

Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре на нем говорят около 250 млн. человек. По степени распространенности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому (на нем говорят свыше 1 млрд. человек), английскому (420 млн.), хинди и урду (320 млн.) и испанскому (300 млн.). [1.15]Язык - это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от каждого поколения людей следующим поколениям. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной деятельности называется культурой. [3.9]Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством усвоения культуры каждым из членов общества.

История возникновения русского языка.

История возникновения русского языка началась ещё до нашей эры. Во II — I тысячелетии до нашей эры из индоевропейской языковой семьи появился протославянский диалект, а в I тысячелетии н. э. он превратился в праславянский язык. Праславянский язык в VI-VII вв. н. э. распался на три ветви: западную, восточную и южную. К восточнославянской ветви относится древнерусский язык, на котором говорили в Киевской Руси. В период формирования Киевской Руси русский язык являлся основным средством общения многих княжеств. [4.19] С времён татаро-монгольского ига, войн с Литовским княжеством произошли изменения в языке. В XIV-XV вв. появились русский, белорусский и украинский языки. Исчез древнерусский язык, начал формироваться более современный северо-восточный диалект, который можно считать праотцом современного русского. Русский язык произошел в Киевской Руси, после распада которой начал формироваться более современный русский язык. С начала XV века и до конца XVII русский язык формируется достаточно быстро. Центром развития является Москва, где зародился современный говор. За пределами города существовало много диалектов, но московский говор стал основным. [9.11] Появляются чёткие окончания слов, формируются падежи, развивается правописание, слова изменяются по родам, падежам и числам. Рассвет в конце XVII века история развития русского языка переживает период полного формирования. Развивается письменность, появляются новые слова, правила, современный церковный язык, на котором пишется религиозная литература. В XIX веке церковный язык четко отграничивается от литературного, который используют все жители Московской Руси. Язык становится ещё более современным, похожим на сегодняшний. Издаётся много литературы, написанной новым русским языком. С развитием военной, технической, научной и политической сфер деятельности в русском языке появляется современная терминология, слова, которые взяты из иностранных языков (французский, немецкий). [11]Немного меняется лексика, становится насыщенной французскими словами. С тех пор как язык начал «засоряться» иностранными словами и речевыми оборотами, остро встал вопрос о том, чтобы присвоить русскому языку статус национального. До тех пор, пока Пётр I не решил дать статус Российского государства Московской Руси, велись споры по поводу национального статуса русского языка. Император присвоил новое имя государству, издал указ о принятии русского языка в качестве национального. [5.20]В начале XX века, когда активно развивается научная сфера деятельности, начинают употребляться англоязычные слова, которые плотно переплетаются с русским языком, становятся с ним нераздельными. Церковь, а также многие политики в период XVIII-XX веков боролись за сохранность чистого русско-словенского языка как национального. Но изучение иностранной речи внесло свой отпечаток: развилась мода на слова иностранного происхождения.

Таким образом, начиная с середины 20 в. всё больше расширяется изучение русского языка во всём мире. [7.30] Построение первого в мире социалистического общества, развитие советской науки и техники, потребности экономического, научного, культурного взаимообмена, мировое значение русской литературы вызывают интерес к русскому языку и необходимость овладения им во многих странах.

hello_html_5f42e341.jpg

2.Значение русского для развития общества.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, и потому вся жизнь государства и общества без него немыслима.

В РФ на русском языке пишутся все официальные документы, без которых не может существовать государство: тексты законов и разнообразные приказы, заявления о приеме на работу и анкеты, объяснительные записки и отчеты. Все эти документы должны быть написаны понятно и недвусмысленно, и каждый гражданин страны должен уметь читать такие документы и при необходимости составлять их сам. [6.21]На русском языке оглашаются обращения президента и звучат парламентские дебаты – поэтому любой гражданин, если он хочет быть активным, информированным членом общества, должен уметь понимать со слуха достаточно сложные тексты. На русском языке ведется преподавание в учебных заведениях страны. Следовательно, только хорошо зная русский язык, гражданин России – независимо от национальности – полноценно пользуется всеми благами, которые может ему предоставить государство. Кроме того, в нашем многонациональном государстве знание русского языка обеспечивает человеку возможность свободно общаться с людьми всех национальностей.

Однако знать язык можно по-разному. Хорошее знание русского языка для любого человека, проживающего на территории нашей страны, а особенно для того, кто находится на государственной или общественно значимой службе (чиновники, журналисты), – это проявление уважения к государству и обществу, и национальность здесь значения не имеет. [10.42]

К сожалению, наше общество, в том числе и образованная его часть, пока недопонимает, насколько важно для всех и каждого безупречно владеть языком, который для большинства из нас родной. [8.36]И, может быть, привычность, обыденность русского языка мешает многим из нас осознать, что наше владение им далеко не безупречно. А ведь чем лучше мы умеем его использовать, тем большего мы можем достичь: умение выразительно говорить и писать зачастую становится ключом к профессиональному успеху, к завоеванию симпатий окружающих. Научившись понимать, анализировать любой текст и все его подтексты, человек не поддастся недобросовестной рекламе или политической демагогии, не позволит собой манипулировать.

Чем стремительнее происходят изменения в культуре и быте народа, тем быстрее меняются и лексика языка, и сочетаемость слов. Конечно, скорость здесь – понятие относительное: при медленных темпах развития языка изменения в пределах жизни одного поколения вообще незаметны, при возрастании темпа человек в состоянии заметить, что 20 лет назад «так не говорили». [5.10]Серьезный разрыв между языковыми поколениями мог бы привести к потере национально-культурной идентичности. Поэтому в любом достаточно развитом обществе искусственно поддерживается неизменность языка. Идея неизменности воплощается в системе разнообразных языковых норм.

Орфографические нормы фиксируются в орфографических словарях, а пунктуационные – в справочниках. В орфоэпическом словаре показаны нормы произношения и наиболее существенные грамматические особенности. В толковом словаре отражается лексическая норма, в грамматических пометах, которые имеются в любой словарной статье, есть сведения об особенностях склонения или спряжения слова, отчасти также о его синтаксической сочетаемости (в неявной форме эти сведения содержатся и в иллюстративных примерах). [6.26]

Общество различными способами поддерживает неизменность языка. Один из основных – стандартизованная система образования. В школе дети, помимо всего прочего, получают представление о языковых нормах. Поощряя лучших учеников, общество формирует представление о важном значении знаний, и в частности – правильной речи. Участвуют в формировании наших представлений о правильной речи и средства массовой информации. Особую роль призвана играть художественная литература, лучшие образцы которой, написанные мастерами слова, задают языковой эталон иногда для нескольких поколений читателей.

Начиная с 90-х годов XX века наша страна живет в условиях социальной и языковой нестабильности. Языковые нормы расшатаны, и существование русского литературного языка в его прежнем виде находится под угрозой. Объективно сложившиеся условия таковы, что естественной социальной поддержки у литературного языка нет. [8.54]

Во-первых, прямой эфир на радио и телевидении уже в силу особенностей разговорной речи исключает соблюдение многих языковых норм (неизбежны ошибки в ударениях, в глагольном управлении, повторы и т.п.). Во-вторых, изменилась ситуация в издательском деле: печатная продукция давно стала источником дохода, а не знаний. Книги выпускаются очень быстро и в режиме максимальной экономии, отчего страдает качество (даже в школьных учебниках и детской литературе встречаются не просто опечатки, а откровенные орфографические ошибки – что уж говорить о развлекательной литературе или периодической печати). В-третьих, творческая элита (писатели, режиссеры, критики) в погоне за абсолютной свободой творчества исключила из числа достоинств книг, пьес и фильмов нормативность языка и изящество речи. В-четвертых, на политическом олимпе правильность речи не рассматривается как неотъемлемая часть положительного имиджа. И только система образования пытается сохранить традиционную речевую культуру России, а это накладывает особую ответственность и на школьных учителей, и на вузовских преподавателей, и на каждого человека, получающего высшее образование. Конечно, можно принять законы, запрещающие выпуск печатной продукции без корректуры, но репрессивные действия такого рода неизбежно приведут к тому, что нарушение языковых норм будет ассоциироваться у многих граждан с идеей несвободы личности. [3.15]

Таким образом, единственный способ сохранить русский язык как язык цивилизации, науки и культуры – это помочь человеку, получающему образование, понять, что безупречное владение русским языком делает его аристократом духа, человеком, способным аналитически мыслить, глубоко чувствовать, выражать свои мысли и чувства, убеждать других, добиваться успеха.

Русский язык – один из самых распространённых языков мира. На земном шаре на нём говорят около 250 млн. человек. По числу говорящих на нём русский язык занимает 5 место в мире, уступая китайскому (свыше 1 млрд.чел.), а английскому (420 млн. чел.), хинди и урду (320 млн. чел.) и испанскому (300 млн. чел.).

В наше время русский язык выполняет важные общественные функции: национального языка русского народа и государственного языка России; языка межнационального общения народов России; одного из важнейших мировых языков. Все эти функции свидетельствуют о высоком статусе русского языка, который обусловлен как лингвистическими, так и социальными факторами.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации
используется в высших органах власти и управления, в официальном
делопроизводстве и официальной переписке, в федеральных программах радио и телевидения, его изучают в средних и высших учебных заведениях России.

Языки, широко используемые как средство международного общения,
принято называть мировыми языками. Русский язык имеет статус
официального или рабочего языка в большинстве международных
межправительственных организаций, членом которых является Россия: ООН,
ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры), МАГАТЭ
(Международное агентство по атомной энергии), ОБСЕ (Организация по
безопасности и сотрудничеству в Европе) и др.

В ООН русский язык является одним из шести официальных языков
(вместе с английским, испанским, французским, арабским и китайским), т. е. обеспечивается синхронный устный перевод всех выступлений в органах Организации и письменный перевод всех резолюций, решений и других основных документов.

В наши дни русский язык является государственным языком РФ, на котором совершаются все государственные акты, создаются все официальные документы, регламентирующие жизнь общества. С учетом того, что Россия представляет собой многонациональное государство, именно он является в настоящее время средством межнационального общения народов России. Русский язык на современном этапе – один из богатых языков мира. Кроме того, он является и языком международной дипломатии. Его изучают более трети населения всей планеты.

Развитие языка происходит непрерывно и ведет к обогащению его словарного состава и упорядочению грамматических форм. Русский язык, как и другие языки, постоянно развивается: изменяются словарный состав, произносительные нормы, грамматический строй языка. На развитие языка влияют изменения, происходящие в обществе, а также собственно языковые особенности. В последние десятилетия ушедшего века русская лексика пополнилась иноязычными словами, обозначающими новые для нашей действительности явления общественной жизни: фишбургер, плеер, чипсы, менеджмент, мониторинг, лизинг, паркинг, селфи и т. д.

Вопросы для самоконтроля

1. К какой языковой семье, группе и подгруппе принадлежит русский
язык?

2. Какова классификация славянских языков?

3. Что такое праславянский язык? Когда он существовал?

4. Каковы основные периоды развития русского языка? Кратко
охарактеризуйте каждый период.

5. Когда образовалась древнерусская народность и каков язык этой
народности?

6. Когда формируется великорусская народность и какое государство
формируется в это время? Какие диалекты легли в основу языка великорусской народности?

7. Расскажите об основных периодах развития русского языка. Приведите наиболее характерные примеры.

8. Охарактеризуйте новейший период развития современного русского языка. Приведите примеры, свидетельствующие о его динамическом развитии.

9. Какое положение занимает русский язык среди других языков? Почему русский язык относится к числу мировых языков?

10. В чем проявляются особенности русского языка как средства межнационального общения?

Тренировочные упражнения

Упр. 10.Русский язык входит в славянскую группу (восточнославянскую подгруппу) индоевропейской семьи языков. Из приведенного ниже списка языков выберите родственные русскому славянские языки. Найдите языки, которые наряду с русским имеют статус мирового языка.

Сербский, английский, греческий, польский, молдавский, латинский, украинский, испанский, итальянский, эстонский, белорусский, китайский, чешский, болгарский, арабский, французский, грузинский, хинди, иранский, албанский, хорватский, словацкий.

Упр 11.С чем связан процесс перехода слов в разряд устаревших? В левой колонке приводятся устаревшие слова, в правой – их современные эквиваленты. Из слов правой и левой колонки составьте смысловые пары. Отдельно выпишите лексемы, не имеющие современных соответствий. Объясните, почему в современном языке нет эквивалентов этих слов. Дайте толкование их значений.

Ладья, младой, ямщик, куртина, ланиты, чело, армяк, обиняк, горница, дюжина, мнить, одр, лобызать, вития, рать, кокошник Клумба, двенадцать, войско, намёк, думать, постель, поэт, лоб, молодой, лодка, целовать, щеки, комната, коммерсант

Упр. 12.Запишите неологизмы современной эпохи развития русского языка, относящиеся к тематическим группам «Экономика», «Политика», «Техника», «Массовая культура» (по 5-6 примеров). Употребите эти слова в контексте.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Русский язык - это язык русской нации, язык, на котором создавалась и создаётся её культура.

Русский язык- это официальный язык Российской Федерации. Он обслуживает все сферы деятельности людей, живущих на территории России: на нём пишутся важнейшие документы страны, и ведётся преподавание в учебных заведениях.

Так как наша страна многонациональна, то русский язык служит средством межнационального общения людей: он понятен каждому гражданину России. Русский язык является родным для большей части населения нашей страны.

Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

Русский язык - это язык, на котором русская нация создавала и создаёт свою культуру, в первую очередь литературу. В современном виде русский язык впервые появился в XIX веке, в эпоху А.С. Пушкина. Именно он считается основателем современного русского языка, понятного нам всем и на котором мы разговариваем.

Русский язык включает в себя как литературную разновидность (т.е. такую, в которой соблюдаются все зафиксированные в грамматиках правила), так и нелитературную (т.е. диалекты, просторечия, жаргоны и арго - случаи отклонения от общепринятой нормы).

Русские писатели и поэты всегда успешно использовали обе разновидности русского языка, создавая великие произведения русской литературы.

Русский язык в современном обществе. Богатство, красота и выразительность русского языка.

В современном обществе в России русский язык играет офомную роль, являясь языком национальным, официальным и языком межнационального общения. Не менее важная роль русского языка и в мире: он является интернациональным языком (один из шести официальных и рабочих языков ООН).

В современном обществе русскому языку уделяют огромное внимание. Забота общества о языке выражается в его кодификации, т.е. в упорядочении языковых явлений в единый свод правил.

Русский язык невероятно разнообразен. Авторы всегда отмечали огромное количество выразительных средств, существующих в русском языке.

Место русского языка среди других языков. Русский язык как один из индоевропейских языков.

Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, то есть он имеет один общий праязыке другими языками этой группы (в основном, это европейские языки). Из-за общности происхождения в этих языках есть много общего в грамматическом строе, существует пласт одинаковых слов, отличающихся друг от друга фонетически (это слова, обозначающие членов семьи, глаголы, обозначающие простейшие действия и т.д.).

Русский язык в кругу других славянских языков.

Русский язык входит в славянскую группу языков, которая делится на восточную, западную и южную подгруппы. Русский язык, принадлежащий к восточной подгруппе, в которую также входят украинский и белорусский языки, находится с этими языками в ближайшем родстве.

Русский язык и языковые контакты.

На протяжении всей своей истории русский язык существовал не автономно, а вступал в контакты с другими языками, которые оставляли в нем свои отпечатки.

В VII-XII веках в русский язык заимствовал слова из скандинавских языков, это были слова, связанные с морским промыслом (якорь, крюк) и имена собственные (Ольга, Игорь).

Из-за тесных экономических и культурных связей (принятие христианства) на русский язык оказал большое влияние ^речесжий язык (огурец, фонарь, алтарь, демон).

В XVIII веке на русский язык активно влиял французский язык, который считался языком аристократии (буфет, абажур, манеж).

В последние пятнадцать-двадцать лет в русский язык активно проникают слова из английского языка. Иногда использование слов английского происхождения излишне: иноязычные слова, которые иногда даже не всем понятны, заменяют более привычные слова. Это портит речь, нарушает такие ее качества, как чистота и правильность.

Но не только другие языки влияют на русский язык, но и наоборот. Так, в середине XX века после запуска первых спутников и космических кораблей во всех языках мира появились такие слова, как «космонавт» или «спутник».




Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Старославянский язык сначала начали использовать западные славяне, а в X веке он стал языком и восточных славян. Именно на этот язык переводились с греческого христианские тексты. Этот язык сначала был топью книжным, но логом он и разговорный язык начали влиять друг на друга, в русских летописях часто эти родственные языки смешивались.

Влияние старославянского языка сделало наш язык более выразительным и гибким. Так, например, стали использоваться слова, обозначающие отвлеченные понятия (для них еще не было своих названий).

Многие слова, пришедшие из старославянского языка, не воспринимаются нами как заимствованные: они полностью обрусели (одежда, чрезвычайный); другие же воспринимаются нами как устаревшие или поэтические (перст, ладья, рыбарь).

Знать русский язык - это очень важно, так как русский язык сохраняет большое значение в странах, образовавшихся после распада Советского Союза. В некоторых из них он является государственным или официальным языком, на котором публикуются все законодательные акты. В других русский язык выполняет отдельные официальные функции – например, используется в международных переговорах – или является "вторым языком" для большой части населения.

Цель проекта: Выяснить какое место занимает русский язык в мировой системе языков.

o Образовательные: Проанализировать процесс развития русского языка, показать его значение в развитии общества, а также определить его место в мировой системе языков.

o Развивающие: Показать значение русского языка в развитии общества.

o Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, так как он является межнациональным языком общения

Гипотеза: Современное общество, в том числе и образованная его часть, недопонимает, насколько важно для всех и каждого безупречно владеть языком, который для большинства из нас родной.

Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре на нем говорят около 250 млн. человек. По степени распространенности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому (на нем говорят свыше 1 млрд. человек), английскому (420 млн.), хинди и урду (320 млн.) и испанскому (300 млн.). Язык - это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от каждого поколения людей следующим поколениям.

История возникновения русского языка началась ещё до нашей эры. Во II — I тысячелетии до нашей эры из индоевропейской языковой семьи появился протославянский диалект, а в I тысячелетии н. э. он превратился в праславянский язык. Праславянский язык в VI-VII вв. н. э. распался на три ветви: западную, восточную и южную.

В XIX веке церковный язык четко отграничивается от литературного, который используют все жители Московской Руси. Язык становится ещё более современным, похожим на сегодняшний.

С развитием военной, технической, научной и политической сфер деятельности в русском языке появляется современная терминология, слова, которые взяты из иностранных языков (французский, немецкий).
В начале XX века, когда активно развивается научная сфера деятельности, начинают употребляться англоязычные слова, которые плотно переплетаются с русским языком, становятся с ним нераздельными.
Таким образом, начиная с середины 20 в. всё больше расширяется изучение русского языка во всём мире.

Значение русского для развития общества

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, и потому вся жизнь государства и общества без него немыслима.
В РФ на русском языке пишутся все официальные документы, без которых не может существовать государство: тексты законов и разнообразные приказы, заявления о приеме на работу и анкеты, объяснительные записки и отчеты.

На русском языке оглашаются обращения президента и звучат парламентские дебаты – поэтому любой гражданин, если он хочет быть активным, информированным членом общества, должен уметь понимать со слуха достаточно сложные тексты.

Следовательно, только хорошо зная русский язык, гражданин России – независимо от национальности – полноценно пользуется всеми благами, которые может ему предоставить государство.

Русский язык как язык межнационального общения

Наша Родина - многонациональное государство. Русский язык является средством общения между народами нашей страны и поэтому называется языком межнационального общения.

В разных странах изучают русский язык, который стал языком международного значения, наряду с английским, испанским, китайским.

На русском языке публикуются документы Организации Объединенных Наций, на нем написаны Международные соглашения и договоры по важным жизненным вопросам. Интерес к русскому языку связан со стремлением людей разных стран ближе познакомиться с культурой России. Таким образом, русский язык имеет мировое значение.




Современный русский литературный язык — не только национальный язык русского народа и средство межнационального общения народов СССР. Он является также и одним из основных международных языков.
Выдвижение русского языка в семью мировых языков началось с Великой Октябрьской социалистической революции. В связи с ростом международного авторитета Советского Союза, русский язык в настоящее время превратился в один из мировых языков.

Русский язык - один из немногих языков в мире, который вовлечен в интернациональную интеграционную систему с развитием технологий в качестве научного языка. Он стал языком международных средств массовой информации: телевидения, радио и печати.

Начиная с середины XX в. всё больше расширяется изучение русского языка во всём мире. Построение первого в мире социалистического общества, развитие советской науки и техники, мировое значение русской литературы вызывают интерес к русскому языку и необходимость овладения им во многих странах.

Единственный способ сохранить русский язык как язык цивилизации, науки и культуры – это помочь человеку, получающему образование, дав ему понять, что безупречное владение русским языком дает возможность аналитически мыслить, глубоко чувствовать, убеждать других и добиваться успеха. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в проекте, подтвердилась. Если бы все люди осознали в полной мере важность и ценность русского языка, они бы намного бережнее относились к его ресурсам. Ведь мировое значение, развитие в обществе и, соответственно, обогащение в своем историческом развитии доказывают необходимость сохранности языка. Тем более, русский язык является межнациональным, потому и нужно его хорошо знать и беречь.

1. Аксенова М. Д., Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык/ред. -М.: Аванта, 1998.-704с.

2. Бабайцева В.В., Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля.- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.- 447с.

3. Богатырева И. И, В.П. Мурат, Г.И. Рапова., Введение в языкознание: Хрестоматия: Учебн. Пособие для студентов вузов - М.: Аспект прогресс, 2000. – 342 с.

4. Валгина Н.С., Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Логос, 2001.- 304 с.

5. Введенская Л.А., Русский язык. Практикум: учеб пособие/ М.Ю. Семенова.- М.: КНОРУС, Ростов н/Дону: Наука-Пресс, 2006.- 352с.

Читайте также: