Лев с занозой в лапе притча

Обновлено: 11.05.2024

Популярность: 10, Last-modified: Sat, 23 Dec 2000 19:22:46 GMT

Похожая притча

Растерзание хищниками — высшая мера наказания в Римской империи, проводимая в амфитеатрах на глазах у тысяч зрителей.

Кровавое театрализованное представление было не менее популярным, чем гладиаторские бои, с одной лишь разницей — никто не переживал за судьбу осужденного.

За что в Риме людей бросали к диким зверям? Какие животные исполняли смертный приговор и, удавалось ли кому-нибудь избежать страшной участи?

«От лысого до лысого» (Римская поговорка)

«Damnatio ad bestias» — казнь, подразумевавшая два вида исполнения: собственно растерзание беззащитного человека и, принуждение к битве с животным.

В первом случае, осужденного привязывали к столбу посреди арены или же просто бросали в клетку со зверем без шанса на выживание. Во втором случае, преступника вооружали копьем, чтобы придать событию большую зрелищность.

Палачами чаще всего выступали львы, реже, медведи, пантеры, леопарды, слоны, быки и даже дикие кабаны.

Считается, обычай был позаимствован из Карфагена во II веке до н.э., где растерзание зверями рассматривалось как религиозное жертвоприношение. Первыми людьми, столкнувшимися с хищниками на арене, стали карфагенские военнопленные и римские дезертиры.

Как бы то ни было, традиция Риму очень понравилась и к IV веку н.э. законы предусматривали уже довольно объемный список преступлений, которые вели к «damnatio ad bestias».

К судьбоносной встрече с разъяренным животным приговаривали фальшивомонетчиков, отравителей, отцеубийц, зачинщиков восстания, похитителей детей, колдунов и их клиентов, христиан, политиков, планировавших государственный переворот и всё тех же дезертиров.

Как правило, римская Фемида была более снисходительной для свободных граждан, которым казнь зверями заменяли ссылкой или декапитацией. Приговор без вариантов оставался у рабов и вольноотпущенников.

Скульптура Фемиды — в греческой мифологии богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса. Скульптура Фемиды — в греческой мифологии богиня правосудия, титанида, вторая супруга Зевса.

Как правило, римская Фемида была более снисходительной для свободных граждан, которым казнь зверями заменяли ссылкой или декап. Приговор без вариантов оставался у рабов и вольноотпущенников.о лысого», невзирая на тяжесть преступления. Этих несчастных отправляли на ужин хищникам.

«Не дают боги дождя, пойдем на христиан» (римская поговорка)

Казнить зверями христиан начали, как минимум, с 64 года. Согласно Тациту, тогда Нерон обвинил христиан в случившемся в Риме пожаре. По его приказу солдаты зашили верующих в шкуры животных, а потом бросили собакам.

Христиан обвиняли во всех людских бедах и невзгодах. Наступила засуха, разразилась чума, закончилась поражением военная кампания или взлетели цены — виноваты христиане.

С точки зрения римской юриспруденции, последователи Христа нарушали сразу несколько законов: не признавали власть императора, отрицали государственных богов, организовывали тайные собрания, что приравнивалось к бунту, а также занимались магией.

Первыми христианами стали низшие слои населения — нищета, бывшие рабы, невольники. Люди, которым нечего было терять и через веру они надеялись на лучшую жизнь после смерти.

Отношение римлян к таким людям изначально было брезгливое, а когда они стали собираться по ночам, проявлять неуважение к традиционным богам и навязывать своё мировоззрение, пренебрежение переросло в бешенство.

Людей удивляла готовность христиан погибнуть за свои идеалы. Сектанты, а иначе их не называли, с радостью принимали мученическую смерть. Распятие на кресте, растерзание животными и всё то, чего обычные граждане боялись, как огня, христиане принимали с удивительной готовностью и смирением.

Андрокл и другие

Стоит заметить, гибелью осужденного казнь заканчивалась не всегда.

Греческий историк Аппиан описал случай, когда в эпоху императора Калигулы на арену был выброшен сбежавший раб Андрокл. Лев, который не раз пробовал плоть и наверняка был голодным, неожиданно пощадил человека.

Изумленная публика стала расспрашивать Андрокла почему так случилось, а тот ответил, что, скрываясь в Африке, он вытащил из лапы этого льва занозу. Таким образом, узнав человека и памятуя о его поступке, животное вернуло ему долг.

Не мало подобных случаев отмечают и религиозные фольклористы. Впрочем, выйдя на арену обратной дороги у осужденного уже не было и, если исполнять приговор отказывались звери, то это делали гладиаторы или солдаты.

Первый акт [ ред. ]

К городским воротам Рима солдаты приводят партию пойманных христиан, среди которых — Андрокл, Лавиния, силач Ферровий и Спинто. Капитан сообщает пленникам, что любого из них немедленно отпустят, если он согласится принести жертву римским богам, в противном случае их казнят на арене Колизея — мужчин заставят сражаться с гладиаторами, а женщин отдадут на съедение львам. Особенно настойчиво он пытается убедить Лавинию, к которой неравнодушен, но пленница отказывается. Она поясняет, что не может признать ложных богов, это было бы изменой самой себе и капитуляцией перед царящим в империи злом.

Появляются два юнца-аристократа, один из которых, Лентулий, пытается поиздеваться над Ферровием и даёт ему пощёчину. Ферровий добросовестно подставляет другую щёку, после чего берёт Лентулия в охапку и уговаривает, под аккомпанемент его воплей, покаяться и стать христианином. Андрокл озабоченно просит Ферровия: «Полегче; тому, последнему, ты сломал челюсть». Изрядно помятого Лентулия уносят в глубоком обмороке.

Похожая притча

Дорогой читатель, здравствуй! Сегодня мы расскажем историю, которая со времён античности не оставляет никого равнодушным. Классическая версия известна благодаря «Аттическим ночам» Авла Геллия (II век н. э.) , но также существуют иные изложения и аналоги этой истории, как у средневековых, так и у современных авторов.

Киноплакат экранизации пьесы Бернарда Шоу «Андрокл и лев», 1952 г. Киноплакат экранизации пьесы Бернарда Шоу «Андрокл и лев», 1952 г.

Наример, вполне вероятно, что многим нашим читателям известна пьеса Бернарда Шоу «Андрокл и лев» . Однако мы сейчас расскажем оригинальную версию.

А началось всё с того, что греко-египетский грамматик Апион описал в своём труде «Чудеса Египта» множество удивительных историй и волшебных моментов.

Раб Андрокл и лев — камея, Франция; XVI в. // Эрмитаж, Санкт-Петербург Раб Андрокл и лев — камея, Франция; XVI в. // Эрмитаж, Санкт-Петербург

По его словам, некоторые из них он не просто услышал от кого-то, но и сам был свидетелем оных. В том числе он был очевидцем событий, которые произошли с рабом Андроклом, героем сегодняшней заметки.

Вот только труды Апиона не дожили до наших дней, но благо интересующая нас история известна благодаря пересказу древнеримского писателя Авла Геллия в сборнике «Аттические ночи» .

Prayer for Death in the Desert (фрагмент) — Элиху Веддер, ок. 1867 г. // Бруклинский музей, Нью-Йорк Prayer for Death in the Desert (фрагмент) — Элиху Веддер, ок. 1867 г. // Бруклинский музей, Нью-Йорк

Давайте же скорее перейдём непосредственно к истории знаменитого раба Андрокла и его «львиным» приключениям , рассказанным Апионом. Рабская жизнь, как может догадаться каждый, чертовски трудна и неприятна. И однажды Андрокл не выдержал несправедливых наказаний, которыми осыпал его господин, и сбежал в безлюдные поля и пустыни.

Изнемогая от жгучего солнца беглец укрылся в пещере. Вот только герой ошибся, посчитав пещеру укрытием, ведь она оказалась логовом льва. И в скором времени хозяин пещеры вернулся домой.

Андрокл — Жан-Леон Жером, ок. 1902 г. // Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес Андрокл — Жан-Леон Жером, ок. 1902 г. // Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес Андрокл — Жан-Леон Жером, ок. 1902 г. // Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес

Андрокл уж было приготовился к мучительной смерти, но лев вместо того чтобы напасть протянул окровавленную лапу, прося у гостя помощи. Беглец взглянул и обнаружил огромную занозу, и уже без чувства страха помог льву от неё избавиться.

Иллюстрация: Fairy tales — Europe, 1916 г. Иллюстрация: Fairy tales — Europe, 1916 г.

В три следующих дня они жили вместе, а хищник приносил еду для своего спасителя. Однако такая звериная жизнь очень скоро стала Андроклу не по нраву, и он отправился в ближайший город, что было ошибкой. Беглец был замечен и схвачен солдатами, доставлен к господину и приговорён к смертной казни.

Если и можно какую-то казнь назвать гуманной, то точно не такую — Андрокл был брошен на съедение льву. Вот только произошло чудо чудное, злой рок не настиг и приговорённый не был растерзан.

Цезарская забава — Василий Дмитриевич Поленов, 1879 г. // Государственная Третьяковская галерея, Москва Цезарская забава — Василий Дмитриевич Поленов, 1879 г. // Государственная Третьяковская галерея, Москва Цезарская забава — Василий Дмитриевич Поленов, 1879 г. // Государственная Третьяковская галерея, Москва Цезарская забава — Василий Дмитриевич Поленов, 1879 г. // Государственная Третьяковская галерея, Москва

Как можно догадаться, лев, который должен был исполнить приговор и потешить кровавым зрелищем искушённую публику, оказался тем самым зверем, которому помог Андрокл.

Вместо того чтобы полакомиться приговорённым к смерти, он тихо и мирно стал ластиться к своему спасителю. Люд был удивлен произошедшим, и по всеобщей просьбе Андрокл был отпущен и освобожден от наказания, а лев народным голосованием был подарен ему.

«После этого, — говорит [Апион], — мы видели, что Андрокл и лев, привязанный тонким ремнем, по всему городу обходят таверны; Андроклу дают деньги, льва осыпают цветами, и все встречные всюду говорят: „Вот лев — гостеприимец человека, вот человек - исцелитель льва“» — Аттические ночи. Авл Геллий.

Дорогой читатель, если у тебя есть желание погружаться в удивительные миры мифов и легенд, то обязательно подписывайся и ставь палец вверх! Ещё мы публикуем материалы в Telegram ( @antike ) и во ВКонтакте . Если есть возможность и желание, то нас можно поддержать материально .

Второй акт [ ред. ]

Та же группа христиан в Колизее готовится к роковому выходу на арену. Спинто в ужасе отрекается от христианства и бежит принести жертву идолам, но вместо этого попадает на обед к только что привезенному голодному льву. Появляется император, восхищается видом Ферровия и предлагает ему место в своей преторианской гвардии. Ферровий отклоняет предложение и выходит на арену без доспехов, готовый умереть без сопротивления, но, возбуждённый сражением, не выдерживает и приканчивает шестерых своих противников. Император в восторге обещает впредь брать в армию только христиан. Капитан, воспользовавшись благоприятным моментом, добивается у императора помилования для Лавинии и других христиан. Ферровий с грустью соглашается вступить в гвардию: «Время христианского Бога еще не пришло».

Публика, однако, негодует и требует номера «христианин и лев»; Андрокл вызывается добровольно. При виде Андрокла лев замирает, принюхивается, узнаёт и снова восторженно выражает своё расположение к нему. Император из ложи кричит, требуя прикончить льва; зверь запрыгивает в императорскую ложу и выгоняет оттуда монарха. Андрокл с трудом сдерживает льва и просит императора говорить дружелюбным тоном, чтобы не возбуждать зверя. Насмерть перепуганный император подчиняется: «Мой дражайший господин Андрокл, мой любезнейший друг, мой вновь обретённый брат! Приди в мои объятия! (Обнимает Андрокла.) О, что за чудовищный запах чеснока!» Все расступаются, человек и зверь уходят свободными.

Похожая притча

Во всей Римской империи идёт облава на христиан. По североафриканской пустыне бредут Андрокл и его жена Мегера, они продали всё своё имущество и теперь ищут, где скрыться от преследований. Мегера всю дорогу проклинает мужа. Неожиданно они встречают льва, который, однако, не проявляет агрессии и жалобно стонет. Андрокл замечает, что лев проткнул себе лапу большой занозой и не в силах её вытащить. Под ласковые слова, чтобы успокоить зверя, Андрокл вытаскивает занозу. Лев по-кошачьи выражает ему свою благодарность.

Читайте также: