Сжатое изложение притча деда

Обновлено: 22.11.2024

Изложение. Какое из названий ярче отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился» или «Хитрый заяц»? Укажите слова, близкие по значению к словам идти, смотреть, бегать, прятаться.
Напишите изложение от 3-го лица по данному ниже плану.

Раз со мною на охоте произошёл такой случай.

Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»

Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
(По Г. Скребицкому)

ответы Лида Паниковская Пожаловаться

Хитрый заяц
Раз с ним на охоте произошёл такой случай. Отправился он на охоту за зайцами. Через час нашли его собаки в лесу зайца и погнали. Он стал на дорожке и ждет.
Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал он и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Глядит: носятся его собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел он на середину полянки и сам ничего не поймет. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от него, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в него, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»
Стыдно ему стало убивать зверька. Опустил он ружьё, отозвал гончих. Пошли они других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
(По Г. Скребицкому)

Похожая притча

2. Формировать представление о тех нравственных качествах, которые должны стать неотъемлемой составляющей личности каждого человека: о гуманизме, доброте, ответственности за ближнего, бескорыстии.

3. Способствовать формированию коммуникативно- речевой такта, умению корректно формулировать свою точку зрения, развивать коммуникабельность в общении со сверстниками и взрослыми, а также активность в решении познавательно-поисковых задач.

1. Дать представление о жанре притчи, её художественных особенностях.

2.Совершенствовать умение пересказывать текст сжато, но сохраняя художественные особенности того или иного фрагмента, передавая замысел автора, сохраняя его позицию.

3. Составлять собственное высказывание в соответствии с поставленной задачей, уметь выразить своё собственное мнение по поводу прочитанного, то есть писать изложение с элементами сочинения.

Знания, умения, навыки

1. Учащиеся должны знать :

*особенности художественного стиля речи;

* структуру текста, соответствующую рассуждению как типу речи;

*основные способы сжатия текста для написания сжатого изложения.

. накомить учащихся с судьбой В. илия 2. Учащиеся должны уметь:

* понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы, связанные с его пониманием;

* находить в тексте нужную информацию;

*составлять план будущего высказывание;

*сжимать текст, сохраняя все микротемы; пересказывать текст сжато;

* создавать высказывание заданного типа речи (рассуждение), то есть применить коммуникативные умения работы со связным текстом и уметь создавать собственный текст;

*применять на практике орфографические и пунктуационные навыки, необходимые для написания изложения с элементами сочинения (по тексту изложения).

Оформление доски: Портрет В. А. Сухомлинского

3. Рассказ о В. А. Сухомлинском ( 1918 -1970)

Директор школы, учитель русского языка и литературы, ветеран Великой Отечественной войны, кандидат педагогических наук.

Родился В. А. Сухомлинский на Украине, его детские годы совпали с гражданской войной. Это было время лишений, разрухи. Но после войны родители нашли возможность дать сыну образование: сначала Василий Александрович поступил в медицинский техникум, а затем перевелся в педагогический институт. Затем началась Отечественная война с фашизмом, война жестокая и кровавая. Василий Александрович вынес ее, как говорят, «на своих плечах». Он уходит добровольцем на фронт и сразу же под Смоленском получает первое боевое крещение и первое ранение. В январе 1942 г. младший политрук Сухомлинский, защищая Москву, получает новое тяжелое ранение и чудом остается жив. Василий Александрович видел много горя, много ненависти, много человеческого зла. Но тяжелая жизнь не ожесточила душу Сухомлинского. Он всегда и во всем был доброжелателен и отзывчив, любил людей, старался пробуждать в них добрые чувства. О себе он писал так: «Я прежде всего учитель, народный учитель. Тридцать два года работаю в школе, все время в селе. Дед мой был крепостным и умер на ниве, присев отдохнуть на минуту. Отец тоже всю жизнь работал на земле. Свою трудовую жизнь я начал с 15 лет. Один год учился в институте на стационаре, потом два года — заочно, в семье были очень трудные материальные условия, надо было работать; кончал институт снова на стационаре. С первых же дней войны пошел на фронт, был трижды ранен, лежал в госпитале на Урале, работал там полтора года в школе, как только родной район был освобожден от фашистов, я приехал домой и безвыездно работаю в Павлышской школе.

В 1939 году женился. Когда я ушел на фронт, дома осталась жена, Вера Петровна (весной 1941 года она окончила учительский институт). Она не могла выехать, так как ждала ребёнка. Осталась у своих родителей. Во время оккупации ее арестовало гестапо за распространение советских листовок, сброшенных с самолета, за перепрятывание советских бойцов, бежавших из плена, за сохранение и передачу им оружия. Фашисты жестоко казнили её.

Трудно передать словами горе, которое мне пришлось пережить. Я стремился работать, работать, работать. Работал день и ночь… года три подряд просыпался в два часа ночи и уже не ложился — работал. Не какими-то таинственными причинами объясняется то, что я много сделал, много писал, а вот — горем. Я взялся за иностранные языки и овладел в совершенстве немецким, потом чешским и польским, потом изучил французский и английский. Написал свыше 300 (точнее, сейчас опубликовано 310) научных работ, в том числе 32 книги, работы переведены на 36 языков народов СССР и зарубежных стран. Но я не считаю научную работу главным в своей жизни. Главное — это то, что я народный учитель. Творить человека — это высшее счастье».

Василий Александрович после войны много думал о том, что видел, пережил во время войны, он мучился в поисках ответа на вопрос, откуда берётся зло в душах людей. Для себя он нашел ответ. По его мнению, дело в том, что кого-то из них в детстве не учили доброте. Он считал, что детей нужно учить доброте как можно раньше.

Вот и решил Василий Александрович за год до начала «настоящей» учёбы, устроить для шестилеток особую школу - «Школу радости». «Школа радости» открылась в 1951 году. Ребятишки вроде послевоенные, но войной безжалостно задетые, обожженные: есть сироты круглые, много безотцовщины, у кого родители больные, раненные, у кого с фашистами сотрудничали.
Первого сентября ученики «шестилетки», робея, шли в школу, на ногах – непривычные для деревенских босоногих ребятишек ботиночки. Атмосфера напряжённая, настороженная. А Сухомлинский предложил ребятам разуться, в дивный плодоносящий сад пройти, и там зачаровал сказкой о солнышке, рассыпающем искорки-звёздочки, о великанах-кузнецах, выковывающих солнышку лучезарный венец. По ходу рассказа Василий Александрович рисовал. Потом каждому ребёнку по две кисточки винограда в серую бумажку завернул. Одну для ребёнка, вторую для мамы. Такие вот добра уроки.

Никто в школе не знал, что Сухомлинский носит в своей груди осколки с самой войны, что они причиняют ему сильную боль, что ему была нужна операция. Он не мог оставить своих ребят, и через 28 лет после войны осколки дошли до сердца, и народного учителя не стало. Но остались его письма, сказки, притчи. Одну из его притч мы сегодня прочитаем.

Что такое притча?

Притча-рассказ, взятый из истории или окружающей жизни, цель которого - запечатлеть духовные и нравственные истины. ( «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой).

4. Читается текст притчи без названия и без последнего предложения

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро. Посмотрел он на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек?- спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и уехал.

- Что это за человек?- спросил деда внук.

- Это ещё не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал воды, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек?- спросил внук.

( - Обыкновенный, - ответил дед.)

Вопросы на понимание текста

Как вы думаете, что ответил дед внуку?

А как бы вы назвали эту притчу?

Почему третьего человека автор назвал «обыкновенный»? Каких людей мы обычно называем «обыкновенными»?

В толковом словаре С.Ожегова это слово толкуется следующим образом:

Обычный, ничем не выделяющийся. Обыкновенное явление. Самый о. человек. 2. обыкновенно, нареч. Как всегда, как во всех подобных случаях, обычно. Например: По воскресеньям он обыкновенно ходит в театр.

(Значит, человек должен поступать так, как третий проезжий, всегда, стремление делать добрые дела для нас с вами должно стать нормой, повседневным, обычным, обыкновенным делом.

По мнению деда и, можно сказать, автора, нет хороших или плохих людей, а есть люди и те, кто ещё не имеет право так себя называть; если ты человек, считаешь себя человеком, ты всегда должен поступать по – человечески.)

3. Как автор называет других проезжих? (мужик, хозяин) Как их это характеризует, каково отношение автора к людям такого типа?

4. Мы напишем сжатое изложение по этому тексту.

5. Какие способы сжатия текста мы знаем?

* Изменение структуры предложений на более простые синтаксические конструкции;

* замена прямой речи или диалога косвенной речью.

На предыдущем уроке мы с вами писали сжатое изложение по тексту, в котором было 130 слов, мы сжали этот текст, не искажая его смысла, в среднем до 50-60 слов. В притче Сухомлинского около 180 слов, но сжать текст мы сможем минимально, так как мы имеем дело с притчей, о язык притчи- это особый язык: в нём каждое слово несёт большую смысловую нагрузку, притча всегда имеет глубокий подтекст, поэтому сжатие текста будет минимальным.

6. План изложения (вариант)

1.Колодец в жаркой степи.

2.Ведро упало в колодец.

3. «Это не человек».

4. «Это ещё не человек».

5. «Обыкновенный человек».

7. Работа над пунктуацией (замена диалога косвенной речью):

- А это что за человек?- спросил внук деда.

Внук спросил деда, что это за человек. Тот ответил, что это ещё не человек.

8. Мы прочитали притчу В. Сухомлинского, узнали его мнение о том, каким качеством должен обладать человек: стремление помочь людям должно быть нормой. Мне очень хочется узнать ваше мнение о том, какой ещё, очень важной чертой, по-вашему, должен обладать настоящий человек. Напишите после изложения небольшое сочинение об этом.

Мне кажется, что….

Думаю, многие согласятся с тем, что….

Примерный текст сжатого изложения

В жаркой степи живут дед с внуком. Возле их дома колодец,

из которого проезжие могли достать воды и напиться.

Однажды ведро оторвалось и упало. Не было у деда другого ведра, нечем воды достать.

На другой день подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него было ведро. Но он не стал доставать воды и быстро уехал.

Внук спросил деда, что это за человек. Тот ответил, что это не человек.

В полдень приехал другой хозяин. Он напился воды и дал деду с внуком, ведро забрал и уехал.

Внук спросил деда, что это за человек. Тот ответил, что это ещё не человек.

Вечером остановился у избы третий проезжий. У него тоже было ведро. Он напился воды и уехал, а ведро оставил.

Внук спросил деда, что это за человек. Тот ответил, что это обыкновенный человек. (Около 130 слов)

9. Подведём итоги нашей работы. Прочитаем ваши сочинения о том, какими качествами должен обладать настоящий человек.

Похожая притча

Удивлялся Серёжа, откуда дедушка сказки берёт! Дед отшучивался:
-Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
Поступил Серёжа в школу, стал прилежно изучать правописание в надежде освоить науку словотворчества. Но сочинить сказку мальчику не удавалось.. .Опечалившись, Серёжа рассказал дедушке о своих неудачах. Дед успокоил внука, заверив, что, присматриваясь к жизни, к людям, накапливая личный жизненный опыт, Серёжа "достанет нужные слова из чернильницы".

Ровно 60 слов :з

Мария Пиганова

Как-то спросил Сережа у дедушки откуда берутся сказки. Из чернильницы, ответил дед. Как это? -спросил Сережа. -Ручкой с перышком, -ответил дед. -Сначало нужно научиться писать буквы. А потом и сказки поймаешь. Пошёл Сережа в школу. Научился писать, а сказки не выуживаются. Спросил Сережа дедушку:» Почему так? Может чернильница какая-то не такая? Утешает дед:» Придет время ты не только сказку поймаешь. Жить будешь, смотреть вокруг и чернильница будет глубже, и перо острей. Не понял тогда малый, а притчу запомнил и другим пересказал

Сергей Ермаков

Сережа спросил у деда, откуда он сказки берет. Он сказал, что из чернильницы и при помощи перышка. Поступил Сергей в школу, много тетрадок исписал, а сказка все не зацепляется. Расстроился он, дедушка его утешал и говорил, что еслмюи он не будет смотреть только в одну чернильницу, то может что-нибудь покрупнее вытащит. Не все понял тогда Сережа, но притчу запомнил, другим пересказывал,

Мария

─ Скажи, дедушка, ─ как-то спросил Сережа, ─ откуда ты сказки берешь?

─ Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

─ А как ты их оттуда достаешь, дедушка?

─ Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.

─ Как рыбу удочкой?

─ Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, ─ говорит дедушка. ─ Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом ─ крючки. А потом ─ буквы. А потом ─ слова. А потом и сказка может зацепиться.

Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется.

─ Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

─ Не горюй, Сергей! ─ утешает дед. ─ Придет время ─ не только сказку, а, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь.. . Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнешь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее.. .

Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал ─ другим пересказал.

Akif Abbasov

Как-то спросил Сережа у дедушки откуда берутся сказки. Из чернильницы, ответил дед. Как это? -спросил Сережа. -Ручкой с перышком, -ответил дед. -Сначала
нужно научиться писать буквы. А потом и сказки поймаешь. Пошёл Сережа в школу. Научился писать, а сказки не выуживаются. Спросил Сережа дедушку:» Почему так? Может чернильница какая-то не такая? Утешает дед:» Придет время ты не только сказку поймаешь. Жить будешь, смотреть вокруг и чернильница будет глубже, и перо острей. Не понял тогда малый, а притчу запомнил и другим пересказал

Вадим Бартенев

спс моя сестра получила 5

Елена Бельчикова

Как-то спросил Сережа у дедушки откуда берутся сказки. Из чернильницы, ответил дед. Как это? -спросил Сережа. -Ручкой с перышком, -ответил дед. -Сначало нужно научиться писать буквы. А потом и сказки поймаешь. Пошёл Сережа в школу. Научился писать, а сказки не выуживаются. Спросил Сережа дедушку:» Почему так? Может чернильница какая-то не такая? Утешает дед:» Придет время ты не только сказку поймаешь. Жить будешь, смотреть вокруг и чернильница будет глубже, и перо острей. Не понял тогда малый, а притчу запомнил и другим пересказал

Kapral Zadnica

Сережа спросил у деда, откуда он сказки берет. Он сказал, что из чернильницы и при помощи перышка. Поступил Сергей в школу, много тетрадок исписал, а сказка все не зацепляется. Расстроился он, дедушка его утешал и говорил, что еслмюи он не будет смотреть только в одну чернильницу, то может что-нибудь покрупнее вытащит. Не все понял тогда Сережа, но притчу запомнил, другим пересказывал.
-Дедушка, а откуда у тебя есть сказки? -спросил серёжа.
-Из чернильницы, я их пером достаю.
Серёжа поступил в школу научился писать но сказки у него не получались. Он пришёл к дедушке и спросил.
-Почему у меня не получаются сказки? -а дедушка ответил.
-Когда один жить будешь то всё получется.
Мальчик понял не всё, но дедушкину притчу запомнил.

Похожая притча

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушкас сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришлидве маленькие девочки с кузовками, поклонились пнюи пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтяпоклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялисьпню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришлабабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились,пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесьв лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своейгордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села намолодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничеготы не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсене тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и техне находят. Давно уже всё обобрали.
(В. Катаев)

Читайте также: