Упражнение личный герб и девиз

Обновлено: 14.11.2024

Любовь Игнатова
Тренинг личностного роста.

Цель. Анализ возможных точек личностного роста. Развитие позитивного мышления. Определение перспективных жизненных целей. Принятие себя.

Задачи.

- Помочь участникам тренинга преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению;

- активизация резервов подсознания;

- развитие навыков саморефлексии;

- способствовать развитию чувства собственного достоинства.

Объект: педагоги

Содержание:

Упражнение «Знакомство – приветствие».

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, способствует установлению контакта среди участников группы.

Ход упражнения: психолог предлагает следующую форму знакомства – назвать свое имя и продолжить предложение: «Обо мне говорят, что я…».

Рефлексия: Какие мысли у вас возникали во время выполнения упражнения?

Упражнение "В чем мне повезло в этой жизни"

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Притча

Было это давно, когда люди верили, что существует не один, а много Богов. Однажды Боги решили создать Вселенную. Создали звезды, солнце, моря, горы, человека и истину. Однако возник вопрос: куда спрятать истину, чтобы человек не мог ее найти. Боги хотели продлить пусть поиска истины.

«Давайте спрячем ее на самой высокой горе», - предложил один. «Нет, давайте положим ее на дно самого глубокого моря». – «А может, спрячем ее на обратной стороне месяца»,- предлагали другие. А самый мудрый Бог сказал: «Нет, мы спрячем истину в сердце человека, тогда он постоянно будет искать ее, не зная, что носит в своем сердце». Так они и сделали.

Рефлексия: Как вы думаете, что же такое истина и почему она спрятана в самом человеке?

Психолог. Истина – это то, ради чего живет человек, это знания про то, как побороть зло. Каждый из нас – это маленькая Вселенная, которая имеет свою истину. Мы можем найти истину, если заглянем в себя, свое сердце. Несмотря на то, высокие мы или низкие, быстрые или медлительные, мы носим в сердце истину. Поэтому нужно уважать или любить человека не только за его внешние данные, социальный статус, индивидуальные особенности, но и за внутреннее содержание. Давайте заглянем в себя. Поищем истину.

Образно-рефлексивная процедура "Дерево"

1) Ведущий предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы:

- Какое это дерево?

- Высокое оно или нет?

- Какое время года?

- Запахи, звуки, ощущения?

2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, ведущий предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и. входит в него, становится этим деревом.

- Каково быть этим деревом?

- Что и как каждый чувствует в этой роли?

- Глубоко ли уходят в землю корни?

- Густая ли крона?

- Устойчиво ли дерево стоит?

- Умывает ли его дождь?

- Греет ли его солнце?

- Дает ли земля точку опоры?

3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации.

Процедура "Я-реальное и Я-идеальное"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в "двух ипостасях": Я-реальное и Я-идеальное. Дается 10-15 минут. После этого происходит обсуждение:

- Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное?

- Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?

Упражнение "Мой герб"

Название. Упражнение личностного роста "Мой герб"

Никому не помешает иметь свой личный герб, пусть даже он известен лишь одному его владельцу. В трудные жизненные моменты, вспомнив про герб, можно вспомнить про всё самое важное, всё самое ценное, что есть в вашей жизни. Это поможет сделать выбор в критическую минуту, собрать всю свою волю в кулак.

Попробуйте придумать свой личный герб, наподобие тех, что были у знатных людей в средние века.

"Счастье" - изобразите что-то, что символизирует для вас наивысшее счастье (если не можете ограничиться чем-то одним, то нарисуйте два или даже три обозначения).

"Достоинства" - изобразите символы того, чем вы гордитесь, чем вы довольны, что придаёт вам силы и влияния.

"Общество" - символически изобразите себя глазами общества, свою Личность, своё место в мире.

"Свершения" - к каким вершинам вы стремитесь.

Сами слова ("счастье" и т. д., разумеется, не нужны.

Свой герб вы можете, например, изобразить в своей записной книжке. В минуты тяжёлых сомнений, выбора, потери силы воли взгляните на свой герб, это придаст вам сил.

Упражнение «Девиз»

Ведущий. Был в старину обычай – изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем. Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе. На формулировку девиза дается 5 минут. Затем вы по очереди зачитаете свои девизы и в случае необходимости дадите необходимые пояснения.

Главное в этом упражнении – идея и раскрепощеность самовыражения. Во время обсуждения все вправе задавать друг другу вопросы и комментировать свои девизы.

После обсуждения индивидуальных девизов можно предложить участникам сформулировать девиз группы, зафиксировав в нем принципы взаимоотношений и взаимодействия.

Упражнение «Мои позитивные и негативные стороны».

Цель: развитие умений вести внутренний диалог, способность делать самооценку, определять позитивные и негативные стороны собственного «Я».

Материалы: бланки с таблицею для каждого участника.

Мои самые лучшие черты

Мои способности и таланты

Рефлексия: какие впечатления вы получили при заполнении таблицы? Что нового вы подчеркнули для себя? Изменили ли вы веру в себя?

Советы как повысить самоуважение.

1. Помни о своих позитивных чертах, вместо того, чтобы думать о плохом.

2. Во всем, что ты делаешь, пытайся находить позитив. Поощряй себя за успехи.

3. Постоянно вспоминай про свои успехи.

4. Прощай себя за ошибки.

5. Относись к себе хорошо. Помни: тот, кто любит себя, выглядит лучше, имеет крепкое здоровье.

6. Признай себя таким, какой ты есть – уникальным, оригинальным, человечным.

7. Живи сегодняшним днем, и ты получишь больше удовольствия от жизни.

Упражнение "Волшебная рука"

Каждый участник группы на листе бумаги сверху пишет свое имя, затем обводит свою руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое-либо свое качество, можно раскрасить пальцы в разные цвета. Затем <ладошки> пускаются по кругу и другие участники между пальцев могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка.

Что нового ты узнал о себе? Акцент при обсуждении ставится на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие люди.

Упражнение «Откровенно говоря.»

Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Участникам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к занятиям.

Во время занятия я понял, что.

Самым полезным для меня было.

Я был бы более откровенным, если бы.

Своими основными ошибками на занятии я считаю.

Мне не понравилось.

Больше всего мне понравилось, как работал (а).

На следующем занятии я хотел бы.

На месте ведущего я.

Бланки анкеты целесообразно подготовить заранее. Если их нет, то текст просто зачитывается, а участники на чистом листе бумаги пишут свои ответы и сдают ведущему.

Подведение итогов

Необходимо дать возможность желающим поделиться своими высказываниями. Важно обратить внимание на тех, кто чувствует себя неловко, неуверенно, отрешенно.

Публикации по теме:

План работы с родителями (1-й год обучения) Главное в работе любого ДОУ - сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развиие, обеспечение условий.

Семейные выходные 21–23 октября в Петергофе Лето уже прошло, а до ближайших каникул еще далеко, а после первых осенних месяцев работы и учебы уже очень хочется отдыха и веселья. Мы.

Упражнение начинается с выполнения известной методики "Кто я?" (инструкции человек должен ответить на указанный вопрос десятью раз­ными словами или словосочетаниями). Это задание участники группы вы­полняют на специальных карточках, которые затем крепятся к груди. При­сутствующие получают возможность свободно двигаться по комнате и чи­тать карточки с ответами других членов группы.

Комментарий: Этот этап упражнения сам по себе имеет важный психологический эффект - люди знакомятся друг с другом и с теми способами, которые могут быть избраны для самопредставления, и всегда открывают нечто новое.

Сразу по завершении процедуры знакомства с карточны­ми самопрезентациями участников ведущий может переходить к следующе­му этапу упражнения.

«Только что вы увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот емкий вопрос "Кто я?". Кто-то в первых пунктах просто сообщает о своей принадлежности к человеческому роду - "гомо сапиенс", "человек" и подобное. Кто-то предлагает свои социальные характеристики - "студент", "начальник", "учитель", "мать". Кто-то подчеркивает наиболее ценимые в себе качества - "интеллектуал", "добрая душа". Первые три отве­та, пожалуй, и представляют отражение внешнего поверхностного слоя на­шего Я-образа. Давайте и поработаем пока с этим поверхностным слоем, чтобы уточнить и прояснить для себя и других, что же представляет наш Я- образ в первом приближении.

Коментарий: вся эта работа по поиску и созданию девиза и символа к каждому из первых трех пунктов самохарактеристики является подготовительной к основному этапу упражнения, на котором участники должны будут обо­значить свои главные девизы и символы в жизни.

«Все закончили? Спасибо. Читать девизы и показывать свои символы пока не нужно. То, что я скажу дальше, вам, наверное, покажется неожиданным. Есть ли среди нас люди, в жилах которых течет дворянская кровь древних родов?»

Комментарий: Вопрос действительно неожиданный и рассчитан на то, чтобы заинтересовать дальнейшей работой. Может оказаться, что в группе в самом деле обнаружатся потомки русских дворян. Замечательно! Они сумеют по­мочь вам в этой игре.

«Давайте немного пофантазируем. Вообразим, что и мы все принадле­жим к знатным и древним родам и приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на дверцах которых кра­суются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их об­ладателей. Так что же это за гербы, и какими они снабжены девизами? На­стоящим средневековым дворянам было значительно легче - кто-нибудь из их предков совершил выдающееся деяние, которое прославляло его, и ото­бражалось в гербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атри­буты в наследство и не ломали голову над тем, какими должны быть их лич­ные гербы и девизы. А нам придется самим потрудиться над созданием сво­их собственных геральдических знаков.

На больших листах бумаги с помощью красок или фломастеров вам нуж­но будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для его разработки у вас уже есть. Но может быть, вы сумеете придумать нечто еще более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. В идеале человек, ра­зобравшийся в символике вашего герба и прочитав­ший ваш девиз, смог бы четко понять, с кем он име­ет дело.

Контур разделен на не­сколько областей. Поста­райтесь учесть предназна­чение каждого участка гер­ба и символически передать необходимую информацию.

Левая часть - мои глав­ные достижения в жизни. Средняя - то, как я себя воспринимаю.

Правая часть - моя главная цель в жизни. Ниж­няя часть - мой главный девиз в жизни.»

На эту работу нужно выделать не менее получаса. Будет неплохо, если рисование сопровождается спокойной медитативной музыкой. По оконча­нии работы участники группы представляют свои гербы и девизы. Ведущий предупреждает, чтобы каждый фиксировал тех людей, чьи гербы и девизы схожи и созвучны их собственным. Во время представления участники мо­гут задавать уточняющие вопросы друг другу. Затем участникам предла­гается подойти к тому человеку, чьи герб и девиз в наибольшей степени сходны с их личными геральдическими атрибутами. Поскольку выборы не всегда взаимны, то могут образовываться кик пары, так и более многочис­ленные подгруппы.

«А теперь, прекрасные дамы и благородные кавалеры, обсудите в своих кружках, что именно вам показалось похожим и близким в ваших гербах и девизах, что в них является наиболее важным. Через пятнадцать минут каж­дая подгруппа должна будет представить всем остальным не только свои выводы, но и предложить общий - для членов подгруппы - символ и объе­диняющий вас девиз. Обращаю внимание, что не нужно рисовать общий герб -достаточно указать один общий для вас символ.»

Комментарий: Последняя оговорка - символ, а не герб - важна потому, что часто бы­вает очень трудно отразить объединяющие людей характеристики в гер­бе: ведь его чисти (достижения, представление о себе, цели) порой очень сильно разнятся между собой у разных людей и почти не поддаются состыковке. Впрочем, вариант создания общего герба вовсе не исключается. Это задание более трудное, но нее же выполнимое. Оно потребует лишь перехода на более высокую ступень абстрагирования от конкретики симво­лов каждого отдельного участника. Например, достижение одного - выс­шее образование, а другого - овладение английским языком, могут быть синтезированы к качестве такого достижения, как получение системы знаний или победа над ленью.

Итоговый комментарий. После представления каждой подгруппой своих выводов об общих чер­тах гербов и девизов и новых выработанных ими коллективных символов и девизов происходит обсуждение всего упражнения и каждого из его этапов.

Следует особое внимание уделить таким вопросам.

Где профессиональное в девизе и гербе?

Если в гербе использовалась профессия, то почему, и если нет, то почему?

Цель: формирования самосознания подростка, личностный рост.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие: "Герб личности"»

Тренинговое занятие «Уверенность в жизни»

Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.

Материалы: цветные карандаши или фломастеры, листы формата А4 на каждого участника, мяч.

Перед занятием участникам раздают бейджи и просят записать свое имя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и с пользой для каждого из вас. Сегодня мы постараемся послушать друг друга и сделаем нечто, что позволит почувствовать себя более уверенными и защищенными. Научимся противостоять стрессу.

Упражнение на сплочение группы.

Упражнение: «Прилагательное на первую букву имени».

Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.

Ведущий. Вы уже знаете друг друга. Часто мы не задумываемся об окружающих нас людях. Предлагаю вам познакомиться поближе. Каждый участник называет свое имя в таком виде как любит, чтобы его называли, и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Мариночка. Я мудрая, аккуратная…..»

2. Разминка «Доброе животное»

Ведущий. Ребята, нас с вами девять человек, и мы организовали группу. Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы — одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед — выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад — притопывая, два шага вперед. Спасибо.

3. Упражнение «Рыба для размышления»

Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» — вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.

Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх — это.

Я не доверяю людям, которые.

Я сержусь, когда.

Я не люблю, когда.

Мне грустно когда.

Когда на меня повышают голос, я.

Самое грустное для меня.

Человек считается неудачником, если.

Мне скучно, когда.

Я чувствую неуверенность, когда.

Ведущий. Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.

4. Коллаж «Мой герб»

Ведущий. Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит — это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.

Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.

Во второй — место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.

В третьей — самое большое свое достижение.

В четвертой — трех человек, которым вы можете доверять.

Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.

А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.

Время на работу — 15 минут.

Ведущий. Каждому из нас надо помнить, что, герб который вы изготовили, поможет вам:

когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;

когда одиноко, подумать о тех людях, к которым вы можете прийти и поделиться своими мыслями;

стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;

мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;

когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

5. Упражнение «А что дальше?»

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам потренироваться и произнести слова о себе вслух, уверенно и громко.

А как звучат эти слова из уст других? Я предлагаю проговорить эти слова каждому из нас, чтобы услышать их со стороны. Каждый может сказать слова тому, кому он хочет. Эти слова должен услышать каждый. Спасибо.

Участники по кругу проговаривают свои мысли.

— Что вы чувствовали, когда сами произносили эти слова?

— Была ли разница между тем, когда вы говорили и когда вам говорили?

— Как вы думаете, что нужно делать, чтобы соответствовать этим словам?

Ведущий. Действительно, если мы хотим услышать эти слова о себе, нам прежде всего надо понять себя и начать работать над собой. А начать можно с самого простого. Например, позаботиться о своем здоровье.

7. Упражнения «Поза кучера»

Ведущий. Пришло время ознакомить вас с некоторыми техниками релаксации и концентрации.

Попробуйте принять следующую позу. Центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сдавлен живот. Ноги расставлены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами: подобно кучеру, который расслабился, расслабил поводья, и его лошади бредут сами собой. Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно.
Участники принимают «позу кучера». Ведущий должен проконтролировать правильность выполнения этого упражнения.

Упражнение «Полное дыхание»

Ведущий. Дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.

Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.

Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот.

Задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните, постепенно втягивая живот. Выдох через рот.

Упражнение «Ритмичное дыхание»

Ведущий. Примите «позу кучера». Положите руку на запястье и считайте пульс: 1, 2, 3, 4, 5, и т.д., пока не почувствуете ритм биения вашего сердца.

Затем начните выполнять упражнение «Полное дыхание».

Медленно сделайте полный вдох на шесть ударов пульса. Задержите дыхание в течение шести ударов пульса. Отдохните перед вторым вздохом в течение трех ударов пульса.

Сделайте несколько раз полный вдох на шесть ударов пульса. Не доводите себя до изнеможения, выполняя это упражнение.

Это прекрасное упражнение, которое можно выполнить в те моменты, когда вы чувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе.

8. Рефлексия

1. Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?

2. Что вам понравилось и что не понравилось?

Работа в парах. Пишут пожелания друг другу: чем заняться, чтобы не принять поспешное, неправильное решение в критической ситуации (обратиться к психологу, послушать музыку, заняться физическими упражнениями, посоветоваться с лучшим другом, рассказать родителям, позвонить на телефон доверия, сделать отложенную «на потом» работу. )

Домашнее задание для школьников по теме "Моя семья". Каким мог бы быть герб и девиз твоей семьи?

В задании приведены примерные ответы для школьников.

Просмотр содержимого документа
«Какой мог бы быть герб и девиз твоей семьи?»

У каждой страны есть свой герб и девиз!

Задание: придумай свой герб и девиз для твоей семьи! Напиши и зарисуй!

Пример №1

Моя семья любит выращивать цветы, потому, что мы верим: «Цветы приносят хорошее настроение на весь день!»

Герб нашей семьи: «Солнышко, которое дарит цветам жизнь, а цветы нам - хорошее настроение на весь день!»

Пример №2

Моя семья любит активный отдых.

Герб нашей семьи: «Ребенок, на фоне природе, занимающийся спортом»

Девиз семьи: «Активный отдых – лучший отдых семьи!»

Читайте также: