В заседании круглого стола примет участие

Обновлено: 27.11.2024

В соответствии с планом работы Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 25 сентября 2020 г. в Общественной палате Российской Федерации состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Роль органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в формировании и реализации жилищной политики, её формы и методы» с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, Общественной палаты Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, представивших в общем более 30 субъектов Российской Федерации, межмуниципальных объединений России, научного и экспертного сообществ, а также представителей застройщиков и общественных объединений.

В ходе данного мероприятия участники обсудили вопросы совершенствования жилищного законодательства и смежных отраслей права в части правового регулирования вопросов по созданию условий для обеспечения жильем граждан, по привлечению инвестиций в жилищное строительство, повышению качества и доступности жилья за счет разработки и внедрения федеральных стандартов, повышению выгодности приобретения жилья в ипотеку, а также были выработаны предложения по расширению и совершенствованию конкретных форм и методов, обеспечивающих доступность жилья для всех категорий граждан, в том числе со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (стимулирование жилищного строительства, в том числе путем использования государственно-частного и муниципально-частного партнерства, развитие системы ипотечного кредитования, использование бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, формирования государственного или муниципального жилищного фонда по предоставлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений социального использования, развитие фондов некоммерческого арендного жилья, формирование и функционирование региональных и муниципальных «жилищных фондов» по аналогии и дорожными фондами и т.д.

С приветственным словом к участникам «круглого стола» выступили Диденко Алексей Николаевич – председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и Разворотнева Светлана Викторовна – первый заместитель председателя Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Российской Федерации, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль», заместитель председателя Общественного совета Минстроя России.

Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Диденко Алексей Николаевич в своем основном докладе заострил внимание на актуальном состоянии жилищной политики и обозначил основные направления ее совершенствования.

Он отметил, что основная цель сегодня – выработка предложений, в том числе законодательных, направленных на расширение и совершенствование конкретных форм и методов, обеспечивающих доступность жилья для всех категорий граждан. Это возможно через стимулирование жилищного строительства, развитие системы ипотечного кредитования, использование бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников для улучшения жилищных условий граждан, предоставление в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений, формирование государственного и муниципального жилищного фонда по предоставлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма, развитие фондов некоммерческого арендного жилья, формирование и функционирование региональных и муниципальных «жилищных фондов» по аналогии с дорожными фондами, в том числе с целью развития фондов некоммерческого арендного жилья, как напрямую (через свои предприятия и учреждения), так и через механизмы государственно-частного и муниципально-частного партнерства и т.д.

Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Стасишин Никита Евгеньевич изложил основные меры по совершенствованию государственной жилищной политики и актуализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Заместитель Генерального директора Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Рурин Олег Станиславович обозначил основные направления деятельности Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Чернецкий Аркадий Михайлович в своем выступлении озвучил предложения по подготовке и внесению изменений в законодательство, регулирующее сферу жилищной политики.

Начальник инспекции Счетной палаты Российской Федерации Глазачев Алексей Владимирович в своем выступлении обозначил основные результаты проведенного Счетной палатой Российской Федерации мониторинга хода реализации мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда» в 2019 году и I полугодии 2020 года.

Первый заместитель председателя Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Российской Федерации, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль», заместитель председателя Общественного совета Минстроя России Разворотнева Светлана Викторовна заострила внимание на проблемах в реализации государственной жилищной политики и путях решения указанных проблем.

На заседании «круглого стола» также выступили:

Пузанов А.С. – генеральный директор Фонда «Институт экономики города», профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» («Актуальные вопросы жилищной политики»);

Горбатых Г.А. - член комиссии Общественной палаты Российской Федерации по ЖКХ, строительству и дорогам («Об обеспечении условий беспрепятственного пользования жилыми помещениями для лиц с ограниченными возможностями»);

Леонова И.Ю. – помощник руководителя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронова («Необходимость совершенствования института гражданского общества при решении вопросов местного значения, в том числе в части реализации жилищной политики, в рамках реализации конституционного права на участие населения в осуществлении местного самоуправления»);

Сандурский В.В. – заместитель Губернатора Мурманской области – министр строительства Мурманской области («Разработка дополнительных мероприятий по обеспечению социальных гарантий отдельных категорий граждан и обеспечения реализации федерального проекта «Ипотека» в регионах»);

Назаров Д.В. – заместитель генерального директора компании «РГ-Девелопмент» (Москва) («Договор о комплексном развитии территории по инициативе правообладателя земельного участка: первый опыт и особенности реализации»);

Казейкин В.С. – первый Вице-президент Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования (МАИФ), председатель секции экспертного совета Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству («Практика организации взаимодействия с государственными органами региональной власти при реализации комплексных проектов энергоэффективного малоэтажного жилищного строительства»);

Тишков В.В. – председатель Комитета по малоэтажному строительству Российского союза строителей, член Комитета по строительству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации («О формировании организационно-финансовой модели финансирования строительства объектов арендного жилого фонда социального использования»);

Кульнев И.А. – председатель РОО «За развитие ТОС в Москве» («Об усилении роли ТОС в процессе реновации»).

Подводя итоги «круглого стола», А.Н.Диденко констатировал, что поступило много новых и полезных предложений, озвучены задачи, требующие детальной проработки и принятия соответствующих решений.

Основная часть прозвучавших предложений была учтена при доработке рекомендаций "круглого стола" и погружена в их текст.

Рекомендации «круглого стола» утверждены на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления 20 октября 2020 года с учетом состоявшейся дискуссии и высказанных предложений (текст утвержденных рекомендаций и решение Комитета об их утверждении представлены ниже):

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас принял участие в работе заседания «круглого стола» на тему «Перспективы реформирования суда присяжных в Российской Федерации». Организаторами мероприятия выступили Верховный Суд Российской Федерации и Российский государственный университет правосудия.

Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас принял участие в работе заседания «круглого стола» на тему «Перспективы реформирования суда присяжных в Российской Федерации». Организаторами мероприятия выступили Верховный Суд Российской Федерации и Российский государственный университет правосудия.

В мероприятии приняли участие представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Министерства юстиции РФ, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Общественной палаты РФ, адвокаты, а также ученые – ведущие специалисты науки уголовно-процессуального права.

«Возможность рассмотрения уголовных дел судом с участием присяжных заседателей – важная, но не единственная составляющая конституционного права граждан участвовать в отправлении правосудия», – заявил Андрей Клишас.

«Иные формы участия граждан в отправлении правосудия требуют обсуждения и внесения необходимых изменений в законодательство», – добавил парламентарий.

По словам сенатора, привлечение граждан к осуществлению правосудия – один из основополагающих признаков демократического общества, что подразумевает под собой, в том числе форму общественного контроля за деятельностью судебной власти.

Член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Архангельской области Л.П. Кононова приняла участие в заседании «круглого стола» на тему «О Концепции совершенствования семейного законодательства».

Член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Архангельской области Л.П. Кононова приняла участие в заседании «круглого стола» на тему «О Концепции совершенствования семейного законодательства».

Заседание «круглого стола» проводилось в г. Ярославле временной рабочей группой по совершенствованию семейного законодательства, Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, юридическим факультетом Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

«Проблемы, которые обсуждались на заседании, отметила сенатор, имеют важнейшее значение и им в последние годы уделяется самое пристальное внимание. Президент Российской Федерации В.В. Путин отнес вопросы охраны материнства и детства, укрепления института семьи к приоритетным социальным задачам в России.

Государственная политика в сфере семьи, материнства и детства была предметом обсуждения на заседании президиума Государственного совета в феврале текущего года, в августе – Правительством Российской Федерации утверждена Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года.

В то же время федеральное законодательство в этой сфере в значительной степени устарело. Достаточно сказать, что Семейный кодекс Российской Федерации принят еще в 1995 году и, несмотря на внесение в него за прошедшее время большого числа изменений, многие его нормы не позволяют эффективно решать вопросы семейной политики в современных условиях.

Поэтому временной рабочей группой подготовлен комплекс предложений по совершенствованию семейного законодательства, которые сейчас обсуждаются и на их основе в скором времени будут подготовлены и внесены в Государственную Думу законодательные инициативы».

Круглый стол состоялся в рамках форума «Сочи-2017».

Из стенограммы:

Принятые решения

Д.Медведев: По поводу зелёной темы, зелёного тарифа, зелёных облигаций. Ещё, наверное, лет десять назад мне казалось, что всё это общие разговоры: в условиях глобализации, в условиях очень жёсткой конкуренции, а с другой стороны, протекционизма, свойственного любой стране, это работать не будет. Хотя на всех саммитах (я их немало посетил), на всех форумах всегда на эту тему дежурно «отмечались».

Круглый стол «"Зелёная" экономика как вектор развития»

Но за последние десять лет оказалось, что это реально работающая история. Во многих странах и тарифы действуют вовсю, и всякого рода инструменты выпускаются, включая эти самые зелёные облигации. Причём общий объём этих облигаций огромный.

Другой вопрос, что называть этими зелёными облигациями, потому что их, конечно, никто так не маркирует, они просто направлены на определённые цели. Тем не менее очевидно, что они преследуют экологические цели, они помогают бережному отношению к природе, использованию самых современных экологически чистых технологий.

Контекст

Поэтому вся тема зелёной экономики переместилась из разряда обсуждаемых в экспертных кругах в бизнес. И это, мне кажется, главное, о чём мы должны сегодня думать. Эта тема стала реально работающей коммерческой историей. А раз так, значит, государство должно каким-то образом на это реагировать, выпуская определённые правила. Это касается самых разных направлений, включая и зелёный тариф.

Меня спросили, когда он у нас будет. Но по целому ряду позиций он уже есть. Мы его используем, и надо просто посмотреть, во что это выльется. Но мы будем расширять количество тем, где используется специальный экологический тариф, естественно, не в ущерб экономическому содержанию.

По поводу НДТ и темы, связанной с использованием наилучших доступных технологий в бизнесе. Конечно, нужно сделать всё, чтобы, во-первых, бизнес понимал, чего от него хотят, чтобы бизнес был готов к внедрению наилучших технологий, чтобы это не было для него неожиданностью или непосильным бременем, но, с другой стороны, мы не должны отступать назад. Если мы для себя поставили эту временную планку – 2019 год, я думаю, что нам вполне по силам (и бизнес это подтверждает) принять все необходимые решения, договориться по ключевым условиям сотрудничества и всё-таки перейти к НДТ с 2019 года. Но мы будем, естественно, этот процесс максимально тщательно контролировать, мониторить.

И последнее, о чём коллеги здесь говорили и что перекликается с тем, о чём я говорил на пленарном заседании, – это всякого рода стандарты. Мы много в последнее время уделяли этому внимания. И считать, что наши стандарты остались незыблемыми, такими же, как были, допустим, в советский период, что техническое регулирование не изменилось, было бы нечестно. Но очевидно, что очень много проблем всё равно остаётся. Именно поэтому на пленарном заседании я сказал, что нужно ещё раз проанализировать, где мы достигли успеха в техническом регулировании, в использовании всякого рода стандартов, новых стандартов, в переходе к современным подходам, а где у нас движение весьма и весьма слабое. Потому что это регулирование выглядит по-разному, в зависимости от отраслей и от органов, которые эти решения принимают.

В любом случае мы обязательно этим будем заниматься, потому что реформу технического регулирования, реформу в целом стандартизации в нашей стране точно нельзя считать завершённой. Мы к этому обязательно вернёмся, в том числе по итогам сегодняшнего форума.

Вопрос: Я бы хотела Дениса Валентиновича Мантурова спросить по поводу новых стандартов регулирования. Всё ли здесь готово? Как выпускаются те самые справочники, чтобы бизнес, промышленность понимали, по каким правилам надо будет играть с 2019 года?

Это постепенная работа, которая планово закладывается в бизнес-планы предприятий. У нас закладывался инструмент, для того чтобы оказывать содействие предприятиям по переходу на НДТ. Собственно, для этого создавался Фонд развития промышленности. Но в определённый момент мы временно переключили механизмы на импортозамещение, а сейчас постепенно к этому возвращаемся и будем таким образом помогать предприятиям.

Д.Медведев: Ещё очень важны прямые коммуникации, чтобы мы все понимали, о чём мы говорим. Вот я только что сказал о том, что мы считаем правильным, как и коллеги из бизнеса, начать переход на НДТ с 2019 года, исходя из разумного предположения о том, что все знают: НДТ – это наилучшие доступные технологии.

Вопрос: Я хотела спросить Российский фонд прямых инвестиций о доступных технологиях. Вы привлекаете сюда иностранных инвесторов. Где их технологии? Почему они не пришли к нам со своими заводами по утилизации мусора? Где эти инвесторы из Азии, арабских стран? Что им мешает к нам прийти?

Вопрос: Правильно ли я Вас понимаю, что пока у нас не очень привлекательные условия для иностранных инвесторов в сфере зелёных технологий?

К.Дмитриев: Наоборот. Например, проект снижения потерь в «Россетях» на 20% проинвестировали арабские инвесторы в то время, когда была очень большая волатильность рубля. Они заинтересованы, и мы уверены, что таких проектов будет больше.

Вопрос: Дмитрий Анатольевич, как Вы считаете, нам всё-таки важно смотреть на опыт тех, кто уже давно занимается зелёными технологиями, у кого экономика уже зелёная? Ведь в Европе давно умеют перерабатывать мусор, и в Азии умеют, и в арабских странах. Те же самые возобновляемые источники энергии. Нам эти наилучшие доступные технологии надо брать на Западе или, может быть, на Востоке, или своих Кулибиных воспитывать и готовить свои технологии в первую очередь? И успеем ли мы тогда к 2019 году?

Д.Медведев: Конечно, нам не нужно придумывать деревянный велосипед. Во многих странах использование такого рода технологий достигло совершенно фантастического уровня. Это вызывает огромное уважение. Они применяются везде, в том числе при строительстве зданий. Кстати сказать, те здания, где у нас форум проходит, тоже весьма неплохие с экологической точки зрения. Именно потому, что их создавали совсем недавно по более совершенным проектам и в соответствии с современными требованиями. Поэтому нужно максимально использовать международный опыт. В ряде случаев, конечно, с учётом специфики страны, нужно и свои решения применять.

Читайте также: