Урок по теме притча
Обновлено: 21.12.2024
урок-занятие для учеников 5-7 классов.Цель : Актуализировать знания о видах чтения, через использование приемов смыслового чтения.
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 30.29 КБ |
газета для информации | 235.49 КБ |
Похожая притча
Цель: воспитание высоконравственных людей, учить нести полную ответственность за свои поступки.
Задачи:
- Познакомить учащихся с творчеством Е.А. Потехиной.
- Расширить представления учащихся о нравственных понятиях: Добра, Зла.
- Развивать умение интерпретировать литературное произведение.
- Воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты.
Похожая притча
Оборудование: мультимедийная техника – проектор, ноутбук; презентация к уроку (смена слайд ов по щелчку), проектная доска, учебник по чтению.
Ход урока
1. Организация детей на работу:
Учитель: Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
– Я в школе на уроке,
– Сейчас я начну учиться.
– Я радуюсь этому.
– Внимание моё растёт.
– Я как разведчик, всё замечу.
– Память моя крепка.
– Голова мыслит ясно.
– Я хочу учиться.
– Я очень хочу учиться.
– Я готов к работе.
– Я работаю!
2. Речевая разминка:
3. Тема урока:
Терпение и труд все перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Много у лихого силы, да воли ему нет.
Мир не без добрых людей.
Учитель: Прочитайте пословицы, выберите лишнюю.
Учащиеся: (Много у лихого силы, да воли ему нет).
Учитель: Почему эта пословица лишняя?
Учащиеся: Все пословицы, кроме этой о труде, а эта половица о силе воли, о терпении.
Учитель: О каком человеческом недостатке говорится в этой пословице? Кто сможет сформулировать тему урока? (Ученики пытаются сформулировать).
Учитель: Прочтите тему урока на слайд е. слайд 4.
4. Автобиографические сведения об авторе. слайд 5.
5. Работа над произведением:
Учитель: Прочитайте текст в учебнике. Подумайте, зачем автор написал эту притчу?
Учитель: Кто герой притчи?
Учащиеся: Муж и жена.
Учитель: Что значит хороший человек?
В.И. Даль в Словаре живого великорусского языка трактует так:
“Хороший (человек) – добрый или путный, ладный, способный, добротный, дорогомй, ценимый по внутренним качествам, полезным свойствам, достоинству”. слайд 6.
6. Динамическая пауза. слайд 7.
Учитель: Какой недостаток у наших героев из притчи?
Учащиеся: Герои не умеют дослушивать.
Учитель: Какая история приключилась с героями из-за недостатка? Прочтите отрывок из текста.
Учитель: Может ли эта история приключиться с кем-нибудь в жизни?
Учащиеся: Нет, так как люди не могут превращаться в животных.
Учитель: Чему учит притча?
Учащиеся: Дослушивать, а иначе может случиться беда.
Учитель: В чем героям повезло?
Учащиеся: Герои не разбились и не умерли, а превратились в рыбу и птицу, автор пощадил героев и наказал их не очень сильно.
Учитель: В сказках и притчах очень часто происходят превращения. слайд 8.
На слайд е картинки сказочных героев, которые превращаются в сказках. Выберите картинки с героями, в каких сказках превращаются для добрых дел.
Учащиеся: “Царевна лягушка”, “Золушка”, “Сказка о Царе Салтане и о сыне его славном Гвидоне”.
Учитель: Назовите героя, который превращается в сказках для злых дел.
Учащиеся: Баба Яга.
Учитель: Какие злые дела делала Баба Яга, в каких сказках?
7. Итог урока:
Вспомните пословицу, которая была нами выделена.
Ученики: “Много у лихого силы, да воли ему нет”. слайд 9.
Учащиеся: Чему учит эта пословица? Чему учит притча “Знаем!”.
8. Домашнее задание: слайд 10.
Учитель: Разделите текст на синтагмы. Прочитайте сказку-притчу родителям. Оцените вместе с родителями свое чтение.
Похожая притча
Цели урока: донести нравственные идеи притч через художественный текст.
Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», жанровые фотографии, тексты притч.
- Слово учителю.
- Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
- Краткий пересказ притчи « Блудный сын».
- Комментарии к непонятным детям словам и выражениям.
- Беседа по вопросам.
- Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».
- Работа с цитатой.
- Слово учителя о долге.
- Комментированное чтение.
1.Выразительное чтение арабской притчи «Долг».
2.Беседа по притче.
Х. Комментированное чтение.
1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках » .
2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями.
- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое притча. Познакомимся с текстами некоторых притч и постараемся увидеть, как выглядит мир, в котором мы живём, если его рассматривать сквозь притчу. Ребята, подумайте, какие отрицательные нравственные качества преобладают в нашем мире?
Каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопросы: правильно ли я поступил в той или иной ситуации? Как надо было поступить, чтобы позже не сожалеть о содеянном? На эти вопросы нам помогут дать ответы притчи.
Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Притчи соединяют в себе мудрость и простоту , учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи- задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ, она просто даёт людям намёк на то, каким всё должно быть. В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Она даёт возможность людям самостоятельно понять и истолковать заключённый в ней смысл. Поэтому свои притчи Христос обычно заканчивал восклицанием: « Имеющий уши слышать, да слышит».
- Подумайте и постарайтесь дать ответ на вопрос: что такое притча? (ответы детей)
- Существует несколько определений «притчи», остановимся на одном из них и запишем его в тетрадь. Притча – иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии для изложения вероучительных истин.
II. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
- А теперь обратите внимание на репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», на которой запечатлён момент встречи отца с сыном.
- Как изображает художник отца и сына?
(Заранее подготовленный ученик описывает картину:
Охваченный стыдом сын упал перед отцом на колени. Его одежды изорваны, ноги изранены. Маленькой и жалкой выглядит его бритая голова. Как бы ища убежища, он прячет своё лицо в складках одежды отца. Старик-отец склонился к сыну. Опустив руки на его плечи, он прижимает его к себе, гладит и ощупывает- отец полуслеп, и сейчас осязание, больше чем зрение, убеждает его в том, что перед ним - действительно долгожданный, оплакиваемый сын. Ласковое, почти благословляющее прикосновение этих немощных рук заставляет сына в блаженстве прикрыть глаза. Отец и сын ещё не говорили друг с другом, но им для примирения уже не понадобятся слова. Радость этих двоих чудодейственна. Её отблеском озарено лицо старика, стоящего справа, на рождённый ею свет тянутся другие люди. На их лицах читаются различные чувства - умиление, растроганность, любопытство).
-Картина была написана по сюжету притчи о блудном сыне. Давайте вспомним, о чём рассказывает эта притча…
III. Краткий пересказ притчи « Блудный сын»
(Евангельская притча о блудном сыне рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающую ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Разорённый, оставленный своими неверными друзьями, проведя жизнь полную мытарств и позора, он, наконец, решает вернуться в отчий дом. Здесь он находит прощение, любовь, еду и отдых).
IV. Комментарии к непонятным детям словам и выражениям
- Как вы понимаете выражение «блудный сын»? (Блудный сын – не просто человек , потерявший свою семью, веру, традиции, родину. Блудный сын - это человек. Заблудившийся на жизненном пути).
- Герои притчи поставлены в ситуацию выбора. Какой выбор они делают?
( Выбирает свой путь младший сын, который хочет вырваться из-под родительской опёки, но не умеет построить жизнь по-своему. В трудных обстоятельствах он решает вернуться к отцу и повиниться перед ним. Выбирает и отец: он мог бы хранить обиду на сына , мог отвернуться от сына, мог хотя бы упрекнуть его. Но отец прощает сына).
V. Беседа по вопросам
- Почему отец простил младшего сына?
( Отец простил младшего сына, потому что он покаялся и признал свои ошибки. Отец думал, что сын его мог погибнуть, что он стал окончательным грешником. А грешный человек – всё равно что мёртвый. Но сын раскаялся, то есть как бы ожил.)
- Чему учит эта притча? Должен ли человек прощать?
VI. Выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Учись прощать».
- Сейчас будет уместным вспомнить стихотворение Б. Пастернака «Учись прощать».
Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская Звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!
Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.
Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.
Запись в тетрадь:
Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение. Каждый человек должен уметь прощать и иметь надежду на прощение.
VII. Работа с цитатой
-А сейчас обратите своё внимание на высказывание одного из президентов Америки Рузвельта.
Запись на слайде: « Нам многое дано, и от нас много ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих обязанностей мы не в праве пренебречь». Т. Рузвельт.
-Как вы думаете обсуждению чего мы посвятим следующую часть урока? ( Обсуждению чувства долга).
VIII. Слово учителя о долге
- Представьте на минуту, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, так как в это время по телевизору показывали его любимый фильм. Или диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять. А лётчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.
Существуют слова «хочу» и «надо». « Надо «- это наше представление о долге.
- Дайте определение понятию долг. ( Долг- обязанность перед кем-то или чем-то).
IX. Комментированное чтение
1. Выразительное чтение арабской притчи «Долг».
- Перед вами арабская притча «Долг». (Притчу читает ученик).
Арабская притча «Долг».
Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:
- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.
- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.
- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.
- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.
2. Беседа по притче
- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? ( Ответы детей)
-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)
- Чему научила Вас притча о долге?
- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.
X. Комментированное чтение
1. Выразительное чтение притчи «Всё в твоих руках ».
- Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей, которая называется « Всё в твоих руках». ( Притча звучит в исполнении учителя).
Притча « Всё в твоих руках».
Когда-то давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за переделы его родного города, люди из далека приходили к нему за советом. И был человек, завидующий его славе. Пришёл он как-то на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Пойду - ка я к мудрецу и спрошу у него: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?» Если он скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет «живая», я сомкну ладони. И бабочка умрёт. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так всё и получилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: « Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках- живая или мёртвая?»
Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: « всё в твоих руках».
2. Беседа по притче, работа с жанровыми фотографиями
- Ребята, что хотел сказать мудрец произнеся слова «всё в твоих руках»?
-Обратите своё внимание на слайд. Перед вами фотографии, с помощью какой вы бы объяснили мораль этой притчи? ( Ответы детей).
- Действительно. Всё в ваших рука, и только от вас зависит прощать или нести обиду до конца своих дней, заботиться о престарелых родителях или бросить их умирать в одиночестве. Только от вас самих зависит, как будет протекать ваша дальнейшая жизнь, добьётесь ли вы успеха или так и будете жаловаться на неудачи.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята, как вы думаете, зачем нам понадобился этот урок? Чему каждый из вас научился на этом урок
Домашнее задание. Написать сочинение на тему: « Какие чувства вызвали у меня притчи о блудном сыне, о долге?»
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Активизация интереса к теме.
Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на уроке? Почему вы так думаете? (О доброте, нравственности, любви)
Но тема «Уроки …» Значит мы будем учиться доброте, нравственности, любви.
II. Работа с эпиграфом урока.
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.
Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, , как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра) Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.)
Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как :совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость.
А начнем мы наш урок с древней китайской притчи о добре и зле.
А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)
Притча о добре и зле
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Конечно, нет! – ответил юноша.
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет.
– Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»
- О чем эта притча? (О добре и зле)
- Чему она учит? (Не совершать зла)
- Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)
- Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)
- Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
- Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
- Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?
Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.
Что такое Добро?
ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добрый поступок.
- Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.
- Для чего нужно добро? Почему? (Чтобы поддержать друг друга в трудную минуту.)
- сердечное слово,
- ласковая улыбка,
- дружеское внимание,
- совет.
Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости.)
А что такое Зло?
- Толковый словарь Ожегова1.Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берет. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).
- Для чего нужно зло? Нужно ли?
Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.
Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал)
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.
Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку?
Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.
Учащиеся называют, а учитель записывает на доске.
- Твори добро
- По велению души
- Не позволяй
- Сиюминутного суда
- Постой
- Остынь
- Поверь
- Оружье сильных – доброта
Физкультминутка.
Буратино потянулся: раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать,
Руку правую поднять –
И легонько помахать.
Повернуться вправо, влево
Всё внимание собрать и работу продолжать.
III. Проверка домашнего задания.
Дома вы читали «Рождественскую сказку» Е Потехиной.
Расскажите, о чем она?
IV. Беседа по прочитанному.
- Понравилась ли вам эта сказка? Что понравилось? Почему?
- Похожа ли эта история на сказку? (Да, происходит чудо. Нет – бытовая история.)
- Назовите героев сказки. (Девочка, мать, старушка).
- Кто главная героиня? Почему?
- Какая она? Найдите в сказке описание девочки.
- Что вы можете сказать о ее характере? (Злая, жестокая, равнодушная, бессердечная, эгоистичная).
- Подумайте, почему красивая девочка превратилась в такое чудовище?
- Кто в этом виноват?(Родители.)
- Но они же ее любили? (Любовь должна быть доброю)
- Может ли родительская любовь испортить ребенка?
- Опишите маму девочки. (Любящая, добрая, ласковая, работящая, терпеливая, всё прощающая, верящая в добро, справедливость, в Бога, наконец.)
- Что вы можете сказать о старушке? Кого она вам напоминает?( Добрую фею)
- Какова главная мысль сказки?
- Чему она учит? (Добру, Любви, Терпению, Нравственности Прощению).
- О чем предупреждает автор?
- Какие уроки мы должны извлечь из нее?
V. Работа в парах.
Составление синквейна о добре и зле.
Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Д/з: написать истории, сказки, стихи, были и притчи о добре и зле. Лучшие работы мы поместим в альманах.
Предварительный просмотр:
учитель МБОУ СОШ с. Восток
Леошко Марина Дмитриевна
тип занятия : общеметодологической направленности.
Цель : Актуализировать знания о видах чтения , через использование приемов смыслового чтения.
1. Познавательные: Закрепление знаний о видах чтения; уметь использовать приёмы смыслового чтения; работать с текстом.
2. Развивающая: обогащение и усложнение словарного запаса; развитие умения мыслить; формирование коммуникативной компетенции.
3. Воспитательная: формирование доброжелательного отношения к людям; осмысление своего нравственного выбора.
Оборудование: проектор, компьютер, газета, лист бумаги для работы,жетоны .
Планируемые результаты : выражать положительное отношение к процессу
познания; воспроизводить информацию, необходимую для решения любой учебной задачи ; перерабатывать информацию и систематизировать учебный материал.
1 .Мотивация к учебной деятельности . (Вступительное слово учителя)
- Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.
- друзья, мы будем говорить о чтении.
2. Актуализация опорных знаний .
- Чтение нас окружает всегда.
- Вспомните, как Вы читаете газеты. С чего начинаете? (с просмотра)
- Просмотрите газету «Узелок на память». Что интересного есть в этом номере? ( ответы учащихся )
- Что такое притчи? (ответ)
2.1. Предвосхищаем содержание 1 притчи.
- Прочитайте название. Как вы думаете, о чём притча?(ответы детей)
-Свои предположения мы будем записывать следующим образом:
-Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом. А запишем свои ответы , используя, АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ, это один из приемов смыслового чтения. (Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант, писатель. стихи)
-А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций. ( читает 1 команда, чтение по ролям).
- Назовите ассоциацию из притчи, которую вы нашли (духовная пища)
-А можно составить кластер, это тоже прием смыслового чтения, его тоже можно использовать на различных уроках .
-Посмотрите , как составляется кластер, он похож на ассоциативный куст. (рассм. запись на слайде)
2.2. Следующий тип чтения - ознакомительное чтение.
- Есть еще один из видов чтения, это- Ознакомительный.
- Предлагаю вам прочитать следующую притчу- «Ведро с яблоками»
по цепочке.(2команда), а потом ответить на мои утверждения, ВЕРНЫ ЛИ ОНИ?!
Притча «Ведро с яблоками»
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с
фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике
жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить
ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо,
а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро
вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками
и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
- Ответьте на мои утверждения, ответами «ДА». «НЕТ» (учитель читает утверждения, а ребята записывают ответы на листах).
- А теперь проверьте свои ответы. Кто справился? (устное самооценивание учащихся)
1.- Купил себе человек новый дом. (Да)
2.- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)
3.- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)
4.- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)
5.- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)
2. 3. Изучающее чтение предусматривает максимально полное и
точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое
- Очень часто на уроках мы используем один из видов чтения , ИЗУЧАЮЩИЙ.
-А сейчас внимательно прочитайте следующую притчу «Два волка». (3 команда). Выделите ключевые слова, которые помогают нам…. (работа с текстом во время чтения)
КЛЮЧЕВЫЕ слова - это слова, которые помогают передать в тексте самое основное. По ключевым словам можно вспомнить содержание текста. Они вязаны с основными образами, объектами и понятиями текста, сжато представляют текст. Определяют тему текста.
- Найдите их в тексте…..
(Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде вполголоса).
Притча «Два волка»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
При знакомстве с данной притчей был использован приём
- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» .(ответы учащихся) (добро и зло)
- Сегодня мы с ВАМИ повторили виды чтения, какие? На каких уроках мы можем встретить эти виды чтения?
- познакомились с притчами. Что такое притча? Назовите их…
- Что научились делать, используя свои знания по смысловому чтению? (кластер, ассоциативный куст, выделять ключевые слова в тексте).
- На каких уроках нам это пригодится?
- - Чему научила тебя сегодня притча….?
- - Что с собой возьмешь в жизнь, какие слова?
- А вам я хочу пожелание послать в форме ПРИТЧИ (чтение притчи «Мудрец»)
(учитель читает притчу).
- ВСЁ в ВАШИХ руках, ребята! Я верю, что каждый из вас возьмет с собой в жизнь что-то нужное для себя из занятия.
Читайте также: