Габдель махмут притча о родной и неродной крови

Обновлено: 03.05.2024

Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры в местах, где мы живем. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет, каждый обязан принимать посильное участие в сохранении истории, экологии, духовных ценностей родного края. Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя. Он начинает учиться нравственной ответственности перед людьми прошлого и будущего. В этом ему помогает литературное произведение, в котором он пытается увидеть мир, в котором мы живем, и, познавая его, понять себя тоже.

Литература родного края- разнородное явление; в одном пространстве оказываются разные культурные миры. Тем не менее, необходимо вести речь о духовно- историческом единстве, обусловленном социальной эпохой освоения, конфликтностью встречи Большой земли (России) и Малой (Сибири, севера).

В курсе литературы родного края представлены произведения мансийских, хантыйских, ненецких, татарских, русских писателей. Словесная культура каждого региона соотнесена с общенациональной как и ее часть, но в чем- то отличная от других. Изучение региональной литературы призвано сформировать чувство сопричастности миру большой культуры, помочь ощутить его как близкую реальность.

В нашем городе этот курс совершенно новый. Отдельные произведения тюменских писателей включаются иногда учителями школ в уроки внеклассного чтения о родном крае. Программа построена по принципам построения государственной программы по литературе для 5-11 классов (соотнесенность конкретно- исторического и общечеловеческого в художественных произведениях).Логика взаимосвязей тем заключена в хронологическо- тематическом принципе: от истории- к современности, от устного народного творчества - к современной литературе а также в принципах концентричности ( например, в темах любви к родной земле, к родному языку) и линейности ( например, в 9 классах дается новая тема о декабристах в Тюменском крае).

Возможно, в округе существуют программы преподавания литературы родного края, но нам они не известны. Предлагаемая программа создана на основании хрестоматии «Литература Тюменского края» (Г.И. Данилина, Н. Рогачева, Е. Эртнер, г. Тюмень, 1996 г.) с включением произведений местных писателей и поэтов (г. Югорск, г. Советский).Тематическое планирование построено на основании собственных подходов и опыта.

Источники методологических основ программы:

1.*Программа «Литература. 5-11 кл.» М. Просвещение, 2014 г.

2.*Программа «Литература. Факультативные курсы» М. Просвещение, 2011г.

3.*Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Под редакцией профессора В.Г. Маранцмана. С-Петербург,2014г.

4.*Книга «Урок литературы». Пособие для учителя. Составители: Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. М., Просвещение, 1983г.

5.*Учебник- хрестоматия «Литература Тюменского края». Г.И. Данилина, Н.Рогачева, Е. Эртнер. Тюмень., 1996г.

При работе по данной программе должны быть достигнуты новые результаты:

*в овладении учащимися основами знаний о традициях земли, на которой живем, о культурном прошлом, истории;

*в формировании ценностных ориентаций, в осмыслении гуманистических нравственных понятий;

*в сформированности личностных оценок, отношения к писателям, героям, художественному слову;

*в обогащении устной и письменной речи учащихся (выразительное чтение, пересказ, анализ текста);

*в овладении жанровыми разновидностями очерка: зарисовки, путешествия, портрета.

Художественные особенности литературы родного (сибирского) края.

Чаще всего используются жанровые разновидности очерка: исследование, зарисовка, путешествие, портрет. Именно очерк открывает новую тему- тему освоения. Характер героя обычно определяется национальностью, происхождением, воспитанием героя. Конфликт- столкновение своего и чужого на самых разных социальных и духовных уровнях действительности.

В сибирской литературе свой, отличный от других, тип повествования. Для него характерна сказовость, насыщенность разговорной лексикой, диалектизмами, фольклорными элементами. В основу программы положен методический принцип соотнесения произведений школьного курса русской литературы и краеведческих текстов (в близости жанра, тем и проблем, стиля). Прослеживается связь биографии писателя с жизнью родного края, отражение в их творчестве быта, культуры региона в целом. Присутствует динамика литературного процесса региона на протяжении полувека.

Чтение текста становится опытом самопонимания, исследования живущего здесь, в этом мире, все разнообразие, нищету и богатство которого включает в себя краеведческий текст. Если в девятнадцатом веке о тюменской земле писали главным образом путешественники, исследователи, ссыльные поселенцы, то в середине 50-х годов 20-го века тюменскую словесность создают коренные сибиряки. Прежде чем стать профессиональными литераторами, многие из них получили глубокий жизненный опыт, позволивший увидеть судьбу края изнутри. Л. Лапцуй был оленеводом, рыбаком, охотником; Н. Денисов- трактористом, матросом; Г. Сазонов –геологом; А. Рахвалов- грузчиком; А. Васильев- военный врач; А. Неркаги, уже став писательницей, вернулась в стойбище оленеводом. Им понятны и близки проблемы родного края, поднимаемые ими в произведениях разных жанров.

Тема любви к родному краю прослеживается в произведении Ю. Шесталова «Сибирь- земля моя», в повестях В. Крапивина «Мокрые цветы», «Далеко- далеко от моря», в стихах Н. Денисова, А. Васильева, Сергея Хомутинина, Н. Парфенчика, Л. Лапцуя, А. Тарханова, Ю. Баскова.

О традициях народов ханты и манси пишет Ю. Шесталов в «Языческой поэме», Ю. Афанасьев в рассказе «Две ели», Р. Ругин в рассказе «След левши», в стихотворении «Язык ханты», М. Шульгин в стихотворении «Язык», А Конькова в повести «Аннэ из рода чаек».

Нравственно –экологические проблемы раскрываются в поэме Л. Тарагупты «Пословский причал», в сказке- притче Ф. Селиванова «Хы», в стихах Ю. Шесталова «Идол», Н. Денисова, А. Кукарского.

Сложные взаимоотношения детей и взрослых

рассматривают: В. Крапивин, повесть «Вечерние игры»,

Г. Сазонов, рассказ «Вечный бой», Р.Ругин, рассказ «След левши».

Любовь и уважение к человеку звучит в «Притче о родной и неродной крови» Габделя Махмута, в рассказе «Две ели» Ю. Афанасьева, в сказке –притче Ф. Селиванова «Хы или Чурка с глазами», в рассказе Н. Денисова «За чаем!», в очерке Б. Галязимова «Сузге».

Тема совести объединяет повесть Анны Неркаги «Белый ягель», рассказ Г. Сазонова «Вечный бой», повести В. Крапивина «Вечерние игры», «Мокрые цветы».

О победе добра над злом повествует Ф. Селиванов в сказке- притче «Хы», Г. Сазонов в рассказе «Вечный бой», Р. Ругин в рассказе «След левши».

Размышления о смысле жизни звучат в драматической поэме Л. Тарагупты «Пословский причал», в рассказе «Вечный бой» Г. Сазонова, в стихах Н. Денисова , М. Титова, Л. Кукарского, в повести А. Коньковой «Аннэ из рода чаек».

Историческое прошлое нашего края раскрывается в книгах Виталия Клепикова, Ларисы Беспаловой, Анатолия Васильева, Юрия Надточего о жизни декабристов в Сибири.

1.Цель программы: - сформировать духовно богатую личность;

*подготовить каждого школьника к восприятию и обоснованной оценке литературных произведений родного края;

*пробудить и углубить чувства любви к своей родине, Югорской земле, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим.

*вооружить учащихся основами знаний о культурном прошлом, истории, традициях земли, на которой мы живем;

*информировать о событиях культурной жизни настоящего;

*раскрывать литературный материал в связи с историей, экологией, эстетикой.

*формировать знания и глубину понимания художественных особенностей изучаемых произведений писателей родного края; авторской позиции в них, представление о художественном мире писателя;

*формировать историко и теоретико- литературные понятия как инструмент анализа произведения.

*выявить степень сформированности личностных оценок, отношения к писателям, героям, художественному слову, воспитанность художественного вкуса;

*формировать читательское отношение к героям, событиям, поступкам с точки зрения общечеловеческих ценностей;

*помогать в осмыслении гуманистических нравственных понятий, в признании ценностей жизни человека, свободы, достоинства, индивидуальности, в осуждении насилия, жестокости.

*обогатить устную и письменную речь школьников через выразительное чтение, заучивание наизусть, устное и письменное сочинение, рассказ о своем крае, городе, семье, роде.

Шикарное местечко

- Ненуачо! – говорит знакомая. – Местечко-то какое шикарное, солнечное. Тут вот отец ляжет. Тут мы с Мишкой (супругом значит). А вот здесь как раз и для Никитки с Маринкой сухонькая земелька, отличная…

Ненуачо. Подумаешь, Никитке 19, а Маринке вообще 14…

Эмоции 7 часов назад


Похожая притча

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

Информация Махмута доступна только авторизованным пользователям.

Статус

Только теряя, женщина обретает голос. Женщине положено плакать. Она этим облегчает душу. Вспомним плач Ярославны. Вот он, наш зачин! Юрий Кузнецов

29 сен

Ошеломила певица Сулейманова Вчера мы с супругой побывали в Казанской филармонии на солянке, то есть сборном концерте татарстанских звезд эстрады. В конце первой части трехчасового концерта под локти вывели нашу поистине Народную (всенародно любимую!) звезду - певицу Флеру Сулейманову, обладательницу уникальнейшего, хоть и тихого, но проникновенного голоса, усадили на стул. Она еле уселась, а зрители встали. Сейчас ей 82 года, а запела . тем же молодым, все так же легкоузнавае

7 сен

Дорогие друзья-Одноклассники! Мне присудили Всероссийскую литературную премию им. Мамина-Сибиряка! На торжества следует прибыть в Нижневартовск в начале ноября, где будет проходить мероприятие по вручению награды. А деньги уже прислали, и уже обмываю. Будьте все здоровы и почитывайте мои прои в сайте Проза ру!

30 апр

Дорогие друзья! Поздравляю всех вас с праздником - Днем Первомая! . Я уже писал. что как-то побывал в Астрахани, где два дня работал в Госархиве. Не могу не повторить заметку, которую написал вослед. В поисках материала о своем прадеде, просмотрел там дела (в день выдают всего пять дел, для чего надо за сутки как минимум подать заявку) приговоренных к высылке в Сибирь. И меня поразили причины, по которым людей отправляли в неведомые дали "как непринятый обществом, подлежит

13 апр

О татарах-6 В предыдущих главах я вкратце рассказал, что в русской музыке имеется немалый «татарский след», и что сами русские композиторы тоже нередко обращаются в своем творчестве к татарским мотивам. Конечно же, это естественный, приятный для меня процесс, когда наши народы вот уже тысячу лет живут рядом, вместе, совместно преодолевая радости и горести, все больше проникая, перенимая, культуры друг друга. Другого пути для нас уже и не представляется. А уж в русской литературе

Ссылки

С друзьями

Игры и приложения

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Тихая травля в школе

Сегодня выступлю не в традиционном жарне баек, а с темой к размышлениям.

Ситуация довольно неоднозначная, поэтому будет многобукв.

Сын учится в четвертом классе. В классе есть парень, назовем его . ну, Иван.

Иван парень сложный и местами неприятный. Иногда у него возникают приступы драчливости: может завязать драку на ровном месте, но в избиении кого-то или нападении на кого-то замечен не был. Скорее, начинает задираться, потом начинаются тычки и заканчивается дракой.

Были какие-то хулиганские выходки в первом классе, когда они с еще одним парнем подожгли перегородку в туалете (правда, кто был инициатором так и не известно, возможно и второй парень, тот склонен к тайным пакостям).

Больше всего, конечно, достается от Ивана учительнице. Учительница у реально хорошая. Она старается и научить детей, и создавать нормальную атмосферу в классе, и вообще за детей очень переживает. Пытаться научить Ивана для нее мука мученическая - учиться не хочет, на уроках играет в телефон, грубит и хамит учителю при попытках эти телефоны (во множественом числе) забрать. Она реально пыталсь ему помочь адаптироваться в 1-2 классе, к третьему, я так понимаю, махнула рукой и ждет, когда ж он уйдет из начальной школы.

Школа тоже старалась - Ивану выделяли и психологов, и отдельного тьютора и в санаторий отправляли для укрепления нервной системы. Теперь тоже махнули рукой и просто ждут, периодически собирая комиссии и вызывая его папу. Папа - простой работяга, работает с 7 утра до 10 вечера на уж не знаю скольки работах, чтобы содержать двух сыновей, пожилую мать и девятнадцатилетнюю сестру-студентку. Мама Ивана и его брата (очень истеричная и скандальная особа, должна заметить) растворилась в голубой дали еще в конце первого класса и вообще в жизни сыновей участия не принимает.Поэтому на комиссии папа приходит, мрачно и молча выслушивает жалобы, говорит : "я делаю, что могу" и уходит.

С другой стороны, Ивана в совсем пропащие записать я не могу. Он не то "зло класса", котрое нападает на всех без разбору и бьет всех, кого ни попадя. Эпизоды драк по его инициативе достаточно редки (ну, раз в пару месяцев). Когда мой сын сильно упал, Иван первым подбежал и помог ему, хотя они с сыном далеко не друзья (традиционно дерутся каждый сентябрь). Ну и в целом (а я с Иваном как-то раз разговаривала по поводу драки) производит впечатление проблемного, зашуганного, но не безнадежного мальчишки, который понимает слова, особенно если говорить с ним по-человечески (что, похоже, делают, не часто).

Дети в классе всю эту историю, про то, как Ивана ругают и им все учителя не довольны слышат и (поскольку еще очень подвержены мнению взрослых) сделали однозначный вывод: "Иван - плохой". И началась тихая травля со стороны класса, особенно - со стороны девочек. Игнорирование, обзывание, какие-то мелкие пакости. И драки. Сначала девочки изо всех сил провоцировали драки с Иваном, а когда он отвечал, сразу бежали жаловаться всем возможным учителям (и родителям). После всех комиссий и, видимо, внушений папы, тот на провокации не поддается, даже если девочки его лупят по трое-четверо на одного. Тогда девочки ввели новую и, на мой взгляд, грязную, тактику. Они устраивают провокацию и скандал, когда Иван якобы их обежает, зовут мальчиков на защиту своей якобы попраной чести, а те уже гурьбой накидываются на Ивана, девочки в этот момент бегут жаловатья учителю, и, в итоге, ругают Ивана.

Чтобы было понятнее, опишу последий такой эпизод (собственно, после него я и решилась написать).

Во время прогулки Иван поднимает, разрывает и кидает в урну бумажку, которую выбросила на дорожку одна из девочек. Та девочка вдруг решает, что эта бумажка была очень ей дорога, с криками и рыданиями убегает, через какое-то время прибегает поклонник этой девочки с друзьями и они начинают просто бить Ивана. Девочки в этот момент приводят учительницу и та после разборок и жалоб девочек ругает и наказывает Ивана, а парней, которые его били - просто журит, мол, не надо так. Мой сын, который наблюдал все это, рассказывал: "Мама, Иван же даже не сопротивлялся и не давал сдачи, он просто уворачивался от ударов! А они на него накинулись!" . Правда, защищать Ивана не стал, но потом долго со мной обсуждал, как это неправильно и нечестно.

В общем, идет такая тихая и формально законная травля Ивана, причем под прикрытием учителя.

Что мне с этим делать?

С одной стороны, вроде как мне этот Иван никто и травля его со стороны класса меня не касается. Учиться сыну в классе остался год (школа у нас только начальная, после четвертого все разойдутся по другим школам), можно как-то промолчать и пережить это. С другой стороны, Иван весной, когда его особенно сильно доставали, притащил в школу нож. К счастью, не применил, просто показывал, но, когда мы с мужем узнали, то поговорили с учителем, она, видимо, с детьми, и как-то травля затихла. Но ситуация может и повториться, поскольку дети, особенно девочки в провокациях только совершенствуются.

С третьей, я понимаю, что учитель от Ивана жутко устала, он ей вымотал все нервы, но в правовом поле ничего она с ним сделать не может, так что просто отпустила ситуацию на тормозах. При этом как учитель она действительно очень и очень хороша, ко всем остальным детям старается максимально лояльно относится и находить индивидуальный подход. Ссориться с учителем и создавать ей проблемы я не хочу.

С четвертой, я вижу, как эту ситуацию переживает сын, у которого сейчас период активного увлечения героями типа Капитана Блада и Капитана Сорви Голова, понятиями чести и справедливости и как ему и хочется несправедливость устранить и боязно попасть под травлю самому (и я его понимаю). Да и мне тоже слышать всю эту историю сильно неприятно.

Похожая притча

Жила-была бeдная eврейская сeмья. Дeтей было много, а дeнег мaло. Бeдная мaть рaботала на износ – готовила, стирaла и кричaла, раздaвала подзaтыльники и громко сeтовала на жизнь.

Нaконец, выбившись из сил, отпрaвилась за советом к раввину: как стать хорошей мaтерью?

Вышла от нeго зaдумчивая. С тех пор ее как подмeнили. Нет, денег в семье не прибaвилось. И дeти послушнее не стали. Но теперь мама не ругала своих чад, а с лица ее не сходила привeтливая улыбка. Раз в нeделю она шла на базар, а вeрнувшись, на вeсь вечер, запиралась в комнате.

Дeтей мучило любопытство. Однaжды они нaрушили запрет и заглянули к маме. Она сидeла за столом и. пила чай со сладкой булочкой!

Мораль! Чтобы отдавать себя другим, нужно прежде приготовить раздаваемое.

P.S. Вот вам и нeзамысловатая прaвда! Чтобы вся сeмья — муж и дети были счaстливы, в пeрвую очередь надо, чтобы счaстлива была мама!

«Шa, дeти!» — стaрая eврейская пpитча для вcех мам Родители, Мама, Семья, Дети, Евреи

Дубликаты не найдены
2 года назад Блять, опять филиал мамочкиных форумов. 2 года назад

Мораль тут пожестче, без овуляшечьих соплей - думать надо в первую очередь о себе и только о себе.

2 года назад

Потому что не будет счастлива мама - она отравит жизнь всем.

2 года назад

Мужик писал. который ещё и с детьми общался полчаса в день. Когда тебя будят 5-6 раз за ночь и потом по часу ноют, потом орут вечером, утром, после завтрака, обеда, ужина, целый день ребёнок висит на тебе, а когда не висит, то просится на ручки. И так года три с самого рождения. у тебя нет свободного времени, забываешь о себе, муже, друзьях, как выглядит пиво, косметолог, парикмахер, вечернее платье.

о булочках как-то не думается. А вот о самоубийстве частенько.

раскрыть ветку 2 2 года назад Пфф, моему сыну и года нет, но даже в дни, когда жена с ним днём сидит она успевает ведьмака проходить в который раз) Так что вы сильно преувеличиваете. До 3-4 месяцев самое сложное, потом вполне нормально.
и да, я мужик, который с ребенком после окончания гв примерно половину времени DELETED 2 года назад Судя по описанию муж про вас тоже забыл. 2 года назад

Хорошая попытка мама, но гони ка сюда пироженку.

2 года назад Отдавать только из переполненной чаши показать ещё 0 комментариев Похожие посты 6 часов назад

Похожая притча

Vanya

. Дорога моя сокращалась в тот день как никогда трудно, невыносимо навалилась тяжесть пережитого. Вконец измотанный, я устало подсел к телеграфному столбу, прислонился, пряча голову от жгучего солнца в его тени.

И вздрогнул, услышав неожиданный голос:

- Скажешь, устал, путник?

- Кто? Кто это? Откуда? - всполошился я, оглядываясь вокруг. Но, как бы ни старался, никого не обнаружил.

- Людям не дано видеть облика моего, - продолжал все тот же таинственный голос. - Вы можете лишь замечать следы трудов моих. Я древний ветер Азган. Только что вернулся с гор - устал, борясь с ними. А теперь набираю новую силу, отдыхая под музыку людских голосов на телеграфных проводах. Итак, ты ушел.

Надо же, подумал я про себя, наверное, я болен, но сам же, независимо от воли, ил:

- Ну что ж, ты прав, Азган, я сбежал.

- И, конечно же, ты ее любил.

- И люблю, черт побери, чье какое дело.

-Ты не любезен. Отчего же покинул тогда?

- Давно не понимаю я вас, людей. Любишь и ненавидишь?

- Да, кому какое дело. Навела на меня порчу. Приучила копить. Теперь я потерял цель свою. Сундук, словом. Надеюсь, понятно?

- За то, что есть она, что не могу без нее.

- Вроде, убедил. Да, без женщины не было бы тебя. Действительно, большая беда постигла тебя, путник. Это огромное несчастье - любить и ненавидеть одновременно. Женщина - самый великий творец на земле. Даже я, сокрушающий горы, поднимающий моря на небеса, уступаю ей в мастерстве. Женщина дарит миру человека - наисовершеннейшее существо в природе. Для этого порою приносит в жертву всю себя. Она вдыхает в человека жизнь и разум, способный изменить этот мир. Затем из века в век она совершенствует свое творение.

Но нередко женщина творит и зло - не доведенный до совершенства человек опаснее бури. Вот и тебя, видать, попутала женщина, на время потерявшая свое величие. Теперь ты, порочный, чужд сам себе. Но внемли, путник, болтливому Азгану. Я живу не одну тысячу лет и много всего повидал. Ты меня слушаешь? Тебе, должно быть, известно, если ветер есть, то полной тишины быть не может, поэтому я не могу пребывать в безмолвии, а слушатель необходим любому говорящему.

- Я слушаю, слушаю.

- Ты напомнил мне одну давнюю историю. Хочу рассказать для тебя, может, задумаешься, а я выговорюсь, заодно и отдохну. Слушай и разумей.

Ветер Азган ненадолго прервался, собираясь с мыслями, и уже другим тоном начал свое повествование о далеких временах:

- Много веков назад это было. В пору, когда люди еще верили и поклонялись множеству богов: Небу, Солнцу и нам, Ветрам. Однажды по земле пронеслась весть, будто идет с юга новая вера с новым божеством в единственном числе, якобы живущим за пределами неба и всевидящим. Оставалась одна страна, поклонявшаяся нам, отныне и она могла принять нового бога. Я озлобился на эту страну, страну твоих предков. И покинул эти земли. Слушай, путник, разумей, много веков назад.

Читайте также: