Урок по теме притча

Обновлено: 14.11.2024

урок-занятие для учеников 5-7 классов.Цель : Актуализировать знания о видах чтения, через использование приемов смыслового чтения.

ВложениеРазмер
конспект 30.29 КБ
газета для информации 235.49 КБ

Похожая притча

Цель: воспитание высоконравственных людей, учить нести полную ответственность за свои поступки.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством Е.А. Потехиной.
  • Расширить представления учащихся о нравственных понятиях: Добра, Зла.
  • Развивать умение интерпретировать литературное произведение.
  • Воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты.

Похожая притча

Оборудование: мультимедийная техника – проектор, ноутбук; презентация к уроку (смена слайд ов по щелчку), проектная доска, учебник по чтению.

Ход урока

1. Организация детей на работу:

Учитель: Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

– Я в школе на уроке,
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание моё растёт.
– Я как разведчик, всё замечу.
– Память моя крепка.
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я очень хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Я работаю!

2. Речевая разминка:

3. Тема урока:

Терпение и труд все перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Много у лихого силы, да воли ему нет.
Мир не без добрых людей.

Учитель: Прочитайте пословицы, выберите лишнюю.

Учащиеся: (Много у лихого силы, да воли ему нет).

Учитель: Почему эта пословица лишняя?

Учащиеся: Все пословицы, кроме этой о труде, а эта половица о силе воли, о терпении.

Учитель: О каком человеческом недостатке говорится в этой пословице? Кто сможет сформулировать тему урока? (Ученики пытаются сформулировать).

Учитель: Прочтите тему урока на слайд е. слайд 4.

4. Автобиографические сведения об авторе. слайд 5.

5. Работа над произведением:

Учитель: Прочитайте текст в учебнике. Подумайте, зачем автор написал эту притчу?

Учитель: Кто герой притчи?

Учащиеся: Муж и жена.

Учитель: Что значит хороший человек?

В.И. Даль в Словаре живого великорусского языка трактует так:

“Хороший (человек) – добрый или путный, ладный, способный, добротный, дорогомй, ценимый по внутренним качествам, полезным свойствам, достоинству”. слайд 6.

6. Динамическая пауза. слайд 7.

Учитель: Какой недостаток у наших героев из притчи?

Учащиеся: Герои не умеют дослушивать.

Учитель: Какая история приключилась с героями из-за недостатка? Прочтите отрывок из текста.

Учитель: Может ли эта история приключиться с кем-нибудь в жизни?

Учащиеся: Нет, так как люди не могут превращаться в животных.

Учитель: Чему учит притча?

Учащиеся: Дослушивать, а иначе может случиться беда.

Учитель: В чем героям повезло?

Учащиеся: Герои не разбились и не умерли, а превратились в рыбу и птицу, автор пощадил героев и наказал их не очень сильно.

Учитель: В сказках и притчах очень часто происходят превращения. слайд 8.

На слайд е картинки сказочных героев, которые превращаются в сказках. Выберите картинки с героями, в каких сказках превращаются для добрых дел.

Учащиеся: “Царевна лягушка”, “Золушка”, “Сказка о Царе Салтане и о сыне его славном Гвидоне”.

Учитель: Назовите героя, который превращается в сказках для злых дел.

Учащиеся: Баба Яга.

Учитель: Какие злые дела делала Баба Яга, в каких сказках?

7. Итог урока:

Вспомните пословицу, которая была нами выделена.

Ученики: “Много у лихого силы, да воли ему нет”. слайд 9.

Учащиеся: Чему учит эта пословица? Чему учит притча “Знаем!”.

8. Домашнее задание: слайд 10.

Учитель: Разделите текст на синтагмы. Прочитайте сказку-притчу родителям. Оцените вместе с родителями свое чтение.

Похожая притча

Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.

  1. Слово учителю.
  2. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
  3. Краткий пересказ притчи « Блудный сын».
  4. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.
  5. Беседа по вопросам.
  6. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».
  7. Работа с цитатой.
  8. Слово учителя о долге.
  9. Комментированное чтение.

1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

2.Беседа по притче.

Х. Комментированное чтение.

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.

- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?

Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту , учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи- задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».

- Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)

- Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.

II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

- А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.

- Как изображает художник отца и сына?

(Заранее подготовленный ученик описывает картину:

Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).

-Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…

III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).

IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям

- Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек , потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).

- Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?

( Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына , мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).

V. Беседа по вопросам

- Почему отец простил младшего сына?

( Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)

- Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?

VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».

- Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».

Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.

Запись в тетрадь:

Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.

VII. Работа с цитатой

-А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.

Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.

-Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? ( Обсуждению чувства долга).

VIII. Слово учителя о долге

- Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.

Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.

- Дайте определение понятию долг. ( Долг- обязанность перед кем-то или чем-то).

IX. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».

- Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).

Арабская притча «Долг».

Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

2. Беседа по притче

- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? ( Ответы детей)

-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

- Чему научила Вас притча о долге?

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

X. Комментированное чтение

1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках ».

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей, которая называется « Всё в твоих руках». ( Притча звучит в исполнении учителя).

Притча « Всё в твоих руках».

Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».

2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями

- Ребята, что хотел сказать мудрец произнеся слова «всё в твоих руках»?

-Обратите своё внимание на слайд. Перед вами фотографии, с помощью какой вы бы объяснили мораль этой притчи? ( Ответы детей).

- Действительно. Всё в ваших рука, и только от вас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, как вы думаете, зачем нам понадобился этот урок? Чему каждый из вас научился на этом урок

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: « Какие чувства вызвали у меня притчи о блудном сыне, о долге?»

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Активизация интереса к теме.

Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на уроке? Почему вы так думаете? (О доброте, нравственности, любви)

Но тема «Уроки …» Значит мы будем учиться доброте, нравственности, любви.

II. Работа с эпиграфом урока.

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.

Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, , как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра) Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.)

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как :совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость.

А начнем мы наш урок с древней китайской притчи о добре и зле.

А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)

Притча о добре и зле
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет.
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»

  • О чем эта притча? (О добре и зле)
  • Чему она учит? (Не совершать зла)
  • Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)
  • Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)
  • Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
  • Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
  • Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?

Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.

Что такое Добро?

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.

  • Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.
  • Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)
  • сердечное слово,
  • ласковая улыбка,
  • дружеское внимание,
  • совет.

Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)

А что такое Зло?

  • Толковый словарь Ожегова1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).
  • Для чего нужно зло? Нужно ли?

Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.

Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал)

Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку?

Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.

Учащиеся называют, а учитель записывает на доске.

  • Твори добро
  • По велению души
  • Не позволяй
  • Сиюминутного суда
  • Постой
  • Остынь
  • Поверь
  • Оружье сильных – доброта

Физкультминутка.

Буратино потянулся: раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать,
Руку правую поднять –
И легонько помахать.
Повернуться вправо, влево
Всё внимание собрать и работу продолжать.

III. Проверка домашнего задания.

Дома вы читали «Рождественскую сказку» Е Потехиной.

Расскажите, о чем она?

IV. Беседа по прочитанному.

  • Понравилась ли вам эта сказка? Что понравилось? Почему?
  • Похожа ли эта история на сказку? (Да, происходит чудо. Нет – бытовая история.)
  • Назовите героев сказки. (Девочка, мать, старушка).
  • Кто главная героиня? Почему?
  • Какая она? Найдите в сказке описание девочки.
  • Что вы можете сказать о ее характере? (Злая, жестокая, равнодушная, бессердечная, эгоистичная).
  • Подумайте, почему красивая девочка превратилась в такое чудовище?
  • Кто в этом виноват?(Родители.)
  • Но они же ее любили? (Любовь должна быть доброю)
  • Может ли родительская любовь испортить ребенка?
  • Опишите маму девочки. (Любящая, добрая, ласковая, работящая, терпеливая, всё прощающая, верящая в добро, справедливость, в Бога, наконец.)
  • Что вы можете сказать о старушке? Кого она вам напоминает?( Добрую фею)
  • Какова главная мысль сказки?
  • Чему она учит? (Добру, Любви, Терпению, Нравственности Прощению).
  • О чем предупреждает автор?
  • Какие уроки мы должны извлечь из нее?

V. Работа в парах.

Составление синквейна о добре и зле.

Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Д/з: написать истории, сказки, стихи, были и притчи о добре и зле. Лучшие работы мы поместим в альманах.

Предварительный просмотр:

учитель МБОУ СОШ с. Восток

Леошко Марина Дмитриевна

тип занятия : общеметодологической направленности.

Цель : Актуализировать знания о видах чтения , через использование приемов смыслового чтения.

1. Познавательные: Закрепление знаний о видах чтения; уметь использовать приёмы смыслового чтения; работать с текстом.

2. Развивающая: обогащение и усложнение словарного запаса; развитие умения мыслить; формирование коммуникативной компетенции.

3. Воспитательная: формирование доброжелательного отношения к людям; осмысление своего нравственного выбора.

Оборудование: проектор, компьютер, газета, лист бумаги для работы,жетоны .

Планируемые результаты : выражать положительное отношение к процессу

познания; воспроизводить информацию, необходимую для решения любой учебной задачи ; перерабатывать информацию и систематизировать учебный материал.

1 .Мотивация к учебной деятельности . (Вступительное слово учителя)

- Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.

- друзья, мы будем говорить о чтении.

2. Актуализация опорных знаний .

- Чтение нас окружает всегда.

- Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)

- Просмотрите газету «Узелок на память». Что интересного есть в этом номере? ( ответы учащихся )

- Что такое притчи? (ответ)

2.1. Предвосхищаем содержание 1 притчи.

- Прочитайте название. Как вы думаете, о чём притча?(ответы детей)

-Свои предположения мы будем записывать следующим образом:

-Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом. А запишем свои ответы , используя, АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ, это один из приемов смыслового чтения. (Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант, писатель. стихи)

-А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций. ( читает 1 команда, чтение по ролям).

- Назовите ассоциацию из притчи, которую вы нашли (духовная пища)

-А можно составить кластер, это тоже прием смыслового чтения, его тоже можно использовать на различных уроках .

-Посмотрите , как составляется кластер, он похож на ассоциативный куст. (рассм. запись на слайде)

2.2. Следующий тип чтения - ознакомительное чтение.

- Есть еще один из видов чтения, это- Ознакомительный.

- Предлагаю вам прочитать следующую притчу- «Ведро с яблоками»

по цепочке.(2команда), а потом ответить на мои утверждения, ВЕРНЫ ЛИ ОНИ?!

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с

фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике

жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить

ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо,

а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро

вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками

и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

- Ответьте на мои утверждения, ответами «ДА». «НЕТ» (учитель читает утверждения, а ребята записывают ответы на листах).

- А теперь проверьте свои ответы. Кто справился? (устное самооценивание учащихся)

1.- Купил себе человек новый дом. (Да)

2.- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

3.- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

4.- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

5.- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

2. 3. Изучающее чтение предусматривает максимально полное и

точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое

- Очень часто на уроках мы используем один из видов чтения , ИЗУЧАЮЩИЙ.

-А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка». (3 команда). Выделите ключевые слова, которые помогают нам…. (работа с текстом во время чтения)

КЛЮЧЕВЫЕ слова - это слова, которые помогают передать в тексте самое основное. По ключевым словам можно вспомнить содержание текста. Они вязаны с основными образами, объектами и понятиями текста, сжато представляют текст. Определяют тему текста.

- Найдите их в тексте…..

(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде вполголоса).

Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

При знакомстве с данной притчей был использован приём

- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» .(ответы учащихся) (добро и зло)

- Сегодня мы с ВАМИ повторили виды чтения, какие? На каких уроках мы можем встретить эти виды чтения?

- познакомились с притчами. Что такое притча? Назовите их…

- Что научились делать, используя свои знания по смысловому чтению? (кластер, ассоциативный куст, выделять ключевые слова в тексте).

- На каких уроках нам это пригодится?

  • - Чему научила тебя сегодня притча….?
  • - Что с собой возьмешь в жизнь, какие слова?

- А вам я хочу пожелание послать в форме ПРИТЧИ (чтение притчи «Мудрец»)

(учитель читает притчу).

- ВСЁ в ВАШИХ руках, ребята! Я верю, что каждый из вас возьмет с собой в жизнь что-то нужное для себя из занятия.

Читайте также: