Притча о благоразумном рабе
Обновлено: 14.11.2024
ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О БЛАГОРАЗУМНОМ ДОМОПРАВИТЕЛЕ, КОТОРОМУ ПОРУЧЕНО РАЗДАТЬ ХЛЕБ РАБАМ
От Блаженного Феофилакта Болгарского (по св. евангелисту Луке)
Петр, как обо всех заботящийся и по братолюбию ревнующий о пользе слушателей и как получивший уже Церковь в свое доверие, спросил (Господа): ко всем ли Он говорит эту притчу? Господь ясно не отвечает ему на вопрос, а прикровенно показывает, что хотя сказанная притча обща и простирается на всех верующих, кто бы они ни были, но относится и к вам — апостолам и вообще удостоенным учительства или предстоятельства. Слушай. Кто верный и благоразумный домоправитель. Вышесказанная притча, — говорит, — многим прилична, а теперь говорит о тех, которые удостоены предстоятельства: недоумеваю, кто окажется имеющим то и другое, т. е. верность и благоразумие. Ибо таковые редки, и трудно находить их. Как в управлении обыкновенным имением, если кто верен своему господину, но неблагоразумен, тот расточает имение господина, ибо не умеет распоряжаться им как должно, когда нужно давать, не дает, а гораздо больше теряет, и равным образом, если кто благоразумен и находчив, но неверен, тот может быть вором, и тем менее уловимым, чем более он благоразумен, — так и в божественных предметах нужны вместе верность и благоразумие. Ибо я знаю многих, которые, по-видимому, и усердны к добродетели, и богобоязливы, и имеют веру, но, поскольку не могли благоразумно распоряжаться церковными делами, повредили не только имению, но и душам. Например, если кто впадет в духовное преступление, но предстоятель не будет благоразумен, а будет иметь только веру, т. е. добродетель бессознательную, то падший может потерпеть вред или от непомерной строгости, или от неуместной кротости его, и не уврачуется, но сокрушится. Итак, кто будет найден верным и благоразумным, тот поставлен будет над слугами Господа, т. е. над всеми рабами Его, чтобы каждому в свое время раздавать определенную меру хлеба, т. е. или догматическое учение, которым питаются души, или образец деятельности и начертание как должно жить. Если он будет найден поступающим так, то блажен, и Господь поставит его над всем имением своим, не только над рабами, но и над всем поставит его, удостоив его высшей степени, так что ему будет покоряться земное и небесное, каковы были, например, Иисус Навин и Илия. Один из них повелевал солнцу, а другой — облакам небесным (см.: Нав. 10, 12; 3 Цар. 17, 1). Да и все вообще святые как друзья Божии пользуются достоянием своего Друга. И у друзей обыкновенно все бывает общее (см.: Деян. 4, 32). И всякий, кто при безмятежной жизни упражняется в деятельной добродетели и подчиняет себе рабские страсти — гнев и похотение, давая каждой из них в свое время определенную меру пищи, гневу, например, ненависть к ненавидящим Господа и раздражение против врагов Его (см.: Пс. 138, 21), похотению — заботу только о необходимом для плоти, а всецелое устремление — к Богу, всякий таковой блажен: он достигнет и созерцания, и будет поставлен над всем имением (сущим у) Господа, он удостоится созерцательным умом зреть и наблюдать все, не только существующее не само по себе, но и то, что в собственном смысле существует, т. е. вечно.
Горе таким рабам, которые, получив дарование духовного настоятельства, губят вверенное им домостроительство, пьют и упиваются, будешь ли понимать сие о чувственном пьянстве (ибо и это случается с худыми настоятелями церквей, расточающими имение бедных), или будешь разуметь под пьянством развращение ума в учении и распоряжении имением. Такие предстоятели бьют слуг и служанок, т. е. соблазняя слабейших членов церкви, убивают их совесть. Ибо слабый и малодушный, увидев, что я — архиерей — веду худую жизнь, соблазняется сим и убивается совестью, принимает удары в сердце и делается еще слабейшим. А все это случается с лукавым рабом от того, что он в сердце своем сказал: не скоро придет господин мой. Ибо такого рода поведение происходит от беспечности и неразмышления о часе кончины. Если же бы мы содержали в мысли, что Господь идет, что при дверях кончина мира и конец нашей жизни, то мы грешили бы менее. — Примечай и наказание. Рассечет, — говорит, — его, т. е. лишит дарования учительства. Чтобы кто-нибудь не подумал, что дарование это поможет ему избавиться от сильного наказания, Он говорит: как поможет ему дарование, когда он в то время не будет иметь его? Ибо быть рассеченным пополам — значит быть лишенным благодати. Таковой, будучи плотью, а не духом, окажется тогда достойным сожаления, поскольку, по апостолу, мы тогда живем по духу, когда Дух Божий живет в нас (см.: Рим. 8,9). А кто найден будет ходившим не по духу, но по плоти и непричастным духовной жизни, тот поставится в ряду с неверным, поскольку осудится с миром неверным, как не получивший никакой пользы от мнимой веры. Ибо истинной веры в нем не было. Если бы в нем была истинная вера, он был бы верным домостроителем. А теперь, поскольку он пил, и упивался, и расточал принадлежащее господину, очевидно, что не имел истинной верности, какая требуется от домоправителей. Поэтому справедливо часть его полагается с неверными. Ибо, лишенный дарования и разоблаченный, он оказывается поврежденным, а не совсем целым.
Здесь Господь представляет нам нечто более важное и ужасное. Таковый, — говорит, — не только дарования лишится и не найдет в оном пособия к освобождению от наказания, но величие достоинства сделает его повинным еще большему осуждению. Ибо чем более знает согрешающий, тем больше он заслуживает себе наказания. В дальнейшей речи раскрывает это еще яснее. Кому, — говорит, — дано много, от того много и потребуется, и кому много вверили, с того больше взыщут. Через это Господь показывает, что наказание, заслуженное учителями, будет большее. Учителям дается и вверяется: дается, например, дарование творить чудеса, врачевать болезни, а вверяется им дарование слова и учительства. Господь сказал: больше взыщут, не при слове дается, но при слове вверяется. Ибо при даровании слова поистине нужно делание, и с учителя взыскивается больше. Он не должен оставаться беспечным, но должен приумножать талант слова. Итак, слова и от всякого, кому дано ты должен разуметь так: кому много отдали в рост. Ибо предметом, отдаваемым под сохранение, здесь Он назвал рост. Иные спрашивают: пусть так, что справедливо наказывается знавший волю господина и не делающий по ней; но почему наказывается тот, кто не знал? Потому что и он мог узнать, однако ж, не захотел, а по беспечности сам сделался виновным в незнании. Итак, он достоин наказания за то, что добровольно не узнал. Устрашимся, братие! Ибо если тот, кто совершенно не знал, достоин наказания, то какое извинение оправдает согрешающих при знании, особенно, если они были учителями? Подлинно, осуждение их очень тяжело.
Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна. М.: «Лепта», 2005.
От Епископа Мефодия (Кульман) (по св. евангелисту Матфею)
Ожидание Пришествия Христова можно еще сравнить с ожиданием слугами их домовладыки. Представьте, что кто-либо, отправляясь в путь, оставил свой дом в управление слугам, назначив каждому свое дело. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, над своими домашними, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его пришед, найдет поступающим так, и не от кого не услышит жалобы на него. Истинно говорю вам, что — уже не только над слугами, но и над всем имением своим поставит его. В этой притче Господь дает предостережение и наставление, главным образом, Своим апостолам и их преемникам — пастырям Церкви Своей: они — по преимуществу Его слуги, которым Он поручил раздаяние даров благодати Своей всем верующим.
<…> Эта притча может относиться и к гражданским начальникам, ибо каждый должен употреблять дары свои на пользу общую. Одарен ли ты премудростью или вручена тебе власть, богат ли ты или имеешь что другое — ты не должен употреблять своих даров во вред своих собратий или для собственной погибели. От упомянутого в этой притче раба требуются две вещи: благоразумие и верность, ибо грех бывает также и от неразумия; раб называется верным за то, что из достояния своего господина ничего не утаил для себя и ничего не расточил напрасно и без цели; а мудрым и благоразумным за то, что умел употребить вверенное ему достояние надлежащим образом. И нам также нужны верность и благоразумие. Если раб и верен, и не крадет, но погубляет имение, расточая его на предметы бесполезные, то и это большая вина. Если же он умеет хорошо распоряжаться имением, но между тем крадет, то и это немаловажное преступление. Пусть заметят это те из нас, которые имеют деньги, так как слова Христовы относятся не к одним учителям, но и к богатым. И тем и другим вверено богатство: учащим более необходимое, а вам менее необходимое. Если учителя щедро расточают блага более важные, а вы не хотите оказать щедрости и маловажным, и не только щедрости, но даже и благодарности, ибо дается чужое, — то какое будете иметь оправдание? А между тем, какое слово достаточно выразит то достоинство, то блаженство, когда Царь Небесный, Коему принадлежит все, поставит человека над всем Своим имением? Потому и называет его мудрым, что верность в малом ведет к приобретению великого: за благоразумное действование он получает здесь Небо.
Далее Иисус Христос поучает слушателя не только представлением награды, предлежащей добрым, но и наказания, угрожающего злым: Если же тот раб, которого господин на время отсутствия поставил над своими слугами, если этот негодный раб, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, может быть и вовсе не придет, — и начнет злоупотреблять властью ему данной, бить товарищей своих, мучить, соблазнять и развращать их, расточать имущество своего господина, и есть и пить с пьяницами — то придет господин раба того в день, в который не думает, и лишит его всех даров своих, и подвергнет его великим мукам: рассечет его во гневе своем пополам, и подвергнет одной участи с лицемерами, и будет он ввержен во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов — там будут муки нестерпимые и бесконечные…
Мефодий (Кульман), еп. Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея. Буэнос-Айрес, 2004.
Похожая притча
Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.
Получается, Христос зря говорил притчами?
Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:
Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…
После этого ученики спросили Иисуса.
Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…
Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?
Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?
Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?
Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!
На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…
И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого. К сожалению Господа, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… И поэтому Христос пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее сказано:
Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
Что такое «сокровенное»? Это тайное! То есть в притчах не скрываются, а ОТКРЫВАЮТСЯ тайны Божии!
Все дело в том, что притча в Израиле – это не развлекательный жанр, и даже не поучительный рассказ о морали и нравственности, направленный на неограниченный круг лиц. Причти в Израиле – это практические упражнение для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы (Тора в переводе «закон». Торой евреи называют первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). То есть это инструмент процесса обучения.
Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.
Вспомним, что мы прочли выше.
Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…
«Поучал» – это учил. То есть Иисус УЧИЛ притчами «множество народа» (Мф.13:2).
Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:
Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.
Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:
Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).
Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!
Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.
Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.
К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.
Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.
Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.
Но не только типология важна для правильного понимания притч.
Чтобы правильно понять притчу нужно:
- Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
- Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
- И лишь затем определить тип притчи.
Итак, давайте разберем три типа притч Христа:
Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.
ПРИТЧА О БЛАГОРАЗУМНОМ ДОМОПРАВИТЕЛЕ, КОТОРОМУ ПОРУЧЕНО РАЗДАТЬ ХЛЕБ РАБАМ
(Евангелие от Матфея, Глава 24 )
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, —
50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
(Евангелие от Луки, Глава 12)
42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?
43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —
46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
Похожая притча
"Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Тогда сказал Ему Петр:
«Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?»
Господь же сказал:
45. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46. Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47. истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,
50. то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51. и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.
(Св. Евангелие от Матфея 24:45-51)
(Марка (Мк. 13:33-37)
(Лк.12:35-48)
Притча простая и однозначная, смысл ее хорошо выражен начальной фразой:
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
Это невероятный образ, которым иллюстрирует Христос тему внезапного Своего Пришествия.
Что такое бодрствуйте?
Это слово мы встречаем уже в ветхозаветных книгах. Премудрость Божия говорит: «Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!» (Притч 8, 34).
Это слово пользуется популярностью потому, что удачно выражает христианскую идею всегдашней собранности, готовности ко встрече с Господом.
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
Притча о десяти девах Матф. 25:1-13
Матф.25:1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий..
Сначала определим адресата: это ученики Иисуса Христа, что указано в начале предыдущей 24 главы.
«Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ…» (Матф.24:3,4)
Смотрим выше и ниже, определяем контекст.
В начале 24 главы обозначен общий контекст: Христос отвечает на вопрос учеников о признаках Его Пришествия и кончины века. Иисус предупреждает учеников всегда быть готовыми к Его возвращению: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф.24:44). Перед притчей о десяти девах идет притча о благоразумном рабе, посвященная ожиданию Второго Пришествия. А под исследуемой притчей, следует притча о талантах, которая также иллюстрирует ожидание Христа и последствия, связанные с тем, как верующие ждут возвращения Господа.
Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Над притчей находится притча о благоразумном рабе. Под притчей сразу начинается следующая притча о талантах. То есть после притчи Иисус Сам не истолковывает: кто есть кто и что есть что в произнесенной притче, значит это не притча с истолкованием. Внутри причти, нет сравнения “если малое верно, то большее тем более верно”, значит это не притча сравнение. Но выше притчи явно поднимается тема ожидания Пришествия Господа.
То есть притча о десяти девах входит в блок притч, иллюстрирующих ожидание верующими Второго Пришествия Христа.
Давайте перейдем теперь непосредственно к анализу текста притчи о десяти девах Матф. 25:1-13
В заключительной части 24 главы мы видим предупреждения и наставления Христа, адресованные Его последователям.
Сначала Иисус говорит, что о дне Его Пришествия и кончины века никто не знает:
Матф.24:36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один
Потом Христос говорит, что Он и конец века придут также неожиданно, как и потоп во дни Ноя. В допотопное время, в планетарное глобальное наводнение люди не верили, и поэтому совсем его не ожидали.
Затем Иисус приводит иллюстрацию, показывающую, что Его Пришествие будет для людей совсем неожиданным: мужчины и женщины будут на работе, кто-то на поле, а кто-то на мельнице. Это наглядно демонстрирует, что никакого предупреждения не будет. Пришествие Иисуса застанет людей именно там, где они будут в этот момент времени находиться:
Матф.24:40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
Далее, Иисус говорит притчу о благоразумном рабе, также иллюстрирующую факт неожиданного возвращения Господа, и влияние того, как Его ожидали ученики, на их последующую участь.
Учитывая контекст ожидания Второго Пришествия Христа, посмотрим на притчу о десяти девах. В самом начале притчи мы видим продолжение темы ожидания Господа.
Мфат.25:1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Конец притчи может быть и началом следующей притчи о талантах, но в любом случае, он также подтверждает контекст ожидания возвращения Господа:
Мфат.25:13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Десять дев – это потенциальные участники Царствия Небесного – они иллюстрируют верующих, ожидающих Второго Пришествия Иисуса. Жених – это соответственно символ Иисуса, который задержался на небе и не возвращается, хотя Его уже заждались.
Тема жениха, который задерживается, понятна для восточного менталитета того времени. Он не просто опаздывал, так как загулял, отсыпался или пытался протрезветь после бурного мальчишника. Жених был занят свадебными делами, согласно действующих обычаев: он должен был подписать важный брачный договор с отцом невесты, уладить все юридические и имущественные вопросы, приготовить/прибрать общий дом. И только потом он направлялся к брачному чертогу, где его ждала невеста со своими подругами.
В Библии многократно Бог отождествляет себя с мужем, а Своей народ с Его невестой и женой. В Новом Завете тема свадьбы обретает новые краски, когда Иисус уходит к Богу Отцу и возвращается за невестой – Церковью, чтобы забрать её и быть с ней вечно вместе (см. Иоан.14:2; Откр.21:9,22:17). Всю красоту и глубину иллюстрации хорошо поймут евреи, которые знают свои древние свадебные традиции. Давайте рассмотрим некоторые из них, через призму религиозных прообразов:
Перед церемонией бракосочетания подписывается письменный контракт, именуемый “кетуба”, где отражена цена выкупа невесты, обещания жениха и права невесты, что тоже указывает на завет.
Самым последним из обрядов является подготовка дома или комнаты в доме отца жениха для брачующихся. Новобрачный перед тем, как обвенчаться и забрать невесту, должен вернуться и проверить/подготовить место совместного проживания. Отец брачующегося присутствует при этом, проверяя/контролируя, как приготовился его сын к приёму молодой жены. Не правда, ли похоже на вознесение Иисуса к Отцу и ожидаемое Его возвращение за Своим народом?
И только после того, как пройдут все этапы подготовительных действий перед свадебной церемонией, жених, наконец, возвращается к невесте, чтобы вести её под хуппу (балдахин), где проходит сама церемония бракосочетания. Затем устраивается брачный пир, и потом муж забирает молодую жену к себе в общий дом.
Как мы видим, предсвадебных обрядов много, и все они отнимают время, поэтому жених вполне может вернуться за невестой, уже когда стемнеет, а порой и уже ночью. Поэтому, ожидающие жениха подруги невесты, должны быть готовы к любому развитию событий.
В нашей притче мы видим, что не все подружки хорошо подготовились. Пять из десяти дев запаслись маслом, предвидя, что жених может задержаться, а пять остальных девиц, понадеялись, что жених вернется рано, поэтому не побеспокоились о запасе. Поясним для тех, кто не знает: оливковым маслом (елеем) заполняли раньше фитильные лампы. Потом начали пользоваться керосином. А теперь у нас есть электричество, а для автономных переносных осветительных приборов мы используем батарейки и аккумуляторы.
Итак, часть девиц остались без горящих светильников, а значит, не могли полноценно участвовать в церемонии бракосочетания. Ведь, какой от них был прок, когда вокруг темно.
В целом, смысл притчи о десяти девах кажется понятным: ко Второму Пришествию Христа многие верующие окажутся не готовыми. Остается понять, что конкретно обозначает масло в светильниках?
Напомним, что в притчах Иисуса не обязательно у всех героев должны быть четкие прототипы (прообразы). Их может не быть совсем, как, например, в причтах о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга или о неправедном судье (об этом мы говорили во Вступлении). В таких случаях некоторые герои просто помогают проиллюстрировать основную мысль, которую хочет донести до слушателей Христос.
Масло как раз относится к типу неживого героя притчи без четкого прообраза. Масло тут нужно лишь для того, чтобы показать неготовность пяти дев долго ожидать жениха, и соответственно, мудрость и предусмотрительность других пяти девиц.
Согласитесь, что среди верующих встречаются люди с небольшим опытом веры и служения, но уже очень духовные, которые служат искренне и активно на Божьей Ниве. И наоборот, есть служители в сане, которые отдали десятки лет церкви, но были уличены в низких грехах, и явно не являются примером духовности.
Кроме того, само разделение девиц на мудрых и неразумных, явно говорит о другом. А о чем?
Как было отмечено выше, масло тут не играет самостоятельной роли, как и количество девиц. Масло – это масло. Нужно разобраться, чем отличаются в тексте мудрые девы от неразумных. Суть притчи в том, что одни девы были готовы долго ждать, приготовив запас масла для своих светильников, а другие нет, хотя тоже имели возможность быть готовыми. Неразумные (другие варианты перевода слова с оригинала: глупый, безрассудный, безумный, немудрый) просто не проявили мудрости (другие варианты перевода: разумный, рассудительный, догадливый), хотя могли. Сон тут тоже не символизирует духовную дремоту, как иногда говорят комментаторы. Сон лишь иллюстрирует большой срок ожидания. Ведь спали все девицы, включая тех, кто потом вошел на брачный пир.
Если принять, что масло собственную роль не играет, то останется лишь пример поведения дев. Давайте на них посмотрим в рамках ожидания Второго Пришествия Христа.
В предыдущей притче о благоразумном рабе, Иисус показал, что ученики должны терпеливо Его дожидаться, при этом, не расслабляясь, не ожесточаясь, а будучи всегда внимательны и милосердны к рядовым верующим и неверующим.
В следующей притче о талантах, Христос показывает, что ученики, во время Его ожидания, должны оказывать реальную заботу и помощь детям Божьим всеми своими материальными и нематериальными активами.
Притча же о десяти девах говорит о том, что ученики Христа всегда должны быть готовы к Его возвращению, как к внезапному и скорому, так и к тому, что Господь может задержаться очень надолго. Посмотрите внимательно, по какому критерию разделены девы в конце притче: «готовые» (Матф.25:10) и «прочие» (Матф.25:11). Именно тема постоянной готовности: долгого, терпеливого, разумного ожидания, является главной мыслью данной притчи. Но ожидание не будет напрасным, ведь Иисус – жених, как обещал, обязательно придет за своей невестой – Церковью!
Вывод из притчи. Даже верующие люди, проявив нерассудительность, неразумность, безрассудность, глупость, могут оказаться не готовыми к Пришествию Господа Иисуса Христа, и соответственно лишатся возможности войти в Царствие Божие.
Читайте также: