Девиз как можно короче и как можно полнее принадлежит

Обновлено: 18.04.2024

Лирика – это один из родов литературы, в пределах которого мироотношение персонажа или автора произведения раскрывается как непосредственное выражение его впечатлений, чувств, мыслей, настроений и т.д.

Понятие лирики

Лирика, лирическая поэзия воспроизводит субъективное личное отношение автора к чему-либо или его настроение. Лиризм означает чувствительность в настроениях, переживаниях, тонкость и мягкость эмоционального начала.

Замечание 1

Согласно Л. П. Крысиной, лирической поэзией называется поэзия в которой выражаются переживания и чувства поэта.

Жанрами лирики являются романс, стихотворение, элегия, послание.

В отличие от драмы и эпоса, где изображаются законченные характеры, которые действуют разных обстоятельствах, в лирике изображаются отдельные состояния характера в определенный момент жизни.

Замечание 2

Лирический образ – это переживание, выражение мыслей и чувств автора в связи с разными жизненными впечатлениями.

Лирика берет свое начало из песни, где в немногих словах выражается настроение певца. Древнейшими произведениями искусственной лирики, дошедшими до нас, являются Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Впоследствии Псалмы легли в основу христианской религиозной лирики и переведены на все европейские языки. Приписываемую царю Соломону Песнь Песней можно называть и лиро-эпической поэмой.

В лирике система художественных средств полностью подчинена раскрытию цельного движения человеческой души. Переживание, запечатлеваемое лирически, заметно отличается от жизненных эмоция. Эмоция в лирике – это некая квинтэссенция душевного опыта субъекта. Как говорил Гинзбург, лирика является самым субъективным родом литературы. В основе лирического произведения лежит переживание, которое представляет собой результат художественного преображения чувства, испытанного человеком в реальной жизни. лирику неизменно привлекают состояния души, которые знаменуют сосредоточенность человека на реальности, внешней ему. Для лирики свойственно художественное освоение не только сознания, но и бытия. Такими являются пейзажные, философские и гражданские стихотворения.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Состояния сознания в лирике воплощаются по-разному:

  • открыто и прямо, в исповедальных монологах, задушевных признаниях (например, стихотворении Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»);
  • косвенно, в виде изображения внешней реальности (описательная лирика, в первую очередь пейзажная);
  • в виде небольшого рассказа о каком-либо событии (повествовательная лирика).

Практически любом лирическом произведении есть медитативное начало.

Замечание 3

Медитация – это психологически напряженное, взволнованное раздумье о чем-либо.

Нейтральность тона, беспристрастность несовместимы с лирикой, здесь речь исполнена экспрессии, она является доминирующим и организующим началом. В большинстве своем лирическое произведение имеет стихотворную форму, а экспрессивность речи роднит искусство лирики с музыкой.

Виды лирики

В литературоведении существует несколько классификаций видов лирики. Лирические произведения различаются по своей тематике:

  • Гражданская (например, М. Ю. Лермонтов «Прощай, немытая Россия», А. А. Блок «Россия», О. Мандельштам «Полночь в Москве» и т.д.);
  • Философская (Ф. И. Тютчев «Фонтан», «Дар напрасный, дар случайный» А. С. Пушкин);
  • Пейзажная (Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Снега», С. А Есенин «Белая береза»);
  • Политическая (Ф. И. Тютчев «Наполеон»);
  • Любовная (А. А. Пушкин «Я вас любил», Н. А. Некрасов «Так это шутка? Милая моя..»).

Но необходимо иметь в виду, что лирические произведения по большей части являются многотемными, так как в одном переживании автора могут отражаться различные мотивы – мотив дружбы, любви, гражданские чувства.

Выделяют несколько лирических жанров. Одним из них является ода – жанр, в котором воспевается какое-либо значимое событие, явление либо важное историческое лицо. Особое развитие этот жанр получил в классицизме.

Еще одним жанром лирики является песня. Этот жанр может относиться также и к эпическому жанру. Для песни характерна сюжетность, в ее основе лежат душевные переживания автора или героя.

Элегия – это жанр романтической поэзии, грустные раздумья автора о судьбе, о жизни, о своем месте в мире.

Послание – лирический жанр, не связанный с какой-либо определенной традицией. Характерной чертой послания является обращенность к кому-то.

Еще одним лирическим жанром является сонет, лирическое стихотворение, которое характеризуется жесткими требованиями к форме. Сонет должен состоять из 14 строк. Различают английский сонет и французский сонет.

Эпиграмма – это короткое стихотворение, в котором высмеивается либо в юмористической форме представляется какое-либо отдельное лицо.

Сатира – развернутое по объему и по масштабу изображаемого стихотворение, в котором, как правило, высмеиваются социальные недостатки. Для этого жанра характерен гражданский пафос. Часто сатирический жанр относят к эпическому виду.

Замечание 4

Такое деление на жанры является очень условным, так как они редко представлены в чистом виде. Стихотворение одновременно может сочетать несколько жанров. Например, стихотворение А. С. Пушкина «К морю» сочетает в себе и послание, и элегию.

Основной формой лирических произведений является стихотворение, но лирика может существовать и в прозе. В этом случае это, как правило, вставные лирически фрагменты и обособленные лирические миниатюры.

Хлебников и Есенин

Лирика - (гр.лира, музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения) – один из родов литературы. Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса и драмы, где в основе образа лежит многостороннее изображение человека, его характера в сложных взаимоотношениях с людьми, в лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера.

Восприятие личности не требует ни обрисовки событий, ни предыстории характера. Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир поэта, но вместе с тем он должен быть и общественно значим, нести в себе общечеловеческое начало. Для нас важно как то, что данное переживание было прочувствовано данным поэтом в определённых обстоятельствах, так и то, что это переживание вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Вот почему лирическое произведение всегда содержит вымысел.

Обстоятельства могут быть широко развернуты в лирическом произведении (Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…») или воспроизведены в свёрнутом виде (Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»), но они всегда имеют подчиненное значение, играют роль «лирической ситуации», необходимой для возникновения образа-переживания.

Лирическое стихотворение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика , синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь.

Лирическая эмоция – сгусток душевного опыта человека.

Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее.

Лирика — это один из родов литературы, предметом отображения которого является внутренний мир поэта, его собственное «я».

Лирика как литературный род

Лирика в отличие от эпоса преимущественно не событийна, не имеет сюжета, а в отличие от драмы лирика субъективна. Любое событие, явление жизни, которые способны оказать воздействие на духовный мир человека, в лирике воспроизводится в виде непосредственного субъективного переживания, то есть в виде определенного состояния характера поэта, индивидуального проявления его личности.

В лирике самовыражение поэта обретает общечеловеческое значение благодаря глубине и масштабности личности автора, при этом не теряя своей автобиографичности и индивидуальности. Лирическому роду литературы доступна вся полнота выражения острых проблем бытия.

Диапазон лирических произведений чрезвычайно широк, так как все явления жизни способны вызвать у человека переживания. Поэт-лирик в процессе создания образа-переживания использует выразительные средства и создает жанровые формы, обеспечивающие большую эмоциональность произведения. К лирическим жанрам относятся:

  • гимн,
  • дума,
  • канцона,
  • дифирамба,
  • ода,
  • эпиграмма,
  • мадригал,
  • песня,
  • эклога,
  • романс,
  • элегия,
  • эпиталама,
  • эпитафия.
Замечание 1

Лирика тяготеет к малой форме. Т. Сильман сформулировал принцип лирики: «Как можно короче и как можно полнее».

Нейтральность тона, который может присутствовать в эпическом произведении, неприемлема для лирике. Лирическая экспрессия, роднящая лирику с музыкой, присутствует в подборе слов, в построении текста, в синтаксических конструкциях.

Как отметил немецкий ученый Ю. Петерсен, на перовом месте в лирике находятся единичные состояния человеческого сознания, а событийный ряд обозначается весь скупо и далеко не всегда.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Переживание в лирическом произведении не столько обозначается словесно, сколько максимально выражается духовно. Лирика считается самым субъективным родом литературы так как стремится к изображению душевной жизни. Литературоведы говорят о ее суггестивности и медитативности.

Определение 2

Суггестивность – это способность интенсивно внушать, передавать эмоциональное состояние.

Суггестивная поэтическая речь подключается к эмоциональной сфере читателя.

Определение 3

Медитативность – это способность размышлять над вечными вопросами бытия. В основе медитативной лирики находится тема судьбы и загадочной человеческой души.

Одним из ключевых вопросов для понимания лирики как литературного рода является вопрос о соотношении в произведении автора и субъекта. Начиная с Аристотеля и Платона и до 19 века, существовала точка зрения, согласно которой стихотворение является непосредственным выражением лирического Я и в какой-то степени автобиографическим высказыванием поэта. Только литературоведение 20 века перестало смешить автора с возникающим в лирике его образом.

Виды лирики

Лирические произведения 19-20 веков чаще всего классифицируются по тематическому принципу. Условно различаются:

  • Гражданская лирика – произведения общественно-политического звучания
  • Философская лирика – размышления об основных вопросах бытия
  • Интимная лирика – произведения о личных переживаниях
  • Пейзажная лирика – произведения о переживаниях, вызванных природой.
Замечание 2

Основной формой лирического творчества являются стихотворения. Наряду с ними существует поэма, более крупная жанровая единица.

Поэма – это произведение большее по объему, нежели стихотворение, в котором воплощается целый ряд переживаний. Чаще всего поэма относится к лиро-эпическому роду. На протяжении всей многовековой истории письменности поэма является одним из основных литературных жанров, который, несмотря на все изменения, сохранил два ключевых структурных центра – выбор темы, в которой отражается дух эпохи в качестве условия ее содержания и позицию повествователя, субъективно-личностное начало.

Элегия – это лирическое стихотворение, проникнутое настроением печали и грусти. Элегия возникла в Древней Греции в 7 веке до н.э. и определялась как стихотворение, которое независимо от содержания было написано элегическими двустишиями. Темы элегии первоначально были разнообразными, от узко субъективных до высоко общественных. В европейской литературе элегия утрачивает четкость формы и приобретает определенность содержания. Она становится преимущественно выражением грустных раздумий, философских размышлений, скорби. В русской поэзии 20 века элегические мотивы в первую очередь связаны с творчество С. Есенина («Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу»).

Дума – стихотворное размышление на философские, исторические, нравственные темы. Особенности поэтики думы использовали в своих произведениях М. Лермонтов и К. Рылеев.

Еще одним видом лирики является сонет. Сонет – это лирический жанр, представляющий собой устойчивую стихотворную форму, состоящую из четырнадцати строк – двух четверостиший и двух трехстиший. Первыми известными мастерами сонета являются итальянские поэты 13-14 вв. Франческо Петрарка и Данте Алигьери. Сонеты Петрарки в честь Лауры являются вершиной поэзии эпохи Возрождения.

Форма сонета должна соответствовать следующим требованиям:

  • Композиция сонета состоит из четырнадцати строк – двух терцетов и двух катренов
  • Нормативность количества рифм и способов рифмовки
  • Устойчивый размер стиха
  • Завершенность каждой части сонета
  • Запрет на повторы слов.

Мадригал – это стихотворение комплиментарного, хвалебного содержания, обычно посвященное женщине. Жанр возник в 14-16 вв. и был распространенной песенной формой. Начиная с 16 века, мадригал перестал быть связанным с музыкой и остался стихотворным галантным комплиментом.

Послание (эпистола)– это стихотворное письмо, адресованное какому-либо определенному лицу. Эпистола по содержанию бывает лирической, сатирической, дружеской и т.д. Она может быть адресована конкретному лицу.

Гимн – торжественная песнь на стихи программного характера. Известны военные, государственные, религиозные, революционные гимны. В Древней Греции гимны исполнялись как культовые песни в честь какого-либо божества.

Ода – произведение, посвященное прославлению какого-либо события. Изначально одами назывались песни, имевшие торжественное содержание и исполнявшиеся хором.

Эпиграмма – это короткое сатирическое произведение с остротой в конце. В античной поэзии эпиграммами называли короткие лирические стихотворения произвольного содержания, написанные элегическим дистихом. В современном понимании эпиграмма – это небольшое стихотворение, в котором высмеивается конкретное лицо.

ОГЭ, ЕГЭ и культура речи.

ОГЭ, ЕГЭ и культура речи. вернуться к странице

ОГЭ, ЕГЭ и культура речи.

ОГЭ, ЕГЭ и культура речи. запись закреплена

ЕГЭ по литературе.
1.7. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Эпос – повествовательный род. Жанровые разновидности эпоса: сказка, новелла, повесть, рассказ, очерк, роман и т.д. Эпос воспроизводит внешнюю по отношению к автору, объективную действительность в её объективной сущности. Эпос использует разнообразные способы изложения – повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления. Эпические жанры обогащаются и совершенствуются. Развиваются приёмы композиции, средства изображения человека, обстоятельств его жизни, быта, достигается многостороннее изображение картины мира, общества.
Художественный текст похож на некий сплав повествовательной речи и высказываний персонажей.
Всё рассказанное даётся только через повествование. Эпос очень свободно осваивает реальность во времени и пространстве. Он не знает ограничений в объеме текста. К эпосу также принадлежат романы-эпопеи.
К эпическим произведениям можно отнести роман Оноре де Бальзака «Отец Горио», роман Стендаля «Красное и чёрное», роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир».

Лирика – род литературы. Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса и драмы, где в основе образа лежит многостороннее изображение человека, его характера в сложных взаимоотношениях с людьми, в лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера. Восприятие личности не требует ни обрисовки событий, ни предыстории характера.
Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир поэта, но вместе с тем он должен быть и общественно значим, нести в себе общечеловеческое начало. Для нас важно как то, что данное переживание было прочувствовано данным поэтом в определённых обстоятельствах, так и то, что это переживание вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Вот почему лирическое произведение всегда содержит вымысел.
Обстоятельства могут быть широко развернуты в лирическом произведении (Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…») или воспроизведены в свёрнутом виде (Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»), но они всегда имеют подчиненное значение, играют роль «лирической ситуации», необходимой для возникновения образа-переживания.

Лирическое стихотворение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь.

Лирическая эмоция – сгусток душевного опыта человека.
Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее.

Драма –род литературы, который воспроизводит прежде всего внешний для автора мир – поступки, взаимоотношения людей, конфликты. Имеет диалогическую форму. В ней, как правило, нет внутренних монологов, авторских характеристик персонажей и прямых авторских комментариев изображаемого. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Авторская речь иногда может быть в драме, но носит вспомогательный характер. Иногда автор кратко комментирует реплики своих героев, делает указания на их жесты, интонацию.
Драма тесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра.
Драма рассматривается как венец литературного творчества. Примерами драмы является пьеса «Гроза» Островского, «На дне» Горькова.

Лиро-эпический род литературы — художественные произведения в стихотворной форме, в которых сочетаются эпическое и лирическое изображения жизни.
В произведениях лиро-эпического рода жизнь отражена, с одной стороны, в стихотворном повествовании о поступках и переживаниях человека или людей, о событиях, в которых они принимают участие; с другой стороны, — в переживаниях поэта-повествователя, вызванных картинами жизни, поведением действующих лиц в его стихотворном рассказе. Эти переживания поэта-повествователя обычно выражены в произведениях лиро-эпического рода в так называемых лирических отступлениях, иногда непосредственно не связанных с ходом событий в произведении; лирические отступления — один из видов авторской речи.
Таковы, например, известные лирические отступления в стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в его поэмах; таковы в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главы «От автора», «О себе» и лирические отступления в других главах поэмы.

Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.

Роман — большая эпическая форма, самый типичный жанр буржуазного общества.
Название «роман» возникло в эпоху средневековья и первоначально относилось лишь к языку, на котором написано произведение. Романом называют произведение на любом языке, но не всякое, а только большое по размерам, отличающееся некоторыми особенностями тематики, композиционного построения, развертывания сюжета и т. п.
Несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определенны. Наряду с произведениями, носящими это имя, мы встречаем в литературе последних столетий крупные повествовательные произведения, которые называются повестями. Некоторые писатели дают своим большим эпическим сочинениям название поэмы (достаточно напомнить Гоголя, его «Мертвые души»).

Роман-эпопея – монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. Роман-эпопея: «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова.

Повесть — эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. Иногда повесть определяется как эпическое произведение, среднее между романом и рассказом — она больше рассказа, но меньше романа по объему и количеству действующих лиц. Но границу между повестью и романом следует искать не в их объеме, а в особенностях композиции. В отличие от романа, тяготеющего к остросюжетной композиции, в повести материал излагается хроникально. В ней художник не увлекается размышлениями, воспоминаниями, деталями анализа чувств героев, если они строго не подчинены основному действию произведения. В повести не ставятся задачи глобального исторического характера.
Повесть - это одна из разновидностей повествовательной литературы, эпических жанров. История повести очень древняя, свое начало она берёт в древнерусской житийной литературе. Повестью называли житии – в которых изображалась жизнь от рождения до смерти объекта описания, а если речь шла о каких-то духовных героях, то авторы брали на себя ответственность, и прослеживали путь оных и после смерти.

Затем повесть переместилась в «художественный» пласт и события, и люди, описываемые в ней стали вымышленными. Кстати, именно тем, что повесть часто описывают всю жизнь героя, она и отличается от рассказа. В основу которого обычно ложится одно конкретное событие, произошедшее с человеком. В рассказе читателю представляют одного героя и случай, который каким-то образом создаёт ситуацию. В повести же, героев много (ну, конечно не так много как скажем в романе, но всё же).

Самыми значительными литературными памятниками считаются «Повесть о взятии Царь града», «Повесть о Фроле Скобелеве». Образ Фрола надолго останется в русской литературе образом негативным, на его примере (его жизнь, как и подобает повести, описывается от рождения до смерти) многие родители проследили типичные ошибки воспитания и сделали должные выводы.

После древнерусской литературы всемирно известными повестями стали Пушкинские «Повести Белкина».

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.
Рассказ, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода, отрезок жизни героя.
Рассказ невелик по объему. Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и относительно длинные рассказы), и даже не в количестве фабульных событий, а в установке автора на предельную краткость. Так, рассказ Чехова «Ионыч» по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, авторская цель одна – показать духовную деградацию доктора Старцева.
Малый объем рассказа определяет и его стилистическое единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую перед нами – сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной, ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова, в 20 в. – Ремизова, Зощенко, Бажова и др.).

Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора. Это разновидность малой формы эпической литературы – рассказа – отличающаяся от другой его формы – новеллы – отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Притча – небольшой рассказ нравоучительного характера, родственный басне; содержит поучение в иносказательной, аллегорической форме. Отличается от басни глубиной и значительностью смысла, широтой обобщения. Иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия.

Поэма – крупное стихотворное произведение сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.

Баллада – повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай, один из видов лиро-эпической поэзии.
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Бывает лирическое, публицистическое и т. д. «В лирическом стихотворении выражается непосредственное чувство, возбуждённое в поэте известным явлением природы или жизни, и главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции тому впечатлению, которое получается извне» (Н.А. Добролюбов).

Элегия — лирическое произведение с печальным настроением. Это может быть жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, а могут быть и грустные воспоминания о прошедшем. Чаще всего элегии пишутся от первого лица. Это грустное раздумье, размышление поэта о быстро текущей жизни, об утратах, расставании с родными местами, с близкими людьми, о том, что радость и печаль переплетаются в сердце человека. В России расцвет этого лирического жанра относится к началу XIX века: элегии писали К.Батюшков, В.Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, А.Фет; в ХХ веке - В.Брюсов, И Анненский, А.Блок и др.
В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

Эпиграмма – краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо.

Послание – поэтическое произведение в форме письма, письмо в стихах к реальному, фиктивному лицу или группе лиц. Содержание разнообразное – от философских раздумий до сатирических картин. А.С. Пушкин «Послание в Сибирь». В.В. Маяковский «Послание пролетарским поэтам».

Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; обычно куплетное (строфическое). Виды песни: бытовая, лирическая, бурлацкая, городская, революционная крестьянская, солдатская, многоголосная, плясовая, сольная, авторская, народная.

Ода - торжественное стихотворение. Изначально, в древнегреческой поэзии - лирическое стихотворение на разные темы, исполнявшееся хором. В одах древнегреческого поэта Пиндара (ок. 518–442 до н. э.) воспеваются цари и аристократы, удостоенные, по мнению поэта, расположения богов. Особое развитие жанр оды получил в поэзии европейского классицизма. Торжественная ода – основной жанр творчества основоположника французского классицизма Ф. Малерба (1555–1628). Тема его од – прославление абсолютистской власти во Франции. Этапом в развитии жанра оды является творчество Ж. Ж. Руссо.
В России ода, которая «высокую, благородную, иногда же и нежную материю воспевает» (В. К. Тредиаковский), была главным жанром поэзии классицизма. Образцовые произведения этого жанра принадлежат М. В. Ломоносову, известными авторами од были его поэтический наследник В. П. Петров и противник А. П. Сумароков, лучшие произведения этого жанра принадлежат Г. Р. Державину. Кроме торжественной (пиндарической) оды, в русской поэзии бытовала ода нравоучительная (горацианская), любовная (анакреонтическая) и духовная (переложение псалмов).

Сонет – жанр лирики, основным признаком которого является объем текста. Сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Другие правила сочинения сонета (каждая строфа заканчивается точкой, ни одно слово не повторяется) соблюдаются далеко не всегда. Четырнадцать строк сонета располагаются двояко. Это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. Предполагалось, что в катренах всего две рифмы, а в терцетах могут быть либо две рифмы, либо три.

Комедия. Трагедия. Драма.

Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя. Конфликты реальности переданы в трагедии в предельно напряженной форме. Это, воздействуя на зрителей, пробуждает силу их чувств и рождает душевный подъем (катарсис – очищение).
«Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, производимое речью, услащенной по-разному в различных её частях, производимое в действии и совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей. Что же касается характеров, то существуют четыре пункта, которые должно иметь в виду: первый и самый важный, чтобы они были благородны. Второй пункт – чтобы характеры были подходящими…
Третий пункт – чтобы характеры были правдоподобными… Четвертый же пункт – чтобы характер был последователен. Достоинство словесного выражения – быть ясным и не быть низким. Самое ясное выражение, конечно, состоит из общеупотребительных слов, но оно низкое. Благородное же и свободное от тривиальности выражение есть то, которое пользуется необычными словами. А необычным я назову глоссу, метафору, удлинение и все, уклоняющееся от общеупотребительного» (Аристотель «Поэтика»).

Драма.
В переводе с греческого слово "драма" означает "действовать". Драма (определение в литературе) - это произведение, обличающее конфликт между героями. Характер персонажей раскрывается через поступки, а душа - через диалоги. Произведения этого жанра имеют динамический сюжет, составлены через диалоги действующих лиц, реже - монол

Читайте также: