Пусть всевышний примет садака
Обновлено: 14.11.2024
Разновидность милостыни, которую мусульмане жертвуют исключительно в месяц Рамазан – это садака фитр (закятуль-фитр). Основным её предназначением служит помощь нуждающимся, а также очищение от мелких прегрешений, совершённых человеком в течение Священного месяца поста.
Информация о том, сколько следует заплатить в качестве фитр в 2021 году, представлена в конце статьи.
В одном из хадисов говорится: «Милость миров Мухаммад сделал обязанностью выплату фитр-садака для очищения от скверных слов и угощения нуждающихся» (Муслим, Абу Дауд).
Статус выплаты закятуль-фитр
Относительно обязательности выплаты данной милостыни в среде богословов существуют некоторые разногласия. Учёные-ханафиты относят фитр к категории необходимых действий (ваджиб). Это означает, что за его игнорирование человеку записывается грех, но не столь тяжкий, как при нарушении обязательного предписания (фард). В свою очередь, за выплату верующему полагается награда (саваб). Согласно шафиитскому, маликитскому и ханбалитскому мазхабам, выплата фитр-садака – это сунна (желательное действо), то есть за его оставление грех не засчитывается, но человек заслуживает сурового порицания, а за выполнение – награду. Согласно шиизму, этот вид садака обязателен для выплаты шиитам.
Однако все эти требования предъявляются к людям, которые имеют возможность выплачивать такую милостыню. Основным показателем оценки имущества считается обладание нисабом (своеобразным прожиточным минимумом после вычета всех долговых обязанностей), приравненным в стоимостном эквиваленте к золоту весом 84,8 грамма. С не обладающего нисабом мусульманина обязанность уплаты милостыни фитр, как и в ситуации с фидия, снимается. Тем не менее, это бремя в таком случае возлагается Шариатом на плечи родственников. Например, если в семье дети не в состоянии выплатить милостыню самостоятельно, то главе семьи надлежит сделать пожертвование от имени всех своих иждивенцев. Если в семье есть беременная женщина, то фитр-садака желательно выплатить и за малыша, находящегося во чреве матери. Если же в семье есть люди, которые не исповедуют ислам, то на них это финансовое обязательство не возлагается, так как оно предусмотрено исключительно для мусульман. В случаях, когда доходы семьи в целом не дотягивают до прожиточного минимума или у малоимущего человека нет родственников, отвечающих критерию достатка, то с таких людей данная обязанность полностью снимается.
Кому можно дать милостыню фитр
- Нуждающиеся – к ним относятся люди и семьи, не обладающие нисабом, о котором речь шла выше;
- Обездоленные – это люди, которые испытывают некоторые финансовые трудности и находятся в бедственном положении;
- Лица, занимающиеся сбором и распределением закята – как правило, это сотрудники специальных фондов закят, мусульманские священнослужители и другие люди, причастные к благотворительности;
- Новообращённые мусульмане (неофиты) – это связано с тем, что садака может посодействовать укреплению их имана и помочь в материальном отношении;
- Освобождающие рабов – данная категория уже не актуальна в наше время, но, к сожалению, в некоторых уголках Земли позорное явление прошлого по-прежнему присутствует. Если какой-то человек стремится освободить другого из рабства, то он тоже может быть получателем милостыни фитр;
- Должники – речь идёт о людях, «погрязших в долгах» – любая милостыня поспособствует облегчению их положения;
- Находящиеся на пути Аллаха, под которыми подразумеваются люди, которые финансируют или же занимаются сами какими-либо богоугодными делами. Например, благотворительность, строительство колодцев в Африке, помощь сиротам и так далее;
- Путники, то есть признанные таковыми люди, согласно шариатской трактовке.
Не следует выплачивать садака-фитр своим близким родственникам (родителям, детям и т.д.), поскольку смысл этой милостыни заключается именно в помощи другим людям. Кроме того, желательно жертвовать её в пользу нуждающихся и малоимущих, проживающих в вашем населённом пункте, так как вы будете точно знать об их статусе.
Разрешено ли жертвовать фитр-садака иноверцам?
По данному вопросу подавляющее большинство богословов склоняется к мнению, что садака фитр дозволено выплачивать исключительно мусульманам. Иноверцам разрешено выплатить эту милостыню лишь в одном случае – если вы хотите сделать ислам привлекательным для других. Причём, это касается тех людей, которые выражают своё желание принять религию Аллаха либо очень близки к этому. Но, по мнению таких учёных, немусульманам дозволено жертвовать обычную милостыню. Шиитские богословы и вовсе придерживаются позиции, что получателями фитр-садака могут быть только правоверные шииты.
Величина и сроки пожертвования фитр
Размер закятуль-фитр был установлен Посланником Аллаха (с.г.в.) во втором году Хиджры. В одном хадисе, который приводит Муслим, сказано: «Пророк обязал выплачивать фитр-садака в месяц Рамазан каждому мусульманину в объёме минимум одного саа ячменя или фиников».
Саа – мера веса, используемая арабскими народами. В зависимости от страны, его размер различается, что сказалось на разногласиях среди мазхабов. По ханафитскому мазхабу один саа равняется приблизительно 3,2 кг. По мнению шафиитов – 2,2 кг. И в каждой мусульманской стране существует своя мера саа. Но для того, чтобы наверняка не ошибиться, следует учитывать большие значения, так как один саа – это минимальный порог. При этом фитр-садака не обязательно выплачивать только ячменём либо финиками – дозволено жертвовать муку, различные крупы, пшеницу, а также деньги, но всё же лучше прибегнуть к продуктам питания. Максимальный предел милостыни фитр не установлен, и поэтому верующий может выплатить любой объём, который больше одного саа.
Что касается срока, то это может быть любой день месяца Рамазан. Однако желательными считаются заключительные дни перед Праздником разговения (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр). В Пречистой сунне содержится указание: «Пророк велел выплатить садака фитр до выхода людей на праздничный намаз» (Бухари). Исходя из этого, рекомендуют сделать пожертвование за день или два до праздника.
Если верующий по каким-либо причинам не успел выплатить милостыню в срок, то следует сделать это позднее. Однако, по мнению некоторых учёных, она уже не будет считаться садака фитр.
Размеры фитр-садака на 2021 год, установленные муфтиятами в России и СНГ:
- Россия (Совет улемов ДУМ РФ) – 100 рублей для малоимущих, 300 р. для лиц со средним достатком, 500 р. для состоятельных граждан;
- Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) – 100 руб. (минимальная сумма) и 700 руб. (максимальная), средний уровень не определён;
- Духовное собрание мусульман РФ – базовая ставка составляет 100 руб., для мусульман среднего достатка это 300 руб. и 700 руб. – для хорошо обеспеченных лиц;
- Башкортостан (ДУМ Башкирии) – 100 рублей для малоимущих, 200 р. для лиц со средним уровнем доходов и 700 р. для состоятельных;
- Татарстан (ДУМ РТ) – базовая сумма 100 руб., а для тех, кто выплачивает закят, – 700 руб.;
- Крым (ДУМ Крымской Республики и Севастополя – Таврический муфтият) – 300 рублей;
- Казахстан (ДУМК) – от 420 тенге;
- Узбекистан (Управление мусульман страны) – базовая величина составляет 10 тыс. сомов, повышенная 140 тыс. сомов;
- Кыргызстан (ДУМК) – 40 сом (минимальный размер по пшеннице), 640 сом (для обеспеченных по финикам);
- Таджикистан (Исламский центр республики) – от 6 сомони.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Иззатуло 28.05.2021 23:51:10 2021-05-28 23:51:10Ассалому алейкум братья и сёстры мусилмани,я с Узбекистана, приехал в Москву на заработку чтобы кормить семью, данные время болею очень сильно, помогите пожалуйста купить билеты на родину,мой контактный номер, 8977 560 91 16
Ответить Юлии 12.05.2021 22:59:34 2021-05-12 22:59:34Исанмесес саумыгысыс дуслар! Вопрос такой, муж работает один сейчас уехал на заработки на север, чтоб выплатить кредит, содержать первую семью, и нас, вторую семью, от каждого брака сыновья растут - первому 10л, второму 2г. Как быть с фытыром, он обязателен? Вот здесь прочитала что если муж обеспечивает семью то он должен положить фытыр, но он уехал (
Ответить Islam Global 13.05.2021 00:07:44 2021-05-13 00:07:44Ассаляму алейкум! Он должен выплатить фитр-садака за себя и членов обеих семей, которые находятся на его попечении. Он может сделать это дистанционно или попросить домашних выплатить эту милостыню.
Ответить Ляйсан 12.05.2021 12:58:17 2021-05-12 12:58:17Ассалям алейкум! Альхамдулилляh , у нас 6 детей, учатся. Мы работаем с мужем, но есть долги . Нам приносят фитр садака. Нам можно брать или нет? И нам самим давать фитр или нет? И еще мы участвуем в строительстве мечети , помогаем, чем можем. Люди приносят деньги и говорят, что это для мечети фитр садака. Это правильно или нет? Баракаллаhу фикум.
Ответить ISLAM.GLOBAL 12.05.2021 15:25:00 2021-05-12 15:25:00Уа алейкум ассалам. Да, Вы можете быть получателями фитр садака, самим вам выплачивать её не обязательно. На строительство мечети можно дать обычное садака, а фитр садака - нет.
Ответить Эльмир 12.05.2021 11:27:50 2021-05-12 11:27:50Ассалам алейкум.Я работаю один,жена в декрете,у нас маленьких два сына.Ипотека, кредиты,мы должны дать фитр салака,если да по сколько рублей?У нас в деревне не знаю кому давать.У меня сестра в другом районе живёт и у нее есть нуждающаяся женщина с тремя детьми,мусульманка.Родители просят меня скинуть деньги сестре,чтобы она дала этой семье,от нас.Так можно?или я своими руками должен дать?спасибо за ответ.
Всевышний Аллах предписал своим рабам давать садака во благо сохранения общества и сохранения и очищения их имущества. В зависимости от намерения подающего от способа подачи, формы милостыни и её эффективности, а также в зависимости от получателей подающий получает за садака награду.
Каждый мусульманин, подавая милостыню нуждающимся, желает посредством этого приблизиться к Всевышнему Аллаху. Подавать милостыню лучше всего скрытно – доводя её до нуждающихся таким образом, чтобы об этом никто не узнал.
Садака заключает в себе огромную пользу для человека и всего общества. Милостыня воспитывает в людях дух братства, взаимовыручки и взаимопомощи. Подача милостыни в этом мире принесёт верующему большую пользу в мире вечном, ведь в День воскрешения Создатель укроет в тени в числе прочих и тех, кто подавал милостыню.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سبعةٌ يظلّهم الله في ظلّه يومَ لا ظلَّ إلا ظلٌّه: وَرَجُلٌ تَصَدَّقَ أَخْفَى حَتَّى لاَ تَعْلَمَ شِمَالُهُ مَا تُنْفِقُ يَمِينُهُ
«Семерых укроет Всевышний Аллах в тени Своей (то есть в тени Своего Арша) в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его Арша … кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая». (Бухари, 660; Муслим, 1031; Тирмизи, 2391; Ан-Насаи, 8/222; Ибн Хиббан, 4486)
Как было упомянуто выше, награда за садака зависит и от пути его расходования. Что же касается раздачи милостыни родственникам, то общеизвестно, что подающий получает за это две награды – за садака и за укрепление родственных уз. Поэтому садака, которое дано родственникам, лучше милостыни, которая подаётся кому-то другому.
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ الصَّدَقَةَ عَلَى ذِي قَرَابَةٍ يُضَعَّفُ أَجْرُهَا مَرَّتَيْنِ
«Поистине, за милостыню (садака) родственникам вознаграждение удваивается». (Табарани; «Аль-Му‘джам Аль-Кабир», 7834)
Также от ‘Амра бин аль-Хариса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
وَكَانَتْ زَيْنَبُ تُنْفِقُ عَلَى عَبْدِ اللَّهِ، وَأَيْتَامٍ فِي حَجْرِهَا، قَالَ: فَقَالَتْ لِعَبْدِ اللَّهِ: سَلْ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَيَجْزِي عَنِّي أَنْ أُنْفِقَ عَلَيْكَ وَعَلَى أَيْتَامٍ فِي حَجْرِي مِنَ الصَّدَقَةِ؟ فَقَالَ: سَلِي أَنْتِ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَانْطَلَقْتُ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَوَجَدْتُ امْرَأَةً مِنَ الأَنْصَارِ عَلَى البَابِ، حَاجَتُهَا مِثْلُ حَاجَتِي، فَمَرَّ عَلَيْنَا بِلاَلٌ، فَقُلْنَا: سَلِ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَيَجْزِي عَنِّي أَنْ أُنْفِقَ عَلَى زَوْجِي، وَأَيْتَامٍ لِي فِي حَجْرِي؟ وَقُلْنَا: لاَ تُخْبِرْ بِنَا، فَدَخَلَ فَسَأَلَهُ، فَقَالَ: «مَنْ هُمَا؟» قَالَ: زَيْنَبُ، قَالَ: «أَيُّ الزَّيَانِبِ؟» قَالَ: امْرَأَةُ عَبْدِ اللَّهِ، قَالَ: «نَعَمْ، لَهَا أَجْرَانِ، أَجْرُ القَرَابَةِ وَأَجْرُ الصَّدَقَةِ
«Зайнаб, жена ‘Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен ими обоими Аллах) расходовала свои средства на ‘Абдуллаха и сирот, находившихся на её попечении, и однажды она сказала ‘Абдуллаху:
"Спроси Посланника Аллаха ﷺ , послужит ли для меня заменой милостыни то, что я буду расходовать на тебя и на сирот, которые находятся на моём попечении?". ‘Абдуллах ответил: "Спроси Посланника Аллаха сама".
Зайнаб сказала: "И я отправилась к Пророку ﷺ , у дверей дома которого встретилась с одной женщиной из числа ансаров, желавшей задать ему такой же вопрос. Спустя некоторое время мимо нас прошёл Билял, и каждая из нас сказала ему: "Спроси Пророка ﷺ , послужит ли для меня заменой милостыни то, что я буду расходовать на своего мужа и сирот, находящихся у меня на попечении". Мы также сказали Билялу: "Не говори ему, кто мы".
После этого он вошёл в дом и задал этот вопрос Пророку ﷺ , и он cпросил: "Кто эти женщины?". Билял ответил: "Зайнаб". Пророк спросил: "Какая именно Зайнаб?". Билял ответил: "Жена ‘Абдуллаха". Тогда Пророк сказал: "Да, и ей уготованы две награды: одна за поддержание связей с родственниками, а другая – за милостыню"». (Бухари, 1466)
Учитывая блага, которые заключаются в милостыне, которую человек даёт родственникам, Посланник Аллаха ﷺ побуждал своих сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) давать садака своим родным и близким.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что когда был ниспослан 92 аят суры Али ‘Имран, Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал:
فَلَمَّا نَزَلَتْ: [آل عمران: ٩٢] قَامَ أَبُو طَلْحَةَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّ اللَّهَ يَقُولُ: وَإِنَّ أَحَبَّ مَالِي إِلَيَّ بَيْرُحَاءَ، وَإِنَّهَا صَدَقَةٌ لِلَّهِ أَرْجُو بِرَّهَا وَذُخْرَهَا عِنْدَ اللَّهِ، فَضَعْهَا يَا رَسُولَ اللَّهِ حَيْثُ أَرَاكَ اللَّهُ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «بَخٍ، ذَلِكَ مَالٌ رَابِحٌ، أَوْ رَايِحٌ - شَكَّ عَبْدُ اللَّهِ - وَقَدْ سَمِعْتُ مَا قُلْتَ، وَإِنِّي أَرَى أَنْ تَجْعَلَهَا فِي الأَقْرَبِينَ فَقَالَ أَبُو طَلْحَةَ: أَفْعَلُ يَا رَسُولَ اللَّهِ، فَقَسَمَهَا أَبُو طَلْحَةَ فِي أَقَارِبِهِ وَفِي بَنِي عَمِّهِ
«О Посланник Аллаха, поистине, Всевышний Аллах ниспослал следующие слова: “Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите…”, а самым любимым из моего имущества для меня является “Байрухаъ” ( сад финиковых деревьев), так пусть же она станет милостыней (садака) ради Аллаха. И я надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе “запас” у Аллаха. Используй её, о Посланник Аллаха, по своему усмотрению».
На это Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким».
Абу Тальха сказал: «Я так и сделаю, о Посланник Аллаха», — а потом он разделил садака между своими родственниками и сыновьями своего дяди. (Бухари, 5611; Муслим, 998)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«В этом хадисе помимо других полезных наставлений содержится указание на то, что милостыню предпочтительнее давать родственникам, чем чужим людям, если родственники являются нуждающимися».
Также имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет следующее:
«Большие учёные нашего мазхаба (асхаб) сказали: "В вопросе о желательности раздачи садака среди родственников и предпочтении их чужим людям не имеет значения, является этот родственник одним из тех, кого подающий милостыню обязан обеспечивать, или не является". Более того, Аль-Багави сказал, что дать садака родственнику, которого подающий человек обязан содержать, предпочтительнее, чем подать милостыню чужому человеку.
От Салмана ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
الصَّدَقَةُ عَلَى الْمِسْكِينِ صَدَقَةٌ وَهِيَ عَلَى ذِي الرَّحِمِ اثْنَتَانِ: صَدَقَةٌ وَصِلَةٌ
«Садака, поданное бедному человеку, засчитывается как одно садака, а садака родственнику – это две милостыни: садака и укрепление родственных уз». (Ан-Насаи, 2374; Ибн Хиббан, 3344)
Аль-Манави в своей книге «Файз аль-кадир», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«В этом хадисе имеется побуждение давать милостыню родственникам и говорится о желательности предпочтения их чужим людям, такая ситуация возникает в большинстве случаев, но иногда обстоятельства требуют поступать наоборот.
Поэтому Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни в своей книге «Фатх Аль-Бари», также комментируя этот хадис, пишет: "Из этого правила не следует, что подарок родственнику безусловно лучше, ибо может быть так, что другой бедняк более нуждается"».
Исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что садака, которое даётся родственникам, является одной из лучших форм милостыни, за которую верующему воздастся как минимум двойная награда.
Однако могут быть случаи, когда родственники не нуждаются в этом, и в таких случаях для человека предпочтительнее отдать садака нуждающимся, не являющимся ему родственниками. Однако такие и подобные ситуации можно посчитать исключением из общего правила.
Да примет Всевышний Аллах наши садака!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Самое большое различие между победителем и лузером не в масштабе таланта, оно в том, готов ты или нет сделать всё возможное, чтобы воспользоваться дарованным шансом, или же позволишь ему ускользнуть. (Гинтама)
Приквел
2090 год. На Земле господствует Шариат, и мир прибывает в состоянии процветания. Войны давно прекратились, а нечестие и вероломство полностью искоренены. Неимущих практически не осталось, и люди соревнуются друг с другом не в добыче богатств, а в совершении богоугодных дел.
Теперь, чтобы сделать пожертвование, люди становятся в очередь и ждут возможности оказать кому-то помощь и тем самым заслужить довольство Аллаха. Жители Земли боятся, что могут не успеть хотя бы раз в своей жизни дать садака и подняться уровень ваше перед Всевышним.
Человек переживает о том, что по своей халатности может упустить шанс всей своей жизни и постоянно об этом думает. Его начинают мучить угрызения совести, и ничто мирское не способно отвлечь его от этих дум.
Он начинает искать знакомых, которые могли бы помочь ему найти мискина в других странах. Человек, не раздумывая, отправится туда, если это будет необходимо, ведь на кону стоит очень многое – возможность кому-то помочь.
Реальность
Нет, это был не трейлер из сиквела нашумевших «Мстителей» и даже не разгул моего воспалённого разума – это всего лишь описание того, что, возможно, будет происходить во время правления имама Махди. Об этом сказано в книгах, и коли наши потомки до этого доживут, то это будет просто отпад.
Мы же, к сожалению, живём в диаметрально противоположной плоскости, где алимы то и дело напоминают нам о том, какое гигантское воздаяние ожидает того, кто даёт садака. Чем же особенна милостыня?
Всевышний Аллах в Своей книге сказал:
وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ
(смысл): «Расходуйте из того имущества, которым Мы наделили вас, до того, как придёт к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: "Господи! Если бы Ты предоставил бы мне небольшую отсрочку, я стал бы давать милостыню и стал бы одним из праведников"». (сура Аль-Мунафикун: 10)
Как известно, в Судный день перед нашим взором предстанет истинное положение вещей и то, как многое мы упустили. Если вдуматься, то даже сегодня не каждый человек имеет возможность совершать благие деяния и получать за это вознаграждение, как того хотелось бы. Именно поэтому так важно вовремя использовать возможность оказать кому-то помощь.
Как этого добиться? Адекватное размышление и постоянный анализ собственных поступков неизбежно натолкнёт любого из нас на мысль о скоротечности жизни. Понимая это, мы будем прилагать гораздо больше усилий, чтобы наши благие деяния в Судный день перевесили наши грехи. А садака – как раз один из самых мощных способов искупить собственные грехи и заслужить прощение.
Согласитесь, что не воспользоваться этой возможностью – просто преступление века, друзья мои. От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся:
انْتَهَيْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ فِي ظِلِّ الكَعْبَةِ، يَقُولُ: «هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ، هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ» قُلْتُ: مَا شَأْنِي أَيُرَى فِيَّ شَيْءٌ، مَا شَأْنِي؟ فَجَلَسْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ يَقُولُ، فَمَا اسْتَطَعْتُ أَنْ أَسْكُتَ، وَتَغَشَّانِي مَا شَاءَ اللَّهُ، فَقُلْتُ: مَنْ هُمْ بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: «الأَكْثَرُونَ أَمْوَالًا، إِلَّا مَنْ قَالَ هَكَذَا، وَهَكَذَا، وَهَكَذَا »
«Однажды я подошёл к находившемуся в тени Каабы Посланнику Аллаха ﷺ , который повторял: "Они потерпят наибольший ущерб, клянусь Господом Каабы, они потерпят наибольший ущерб, клянусь Господом Каабы!” И я сказал: "Что со мной? Неужели что-то не так во мне? Что со мной?" И я сел рядом с ним, а он всё продолжал повторять эти слова. Я был не в силах молчать, ибо охватило меня состояние, угодное Аллаху, и я спросил: "Кто они, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о Посланник Аллаха?" Он ответил: "Обладающие большими богатствами! Кроме тех, кто станет делать так, так и так (выплачивая закят тем, кто заслуживает, и расходуя своё имущество на благие дела)"». (Бухари, 6638)
Качество садака
Любимец Аллаха ﷺ в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сказал:
يأتي على الناس زمان لا يبالي المرء ما أخذ منه، أمن الحلال أم الحرام
«Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то имущество, которое он станет приобретать». (Бухари)
Учитывая, что мы максимально близко приблизились к такому времени, думаю, не лишним будет напомнить, что важным условием садака является то, чтобы потраченные на него средства были заработаны дозволенным путем.
Если человек, к примеру, содержит притон или берёт джек-пот в букмекерских конторах, а потом из этих денег «отстёгивает» на благотворительность, то едва ли получит от этого ожидаемую пользу.
Проще говоря, чтобы наша помощь брату по вере принесла ему баракат, необходимо чтобы она была «хяляльной». Это, так сказать, фундаментальные основы, о которых нельзя не знать.
Садака как защита
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلانِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
(смысл): «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Аль-Бакара»: 274).
Нет сомнения в том, что поданная искренне милостыня поможет нам защитится от огня Ада. Пророк Мухаммад в одном из своих хадисов, который передаёт Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), сказал:
السَّخِيُّ قَرِيبٌ مِنَ اللَّهِ قَرِيبٌ مِنَ الجَنَّةِ قَرِيبٌ مِنَ النَّاسِ بَعِيدٌ مِنَ النَّارِ، وَالبَخِيلُ بَعِيدٌ مِنَ اللَّهِ بَعِيدٌ مِنَ الجَنَّةِ بَعِيدٌ مِنَ النَّاسِ قَرِيبٌ مِنَ النَّارِ، وَالْجَاهِلُ السَّخِيُّ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ عَابِدٍ بَخِيلٍ
«Щедрый человек близок к Аллаху, близок к Раю и людям и далёк от огня Ада. Скупой человек далёк от Аллаха, далёк от Рая и людей, близок к огню Ада! И невежественный, но щедрый человек любимее Всевышнему Аллаху, чем много поклоняющийся Ему скупец». (Тирмизи, 1961)
Примеры из жизни праведных
От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) приведено следующее.
Из всех ансаров Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) владел в Медине наибольшим количеством финиковых пальм, а больше всего из своего имущества он любил пальмовую рощу Байрухаъ, находившуюся напротив мечети, куда часто заходил Посланник Аллаха ﷺ , чтобы испить там хорошей воды.
Далее Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«После того как был ниспослан аят, в котором говорится (смысл): "Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите. ", – Абу Тальха подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал:
يَا رَسُول الله، إنَّ الله تَعَالَى أنْزَلَ عَلَيْكَ: وَإنَّ أَحَبَّ مَالِي إِلَيَّ بَيْرَحَاءُ، وَإنَّهَا صَدَقَةٌ للهِ تَعَالَى، أرْجُو بِرَّهَا، وَذُخْرَهَا عِنْدَ الله تَعَالَى، فَضَعْهَا يَا رَسُول الله حَيْثُ أرَاكَ الله، فَقَالَ رَسُول الله - صلى الله عليه وسلم: «بَخ (1)! ذلِكَ مَالٌ رَابحٌ، ذلِكَ مَالٌ رَابحٌ، وقَدْ سَمِعْتُ مَا قُلْتَ، وَإنِّي أرَى أَنْ تَجْعَلَهَا في الأقْرَبينَ»، فَقَالَ أَبُو طَلْحَةَ: أفْعَلُ يَا رَسُول الله، فَقَسَّمَهَا أَبُو طَلْحَةَ في أقَارِبِهِ، وبَنِي عَمِّهِ
"О Посланник Аллаха, поистине, Всевышний Аллах ниспослал тебе слова: "Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите…", а самым любимым из моего имущества для меня является роща Байрухаъ, так пусть же она станет милостыней (садакой) ради Аллаха. И я надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о Посланник Аллаха, как укажет тебе Аллах". На это Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким". Абу Тальха сказал: "Я так и сделаю, о Посланник Аллаха", – а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди». (Бухари, Муслим)
Постскриптум
Вероятно, со смертью Пророка ﷺ и четырёх праведных халифов ушла целая эпоха «золотого» Ислама, и на этом месте люди не раз пытались воздвигнуть Вавилон со своим «Шариатом».
Различные идеологии, конституционные строи и взгляды на мир стали меняться со сверхзвуковой скоростью, постепенно выжигая из нас образ истинных мусульман. Возможно, поэтому нашим уважаемым алимам приходится изо дня в день напоминать нам о достоинстве братства, взаимопомощи и садака. По-иному до нас, к сожалению, не достучаться.
Так, в недалёком будущем мы придём к тому, что наши дети будут представлять собой бездушную биомассу с единственным желанием – потреблять. И это не пустое сравнение для красного словца, а печальная констатация очевидного. Однако, пока наше солнце не взошло с Запада, не все мосты ещё сожжены.
А это значит, что у нас есть пока возможность творить добро. И один из самых лучших вариантов это сделать – садака. Думаю, именно милостыня, данная от чистого сердца, способна помочь нам не проиграть сегодня последний бастион нашего имана в этом мире пластмассовых ценностей.
И поэтому, пока кто-то судорожно калькулирует призрачный куш, другие, отламывая от своего хлеба ломоть, делятся им с бедными. На этом испокон веков и держится мир: на добре, на сопереживании, на помощи.
На этом, друзья мои, я с вами прощаюсь, любите друг друга и до новых встреч!
Ислам побуждает нас давать садака нуждающемуся с целью приблизиться к Всевышнему Аллаху. Давать садака следует скрытно – доводить её до нуждающегося таким образом, чтобы об этом не узнал никто.
Если садака даётся скрытно, это деяние остаётся между человеком и Всевышним, и целью такой милостыни может быть только довольство Всевышнего Аллаха. Если садака подаётся скрытно, то в этом деянии отсутствует рияъ – совершение поклонения напоказ.
Милостыня заключает в себе огромную пользу для человека и общества в целом. Садака воспитывает в обществе дух братства и взаимопомощи. Садака также принесёт человеку огромную пользу в Ахирате. Ведь Всевышний Аллах в Судный день укроет в тени тех, кто подаёт милостыню.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
سبعة يظلهم الله في ظله يوم لا ظل إلا ظله: وَرَجُلٌ تَصَدَّقَ أَخْفَى حَتَّى لاَ تَعْلَمَ شِمَالُهُ مَا تُنْفِقُ يَمِينُهُ
«Семерых укроет Всевышний Аллах в тени Своей (то есть в тени Своего Арша) в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его Арша.
…кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая». (Бухари, 660; Муслим 1031; Тирмизи, 2391; Ан-Насаи, 8/222; Ибн Хиббан, 4486)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал нас подавать садака, рассказывая о достоинствах милостыни.
От Абу Малика Аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
والصَّلاةُ نُورٌ ، والصَّدقةُ بُرهَانٌ ، والصَّبْرُ ضِياءٌ
«Намаз – это свет, милостыня (садака) – это доказательство, а терпение – это сияние». (Муслим, 223)
Мы привыкли считать милостыней деньги или что-либо материальное, однако истинная садака – это принесённая польза, милосердие по отношение к другому. Садака не ограничивается раздачей милостыни, садака может быть приветствием, добрым словом, проявлением уважения к людям и прочими благодеяниями.
Это всё считается садака, за которую Всевышний Аллах вознаграждает своих уверовавших рабов. Следовательно, наше отношение, наша благодарность, наше поведение, доброе слово, добрый поступок, улыбка – также садака.
Что касается наилучшей садака, то для этого нет абсолютного общепринятого правила. Это является относительным понятием, которое часто меняется, учитывая разные обстоятельства.
Во-первых, учитывается положение того, кто подаёт милостыню. Следовательно, садака бедного, неимущего человека превосходит милостыню богатого человека. Садака здорового человека достойнее, чем милостыня больного человека, особенно когда он болен смертельной болезнью.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، أَيُّ الصَّدَقَةِ أَعْظَمُ أَجْرًا؟ قَالَ: أَنْ تَصَدَّقَ وَأَنْتَ صَحِيحٌ شَحِيحٌ تَخْشَى الفَقْرَ، وَتَأْمُلُ الغِنَى، وَلاَ تُمْهِلُ حَتَّى إِذَا بَلَغَتِ الحُلْقُومَ، قُلْتَ لِفُلاَنٍ كَذَا، وَلِفُلاَنٍ كَذَا وَقَدْ كَانَ لِفُلاَنٍ
«Один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: "О Посланник Аллаха, за какую милостыню обещана наибольшая награда?" Он ответил: "За ту, что подашь ты, будучи здоровым и скупым, опасаясь бедности и надеясь разбогатеть. И не откладывай подаяние до тех пор, пока не придёт к тебе смерть, чтобы лишь тогда сказать: такому-то столько, а такому-то столько, – тогда как это уже будет принадлежать такому-то». (Бухари, 1419)
Во-вторых, учитывается положение того, кому подаётся милостыня. Следовательно, садака, которую человек подаёт своему родственнику, предпочтительнее, чем садака чужому человеку. Также подать милостыню нуждающемуся лучше, чем подать её другому человеку.
В-третьих, учитывается сущность, характер того, что даётся в качестве милостыни. Передаётся множество хадисов, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит о том, что лучше всего дать в качестве милостыни.
К таковым относятся следующие вещи:
1. обучение полезным знаниям;
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَفْضَلُ الصَّدَقَةِ أَنْ يَتَعَلَّمَ الْمَرْءُ الْمُسْلِمُ عِلْمًا ثُمَّ يُعَلِّمَهُ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ
«Лучшим садака является обучение мусульманином человека полезным знаниям, которым он в дальнейшем обучит другого брата». (Ибн Маджа, 243)
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَفْضَلُ الصَّدَقَةِ أَنْ تُشْبِعَ كَبِدًا جَائِعًا
«Лучшим садака является кормить досыта голодного». (Байхаки, «Шуаб аль-иман», 3093)
От Саида (да будет доволен им Аллах) передаётся:
أن سَعْدًا أَتَى النَّبِىَّ -صلى الله عليه وسلم- فَقَالَ: أَيُّ الصَّدَقَةِ أَعْجَبُ إِلَيْكَ؟ قَالَ: الْمَاءُ
«Однажды Са‘д (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: "Какая садака нравится тебе больше всего?" Он ответил "Вода"». (Абу Давуд, 1679)
Наилучшей милостыней перед всевышним Аллахом является та садака, которую человек даёт искренне, от чистого сердца и только ради Всевышнего, садака, в которой нет ни малейшей примеси фальши (рияъ) и желания прославиться.
Если садака человека будет такой, Всевышний Аллах непременно примет её, ведь Он сказал в Священном Коране:
إِنَّ الْمُصَّدِّقِينَ وَالْمُصَّدِّقَاتِ وَأَقْرَضُوا اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَاعَفُ لَهُمْ وَلَهُمْ أَجْرٌ كَرِيمٌ
(смысл): «Поистине, дающие из своего имущества милостыню мужчины и дающие милостыню женщины ради довольства Аллаха давали средства нуждающимся, и для тех, кто расходовал на пути Аллаха и на благие цели от чистого сердца, будут увеличены эти благодеяния, им будет дана благородная награда – Рай». (сура Аль-Хадид: 18)
Нурмухамад Изудинов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Читайте также: