Притча о закваске толкование

Обновлено: 16.05.2024

Матф.13
33 Иную притчу сказал Он им:Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Закваска, как образ или символ, всегда упоминается в Ветхом Завете в отрицательном смысле.

Исходя из этого, употребляют слово "закваска" и в Новом Завете. Оно символизирует "порок и лукавство" - в противовес "чистоте и истине". Оно образ вредного учения, распространяемого тремя школами - фарисеев, садукеев и Иродиан.

Закваска фарисейская проявлялась во внешних, показных формах религиозности, садукейская - в скептическом отношении к сверхъестественному, значит, и к Священному Писанию;

закваска Иродиан сказывалась в приверженности к светскому образу жизни - партия Ирода в среде иудеев.

© Copyright: Натали Соколовская, 2014
Свидетельство о публикации №214092101883 Рецензии

Наташенька, мне кажется, ты не закончила мысль,
Среди Иудеев слово «закваска» было иногда употребляемо, как символ греха. Во дни Пасхальной недели народу повелевалось убрать все квасное из их домов, так как они должны были удалить грех из своих сердец. Христос предостерегал Своих учеников, говоря: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Луки 12:1). И апостол Павел говорит о «закваске порока и лукавства» (1 Кор. 5:8).

Но в притче Спасителя слово «закваска» употреблено, чтобы представить Царство Небесное. Оно иллюстрирует оживляющую силу благодати Божией.

я согласна с этими мыслями
с любовью к тебе и благодарностью, что заставила задуматься!

Употребление символов в Писании установлено свыше и - неизменно. В соответствии с этим закваска понимается как разлагающее начало, действующее мало-помалу, незаметно. Это образ неизменно употребляется в плохом смысле. Господь пользуется им применительно к вредному учению.
Мат16:11-12
Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам:берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
Тогда они поняли, что Он велел им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

Истолкование притчи о закваске как о "заквашивании" мира Евангелием напрашивается на серьёзное возражение. Такое истолкование противоречит неизменному символическому значению закваски, и, в первую очередь тому, которое придаёт ей Сам Господь. О методе распространения Царства говорится в первой притче:оно будет распространяться посредством сеяния семени, а не благодаря действию закваски.
Нигде не приводится мысль о том, что закваска оживляет силу благодати Божией.
Леночка, приятно обменяться мыслями и знаниями. Интереснейшее занятие - разбирать Слово. Но что-то мало охотников.
С любовью и благодарностью

с любовью к тебе, окликнись, что ты об этом думаешь,

Лена, у вас в церкви есть проповедник, какая это церковь?

где я тебе сноску делала, это не от нас, у нас церковь маленькая, около 200 человек,
проповедуют Слово Братья, их не так мало, по очереди и молодёжь привлекают обучают,
евангельские христиане, стараемся жить по Библии, Слову Божьему, все вопросы решать по Библии, крещение после покаяния в зрелом возрасте,опять же по Слову,

Серьёзные мужи церкви отрицают трактование закваски как "закваски истины".
Храни тебя Бог, дорогая Леночка,
с любовью

Леночка, я прочитала то, что ты предложила. Могу только посоветовать всегда опираться на Св. Писание. Иисус говорил о том, что будут лжеучения и лжепророки.
Истина - это Иисус, а Иисус не может быть закваской. Нам дано Слово, в котором мы и возрастаем под водительством Святого Духа.
Желаю тебе, дорогая Леночка, успехов на этом поприще.
Да хранит тебя Господь, дорогая моя сестричка, да наполнит тебя мудростью и силой на путях твоих.
С любовью

Наташенька, я не буду спорить, меня только смутило, что "«Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все».
не может же быть Царство Божие подобно греху, поэтому и начала искать,
обьясни, как ты понимаешь, ведь про фарисейскую закваску и прочую я тоже читала!
жду, сестричка, как выберешь время,

ЛЕНОЧКА! Символическая "мера"(или чаша) означает нечто, достигшее полноты и потому ставшее объектом Божьего суда. Вавилонская фаза отступившей церкви символизируется блудной женщиной, охваченной жадностью к роскоши и погоней за наживой(Отк.17:1-6; 18:3,11-20).
Мука была в числе благоуханных приношений Богу(Лев.2:1-3) и служила пищей священникам(6:15-17). Женщина, когда её образ понимается в плохом(этически) смысле, всегда символизирует что-либо скверное, неуместное с религиозной точки зрения. В Фиатире это была женщина, которая пророчествовала и учила(Отк.2:20 с 17:1-6).
Если истолковывать с помощью этих символов, притча прозвучит, как предостережение о том, что истинное учение, предназначенное питать сынов Царства(Мат.4:4;1Тим.4:6;1Пет.2:2), будет смешано с ложным, развращающим учением, и сделано это будет официально самой церковью, отступившей от истины(1Тим.4:1-3; 2Тим.2:17-18,4:3-4; 2Пет.2:1-3), что в наше время и происходит: безнравственность в некоторых церквах, амбициозность и проч.
Вот чаша, вот мука, вот женщина и вот закваска.
Леночка! С любовью, сестричка!

ты умничка!
с любовью, сестричка!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Прав. Иоанн Кронштадтский

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все

Царство Небесное подобно закваске, которая способна ничтожным количеством своим заквасить множество растворенной муки. Так и было, и есть. Двенадцать апостолов (очень незначительная закваска для такого количества людей, как весь мир) обратили к Царству Христову весь мир.

Дневник. Том I. 1856.

Как воспринимаем мы высочайшее таинство Божественной к нам любви — таинство христианской веры — умом, сердцем и житием, или свободною нашею волею? Все ли три силы нашей души проникнуты святою верою, как души святых. Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки (три силы души), доколе не вскисло все.

Дневник. Том XVI. Апрель.

Похожая притча

Из притчи о сеятеле ученики Господа узнали, что из семян, посеянных на ниве сердец человеческих, три четверти погибает и всходит только четвертая, а притча о плевелах открыла им то, что и этой четвертой части семян грозит опасность от плевел. Эти истины могли смутить будущих сеятелей слова Божия, и вот, чтобы они не впали в малодушие, Господь ободряет их новыми притчами о зерне горчичном и о закваске. Первая изображает постепенное возрастание Церкви, распространение ее по всей земле; вторая – внутреннее действие учения Христова на весь мир и на каждого человека.

ИНУЮ ПРИТЧУ ПРЕДЛОЖИЛ ОН ИМ, ГОВОРЯ: ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПОДОБНО ЗЕРНУ ГОРЧИННОМУ, КОТОРОЕ ЧЕЛОВЕК ВЗЯЛ И ПОСЕЯЛ НА ПОЛЕ СВОЕМ, КОТОРОЕ, ХОТЯ МЕНЬШЕ ВСЕХ СЕМЯН, его семя поразительно мало в сравнении с тем растением, какое из него вырастает; НО, КОГДА ВЫРАСТАЕТ, БЫВАЕТ БОЛЬШЕ ВСЕХ ЗЛАКОВ И СТАНОВИТСЯ ДЕРЕВОМ, ТАК ЧТО ПРИЛЕТАЮТ ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ И УКРЫВАЮТСЯ В ВЕТВЯХ ЕГО. В таких жарких странах, как Иудея, горчичное деревце достигает роста, о котором мы не имеем и понятия: там под его ветвями может проехать человек на коне; его сучьями топят большие печи; на его ветвях садятся огромные стаи птиц, и ветви не ломаются даже под тяжестью человека. Семена этого растения считались целебными, и потому само растение было каждому известно. Зернышки горчичных семян так малы, что у Евреев была поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Поучая народ притчами, Господь и говорил просто, по-народному. Он Сам есть и горчичное семя и Сеятель. В Нем едином, как в малом семени, заключалась первоначально вся Церковь Его; от Него распространилась она; в Нем едином она обретает и ныне свою жизнь; Он единая, вечная Глава ее, и без Него не было бы и Церкви. Он же есть и Сеятель, добровольно предавший Себя на смерть и через это даровавший жизнь Своей Церкви всем, верующим в Него. Он Сам говорит о себе: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин. 12:24 ). Он был воистину «малым зерном» в глазах людей: родился в отдаленной, незначительной стране Иудейской; тридцать лет жил в безвестном Назарете, в презираемой Галилее, в доме древодела; Своим учением привлек к Себе немногих учеников из простых рыбарей и мытарей и, наконец, предав Себя в руки врагов, умер на кресте, как один от злодеев. Но вот Он воскрес, вознесся к Отцу, и Его Церковь распространилась по всей земле, подобно древу великому. Сбылось на Нем древнее пророчество: «и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы» ( Иез. 17:23 ). Климент Александрийский действие Евангельского учения уподобляет горчичному зерну: «оно огорчает душу с пользой для нас». Горькими, неприятными для нашего грехолюбивого сердца представляются заповеди Христовы, но когда мы решимся исполнять их, они будут для нас целительными и спасительными: они обновляют и преображают сердце. Горчичное семя, принятое внутрь, производит теплоту; так и благодатное слово Божие, воспринятое сердцем, согревает его.

Такую благодатную теплоту ощущали в себе два ученика Христовых, Лука и Клеопа, на пути в Эммаус: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге» ( Лк. 24:32 ), – говорили они. Горчица производит позыв на пищу; и слово Божие возбуждает в душе жажду спасения и оправдания во Христе Спасителе. Еще полнее, еще яснее Господь говорит об этом спасительном действии Его учения на наше сердце в другой притче. ИНУЮ ПРИТЧУ СКАЗАЛ ОН ИМ: ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПОДОБНО ЗАКВАСКЕ, КОТОРУЮ ЖЕНЩИНА, ВЗЯВ, ПОЛОЖИЛА В ТРИ МЕРЫ МУКИ поставила, ДОКОЛЕ НЕ ВСКИСЛО ВСЕ. Господь избирает для притчи то, что бывает в природе, дабы показать, что слово Его так же неизменно, как неизменны законы природы. «Как небольшая закваска передает свою силу муке, так и вы, Мои апостолы, преобразите весь мир, хотя вас и немного. Не говорите Мне: что можем сделать мы, двенадцать человек, среди такого множества людей? В том самом и обнаружится яснее ваша сила, что вы, замешанные в это множество, не предадитесь бегству. Как закваска только тогда заквашивает тесто, когда смешивается с мукой, так и вы, когда вступите в неразрывную связь и единение с врагами своими, тогда и преодолеете их. И как закваска, будучи засыпана в муку, не теряется в ней, но быстро всему смешению сообщает собственное свойство, так то же самое и тем же образом произойдет и с проповедью. Итак, не устрашайтесь, что Я сказал о многих напастях: через них вы просияете и всех преодолеете», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Что же означает в этой притче женщина. Можно думать, что здесь подразумевается воплотившаяся во Христе благость Божия, которая берет свыше, приносит с неба закваску или учение Евангельское, и полагает его в три меры муки, т.е. сообщает его всему роду человеческому, от трех сынов Ноевых происшедшему; причем эта животворящая закваска проникает весь тричастный состав человека, освящая и дух, и душу, и тело его, «пока не вскиснет все» , пока не достигнет он совершенства во Христе, и не станет новой тварью. И это действие Христова учения на души человеческие не прекратится дотоле, пока благодать Божия не выберет из среды людей всех, способных быть истинными сынами Царствия Божия. «Любовь, – говорит один толкователь, – сокрытая в нашей душе, должна расти до конца так, чтобы она могла изменить всю душу в свое собственное совершенство». Закваска действует только на тесто из муки неиспорченной; тесто, из муки залежавшейся и рассолодевшей, не вскиснет, не поднимется, как его ни заквашивай. И благодать Божия не действует в душе нерадивой, преданной порокам.

Преподобный Исидор Пелусиот говорит: «Под именем закваски разумеется безсеменное воплощение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и соединение Его с единосущным нашему телом, заимствованным от Богородицы Марии, посредством которого все люди возрождены к новой жизни». Утешительно замечание святителя Афанасия Александрийского на ту же притчу Христову: «Человек, приобретший и малую закваску добродетели, который хотя и не успел охлеботворить оной, однако же имел такое намерение, но не смог исполнить его, не останется в забвении у праведного Судии, когда он будет нечаянно застигнут и пожат; напротив, Бог, по смерти такового, возбудит ближних его, направит мысли их, привлечет сердца, преклонит души, и, подвигнутые этим, поспешат они подать ему помощь и пособие. И поелику Владыка коснулся сердец их, восполнят они недостатки отшедшего». ВСЕ СИЕ ИИСУС ГОВОРИЛ НАРОДУ ПРИТЧАМИ, И БЕЗ ПРИТЧИ на этот раз НЕ ГОВОРИЛ ИМ, – говорит святой евангелист, и приводит в свидетельство пророка, дабы показать, что проповедовать в притчах – дело не новое, что еще пророк предсказал такой образ учения: ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА, КОТОРЫЙ ГОВОРИТ: ОТВЕРЗУ В ПРИТЧАХ УСТА МОИ; ИЗРЕКУ СОКРОВЕННОЕ ОТ СОЗДАНИЯ МИРА ( Пс. 77:2 ), открою то, что оставалось сокрытым, от создания мира, такие тайны, которые сокрыты и от Ангелов, и ведомы единому Мне, как Ипостасной Божией Премудрости. «Господь хотел увлечь слушателей притчами, хотел, чтобы они задавали Ему вопросы, – замечает святитель Златоуст, – но никто не вопрошал Его, хотя притчи угрожали даже наказанием; поэтому, отпустив их, Он ушел»: ТОГДА ИИСУС, ОТПУСТИВ НАРОД, ВОШЕЛ В ДОМ.

Свт. Лука Крымский

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все

См. Толкование на Мф. 13:24

Свт. Иларий Пиктавийский

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все

Закваска муки - это то, что придает силу множеству своего рода. Господь сравнил Себя с этой закваской, взяв которую, женщина, а именно синагога, скрыла осуждением смерти, утверждая, что закон и пророки нарушены Евангелиями. Но, засыпав это тремя частями муки, то есть равными частями закона, пророков, Евангелий, Он делает все одним, чтобы установленное законом и возвещенное пророками само исполнилось с помощью Евангелий. И все это совершается Духом Божиим и Его силой и мыслью, и не будет ничего иного, заквашенного [кем-то] другим и отличного от равных частей муки.

Я напомню, что многие считали, будто три части муки следует отнести не только к таинству веры, то есть к единству Отца, Сына и Святого Духа, но и к призванию трех народов от Сима, Хама и Иафета . Но не знаю, позволяет ли смысл так думать, поскольку хотя призвание всех язычников одинаково, однако Христос в них не скрыт, но явлен [им], и в таком множестве неверующих не все заквашено, в Отце же и Сыне и Святом Духе все едино во Христе без необходимости в извне примешанной закваски.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ину притчу глагола им: подобно есть Царствие небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех триех муки, дондеже вскисоша вся

Ину притчу глагола им: подобно есть Царствие Небесное квасу

Притчею о зерне горчичном предсказал возрастание веры чрез ежедневное присоединение верующих, а притчею о закваске возвестил ее силу. Под Царством Небесным нужно разуметь опять учение веры.

егоже вземши жена скры в сатех триех муки

Сат – это род меры у евреев. Три сказал здесь вместо много, так как часто числом три обозначают много. Женщина здесь означает мудрость, или Самого Христа, потому что и Он рождает и питает: рождает верующих чрез Таинство Крещения и питает учением Своей веры. Учение веры уподобляется закваске. Подобно тому как закваска, хотя по объему не велика, но когда скрывается в большом количестве муки, то этим смешением всю муку соединяет в одно целое и приводит в другой вид, отличный от прежнего; хотя мука есть нечто безжизненное, но закваска некоторым образом оживляет ее и, заключая в себе деятельную силу, заставляет ее подниматься вверх; – так и учение веры, хотя оно высказывается и не во многих словах, но когда скрывается в души многих людей путем проповеди, то всех их соединяет в одно тело Церкви, приводит к другому образу жизни и, хотя они были мертвы для добродетели, оживляет их к исполнению ее, заставляет их подниматься на небо и делает все это, имея в себе несказанно великую силу.

дондеже вскисоша вся

Учение веры, скрытое в душах людей, не успокоится до тех пор, пока не соединит всех, которых по своему предвидению предопределила мудрость. Три меры, хотя и обозначают множество, но все-таки же они ограничены числом. Итак, велика сила проповеди: однажды вскисшее становится закваской для остальной части. Некоторые под мукою разумеют людей, а под тремя сатами, или мерами, иудеев, самарян и эллинов.

Толкование Евангелия от Матфея.

Похожая притча

Но то, скажешь, были апостолы. Что же из того? Не находились ли они в одинаковых с тобою обстоятельствах? Не в обществах ли жили? Не ту же ли несли участь, не занимались ли ремеслами? Разве ангелы они были? Разве с неба сошли? Но, скажешь, они имели дар чудотворения. Но не по чудотворениям они сделались сами чудными. И долго ли эти чудеса будут служить для нас прикрытием нашего нерадения? Посмотри на целый сонм святых, просиявших не чудесами. Многие изгоняли даже бесов, но потому, что творили беззаконие, не только не сделались чудными, но еще подверглись и наказанию. Что же такое, спросишь, соделало апостолов великими? Пренебрежение богатства, презрение славы, свобода от житейских попечений. Если бы не имели они этого, но оставались рабами страстей, то хотя бы и тьмы мертвецов воскресили, не только бы не принесли никакой пользы, но сочтены были бы еще и обманщиками. Итак, одна жизнь блистает всюду; ею только привлекается и благодать Духа. Какое знамение сотворил Иоанн, привлекший к себе многие города? Что он не чудодействовал, о том послушай евангелиста, говорящего: яко Иоанн убо знамения не сотвори ни единаго (Ин. X, 41). Отчего и Илия соделался чудным? Не от дерзновения ли пред царем? Не от ревности ли по Боге? Не от нищеты ли, не от милоти ли, пещеры и гор? Чудеса сотворены им уже после всех этих подвигов. Чудом ли каким Иов изумил дьявола? Никаких чудес не творил он, а показал блистательную жизнь и терпение, тверже адаманта. Какое знамение сотворил Давид, находясь еще в юности, когда Бог сказал о нем: обретох Давида, сына Иессеева, мужа по сердцу Моему (Деян. XIII, 22)? И Авраам, Исаак, Иаков воскресили ли кого из мертвых? Очистили ли кого от проказы? Знаешь ли, что дар чудотворения, при нашей беспечности, может часто даже вредить? Так многие из коринфян впали в расколы; многие из римлян возгордились; Симон извержен, и пожелавший идти за Христом оказался недостойным, услышав, что лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда (Лк. IX, 58). Все они, желая себе от чудотворения или денег или славы, отпали и погибли. Но ревностная жизнь и любовь к добродетели не только не рождают такого желания, но, если бы оно и было, истребляют его. И что говорил Христос, когда изрекал законы ученикам Своим? Сказал ли: творите чудеса, чтобы видели человеки? Совсем нет! Так что же? Да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрыя дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. V, 16). И Петру не сказал: если любишь Меня, то твори чудеса; но - паси овцы Моя (Ин. XXI, 17). И если его с Иаковом и Иоанном Господь всегда предпочитал прочим апостолам, то скажи мне, за что такое предпочтение? За чудеса ли? Но все они одинаково очищали прокаженных, воскрешали мертвых; всем равно Господь дал всякую власть. В чем же было их преимущество? В душевной доблести. Итак видишь, везде потребна жизнь и явление дел. От плод бо их, говорит Господь, познаете их (Мф. VII, 16).

Беседы на Евангелие от Матфея.

Потому Он назвал тебя и закваскою: закваска не себя заквашивает, но прочее смешение, великое и безмерное, хотя сама она мала и незначительна. Так точно и вы: хотя вы и малы числом, но будьте велики и сильны верою и усердием по Богу. Как закваска, не смотря на свою малость, не бывает бессильною, но действует по причине заключающейся в ней теплоты и свойственной ей силы, так точно и вы мо­жете гораздо больших возбудить к одинаковой с вами рев­ности, если захотите.

Беседа против непришедших в собрание.

Блж. Феофилакт Болгарский

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры (сата) муки, доколе не вскисло все

Под закваской, подобно как и под зерном горчичным, Господь разумеет апостолов. Как закваска, будучи малой, изменяет, однако, все тесто, так и вы говорит, преобразуете весь мир, хотя и немного будет вас. Сата - это была у иудеев мера, подобно как и в Греции имеются хиниксы или декалитры. Некоторые под закваскою разумеют проповедь, под тремя сатами три силы души - ум, чувство и волю, под женою же - душу, которая скрыла проповедь во всех ее силах, смешалась с нею, заквасилась и вся освятилась от нее. Нам должно всецело закваситься и совершенно преобразоваться в божественное. Ибо Господь говорит: «доколе не вскисло все».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Прп. Макарий Великий

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все

Без небесной же закваски, то есть силы Божественного Духа, душе невозможно приобщиться Господней благости и достигнуть жизни; как и Адамову роду невозможно было бы до такой степени совратиться в порок и лукавство, если бы не вошла в него предварительно закваска порока, то есть грех, — эта какая-то умная и мысленная сила сатаны.

Как, если кто растворит муку, но не положит закваски, то сколько, по-видимому, ни будет стараться месить и трудиться над тестом, останется оно невскисшим и непригодным в пищу; а когда положена закваска, привлекает она к себе все смешение муки, и все делает квасным; чему и Господь уподобил царствие, сказав: «подобно есть царствие небесное квасу, его же вземши жена скры в сатех трех муки, дондеже вскисоша вся»; или как мясо, если кто приложит о нем все попечение, но не осолит солию, истребляющею червей и уничтожающею смрад, делается зловонным, загнивает и бывает негодно для людского употребления: так, подобно сему, и все человечество представь себе как бы мясом и незаквашенным тестом, а под солию и закваскою из иного века разумей божественное естество Святого Духа. Посему, если в униженное естество человеческое не будут вложены и примешаны из оного века и из оного отечества небесная закваска Духа, также добрая и святая соль Божества, то душа не освободится от зловония порока и не вскиснет по тяжести и безквасию лукавства.

Собрание рукописей типа II. Беседа 24.

Троицкие листки

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё

Блж. Иероним Стридонский

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все

Чрево людей различно: одни находят удовольствие в горькой, другие - в сладкой, третьи - в острой, четвертые - в легкой пище. Поэтому Господь, как мы выше сказали, предлагает различные притчи, так что соответственно различию болезней, поражающих тело, бывают различные и средства к излечению. Названная в притче женщина, взявшая закваску и положившая ее в три меры муки, пока не вскисло все, есть, по моему мнению, или проповедь апостольская, или Церковь, собранная из различных народов. Она взяла закваску, то есть знание и разумение Писаний и скрыла ее в трех мерах муки, чтобы дух, душа и тело, соединенные воедино, не предавались разногласиям между собой, но, соединившись вместе с двумя или тремя, получили от Отца то, чего просили (Мф. 18:19). Это место объясняется и иначе. У Платона мы читаем, а также есть всем известное учение философов, что в душе человеческой есть три сильные движения (passiones): τό λογικόν, κоторое мы можем перевести словом «разумное» (rationabile); τό θυμικόν, что мы называем «полное гнева», или «гневливое» (irascibile); τό έπιθυμικόν, что известно у нас под словом «похотливое»; и этот философ думает, что разумное пребывает в нашем мозгу, гнев - в желчи, а пожелания - в печени. Таким образом, если и мы примем евангельскую закваску из Священного Писания, о которой сказано выше, то три движения души человеческой сведутся к одному, так что в разуме мы приобретем благоразумие, в гневе - ненависть к порокам, а в пожелании - стремление к добродетелям. И все это будет через евангельское учение, которое подает нам Церковь. Я скажу еще и о третьем понимании некоторыми этого места, чтобы любопытный читатель из многих толкований избрал то, что ему понравится. Под названной выше женщиной и они понимают Церковь, которая к трем мерам муки веры человека примешала верование в Отца, Сына и Святого Духа. И когда смешение обратилось в одну общую закваску, то эта закваска привела нас не к троякому Богу, а к познанию о едином Божестве. Потому что три меры муки, - так как в каждой из них не различная, а одинаковая природа, - привлекают мысль к единству сущности. Правда, благочестивый смысл может содействовать силе утверждения учений, но не следует останавливаться на притчах и загадках, допускающих возможность сомнительного понимания. Под «satum» (мера) разумеется известная мера, в области Палестины равняющаяся полутора четверикам. Об этой притче говорится и многое другое, но изложить все относительно всех подробностей не составляет предмета наших настоящих толкований.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё

(Лк. 13:20-21). Обыкновенно думают, — и это мнение правильно, — что в предыдущих притчах изображается внешний рост Царства Небесного — под образами семени, и препятствия на пути к его распространению — под образом плевел. В притче же 33 стиха и дальнейших изображаются внутренняя сила и влияние на людей царства, его внутренний рост. Прежде всего, это изображается под видом закваски, которую женщина, чтобы испечь хлебы, положила в три меры муки. Образ настолько обычный и всем знакомый, что не нуждается в объяснении. “Три меры” = три саты (σάτα τρία). Сата — это еврейская мера (иначе сеа), составляющая одну еврейскую эфу, равняющуюся полутора римским модиям = четверик, по старинному талмудическому определению такая мера, в которую можно было положить 432 яйца.

Прав. Иоанн Кронштадтский

как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской

Похожая притча

На слова: Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16:6, 11-12) .

Сегодня и апостольское чтение, и евангельское дают достаточно оснований для размышления. Надо вникнуть в слова апостолов, в слова Христовы, ибо в них мы имеем весьма нужное назидание для нас.

Святой апостол Павел говорит о том, как во время странствования евреев по пустыне, когда возвращались они из плена египетского, то и дело отступали они от заповедей Божиих и каждый раз получали тяжкое наказание за это. Все пили одно и то же духовное питие, пили воду, источенную Моисеем из камня в Мериве. А это был прообраз духовного пития, которым напоил нас Иисус Христос, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне (1 Кор. 10:4-5).

Не станем искушать Христа. Что значит это, чем искушаем мы Христа? Разве редко мы хулим имя Господне, разве редко находим, что Бог поступает несправедливо, что Христос не дает всего того, что обещал? Разве редко так искушаем Христа?

А евреев за искушение Бога в пустыне жалили змеи, посланные на них Богом, и они умирали тысячами. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя (1 Кор. 10:10). А мы разве мало ропщем, разве все покорно несем крест страдания своего? Ропщем, ропщем, постоянно ропщем, даже доходим до хулы на Бога.

Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10:11). Всё это — в наставление нам, чтобы мы не грешили, как они, Чтобы не роптали на Бога, не искушали Христа, не блудодействовали.

Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10:12). О, как глубоки эти слова апостола, как важны! Как многие из нас уверены, что твердо стоят в благочестии, что они истинные христиане, угодные Богу. Как много таких!

А это чрезвычайно опасно. Самомнение, самоуспокоение, помыслы о себе как о достойном христианине очень опасны, а нередко и гибельны. И предупреждает святой апостол: «Смотрите, смотрите, не думайте, что прочно стоите, берегитесь, как бы не упасть». Падают многие из нас, падают от гордости, от самопревозношения. В житиях святых находим немало примеров того, как падали даже самые великие подвижники Божии. Самый страшный пример этого находим в житии святого Иакова Постника. Был он великим подвижником, великим постником, имел дар чудотворения. Когда взошел он на эту высоту и стал чудотворцем, к нему привели родители бесноватую девушку, и он исцелил ее. Но на его беду родители упросили его оставить у себя в келии эту девушку, чтобы укрепить ее, чтобы благодать Божия, призванная на нее, не оставила ее. И, понадеявшись на себя, на целомудрие свое, он согласился, а диавол только этого и ждал: и пал он блудным грехом в первую же ночь. Он ужаснулся, а диавол научил его убить девушку, чтобы скрыть следы греха: убить ее, отнести и бросить в реку. Так страшно было падение этого чудотворца. Он впал в отчаяние, хотел совсем уйти в мир, считая себя погибшим.

Но Бог послал навстречу ему монаха, который убедил его не отчаиваться. Заключился падший Иаков в пещере, наполненной человеческими костями, и, прожив десять лет, был помилован Богом, Который даже возвратил ему дар чудотворения.

Двоякое поучение содержится в страшной жизни Иакова Постника. Первое — о том, о чем я говорил: Кто думает, что он стоит, пусть опасается, как бы не упасть (1 Кор. 10:12). Второе поучение о том, что Божия милость возможна даже и при таком страшном грехе, как блуд и убийство. Не только милосердием Своим простил его Господь, но возвратил дар чудотворения. Запомним же это страшное житие.

Вот поучение, вытекающее из апостольского чтения. В евангельском чтении мы слышали слова Христовы, обращенные к ученикам Его: Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16:6).

После того, как приступили к Нему фарисеи и саддукеи, требуя знамения с неба, Он сказал им, что только род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16:4). Именно только род прелюбодейный, лукавый и грешный требует знамения от Бога, требует чуда. А люди смиренные, возлюбившие Христа, идущие по Его стопам не нуждаются в знамениях и чудесах, не просят о них.

А те лукавые, которые требуют знамений, не получают их потому, как сказал бы Он, что сколько ни являй им знамений и чудес, всё равно не поверят. Все чудеса будут по-своему толковать, объяснять естественными причинами. Напрасно являть им знамения и чудеса.

Когда Он сказал эти слова, Он остановился, и отошли от Него фарисеи и саддукеи. Он и раньше говорил: Оставьте их: они — слепые вожди слепых (Мф. 15:14). Он обличал их не раз, обличал жестоко. А теперь, когда вошел в лодку и с учениками переправился на другую сторону озера Тивериадского, Он сказал: Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16:6). Это надо было понять не только ученикам Христовым. Это относится и ко всем последующим христианам. И всех нас предостерегает Христос от закваски фарисейской и саддукейской.

Чего же надо нам остерегаться? Закваска фарисейская и саддукейская была закваской гордости, самопревозношения, закваской самоправедности, любви к почестям и первенству. Христос говорил, что они: Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди (Мф. 23:4-5). А мы разве редко стараемся, чтобы люди видели дела наши? Разве не ищем всеми силами похвалы и прославления от людей? Постоянно ищем, и в этом наша закваска фарисейская и саддукейская.

Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья (Мф. 23:6-8). А мы разве не любим почетные первые места? Разве не стремимся к славе людской совершенно так, как стремились книжники и фарисеи? Та же закваска фарисейского самопревозношения, самомнения и гордости и в нас.

Они любили, чтобы люди звали их: Учитель! Учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья, — сказал им Христос. Нас, архиереев и священников, поставил Христос учить народ, но надо ли сказать, что эти слова Христовы относятся и к нам, и нас никто не имеет права называть учителями? Нет, нет, потому что мы не от себя учим, учим не своему: нет у нас своего учения, учим только тому, чему учил Христос, учили святые апостолы. Мы только проповедники, передатчики слов Христа и апостолов вам — овцам стада Христова. Мы не учителя. А вот те, кто отверг учение Церкви, кто изобрел свое собственное учение, свое толкование Священного Писания, кто ушел из Церкви и самовольно взял на себя задачу учительства; все те сектанты, которые сами присвоили себе звание учителей, они нарушили слова Христовы и слова апостолов. Стремятся они быть учителями, но им надо помнить, что если начнут проповедовать свое, учить своему, сейчас же впадут в гордость, и гордость погубит их и слушающих их.

Вот, что значат слова Христовы: Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Вот, что значат слова Павловы: Кто думает, что он стоит, пусть опасается, как бы не упасть (1 Кор. 10:12). Берегитесь же все вы закваски фарисейской и саддукейской: берегитесь самомнения, самопревозношения, берегитесь гордости.

Творите дела Божии, старайтесь жить по законам Христовым, всегда помните слова Павловы. И да сохранит вас Бог от такого страшного греховного падения!

Спешите идти за Христом . На слова: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».

Прп. Исидор Пелусиот

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все

Царство небесное уподобляется квасу в безгрешном воплощении Бога и Спасителя нашего, Которым растворен весь мир. И составом единого Тела, воспринятого от нашей сущности и от Богородицы Марии, все от века человечество обновлено в возрождении.

Письма. Книга I.

Прп. Антоний Великий

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все

Вопрос. Мы молим узнать, как нужно понимать притчу о закваске? У нас был вчера изрядный спор об этом.

Ответ. Разумею, что слово о Боге в притчах (сравнениях) имеет два плана. Сначала мы должны узнать само то, что рассказано, а затем вывести смысл. Царствие Небесное подобно закваске, которую взяв, жена мудрая положила в муку три меры, пока не заквасится все [тесто]. Думаю, что закваска – это учение и соответствующая ему вера. Господь, сравнивая, называет Своей женой Церковь, которую Он возлюбил, как и говорит святой Апостол. Три меры муки – три сына Ноя: Сим, Хам и Иафет: от них после потопа как раз произошли все народы, которые теперь собраны в Церкви, и начало проповедания для них – вера. С закваской смешалась вся мука чужих народов – три умопостигаемые меры, родившиеся от Ноя, смешались для благочестия. Но сказанное и иначе осмысляют, под закваской разумея честное и святое Тело Бога Слова, которое Он Себе созиждил в утробе Приснодевы, без семени облачившись [в Нее] и смешавшись с душою и телом. И не только это, но и жена мудрая прекрасным образом понимается как святое, живое и гармоничное Слово Божие, названное в женском роде. Ведь «Христос – Божия сила… и Божия премудрость» – как сказал божественный Апостол. Три меры муки: первая – это вся человеческая природа, вторая – смерть, а третья – ад, в котором скрылось Божие тело по погребении, смешавшись для Воскресения и Жизни. Послушай и другое, что три меры: Крещение, Евангелие, Таинства. И по-другому понимается: Апостолы, Пророки, учителя. И еще по-другому: настоящее, прошедшее, будущее. Ибо воплотившееся Слово не только для живых сотворило пользу, но и воскресило до этого взятых смертью и даровало надежду воскресения и [вечного] жития нам и нашим потомкам, ради которых всех Он воскрес из мертвых, и совоскресил с Собою, и Сам взойдя на небеса, их – живых – переселил на место, где Енох и Илия продолжают жить и не умирают.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 202.

Читайте также: