Работа с притчами на уроках орксэ мастер класс

Обновлено: 22.12.2024

Работа с материалом притчи на уроках ОРКСЭ. Построение беседы по прочитанному тексту.

ВложениеРазмер
rabota_s_pritchey_svetlyachok.docx 20.26 КБ

Похожая притча

Цель: передача педагогического опыта по работе с притчами на уроках ОРКСЭ в начальной школе городскому педагогическому сообществу.

Участники: педагоги образовательных учреждений.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, листы с заданиями для работы в группах, маркеры, презентация.

Объект мастер-класса: притча.

План мастер-класса

Название этапа

Вид деятельности

Введение в тему

Знакомство с формами работы с текстом притчи на различных этапах урока.

Конспект мастер-класса

1. Организационный этап.

1.1. Приветствие.

1.2. Введение в тему.

Курс ОРКСЭ (все его модули) направлен на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважение к ближним. Поэтому использование текстов различного содержания (в частности притчи) на уроках этого предмета могут стать большими «помощниками» для учителя, где текст должен стать мощным инструментом для достижения воспитательных целей. Я хочу рассказать об особенностях работы над притчей в процессе преподавания курса ОРКСЭ.

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

Если притча – геометрическая фигура, то это .

Если притча – цвет, то это .

Если притча – название фильма, то это .

Если притча – настроение, то это .

Если притча – музыка, то это .

Если притча – животное, то это .

Всем вам известны строки из стихотворения В.С. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.

2. Основной этап.

2.1. Знакомство с формами работы с текстом притчи на различных этапах урока .

Притчи бывают самые разные: духовные, бытовые, изотерические, но всех их объединяют два главных принципа: краткость и мудрость. С точки зрения литературы, притча это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира.

Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Народы разных стран, стремясь осмыслить и закрепить свой жизненный опыт, обращались к форме притчи. Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости, несут советы прямые и аллегорические: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами. Сфера проблематики притч неисчерпаема, как сама жизнь.

Притчи на уроках ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»), очень похожи на притчи Эзопа. Они небольшие по объёму, легко запоминаются. Язык их прост, близок к разговорному: слова и выражения даются в их прямом, непосредственном значении, что способствует точности и ясности смысла. Понять смысл притч помогают гравюры, картины. На уроках работы над притчей я осуществляю работу с иллюстрацией к тексту или фрагментами презентации, использую рисунки, картинки, фотографии.

Формы работы с притчей различны:

2.Работа с заголовком притчи (Притча без названия - обсуждение притчи и придумывание названия притчи, сопоставление придуманного названия с имеющимся; по названию до чтения текста притчи подумать, о чем пойдет речь в притче).

4.Формулирование вопросов для одноклассников (Сформулировать вопросы для одноклассников или ответить на поставленные вопросы).

5.Выделение ключевых понятий.

7.Сравнение нескольких притч.

8.Нахождение и вставка пропущенных слов в притче.

9.Формулировка темы урока через анализ притчи.

10. По названию сделать предположение, о чем будет текст притчи.

11.Иллюстрирование текста притчи.

12. Подбор пословиц, поговорок.

13. Определение ценностей, которые отражает притча.

2.2. Практическая работа.

Притча о совести.

Одна молодая женщина решила поехать в гости. Едет, картины рисует радостные о том, как хорошо проведет она свое время. И вдруг на ухо комар сел и стал пищать:

- Смотри, деньги не отдавай водителю за проезд, лучше спрячь их подальше.

«Странно, - подумала женщина, - Раньше я всегда отдавала деньги, и мне в голову даже не приходило, что их можно не отдать. А прочем… Может, водитель и правда не заметит?» Она бросила лукавый взгляд на его пышную рыжую шевелюру.

Все оставшееся время шла в душе мучительная борьба, и при выходе из автобуса она все же решила оставить деньги себе. Поблагодарив водителя, спокойно вышла.

Хозяева встретили свою гостью радушно. А у той будто бы камень на душе лежал – и улыбнуться-то не могла, и еда вкусная в рот не лезла. Внутри словно бы жар невыносимый горел – стыдно ей было, за то, что она сотворила.

День душа болит, другой. В итоге легла она и заболела. То в пот ее бросало, то холодом сковывало.

-Прочитайте притчу. (Читают вслух без названия.)

-Почему женщина заболела? (Она заболела, т.к. ее мучила совесть, она постоянно думала о своем поступке, переживала, ей было стыдно.)

- Найдите в тексте абзац, который доказывает ваш ответ. (Зачитывают абзац «Хозяева встретили ее радушно…»)

-Мы прочитали притчу не до конца. Подумайте в группах, чем эта притча могла бы закончиться. (Каждая группа после обсуждения рассказывает свой конец притчи.)

-А сейчас прочитаем, чем закончилась данная притча на самом деле и сравним.

Наконец, не выдержала, вскочила, ослабленная, больная, побежала на улицу:

- Поеду на автовокзал, найду этого рыжего водителя, да и отдам свой долг, - решила женщина.

Сделала так, как решила. Вернулась она домой, захотела снова полежать, поболеть, да вдруг обнаружила, что вроде и не больная она вовсе…

Болезнь словно испарилась куда-то.

- А куда ж болезнь делась-то?! – вдруг задумалась женщина.

-Какой поступок помог ей освободиться от чувства стыда? (Ей помог добродетельный поступок освободиться от чувства стыда.)

-Какое название имеет, по-вашему, мнению эта притча? (В парах придумывают название, предлагают свои названия и узнают название притчи.)

2) – Прочитайте притчу и вставьте пропущенные слова, словосочетания в содержание притчи.

Шел _____________, а на встречу ему три человека везли под __________солнцем тележки с камнями для строительства храма. _______________остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:
-Что ты делал целый день?
И тот с ___________ ответил, что целый день ____________проклятые камни.
У второго спросил:
-А что ты делал целый день?
И тот ответил:
- Я___________________________. выполнял свою работу.
А третий _____________, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
- А я _________________________в строительстве храма.

-Прочитайте притчу без пропусков.

-Сравните свой текст с авторским. (На экране тест притчи без пропусков)

- Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.
- Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Заключительный этап

На занятиях курса ОРКСЭ можно использовать не только тексты притч, но художественные фильмы-притчи, а также аудио-притчи.

Обратная связь – анкетирование.

Полезна ли для Вас полученная информация? (да/нет, почему и чем?)

Сможете ли Вы использовать данные формы работы в своей педагогической практике?

Похожая притча

Особенности работы над притчей в процессе преподавания курса ОРКСЭ.

На занятиях ОРКСЭ большая часть урока отводится работе с текстом.

Тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключённую в тексте.

Цели и задачи работы с текстом на уроках ОРКСЭ следует ставить в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения и ориентироваться на достижение предусмотренных им результатов, которые предусматривают:

1.адекватное использование речевых средств и средств информационно – коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

2.умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

3.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

4.готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества.

Для более эффективной работы с текстом, повышения результативности работы с учащимися необходимо применять различные методы и формы работы.

Я хочу рассказать об особенностях работы над притчей в процессе преподавания курса ОРКСЭ ( модуль: « Основы православной культуры»). Я работаю по этому курсу 2 месяца.

Притча – это дидактико – аллегорический жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость). Поскольку основными стилистическими приёмами в притче являются сравнение, метафора, аллегория – именно этот жанр представляет собой наибольшую сложность, особенно в начальных классах. Несмотря на то, что школьники часто интуитивно улавливают метафорический характер притч, тем не менее им бывает трудно раскрыть их смысл и значение.

Существенным моментом при работе с притчей является воссоздание культурного и исторического контекста, в котором созданы притчи.

Понять смысл притч помогают гравюры, картины. На уроках работы над притчей я осуществляю работу с иллюстрацией к тексту или фрагментами презентации, использую рисунки, картинки, фотографии.
Большое значение имеет работа над анализом притчи:

2.Анализ названия притчи (придумать новое название притчи)

3.Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться)

4.Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.

5.Выделение ключевых понятий.

7.Сравнение нескольких притч.

8.Нахождение и вставка пропущенных слов в притче (или предположить их).

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах.

Чтобы учащиеся осознавали себя в качестве команды, учились объединяться и работать в группах на уроках можно провести с детьми такие упражнения-разминки.

Все ученики класса должны разделиться на две одинаковые по количеству участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний круг, а вторая – внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к другу, при этом каждый ученик находит себе пару.

В паре ученики, приветствуя друг друга, пожимают руки и по очереди говорят комплименты. После обмена комплиментами по сигналу учителя ученики, находящиеся во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с партнёрами, с которыми начинали упражнение.

Следует помнить, что комплименты каждому партнёру должны быть искренними, при этом нельзя повторяться. Учитель задаёт порядок и темп движения учащихся. Если учеников нечётное количество, то учитель сам становится в круг.

Учитель может подавать сигнал, по которому стоящие во внешнем круге ученики двигаются и меняют партнёров. Например, хлопать в ладоши или громко произносить: «Поменялись!»

После игры учитель проводит беседу по вопросам:

  1. Понравилось ли вам упражнение? 2) Оно показалось вам лёгким или трудным? 3) Что было самым трудным? 4)Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

Все ученики класса должны разделиться по парам. Каждой паре предлагается подарить друг другу подарок, описать его и объяснить почему. Нельзя забывать и о словах благодарности.

Данные игры можно проводить на любом этапе урока: организационный момент, актуализация знаний, закрепление, рефлексия.

Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повысит мотивацию учащихся и сделает уроки наиболее оптимальными.

Применяю групповую форму работы над притчей. Класс обычно делю на 4 группы. Учащиеся в группах работают по плану. Большое место отвожу самостоятельной работе в группе, обычно исследовательского характера. Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут мини – сочинение из 5-6предложений на предложенную тему.

Например, рассказываю притчу:

Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?

— Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

— А как я пойму его, ведь я не знаю его языка?

— Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

— Как и когда я должен вернуться к Тебе?

— Твой ангел скажет тебе все.

— А как зовут моего ангела?

— Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь называть его — мама.

Дети работают в группах и отвечают на вопрос:

-Кто такой ангел?

-Почему неважно, как зовут ангела?

-Что для вас является важным в отношениях с мамой? Напишите 5 предложений.

Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению.Работа над притчей думать, размышлять, приводить свою точку зрения.

Какие функции несет притча? Во-первых, она может быть «зеркалом», в котором мы видим самих себя. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями.

Притча может быть моделью какой-то конфликтной ситуации, и предлагать ее разрешение. Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее. Притча несёт нравственный, воспитывающий потенциал.

Иногда ребята громко кричат, ругаются. Я предлагаю притчу:

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

- Потому, что теряют спокойствие, - сказал один.

- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:

- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.

- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.

В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.

Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.

Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались.

Есть замечательная спартанская притча о послах, которые говорили пространно и долго. Спартанцы сказали им:

-Ваша речь была слишком длинна. Пока мы слушали вторую часть, мы забыли то, что звучало в первой части. А так как мы забыли начало, мы не поняли ничего.

На уроках при работе над притчей использую

Например, урок по теме «Отличие иконы от картины», «Православные традиции и семейные ценности. Семья- малая церковь».

Исследовательский метод — организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.

Например, урок по теме « О душе».

Актуальное значение приобретает работа над проектом. Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Например, урок по теме « Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта». В качестве домашнего задания можно предложить ученикам подумать над проектом социального плаката по теме «Спешите делать добро!». Этот плакат можно разместить на двери подъезда дома, в школе, в автобусе.

К уроку по теме « Внутреннее строение и убранство храма» можно дать задание: выполнить проект храма, нарисовать его, написать сочинение «Если бы я был архитектором…».

Сочинение. Письменная творческая работ позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы

Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания.

Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Когда на уроке ОПК мы говорили о том, для чего же нужно делать добро, я начала с притчи о счастье.

Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек. …Тут я сделала паузу и предложила детям продолжить историю. ….Это, кстати, – один из многих вариантов работы с притчей. Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом…

Мы говорили на уроке о том, что такое добро, о том, что настоящее добро – умножает добро, и его нужно возвращать любому человеку… Сейчас продаются сборники притч. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце урока. Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, отгадать кроссворды, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова, подобрать стихотворения по теме урока, примеры немилосердных поступков из кинофильмов, художественной литературы, СМИ.

На уроках использую интерактивные игры: « Найди пару», «Домино» Учащиеся получают карточки с высказываниями, словосочетаниями. Ученики ищут карточку с высказыванием, которая соответствует данному словосочетанию.

Похожая притча

Мастер -класс по предмету ОРКСЭ знакомит с методами и приёмами использования притч на уроках ОРКСЭ.

Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс «Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»»

«Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников»

Учитель начальных классов Белозёрова Н.Н.

г. Чусовой МБОУ «ООШ № 7»

Важным опорным материалом в работе могут стать притчи.

С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира.

Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней и т.д.

Притчи краткие, не требуют доказательств, помогают разрешить конфликтные ситуации, помогают увидеть свои недостатки. В них осуждается не человек, а порок, предполагают мыслительную деятельность.

Какие функции несёт притча? Во-первых, она может быть «зеркалом», в котором мы видим самих себя. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями, может быть моделью какой-то конфликтной ситуации, и предлагать ее разрешение. Притча служит посредником между людьми.

Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Их можно использовать для обсуждения той или иной темы, или для рефлексии в конце урока. Можно попросить детей придумать название притчи, найти подходящие по смыслу пословицы, поговорки или загадки, продолжить притчу, проиллюстрировать ее, сформулировать к ней вопросы, выделить ключевые понятия, инсценировать ее, вставить пропущенные слова.

Применяю на уроках групповую форму работы над притчей. Учащиеся в группах работают по плану. Большое место отвожу самостоятельной работе в группе, обычно исследовательского характера. Ребята также пишут мини – сочинение из 5-6 предложений на предложенную тему.

Вот несколько приёмов работы над притчей.

Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.

Основной приём-это незавершённость повествования.

Приём «Одно целое» Суть приема в том, что учитель подготавливает два вида карточек. На карточках №1 - вопросы к притче, на карточках № 2 - ответы. Ученики, получив карточки, передвигаются по классу в поисках пары. Нужно к вопросу найти ответ. Интересен тем, что позволяет во время его выполнения передвигаться по классу, формирует коммуникативные умения.

Приём «Облака мыслей». Автор этого приема Ш.Амонашвили. Дети слышат название притчи, обдумывают и записывают все, что приходит в голову в связи с этой темой.

Приём «Шаг за шагом» используется в качестве приема-рефлексии. Необходимо пройти к доске и на каждый шаг попробовать дать ответы на вопрос, чему научила притча, о чем заставила задуматься.

Приём составления тонких и толстых вопросов (технология критического мышления: тонкие вопросы, на которые можно дать однозначный ответ и толстые, проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы)

Приведу один пример организации работы с притчами. Вот притча, которая мы рассматриваем с детьми в теме "От добрых мыслей - к доброму делу. Все дети когда-нибудь совершают ошибки. Да и взрослые тоже. Однако очень важно, чтобы каждый человек понимал: ранит любой злой поступок и действие, и слово, и взгляд, и даже мысль. Притом ранят и разрушают они не только жизнь того человека, против которого направлены, но и жизнь того, кто их совершает.

Притча «Гвозди».

Жил-был мальчик, который был вспыльчив и нетерпелив. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по одному гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение или с кем - то ссориться.

В первый день мальчик забил 37 гвоздей в ворота сада. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось. что сдерживаться легче, чем забивать гвозди.

Наконец, наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя.

Тогда он пошёл к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и вот наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди.

Отец привёл сына к ограде и сказал "Сын мой. ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем -то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется"

Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная.»

ГРУППА № 1

Ответьте на вопросы.

1. Как ты понимаешь слова "душевная рана"?

2. Можно ли залечить душевную рану? Как?

3. Чему учит эта притча?

ГРУППА № 2

Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили!

Доброта, вспыльчивость, милосердие, терпение, старание, зависть, нетерпение, злоба, добросердечность, спокойствие, щедрость, жадность, легкомыслие, мудрость, страх и тд.

Подобрать своё название притчи.

ГРУППА№ 3

Проанализировать название притчи "Гвозди". Что оно символизирует.

Найти ключевые понятия: (терпение, вспыльчивость, душевная рана и т.д_)

ГРУППА № 4

Сформулировать тонкие и толстые вопрос (используется технология критического мышления: тонкие вопросы, на которые можно дать однозначный ответ и толстые, проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы)

Инсценировать притчу,

Привести примеры из собственной жизни.

Домашним заданием может быть подбор пословиц и поговорок, проиллюстрировать

Таким образом, притчи в курсе ОРКСЭ использовать не только можно, но и желательно. При этом они не должны заучиваться и навязываться школьникам в качестве готовых рецептов, а способствовать обсуждению, внимательности при чтении.

Притчи помогут разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории, другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. Притчи позволяют не осудить человека, но осудить порок. Они несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности, имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают учащихся.

Предварительный просмотр:

Практическая работа №6 (работа с притчей)

Учебный предмет “Основы светской этики”, 4 класс. Чернобаева Т. А.

Тема: « Дружба и порядочность»

Цель: Формирование у обучающихся представлений о понятиях “Дружба и порядочность” как важнейших нравственных ценностях.

  1. Определить понятие “дружба”, “друг”, “приятель”, “товарищ”, “порядочность”; правил дружбы и т.д.
  2. Содействовать воспитанию таких положительных качеств, как умение дружить; дорожить дружбой.
  3. Развивать коммуникативные способности и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; способствовать сплочению класса – дружбе.

Основные средства наглядности: Презентация.

Ожидаемые результаты: На данном уроке проходит работа в группах, которая даёт представление о дружбе как важнейшей нравственной ценности. Показать детям понятия "настоящей" и "ложной" дружбы. Сделать выводы, что настоящая дружба бескорыстна.

Развиваются коммуникативные навыки через совместную работу и принятие решений.

Глоссарий: Дружба, Порядочность, Бескорыстие, Друг, Приятель, Товарищ.

Место в ходе урока

Знакомство с новым материалом.

1. Чтение учителем притчи (тексты есть и у детей):

Солнце садилось. По полянке бежали зеленые волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поет прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Но глупый светлячок не понимал, что это все не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем “что надо”, а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как хорошо граненый бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком. Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во чтобы то, ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвертый и т. д., а зачем – никто не знает, просто это престижно. А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы ее дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зеленое море травы, слезы росы и любовь. Он во всем видел любовь. Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Бог Дружбы Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию), и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. Но, к его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил все-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):

– Ну, как? – деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
– Красиво… – сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.
– Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, – фальшивил светлячок, придумывая все новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца. Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем – бриллиантовым светлячком. Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год. Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: “Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла”. Один сказал… Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то еще и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрел светлячок , куда глаза глядят. И прибрел, на свое удивление, все на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошел к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:

– Что случилось? Я так по тебе соскучился.

– А разве ты не видишь?

– Нет, – честно ответил мальчик.

– Ну, и ладно, – сказал светлячок.

– Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.

– Что? – удивился светлячок.

– Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… Вот бы хоть разок взглянуть на это. И только тут до светлячка дошло, что мальчик слепой и ему все равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!
– Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.

– А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.

– Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

- О чем эта притча? (О светлячке, о дружбе, о друзьях)

- Каким был светлячок? зачитайте из текста (ответы детей с использованием текста)

- Хорошо ли пел светлячок? (нет, но думал, что хорошо; он был наивным и глупым, не разбирался в друзьях)

-Почему с ним хотели дружить все окружающие? (потому что он был как бриллиант, всем хотелось иметь такого "блестящего" друга, потому что такая дружба престижна)

- О чем пел светлячок? прочтите из текста. (обратить внимание на фразу "Он во всем видел любовь")

- Он был рад вниманию слушателей и друзей? (да, даже привык к такому вниманию, ему льстило внимание)

- Когда появился среди его слушателей мальчик, как он слушал светлячка? (не глядя на него, просто слушал; сказал, что красиво - это сказал о песне, а светлячок думал, что о нем)

- Что произошло, когда светлячок постарел? (он перестал блестеть; друзья его покинули; обидели, сказав, что он тускл, как кусок стекла и к тому же у него нет слуха)

- Как отнесся к нему мальчик? (он обрадовался его появлению, сказал, что соскучился)

- Почему светлячок решил спеть мальчику про дружбу? (он теперь знал, что это такое)

- Что понял светлячок? (ответы детей)

- Что такое настоящая дружба и ложная? (ответы детей)

- Какими были друзья светлячка в начале текста, каким оказался мальчик? (все были ложными, кроме мальчика)

- О чем говорит нам притча? (о дружбе, о дружбе ложной и настоящей)

-Как же отличить настоящего друга от ложного? найдите важные слова в тексте (настоящий друг будет просто нужен, нужен даже без блеска)

-Как найти для себя настоящих друзей? (ответы детей)

- Как самому стать настоящим другом? Какими качествами нужно обладать? (нужно быть честным, бескорыстным, доверять другу, не подводить, быть надежным, поддерживать друга, уметь сказать правду, быть порядочным) - остановиться на понятиях "надежность" и "порядочность" - обсудить.

-Как различаются, на ваш взгляд, понятия "друг", "приятель", "товарищ"? Какое из них "глубже", важнее? (ответы детей)

- Понравилась ли вам притча? Над чем заставила задуматься? (ответы детей).

Далее перейти к следующему этапу урока (написать на лепестках ромашки качества, которыми должен обладать настоящий друг)

Современная притча

М уж и жена прожили в браке пятьдесят лет. У них не было секретов друг от друга, кроме одного: жена хранила в шкафу коробку из-под обуви и не разрешала мужу заглядывать внутрь. Он не думал, что это может быть что-то важное и совершенно забыл о коробке, пока однажды жена не попала в госпиталь. Она чувствовала, что её конец близок и попросила мужа открыть коробку. Он вытащил коробку из шкафа, открыл её и не поверил собственным глазам. Внутри лежали две вязанные куклы и сто десять тысяч долларов. Он сразу же поехал в госпиталь и спросил жену, откуда у неё всё это. Она сказала:

— В день нашей свадьбы моя бабушка сказала, что секрет крепкого брака — это умение жить без ссор. Каждый раз, когда я злилась на тебя, я брала шерсть и вязала куклу.

Мужчина был очень тронут. В коробке было две куклы. Значит, за все годы жена только дважды злилась на него. Он нежно поцеловал супругу и спросил, откуда в коробке взялись деньги?

— Видишь ли, — сказала она, — эти деньги я заработала, когда продала остальных кукол.

Шёл снег. Зимой это обычное дело. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.

Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:

— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!

— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.

— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало!

— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.

— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно! — сказала первая.

— Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.

Наконец им надоело спорить. Они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.

Основы светской этики. Урок «Добродетели и пороки»

Притча о совести.

Одна молодая женщина решила поехать в гости. Едет, картины рисует радостные о том, как хорошо проведет она свое время. И вдруг на ухо комар сел и стал пищать:

- Смотри, деньги не отдавай водителю за проезд, лучше спрячь их подальше.

«Странно, - подумала женщина, - Раньше я всегда отдавала деньги, и мне в голову даже не приходило, что их можно не отдать. А прочем… Может, водитель и правда не заметит?» Она бросила лукавый взгляд на его пышную рыжую шевелюру.

Все оставшееся время шла в душе мучительная борьба, и при выходе из автобуса она все же решила оставить деньги себе. Поблагодарив водителя, спокойно вышла.

Хозяева встретили свою гостью радушно. А у той будто бы камень на душе лежал – и улыбнуться-то не могла, и еда вкусная в рот не лезла. Внутри словно бы жар невыносимый горел – стыдно ей было, за то, что она сотворила.

День душа болит, другой. В итоге легла она и заболела. То в пот ее бросало, то холодом сковывало.

-Прочитайте притчу. (Читают вслух без названия.)

-Какой поступок совершила женщина, добродетельный или порочный? (Она совершила порочный поступок, т.к. обманула, не заплатила за проезд.)

-Почему женщина заболела? (Она заболела, т.к. ее мучила совесть, она постоянно думала о своем поступке, переживала, ей было стыдно.)

- Найдите в тексте абзац, который доказывает ваш ответ. (Зачитывают абзац «Хозяева встретили ее радушно…»)

-Мы прочитали притчу не до конца. Подумайте в группах, чем эта притча могла бы закончиться. (Каждая группа после обсуждения рассказывает свой конец притчи.)

-А сейчас прочитаем, чем закончилась данная притча на самом деле и сравним.

Наконец, не выдержала, вскочила, ослабленная, больная, побежала на улицу:

- Поеду на автовокзал, найду этого рыжего водителя, да и отдам свой долг, - решила женщина.

Сделала так, как решила. Вернулась она домой, захотела снова полежать, поболеть, да вдруг обнаружила, что вроде и не больная она вовсе…

Болезнь словно испарилась куда-то.

- А куда ж болезнь делась-то?! – вдруг задумалась женщина.

-Какой поступок помог ей освободиться от чувства стыда? (Ей помог добродетельный поступок освободиться от чувства стыда.)

-Какое название могло бы быть по-вашему мнению у этой притчи? (В парах придумывают название, предлагают свои названия и узнают название притчи.)

Читайте также: