Философская притча кладовая солнца

Обновлено: 15.05.2024

2) Развивать понятия «сказка-быль», «философская притча», умение выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды повествования.

3) Содействовать воспитанию нравственных качеств личности: верность, любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, самопожертвование.

Ход урока

«Кладовая солнца» - волшебное название. Это, как определяет автор - сказка-быль. Придумал ее замечательный писатель, полный тезка Михаила Михайловича Зощенко - Михаил Михайлович Пришвин. Лучше всего о человеке могут рассказать не сухие факты биографии, а люди, близко знавшие его, друзья, родные по душе.

Прочитаем отрывки из главы «Михаил Пришвин», которая входит в известную нам уже «Золотую розу» К.Г. Паустовского

Посмотрим, что за сказку-быль придумал Пришвин

Прочитаем первые эпизоды произведения).

(Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского во время Великой Отечественной войны. Автор уточняет: «возле Блудова болота».)

(«Кладовая солнца» - само название сказочно. Но через некоторое время автор объясняет: «Мы это так понимаем, что все Блудово болото. я всеми огромными запасами горючего торфа, есть кладовая солнца». Выходит, что это только метафора? Тут же Пришвин добавляет: «Да. :." именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки- -каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передаваля его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветкам и травинкам». Пришвин поэтически рассказывает о процессе образования торфа «Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».

Начало произведения похоже на сказку. Зачин «В одном селе, возле Блудова болота. » сказочный. Но тут же автор дает вполне конкретно указания места, времени, обстоятельств повествования.

Раннее сиротство и самостоятельность детей часто встречается в сказках. Но у Пришвина всё достоверно: милые, трудолюбивые, «умненьки; а дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо». Сказка могла тем и кончиться: «Стали жить-поживать и добра наживать». Но история и только начинается.

Сказочной кажется «чудесная вещь» - компас. Вспомним, что в сказках часто встречаются предметы-помощники (волшебный клубок, яблочко сапоги-скороходы и т.п.) Но мы знаем, что компас действительно необхо димая вещь, реальный помощник.

Сказочными представляются образы животных и птиц, традиционных для русских сказок: волка, лисы, зайца, тетеревов, сорок, ворон. У волка и тетерева даже есть прозвища - Серый Помещик и Косач.

Образы старушек-елей, встречавшихся Митраше, - сказочные: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок. » Автор, правда, объясняет метафорический характер описа­ния: «что ни елочка, то непременно на что-то похожа». Но следом пишет: «Очень волновались старушки-ели. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове. другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь - вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах».

Наконец, традиционно сказочным является сюжет: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но это вполне реальное событие.

- Так все же, сказку или быль рассказывает писатель?

(Пришвин сам объясняет жанр своего произведения - «сказка-быль».

Это неделимое понятие. Сказка и быль одновременно существуют в тексте произведений Пришвина. Когда писатель рисует сказочные образы, они часто представляются развернутыми метафорами, сравнениями, автор го­ворит: «кажется», «похоже», «как в сказке». Рассказывая же о реальных событиях, автор подчеркивает волшебные свойства доброты, трудолюбия, изобретений человека, явлений природы. У Пришвина всё одновременно и сказка, и быль.)

- Как ведется повествование? Кто рассказывает историю?

(Пришвин ведет повествование очень интересно: одного автора- рассказчика как будто нет. Речь идет от первого лица множественного чис­ла: «Мы». Об этот собирательном образе мы узнаем, что «они» - «приез­жие люди», что жили «всего только через один дом от детей», в конце рас­крывается, что «мы» - «разведчики природных богатств», «работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего - торфа». Так образ рассказчиков («мы») представляет мир взрослых людей, занятых вполне реальным делом. На этом взрослом фоне выделяется история детей, остав­шихся без любви, помощи и поддержки родителей. Они сами должны заботиться о себе и друг о друге, жить взрослой жизнью. Но детская жизнь изо­бражается Пришвиным и сказочно. Дети словно погружены в сказку - еще и потому реальное в произведении переплетается с волшебным.

- Какими вы видите главных героев сказки-были?

III. Устное рисование

- Как изображает детей автор? Как он к ним относится? Почему он называет их «Золотая курочка» и «мужичок в мешочке»?

(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: «Они были очень милые»; «И какие это были умные детишки!»; «наши любимцы». Ласковое прозвище «золотая курочка» придает описанию Насти сказочную прелесть. Детали портрета делают ее еще более милой: «Волосы у нее, ни темные, ни светлые "отливали золотом», веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки. Только носик один был чистенький и гля­дел вверх». Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: «ку­рочка», «ножки», «монетки», «носик», «чистенький», «веснушки» и повторе­ние эпитета «золотой», напоминающего о солнце - символе тепла и жизни.

Митраша описан по-другому. Главное в его описании - мужские, во­левые качества: Это был мальчик упрямый и сильный». Прозвище «Мужи­чок в мешочке» означает, что Митраша, хотя и невелик пока («он был ко­ротенький»), но уже обладает качествами «мужичка». В его внешности за­ложены будущие черты сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий».)

- Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?

(Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, «о всех живых существах». Автор и восхищается детьми, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!»)

- Как автор описывает хозяйственные заботы детей?

(Автор сравнивает действия детей с действиями их родителей. Настя, «как и покойная мать», «вставала далеко до солнца», «выгоняла свое лю­бимое стадо», топила печь, готовила обед, «хлопотала по хозяйству до но­чи». Митраша «выучился у отца» делать деревянную посуду, «на нем ле­жит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех соб­раниях, старается понять общественные заботы».)

IV. Комментированное чтение.

− Прочитаем короткий диалог в начале повествования. Как диалог помогает понять характеры брата и сестры?

(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, «как отец наставлял его мать» и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот «начина­ет злиться и хорохориться». Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку, и тут «отцовский задор покидает хозяина». Ма­ленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой: «Да­вай-ка вместе полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку са­жать».)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой».

− Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о «пале­стинке» в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он - мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

− РАБОТА ПО СЛОВАРЮ: Что такое КОНФЛИКТ в литературном произведении?

V . Итог урока

VI . Домашнее задание

А) дочитать сказку-быль и привести примеры сказочным и реалистических эпизодов в повествовании.

Б) (опережающее задание) – наизусть фрагмент «История сосны и ели на болоте»

В) Пересказать по эпизодам:

Ø История Антипыча

Ø Митраша в беде

Ø Приключения Насти в лесу

(индивидуально, творчески – пересказ от 1-го лица)

Литература.

1. Литература. 6 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2010.

2. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.

3. Паустовский К.Г. «Золотая роза. Избранное». 2010

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Похожая притча

Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Одни из них принесут вам вдохновение, другие заставят смеяться, третьи - задуматься. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть. Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время или сезон, они прорастут и дадут всходы.

Приятного прочтения притч и рассказов, пусть они вам принесут только хорошее настроение!

Притча о Любви, о Мечте и о Надежде

В одном южном городе, на берегу тёплого моря, росли три сестры. Родились они одновременно у немолодой уже женщины, и были очень похожи друг на дружку внешне: тонкие, хрупкие, с пушистыми русыми волосами и янтарными глазами. Девочки были до того прекрасны, что их мама и папа никак не могли решить: как назвать им своих дочерей, чтобы имя их соответствовало их красоте и прелести.

Так прошло восемнадцать лет. Сёстры выросли и стали прекрасными юными женщинами. Но у них по-прежнему не было имён. И вот однажды их престарелая мать призвала дочерей к себе и сказала:

- Дочери мои! Вы уже взрослые и самостоятельные. Я отдала вам всё, что могла: мою душу, моё тепло, мои знания о жизни. Единственное, чего не дала я вам – это имён. Ступайте же к людям, знакомьтесь, общайтесь, несите им тепло, которое я вам дарила все эти годы. Пройдёт время – и люди сами дадут вам имена. С этими словами старая женщина закрыла глаза и умерла. Сёстры схоронили мать, отгоревали, сколько положено, да и собрались в путь: выполнять матушкин завет.

Долго ли, коротко ли они ходили, а встретилось им перепутье: можно было и налево пойти, и направо, и прямой путь продолжить. Встали сёстры и стали совет держать:

- Если мы и дальше вместе ходить будем – люди так и не смогут ни одной из нас имя дать: уж больно мы им одинаковыми кажемся, - сказала одна.

- Да. Похоже, пришло нам время расстаться и попытаться жить каждая своей жизнью, - поддержали её две другие.

На том и порешили. Разделили они хлеб, воду на троих, выбрали каждая свою дорогу, да и расстались.

Первая сестра через день-другой пришла в незнакомый город, который был столицей королевства. И так уж получилось, что, не успела она войти в город, как попала на глаза юному принцу. И так ему понравилась девушка, что он тут же пригласил её во дворец и представал своим родителям.

- Она прекрасна! – заявил юноша. – И я хочу на ней жениться!

Девушка, которая так же с первого взгляда полюбила принца, была только рада, да и родители, обожавшие своего сына, возражать ему не стали. Так и вышло, что стала первая из сестёр женой юного принца. Она так радовалась своему счастью, так нежила и лелеяла своего мужа, что казалось: пары счастливее нет!

Однако прошло несколько лет, и страсть юного принца стала утихать. Да и девушка, успевшая родить ему двух сыновей, уже не казалась принцу столь же юной и прелестной. Её слишком ласковый голос и слишком приятные манеры стали казаться ему слащавыми и неискренними. Всё чаще уезжал принц из дому: на охоту, к друзьям или просто на конную прогулку.

И вот настал тот день, когда появилась у принца другая возлюбленная. Злые языки быстро донесли об этом бедной молодой женщине. Она от горя слегла, да и умерла через неделю. Принц, совсем не желавший такого поворота, сильно раскаялся, схоронил свою жену и сказал: не дал я тебе имени при жизни, так дам после смерти. Ты была моей настоящей любовью – преданной и нежной. Путь же таким именем и поминают тебя в веках: Любовь.

Тем временем другая сестра так же оказалась в незнакомом царстве-государстве, и, как и положено сёстрам близнецам, тоже оказалась во дворце. Однако в жёны её взял сам царь-государь. Были у него жёны и до этого, но ни одна не могла родить ему наследника.

Средняя сестра тоже не сразу понесла: прошло несколько лет, прежде чем во чреве её зародилась новая жизнь. Государь был счастлив! Он носил свою любимую жену на руках, буквально шагу не позволял ей ступить самостоятельно, кормил её самыми вкусными лакомствами, дарил самые редкие драгоценные камни.

К положенному сроку разрешилась царица здоровым и красивым мальчиком, да только сама погибла в родах. Ах, как горевал её супруг, сколько

горючих слёз пролил! Однако ничего не поделаешь: схоронил он свою молодую супругу, да и сказал:

- Не было у тебя имени при жизни, но сделала ты для меня то, чего никто другой не мог – воплотила мою мечту, родила мне наследника. Так пусть же поминают тебя в веках этим именем – Мечта.

Третья сестра, тем временем, не спешила останавливаться в каком-то одном месте: ходила она по городам и весям, всюду слушала людей, от старых людей – мудрости училась, кому могла – всем помогала. И всё больше и больше людей знали о том, что есть на свете такая девушка – милая, не по годам мудрая, способная помочь и словом, и делом.

Всё больше людей к ней обращалось за помощью, всё чаще люди искали её, чтобы попросить помощи и поддержки. Да только не знал никто её имени, а потому трудно было людям отыскать и позвать её.

А была в той стране, по которой ходила девушка, одна деревня, в которой все жители болели одной и той же болезнью, и всё никак не могли вылечиться. Вот прознали эти люди о том, что есть такая девушка, которая многим помочь сумела. С большим трудом отыскали они её и привели в свою деревню. Узнав о болезни, что мучила всех местных жителей, девушка сказала:

- Тут я вам легко помогу: в городе, где я росла, с этой болезнью легко справлялись.

И сказала третья из сестёр жителям деревни, как им лечиться надо. Не прошло и месяца – как все здоровы были! И тогда решили жители деревни девушку отблагодарить.

- Что подарить тебе, наша спасительница? – обратились они к девушке. – Как отблагодарить тебя?

- Ничего мне дарить не надобно, - отвечала им третья из сестёр. – Да только вот, хотелось бы, чтоб дали вы мне имя, чтоб легче людям меня звать и искать было.

День думали жители деревни, а потом и ещё день. А на третий день пришли и сказали девушке:

- Мы, пока о тебе не прослышали, ни на что не надеялись. Думали, погибнет всё наше селение. А ты нас исцелила и дала силы жить дальше. Так пусть же имя тебе будет – Надежда!

Так и вышло, что из всех сестёр только Надежда живой осталась, и так и жила она до глубокой старости: никому в добром слове и в помощи не отказывая.

Создание волшебного внутреннего мира

Знаете ли вы откуда появились первые волшебники? В наидревнейшие времена жил один единственный волшебник. Согласно легенде он создал волшебный мир из витающих в воздухе магических частиц.

Первый волшебник взял частицы царств огня и туманов и создал волшебную землю, воду, огонь и воздух. Из искр, вылетавших из царства огня, боги сделали звезды и украсили ими небесный свод.

Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн.

Внутри любого из нас живет волшебник. Но у всех он проявляет себя по-своему. Каждый день мы создаем внутри и вокруг себя новый мир, часто даже не замечая этого. И сегодня нам предстоит воссоздать свой собственный мир.

Для начала волшебник создал землю. Земля даст человеку ощущение уверенности, прочности, научит его строить дома и обустраивать их. Земля научит человека трудиться и получать от этого удовольствие.

Волшебник подумал: надо чем-то удобрить землю, и пусть это будет вода. Он отложил созданную им землю. Взял другой кусочек вещества (пластилина) и начал создавать воду.

Создавая воду, он думал о том, какой живительной и чистой она будет. Волшебник знал, что вода будет дарить человеку способность чувствовать мир и настроения других людей. Она наполнит его внутренний мир разнообразными переживаниями. Итак, волшебник создал воду. Затем волшебник соединил землю и воду в чудесную композицию.

Потом он отложил землю и воду, для того чтобы посвятить себя созданию огня. Он взял кусочки соответствующего вещества (пластилин) и начал создавать огонь… Создавая огонь, волшебник думал о том, как он подарит человеку тепло, поможет приготовить пищу. Он знал, что огонь сможет поселиться в душе каждого человека и помогать ему жить. Огонь укрепит волю человека и напитает его энергией для создания чего-то хорошего и нового. Итак, волшебник создал огонь.

Волшебник любовался своим творением. Огонь нисколько не обжигал его руки. Он соединил землю, воду и огонь. Казалось бы, волшебный мир

создан… Но нет, для жизни необходим еще один элемент – воздух. Волшебник отложил свое творение и взял вещество, необходимое для создания воздуха. Создавая воздух. Волшебник думал о том, что он будет связывать все элементы волшебного мира. Воздух подарит человеку легкость дыхания, поможет ощущать ароматы этого мира. Воздух сможет переносить мысли людей, а значит, поможет им учиться и узнавать новое… Итак, волшебник создал воздух.

Итак, волшебный мир был создан и волшебник с гордостью представил свое творение людям.

Теперь пришло время населить мир людьми. Волшебнику хотелось, чтобы человек нес в себе весь мир, который он сотворил. В чем же заключалась волшебная сила этого мира?

Он решил создать человека из того вещества, из которого создан сам волшебный мир. Волшебник хотел, чтобы созданный им мир был внутри человека. Поэтому он взял тот мир, который только что создал, в свои руки. Согрел его своим волшебным теплом и скатал в шар. В его руках оказался разноцветный шар, в котором теперь перемешались и земля, и вода, и огонь, и воздух.

«Из этого можно создать человека!» - решил волшебник. Человек, слепленный из шаров, развеселил волшебника. «Он должен быть подобен мне», - решил волшебник и стал вытягивать части тела, прочно соединяя их друг с другом. Так появился человек в волшебном мире…

«Главное, он должен стоять на своих ногах», - решил волшебник и долепил своего человека так, чтобы он прочно стоял на своих ногах в этом мире.

В каждом из этих человечков – весь мир!

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

Двое мудрецов отправились по свету посмотреть как люди живут. В одном не большом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу скатывался пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.

- Что ты делаешь?- спросили они у одного человека.

- Я таскаю камни наверх.

- А ты что делаешь? - спросили они другого.

- Я зарабатываю детям на еду.

- Ну а ты что делаешь? – спросили они третьего.

- Я строю храм Божий!

И поняли тогда мудрецы одну простую истину - не важно, что ты делаешь важно, как ты к этому относишься.

Одно и то же занятие одному человеку может приносить боль и страдание, а другому доставлять радость. Научись даже из самой плохой ситуации находить что-то хорошее, оно обязательно есть, стоит только получше присмотреться, ведь тогда ты сможешь изменить всю свою жизнь.

Притча о выборе

Однажды к Богу пришла женщина, которая выглядела совершенно несчастной

- Господи, как же трудно было к тебе добираться! – упрекнула его она. – Мне пришлось истоптать семь пар башмаков, переплыть семь рек, преодолеть семь болот, перебраться через семь ущелий, прежде чем я узрела тебя. По-моему, у меня отнялись ноги.

- Ты сама выбрала такой трудный Путь, и это твое право, – ответил Господь. – Наверное, у тебя ко мне важное дело, если ты так ко мне стремилась?

- Очень важное! Я хочу спросить тебя, за что ты наказал меня многочисленными несчастьями? Что я такого сделала, чтобы ты меня вот так возненавидел?

- В детстве у меня не было взаимопонимания с родителями, и я от этого страдала. Муж, которого я любила, ушел от меня к другой. Мой единственный ребенок умер, едва успев повзрослеть. Друзья от меня отвернулись, потому что я не хотела ни с кем общаться. А теперь я заболела смертельной болезнью, и мне осталось жить совсем недолго. Ты отнял у меня все, Господи! И я хочу знать, за что. Почему мне предначертано быть несчастной.

- Милая женщина, я тоже хочу тебя спросить, – с состраданием сказал Господь. – Я дал тебе родителей, чтобы ты познала, что такое быть дочерью. У тебя был муж – чтобы ты познала, что такое быть женщиной. Я послал тебе ребенка, чтобы ты познала, как это – быть матерью. У тебя были друзья – чтобы ты познала, что такое «быть заодно» и «поддерживать друг друга». Я послал тебе Болезнь – как последний сигнал, что ты что-то делаешь не так. Я дал тебе все для Счастья – гораздо больше, чем многим другим. Скажи мне теперь, почему же, имея столько возможностей для Счастья, ты выбрала быть несчастной? Иди и подумай об этом, время еще есть. И выбери что-то другое – если захочешь, конечно.

… Прошло много времени, и у ног Создателя появилась та же самая женщина. На этот раз она выглядела совершенно счастливой.

- Здравствуй, Господи, – с улыбкой сказала она. – Рада тебя видеть!

- Ты не устала? Трудно было добираться? – заботливо спросил Господь.

- Нет, вовсе нет! Я прилетела на крыльях Любви, пара взмахов – и я тут, – ответила женщина. – Я здесь, чтобы поблагодарить тебя.

- В твоей жизни что-то изменилось?

- О да! После той нашей встречи все стало по-другому, потому что изменилась я. Тогда я вернулась в свой мир, где меня ждала моя болезнь. Но я выбрала жить – и сумела найти способы, чтобы исцелиться.

Исцелившись сама, я захотела рассказать другим, что это возможно, и стала помогать тем, кто уже отчаялся.

У меня появилось множество друзей, и они помогли мне написать об этом книгу, а потом и много книг. Один из моих читателей стал мне мужем. Он

вдовец, его жена умерла от той же болезни, что была у меня, и у него осталось трое детей. Я стала им вместо матери, так что теперь у меня уже подрастают любимые внуки!

- Но я вижу, что ты передвигаешься в инвалидной коляске. Наверное, это огорчает тебя? – испытующе спросил Господь.

- В этом есть свои плюсы. У меня больше, чем у других, времени для размышлений, для медитаций и для творчества.

- Я вижу, глаза твои сияют, и улыбка цветет на твоем лице.

- Это потому что я все время в движении, у меня столько планов! А главное – я могу дарить Миру то, что во мне открылось. Во мне столько Любви, что хочется обнять весь мир! Ты знаешь, Господи, я наконец-то счастлива!

- Как мало, оказывается, человеку надо для Счастья, – с улыбкой промолвил Бог. – Всего лишь сделать выбор…

Притча: «Человеческие ценности»

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот настал день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей – то нет, а дырки остались, - ответил сын.

Притча: «Разумное воспитание»

Однажды к мудрецу пришла молодая женщина и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.

И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Похожая притча

Содержится разработка первого урока по теме. Прилагается презентация. Есть материал об авторе, истории создания произведения.

ВложениеРазмер
m.m.prishvin_kladovaya_solnca_skazka_-_byl.docx 15.42 КБ

Похожая притча

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. Мужичок в мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком. После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех этих живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные. В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы. Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лоханки. У него есть фуганок, ладило 1 длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами. При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому — шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому — кадушечку солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками — домашний цветок посадить. Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство, и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает. Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался, и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается. Тогда Мужичок в мешочке начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос: — Вот еще! — Да чего ты хорохоришься? — возражает сестра. — Вот еще! — сердится брат. — Ты, Настя, сама хорохоришься. — Нет, это ты! — Вот еще! Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку, и, как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина. — Давай-ка вместе полоть, — скажет сестра. И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать. Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. И мы опять можем твердо сказать: во всем селе ни у кого не было такой дружбы, как жили между собой Митраша и Настя Веселкины. И думаем, наверное, это горе о родителях так тесно соединило сирот.

Ладило — бондарный инструмент Переславского района Ивановской области. (Здесь и далее примеч. M. М. Пришвина.)

Предварительный просмотр:

М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца».

Учитель Вебер Г.А.

Цель: познакомить с автором и фактами его биографии, знать некоторые моменты творческой деятельности; познакомить с понятием сказка –быль; доказать, что «Кладовая солнца « сказка –быль», знакомство с главными героями произведения.

  1. На доске эпиграф «Я ведь, друзья мои пишу о природе, а сам же о людях только и думаю»
  2. Портрет М.М.Пришвина.
  3. Презентация «М.М.Пришвин»
  4. Выставка книг.

- С литературой какого периода мы знакомимся? (Литература ХХ века)

- С творчеством каких писателей познакомились?

- К каким жанрам относятся указанные произведения?

- Что такое феерия?

2. а) Знакомство с отдельными фактами биографии М. М. Пришвина.,

Б) С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства…

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова» 11 .

В) На основе презентации, слова учителя и учебника стр 38 -39 ответить на вопросы стр 39 учебника. ( Обратить внимание на эпиграф)

3. Решение проблемы: можно ли «Кладовая солнца» назвать сказкой –былью? Обоснуйте ответ.

Знакомство с произведением.

  1. «В „Кладовой солнца“ я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…» Я создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда — не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви.

События в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила »

  1. Чтение учащимися 1 главы стр 39 -51
  2. Ответы на вопросы.
  1. Где и когда происходит действие в произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»?
    2. Чем начало произведения напоминает сказку?
    3. Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
    4. Что в «Кладовой солнца» является былью?
  1. Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего повествования? Какие чувства вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок в мешочке»?
    6. Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять авторское отношение к Насте и Митраше. Какие, по-вашему, свойства характеров этих детей особенно дороги автору?
    7. Вспомните, как жили Настя и Митраша после смерти матери. Какие отношения сложились между ними? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

Итог урока. Прочитаем еще раз эпиграф.

Следуя своей заповеди, Пришвин в «Кладовой солнца» большое место отводит природе. Он хочет показать единство природы и человека., неразрывную связь всего существующего на земле.

Домашнее задание: подготовить рассказ о Насте. Выделить эпизоды, связанные с образом Насти.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме: Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент").


Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. (УМК Коровина)

Конспект урока изучения нового материала. Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца».

Философская проза И.Бунина (рассказ "Перевал")

Урок предназначен для учащихся 11 класса. Построен в виде беседы. В разработку включены отрывки из работ учащихся.

Философская проза И.Бунина (рассказ "Перевал")

Урок предназначен для учащихся 11 класса. Построен в виде беседы. В разработку включены отрывки из работ учащихся.

Конспект урока литературы по теме "Маленький принц" как философская сказка-притча. 6 класс

Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.Тип урока: комбинированный.Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на основе произведения А. де Сент-Экзюпери «Мал.


Философские притчи

Материал может быть использован как на уроках литературы, так и на классных часах.


Конспект урока по литературе Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.

Конспект урока по литературеТема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.Тип урока: комбинированный.Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на осно.

Читайте также: