Помоги мне это сделать самому девиз
Обновлено: 21.12.2024
Наверняка многие слышали о системе воспитания Монтессори, но далеко не каждый знает, что конкретно это означает.
Итак, эта система развития ребёнка было предложена Марией Монтессори, которая основана на том, что:
- Абсолютно каждый ребёнок должен учиться и развиваться не так как это ему преподносит взрослые, а самостоятельно, без указаний взрослых людей.
- Любой ребёнок должен выполнять то, что ему по душе с таким темпом и в такой направленности, которая подходит только ему по его собственному мнению.
Это своего рода тонкая грань между полной свободой действия и дисциплиной.
Свобода
Если родители хотят вырастить по-настоящему сильного, независимого, волевого человека, то в период развития ему не стоит ничего запрещать, ведь каждое «нельзя» будет восприниматься как ограничение свободы.
Конечно, никто не говорит о том, что родители должны поощрять какое-то негативное поведение со стороны своих детей.
Уважение
Те люди, кто очень посредственно знаком с методикой Монтессори, могут ошибочно воспринимать понятие «свобода» и путать его со вседозволенностью.
Свобода, по мнению самой Марии Монтессори, это не наплевательское «что хочу, то и делаю».
Это очень уважительное « я играю в те игры, которые хочу, но при этом я не нарушаю баланс остальных присутствующих людей ».
Порядок
Система воспитания Монтессори не имеет ничего общего с хаосом и беспорядком.
Сама основательница этой методики считает, что для здорового и последовательного развития малыша нужен порядок вокруг него.
Это касается как вещей, игрушек, так и его мыслей. Поэтому ребёнок, воспитываемый по этой методике, должен быть приучен к упорядоченному расположению всего вокруг.
Имя Марии Монтессори сегодня известно практически каждому родителю дошкольника: по системе этого педагога работают развивающие центры, детские сады и даже школы. Наш блогер Мария Терленёва рассказывает о жизни великого педагога и даёт советы, как организовать среду Монтессори не выходя из дома.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницуКто такая Мария Монтессори
Мария Монтессори — первая женщина в Италии, которая получила степень доктора медицины. Родители и педагоги знают ее как создательницу метода воспитания с девизом «Помоги мне сделать это самому».
В соцсетях часто постят слухи о том, что Мария бросила своего ребенка из-за «служения другим детям».
На самом деле ей пришлось оставить ребенка на воспитание в семье его отца, так как сын родился вне брака. В Италии начала ХХ века это было неприемлемо. Как только представилась возможность, Монтессори забрала сына.
Прежде чем создать воспитательную систему, Мария активно училась и практиковалась. Она изучала не только медицину и педагогику, но и психиатрию. Например, труды французских психиатров Э. Сегена и Г. Итара.
Её первыми учениками стали дети с отклонениями в развитии. До 1901 года она работала только с ними, но всю последующую жизнь создавала программы для здоровых малышей. Изменить направление работы Монтессори заставил экзамен, на котором её «особенные» ученики показали лучшие результаты, нежели обычные дети.
В 1907 году Мария создаёт первый «Дом ребенка» в Риме. Там все было устроено по принципам, которые разрабатывала Монтессори: дети учились самостоятельности, развивались и общались между собой. Материалы для игр отбирались особенно тщательно: педагог отбраковывала, по разным данным, до 70% пособий.
Воспитательная система так хорошо себя показала, что к Монтессори на практику приезжали педагоги со всего света. Одной из практиканток была Ю. И. Фаусек, которая открыла монтессори-сад в царской России. Заведение работало до 1920-хх годов и закрылось по приказу большевиков.
Метод Монтессори, который учил детей свободе, не вязался с политикой советской власти
В фашистской Италии систему Монтессори тоже не поняли, поэтому Мария уехала из страны вместе с сыном. Они путешествовали по миру, распространяя свои воспитательные идеи. Самая большая монтессори-школа открылась в Индии, а сама Мария остановилась в Голландии. Там она и скончалась, а её дело продолжил сын. Сегодня система Монтессори популярна во всем мире.
Что необычного в методе Монтессори
Идеи Монтессори стали новаторскими для начала ХХ века. Она утверждала, что дети могут учиться самостоятельно. Родители и педагоги должны обеспечить свободу, развивающую среду, помощь и поддержку, а все остальное ребенок сделает сам.
Помните девиз Монтессори? «Помоги мне сделать это самому». Поэтому в монтессори-садах и школах нет педагогов в привычном понимании. Есть наставники, которые направляют и наблюдают. Монтессори-педагог никогда не делает за ребенка, он лишь подсказывает и показывает.
Одна из главных идей Монтессори — сензитивные (сенситивные) периоды. Это время, когда ребенок лучше всего усваивает определенный навык. Название происходит от английского sensitive — чувствительный, восприимчивый.
- периоды не повторяются;
- наверстать упущенное не получится.
Сензитивные периоды довольно обширные. Кроме того, они индивидуальны для каждого ребенка. Не стоит загонять малыша в строгие рамки. Чуткий родитель обязательно заметит, интерес к какому занятию стал проявляться у ребенка ярче других.
Мария Монтессори выделила 6 периодов:
- восприятие порядка — от 0 до 3 лет;
- сенсорное развитие — от 0 до 5,5 лет;
- восприятие маленьких предметов — от 1,5 до 5,5 лет;
- развитие движения и действия — от 1 до 4 лет;
- развитие социальных навыков — от 2,5 до 6 лет;
- развитие речи — от 0 до 6 лет.
К перечисленным базовым периодам сейчас добавляют еще три периода, когда активно развиваются творческие способности:
- музыкальное развитие — от 2 до 6 лет;
- утонченность чувств — от 2,5 до 6 лет;
- развитие тактильного чувства — от 4 до 4,5 лет.
Монтессори предлагала внимательно относиться к ребенку, улавливать его интересы и замечать особенности. Она просила родителей о главном: уважать и любить своего ребенка, не принижать и не угнетать.
«Ребёнок идёт к родителям [утром] как бы говоря:
«Учитесь жить разумно. Вставайте! Утро пробуждает вас».
Но ребёнок не учитель. Он только любит своих родителей:
«Я не бужу тебя, мама, я только поцеловал!»
Часто ли кто-то в жизни идёт к нам, чтобы просто увидеть и поцеловать?
А мы осуждаем ребёнка».
М. Монтессори
Как организовать Монтессори-среду дома
Ещё живет миф, что дома невозможно воспитывать ребенка по методу Монтессори. Мол, нужно много пространства, специфические игрушки. И вообще — дети, погруженные в такую благоприятную среду, не могут подготовиться к взрослой жизни, полной проблем и трудностей.
На самом деле, Мария Монтессори разрабатывала метериалы и пособия для обучения именно с прицелом на будущее. Дети в ее классах изучали азы математики, готовили руки к письму и учились общаться между собой: говорить о своих чувствах и действовать сообща.
Один из главных принципов метода: «Свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Дети, которые с ранних лет усвоили этот принцип, превращаются в чутких, внимательных и тактичных взрослых.
Чтобы обеспечить дома монтессори-среду, не нужно скупать все пособия. Достаточно следовать трем принципам:
- создать развивающую среду;
- вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил;
- не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.
Развивающая домашняя среда включает в себя четыре основные зоны развития:
Зона практической жизни: здесь находятся предметы, которые позволяют ребенку переливать, пересыпать и сортировать предметы. Вам не нужно покупать детскую посудку, выделите несколько старых кофейных чашек. С кухни же можно взять лопатки, ложки, небольшие тарелки и миски. Монтессори утверждала, что предметы должны быть настоящими, а не игрушечными. С ними ребенок учится ответственности и сразу включается во взрослую среду.
Ребенка можно привлекать и к взрослым делам: полить цветы, покормить домашних животных, помочь на кухне. Детям по силам выполнять несложные задания, родитель может не думать «во что же еще поиграть». И одновременно — домашние дела развивают ребенка и включают в жизнь семьи.
Зона сенсорного развития: здесь собраны материалы, которые помогают развивать чувства — зрение, осязание, вкус, обоняние, слух; также малыш учится ощущать вес и температуру, различать высоту и длину; узнавать цвет, звучание, запах, форму и свойства.
Сюда можно поместить:
- материалы для творчества: краски и кисти, пластилин, клей, бумага, ножницы;
- развивающие игры и пособия: например, «Уникуб», «Сложи узор» Б. П. Никитина;
- традиционные народные игрушки: матрешки, свистульки, другие деревянные игрушки.
Зона развития двигательной активности: здесь находится спортивные комплекс и тренажеры. Хорошо, если пространство позволяет поставить шведскую стенку, трамплин, качели, веревочную лестницу.
Если такой возможности нет, придется включить фантазию: создавать полосу препятствий из подручных материалов типа стульев и книг, приобрести несложные тренажеры — обруч, фитбол, гантели, несколько мячей, чтобы обеспечить ребенку постоянное физическое развитие.
Образовательные зоны: этот участок развивающей среды будет постоянно дополнятся новыми зонами по мере развития ребенка. Начинают обычно с четырех:
- математическая;
- языковая;
- естественно-научная;
- географическая.
Ребенок растет, развивающий материал накапливается. Значит, можно добавить еще несколько зон, которые будут варьироваться в зависимости от интересов ребенка:
- музыкальная;
- рукодельная;
- танцевальная; театральная и т. п.
Мария Монтессори утверждала: «Мы должны принять мысль о том, что там, где есть жизнь, есть и ошибка — такова действительность». Запомните эту идею и отбросьте перфекционизм. У вас может не получиться идеальное зонирование, ребенок может на каком-то этапе вообще не интересоваться пособиями и материалами.
Внимательно относитесь к себе и малышу, учитесь чувствовать и видеть периоды, когда ребенок готов овладеть новым навыком, когда ему можно предложить новую игру или пособие.
Воспитание по Монтессори — это не зубрежка и не муштра. Это активная игра, развитие и жизнь в атмосфере заботы и любви: «Дети любят взрослых; и это то, что мы должны знать о них»
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870 – 1952 гг.) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори – замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.
Помоги мне сделать это самому – вот основной девиз педагогики Монтессори. Эта фраза выбрана не случайно – ведь детям очень важно быть самостоятельными! Конечно, не у каждой мамы хватит терпения пассивно наблюдать, как ее родное чадо размазывает грязь, вытирая пыль со стола, или неумелыми ручками моет чашку, расплескивая месячный запас воды по полу. Ведь гораздо легче помыть самой – и времени займет меньше и результат налицо. Но что мы получаем в итоге? Малыш понимает, что любое его начинание бессмысленно и абсолютно не находит никакой поддержки у любимого человека. А это значит, что быть самостоятельным не интересно и не нужно.
Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
Основная идея метода Марии Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. Этот результат достигается с помощью подготовленной среды, который учитель создает, исходя из психологических потребностей ребенка. Эта среда имеет четкую логику построения и содержит все необходимые материалы из пяти областей развития
ЖИЗНЕННАЯ ПРАКТИКА
Упражнения жизненной практики имеют особое значение для маленьких детей (2,5-3,5 года). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть стол и даже полировать серебро.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира – с помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и конечно развить мускульную память.
ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ
Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Позволяет систематизировать знания об окружающем мире, изучая основы физики, ботаники, географии, анатомии и других естественнонаучных дисциплин, а также познать свое место в мире.
Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов, к которыми ребенок действует по подготовленной учителем программе.
В отличие от педагога в традиционной школе Монтессори-учитель не является центром класса. Учитель не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике.
Учителю отводится довольно скромная роль – помочь ребенку освоить тот или иной материал, и наблюдать за тем, как происходит его развитие, заполняя индивидуальную «карту достижений». Вмешательство в деятельность ребенка возможно только в том случае, если он сам об этом попросит. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться вверх по лестнице саморазвития в своем собственном темпе. Ведь сейчас по-настоящему успешным в жизни может быть человек, обладающий многими качествами, а внутренняя свобода и самостоятельность в мышлении и поступках занимают не самое последнее место
Монтессори-учитель должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Он решает, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность учителю помочь ребенку в оптимальном использовании материалов; затем он оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдению.
Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти адекватные способы для оказания помощи воспитаннику. Ребенок обращается к учителю как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с получением знаний глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества.
В школах Монтессори отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, и прогресс ребенка виден только по отношению к нему самому.
В группах Монтессори дети не сидят за партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя – каждый занят своей работой сидя на коврике или за небольшим столиком, специально приспособленным для ребячьего удобства. И никто – ни товарищи по группе, ни сам учитель – не вправе нарушить концентрацию малыша. Если в материале, каждый из которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два маленьких претендента, то естественно возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариваться и слушать друг друга.
Целям получения навыков социального общения служит также и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогают младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному.
Ведь каждый малыш уникален и гениален по-своему, а нашей задачей как взрослых является не задавить эту искорку таланта. В этом отношении основная идея метода может быть выражена словами известного американского психолога, автора многочисленных бестселлеров Дипака Чопры: «У Вселенной есть цель – реализация творческих способностей человека и его счастье!». И в этом направлении педагогика Монтессори движется уже более 100 лет!
«Помоги мне сделать это самому» — одна из самых известных фраз, описывающих методику Монтессори.
И это не значит, что ребенку не нужно помогать вообще, — пусть сам учится. Или, что нужно по первому писку делать все за него. Нужно помочь ровно столько, сколько необходимо, чтобы он сделал это САМ.
Фото из личного архива Фото из личного архиваНапример, сейчас, когда Саша надевает штаны или кофту, я не лезу к нему, пока он не попросит. Он может долго ковыряться с одним рукавом, но пока он не просит, я его не трогаю.
Важно, чтобы ребенок получал и чувствовал свои успехи. Маленькие, но важные. И нам просто нужно помочь их получить, а не делать вместо него.
Читайте также: