Притча почему бог не дает детей
Обновлено: 22.12.2024
Недавно в частной гинекологической клинике я разговорилась с двумя молодыми женщинами. У обоих одна и та же проблема — не получается родить ребёнка. Обе расстроены, обеспокоены, подавлены, глаза на мокром месте. Почему Бог не даёт детей, и как их просить у Бога, рассказали священнослужители Димитрий Смирнов и Павел Островский, а также богослов Алексей Осипов.
Димитрий Смирнов (1951-2020 гг.) — священнослужитель, церковный и общественный деятель Димитрий Смирнов (1951-2020 гг.) — священнослужитель, церковный и общественный деятельДимитрий Смирнов, священнослужитель:
Часто наблюдаю следующий феномен. У людей много лет не было детей. А потом они взяли ребёнка из детского дома, через четыре месяца оказалось, что супруга беременна. Господь увидел, что ребенок им, действительно, необходим. Раз нужен — и тут же и Бог не заставил себя долго ждать. Значит, ты дорос. Дозрел. Это очень распространённый случай.
Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, педагог, публицист, писатель,, Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник. Алексей Ильич Осипов — доктор богословия, педагог, публицист, писатель,, Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник.Алексей Осипов, богослов, профессор Московской Духовно Академии:
Святые отцы настоятельно рекомендуют не проявлять настойчивость в просьбах к Богу, особенно, если они касаются нашей земной жизни. Почему? Потому что мы можем видеть лишь небольшой фрагмент, но не в силах узреть всей истории. Только один Бог знает, что нам, действительно, полезно.
Вымаливать у Бога чудо — это не очень красиво. Мы словно бы требуем невозможного, что находится за пределами. Евангелие повествует, что когда к Иисусу обратились с призывом: «Дай нам чудо!», он быстро покинул просивших.
Что значит Бог даёт или не даёт детей? Всё происходит в соответствии с волей Божьей, которая, в свою очередь, зависит от внутреннего состояния человека.
Он, как врач, выписывает необходимые лекарства в зависимости от состояния человека. Откуда нам знать, что полезнее тому или иному человеку? Кому полезнее дать ребёнка? Когда полезнее это дать? Полезнее — имеется в виду с духовной точки зрения. Именно по этой причине кому-то Бог даёт, а кому-то — нет.
Вспомните, сколько людей толпилось возле Иисуса Христа. И только одна женщина, прикоснувшись к нему, исцелилась. Наверняка, там было немало страдающих, больных и нуждающихся? Почему же только один человек удостоился чуда? Потому что только эта женщина была в состоянии смирения. Поскольку редко кому удаётся пребывать в смирении, именно поэтому наши просьбы остаются не услышанными.
Что означает слово "прикоснулась"? Была готова.
Как вы думаете, много ли людей из тех, что окружали Христа, по-настоящему интересовались истиной и спасением? Чем они интересовались, на самом деле?
Наше духовное состояние Бог видит. Наши молитвы только тогда угодны Богу, когда мы достигаем состояние глубокого смирения.
Господь видит наше состояние и отвечает на наши просьбы в соответствии с тем, будет ли это нам полезно или нет.
Павел Островский — священнослужитель, Интернет-миссионер. Павел Островский — священнослужитель, Интернет-миссионер.Павел Островский, священнослужитель:
Когда у людей не получается родить ребёнка, то они начинают обращаться к Богу. Но вот что странно: они начинают обращаться с просьбами, но не выбирают жить христианской жизнью. Как же Он может ответить на их просьбу, если они даже в такой важный момент, на самом деле, не с Ним.
Люди поступают, как язычники. Говорить-то говорят, но при этом к Богу даже не устремляются. Если в Бога не веришь, промыслу Его не доверяешь, какой тогда смысл?
Мне хочется поделиться с вами своими наблюдениями за моими прихожанами: после каких поступков у них получалось забеременеть?
Во-первых, люди начинали искренне исповедоваться и причащаться, то есть соединяться со Христом.
Во-вторых, как я уже говорил ранее, Бога не обманешь. Обращаться к Богу, надо искренне, даже если пока ты ещё слабо веришь: «Господи, рассчитываю только на твою помощь. Но я не верю в то, что Ты мне поможешь». По крайней мере, честно признавать, что веры в тебе мало.
Так как молимся мы плохо, и молитва наша слабая, советую выбрать себе двух святых (мужчину и женщину), в честь которых (в зависимости от того, какого пола родится ребёнок) вы назовёте затем малыша. И просить их, чтобы они за вас молились Богу.
И ещё… Обязательно нужно стремиться к смирению. Это означает примириться с тем, что есть. Часто бывает, что люди уповают на Бога, а сами при этом питают очень сильную обиду. Они возмущены, исполнены претензий: почему пьяницы имеют детей, проститутки имеют, а нам Ты не даёшь?
Человеку очень важно примириться с Богом. Найти внутренний покой. Довериться Богу. Как только человек смиряется, Господь утешает.
Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
Похожая притча
Почему Господь не даёт детей, я не знаю… Могу только поделиться собственным опытом и каким-то своим личным мнением, что может помочь в решении этой проблемы.
Когда люди не могут родить ребеночка, то начинают просить этого у Бога, начинают молиться, читать акафисты, ездить по святым местам и тому подобное. Если они начинают просить, но не начинают жить христианской жизнью, то получается какая-то странная вещь: ты, Господи, нам ребеночка дай, а мы уж дальше будем воспитывать, как нам самим вздумается.
Это ложный путь. Зачем же он будет исполнять их просьбу, если они даже в момент скорби, по сути, не обращаются к нему.
То есть, прежде чем у Бога что-либо просить (я тебе молитву, а ты мне, пожалуйста, ребёнка, квартиру, машину), то, конечно, необходимо, чтобы наши слова не расходились с делами. Люди в своём многословии молятся, как язычники. Твердят одно и то же, но при этом в реальности к Богу не стремятся.
Если веры нет, то от количества слов мало толку, ничего не изменится. Хоть один раз скажи: «Господи, помилуй!», хоть сто пять тысяч раз… Если в Бога не веришь, если к нему не стремишься, смысла нет никакого.
Когда люди начинают обращаться к Богу, у них нет опыта молитвы, опыта духовной жизни. Единственное, что человек может предложить – это только честность. Тогда уж молитесь честно: «Господи, помоги… Я в тебя не особо-то верю. Обращаюсь к тебе из нужды…» Это хотя бы будет честно. Честная просьба.
Зная о тех положительных случаев, когда люди не имели детей, а потом забеременели и рожали, что хочется отметить? После каких действий случалась беременность?
Во-первых, люди начинали искренне исповедоваться. Опять же напоминаю вам о честности. И, постепенно изучая слово Божие, начинали причащаться, то есть соединяться со Христом.
Во-вторых, Бога обмануть невозможно. К сожалению, люди не верят, что Господь исполнит их просьбы. Обращаясь к Богу, надо быть искренним: «Господи, рассчитываю только на твою помощь. Но я не верю в то, что ты мне поможешь». То есть опять же честно признавать отсутствие веры.
Так как у нас молитва слабая, я советую людям выбрать себе двух святых (мужчину и женщину), в честь которых (в зависимости от того, мальчик это будет или девочка) они назовут ребеночка, если он родится. Можно любых святых выбрать, к каким ваше сердце ляжет. И молиться им, чтобы они за вас молились Господу Богу..
Женщинам советую для успокоения взять благословение духовника на вышивание иконы или какое-то другое благочестивое рукоделие, во время которого она будет молиться. Потому что наше беспокойство тоже оказывает существенное влияние. В отсутствии спокойствия мы начинаем у Бога требовать, что зачастую оказывается камнем преткновения.
Но главная проблема заключается в том, что Бога не обманешь. И ничем его не купишь. Он сердце наше видит. Формально исполнять не получится. Это главная проблема!
Мне кажется, нужно смириться. То есть восстановить мир с Богом. Потому что, когда люди у Бога просят ребенка, при этом они на него глубоко обижены. Почему ты мне не даёшь? Почему ты проституткам даешь детей, а мне, такой хорошей, не даёшь? За что? Что я такого тебе сделала, злой Бог?
Человеку очень важно помириться с Богом внутренне, успокоиться, довериться Господу Богу. И, думаю, утешение не заставит себя ждать.
Из тех тридцати пар, которые ко мне обращались, большинство уже воспитывают детишек. Один из супругов одной молодой семьи, которая посещает наш храм, оказался бесплодным. Это стало известно, когда шёл Великий пост. Шансов на зачатие, по сути, уже и не было. Врачи руками разводили, отказывали даже в ЭКО. После Пасхи они узнали, что ждут ребёночка.
Еще была пара, в которой один из супругов никак не решался идти на исповедь. И когда он пришёл всё-таки к Богу, беременность у жены наступила вскоре.
В нашем храме есть пары, которые ждали детей долго: одни – 8 лет, другие - 5 лет, третьи - и 2 года. И вот после Пасхи из пяти бесплодных семей осталось только две, за которых мы молимся, и сами они тоже трудятся. Трём семьям Господь по их вере дал ребенка. Причём две пары воцерковились меньше, чем год назад. И особо Господь их и не испытывал.
Своё мнение по этому вопросу высказал священнослужитель Дмитрий Смирнов.
Есть ли надежда на спасение?
— Жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма расхожее в православных кругах. Но как быть тем, у кого в силу обстоятельств детей нет? Что, никакой надежды?
Протоиерей Алексий Уминский
— Мне кажется, достаточно странно было бы воспринимать слово «чадородие», сказанное в известном послании апостола Павла (1 Тим 2:15), как просто «репродуктивность». Ведь тогда получается, что любая языческая репродуктивность, в основе которой лежит лишь архетип продолжения рода, — спасительная.
Мы знаем, что семья праведных Иоакима и Анны не была многодетной, как и семья святых Захарии и Елисаветы. Наоборот, долгое время им приходилось нести поношения за бесчадие. Но ведь утробная религиозная идея о том, что продолжение рода и есть как бы твое продолжение в вечности, для нас, христиан, неактуальна — мы ведь знаем, что спасение — это обретение Царства Небесного, как об этом говорит Новый Завет. Так что, по-моему, в данном случае апостол Павел имеет в виду не просто многодетность.
И хотя, разумеется, многодетность — благо, воспринимать ее как некое единственно возможное для женщины духовное делание, необходимое ей для спасения, — это не просто неверно, но даже опасно. Ведь все люди разные, а человеческий ресурс очень ограничен: кому-то многодетность действительно посильна, а кому-то непосильна совершенно.
Многодетность хороша, когда она осмысленна, когда она наполнена родительской любовью и одновременно духовными и физическими силами. Но, увы, бывает, что в семьях, где много детей, эти дети оказываются лишенными полной меры необходимой родительской любви, заботы и внимания. И не потому, что родители плохие. Просто у них сил не хватает.
— Что же тогда, на Ваш взгляд, имел в виду апостол Павел?
— На мой взгляд, он говорил о том, что женщина, как христианка и мать, должна как можно больше вложить в воспитание своих детей. Одного или многих — неважно, главное, стольких, сколько будет Богу угодно. В любом случае она несет за них ответственность перед Богом и должна даровать им полноту материнской любви, организовать окружающее их пространство как храм Божий в своей семье.
— Но как в таком случае спасаться женщине бесплодной?
— Она спасется следованием за Христом, исполнением Христовых заповедей, и прежде всего — заповедей любви. Так же, как спасется и мужчина. А вот из логики странно трактующих высказывание апостола Павла выходит, что мужчина спасется сам по себе, он и так хорош, а женщине надо еще и детей родить. Но это, конечно, неправильно. Ведь это совершенно убогое понимание фразсемы, вырванной из контекста Священного Писания. Она просто не может толковаться и читаться в том смысле, что женщине надо быть исключительно репродуктивной машиной и в том якобы состоит главная ее заслуга перед Богом.
Ведь в противном случае для нас идеалом христианской семьи должна стать мусульманская семья или люди племени мумба-юмба. Именно они живут установкой: чем больше детей, тем вероятнее, что хотя бы часть из них не умрет, останется в живых и, как следствие, род будет продолжаться. Только что в этом от христианства?
— Но бездетные супруги часто ощущают, что в их жизни не хватает чего-то очень важного…
— Да, когда в семье нет детей — это связано с очень большим человеческим страданием. Потому что в христианских семьях очень хотят иметь детей, исходя из самой природы христианского брака. Он осмысляется как брак, в котором любовь — это прежде всего любовь жертвенная, приносящая себя кому-то. И дети — тот плод брачной любви, которому родители могут себя отдать. Когда этого не случается, супруги действительно чувствуют свою неполноту и неполноценность. Может ли быть это наказанием Божьим? Далеко не всегда. Могут ли эти семьи толковать бесчадие как поношение в ветхозаветном смысле? Думаю, что ни в коем случае.
Похожая притча
Скучно жениху и невесте, когда кричат им «Горько!» Они словно чужие среди буйного веселья родственников. Вино, как механик бездушного организма, приводит в движение заржавелый механизм усталых душ, и воспаленное веселье отравляет радость таинства брака. Шум свадьбы опустошает и утомляет виновников торжества – жениха и невесту.
Погружение в таинство брака происходит позже.
К нам в храм приходят бездетные пары. Мы вместе просим Бога и молимся, да дал бы Он им ребенка. Но я не уверен в том, что стоит тянуть Бога за бороду и требовать чуда. Он Сам знает, кому нужны дети, а кому нет. В Нем мудрость и глубина Замысла, а у нас честолюбие и ревность.
Иоаким и Анна страдали не только потому, что не могли приласкать нарожденных детей. Каждая израильская семья мечтала, что Мессия выйдет из их чресел. И затворенное чрево говорило о том, что человек Богу противен. Бездетность говорила душе о проклятости. Она вызывала в душе огонь отверженности и сокрушение до зела.
Но, к моему изумлению, Бог слышит мои молитвы и молитвы наших прихожан. И некоторые из них обретают плод.
– У нас будет ребенок! – говорит супруга, и с испытанием задерживает умильный взгляд. А ты словно проваливаешься в бездну Божией тайны. Мощная волна ударяет в сердце, в голову и приливает к глазам. В глазах супруги совершенно не то чувство, которое ты знал раньше. На тебя смотрит новый человек с новым самоощущением причастности Божией тайне.
Я не знаю, что видит женщина в глазах любимого мужа, но я увидел своими глазами превращение жены из одной сущности в другую.
Мы напрасно думаем, что мы отец и мать ребенка. Напрасно думаем, что это мы родили его. Мы в этом ничего не понимаем. Нам только лишь дали подержать божественный плод и не сломать его. Вручили дар Божий, который мы должны развить и подготовить к службе Божией.
Узнав о своей причастности рождению новой души, ты проваливаешься во взоре супруга, как в бездну, и понимаешь, что брак – нечто гораздо большее, чем ты думал. Впервые ты понимаешь космическое чудо слитности душ. Впервые души касается благодать полноты Троицы.
На миг открывается дверка миров и тебе дают узнать божественную глубину.
«Плоть одна» – так вот ты какая!
– У нас будет ребенок!
Души сливаются и сродняются навсегда. Когда ребенка выносят из роддома, чувства прекрасны, но не так ошеломительны, как в момент касания Бога к тебе, в момент радования о душе, рожденной в нас.
Бог специально вселяет эту сокрушительную благодать, чтобы человек, вкусив ее, сделал для себя открытие Божественной глубины и важности той работы, которую ему поручил Бог.
Из цеховых интересов я молчу, когда лгут, что смысл брака в деторождении. И кошки плодятся, но не святы. И Пакистан изобилен детьми, но не достигает праведности Авраамовой и не во святых их многодетные матери.
Не в плодовитости чрева святость брака, а в подобии отношений мужа и жены Троице. Троическая печать – печать нашего богоподобия. Божественная любовь к супругу обожает нас, светлит и очищает.
Тайна праведной и чистой супружеской жизни – подобие тайны отношений лиц в Троице. Напрасно монахи лезут в эти тайны и ковыряются в ней инструментами тяжелого поста и всенощных бдений. Неблагодарное это занятие. Ну при чем тут опыт монастырской череды, епархиальных интриг, афонских путешествий к тому, о чем они не имеют ни малейшего представления – смыслу чуда в Кане Галилейской.
Тайна супружеской жизни презрена ими, признана второсортной или даже считается некоторыми святыми отцами узаконенной уступкой блуду.
Не все святые так просто судили брак. Они допускали, что одиночество человека – это результат падения, а осуждение брака – это совершенное непонимание природы творения двух разных ипостасей человеческого существа – мужчины и женщины. В этом отвержении значимости брака присутствует иллюзия монашеской «праведности», большей, чем у Троицы, сотворившей Адама и Еву. Ложь на брак – нехорошее дело, а сведение его к плодовитости – наглость, приписывающая себе мудрость, большую божественной.
Суть брака в вольном богоподобии и в усвоении троичности. Дети могут помогать этому подобию, а могут ничего не добавлять. Дети вообще не имеют никакого отношения к личному богоподобию. Бог отражается в душе независимо от того, есть у человека дети или нет. Богу важен ты и только ты. И на Суде Божием будет иметь вес только то, насколько ты смог стать похожим на Бога. Это очень личное и касается только Господа и души.
Соединение Адама и Евы было в полноте духа и их небесной природы. В норме брак земной косвенно подобен браку небесному, как наша душа богоподобна по благодати Господу. Соединение мужа и жены, в норме, духовно высоко. Оно, принятое в чистоте, окрыляет, просветляет и очищает. Оно возвышает и учит святой жертвенности. Оно просто, прекрасно в своей тайне и глубине.
Неправ был Ориген, думая, что души предсуществуют рождению. Будто бы они, как коконы или инъекция, хранятся у Бога на складе в виде небесных яиц. И будто бы Бог сеет их на землю и они прорастают человеком. Пресуществование душ фатально отделяет Бога от человека, разводит их на стороны, полагает естественную преграду родству. Вхождение же Духа в материю роднит нас по замыслу:
– Да станет Адам, как один из Нас!
Суть рождения ясно показана в Рождестве. Дух Святой касается материи и рождается новая душа. Она рождается в одно мгновение из божественного «ничего». Так Дух Святой нашел на чистое естество Девы Марии и родился Христос. Наше естество несовершенно, по сравнению с естеством Девы, и поэтому мы, принимая Дух, искажаем Его действие. И вместо святых у нас рождаются обычные дети.
Но природа рождения и нас, и наших детей одинакова – это касание Духа Божия материи. Капля Божественного Духа роднит нас с Богом. Без этого мы бы были только темной плотью. А так мы не только божественного рода, но и способны волей и по желанию принимать Бога самостоятельно в таинстве причастия.
И тайна супружеской жизни – это не что иное, как обожение двух лиц содействием Духа Святого. Всё, что от Бога принимается в Его славу, чисто и беспорочно. Даже телесное прикосновение в честном браке таинственно и коренится в Боге.
Дети – это прекрасная школа любви. Но бывает и так, что только после того, как дети уедут от родителей, те наконец-то узнают, что такое настоящая бескорыстная платоническая любовь. И дети тут ни при чем.
Бог и душа – у них своя история и свой роман. Песня песней – об этой тайне.
Как сказать об этом тем, кто тянет Бога за бороду и просит во что бы то ни стало детей?
– Другу не веришь? Ты скажи так: «Тебе? Другу? Богу? Да, всё приму. Да, на всё готов. Ты умнее. Ты благородней, Ты меня больше любишь, чем я себя. Падаю в Твои объятия, как в море. Бери меня в волны Своей любви. Делай со мной, что знаешь. Я нисколько не сомневаюсь в Твоем благородстве и в том, что Ты мне желаешь счастья. Я раб Твоей любви. Да будет мне всё по слову Твоему!»
И вот, увидишь, как Он тут же отзовется и сердце получит извещение того, что всё в надежных руках.
Наказание или Промысл?
— Однако мнение, что детей нет за какие-то грехи или проступки, можно услышать как от верующих людей, так и от тех, «кто ни во что не верит»…
— Это происходит потому, что хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад, и нам было даровано Евангелие, но до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно. Даже язычески. Что по сути примерно одно и то же. Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной — бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может. Но у нас есть такое понятие, как Промысл Божий, который нам неведом, который мы постигаем, только оглядываясь назад, понимая, что нечто, казавшееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле имело иную цель. Таким вот странным, удивительным образом Промысл Божий провел нас между страшными, тяжелыми и невыносимыми испытаниями — и вдруг явил через это познание Божьей любви, Его заботу о нас. Датский философ, христианин Сёрен Кьеркегор написал однажды: «Если Бог не есть абсолютная любовь везде, во всем, то никакого Бога нет. Но если Бог есть любовь, то совершенно не страшно Его не понимать. Ты можешь доверять Ему, не понимая». И мы порой не можем вместить Промысл Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность. Как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, нахождение излияния своей супружеской любви на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка.
— Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка…
— Возможностей и способов любить много. Другое дело, когда человек хочет любить, обладая, то есть владеть ребенком, как некой собственностью. Так происходит порой и с кровными детьми. Родители думают: «Это наш ребенок, а значит — он должен быть нашим трафаретом, объектом наших амбиций. Мы хотим, чтобы он соответствовал нашим чаяниям: учился в определенной школе, вузе и так далее». И они не видят и не слышат, чего же хочет сам ребенок; не замечают, что ребенок смотрит на мир собственными глазами; что у него восторженно бьется сердечко и его восхищают те вещи, которые родителям недоступны. И так родители проходят в жизни мимо своего ребенка, при этом, конечно же, по-своему любя его.
Потому-то люди и боятся взять в семью чужого ребенка. Прежде всего они боятся, что ребенок не будет их собственностью, их тенью. А нужно любого ребенка — кровного ли, приемного ли — видеть как не своего, а Божьего, уйти от чувства собственности по отношению к нему. Только тогда можно по-настоящему полюбить. И тогда не будет боязни в вопросах усыновления.
Если женщина не может родить сама, она может спасти того, у кого нет родителей, и забыть о своей бесплодности. Забыть, прижимая этого ребенка к своей груди, даря ему тепло и ласку, но не присваивая его себе. Усыновление — это не просто выход для бездетной семьи, это ее счастье и христианская обязанность. Детей, нуждающихся в заботе, можно любить, даже если их не дали тебе в руки. Их можно посещать в детских домах, в сиротских приютах и дарить свою нежность, внимание, время. Наверное, Господь стремится сделать так, чтобы родители, у которых нет детей, и дети, у которых нет родителей, нашли друг друга.
Похожая притча
Одна из наиболее злободневных сегодня тем — сколько в семье должно быть детей. При этом нельзя сказать, что отношение общества к многодетным за последние годы принципиально улучшилось (хотя некоторый прогресс тут есть). Но вот о бездетности не то чтобы не принято говорить — скорее, принято молчать. А между тем сторонники «свободных отношений» считают бездетность нормой, в то время как во многих семьях она воспринимается как наказание Божие, доводящее людей до отчаяния. О том, как пережить бездетность, мы говорим с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем московского храма Святой Троицы в Хохлах.
О чудесах
— Значит, супругам, если у них не получается с деторождением, стоит оставить мечты родить ребенка?
— Но в нашей жизни всегда есть место чуду. Тем более, если речь о молодой семье, жизнь которой еще не определилась окончательно. У таких людей должна быть надежда на чудо, на милость Божию.
В моем приходе были случаи, когда родители со всеми минусами здоровья, с медицинскими заключениями о бесплодии, все же рожали. Рожали по обету, по молитве, и очень часто рожали, потому что обращались в монашескую республику Афон. В монастырь Хиландар, где из гроба святого Симеона Мироточивого, отца святого Саввы Сербского, уже много-много столетий растет виноградная лоза.
В принципе, мне не свойственны разговоры о чудесах: смущает некая экзальтация в этих вопросах. Но тут уже ничего поделать не могу. Сам, несколько раз лично бывая на Афоне, привозил из Хиландара засушенные ягодки винограда. И с иконой святого Симеона, с молитвой давал их некоторым нашим прихожанам, которые, исполнив сорокадневное правило поста и молитвы, потом вкушали эту ягодку, причащались и… зачинали детей. У меня в приходе таких случаев несколько.
Но чудо дается, если действительно есть плод молитвы и великое упование на Бога. Не вырывание у Бога: «Дай во что бы то ни стало!», а готовность принять Его любое решение: «Да будет воля Твоя!» Главное — бездетная семья не должна чувствовать себя неполноценной. Супруги всегда должны помнить, что если Бог есть любовь во всем, то можно Его и не понимать, но нужно жить, спокойно Ему доверяя.
О нашем доверии Богу
— Конечно, мы все — люди плотские, и в нас, кроме духовной, есть и инстинктивная, животная жизнь. И женщине в этом смысле гораздо сложнее, потому что вся ее природа предрасположена к деторождению. Но если она будет постоянно заниматься самокопанием, надавливать на болевую точку своего природного инстинкта, вновь пробуждать в себе желание самой родить, выкормить грудью, тогда она неизбежно дойдет до отчаяния. Нужно пытаться перебороть отчаяние, осознавая, что Господь нас понимает, участвует в каждом мгновении нашей жизни. Каким образом — я не знаю, но я верю в это.
Мы не знаем, почему одним что-то дано, другим нет; почему одни рождаются богатыми, другие нищими, одни здоровыми, другие больными. Во всех ситуациях — это вопрос нашего доверия Богу, нашего следования за Ним и возможности поиска того, чего ты действительно хочешь. Если любить, а не приобретать эту любовь, тогда выход есть. Если же ты хочешь присвоить любовь себе, то ситуация оказывается одинаково безвыходной и у тех людей, которые могут родить, и у тех, которым это не удается.
— Да, но многие женщины зациклились на своей боли и желании родить. Они глухи к любой аргументации.
— Понятно: «Мы хотим просто родить, использовать себя как матку, дающую потомство». Но это, простите, чисто животное стремление, а в человеке должно быть нечто иное, более высокое. Если тебе не дано — что ты сделаешь?! Надо перед Промыслом Божьим проявить смирение и учиться жить таким, каким тебе Бог дал — и тогда ты будешь жить.
— Но общество диктует стереотип: семья предполагает наличие детей. Без них — уже не семья.
— Вот это совершенная неправда. Семья существует и тогда, когда нет детей, но есть любовь двух людей, есть несение общего креста и тягот друг друга. Я знаю священнические бесплодные семьи. И люди несут свой крест. Тем более что вокруг них столько людей, нуждающихся в человеческом тепле и заботе.
Согласитесь, что не все люди имеют семью. Многие остаются вообще одинокими, не имея ни детей, ни мужа или жены. При этом у них есть шанс не чувствовать себя обделенными. В русских семьях существовала традиция, по которой не вышедшая замуж девушка жила в семье замужней сестры или женатого брата, помогала нянчить детей, воспитывать их и была для них лучшей и любимейшей тетушкой. Так что неполнота ее жизни растворялась в полноте жизни семьи близких.
— Тем не менее, в целом общество смотрит косо и на многодетных, и на бездетных…
— Мне так не кажется. Общество проблема бездетности не волнует. В основном волнуются родственники — теща, свекровь. Волнуются из чисто эгоистических соображений: им хочется внучков понянчить. А вопрос многодетных будоражит общество потому, что людям кажется, будто их объедают те, у кого большие семьи.
— По статистике бездетность — частая причина разводов.
— Причина разводов — это нелюбовь, это нежелание той любви, о которой говорит нам Христос, это стремление к присваивающему чувству. А если в конечном итоге присвоить нечего, то для таких людей нет дальше перспективы. Так что речь вовсе не об отсутствии детей. Разве мало браков, которые распадаются, несмотря на наличие детей?
— То есть семья — это муж, жена и их чувства. А детей Господь дает им в дар?
— Да, кому-то дает. А у кого-то потом забирает. И эти родители остаются осиротевшими без своих детей, и это труднее бездетности.
У кого-то рано забирает родителей. Мир, он же очень сложен, скорбен, и его совершенно невозможно по полочкам разложить. Да, было бы хорошо, когда счастливые родители любили бы своих детей, а они бы слушались своих родителей, и все бы жили долго и счастливо. Но мы живем в реальности, в которой бессмысленно мечтать о благополучной жизни, ставить себе цель достичь ее. Бог не обещает нам благополучия, о нем нет ни слова в Евангелии.
Читайте также: