Сбрейте ему бороду притча
Обновлено: 21.12.2024
Первые века римской истории усы и борода были символом настоящей мужественности. Но со временем всё изменилось. Римляне были далеко не первым античным народом, считавшим растительность на лице несовместимой с подлинной цивилизацией. Мода на бритьё, причём не только лица, но и всей головы, возникла в древнем Египте среди жреческого сословия. Свои природные шевелюры египтяне считали некрасивыми, предпочитая носить парики. И только фараону полагалась изящно подстриженная бородка. Даже у царицы Хатшепсут она была — разумеется, накладная.
Скульптура Хатшепсут, изображённой в виде сфинкса, с накладной бородой. XV в. до н.э. Скульптура Хатшепсут, изображённой в виде сфинкса, с накладной бородой. XV в. до н.э.Греки и персы в древности тоже носили бороду и усы. Но Александр Македонский внедрил моду на чисто выбритое лицо. Сам он, из-за молодости, не мог похвастаться пышной растительностью на лице, и на фоне имевших густые бороды вельмож покорённой им Персии смотрелся совершенно несерьёзно. Поэтому он решил, что лучше вообще начисто сбрить усы и бороду. С этого времени бритое лицо стало отличительным признаком сначала приближённого Александра, потом поклонника эллинизма, а затем и просто культурного человека.
Золотой статер с профилем Александра Македонского, IV в. до н.э. Золотой статер с профилем Александра Македонского, IV в. до н.э.Однако в самой Греции традиция ношения бороды сохранилась. Персы и другие иранские народы под влиянием эллинистической культуры стали брить бороды, но при этом отращивали длинные усы. Римляне начали бриться относительно поздно — только когда появились дешёвые бритвы из сколько-нибудь качественного железа.
Легионер с усами. Кадр из сериала Легионер с усами. Кадр из сериалаТрадицию ходить с чисто выбритым лицом, чтобы отличаться тем самым от варваров, обычно связывают с личностью знаменитого римского полководца Сципиона Африканского. Он не только сам брился каждодневно, но и приказал то же самое делать своим солдатам.
Публий Корнелий Сципион Африканский, II в. до н.э. Публий Корнелий Сципион Африканский, II в. до н.э.С этого времени настоящий римлянин должен был быть гладко выбрит. Ношение бороды и усов стало считаться жутким анахронизмом. Позже, уже во времена Империи, бороды носили либо для эпатажа публики (например, пышная борода есть на статуях императора Коммода), либо в подражание греческим философам. Когда император Домициан приказал философу Эпиктету сбрить бороду, тот гордо ответил: «Цезарь может лишить меня головы, но не бороды!» В одном из своих текстов Эпиктет пишет о значении бороды: «Если человек продолжает бриться, чтобы быть похожим на приличного гражданина Рима, значит, философия не стала еще укладом его жизни: истинный философ отвергает общественные установки и поступает в соответствии с природой или разумом».
Эпиктет. Оксфордская гравюра, 1715 г. Эпиктет. Оксфордская гравюра, 1715 г.Римляне отмечали полное совершеннолетие юношей, которое наступало в 20 лет, ритуальным сбриванием первой бороды. Те римские граждане, кто мог себе это позволить, брились у профессиональных парикмахеров, которых называли тонзоры. От этого латинского слова происходит термин «тонзура», означающая чисто выбритую макушку головы у средневековых монахов. На надгробии одного древнеримского тонзора была выбита такая надпись: «Здесь покоится безвременно ушедший Пантагатус, который славился умением стричь вьющиеся волосы и брить, и лёгким прикосновением стальной бритвы снимал щетину с небритых щёк. Пусть земля будет пухом Пантагатусу и легко будет ему лежать в могиле. Он заслужил эту лёгкость, ибо лёгкой была его умелая рука».
Один из вариантов древнеримской бритвы Один из вариантов древнеримской бритвыРимляне придумали и собственный рецепт крема для бритья, который готовился из оливкового масла и уксуса. Но бритье с кремом было дорогим, уличные брадобреи обходились обычной водой. Среди эпиграмм известного сатирика Марциала есть и такая: «Тому, кто не желает попасть в преисподнюю, следует избегать брадобрея Антиоха. Эти шрамы на моем подбородке, если вы можете их сосчитать, возможно, напоминают шрамы на лице боксера. Однако они появились не по этой причине и не от острых ногтей свирепой жены, а от проклятой стали в руках Антиоха. Козел — единственное разумное животное, он носит бороду всю жизнь и не нуждается в Антиохе».
Скифский всадник. Ковёр IV в. до н.э. Скифский всадник. Ковёр IV в. до н.э.Но почему римляне, помимо бороды, начисто сбривали и усы? Этому есть вполне очевидное объяснение — усы без бороды были отличительным признаком иранских народностей, то есть жителей Парфии, с которыми римляне воевали несколько веков. Усатый человек в то время, скорее всего, был парфянином или скифом. И те, и другие для римлян являлись врагами. Усатое лицо в имперском Риме смотрелось бы столь же вызывающее, как узкие усики в сочетании с косой чёлкой в Москве, Лондоне или Нью-Йорке в годы Второй Мировой войны. Римляне иногда носили бакенбарды (например, император Нерон), иногда бороду, но не усы без бороды.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Похожая притча
Один ученый, который прославился своими знаниями и великолепной длинной седой бородой, шел однажды вечером по переулкам Шираза. Погруженный в свои мысли, он проходил мимо толпы водоносов, которые потешались над ним.
Самый смелый из них подошел к нему, низко поклонился и сказал: «Великий мастер, мы с приятелями заключили пари. Скажи-ка нам, где лежит твоя борода, когда ты спишь ночью, на одеяле или под ним?»
Ученый вздрогнул, оторвавшись от своих мыслей, посмотрел с удивлением, но приветливо ответил: «Я и сам не знаю. Я никогда не думал об этом. Но я обязательно исследую. Завтра в то же время приходи сюда опять, и я отвечу на твой вопрос».
Когда наступила ночь, и ученый лег спать, сон не приходил к нему. Наморщив лоб, он размышлял, где же обычно лежит его борода. На одеяле? Под одеялом? Как он ни думал, но вспомнить не мог.
Наконец мудрец решил проделать опыт: положил свою бороду на одеяло и попытался заснуть. Внутренняя тревога подступила к сердцу. Действительно ли это правильное положение? Если да, то почему же он так долго не может заснуть? А ведь раньше он давно бы уже спал. Подумав об этом, мудрец спрятал свою бороду под одеяло, но сна не было ни в одном глазу.
«Наверное, она все-таки должна лежать на одеяле», — пришло в голову ученому, и он снова положил бороду на одеяло. И так он промаялся всю ночь напролет — борода на одеяле, борода под одеялом, — ни на миг не смыкая глаз и не получив ответа на вопрос.
На следующий день вечером он пошел на встречу с молодым водоносом. «Друг мой, — сказал мудрец, — до сих пор я спал, украшенный собственной бородой, и всегда отличался хорошим сном. С тех пор как ты спросил меня, где лежит моя борода во время сна, я больше не могу спать. И не могу ответить на твой вопрос. А моя борода, украшение моей мудрости и моего почтенного возраста, стала мне чужой. Я не знаю, когда вновь с ней примирюсь».
Притчи — вымышленные истории, в которых заложен глубокий смысл.
Ещё Иисус Христос притчами рассказывал своим ученикам и слушателям о Боге. Это не случайно: притча как форма передачи знания, откровения часто достигает большего результата, чем просто изложенная мысль.
Притча застревает в уме и в течение долгого времени побуждает думать.
Вот и эта притча загрузила меня на два дня.
На мой взгляд, она показывает природу ума, который не только не проясняет ситуацию, обстоятельства, проблему… А только еще больше запутывает. Ведь не случайно говорят, что горе – от ума. Вот и этот мудрец потерял покой, когда "включился" в размышления. Там, где не надо.
Люди, практикующие йогу, медитации или какие-то другие практики умеют останавливать работу ума («тарахтение» ума). Достигается это путем акцентирования внимания на теле, его ощущениях. Таким образом мысли останавливают ход (или почти останавливают), наступает состояние умиротворения, покоя, блаженства, нирваны.
Друзья, это всего лишь моя версия трактовки притчи. Так сказать, субъективный взгляд. Буду рада, если вы изложите свою точку зрения. Какой увидели эту притчу вы?
Читайте также: