Три сита сократа притча

Обновлено: 21.12.2024

Однажды взволнованный человек попытался что-то сообщить древнегреческому философу Сократу:

– Сократ, я хочу тебе рассказать, как один друг…

Но мудрец прервал его и сказал:

– Подожди, ––ответь сначала мне на один вопрос: просеяно ли то, что ты хочешь рассказать через три сита?

– Через какие три сита? – удивился мужчина.

Общение между людьми почти всегда эмоционально и поэтому, когда появляются сильные эмоции - большинство людей теряет контроль и равновесие. В такие моменты рядом с вами нет Сократа, который мог бы сфокусировать Ваше внимание на важных вещах. Однако с помощью этой притчи (сфокусировав своё внимание на смысле того, что в ней написано) Вы можете изменить отношения с близкими для Вас людьми с помощью всего одного сита. Из очевидного: скорее всего, в Вашем окружении никто не очертит Вам выгоду одного сита, потому что не так много людей разбираются в таких вещах.

– Позволь мне объяснить: прежде чем ты начнёшь говорить пропусти свой рассказ через три сита. И после этого ты сможешь мне рассказать то, что ты хочешь. Первое сито – это сито правды. Правда ли то, что ты хочешь мне рассказать?

– Не знаю… – сказал мужчина. – Я слышал это от других…

Если Вы не хотите заботиться о правде, то правда =>> никогда не сможет Вам служить и быть вашей точкой опоры. Многое из того, что мы слышим от других людей мы с Вами принимаем на веру. Вспомните ситуацию когда Вы чувствовали, что другой человек не прав. Погрузитесь в воспоминание.

Попробуйте в выбранной ситуации провести мысли и слова, которые проходили к Вам через сито правды. Часто в личных отношениях, как и в профессии, люди предпочитают использовать вместо сита правды =>> сито правоты , но это не ведёт их ни к благополучию, ни к счастью. Чувство собственной правоты не сделает Вашего врага другом и не прибавит Вам уважения.

– Тогда ты, должен просеять этот рассказ через второе сито! – продолжал Сократ. – Это сито доброты. То, что ты мне хочешь сказать, – это нечто доброе и созидающее?

– Нет, не думаю, – честно признался собеседник. – Но…

Если Ваши близкие (или Вы сами) часто выходите из себя, то удержать в руках сито доброты, несмотря на пользу и рекомендации Сократа, Вам будет не так просто. Навык работы с этим ситом потребует от Вас дисциплины и тренировки. Из того, что не очевидно: узнавать в каждой конкретной ситуации доброту поначалу не просто, потому что мы не обучены владению этим ситом и не понимаем выгоды доброты и хороших отношений. Если власть добра к бизнесу, то она создаст условия, при которых бизнес будет расцветать. А если бизнес добр к власти, то он будет платить налоги. Доброта особым образом всегда вязана с выгодой, но для многих людей в нашей стране эта связь не очевидна.

Мудрец остановил его:

– Давай просеем то, что ты сейчас хочешь сказать через третье сито. Ответь на вопрос: так ли необходимо, чтобы ты говорил то, с чем ты пришёл и о чём хотел рассказать?

– Нет, пожалуй, в этом нет необходимости…

– Если, – сказал Сократ, – в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то давай с тобой оставим это невысказанным! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

У самого Сократа сито необходимости было надёжно соединено с ситом пользы и доброты, но при этом он очень хорошо разбирался в выгоде. Если Вы мечтаете, чтобы в Вашей жизни было меньше проблем, то Вы имеете полное право воспользоваться правилом/алгоритмом Сократа.

Чем больше у Вас гнева, злости и раздражения, тем больше пользы Вы сможете извлечь, применяя к Вашим ситуациям эти рекомендации. Такая практика обучит Ваш разум двигаться в более полезном направлении и улучшит отношения с окружающими Вас людьми.

Похожая притча

– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

– Нет, я просто слышал это.

– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

– Нет, в этом нет необходимости.

– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.11.2015. Притча. Три сита Сократа.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Похожая притча

— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять . Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

— Нет, я просто слышал это.

— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать ?

— Нет, в этом нет необходимости.

— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить ?

Похожая притча

⠀– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

⠀– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

⠀– Нет, я просто слышал это.

⠀– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

⠀– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

⠀– Нет, в этом нет необходимости.

⠀– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

Похожая притча

Однажды какой-то человек, торговец кожами, по имени Критий, запыхавшись, прибежал к философу и народному учителю Сократу и радостно начал было свою речь:
- Знаешь ли ты, о Сократ, что рассказал мне некий афинский банщик о твоём друге, Алкивиаде?
- Подожди, - остановил его Сократ. - Сначала просей то, что собираешься мне сказать, через три сита.
- Три сита? - поинтересовался Критий.
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять слова, готовые сорваться с твоих уст. Во-первых, просей свои слова через сито правды.
Уверен ли ты, Критий, что слова, которые ты собираешься произнести, так уж правдивы? Можешь ли ты поклясться Афиной, что услышанное тобой - чистая правда?
- Нет, - отвечал знакомый Сократа. Я слышал об этом от банщика, но не более того…
- Очень хорошо, - отвечал Сократ. Значит, ты не знаешь, правда это или нет и не поклянёшься жизнью, что сказанное банщиком - правда? Просеем же слова, готовые сорваться с твоих уст, через второе сито - сито доброты. Хочешь ли ты сказать о моём друге нечто хорошее, правильно ли я тебя понял?
Собеседник Сократа, Критий, густо покраснел и покачал головой.
- Так значит, - продолжал спокойно Сократ, - ты, Критий, собираешься сказать о нем что-то, в чём нет ни капли доброты, но при этом ты даже не уверен, что всё это - правда. Пропустим же наконец твои слова, Критий, через третье сито - сито пользы. Скажи мне, друг, так ли уж необходимо мне, Сократу, или кому-нибудь другому из присутствующих здесь добропорядочных афинских мужей, услышать сейчас то, что ты так спешил мне рассказать, что даже запыхался, спеша по пыльной дороге сюда, в эту тихую рощу?
- Клянусь Зевсом, Сократ, - воскликнул Критий, - и тут ты прав! Пока я шёл сюда почти бегом, я думал, что необходимость тебе услышать это - так велика, что я даже боялся сюда опоздать, но теперь я не вижу в этом вообще никакой необходимости!
- Итак, - заключил Сократ, - ты видишь теперь, в том, что ты собирался сказать, не присутствует
ни правды,
ни доброты,
ни пользы.
Зачем тогда говорить, Критий, ты согласен?

© Copyright: Дама Из Потсдама, 2015.

Читайте также: