Притча про волков и мальчика пастуха мораль

Обновлено: 28.04.2024

Басня относится к числу "переводов или подражаний" Крылова и представляет собой обработку басни Эзопа под тем же заглавием.

Мораль басни "Волк и Пастухи" заключается в том, что нередко люди, которым по должности положено следить за порядком, сами его нарушают. В этой басне Крылов высмеивает лицемерие, ложь и двойные стандарты.

Похожая притча

© Copyright: Петр Балацкий, 2013.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 20.09.2013. ***
  • 09.09.2013. Притча о пастухе и волке

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Похожая притча


Я всегда любила читать. Мама в детстве рассказывала эту притчу. Потом я читала. Выходит, что это не Толстого произведения, как нам преподносили и потому была убеждена, что его, ведь его все сказки подобны притчам! Ан нет! Это Эзоповская работа. Век живи - век учись.

««Мальчик, который кричал «Волк!» — одна из басен Эзопа, занесенная в индекс Перри под номером 210. Данная фраза означает, что ложь дискредитирует человека, в результате чего в его последующие истинные утверждения не верят».

Басня
Басня повествует о мальчике-пастухе, который постоянно обманывает жителей своей деревни, зовя на помощь и крича «Волк!». Соседи сначала думают, что волк нападает на стадо овец, и спешат на помощь, но впоследствии понимают, что пастух звал их напрасно. Когда волки появляются на самом деле, крикам мальчика никто не верит: сельчане считают, что это ещё одна ложная тревога, и волки съедают овец. В более поздних англоязычных поэтических версиях басни (например, в «Баснях для пятилетних» Джона Хукхэма Фрера[en] 1830 года, «Эзопе и Иссопе» Уильяма Эллери Леонарда[en] 1912 года) волки съедают и самого мальчика[2][3]. Аналогично оканчивается и стихотворение Луи Антермейера[en] (1965)[4].
Мораль, изложенная в конце греческой версии, гласит: «Это показывает, как награждают лжецов: даже если они говорят правду, никто им не верит». Это перекликается с утверждением, приписываемым Аристотелю Диогеном Лаэртским в его «Житиях и мнениях выдающихся философов», в котором мудреца спросили, что получают от этого те, кто лжёт, и он ответил: «Когда они говорят правду, им не верят».


1
На одном сайте эта сказка числится как греческая.

«Мальчик, который кричал: «Волки»
Мальчик по имени Питер жил со своими родителями в деревне на склоне холма. Его родители, как и большинство других людей в деревне, были фермерами овец. Все в деревне по очереди позаботились о овцах, а когда Петру было 10 лет, он считался достаточно взрослым, чтобы повернуть на пастух.
Но Петру было слишком легко скучно, и ему было очень утомительно находиться на склоне холма только для овец. Поэтому он найдет способы развлечь себя, подбежать по камню, лазать по деревьям, преследовать овец, но ничто не помешало ему очень долго развлекаться. Затем он набросился на блестящую идею. Он поднялся на вершину самого высокого дерева и начал кричать в сторону деревни: «Волк! Волк! Wooolf! Woohoolf!»
Один из жителей деревни услышал его и собрал всех других людей, вооружившись топорами, мотыгами и вилами, они выбежали из деревни, чтобы преследовать волка и спасти свое стадо. Конечно, когда они добрались туда, они просто нашли, что Питер сидит высоко в своем дереве, смеется, и овцы пасутся мирно. Они очень раздражали его. В эту ночь Петр получил порку от матери и был отправлен спать без ужина.
Некоторое время жизнь продолжалась как обычно, и люди забыли об этом инциденте. Петру приходилось вести себя, всякий раз, когда ему приходилось думать о овцах. До одного дня ему снова стало скучно. Он взял палочки и, пробираясь туда, где пасутся овцы, начал бить палочки и кричать: «Волк! Волк! Wooolf! Woohoolf! Woohoohoooolf!»
Конечно, кто-то в деревне слышал, и вскоре все люди подбегают на холм, вооруженный палками и топорами, мотыгами и лопатами, готовыми выгнать большого плохого волка и спасти своих овец и бедного мальчика-пастуха. Представьте себе их ужас, когда они прибыли на поле, чтобы мирно пасти их стадо, а Питер сидит на большой скале, неудержимо смеясь.
В эту ночь Петр хорошо отзывался, еще лучше шлепал от своей матери и снова был отправлен спать без ужина. Несколько дней люди в деревне обошли стоны о Питере и его трюках, но вскоре все снова успокоилось, и жизнь возобновила свой обычный беспрецедентный курс, и Петру приходилось время от времени поворачиваться к пастуху. Он решил, что должен себя вести, он действительно не хотел все время огорчать, и он особенно не хотел, чтобы еще одна порция его матери!
Затем, однажды днем, когда Петр был на полях с овцами, он заметил, что некоторые из них нервничали, они начали блеять и бежать туда-сюда. Питер не знал, в чем причина этого странного поведения, овцы бегали повсюду и делали все более громкую ракетку. Он волновался и решил подняться на дерево, чтобы он мог видеть, что происходит. Он уравновешивал крепкую ветку и оглядывался вокруг, что, по его мнению, почти заставило его выпасть из дерева. Был большой большой волосатый волк, преследующий овец, кусающий на ногах, хватаясь за хвосты. В течение нескольких секунд Питер молчал. Затем он начал кричать: «Вулф! Woolof! Woohoohooloof!»
В деревне старик услышал крик. «О нет, не то, что Питер снова», - сказал он, покачав головой. «Что происходит?» - спросил другой житель деревни. «Это снова Питер, он просто не может помочь себе».
«Этот парень все время должен быть в центре внимания», - сказал другой. «Подождите, пока его мать схватит его», добавил еще один. Никто не верил, что на этот раз действительно был волк, и никто не получил свою мотыгу, или их топор, или их лопату. Все палки остались в сараях, и никто не бросился вверх по склону. Только в конце дня, когда мальчик отправил взять пастух из Питера, найдены мертвые тела овец, разбросанные по всему склону холма, и Питер все еще там на своем дереве, хныкая, что жители деревни действительно там На этот раз был волом.
Наконец Питер усвоил урок, что, если вы всегда лжете, люди перестанут верить вам; И тогда, когда вы говорите правду о переменах, когда вам действительно нужно, чтобы они вам поверили, они этого не сделают.»

Похожая притча

Мораль басни "Пастух" заключается в том, что лживые, лицемерные люди (Савва) нередко обвиняют в своих преступлениях невиновных людей (Волка).

Суть басни "Пастух" отражена в русской народной пословице, которую Крылов почти дословно цитирует в конце басни:

"На волка токмо слава, а овец таскает Савва." (русская народная пословица)

Мораль басни "Пастух", по мнению педагога Д. И. Тихомирова, заключается в следующем:

"Дурные и злые люди не только не делятся своим с другими, но тайно и открыто берут себе чужое - крадут. Чтоб скрыть свою вину и спастись от наказанья, вор часто лжет, винит нагло другого ("Пастух")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа"_ Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни "Пастух" таким образом:

". Крылов по-прежнему продолжал писать свои басни-сатиры. Басенный язык его стал еще более точен, ясен, прозрачен. Крылов уже не намекал, а говорил прямо, как, например, в сатирической басенке о бесправии народа и лицемерии правительства, утверждающего, будто законы для всех одинаковы и что они действуют, невзирая на лица. <. > Так говорил Крылов в басне "Волки и Овцы". <. > Или басня "Пастух".

Пастух Савва - это царский сановник, губернатор, вельможа. Савве поручено пасти барских овец - читай, верноподданных мужичков. Савва нещадно дерет овечек и валит вину на волка. За волком охотятся, его ищут, его клянет на весь свет, а волка следу нет. " (И. В. Сергеев, книга "Иван Андреевич Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди")

Такова мораль басни "Пастух" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Читайте также: