Притчи 13 глава толкование

Обновлено: 14.11.2024

Привет, друзья! Слава Богу что вы есть! Пусть он пошлет всем нам много мудрых мыслей, которые принесут мир, счастье радость, покой!
А может Он уже послал? Послал в своем Слове и нам только остается открыть и принять? У меня идет очень сильный дождь. Я его слушаю и размышляю. Сегодня мы читаем 13 главу книги Притчи. В этой книге столько же глав сколько в месяце дней.
По одной главе на каждый день. Вникайте в нее и мудрость войдет в ваше сердце.

1. Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
Зачем говорить обычные вещи?!

Не будем забывать что Соломон сидит перед своими детьми и им говорит эти слова. Это мотивация , чтобы они его слушали. И говорит Соломон свои любимые темы. УСТА

4. Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится.

Часто мы слышим такое, что чтобы что-то получить нужно очень сильно хотеть. Но это вранье друзья. Чтобы что-то получить нужно делать правильные действия. Нужно делать, а не хотеть. Нужно быть прилежным и мыслящим человеком, чтобы развиваться.

5. Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя.
6. Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

9. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.

13. Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается.
14. Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.
15. Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток.
16. Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.

17. Худой посол попадает в беду, а верный посланник — спасение.

Верность вообще хорошее качество. И если есть в вашем окружении верные и честные люди- берегите и цените их. Удаляйтесь от тех, кто вас обманул. Даже если по каким то причинам они вас привлекают. Может быть в вас осталась глупость которая привлекается обманщиками.
А верный и преданный человек- это богатство души.

18. Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести.

20. Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
21. Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.

И в правильном окружении мы подсознательно будем перенимать праведный мудрый образ мысли и к нам придет добро.

22. Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного. Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.

Добрый и праведный человек- человек счастливый. Он сумеет дожить до старости и оставит после себя благо не только детям, но даже и внукам. Он организует какое-то семейное дело и оно будет передаваться из поколения в поколение. Но у грешника все не так. Он не думает ни о детях ни о внуках. Лишь о себе и не думает грешник кому и как принести пользу. Иногда даже наоборот- грешник хочет и своей смертью причинить боль своим потомкам, отписав все имущество незнакомым. Некоторые люди говорят я бедный, я ничего не могу дать своим детям. Ты не бедный- ты беспорядочный.
Бог есть Бог порядка. А если даже в комнате срач, то что тогда в голове где не 100 вещей а миллионы мыслей и у каждой должно быть свое место. Что тогда в делах, если там нужно выстроить последовательность действий в особом порядке? Беспорядок в малом- беспорядок в большом и в итоге убытки и бедность и голодные внуки.
Но добрый человек- ценит семью и старается для семьи. И старается он не только в материальном плане но и в духовном. Воспитывая своих детей.

23. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

Необходимо с детства пресекать жестокость и глупость. Научить ребенка сдержанности и контролю. Но во всем нужна мера. У вас не должна получится забитая мышка которая боится проявить инициативу и сказать слово. Инициативу с детства нужно поощрять .

Лопухин А.П.

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его

Похожая притча

13:1 В духовном развитии, как и в физическом, существует определенный порядок процесса развития. Например, ребенок сначала учится ползать, и только потом – ходить и говорить. В духовной сфере обратившийся к Богу, прежде чем погрузиться в служение, должен слушать и учиться. Мудрый сын подчиняется дисциплине наставления. Буйный же не слушает никого: он считает, что сам все знает, и отказывается прислушиваться к замечаниям.

13:2 Вот человек, чьи слова назида-ют, ободряют и утешают; для него самого становится наградой то, когда он видит какую пользу приносит его речь. В противоположность ему законопреступник замышляет зло для других, и за это получает вознаграждение своей же монетой.

13:3 Человек, который бережно относится к своим словам, хранит свою душу и всю свою жизнь (см. Иак. 3:2б). Тот, кто не контролирует себя, навлекает на себя беду. Урок для нас заключается в следующем: будь осторожен в том, что ты говоришь, – это может быть использовано против тебя.

13:4 Старая поговорка гласит: "Если бы желания были лошадьми, попрошайки были бы наездниками". Ленивый человек многого желает, но этого не достаточно. "Желание без старания бесполезно". Прилежный человек вкладывает усилия в свою работу, и кормит себя и свою семью. Этот принцип действует в отношении духовных вопросов так же, как и в материальном плане. Бош так иллюстрирует его:

"Адам Кларк, предположительно, провел в работе над своим комментарием к Писанию 40 лет. Ноа Вебстер трудился 36 лет, создавая свой словарь; более того, он дважды пересек океан, чтобы собрать необходимые материалы и сделать книгу наиболее точной. Милтон каждый день вставал в 4 часа утра для того, чтобы иметь достаточно времени для работы над своими стихами, которые сейчас причисляются к лучшим трудам мировой поэзии. Гиббон потратил 26 лет на свою книгу "История упадка и крушения Римской Империи", но сейчас она возвышается монументальным памятником тщательного исследования и неутомимого посвящения себя этой цели. До публикации Брайант сто раз переписал один из своих поэтических шедевров ради того, чтобы достигнуть совершенства красоты и выразительности речи. Эти люди любили то, чем они занимались, и каждый из них вложил в свой труд все свои силы и энергию, какой бы трудной эта работа ни была. Самые счастливые и продуктивные люди – те, кто усерден в своих трудах на благо человечеству и для Божьей славы".

13:5 Праведник ненавидит любую нечестность, а нечестивый человек "поступает постыдно и бесчестно" (ИСВ). Дж. Ален Блэйр приводит в пример этого жизнь известного американского деятеля:

"Об Аврааме Линкольне говорят, что он никогда не брался за дело, в котором правосудие было не на стороне его клиента. Однажды к нему пришел человек, чтобы нанять его адвокатом своего дела. Линкольн, казалось, изучал потолок, но внимательно слушал пришедшего, который излагал ему факты и подробности. Потом он резко развернулся в своем кресле.

"Ваше дело может быть выигрышным с технической стороны вопроса", – сказал он. "Но оно абсолютно безнадежно с точки зрения правды и правосудия. Вам придется нанять для себя другого адвоката, если вы хотите его выиграть. Я бы не смог это сделать. Все время, пока я выступал бы перед судом, я бы думал про себя: "Линкольн, ты лжец!" Я мог бы забыться и сказать это вслух". Ложь и любая другая форма обмана огорчают сердце Бога. Христианин не должен обманывать или лгать, независимо от того, какими будут для него последствия этого. Пребывая во лжи, он никогда не сможет возрастать в познании Бога".

13:6 Жизнь праведная – жизнь защищенная. Бог берет на Себя охрану непорочных. Грешник же пребывает в постоянной опасности, ибо его нечестие раньше или позже погубит его.

13:7 Эту притчу можно рассматривать двумя способами. Во-первых, человек, не имеющий материального состояния, может создавать впечатление, что он богат, тогда как тот, кто действительно имеет много денег, может казаться бедным.

Либо этот стих может означать следующее. Безбожный миллионер, на самом деле, нищ духовно, тогда как смиренный верующий, хотя и беден финансово, является Божьим наследником и сонаследником Иисуса Христа. Морган иллюстрирует это так:

"Наш век полон людьми, которые обогатили себя, но, на самом деле, не имеют ничего. Они собрали огромное состояние, однако оно не может купить истинных сокровищ жизни. Их богатство не гарантирует им здоровья, не приносит счастья, зачастую лишает их покоя. С другой стороны, есть люди, которые разорили себя, тем самым, сделав себя богачами в самом высшем смысле этого слова. Как это объяснить? Ответ находим в том, как в каждом из сравнительных выражений выделяется слово "себя". Обогащать себя означает уничтожить способность к жизни. Сделать себя бедным, обогащая тем самым других, есть жизнь. Совершенно невозможно рассматривать это изречение еврейской мудрости, не задумавшись при этом о Том, кто стал воплощением Мудрости".

13:8 Богатый человек часто оказывается перед лицом опасности со стороны тех, кто желает заполучить его деньги. Ему угрожают кражи, шантаж, и похищение с целью получения выкупа, и ему приходится постоянно защищать свою жизнь, нанимая охрану или исполняя требования вымогателей. Бедному человеку не приходится даже выслушивать такие угрозы.

13:9 Свидетельство праведных подобно свету, который горит ярко и весело. Жизнь и надежды нечестивых – как светильник, который быстро угасает.

13:10 В первой строчке этой притчи могут содержаться две мысли. Во-первых, когда начинаются раздоры, причиной этого чаще всего является высокомерие, или гордость. Либо "высокомерие производит только раздоры" (ДжНД), то есть, от гордости не бывает ничего хорошего, только горькие распри. К.С. Льюис пишет:

"С начала существования мира гордыня была основным источником несчастий в каждом народе и в каждой семье. Другие пороки могут иногда сплачивать людей; среди тех, кто охоч до выпивки и чужд целомудрия, вы можете обрести веселых приятелей. Но гордыня всегда означает вражду – она и есть сама вражда. И не только вражда между людьми, но и вражда с Богом". Те, кто готов прислушаться к доброму совету, поступают мудро; они избегают высокомерия и личностных конфликтов, которые его сопровождают.

13:11 Богатство, полученное нечестным трудом, суетно, – оно приходит поспешно и без особых усилий. Это включает в себя деньги, выигранные в азартных играх, биржевых махинациях или на тотализаторе. Такое богатство обладает способностью исчезать так же быстро, как оно и появилось.

Состояние, собранное честным трудом, не сокращается, а приумножается.

13:12 Повторяющиеся задержки в исполнении его надежд приводят человека в уныние; но когда желание, наконец, исполняется, это приносит огромное удовлетворение. Примените этот принцип к ожиданию возвращения нашего Господа.

13:13 "Слово" в данном случае – это Божье Слово. Наше отношение к нему является вопросом жизни и смерти. Всякий, кто пренебрегает им, начинает тем самым процесс самоуничтожения. Тот, кто уповает на Слово и исполняет заповеди, получает обильное воздаяние.

13:14 Совет и наставления мудрых – источник жизни и подкрепления для тех, кто к ним прислушивается. Они избавляют человека от смертельных ловушек на жизненном пути.

13:15 Добрый разум приводит человека в приятные, благосклонные отношения с Богом и окружающими. "Человек со здравым смыслом высоко ценится" (ЖБ).

Во второй части стиха слово, переведенное как "жесток" дословно означает "постоянный, неизменный, прочный". Но для того, чтобы облегчить понимание этой притчи, его истолковывают как "жесткий" или "трудный". Если его перевести как "постоянен" или "вечен", было бы необходимо использовать отрицание, то есть, "путь беззаконных не вечен". Возможно, лучше всего придерживаться традиционного перевода: "путь беззаконных жесток". Газеты каждый день предоставляют нам наглядные примеры истинности этого утверждения!

13:16 Поведение человека отражает его характер. Если человек благоразумен, это проявляется в его ответственных поступках. А глупец выказывает свою глупость на всеобщее обозрение.

13:17 Ненадежный посланник приносит беду всем, кто связан с ним. Лучше послать верного посланника: он исполняет данное ему поручение, доставляя всем удовлетворение.

"Итак, мы – посланники от имени Христова." (2 Кор. 5:20).

13:18 Тот, кто отвергает учение и дисциплину, своим упрямством зарабатывает нищету и посрамление. Человек, который прислушивается к наставлениям, будет в чести.

13:19 Хорошие люди радуются, когда достигают своей цели, а глупые не желают расставаться со своим грехом. Очевидно, здесь противопоставляются хорошие люди, стремящиеся к достойным вещам, и грешники, не желающие уклоняться от зла.

13:20 Мы должны искать возможности общаться с мудрыми: они будут назидать и воодушевлять нас. "Худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15:33). О человеке можно многое узнать по тому, с какими людьми он проводит время. Тот, кто дружит с глупыми, найдет свой конец в погибели.

13:21 Грешников неотступно преследуют несчастья, физические увечья, плохая репутация, потери имущества. Праведник наслаждается доброй репутацией, доброй жизнью и добрым воздаянием.

13:22 Добрый человек оставляет наследство не только своим детям, но и внукам. В ветхозаветные времена это, вероятно, означало, что он оставляет им материальное состояние. Но христианину наших дней стоит более позаботится о том, чтобы оставить своим потомкам богатое духовное наследие.

Богатство грешника сберегается для праведного; "заработанное нечестным путем умеет находить более достойного владельца".

13:23 Бедные люди обрабатывают свой участок земли более интенсивно, и получают много урожая даже с маленького надела. Они используют то, что у них есть, с большей выгодой.

Вторая часть стиха может означать, что: (1) богатые люди, владеющие большими фермами, часто губят себя своей несправедливостью; или (2) возделанные земли бедных людей оказываются захваченными несправедливо.

13:24 Библия ясно говорит о пользе телесных наказаний, соглашаются ли с этим современные "специалисты" или нет. Лишать ребенка заслуженного наказания означает поощрять его грех и, таким образом, способствовать его дальнейшему развращению и погибели. Родитель, который жалеет розги своей, может думать, что таким образом проявляет свою любовь, но, на самом деле, Бог называет это ненавистью.

На протяжении многих лет доктор Бенджамин Спок призывал родителей быть более мягкими с детьми, давая им большую свободу. По прошествии некоторого времени, когда он увидел, каким дерзким и ужасно своевольным выросло следующее поколение, он признал, что был не прав. Он сказал: "Неспособность быть решительными и настойчивыми, по-моему, является наиболее распространенной проблемой родителей в наши дни". Вину за это, по крайней мере, отчасти, он возложил на специалистов – "детских психиатров, психологов, учителей, социальных работников и педиатров, таких как я сам".

Родитель, который по-настоящему любит своего ребенка, не потворствует непослушанию, но своевременно наказывает его.

13:25 Бог обещает, что нужды праведных будут восполнены, а желудок беззаконных, с такой же уверенностью, будет пуст.

Прп. Петр Дамаскин

И как родители, любящие детей своих, угрозами отвращают их от безумных поступков, будучи побуждаемы к тому любовию, так и Бог попускает искушение, как жезл, отвращающий достойных от худых советов диавола. Щадяй жезл свой, ненавидит своего сына, любяй же наказует прилежно.

Свт. Амвросий Медиоланский

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его

Полезны наказания отца, который не щадит, ибо делает душу сына своего послушной спасительным наставлениям. Он воспитывает с розгой, как написано: посещу жезлом беззаконие их ( Пс 88:33 ) .

Блж. Августин

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына ( Притч 13:25 ) . Дайте же мне того, кто с твердой верой, чистым умом скажет, со всеми силами своей души: Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божье! ( Пс 41:3 ) . Такой человек не нуждается ни в земных наказаниях, ни в государственных законах; его не страшит преисподняя, поскольку благо, коего он желает более всего, - это быть в единстве с Богом, а лишение этого высшего счастья и промедление наслаждения им - самые большие муки, которых он боится. Но многих, прежде чем им стать послушным сыном и сказать: Имею желание разрешиться и быть со Христом ( Флп 1:23 ) , нужно призывать к их Господу с помощью розог земных наказаний как дурных рабов и беглых невольников.

Похожая притча

1–3. Вводные замечания о пользе для юноши слушания уроков мудрости. 4–12. Правильный взгляд на значение и употребление богатства. 13–17. О благе слова Божия. 18–25. Увещание к послушанию слову Божию.

Притч.13:1 . Мудрый сын слушает наставле­ние отца, а буйный не слушает обличе­ния.

Притч.13:2 . От плода уст сво­их человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло.

Притч.13:3 . Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.

Мысль о долге внимания юноши к урокам мудрости – излюбленная мысль Премудрого (ср. Притч 15.12 ). Столь же обычны в книге Притчей мысли о ценности дара слова и об ответственности за злоупотребление этим даром (ст. 2–3, сн. Притч 12.14, 18.21 ).

Притч.13:4 . Душа ле­нивого желает, но тщетно; а душа при­лежных насытит­ся.

Притч.13:5 . Праведник не­на­видит ложное слово, а нечестивый срамит и бес­честит себя.

Притч.13:6 . Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника.

Притч.13:7 . Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много.

Притч.13:8 . Богат­с­т­во­м сво­им человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слы­шит.

Притч.13:9 . Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает.–

Притч.13 :9a. – [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют.]

Притч.13:10 . От высокомерия про­исходит раз­дор, а у совету­ю­щихся – мудрость.

Притч.13:11 . Богат­с­т­во от суетности истощает­ся, а собира­ю­щий трудами умножает его.

Притч.13:12 . Надежда, долго не сбыва­ю­щаяся, томит сердце, а исполнив­шееся желание – как древо жизни.

Блага жизни бывают двоякие: духовные, религиозно-нравственные и материальные, часто связанные одни с другими; соответственно с этим в данном отделе совместно и попеременно говорится то о наблюдениях над внешнею жизнью людей (ст. 7–8) и о житейских требованиях материального благополучия, как то: об отвращении от лености и о прилежании (ст. 4), о бережливости (ст. 11) о силе и опасностях богатства (ст. 8), – то излагаются собственно истины нравоучения, как: о благотворности и славе праведности (5–6, 9, 12). В ст. 9 по тексту LXX имеется (не во всех кодексах) добавление: ψυχαὶ δόλιαι πλανῶνται ἐν ἁμαρτιάις , δίκαιοι δἐ οικτίρούσι καὶ ἐλεοῦσι , слав: «души льстивыя заблуждают во гресех, праведнии же щедрят и милуют» (в русск. синод. перев. эти слова заключены в скобки). Слова эти, не имея непосредственной связи с предыдущими словами ст. 9, однако согласуются с общим моральным оттенком данного отдела.

Притч.13:13 . Кто пре­небрегает словом, тот при­чиняет вред себе; а кто бо­ит­ся заповеди, тому воз­дает­ся.

Притч.13:14 . [У сына лукавого ничего нет доброго, а у ра­зу­много раба дела бла­го­успешны, и путь его прямой.]

Притч.13:15 . Уче­ние мудрого – источник жизни, удаля­ю­щий от сетей смерти.

Притч.13:16 . Добрый ра­зу­м доставляет при­ятность, путь же беззакон­ных жесток.

Притч.13:17 . Всякий бла­го­ра­зу­мный дей­с­т­ву­ет с зна­ни­ем, а глупый выставляет напоказ глупость.

Здесь несколько подробнее раскрываются мысли о пользе или спасительности истинной мудрости, внимающей урокам слова Божия, и о вреде пренебрежения им (ср. Притч 1.24, 10.11 и др.).

Притч.13:18 . Худой посол попадает в беду, а верный посланник – спасение.

Притч.13:19 . Нищета и по­срамле­ние отверга­ю­щему уче­ние; а кто соблюдает наставле­ние, будет в чести.

Притч.13:20 . Желание исполнив­шееся – приятно для души; но несносно для глупых укло­няться от зла.

Притч.13:21 . Обща­ю­щийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, раз­вратит­ся.

Притч.13:22 . Грешников пре­следует зло, а праведникам воз­дает­ся добром.

Притч.13:23 . Добрый оставляет наслед­с­т­во и внукам, а богат­с­т­во грешника сберегает­ся для праведного.

Притч.13:24 . Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от бес­порядка.

Притч.13:25 . Кто жалеет розги своей, тот не­на­видит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

Притч.13:26 . Праведник ест до сытости, а чрево беззакон­ных терпит лише­ние.

Предлагается ряд разнообразных по содержанию суждений, объединяющихся лишь общим отношением к мудрости и ее значению в житейском обиходе. Так говорится о противоположных последствиях – внимания и невнимания к учению мудрости (ст. 19–20, евр. 18–19), о влиянии на человека со стороны того общества, в котором он обращается, (ст. 21, евр. 20), о личном и в потомстве счастье – праведника и несчастии – грешника (ст. 22–23, евр. 21–22), о жизненном довольстве первого и недостатках второго (ст. 24–26, евр. 23–25); здесь же (ст. 25, евр. 24), как и ниже ( Притч 23.13 ), делается замечание о необходимости применения в деле воспитания мер физического воздействия.

Похожая притча

А вы, отцы, учите детей своих в Господе, воспитывая их в учении и наставлении Господа, и обучайте их потребным и согласным со словом Божиим мастерствам, чтобы при удобном случае не предались они веселиям роскоши и, оставшись ненаказанными от родителей и прежде времени получив свободу, не удалились от добра. Поэтому не опасайтесь порицать их и наказывать строго. Ибо, наказывая, вы не убьете, напротив, сохраните их, как и Соломон говорит: …кто щадит жезл свой, ненавидит своего сына ( Притч 13:25 ) , и еще: Сокрушай рёбра его, доколе он молод, чтобы сделавшись упорным, он не вышел из повиновения тебе ( Сир 30:12 ; LXX).

Посему, кто перестает убеждать и вразумлять сына своего, тот ненавидит собственное дитя. Итак, обучайте детей своих слову «Господь», обуздывайте также их и розгами и делайте их покорными. От юности учите их священным писаниям, как своим, так и божественным, и передавайте им всякое Божественное Писание. Не давай им воли в юности, дабы не обрели власти ( Сир 30:11 ; LXX). Не попускайте им сходиться со сверстниками для пирования, ибо чрез это они уклонятся в безчиние и впадут в блуд, и если подвергнутся этому по нерадению родителей, то в душах их будут виновны родители их. Ибо если они сойдутся с необуздываемыми, по беспечности родителей, то не одни согрешившие дети наказаны будут, но и родители их осуждены будут за них. Посему, когда достигнут они супружеского возраста, старайтесь сочетать и совокупить их браком, чтобы они в цветущем пылком возрасте своем не переняли нравов блудников, а вы не отдали отчета Господу Богу в день суда.

Читайте также: