Толкование притчи глава 14

Обновлено: 14.11.2024

Притч.14:1. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

Притч.14:2. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

Притч.14:3. В устах глупого — бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

Притч.14:4. Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.

Притч.14:5. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

Притч.14:6. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.

Притч.14:7. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.

Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости — безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4). Далее противополагаются — страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), — высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6), — свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1; Притч 12.17), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека — не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15; Притч 13.8), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.

Притч.14:8. Мудрость разумного — знание пути своего, глупость же безрассудных — заблуждение.

Притч.14:9. Глупые смеются над грехом, а посреди праведных — благоволение.

Притч.14:10. Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.

Притч.14:11. Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет.

Притч.14:12. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти.

Притч.14:13. И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Притч.14:14. Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый — от своих.

Притч.14:15. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.

Притч.14:16. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

Притч.14:17. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

Притч.14:18. Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.

Притч.14:19. Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые — у ворот праведника.

Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых — благочестивых и глупых — нечестивых. Противопоставляются — ведение мудрым пути своего и блуждание безумного на жизненном пути (ст. 8), кощунственное отношение последнего к идее греха и искупительной жертвы и благоволения во всех действиях этого рода у праведника (ст. 9), качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других (ст. 11-12; 14-19). Попутно вставляются замечания: 1) о недоступности внутреннего мира человека, его радостей и горя, стороннему свидетелю или наблюдателю (ст. 10) и 2) безотрадное, почти пессимистическое наблюдение, что всякая радость, счастье таит в себе зародыш печали, несчастия (ст. 13).

Притч.14:20. Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.

Притч.14:21. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

Притч.14:22. Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.

Притч.14:23. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

Притч.14:24. Венец мудрых — богатство их, а глупость невежд глупость и есть.

Притч.14:25. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

Притч.14:26. В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

Притч.14:27. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Из двух стихов — 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление — дружба лишь по видам корысти, — а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26-27).

Притч.14:28. Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

Притч.14:29. У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

Притч.14:30. Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

Притч.14:31. Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

Притч.14:32. За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

Притч.14:33. Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

Притч.14:34. Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов.

Притч.14:35. Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его.

Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие — в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов — правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности — нечестия, — так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии (Мф 25.36), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5).

Похожая притча

1–7. О мудрости и глупости вообще. 8–19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20–27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28–35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг.

Притч.14:1. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

Притч.14:2. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

Притч.14:3. В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

Притч.14:4. Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.

Притч.14:5. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

Притч.14:6. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.

Притч.14:7. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.

Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости – безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4). Далее противополагаются – страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), – высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6), – свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1; Притч 12.17), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека – не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15; Притч 13.8), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.

Притч.14:8. Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение.

Притч.14:9. Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение.

Притч.14:10. Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.

Притч.14:11. Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет.

Притч.14:12. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти.

Притч.14:13. И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Притч.14:14. Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый – от своих.

Притч.14:15. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.

Притч.14:16. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

Притч.14:17. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

Притч.14:18. Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.

Притч.14:19. Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.

Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых – благочестивых и глупых – нечестивых. Противопоставляются – ведение мудрым пути своего и блуждание безумного на жизненном пути (ст. 8), кощунственное отношение последнего к идее греха и искупительной жертвы и благоволения во всех действиях этого рода у праведника (ст. 9), качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других (ст. 11–12; 14–19). Попутно вставляются замечания: 1) о недоступности внутреннего мира человека, его радостей и горя, стороннему свидетелю или наблюдателю (ст. 10) и 2) безотрадное, почти пессимистическое наблюдение, что всякая радость, счастье таит в себе зародыш печали, несчастия (ст. 13).

Притч.14:20. Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.

Притч.14:21. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

Притч.14:22. Не заблуждаются ли умышляющие зло? [не знают милости и верности делающие зло;] но милость и верность у благомыслящих.

Притч.14:23. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

Притч.14:24. Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть.

Притч.14:25. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

Притч.14:26. В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

Притч.14:27. Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Из двух стихов – 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27).

Притч.14:28. Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

Притч.14:29. У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

Притч.14:30. Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.

Притч.14:31. Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

Притч.14:32. За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

Притч.14:33. Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

Притч.14:34. Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.

Притч.14:35. Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его.

Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие – в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов – правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности – нечестия, – так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии (Мф 25.36), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5).

Похожая притча

1–7. О мудрости и глупости вообще. 8–19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20–27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28–35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг.

Притч.14:1 . Мудрая жена устро­ит дом свой, а глупая раз­рушит его сво­ими руками.

Притч.14:2 . Идущий прямым путем бо­ит­ся Го­с­по­да; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

Притч.14:3 . В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

Притч.14:4 . Где нет волов, там ясли пусты; а много при­были от силы волов.

Притч.14:5 . Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

Притч.14:6 . Распутный ищет мудрости, и не находит; а для ра­зу­много знание легко.

Притч.14:7 . Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь ра­зу­мных уст.

Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости – безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4 ). Далее противополагаются – страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), – высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6 ), – свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1 ; Притч 12.17 ), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека – не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15 ; Притч 13.8 ), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств.

Притч.14:8 . Мудрость ра­зу­много – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблужде­ние.

Притч.14:9 . Глупые смеют­ся над грехом, а по­среди праведных – благо­воле­ние.

Притч.14:10 . Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешает­ся чужой.

Притч.14:11 . Дом беззакон­ных разо­рит­ся, а жилище праведных про­цветет.

Притч.14:12 . Есть пути, которые кажут­ся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти.

Притч.14:13 . И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Притч.14:14 . Человек с раз­вращен­ным сердцем насытит­ся от путей сво­их, и добрый – от сво­их.

Притч.14:15 . Глупый верит всякому слову, бла­го­ра­зу­мный же внимателен к путям сво­им.

Притч.14:16 . Мудрый бо­ит­ся и удаляет­ся от зла, а глупый раз­дражителен и самонадеян.

Притч.14:17 . Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышлен­но дела­ю­щий зло, не­на­вистен.

Притч.14:18 . Невежды по­лучают в удел себе глупость, а бла­го­ра­зу­мные увенчают­ся зна­ни­ем.

Притч.14:19 . Прекло­нят­ся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника.

Здесь безраздельно и без строгого различия излагаются внутренние и внешние свойства и отношения мудрых – благочестивых и глупых – нечестивых. Противопоставляются – ведение мудрым пути своего и блуждание безумного на жизненном пути (ст. 8), кощунственное отношение последнего к идее греха и искупительной жертвы и благоволения во всех действиях этого рода у праведника (ст. 9), качество пути праведных и нечестивых и конечная судьба тех и других (ст. 11–12; 14–19). Попутно вставляются замечания: 1) о недоступности внутреннего мира человека, его радостей и горя, стороннему свидетелю или наблюдателю (ст. 10) и 2) безотрадное, почти пессимистическое наблюдение, что всякая радость, счастье таит в себе зародыш печали, несчастия (ст. 13).

Притч.14:20 . Бедный не­на­видим бывает даже близким сво­им, а у богатого много друзей.

Притч.14:21 . Кто пре­зирает ближнего своего, тот грешит; а кто мило­серд к бедным, тот блажен.

Притч.14:22 . Не заблуждают­ся ли умышля­ю­щие зло? [не знают милости и верности дела­ю­щие зло;] но милость и верность у бла­гомыслящих.

Притч.14:23 . От всякого труда есть при­быль, а от пустословия только ущерб.

Притч.14:24 . Венец мудрых – богат­с­т­во их, а глупость невежд глупость и есть.

Притч.14:25 . Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

Притч.14:26 . В страхе пред Го­с­по­дом – надежда твердая, и сынам Сво­им Он при­бежище.

Притч.14:27 . Страх Го­с­по­день – источник жизни, удаля­ю­щий от сетей смерти.

Из двух стихов – 20 и 21, в первом указывается частое, хотя и не нормальное с нравственной точки зрения, явление – дружба лишь по видам корысти, – а во втором проводится моральное воззрение на этот пункт. Далее следуют сентенции: о гибельности злоумышления против ближнего и о благотворности доброжелательства (ст. 22), о пользе труда и о вреде празднослова (ст. 23), о богатстве, как уделе мудрых, и скудости, постигающей безумного (ст. 24), о спасительности истинного свидетельства и пагубности лжесвидетельства (ст. 25); наконец, в связи с последним, а вместе с содержанием целого отдела, говорится о страхе Божьем, как источнике всякого блага жизни и самой жизни (ст. 26–27).

Притч.14:28 . Во множе­с­т­ве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

Притч.14:29 . У терпеливого человека много ра­зу­ма, а раз­дражи­тель­ный выказывает глупость.

Притч.14:30 . Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.

Притч.14:31 . Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его бла­го­творит нужда­ю­щемуся.

Притч.14:32 . За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

Притч.14:33 . Мудрость по­чиет в сердце ра­зу­много, и среди глупых дает знать о себе.

Притч.14:34 . Праведность воз­вышает народ, а беззаконие – бесчестие народов.

Притч.14:35 . Благоволе­ние царя – к рабу ра­зу­мному, а гнев его – против того, кто по­зорит его.

Содержание отдела отчасти затрагивает область государственной жизни, указывается благо царя в многочисленности подданных его и несчастие – в малочисленности их (ст. 26); определяется основной закон возвышения и унижения народов – правда (ст. 34); царь представляется идеальной силой, как бы совестью народа, по справедливости награждающей благие деяния и карающей нечестие (ст. 35). С другой стороны и главным образом оттеняется значение и благо личной добродетели, и зло ее противоположности – нечестия, – так противопоставляются: долготерпение и раздражение (ст. 29), кротость и зависть (ст. 30), конечная гибель нечестивого и надежда на спасение у человека благочестивого (ст. 32). Высокое значение признается в особенности за делами милости, причем высказывается мысль, со всей ясностью повторяемая в Евангелии ( Мф 25.36 ), что милосердие или немилосердие человека к ближнему Бог благоволит принимать и вменять Себе Самому (ст. 31, сн. Притч 17.5 ).

Похожая притча

14:1 Разумная жена заботится о своем доме и своей семье. Глупая же женщина увлекается никчемными занятиями и пренебрегает своим мужем и детьми, а потом недоумевает, почему ее семья оказывается разрушенной.

Может ли женщина разрушить свой дом, в том числе, и чрезмерной религиозной активностью?

14:2 Поведение человека является отражением его отношения к Господу. Праведный человек направляем тем, что, он знает, будет угодно Богу. Порочный человек не заботится о том, что думает Бог, и таким образом проявляет свое пренебрежение к Нему. Дерек Киднер пишет:

"Каждое отступление от Божьего пути есть противопоставление воли и суждения человека Божьей воле и суждению. Однако проявляемое таким образом пренебрежение слишком неразумно, чтобы с ним считаться".

14:3 В устах глупого — бич гордости. За свои высокомерные речи ему придется претерпеть побои. Речь мудрых будет охранять их от всякого наказания.

14:4 Хлев, в котором нет волов, может быть чистым и аккуратным, но разве не лучше иметь дело с пылью и грязью, зная, что труд волов принесет обильный урожай? Плоды труда с избытком компенсируют его менее приятные аспекты.

Эта притча не ставит своей целью поощрять дома или церкви, которые выглядят как последствия природных бедствий. Тем не менее, она противостоит такой страсти к порядку и чистоте, которая препятствует прогрессу и продуктивности.

14:5 Чарльз Г. Макинтош однажды сказал, что лучше попасть на небеса с чистой совестью, чем оставаться на земле с нечистой. С каким усердием мы должны следить за тем, чтобы всегда быть предельно честными!

14:6 Постоянно отказываясь слушать, распутный теряет способность слышать. Он так и не сможет найти истинную мудрость, если будет продолжать отвергать Господа.

Разумный человек быстро распознает то, что правильно. "Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится." (Мф. 13:12).

14:7 Не стремитесь развивать дружбу с глупым человеком, "ибо там ты не встретишь слов разума" (ИСВ), или "ты не найдешь в нем ни слова смысла" (Моффат).

14:8 Для разумного человека "мудрость" означает знать, как вести себя честно, по совести, в послушании. То, что глупец считает мудростью, на самом деле глупость, и ее сущность заключается в том, чтобы обманывать других, что, в конце концов, приводит к самообману и заблуждению.

14:9 Хотя смысл еврейского текста здесь довольно запутан, наш перевод весьма ясен.

Глупцы смеются над грехом, отказываясь верить,
Что тот таит в себе опасный меч;
"Да как же может быть", — кричат они, — "чтоб он,
столь полный сладости, имел в себе мучительное жало?"
Они не осознают того, что в том и есть чарующая сила зла,
Что грех их смехом провожает в ад.
Взгляни же на себя, оставь пути греха.
Чтобы Спаситель пред тобою не захлопнул двери.
Джон Буньян.

Праведные наслаждаются благоволением Господа, свободные от вины и осуждения греха.

14:10 Человеческое сердце скрывает горести, которые не может разделить никто другой (это подвластно только Господу). Так же есть и радость, которая доступна только человеку, который имеет к ней непосредственное отношение.

14:11 Обратите внимание на контраст между домом и жилищем (дословно: "шатер, палатка"). Дом всегда означает для нас что-то постоянное, а шатер — временное, непрочное. Однако именно жилище праведных странников уцелеет, тогда как дом беззаконных обитателей земли разрушится.

14:12 Путь, который кажется многим правильным, — это спасение благодаря добрым делам или хорошему характеру. Под влиянием именно этого заблуждения в ад отправляется намного большее число людей, чем следуя любому другому пути. (См. также 16:25).

В более обобщенном смысле, путь, который кажется человеку правильным, это его собственный путь, выбор его собственной воли, отвергающий божественное водительство или человеческое наставление. Концом такого пути может стать только несчастье или духовная смерть.

14:13 Нет в жизни такой вещи как чистая, неподдельная радость. К ней всегда примешивается некоторая доля боли и печали. Перевод Нокса гласит: "Радость смешивается со скорбью, и смех сопровождается слезами".

14:14 Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый — от своих. Человек, который уходит от Господа, пожинает плоды своего заблуждения. Поэтому Ноеминь сказала: "Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками" (Руфь 1:20б, 21а). И блудный сын говорил: "Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!" (Лк. 15:17).

Праведный человек обретает удовлетворение на своих путях, потому что идет путями Господа. Он может вторить словам Давида: ". чаша моя преисполнена" (Пс. 22:5в). Или сказать вместе с Павлом: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил" (2 Тим. 4:7).

14:15 Наивный, легковерный человек весьма восприимчив ко всякой новой идее или модному течению. Благоразумный человек обдумывает свои решения, таким образом защищая свои пути от ошибок. Вера требует самых неоспоримых доказательств и находит их в Божьем Слове. Доверчивость внимает словам и мнениям каждого встречного ученого, философа или психолога.

14:16 "Мудрый боится" означает, что он осторожен и осмотрителен. Конечно, этот стих также может означать, что он боится Господа. Глупец высокомерен и небрежен, он отбрасывает всякую осторожность и, вполне очевидно, весьма самонадеян.

14:17 Вспыльчивый может сделать глупость. В гневе он не задумывается о последствиях. Он хлопает дверью, бросает всем, что попадет ему под руку, выкрикивает оскорбления и проклятия, ломает мебель и в ярости уходит из дома. Но если бы нам пришлось выбирать, даже такого человека терпеть легче, чем человека, умышленно делающего зло. За его хладнокровное вероломство он ненавидим всеми.

14:18 Невежды получают в удел себе глупость. Отказываясь прислушаться к здравому учению, тем самым они избирают стать еще более глупыми.

Благоразумные обретают почести и уважение, вознаграждаемые все большим знанием.

14:19 Эта притча указывает на конечный триумф добра над злом. Бог защитит дело праведных. Настал тот день, когда Аману пришлось преклониться перед Мардохеем. И придет день, когда каждое колено во вселенной преклонится перед Иисусом Христом — Царем царей и Господом господствующих.

14:20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим. Так быть не должно, но такое положение вещей встречается очень часто. Многие люди подбирают себе друзей в соответствии со своими эгоистичными интересами. Они избегают бедных, и развивают отношения с богатыми, надеясь получить от этого какую-то выгоду. Мы должны интересоваться людьми ради того, что мы можем сделать для них, а не для того, чтобы получить что-то от них.

С одной стороны, у богатого человека много друзей, но с другой, он никогда не узнает, сколько же друзей есть у него на самом деле, — настоящих друзей, которые любят его за то, кем он является, а не за то, чем он владеет.

14:21 Этот стих, вполне очевидно, связан с предыдущим. Презирать бедных — грех, потому что Бог избрал их (Иак. 2:5). Когда человек проявляет милосердие к бедным, само это действие становится благословением для него.

Мы никогда не должны забывать о том, что наш Господь Иисус Христос пришел в этот мир бедняком. Кто-то сказал о Нем: "Мой друг из Назарета, без гроша в кармане".

14:22 Те, кто задумывает вред и умышляет зло, обречены на заблуждение. Замышляющие же благо для других вознаграждаются милостью и верностью. Это означает, что Бог являет им Свою милость, и верен своим обетованиям защитить и вознаградить их. Это также означает, что и люди воздадут им верностью и преданностью.

14:23 Всякий честный труд приносит прибыль. Одни пустые разговоры принесут только ущерб и бедность. У нас у всех есть знакомые, которые могут часами говорить о своих проблемах, но и пальцем не пошевельнут для того, чтобы их решить. Они ревностно рассуждают о распространении Евангелия в мире, но не поднимутся со своего удобного кресла, чтобы свидетельствовать своим соседям. На одном дыхании они выкладывают перед вами свои обширные планы на будущее, но никогда не приводят их в исполнение.

14:24 Слава мудрых — в их богатстве. Они могут что-то предъявить в доказательство своей мудрости, будь ли это материальное или духовное богатство. Невежды могут предъявить всем только свою глупость.

14:25 Верный свидетель перед судом спасает невиновных от ложных обвинений. Лживый свидетель искажает факты, что приводит ко многим губительным последствиям.

Проповедующий Евангелие есть верный свидетель, который спасает души от вечной смерти. "Либералы" и проповедники культов — свидетели лживые, которые говорят ложь и уводят души с пути праведности.

14:26 У человека, боящегося Господа, есть все причины иметь твердую надежду. Если Бог за него, никто не может успешно противостоять ему (Рим. 8:31). Дети такого человека обретут прибежище под крылами Господа в минуты опасности.

14:27 Упование на Бога является источником духовной и жизненной силы, позволяя человеку избежать сетей смерти.

14:28 Величие царя определяется численностью, удовлетворенностью и верностью его народа. Титул государя не имеет особого престижа, если у него мало подчиненных, или их вообще нет.

14:29 Человек, терпеливый при провокациях, проявляет тем самым мудрость и разумение. Раздражительный же поощряет глупость и выставляет ее на всеобщее обозрение.

14:30 Кроткое сердце здесь означает удовлетворенное состояние ума и души. Поэтому Нокс переводит этот стих так: "Мир в душе есть здоровье для тела".

Зависть и страсть вредны для здоровья человека. Доктор Пол Адольф подтверждает это:

"Некоторыми из наиболее важных причин так называемых нервных заболеваний психиатры считают чувства вины, обиды (непрощение), страх, беспокойство, разочарование, нерешительность, сомнения, зависть, эгоизм, и скуку. К сожалению, многие психиатры, умело и эффективно определяя причины нарушения эмоционального равновесия, ставшие причиной заболевания, тем не менее, оказываются совершенно неспособными разрешить эти проблемы своими методами, поскольку пренебрегают в своем подходе верой в Бога".

14:31 Всякий, эксплуатирующий бедного, тем самым оскорбляет его Творца. Джордж Герберт сказал, что человек есть Божий образ, а бедный человек — еще и отпечаток Христа.

Вторая строчка означает, что те, кто проявляет сострадание к нуждающимся, тем самым почитают Бога.

14:32 "Когда нечестивому воздается его же монетой, ему приходит конец; но и у порога смерти у праведного есть надежда" (Нокс). Иуда является примером первого, а Павел — второго.

14:33 Первая часть стиха — "Мудрость почиет в сердце разумного" — может означать, что (1) мудрость чувствует себя там как дома; или (2) человек не выставляет напоказ без надобности все свои познания.

Вторая часть более сложна для понимания. Многие комментаторы истолковывают ее по-разному: (1) то, что кроется в сердце глупцов, скоро обязательно проявится; (2) для мудрости в сердце глупцов нет места (ИСВ); (3) "мудрости приходится заявить о себе во весь голос, чтобы глупцы ее заметили" (Беркели, комментарий на полях).

14:34 Для того, чтобы народ возвысился, люди и их лидеры должны обладать честным, добродетельным характером, будучи известны своей праведностью. Коррупция, подкуп, взяточничество, "грязные делишки", скандалы и все остальные формы неправедности являются позором для страны.

14:35 Правитель благоволит к слуге, который поступает мудро (сравните Иосифа, Мардохея, Даниила). Его гнев обращен против того, кто поступает постыдно. "Царь благоволит к способному служителю; его гнев — против неумелого" (Моффат).

Читайте также: