Девиз учебного года 2020 2021

Обновлено: 16.05.2024

1 сентября в школах, колледжах и вузах начинается новый учебный год. Из-за изменений в организации учебного процесса, связанных с пандемией COVID-19, он будет нестандартным. Но есть и ряд "нековидных" новшеств. Напомним о наиболее значимых нововведениях 2020/2021 учебного года (известных на момент подготовки данного материала).

Для школьников и учителей:

C 1 сентября школы начнут работу в очном режиме.

При этом учебный процесс должен быть построен с учетом рекомендаций Роспотребнадзора, а именно:

  • праздничные мероприятия 1 сентября могут быть организованы по классам или параллелям на открытом воздухе. Для присутствующих на них родителей обязательно использование масок;
  • при входе в здание должны быть организованы ежедневные "утренние фильтры" с обязательной термометрией;
  • за каждым классом закрепляется отдельный кабинет (за исключением кабинетов, требующих специального оборудования), занятия в актовом и спортивном залах, библиотеке проводятся только для одного класса;
  • расписание уроков, график посещения столовой должны быть разработаны с целью минимизации контактов обучающихся. При этом учебные занятия не должны начинаться ранее 8.00;
  • проведение массовых мероприятий между различными классами (школами) запрещается.

На случай ухудшения эпидемиологической ситуации должна быть предусмотрена возможность дистанционного обучения.

Также обратите внимание на:

    по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19; по реализации образовательных программ. с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Более детально требования к организации учебного процесса предусматриваются региональными актами.

Так, например, приказом Департамента образования и науки г. Москвы от 21 августа 2020 г. № 269 предусмотрено обязательное ношение в образовательных организациях масок или пластиковых экранов сотрудниками, посетителями (в том числе родителями), медицинскими работниками. Для педагогов использование масок в коридорах, учительской, рекреации и других общественных пространствах зданий обязательно, в учебных кабинетах – желательно. Нахождение педагога без медицинской маски в учебных кабинетах допускается при условии обеспечения социальной дистанции от обучающихся.

C 1 сентября стартует проект по обеспечению учащихся начальных школ горячим питанием.

В связи с этим обратите внимание на методические рекомендации Роспотребнадзора:

    обучающихся общеобразовательных организаций; за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях".

Всероссийские проверочные работы (ВПР) для учащихся 5-9 классов по программе предыдущего года обучения пройдут с 14 сентября по 12 октября. В рамках данного интервала школы самостоятельно составят график проведения ВПР. Для 5-8 классов проверочные работы являются обязательными, в 9 классах ВПР проводится в режиме апробации по решению школы.

Уже известны направления тем итогового сочинения для 11-классников в 2020/21 учебном году.

С 1 сентября классные руководители начнут получать ежемесячные выплаты в размере 5 тыс. руб.

С 1 сентября 2020 года в 14 регионах России планировалось начать эксперимент по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды. Однако на данный момент соответствующее постановление Правительства РФ еще не принято.

К сведению: если вы еще не успели приобрести школьные принадлежности, ознакомьтесь с рекомендациями Роспотребнадзора о том, как правильно выбрать портфель/рюкзак и одежду для школы.

Для студентов и преподавателей колледжей, техникумов и вузов:

Учебный 2020/2021 год в вузах начнется 1 сентября в традиционном формате.

При этом вузами будет проводиться комплекс мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции с учетом рекомендаций Роспотребнадзора, среди которых:

  • организация "входного фильтра" и проведение термометрии у студентов, педагогического состава и персонала не менее 2-х раз в день;
  • обеспечение студентов, педагогического состава, персонала запасом одноразовых или многоразовых масок; персонала – перчатками, дезинфицирующими салфетками и контроль за их применением;
  • отказ от проведения массовых мероприятий среди различных групп студентов.

Расписание учебных занятий, практик должно быть составлено таким образом, чтобы учебные группы были максимально разобщены. Занятия заочных и вечерних групп рекомендовано максимально перевести на дистанционный формат.

Студенты вузов должны носить маски во время учебного процесса (в учебных аудиториях и лекционных залах).

Для профессиональных образовательных организаций утвержден свой комплекс "антиковидных" санитарных требований, которые в целом схожи с рекомендациями для вузов. В то же время требования о ношении масок студентами они не содержат.

По информации Минобрнауки российские вузы в 2020 году сохранят стоимость обучения на уровне 2019 года.

Более доступными будут льготные образовательные кредиты: с 25 августа изменились условия программы предоставления образовательных кредитов с субсидированной ставкой.

Напомним, что такие кредиты предоставляются гражданам, поступившим в образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего образования, для обучения по соответствующим программам (см. Правила их предоставления).

Иностранные студенты продолжат обучение в России

При этом, предусмотрено, что студенты – иностранные граждане допускаются к учебному процессу после 14-дневной (со дня въезда в Российскую Федерацию) изоляции, с проведением на 10-12 день обследования на COVID-19 методом ПЦР.

Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1 сентября вступят в силу изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам организации воспитания обучающихся. Согласно поправкам, образовательные организации должны будут в течение года (до 1 сентября 2021 г.) утвердить примерные рабочие программы воспитания и примерный календарный план воспитательной работы и включить их в свои образовательные программы. В их разработке вправе принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).

В Публичном отчете Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа имени Т.Т. Шерета» ( далее МКОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета») представлена значимая и объективная информация о реальном состоянии дел, проблемах и достижениях образовательного учреждения за 2020-2021учебный год. Публичный отчет адресован родительской общественности, а также другим заинтересованным лицам.

Общая информация об образовательном учреждении МКОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета»:

Год создания -1964.

Наименование при создании: Красномихайловская средняя школа.

2005 год – переименование: Муниципальное общеобразовательное учреждение.

2009 год – переименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.

1 сентября 2014 год - переименование: присвоено почетное имя Тихона Тимофеевича Шерета.

15 января 2019 год - переименование: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа имени Т.Т. Шерета».

С 27 апреля 2021года в МКОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета» начат «Выборочный капитальный ремонт».

56 лет наша школа ведёт активную образовательную и воспитательно-педагогическую деятельность. Благодаря тому, что школа, будучи верна своим многолетним традициям, постоянно совершенствует практическую деятельность на фундаменте достижений современной педагогической науки, держит баланс между сохранением и укреплением традиций, с одной стороны, и непрерывным развитием, движением вперед, с другой – является залогом успешной работы современного образовательного учреждения. Образовательное пространство школы интегрировано в информационное, что позволяет обеспечивать открытость образовательной деятельности учреждения.

Организационно – правовое обеспечение деятельности Школы

Полное наименование образовательной организации по Уставу – Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа имени Т.Т. Шерета».

Сокращенное наименование организации – МКОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета»

Юридический адрес: 359023 Республика Калмыкия, Яшалтинский район с. Красномихайловское ул. Школьная,7

Учредитель: Администрация Яшалтинского района

Телефон: 8 (84745) 99-2-86

Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством РФ. В основе управления лежат принципы единоначалия и коллегиальности. Административный состав школы:

Директор – Фоменко Лариса Леонидовна, работает с 01.09.2019г

Заместитель директора по УВР: Суховеева Людмила Юрьевна

Заведующий хозяйством: Павленко Алёна Сергеевна

Локальные акты, регламентирующие деятельность школы, размещены на сайте учреждения.

Социальные условия территории нахождения

Здания МКОУ «КСОШ им.Т.Т. Шерета» расположены на территории Красномихайловского СМО. Инфраструктура Красномихайловского СМО не в достаточной степени представлена объектами культуры и спорта, что создает определенные трудности для развития школьников. Поэтому очень важно создать необходимые условия непосредственно в школе для занятий школьников в различных секциях и кружках. Для этого активно используются имеющиеся ресурсы, в том числе по направлениям дополнительного образования воспитанников и обучающихся. Образовательная политика

На протяжении многих лет своего существования МКОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета» оказывает образовательные услуги для жителей сел Красномихайловское и Матросово. На августовском педагогическом совете перед коллективом была поставлена цель – обеспечение высокого качества образования с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся. Для ее достижения в 2020-2021 учебном году педагогами МКОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета» была продолжена работа, направленная на социализацию личности школьников через организацию личностно-ориентированного обучения, реализацию индивидуальных учебных планов, проектно-исследовательской деятельности. Все эти направления остаются актуальными и на следующий учебный год, работа по ним будет продолжена. Управление

Управление МКОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета» осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, свободного развития личности, а также на основе сочетания принципов самоуправления и единоначалия. Органы самоуправления действуют согласно разработанной и утвержденной в МКОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета» нормативно-правовой базы. Постоянно действующим органом самоуправления является педагогический совет. Важным элементом системы управления является открытая информационная среда школы. Большое значение в образовательной организации уделяется развитию ученического самоуправления. Эффективность работы по этому направлению достигается благодаря формированию таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе Отечества, умение адаптироваться к современным социокультурным условиям.

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется через освоение рабочих программ учебно-методического комплекса «Школа России». Во исполнение поручения Президента РФ от 2 августа 209г. №Пр-2009 и Распоряжения Правительства РФ от 28 января 2012г. №84-р с 2012-2013 учебного года во всех субъектах РФ в 4-х классах осуществляется преподавание модульного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В 2020-2021 учебном году, в соответствии с запросами родителей, обучающимися 4-х классов изучался модуль: «Основы православной культуры». В соответствии с концепцией ФГОС НОО все учебные предметы преподаются на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения с использованием ИКТ-технологий, как средства обучения предметам, направленного на создание информационно-образовательной среды. Огромное место в образовательном пространстве начальной школы занимает учебное проектирование, активно вовлекающее семьи в школьную жизнь. В 5-9,10 классах реализуются общеобразовательные программы в соответствии ООО,СОО.

Особенности организации образовательного процесса

На конец 2020-2021 учебного года в МКОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета» насчитывалось 121 обучающийся. При этом: - в 1-4 классах обучалось 44 школьника, - в 5-9 классах - 58, - в 10 – 11 классах - 19. Число школьников уменьшилось по сравнению с 2020-2021 учебный год на 5 человек. В школе обучается 1 ребенок – инвалид, 2 ученика по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития Вариант 7.2-5 лет. Всего в школе 11классов. Из них 4 класса начальной школы, в основной – 5 классов и средней школе насчитывается 2 класса.

Качество образования и его эффективность в наибольшей степени зависит от профессиональных характеристик педагогического коллектива, его квалификации, способности к восприятию нововведений, опыта и т.д. Высококвалифицированный педагогический коллектив – основа успешного функционирования и развития школы как педагогической системы. Школа не полностью укомплектована кадрами (нет учителя английского языка), учителя постоянно повышают свою квалификацию, как в области педагогической практики, так и в области научной педагогической деятельности. В 2020-2021 учебном году педагогический состав был представлен 15 учителями.

Мы продолжаем рассказывать о решениях в сфере образования, принимаемых профильными ведомствами в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, обусловленной пандемией COVID-19, и мерами, введенными с целью противодействия его распространению. В сегодняшнем обзоре отметим следующие решения.

Минпросвещения России рекомендовало завершить 2019/2020 учебный год в следующие сроки:

При этом окончательное решение о сроках и форме завершения учебы каждый субъект РФ примет самостоятельно, учитывая свою специфику и меры по защите здоровья населения, применяемые в регионе.

К сведению: во всех довузовских образовательных организациях Минобороны России учебный год уже завершился.

Резервный срок проведения итогового сочинения для выпускников 11 классов перенесен на 25 мая 2020 года. Если же эпидемиологическая ситуация и принятые в отдельных регионах ограничительные меры не позволят провести итоговое сочинение 25 мая, для этих регионов будет определена другая дата проведения сочинения. При этом отмечается, что более 99,5% выпускников 2020 года уже успешно прошли данную процедуру.

Для прохождения итогового собеседования по русскому языку в 9 классах резервная дата пока остается прежней – 18 мая. Причем, как сообщалось ранее, регионы могут провести его в дистанционном формате при наличии необходимой материально-технической базы и условий для защиты контрольных измерительных материалов итогового собеседования от разглашения содержащейся в них информации.

Для обучающихся, которые в связи с распространением COVID-19 покинули образовательные организации, находящиеся в других регионах, планируется организовать проведение ГИА на территории тех субъектов РФ, в которых они фактически пребывают. Это касается учащихся школ-интернатов, школ для одаренных детей, кадетских, суворовских училищ и других образовательных организаций Минобороны, где проходили обучение выпускники из разных регионов. Вместе с тем, выдачу им аттестатов об основном общем и среднем общем образовании будут осуществлять те образовательные организации, в которых они обучались.

Окончательное решение о сроках проведения ЕГЭ и ОГЭ пока не принято.

Согласно новому проекту, подготовленному Министерством просвещения и Рособрнадзором, ОГЭ планируется провести в период с 1 июня по 31 июля. Конкретные даты проведения экзаменов в указанном временном интервале определят сами регионы исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки. Также текст проекта подтверждает ранее озвученное решение о том, ОГЭ в 2020 году будет проводиться только по двум предметам: математике и русскому языку.

Подготовка к оздоровительной кампании 2020 года (организации летнего отдыха детей) временно приостановлена. Регионам поручено проработать с авиа- и железнодорожными перевозчиками вопрос о возможности переноса дат, времени и изменения данных о пассажирах по ранее купленным билетам. Решение о начале кампании летнего детского отдыха каждый регион будет принимать самостоятельно, исходя из складывающейся эпидемиологической ситуации. Например, как сообщил Мэр Москвы, организация детского отдыха в формате городских смен в школах приостановлена до 31 июля 2020 г.. По поводу третьей смены в августе решение будет принято позднее.

Для учителей: срок действия квалификационных категорий педагогических работников, у которых он заканчивается в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, будет продлен до 31 декабря 2020 года. Таким образом, у педагогов сохранится возможность получать выплаты за квалификационную категорию, которые они получали ранее.

В преддверии нового учебного года все большую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы образования. Как заметил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, система образования – включая дошкольное, школьное, средне-профессиональное и дополнительное – охватывает около 80 млн граждан России. Таким образом, в улучшении образования потенциально заинтересовано большинство граждан страны. К наиболее волнующим темам относятся вопросы проведения государственных экзаменов, содержания образовательных программ, использования информационных технологий при организации образовательного процесса. Эксперты из разных областей, а также представители госорганов и население на мероприятии Общественной палаты РФ обсудили планируемые законодательные нововведения и инициативные предложения, поступившие от заинтересованных граждан.

Цифровые технологии в образовании

Одним из наиболее обсуждаемых нововведений последнего года является цифровизация образовательного процесса. Как заметил заслуженный учитель РФ, д. пед. н. Евгений Ямбург, она в наибольшей степени вызывает обеспокоенность у граждан, причастных к образовательному процессу. Причина заключается в недоверии родителей к внедрению и применению цифровых технологий при обучении школьников.

Напомним, что значимым нововведением прошлого года стало внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в систему образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2020 № 2040 регламентировало сроки проведения эксперимента по внедрению ЦОС – он пройдет с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года. В соответствии с документом, цифровая образовательная среда представляет собой совокупность условий для реализации образовательных программ школьного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Сама электронная информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии и технологические средства. Предполагается, что цифровая образовательная среда позволит обеспечивать освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания. Ранее ГАРАНТ.РУ писал об информационно-коммуникационной образовательной платформы "Сферум", которая была запущена в рамках эксперимента.

В настоящий момент тенденция такая, что значительная часть родительского сообщества относится крайне негативно к нововведениям, затрагивающим внедрение информационных технологий в учебный процесс. Недоверие вызвано рядом факторов, которые по мнению родителей отрицательно влияют на учебный процесс. Представитель общественного движения "Родители Москвы" Алексей Плохов отметил опасение в отношении безопасности ЦОС для детей, а именно возможное нарушение опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и психики. Также родительское сообщество беспокоит качество предоставляемого для платформы цифрового образовательного контента, а также безопасность персональных данных, предоставляемых учащимися при пользовании ЦОС. По мнению представителя родительского сообщества, социальный запрос на цифровизацию образовательного процесса отсутствует. Более того, негативно был воспринят родителями вынужденный переход на дистанционный режим учебы в острый период эпидемии. По мнению Алексея Плохова, сам переход на удаленный формат учебы следовало согласовать с родителями, так как аномального уровня заболеваемости среди детей не было, а сам формат очно-заочной формы не помогает в борьбе с вирусом.

Обеспокоенность со стороны родителей также вызвана применению добровольно-принудительного порядка использования цифровой образовательной среды учащимися – соответствующий вывод родительское сообщество делает на основании положений Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18 ноября 2020 г. № 600. Он содержит положение, согласно которому планируется, что доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля, к 2030 году составит 100%.

Одна из ключевых причин, по которой складывается негативное отношение родительского сообщества к цифровизации, заключается в путанице в понятиях "дистанционное образование" и использование цифровых технологий, заметил Евгений Ямбург. Действительно, так, например, Алексей Плохов отметил, что, несмотря на заявления со стороны органов государственной власти о временном порядке дистанционного обучения, ряд документов содержит противоречивые положения. Представитель родительского сообщества привел в пример Паспорт стратегии "Цифровая трансформация образования" (утв. Министерством просвещения РФ 15 июля 2021 г.). Документ регламентирует результаты проекта, в числе которых, например, планируется достижение следующих показателей до 2024 г.:

  • 33% уроков будет проводиться с использованием современного цифрового образовательного контента;
  • осуществляется автоматизированная проверка домашних заданий, которые возможно проверить с использованием интеллектуальных алгоритмов;
  • сформированы реестры данных для анализа, прогноза и выработки управленческих решений.

При этом среди нововведений, запланированных к реализации до 2030 года, эксперт выделил положение, согласно которому 50% домашних заданий проверяется автоматически с использованием экспертных систем искусственного интеллекта.

В действительности, данные положения не относятся к дистанционному формату ведения уроков, а являются примером цифровизации и автоматизации однообразных образовательных процессов. Использование технологий подразумевается и при очном формате проведения уроков, что в перспективе в значительной степени способствует разгрузке работы учителей, рутинные обязанности которых могут быть автоматизированы.

Эксперты сходятся во мнении, что соответствующие опасения и предубеждения со стороны родителей в сторону развития цифровизации образовательного процесса возникают в первую очередь из-за незнания. Именно отсутствие знаний по соответствующему вопросу создает недоверие к информационным технологиям. Для решения соответствующей проблемы директор Автономной некоммерческой организации "Центр развития школьной журналистики "Школьный пресс-центр" и главный редактор "Учительской газеты" Арслан Хасавов предложил создать единую площадку, на которой родители смогли бы получить достоверную информацию, например, о функционировании ЦОС. Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло отметил, что проблема недоверия со стороны родителей также вызвана отсутствием четко регламентированных норм о возможности использования цифровых технологий без причинения вреда ребенку – эксперт предлагает решить соответствующий вопрос совместно со стороны Минздрава РФ и Минобразования РФ.

При этом следует учитывать, что дистанционное образование не обязательно может подразумевать полностью заочный формат: можно использовать очно-заочную форму, например, когда ученик, который не смог присутствовать на уроке очно, может подключиться по видеосвязи, заметил Сергей Кравцов. Министр просвещения особенно выделил, что основная задача состоит в том, чтобы на первое место поставить образовательный процесс, а не информационные технологии, которые представляют собой дополнительный механизм реализации образовательной деятельности. Соответствующее положение закреплено также в Постановлении Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040. По заявлению Сергея Кравцова, информационные технологии не смогут заменить традиционного формата очного обучения – это принципиальная позиция Минпросвещения РФ, которой ведомство руководствуется. Министр просвещения отметил, что именно по этой причине во время сложной эпидемиологической ситуации при первой возможности был произведен возврат учащихся с дистанционного обучения.

Еще одна проблема использования ЦОС заключается в наличии низкокачественных с точки зрения образовательного стандарта цифрового контента, используемого платформой. Соответствующие случаи предоставления контента низкого качества приводилась в качестве примера несколькими представителями родительского сообщества. Необходимость контроля за цифровым образовательным контентом поддерживает Сергей Кравцов. Он уверен, что содержание такого контента требует экспертизы по аналогии с проверкой учебников на содержание и соответствия образовательным стандартам. Именно соответствующий контроль за качеством предоставляемых в ЦОС материалов позволит повысить качество цифрового образовательного контента.

К плюсам внедрения цифровой онлайн-среды также относится предоставление возможности больным детям из разных регионов России получать доступное получение при отсутствии возможности присутствовать очно, отметил Евгений Ямбург. Также дистанционный формат взаимодействия учителей с учениками позволял учитывать индивидуальные пожелания вторых по выбору государственных экзаменов для сдачи. Это актуально, например, для детей, которые испытывали трудности при обращении за помощью педагогов очно, в то время как онлайн-общение позволяло установить контакт.

Евгений Ямбург считает, что для современного образования следует соблюдать баланс онлайн и офлайн форматов обучения – не отрицать информационные технологии, но и не отказываться от традиционного формата очного обучения. Технологии искусственного интеллекта, например, можно использовать для проверки шаблонных заданий, но в то же время сохранять за учителем право проверять более сложные варианты работ. Процесс образования меняется, в связи с чем его цифровая реформа представляется закономерным следствием. По мнению главного редактора газеты "Вести образования", канд. пед. наук Александра Адамского, цифровизация – это практически единственный способ устранения неравенства в образовании.

Государственные экзамены

Накануне нового учебного года в очередной раз поднимается вопрос реформы системы единого государственного экзамена. Как отметил ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев, предложения об отмене ЕГЭ поступают постоянно.

Алексей Гусев , ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации:

Если мы говорим о том, что образование – это общественное благо, то ЕГЭ – это инструментарий, позволяющий достичь этого блага. Главное предназначение ЕГЭ – обеспечить социальную справедливость в части поступления абитуриентов в вузы. В связи с этим говорить об отмене экзамена представляется неправильным"

Эксперт считает, что следует наладить уже настроенную систему и позволять ей эволюционировать, а не предпринимать попытки ее реформации. Выражая общее мнение членов Национальной родительской ассоциации, Алексей Гусев предложил оставить ЕГЭ как форму вступительного экзамена в вузы, который может быть по желанию засчитан как итоговая аттестация в школе. Такая система позволит в том числе сдавать ЕГЭ людям в любом возрасте. Также поступают предложения об отмене обязательного ЕГЭ для всех. Так, например, Любовь Плужникова, директор школы в Челябинской области, предлагает сделать экзамен обязательным только для тех выпускников, которые поступают в высшие учебные заявления. Проблема заключается в том, что учащиеся, не уверенные в своих силах для сдачи ЕГЭ, уходят из школы после 9 класса, не получая тем самым полное школьное образование.

Представляя позицию Минпросвещения РФ, Сергей Кравцов отметил, что ЕГЭ в первую очередь представляет собой единый экзамен – требования и задания публикуются в открытом доступе, они соответствуют стандартам программы, при этом к учащимся предъявляются равные требования на территории всей страны. Такая система позволяет исключить коррупционную составляющую, когда абитуриенту следует нанимать репетитора из того вуза, в который он планирует поступать – если бы у каждого вуза были свои экзамены, такая ситуация была бы весьма вероятной, считает чиновник.

При этом в Минпросвещения РФ рассматривали предложения по альтернативным вариантам сдачи итоговых экзаменов – по словам министра, такие эксперименты проводились во время сложной эпидемиологической обстановки прошлым летом. Сам ЕГЭ эволюционировал на протяжении всего периода его применения – так, например, была удалена тестовая часть государственного экзамена, которая подвергалась наибольшей критике. Также был добавлен устный экзамен по русскому языку, добавлено сочинение, задания стали более творческими. Таким образом, система ЕГЭ совершенствуется с каждым годом.

Проблемы с увольнением директоров школ

Одной из наиболее насущных проблем является увольнение директоров на основании положений п. 2 ст. 278 Трудового кодекса, рассказал Евгений Ямбург. Согласно данной статье, директора школы можно уволить на основании решения уполномоченного органа. Фактически, учредитель имеет право уволить директора любой школы без объяснения причин. При этом Верховный суд еще в 2004 году дал разъяснение, согласно которому работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 ст. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Однако на практике директора безосновательно подвергаются увольнению – так, например, недавно уволили с поста директора школы в Нижнем Новгороде, так как она не предоставила списки школьников, участвующих в митинге. При этом проверка прокуратуры и МЧС соответствующих нарушений со стороны директора школы не выявила.

Как разъяснил Евгений Ямбург, увольнение по данной статье касается большого числа директоров по всей России, если судить о количестве направленных жалоб. Ситуация обостряется в связи с предстоящими выборами [имеются в виду выборы депутатов Государственной думы РФ VIII созыва, которые пройдут 19 сентября – прим. ГАРАНТ.РУ]. Эксперт отметил следующее нарушение: требование госорганов проконтролировать со стороны директоров, как будут голосовать учителя. Само такое требование носит антиконституционный характер и нарушает принцип прозрачности выборов, что является недопустимым, подчеркнул эксперт. Наиболее разумным решением сложившейся проблемы будет являться внесение изменений в ст. 278 ТК РФ, которая не будет давать права увольнять директора общеобразовательного учреждения без объяснения причин, так как на данный момент данная статья применима к школам.

Читайте также: