Коммунистическая партия китая девиз
Обновлено: 27.11.2024
Во главе современного Китая стоит сословие аристократов, известное нам под общим именем КПК, Коммунистической партии Китая. Аналогичным образом поздним СССР управляла номенклатура.
Слово «аристократия» принято переводить как «власть лучших», от греческого слова «аристеус», «знатнейший». Компартию пополняют за счёт потомков и родственников старых коммунистов, а также за счёт молодой крови: тех, кто хорошо показал себя на менее важных постах. Мнение плебса имеет в Китае огромное значение: власть тщательно мониторит настроения народа и всегда учитывает ожидаемую реакцию общества. Вместе с тем народ отстранён от принятия решений, им управляет партийный слой размером в 4% от общей численности населения.
Разумеется, выше я пропустил значительное количество деталей, чтобы не усложнять картину сверх необходимого. Так, кроме компартии в Китае официально действуют ещё восемь «демократических» партий, не обладающих реальной силой и влиянием, но помогающие Китаю, например, поддерживать зарубежные связи со своей диаспорой. Также, разумеется, компартия не является монолитным образованием: она состоит из большого числа кланов и групп, которые постоянно ведут между собой жёсткую аппаратную борьбу.
От демократии система аристократии отличается тем, что народ не выбирает напрямую ни депутатов, ни президента. От монархии, олигархии или тирании тем, что верховная власть распределена по всему классу аристократии, а не сосредоточена в руках одного или нескольких человек. Так, в раннем СССР (при Ленине и Сталине) была установлена тирания, которая при Хрущёве была преобразована в аристократию. В США мы наблюдаем формальную демократию, однако по факту в стране аристократия, как и в Китае, ибо реальная власть в США принадлежит глубинному государству, сословию элитариев. В современной России мы видим реальную демократию — народ выбирает и депутатов, и президента напрямую.
Какая из перечисленных систем лучше для общества, вопрос очень дискуссионный. Китайская аристократия довольно успешна, а латиноамериканские демократии, например, стали настоящим бичом для региона — народ раз за разом выбирает негодных правителей, которые ввергают постоянно страдающие страны в новые пучины политического и экономического хаоса. Несколько лет назад я натыкался на исследование учёных, утверждающее, что лучше всего управляются страны с конституционной монархией. В этом есть резон: если страна сумела дожить до 21-го века, удержавшись от разрушительных революций, она уже имеет огромное преимущество перед странами, изгнавшими или убившими своих монархов.
Обыватели иногда ошибочно полагают, будто «простому народу» непременно нужна власть, которую будет выбирать этот самый «простой народ», в противном случае народ будет стонать под пятой высших классов, пребывая в нищем и порабощённом состоянии.
Ни логика, ни история не подтверждают это предрассудок, ведущий свои корни из симпатической магии. Если потереть монетку о живот доктора, она не станет лечебной. Если избрать на царство выходца из народа путём всенародного голосования, новый правитель не станет автоматически куклой вуду, заботящейся исключительно об интересах сословия, из которого он произошёл. Чтобы правитель действительно сделал что-нибудь полезное для «простого народа», должны одновременно исполниться сразу три условия:
— правитель должен быть достаточно сильным, чтобы думать о чём-то, кроме удержания власти;
— правитель должен быть достаточно ответственным, чтобы думать о благе общества и государства;
— правитель должен игнорировать мнение массового электората, почти всегда выступающего за простые и неправильные решения.
Эти три условия могут теоретически выстрелить при любом государственном устройстве. Мы знаем из нашей собственной истории, что все цари, императоры, генсеки и президенты не только заботились о простом народе «на словах», но и пытались на практике улучшить жизнь своих подданных. Получалось далеко не у всех, однако как минимум на уровне намерений стремились к этому все.
Бывают политические системы, — олигархия, например, или охлократия, — само устройство которых предполагает, что плебс будет беднеть и страдать. Вместе с тем в Китае, как мы видим, КПК имеет и желание, и возможность заботиться о народе, из которого она произросла. Мао Цзедун ошибался, когда говорил, будто простолюдины самые умные, а аристократы — самые глупые, будто мудрость проистекает от народных масс, а интеллигенция — наиболее невежественная часть общества. В постмаоистком Китае правящая аристократия демонстрирует впечатляющие результаты: страна быстро развивается, причём рядовые китайцы чувствуют себя с каждым годом всё более обеспеченными и социально защищёнными.
1. Китаем правит сословие аристократов, которое можно грубо отождествить с КПК, коммунистической партией Китая.
2. Сословие аристократов не является замкнутым. При помощи сложной системы поиска кадров КПК постоянно привлекает таланты из числа простых китайцев.
Теперь, когда мы вчерне разобрались с политическим устройством Поднебесной, давайте переведём взгляд на её экономику.
Если предельно упростить, то социализм отличается от капитализма уровнем свободы. При социализме каждый гражданин является рабом общества, принуждённым работать на общее благо. При капитализме каждый гражданин является свободным человеком, который может заниматься тем, чем считает нужным.
Социалисты говорят, что общество может быть достаточно эффективным только в том случае, если все граждане жёстко объединены в большой жужжащий механизм, в котором у каждого винтика есть назначенная ему сверху задача. Капиталисты утверждают, что более эффективна распределённая система, в которой «винтики» сами решают, чем конкретно им заниматься.
После кончины Мао Цзедуна власть в Китае перешла в руки Дэна Сяопина. Он уже не был тираном: подобно Никите Хрущёву и Леониду Брежневу, товарищ Дэн опирался на правящую аристократию, которая доверила ему проведение реформ.
Дэн Сяопин рассудил примерно следующим образом. Компартия должна вести Китай к коммунизму, то есть к сказочно богатой утопии из научно-фантастических книг. При коммунизме у общества будет столько ресурсов, что необходимость в учёте труда отпадёт, каждый сможет иметь вдоволь всего, но заниматься при этом всем, чем ему заблагорассудится.
Бедный коммунизм — это оксюморон, противоречащее само себе понятие. Коммунизм не может быть бедным, иначе это не коммунизм. Мао Цзедун оставил после себя Китай в состоянии крайней бедности, поэтому для движения в сторону коммунизма следовало прежде всего сделать страну богатой. Административно-командная экономика по типу той, которая была в маоистском Китае и в посленэповском СССР, безнадёжно проигрывает капитализму по темпам роста благосостояния. Следовательно, идти к коммунизму надо через капитализм.
Проведу аналогию, чтобы сделать логику китайских реформаторов более наглядной. Когда отряд бойцов забирается на гору, командир хочет, чтобы вершины достиг каждый боец. Но если не разрешить сильным бойцам подняться выше других, чтобы вбить крючья и спустить верёвки для остальных, отряд так и будет вечно топтаться у подножия горы.
Вот цитата из интервью, которое Дэн Сяопин дал американскому корреспонденту в 1986 году:
Дэн . Мы прошли через «культурную революцию». Во время «культурной революции» считалось, что бедный коммунизм предпочтительнее богатого капитализма. Когда я возобновил работу в центральном руководстве в 1974 и 1975 годах, я начал критиковать эту точку зрения. За это я был отстранён от работы снова. Конечно, на то были и другие причины. Я сказал им, что нет такого понятия, как бедный коммунизм. Согласно марксизму, коммунистическое общество основано на материальном изобилии. Только тогда, когда материальное изобилие достигнуто, можно применить принцип коммунистического общества: «От каждого по способностям, каждому по труду». Социализм — это первый этап коммунизма. Конечно, он покрывает очень длинный исторический период. Главная задача социалистического этапа — развивать производство, увеличивать материальное благосостояние общества, постоянно улучшать жизнь людей и создавать материальные условия для прихода коммунистического общества.
Не может быть ни коммунизма с нищетой, ни социализма с нищетой. Так что богатеть — это не грех. Тем не менее мы понимаем под словом «богатеть» не то же самое, что и вы. Богатство в социалистическом обществе принадлежит народу. Разбогатеть в социалистическом обществе означать сделать богатым весь народ. Принципы социализма таковы: первое, развитие производства, и второе, общее процветание. Мы разрешаем некоторым людям и некоторым регионам разбогатеть первыми для того, чтобы быстрее прийти к общему богатству . Вот почему наша политика не будет вести к поляризации, когда богатые будут становиться богаче, а бедные беднее. Честно говоря, мы не должны допустить появления новой буржуазии.
В переводе с дипломатического на русский это означало вот что. Китай перевёл свою экономику на рельсы рафинированного капитализма — более чистого даже, нежели в США, в Германии или в других «исторических» капстранах. Внятные правила игры, максимальная свобода для бизнеса и строгая защита частной собственности сделали чудо. Изголодавшееся по нормальной жизни население Китая столь близко к сердцу восприняло лозунг «Обогащайтесь», что за 40 лет не только вывело страну из глубин нищеты, но и сделало Поднебесную первой экономикой мира. Важную роль в этом рывке сыграл, пожалуй, козырь индустриализации. Бедное сельское население ринулось в города: заводы получили приток дешёвой рабочей силы, которая позволила им получить хорошую прибыль, чтобы вложить её в расширение производства.
Подведу итог
С политической точки зрения в Китае установлена аристократия — или, если угодно, меритократия, «власть самых способных». С экономической точки зрения Китай является крепкой капиталистической страной.
Коммунизм в Китае понимается в хилиастическом смысле — как светлое царство победившего разума, которое когда-нибудь непременно наступит само собой, по мере развития человечества и смены дат на календаре. Если бы в Китае правила Партия Технологической Сингулярности или Партия Колонизации Галактики, никакой разницы во внешней или во внутренней политике мы бы не увидели. План действий у этих партий был бы ровно таким же: наращивать мощь и благосостояние Китая, используя лучшую из испытанных человечеством экономических систем — капитализм.
В Китае в отличии от других стран, правительство формирует повестку и направление идеологии для народа. Поэтому используются лозунги и надписи на зданиях и строительных заграждениях, также электронных таблоидах.
Традиционные надписи на строительных заграждениях и вдоль дорог это как правило изречения товарища Си Цзиньпиня, иногда цитаты Мао, но в основном это тезисные понятия от партии вроде: Мораль, Возрождение, Труд, Обогащение и тому подобное.
Лозунги могут быть как политической так и культурной или бытовой направленности. Основные темы это соблюдение норм поведения, здоровый образ жизни, любовь к семье, уважение к пожилым, уважение к своей истории и Родине, трудолюбие, соблюдение безопасности на дорогах и производстве и т.д. Эти лозунги и образы имеются практически на каждом шагу, написаны красным на белом или белым на красном, чтобы четко отпечатываться в народном подсознании.
В последнее время партия старается привить простым гражданам высокоморальные понятия, чтобы в целом повысить уровень культуры и поведения граждан, увеличить взаимопонимание и уважение между гражданами, повысить их дисциплинированность.
Такие лозунги ещё часто предназначены для граждан приезжающих из деревень и уездов в города. Данные лозунги помогают корректировать приезжих и прививать им культуру, доносят идею и позицию партии.
Возможно это также необходимо партии для исправления общих личностных качеств китайцев. Чтобы избежать нелепых и непотребных ситуаций и позаботиться об образе страны перед иностранцами, которых в Китае всё больше.
В результате одним действием решается сразу несколько важных задач: просвещение, формирование направления, предупреждение, мотивация, поддержка идеологии и т.д.
Коммунистическая партия Китая всегда уделяла большое внимание пропаганде, а лозунг ( 口号 - kǒuhào ) является одним из способов достижения целей пропагандиста. Обычно лозунги — это короткие, легко запоминающиеся и несущие важную идею, либо призыв к действию фразы. Китайский язык идеально подходит для составления таких фраз, ведь каждый иероглиф представляет собой слово или целую идею (см. китайские пословицы). Так лозунг из четырех иероглифов, чтобы выразить ту же идею на английском вполне может потребовать для перевода по крайней мере шесть или более слов. Лозунги, используемые в различные периоды, начиная с 1949 года отображают изменения политики, проводимой центральным правительством Китая.
为人民服务
wèi rénmín fúwù
Служи народу!
Лозунг, находящийся вне времени, впервые был использован в 1940 году. Является одним из немногих старых политических лозунгов, востребованных и сегодня.
百花齐放
百家争鸣
bǎihuā qífàng bǎijiāzhēngmíng
Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают все ученые
Этот лозунг, используемый в период «Ста цветов» (1956-57 гг.), отсылает назад, в далекое прошлое, в период Воюющих царств (476-221 до н.э.) — тогда в Китае существовало множество различных школ философии. Современные «Сто школ мысли» были критиками Коммунистической партии Мао, приглашенными в конце 1956 года, отчасти в ответ на венгерское восстание. Жесткость и масштабы недовольства, которые показала кампания «Ста цветов» сильно потрясли лидеров партии, и в 1957 году многие из тех, кто предложил свою критику были наказаны в рамках «Антиправой кампании», запущенной для искоренения «ядовитых сорняков», возросших в таких больших количествах.
敢想敢干
gǎn xiǎng gǎn gàn
Смело думай, смело действуй!
农业学大寨
nóngyè xué dà zhài
Земледелию учитесь у Дачжай
Дачжай — это деревня в провинции Шаньси, на северо-западе Китая. В 1964 году она была примером того, что может быть достигнуто путем самообеспечения и коллективных усилий. С тех пор и до 1979 года деревня была одним из самых известных мест в Китае, и бригадир Чен Йонгуй путешествовал по всему миру, рассказывая о бодром духе Дачжай. После 1979 года пример Дачжай был отвергнут, и с 1983 года деревня была передана в частную собственность.
造反有理
zàofǎn yǒulǐ
Бунт оправдан
Красногвардейский лозунг раннего периода культурной революции (1966-68). Председатель Мао призвал наступать на практически весь существующий партийный аппарат, и это восстание распространилось на все формы власти: родители, учителя, врачи, ученые, музыканты, художники и интеллектуалы всякого рода были объектами нападений. Многие покончили жизнь самоубийством, многие были сосланы на работы в отдаленных районах.
批林批孔
pī lín pī kǒng
Критикуй Линь Бяо и Конфуция!
Кампания против Линь Бяо началась в 1971 году после смерти его и его семейства в авиакатастрофе. Сначала Линь был обвинен в ультралевых взглядах, но позже он был (несколько странно) переведен в разряд ультраправых, а в 1974 году заклеймен, как почитатель реакционной философии Конфуция. Кампания по критике Линь Бяо и Конфуция была в действительности завуалированной атакой на Чжоу Эньлая и его политику, рассматривавшуюся как про-модернизационная и менее «радикальная», чем политика самого Мао.
粉碎四人帮
fěnsuì sìrénbāng
Бей «банду четырех»!
Председатель Мао умер в сентябре 1976 года, и вскоре после этого стало ясно, что Цзян Цин и ее последователи агитировали за удаление Хуа, называя его «вождем ревизионистов». Хуа действовал решительно, арестовав Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Ван Хонвэн и Яо Вэн Юан (так называемая «банда четырех»). Это стало началом серии радикальных политических изменений после смерти Мао, все из которых по сути отвергли политику, как сейчас говорят «ультралевых», с которой выступал Мао с 1958 года. За внезапным падением «банды четырех» последовала общенациональная кампания, которая сначала очерняла их лично, а затем постепенно отошла от их индивидуальных преступлений к «ошибочной» политике, которую они поддерживали. Данный лозунг был лишь ядром на ранних стадиях кампании против «банды четырех».
实事求是
shíshì qiú shì
Ищите правду в фактах
Это кредо реформаторов, которые с 1977 года стали «устанавливать политическую повестку дня для Китая после смерти Мао». Оно означало, что факты, а не идеология должны быть критерием «правильности» политики; политика должна работать на практике. Дэн Сяопин сказал: «Не имеет значения, черная кошка или белая, пока она ловит мышей». Ловля мышей (экспертиза) стала играть гораздо большую роль, чем просто политическая метафора. Это, конечно, полностью контрастирует с трезвым эмпиризмом Мао. По Мао, глупый старик (персонаж из древней китайской басни, пересказанной Мао, чтобы воодушевить людей продолжать бороться, несмотря на великие трудности), показал, что «человеческая воля побеждает небо» и опроверг скептицизм так называемых экспертов.
实现四个现代化
shíxiàn sì gè xiàndàihuà
За четыре модернизации!
Четыре модернизации — это модернизация науки, промышленности, сельского хозяйства и безопасности. Реформаторы рассматривали модернизацию Китая во всех этих областях, как первичную задачу, стоящую перед Китаем в конце двадцатого века. Наука, а не массовые движения и идеологический переворот, рассматривались как средство, с помощью которого Китай достигнет социализма.
只生一个孩子好
zhǐ shēng yīgè háizi hǎo
Иметь лишь одного ребенка — это хорошо!
После смерти Мао китайское правительство было всерьез озадачено проблемой быстрого роста численности населения. 14 апреля 1989 Китай отметил день рождения 1,1-миллиардного жителя увещеваниями усилить планирование семьи. Предсказания тяжелых испытаний, даже голода, если темпы роста не уменьшатся были усилены кампанией поощрения «политики одного ребенка». Она не стала полностью успешной, отчасти потому, что трудно ввести санкции в отношении пар в сельской местности, которые имеют более одного ребенка.
Даже сегодня лозунги еще возникают и будут продолжать появляться, так как правительства любой политической ориентации должны продвигать свои идеи в народные массы, и лозунги представляют собой удобный и эффективный способ упаковки этих идей. Огромные придорожные плиты в Пекине и других крупных городах были полностью покрыты цитатами из Мао, Маркса, Энгельса и Ленина; теперь, по большей части, они исчезли, уступив место коммерческой рекламе и государственным плакатам меньшего политического накала: содействие кампании по охране здоровья или контролю над рождаемостью. Тем не менее, лозунги все еще являются значимой частью политической жизни.
Макарова Юлия Олеговна — аспирант Забайкальского государственного университета.
Обоснована востребованность лозунгов, которые широко используются в Китае уже не одно столетие и несут в себе мобилизующую пропагандистскую функцию. Спецификой статьи является использование лингвистических приёмов для обоснования инструментария политической пропаганды. Отмечено, что современное китайское государство активно привлекает инструментарий лозунгов для купирования существующих социальных и экономических проблем. Политические лозунги имеют явные преимущества перед экономическими и силовыми способами господства над политической волей масс, поскольку они реализуются постепенно и незаметно для управляемых, их реализация не приводит к прямым жертвам и насилию.
С точки зрения автора, наибольший интерес для исследования представляет современная политическая агитация Китая как субъекта наиболее частого применения лозунгов.
Отмечено, что ни одна страна в мире, кроме Китая, не смогла сформировать настолько гибкий и эффективный инструментарий манипулирования политическим сознанием при помощи достаточно простых лингвистических инструментов, таких как лозунги. По ним можно воссоздать картину давно минувших лет и проследить, против чего боролись и к чему стремились несколько поколений Поднебесной. В настоящее время лозунги и агитационные плакаты не утратили своей актуальности
Политическая пропаганда включает феномен лозунга, т. е. призыва или обращения в лаконичной форме, выражающего руководящую идею или требование и используемого в таких областях, как политика, религия, экономика [9]. Силу их воздействия трудно переоценить: они не только символизируют сопричастность общества к какому-нибудь общему делу, как, к примеру, знамёна и другие геральдические признаки, но и передают буквально семантическую квинтэссенцию этой причастности [1]. Цель статьи — обосновать востребованность лозунгов, которые широко используются не одно столетие и несут в себе мобилизующую пропагандистскую функцию. Спецификой статьи является использование лингвистических приёмов для обоснования инструментария политической пропаганды.
В современном китайском государстве инструментарий лозунгов всё чаще используется для разрешения существующих социальных проблем. Помимо решения экономических задач лозунги активно применяются в целях построения гармоничного социума, пропаганде здорового образа жизни, поддержке незащищённых слоёв населения, популяризации многочисленных общественных организаций и фондов, борьбе с бедностью, преступностью, загрязнением окружающей среды, а также многих других не менее серьёзных целей.
Политические лозунги имеют явные преимущества перед экономическими и силовыми способами господства над политической волей масс, поскольку они:
- реализуются незаметно и постепенно для управляемых;
- их внедрение не приводит к прямым жертвам и крови;
- не требуют больших материальных расходов, которые были бы неизбежны в случае подкупа или успокоения некоторых политических оппонентов [5, 7, 8].
Таким образом, большинство людей в массе своей склонны повторять и следовать тем политически ориентированным суждениям, которые они где-то слышали, им преподавали или о которых они узнали из прочих внешних источников [2, 12].
В современном мире Китай является едва ли не единственной страной, где лозунги играют настолько важную роль в жизни населения. Основываясь на этом, наибольший интерес для исследования представляет современная политическая агитация Китая как субъекта наиболее частого применения лозунгов.
Все без исключения правители Поднебесной — от первого императора Цин Шихуана до Сун Ятсена и Мао Цзэдуна — использовали лозунги. В современном Китае они встречаются повсеместно — в больших мегаполисах и маленьких глухих деревнях. Являясь преемниками Советского Союза в области лозунгов, китайцы расширили как идею, так и область употребления лозунгов. Они характеризуются широким распространением, большим количеством, ёмким содержанием, разнообразными формами и глубокой интеграцией в общественную жизнь.
Лозунги как особый поэтический жанр стали чрезвычайно распространённым явлением в Китае. Группы поэтов придумали ряд поэтических лозунгов, которые и сегодня призывают бороться с прогулами, поднимают дисциплину на фабриках и заводах, убеждают выполнять и перевыполнять план, агитируют за высокие достижения и ударные темпы работы [10].
В отличие от европейских государств, Китай использует все возможные способы агитации, в которой лозунгам отведена главенствующая роль «цемента общества». В китайском языке применяется следующий термин для обозначения понятия «лозунг»: 标语口号 (бяоюйкоухао), что, согласно авторитетному толковому словарю китайского языка «Цы Хай» , имеет следующее значение: « 口号 » (коухао) — это краткое и чёткое побуждающее к действию высказывание, выдвинутое для достижения определённых целей и выполнения определённых задач» [15; 1649 с.]. В сфере применения агитации Китай является уникальным государством. Угодные властям слоганы и лозунги вывешиваются на растяжках, на улицах и заводах, призывают к трудовым подвигам и прочим действиям, ими полны плакаты, радио и телевидение, а также речи звёзд кино и политиков.
Говоря о Китае, необходимо учитывать ряд особенностей, присущих формированию политической пропаганды в этой стране.
К ним относятся:
- геополитические факторы, такие как географическое положение, население;
- структура органов власти, авторитарность управления;
- жёсткая цензура;
- степень влияния религиозного фактора на сознание китайцев;
- специфика религиозных концепций, распространённых в Китае;
- социальные проблемы (отношения между родителями и детьми, возможность получить высшее образование и т. д.), тенденция к смене социальных ролей между мужчиной и женщиной [6].
Важными факторами также являются отношение современных китайцев к окружающей их действительности, их самоидентификация, которая непосредственным образом влияет на внутреннее состояние индивидов и уровень социальной активности.
На современный Китай, безусловно, оказывают большое влияние западное мировоззрение и технологии. Однако, благодаря специфике китайского менталитета, западное мировоззрение и технологии не вытесняют традиционные китайские, а образуют в массовом сознании симбиотический конгломерат. При этом классическое и типичное для жителей Китая мировоззрение сохраняется. Они словно пропускают через себя западные принципы и воззрения, тщательно их фильтруют и выбирают из них только то, что конгруэнтно духу и восприятию китайцев. Всё это свойственно менталитету и психологии обычного жителя Поднебесной, мировоззренческий стержень которого создаётся и существует через структуру языка, систему ценностей, иносказательные выражения, пословицы и поговорки [13].
Далёкий родственник европейских лозунгов — девизы правления древнего Китая. Начиная приблизительно с 180 г. до н. э. императоры Поднебесной, приходя к власти, выбирали девизы своего правления, например, «Счастье и процветание». Вплоть до падения империи в 1911 г. её жители отсчитывали «годы счастья и процветания». Китайцы пытались повлиять на ход истории, меняя девизы правления и объясняя неудачи неправильным выбором девиза [3].
Но лозунг, коммерческий и политический, в его прямом значении — это по большей части феномен ⅩⅩ в. Огромное китайское государство вошло в него с многочисленными политическими и социальными болезнями, поэтому среди народных масс того времени преобладали такие лозунги, как « 星星之火,可以燎原 » («Из искры может разгореться пожар»), « 中国人民 站起来! » («Китайский народ, восстань!»), « 自力更生 » («Нужно опираться на свои силы!»), « 为人民服务 » (Служить народу!) и др. В результате Синьхайской революции (1911—1913) была свергнута династия Цин и создана Китайская Республика. В 1913 г. произошла «Вторая революция» под предводительством Сунь Ятсена. Генерал Юань Шикай в центральных и южных провинциях подавил разрозненные и несогласованные выступления. Таким образом, в Китае установилась военная диктатура во главе с Юань Шикаем, который был родоначальником группировки северных (бэйянских) милитаристов. Сунь Ятсен вынужденно эмигрировал за рубеж. Юань Шикаю не без труда удалось подавить мятеж и он принялся формировать Китайскую империю, которая, на его взгляд, обеспечила бы единство, независимость, стабильность и процветание многострадальному Китаю. Однако нескончаемые репрессии, неумение своевременно разрешать насущные проблемы страны и появившаяся мания преследования обратили против самопровозглашённого императора все партии. Таким образом, чаяниям Юань Шикая не суждено было сбыться, и он вынужден был отказаться от титула [11].
В начале Первой мировой войны правительство Китая объявило о своём нейтралитете и попросило державы, участвующие в войне, не осуществлять военные действия на китайской территории, подразумевая, в том числе, китайские земли, «арендованные» иностранными державами. В 1915 г. китайские принцы проголосовали за установление монархии в Китае с Юанем Шикаем во главе, что вызвало ряд восстаний в провинциях Поднебесной, которые проходили под лозунгом « 下定决心,不怕牺牲, 排除万难,去争取胜利 » («Будьте решительны, не бойтесь жертв, преодолевайте все трудности, и тогда мы победим!»). Свою независимость от Пекина объявили провинции Гуйчжоу, Юньнань и Гуанси. Потом решили отделиться и Чжэцзян, Хунань, Сычуань и Гуандун. 22 марта 1916 г. была восстановлена республика, и Юань Шикай лишился своего титула.
В провинции Гуанчжоу в 1912 г. под руководством Чан Кайши создана партия Гоминьдан. Чан Кайши в качестве советников пригласил к себе офицеров из Германии. Гоминьдановцы усердно заимствовали опыт и навыки немцев по наведению и установлению порядка в стране. В данный период времени в Китае бытовал такой лозунг — « 一切工作归国民党! » (Всё для партии Гоминьдана!).
К 1927 г. после нескольких военных операций под контролем войск Гоминьдана находилась большая часть территории Китая. Приблизительно в это же время, в 1921 г., основана и Коммунистическая партия Китая. В тот период она была малочисленной и не пользовалась особой популярностью.
Однако осенью 1931 г. Япония напала на Китай и уже в марте 1932 г. на территории Поднебесной появилось марионеточное прояпонское государство Маньчжоу-Го. Перед Чан Кайши в сложившейся ситуации было уже три врага: внешняя японская агрессия, эпизодические бунты некоторых милитаристов на местах и вооружённые отряды Коммунистической Партии Китая, которые стали набирать силу и претендовать на захват власти в стране, поэтому китайский народ на каждом шагу видел лозунги, подобные « 御敌于国门之! » («Дадим отпор врагам извне!»). В результате подписано соглашение о создании единого фронта между Гоминьданом и КПК.
7 июля 1937 г. началась война между Японией и Китаем. Повсеместно распространялись лозунги « 实现抗战! » («За войну против японских агрессоров!»), « 坚持抗 战,反对投降! » («Упорно сопротивляться и не сдаваться!»). В августе-сентябре 1945 г. милитаристская Япония была разгромлена. Вторая мировая война завершилась, страны Азиатско-Тихоокеанского региона были освобождены от японских войск.
В Китае полным ходом ожесточённо шла гражданская война, в результате чего была создана коммунистическая армия, обладавшая выучкой и дисциплиной, лозунг которой — следующий призыв « 坚持团结, 反对分裂 » («Отстаивать единство и противостоять сепаратистам!»), « 战略上藐视敌 人,战术上重视敌人 » («Игнорировать врага стратегически, тактически считаться со врагом»). 1 октября 1949 г. Пекин провозгласил создание Китайской Народной Республики, и произошло её сближение с Советским Союзом, в результате — Китай подвергся экономической изоляции со стороны США и других стран НАТО [3, 11, 14].
Именно начиная с 50‑х гг., лозунги становятся центральным орудием для формирования политического сознания китайского народа. В этот период времени появляется множество плакатов и транспарантов, которые вывешивались повсеместно, дабы каждый житель Китайской Народной Республики был информирован о политике партии и следовал намеченному курсу. Возьмём для примеров следующие лозунги: « 中国共产党万岁! » («Да здравствует Коммунистическая партия Китая!»), « 没 有共产党,就没有中国! » («Без Коммунистической партии нет Китая!), « 和平、共 产主义、团结! » («Мир, Коммунизм, Солидарность!»), « 中国人民大团结万岁! » («Да здравствует великое единение китайского народа!»), « 鼓足干劲,力争上游,多快好 省地建设社会主义 » («Изо всех сил стремиться к лучшему, лучше и быстрее построить социализм»), « 伟大的导师,伟大的 领袖,伟大的统帅,伟大的舵手毛主席万 岁! » («Великий учитель, великий вождь, великий полководец и великий кормчий. Да здравствует председатель Мао!»).
Воодушевлённый успехами первой пятилетки, Мао Цзэдун решился на демократизацию и предпринял попытку использовать городскую интеллигенцию для социалистического строительства. Под лозунгом « 百花齐放, 百家争鸣 » («Пусть расцветают сто цветов, пусть соревнуются сто школ») в 1957 г. проведена масштабная кампания по усилению гласности и критики. Названием движения явилась цитата из классического стихотворения. Лозунг « 百花齐放, 百家争鸣 » был выдвинут в своё время императором Цинь Шихуаном, который объединил Китай примерно в 221 г. до н. э. Мао Цзэдун всегда сравнивал себя с Цинь Шихуаном, лелея мечту о едином и сильном Китае. Когда страной завладела предложенная им идея Большого скачка, подменившая собой второй пятилетний план 1958—1962 гг., разработанный Чжоу Эньлаем, в стране появился лозунг « 大跃进 万岁 » («Да здравствует Большой скачок»).
В 1966 г. председателем Мао начата массовая кампания по поддерживанию революционного духа и настроя в массах, фактическая задача которой заключалась в том, чтобы утвердить маоизм как единственную государственную идеологию и уничтожить политическую оппозицию. Рабочие, студенты и школьники, фанатично преданные «образу Председателя», были заняты поиском и разоблачением «классовых врагов» и атакой на более умеренных лидеров партии. Критически настроенная молодёжь со всей своей необузданной энергией обрушилась на культурные памятники Китая, религиозные институты, интеллектуалов и других простых граждан, являвшихся носителями старых культурных ценностей. Вследствие этих действий общество оказалось идеологически дезориентировано.
Маоизм сохранил своё влияние лишь в качестве идеологического фасада, за которым развернулась борьба за наследование подлинной политической власти. Лозунги и агитплакаты оказались очень кстати, они позволяли руководящей партии просвещать, мобилизовать и агитировать народные массы. Различные призывы можно было увидеть и услышать абсолютно в любом районе страны.
Приведём следующие примеры: « 知 识青年到农村去! » («За образованную молодёжь в сельских районах!»), « 认真看书 学习,弄通马克思主义 » («Добросовестно учиться, чтобы хорошо понимать марксизм!»), « 尊重知识、尊重人才 » («Уважать знания, уважать талант!»), « 科学技术是第 一生产力 » («Наука и техника являются основой производительных сил»), « 知识分子 必须与工农群众相结合! » («За объединение интеллигентного и рабочего классов!), « 毫 不利己,专门利人! » («Польза не для себя, а для окружающих!»), « 有理想、有道德、 有文化、有纪律! » («Да здравствуют идеалы, нравственность, культура и дисциплина!») [3].
В 1978 г. Коммунистическую партию Китая (КПК) возглавлял Дэн Сяопин. В стране начались реформы, которые продолжаются по сей день. Главная цель реформаторов — создание прибавочной стоимости, которой было бы достаточно для финансирования модернизации экономики Китая, которая после неудачной политики «Большого скачка» и командных методов Мао Цзэдуна находилась на грани катастрофы. Изначально основная задача реформ заключалась в решении проблемы с мотивацией рабочих и крестьян и ликвидацией экономических диспропорций, которые характерны для плановых экономик. Эти реформы, в основном, не представляли собой часть какого-либо чётко сформулированного стратегического плана, но являлись незамедлительным ответом на насущные проблемы (« Переходя реку, ощупываем камни » — Дэн Сяопин).
Экономические реформы в Китае восприняли на Западе как разворот к капиталистическому строю, и, во избежание вопросов и потенциальных идеологических противоречий о собственной легитимности, правительство Китая, не отрицая, что активно реализует различные экономические меры, характерные для капиталистических стран, продолжает отстаивать утверждение, что это всего лишь форма социализма.
Дэн Сяопин это противоречие объяснял своим знаменитым выражением: « Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей », а также цитатой из Маркса о том, что практика — главный критерий истины. « 面向现代化,面向世 界,面向未来! » («Вперёд, к модернизации, миру и светлому будущему!») [11].
Исходя из сказанного, можно утверждать, что ни одна страна в мире, кроме Китая, не обладает такой гибкостью в манипулировании политическим сознанием при помощи достаточно простых лингвистических инструментов, таких как лозунги, являющиеся неотъемлемой частью её пропаганды. Это явление настолько неоднозначное, что многие исследователи признают — китайцы довели технологию влияния на умы людей с помощью лозунга до совершенства. По ним можно воссоздать картину давно минувших лет и проследить, против чего боролись и к чему стремились несколько поколений Поднебесной. Однако и в настоящее время лозунги и агитационные плакаты не утратили своей актуальности. Благодаря краткости, броскости, общепонятности, они легко усваиваются китайским населением, что способствует формированию их политического сознания и выполнению ими политических установок. Именно благодаря сочетанию старых и новых лозунгов, неизменно обладающих невероятной красочностью и лаконичностью изложения вкупе с точностью формулировки, китайцы совершили и совершают незаметные для себя, но гигантские в масштабах страны изменения.
В результате таких изменений Китай превратился в подлинного лидера ⅩⅩ в., совершившего переход из коммунистического прошлого в капиталистический социализм. Данный политический строй не смог бы утвердиться ни в одном другом государстве мира, кроме Китая. Лозунги в Китае являлись и являются неотъемлемым элементом политической пропаганды и агитации.
Читайте также: