Притча об искушении христа
Обновлено: 14.11.2024
Господь Иисус Христос был уникален по Своей человеческой природе: в силу рождения от Духа Святого и Пречистой Девы Марии Он был чист от всякого греха как первозданный Адам, но ради спасения согрешившего человечества воспринял его неукоризненные (негреховные), по слову преподобного Максима Исповедника, страсти: смертность, тленность и страстность (от слова «страдать»). Об этом совершенно определенно пишут святые отцы.
«Господь имел безгрешность, свойственную первому Адаму, без его, однако, нетления; и имел тление, какому подпал Адам с осуждением на „рождение“, без его, однако, греха», – писал преподобный Максим Исповедник.
Святитель Григорий Палама: «Слово Божие… приняло плоть, такую, какая у нас, и хотя совершенно чистую, однако, смертную и болезненную» (Омилия 16).
Святой Ефрем Сирин: «Он был сыном того Адама, над которым, как говорит апостол, царствовала смерть ( Рим. 5: 14 )» (Толкования на Священное Писание. Четвероевангелие. Гл. 19).
Святитель Афанасий Великий: «Да умолкнут утверждающие, что плоть Христова недоступна смерти, но бессмертна по естеству!» (Послание к Эпиктету, епископу Коринфскому, против еретиков. 8).
Чтобы исцелить природу человека, поврежденную грехопадением прародителей, которые не выдержали искушения дьявола, Христос должен был подвергнуться подобному же искушению. Суть его заключается в трех главнейших человеческих страстях, которые апостол Иоанн Богослов назвал: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2: 16), а авва Дорофей: «сластолюбие, славолюбие и сребролюбие» (Душеполезные поучения. Гл. 1).
Святитель Кирилл Александрийский писал об этом подвиге Спасителя: « А кроме того еще, благополезно возбуждались во Христе человеческие состояния. чтобы побежденные силою Слова, прекращались, с преобразованием природы в первом Христе в некое лучшее состояние. Таким именно образом, а не иначе, образ исцеления мог перейти и на нас, ибо во Христе, как начатке, природа человека возводилась в обновление жизни. В Нем и сверхприродное приобрели мы, почему и Вторым Адамом назван в Божественных Писаниях » (Толкования на Евангелие от Иоанна. Кн. 8).
То же подчеркивает и святитель Никифор, патриарх Константинопольский: Христос «не обладал плотию, отличной от нашей собственной, падшей вследствие греха; восприняв, Он не преобразил ее, но имел то же самое естество, что и мы, однако без греха; и в этом естестве Он осудил грех и смерть».
Таким образом, как пишет преподобный Максим Исповедник, «непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие» (Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 42).
4: 3–4. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Человек трехсоставен. Он имеет тело и душу (плоть), подобно животным, со всеми их земными потребностями, чувствами и стремлениями, и дух, возвышающий его над миром всех других существ, наделен умом, нравственной свободой и сердцем, способным к переживанию Бога, действий Его благодати. Соответственно и искушение Христа имело тройственный характер.
Хлеб – символ всех тех насущных потребностей плоти, без удовлетворения которых она не может существовать. Но у человека есть и высшее – потребности духа, которым также необходим свой хлеб : познание истины, правды, любви, источником которых является Бог. В человеке всегда идет борьба этих двух начал за первенство в жизни. Апостол Павел прекрасно сказал об этом: плоть желает противного духу, а дух – противного плоти . Они друг другу противятся (Гал. 5: 17). Христос Своим ответом показал, что́ для человека является высшим и вечным, а что́ преходящим и подчиненным.
4: 5–7. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Дьявол пытается подвигнуть Христа на гордостный поступок и, таким образом, разрушить дело спасения, ибо Бог гордым противится (Иак. 4: 6).
Это искушение преследует человечество всю историю, начиная с первого греха первых людей, возмечтавших самим стать богами (Быт. 3: 5) вместо Бога. Научно-технический прогресс в своих психологических истоках в значительной степени содержит в себе идею достижения такой власти человека над природой, которая бы сделала его богом в этом мире. Но, как писал преподобный Иоанн Лествичник: «Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою» (Лествица. Слово 23. 31).
4: 8–10. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Христианство считает естественным и нисколько не греховным для человека иметь в жизни необходимое. Но решительно предостерегает от алчности, чрезмерности, жажды богатства, славы, власти, для достижения которых люди отдают все свои силы, способности, ум, драгоценное, неповторимое время жизни. И даже, поскольку все это является источником множества переживаний, страданий и, увы, нередко преступлений, продают свою совесть. Так совершается тяжелейший самообман: за мыльный пузырь так называемых земных благ, который может в любой момент лопнуть, продается царственное достоинство вечной славы, нескончаемое блаженство. Христос, отвергнув это искушение сатаны, указал истинный путь жизни: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи – то есть живи по совести и разумно, имея в жизни твердым критерием оценки заповеди Господни.
4: 11. Тогда оставляет Его диавол…
На этом заканчиваются первые искушения Христа от дьявола. Но в Евангелии от Луки читаем: И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени (Лк. 4: 13). Слова до времени говорят о том, что и в последующее время земной жизни Спасителя дьявол продолжал свои попытки склонить Его ко греху: через гонения, славу, разъяренную толпу, неразумие учеников, через предательство Иуды, отречение Петра и, наконец, страшные страдания на Кресте. Но Христос остался не запятнан грехом.
О значении этих искушений прекрасно сказал преподобный Максим Исповедник: «как в Адаме склонность его личного произволения ко злу лишила естество (человеческое) общей славы… так и во Христе склонность Его личного произволения к благу лишила все естество (человеческое) общего позора тления» (Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 42), то есть принесла спасение человечеству.
4: 11. и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Победа над искушениями дает необыкновенные духовные силы и открывает дверь особой помощи Божией. Это видим на примере Христа, когда ангелы стали служить Ему. Подобное происходит и с праведно живущим человеком. И он приобретает соответствующие его подвигу духовные силы и духовные дарования – и ему служат ангелы. Об этом говорит опыт всех подвижников, которые молитвою и постом (Мф. 17: 21) освобождались от дьявола и становились небожителями на земле. Как писал апостол Павел: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9).
4: 17. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное .
Эти слова указывают на самое важное в духовной жизни человека – покаяние. Только с него начинается истинная вера во Христа и через него возможен вход в Царство Небесное, ибо нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7: 20; Рим. 3: 10). По учению всех святых отцов, покаяние является первым и до конца жизни важнейшим условием спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) восклицает: «Зрение греха своего и рожденное им покаяние суть делания, не имеющие окончания на земле» (О прелести. Ч. 2. Зрение греха своего).
4: 22. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
Такой силы впечатление произвел на рыбаков этот незнакомый Учитель, что они тотчас пошли за Ним, оставив своего отца, то есть оставив все, как несколько позднее сказал апостол Петр: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою (Мф. 19: 27). Это говорит об особой духовной чистоте и искренности апостолов. Ибо тысячи людей видели и слышали Христа, но лишь немногие оказались способны принять Его слово и следовать за Ним всей своей жизнью. И доныне продолжаются бесчисленные встречи с Христом в Его Евангелии, но столь же редки те, кто оставляет все ради Него.
Похожая притча
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4:1-11).
Непосредственно перед началом Своего публичного служения Христос сошелся с врагом в величайшем противоборстве, которое стало Его испытанием. Зло предстало перед Ним со всей своей невероятной силой и омерзительной откровенностью. Такой страшной атаки до того никогда не было и больше никогда не будет.
Предварительно нам нужно рассмотреть три немаловажных аспекта искушения Христа:
(1) Место . Действие происходило в пустыне. Полем битвы было выбрано безлюдное место, отрезанное от человеческого сочувствия. Все внешнее и поверхностное отброшено, осталась лишь самая суть искушения. Говорят, что Адам, согрешив, превратил сад в пустыню, а Иисус, противостав греху, превратил пустыню в сад.
(2) Противников . На одной стороне был Иисус, только что принявший крещение, во время которого Бог признал Его Своим Сыном. Выйдя из воды, Он был готов начать Свое личное служение. На другой стороне был дьявол. В пустыне Иисус встретился лицом к лицу с князем, господствующим в воздухе, богом этого мира, правителем сил тьмы (2 Кор. 4:4; Еф. 2:2; 6:12).
(3) Значение . Это противоборство не было случайностью, и произошло оно не беспричинно. Мф. 4:1 говорит: “Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола”. Исполнялся божественный план. Наверное, ничто не показывает это так ясно, как тот факт, что в этом споре дьяволу пришлось показать себя во всей своей красе. Сатана не любит бороться в открытую. Он предпочитает действовать скрытно, через своих агентов. Однако с Иисусом он вынужден был встретиться лицом к лицу, ибо только так могли осуществиться Божьи планы.
Именно тот факт, что дьяволу-таки пришлось действовать открыто, делает изучение Искушения таким ценным. Таким образом были обнажены его методы и цели. По ходу изучения трех искушений Иисуса обратите особое внимание на то, насколько искусен был сатана. Он обольщал людей тысячи лет. И весь свой тысячелетний опыт он обратил на Христа.
ПЕРВОЕ ИСКУШЕНИЕ (4:1-4)
Первое искушение, которое сатана устроил Христу, было физическим испытанием.
Сатана (ст. 1-3)
«. Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола и, постившись сорок дней и сорок ночей,5 напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель…» (ст. 1-3).
Задачей сатаны в первом искушении было испытать верность Христа Богу. Он бросил Иисусу вызов: “Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами” (ст. 3). Сорок дней назад Голос с небес возвестил: “Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:17). И теперь дьявол, по сути, говорил: “Если Голос сказал правду — если ты в самом деле Божий Сын — тогда почему ты голоден? Какая польза от положения без привилегий?” Сатана намекал, что если Иисус превратит камни пустыни в хлеб, то достигнет двух целей: и Свою естественную нужду (голод) удовлетворит, и Свое Сыновство докажет.
Если бы я был на месте Иисуса, то, вероятно, ответил бы: “Я покажу тебе, дьявол!” И мгновенно осуществил бы превращение. Я не люблю отступать перед вызовом. Может, и вы такие же?
Христос (ст. 4)
Христос разгадал уловку сатаны. “Он же сказал ему в ответ: «Написано»” (ст. 4). Оружием Иисуса против искушения было Божье Слово. Псалмопевец говорил: “В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою” (Пс. 118:11). Одна из лучших гарантий против искушения — наполнить свое сердце Словом!
Соответствующий текст, помогающий отразить это искушение, находится во Втор. 8:3. Иисус процитировал: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (ст. 4). Во-первых, отметьте слово “человек”: “Не хлебом одним будет жить человек. ” Сорок дней в пустыне были, главным образом, испытанием не божественности Иисуса, а Его человеческой природы. Его цель состояла не в доказательстве того, что Он Бог, а в демонстрации того, что Он в полной мере Человек, живший в полном согласии с открытой волей Божьей.
Иисус устоял перед первым искушением.
ВТОРОЕ ИСКУШЕНИЕ (4:5-7)
Второе искушение было духовным испытанием.
Сатана (ст. 5, 6)
Сатана так легко не сдается. Для своего следующего искушения он тщательно подобрал место. Он перенес Христа в “святой город” Иерусалим (ст. 5), место, дорогое для иудеев — и для Иисуса (Пс. 47:3; 136:5; Мф. 23:37). Затем он взял Его в храм, самое почитаемое место в этом городе. И, наконец, поднял Его на самую высокую точку строения. Текст говорит, что он поставил Его “на крыле храма” (ст. 5). Вероятно, самым высоким местом храма было южное крыло, с которого можно было, посмотрев вниз, увидеть как храмовый комплекс, так и панораму раскинувшегося вдаль города. Это была стратегическая позиция, одновременно дававшая ощутить собственное величие.
Стоя рядом с Иисусом на высоком парапете, сатана сказал Ему: “Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею»” (ст. 6).
Дьявол испытывал веру Иисуса в Бога. Иными словами, он говорил: “Ты ведь веришь в Бога? Давай посмотрим, как сильно Ты веришь в Бога. Достаточно ли Ты доверяешь Ему, чтобы броситься с этого парапета?” И еще: “Ты привел Писание. Я сам немного знаю Писание. Вот, послушай…” И он процитировал Пс. 90:11, 12. Псалом 90 — это псалом безоговорочной веры в Господа. Вот его первый стих: “Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится”.
Какое это было (и есть) коварное искушение! Оно намекает, что вера наиболее полно выражается в попытке совершить что-то необычное — что-то геройское, дерзновенное и даже опасное.
Христос (ст. 7)
Дьявол попытался сражаться “мечом духовным” (Еф. 6:17), но Иисус показал, что Он владеет им лучше. “Иисус сказал ему: «Написано также: Не искушай Господа, Бога твоего»” (ст. 7). Или другими словами: “Сатана, ты процитировал отрывок из Писания, но нет такого единственного отрывка, который бы с исчерпывающей полнотой передавал то, что на данную тему говорит Слово. Необходимо взять все, что об этом говорит Библия”. Много заблуждений возникает из-за того, что люди берут изолированные стихи и не рассматривают другие отрывки, относящиеся к той же теме.
Затем Иисус процитировал из Втор. 6:16: “Не искушай Господа, Бога твоего” (ст. 7). Не поймите ответ Иисуса превратно. Он вовсе не имел в виду Себя и не говорил: “Нельзя искушать Меня”. (Не забывайте, что Он подвергался этим искушениям как в полной мере Человек, а не как Божество). Он сказал, что не должен испытывать Бога.
Сатана сказал, что, спрыгнув с крыши храма, Иисус покажет, что доверяет Богу; Иисус же ответил, что это будет означать, что Он искушает Бога. На самом деле это показало бы, что Он не доверяет Богу. Если мы полностью доверяем кому-то, то не видим необходимости проверять его. И только в том случае, если наша уверенность в нем поколебалась, на ум приходит мысль о необходимости проверки.
И вновь Иисус показал Себя Человеком, который руководствуется одним принципом: Он твердо решил не отступать от Божьей воли. Он устоял перед вторым искушением.
Третье искушение было решающим, ибо это было испытание миссии Иисуса — или, точнее, испытание решимости Иисуса исполнить Свою миссию любой ценой. Потерпев неудачу в попытке погубить Слугу, сатана попытался погубить Его служение.
Сатана (ст. 8, 9)
Это искушение было самое дерзкое и наглое из всех. В первых двух искушениях Иисус разоблачил хитрую маскировку дьявола и его истинные злые мотивы. В третьем искушении сатана сам отбросил всякий маскарад и отказался от уловок. Он открыто, прямо, вызывающе потребовал от Христа поклониться ему.
“Опять берет Его дьявол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их” (ст. 8). Попытайтесь представить себе славу всех царств мира, всех империй, настоящих и прошлых: великой Римской империи, Греции, Персии, Вавилонии, Ассирии, Египта, царства Давида и Соломона — не говоря уже о таких царствах, как Вифиния и Сирия плюс все царства в неизведанных землях! Все это промелькнуло перед глазами Иисуса.
Затем сатана сказал: “Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне” (ст. 9). Сказанное подразумевало, что всем этим распоряжается дьявол (см. Лк. 4:6) — и Иисус не отрицал этого. Если бы предложение не было вполне деловым, то не было бы и искушения. Некоторые считают, что это искушение содержало ложь: сатана-мол обещал то, что не мог дать. Такое искушение могло бы сработать в вашем или моем случае — но никак не в случае Иисуса, который глубоко знал духовный мир. В дни Иисуса все было так, как и сегодня: сатана властвовал над царствами мира. Они подчинились его подстрекательствам; они повиновались его повелениям; они попали в плен его воли. Позже Иисус назвал его “князь мира сего” (Ин. 12:31).
Я уже высказывал мысль, что это искушение было испытанием миссии Иисуса. Дьявол говорил, что Иисус может достичь почти той же цели без страдания и смерти. Он предлагал короткий путь к божественному предопределению. Насколько проще было бы преклонить колена, чем умереть!
Это искушение для Иисуса могло означать, возможно, больше, чем сатана мог осознавать даже при всем своем хитроумии. Чтобы понять весь ужас того, что ожидало Христа, представьте Его в Гефсиманском саду, когда Он изливал сердце Отцу, а по лицу Его струился пот: “Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия” (Мф. 26:39). Представьте Его на кресте, когда Он восклицает: “Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?” (27:46). Не сомневайтесь: это было настоящее искушение.
Между прочим, отметьте высокое мнение сатаны о Христе. Он считал, что Иисус стоит больше, чем все царства, которые были у него. Некоторые не верят, что смерти Иисуса может быть достаточно для всех, но дьявол знал Его истинную цену.
Христос (ст. 10)
Отвечая дьяволу, Иисус впервые заговорил как имеющий Свою собственную власть. Эту власть Он обрел благодаря победам, одержанным в предыдущих атаках.
Вначале Христос резко приказал искусителю: “Отойди от Меня, сатана” (ст. 10). Затем Иисус опять поднял меч Слова, процитировав из Втор. 6:13: “Ибо написано: «Господу, Богу твоему, поклоняйся и Ему одному служи»” (ст. 10). Слова Христа обнажили суть этого искушения. Сказанное дьяволом сводится к следующему: “Поклонись мне, и я сделаю Тебя господином царств”. Христос указал, что поклонение неотделимо от служения. Он не мог поклониться сатане, не став его слугой. Сатана сделал бы Его марионеточным правителем царств мира, но в действительности Он ничего бы не получил. Сатана по-прежнему держал бы все под своим контролем.
И снова Иисус не нарушил воли Своего Отца. Он был готов пойти на крест, чтобы установить Свое царство.
Ответ Иисуса показал, что Божьи награды бесконечно лучше наград сатаны. Сатана может придать этим наградам привлекательный вид — о чем свидетельствует внешняя слава царств мира. Рассказ об искушении Иисуса у Луки имеет одну многозначительную деталь: дьявол показал Иисусу империи “во мгновение времени” (Лк. 4:5). Стоит посмотреть на эти царства чуть дольше, и сразу станет ясно, что нет в них почти или вовсе никакой ценности. Их слава была славой мишуры, а не золота. Как сказал Иоанн, “И мир проходит, и похоть его” (1 Ин. 2:17).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (4:11)
После ответа Христа дьявол замолчал — доказательство его поражения. Стих 11 говорит: “Тогда оставляет Его дьявол”. Много лет назад Т. Б. Ларимор проповедовал об искушении Иисуса. Его рассказ был таким ярким, что, когда он сказал “дьявол оставил Его”, аудитория дружно перевела дух.
Однако Лука в своем повествовании добавляет: “И, окончив все искушение, дьявол отошел от Него до времени” (Лк. 4:13). Мы еще увидим, как сатана продолжал искушать Христа: народ пытался сделать Его земным Царем (Ин. 6:15); люди постоянно требовали от Него знамения (Лк. 11:29); один из Его учеников даже попытался отговорить Его идти на крест (Мф. 16:21-23). И все же с того времени Иисус уже разговаривал с дьяволом и его агентами как Господин с рабами. Он одержал победу.
Из пустыни Христос вышел, подготовленный к Своему служению. Лк. 4:14 говорит нам, что “возвратился Иисус в силе Духа в Галилею”. Из Своего испытания от также вышел, готовый к распятию. Он остался безгрешным Сыном Божьим, “непорочным и чистым Агнцем” (1 Пет. 1:19).
История Искушения содержит много практических уроков для нас. Она подчеркивает, что, готовясь к искушениям, мы должны изучать, даже заучивать наизусть Божье Слово. Она также демонстрирует истину Иак. 4:7: “Противостаньте дьяволу, и он убежит от вас”. А вот, пожалуй, самая ценная весть: когда мы подвергаемся искушению, Иисус понимает и сочувствует. Автор Послания к евреям пишет:
«Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Поэтому да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:15, 16).
Похожая притча
В Библии, а именно в Новом Завете в книге Евангелие от Матфея, рассказана история о том, как после своего крещения в реке Иордан Иисус Христос был перенесён Святым Духом в пустыню, где в течение 40 дней молился и ничего не ел. По прошествии 40 дней к Иисусу пришёл Дьявол и стал всячески провоцировать его на совершение греха. Итак, обратимся к тексту Библии. Евангелие от Матфея, 4 глава, с 1 по 11 стих:
1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2. и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
5. Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма,
6. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
7. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
9. и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне.
10. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Ну что ж, давайте разбираться. В одной из своих работ Зигмунд Фрейд, пытаясь понять, откуда у человека взялись представления о всемогущем Боге, высказывает предположение о том, что прототипом Бога в реальной жизни является образ родителя, а именно отца. То есть не какого-то метафорического, а самого что ни на есть реального. Взрослые люди, верующие в Бога, воспринимают этого самого Бога точно так же, как маленькие дети воспринимают своего отца, а именно как сильного, всемогущего, мудрого человека, способного защитить от любых невзгод, но при этом требующего послушания и способного наказать тебя в том случае, если ты ослушаешься. Отсюда вытекает один любопытный феномен: когда речь заходит о Боге, то любой, даже самый рассудительный и рациональный в обычной жизни человек (верующий), как бы превращается в ребёнка. История, происходящая без упоминания Бога и вообще все контекста веры, будет восприниматься таким человеком весьма критически, и в своих суждениях он будет опираться на реальные факты и реальный опыт. То есть, он будет действовать как взрослый дееспособный человек. Но стоит вплести похожую историю в контекст его вероучения, как этот же самый человек тут же утрачивает критичность и начинает мыслить как наивный ребёнок.
Чтобы стало более понятно, что я имею в виду, приведу пример. Представьте себе какого-нибудь очень богатого человека. Назовём его Михаилом. Родители Михаила – самые богатые люди в мире. Семья Михаила владеет несколькими крупнейшими транснациональными корпорациями, имеет в собственности кучу дорогущей недвижимости и является одной из самых влиятельных в мире. Пока что Михаил не участвует в управлении всей этой финансовой империей, но его отец собирается в скором будущем отдать всё это богатство своему сыну. У Михаила будет всё: деньги, власть и практически неограниченные возможности.
И вот, в один прекрасный день к Михаилу приходит злобный дядька по имени Людвиг и предлагает ему отречься от своего отца, лишив себя возможности купаться во всей этой роскоши. За это Людвиг обещает Михаилу подарить ему большую трёхкомнатную квартиру и хлебный ларёк, на котором Михаил сможет стабильно зарабатывать 40 тысяч рублей в месяц. Людвиг настойчив, но Михаил отказывается и шлёт назойливого искусителя в жопу.
По-вашему, в описанном выше примере является ли поведение Михаила подвигом с его стороны? Скорее всего, вы скажете, что его поведение вполне ожидаемо и обоснованно. И если я скажу вам, что, отказав Людвигу, Михаил сумел противостоять искушению и совершил подвиг, то вы полюбому ответите мне: «Ты чё, идиот? Какой же это подвиг? У Михаила есть всё, что только можно пожелать. Хлебный ларёк и 40 тысяч в месяц не были для Михаила никаким искушением. И он был бы полным идиотом, если бы принял предложение Людвига». Я думаю, многие верующие люди также не увидят в поступке Михаила никакого подвига. Однако, всё меняется, как только верующий слышит аналогичную историю с участием Дьявола и Иисуса Христа.
Вот смотрите, Дьявол поднимает Иисуса на гору и обещает ему подарить все царства, которые видны с этой горы, при условии, что Иисус поклонится ему. Иисус категорически отказывает, и это преподносится как величайший подвиг. Якобы, имело место быть некое сильнейшее искушение, которому Иисус смог противостоять. Но, погодите, разве Иисус – не сын всемогущего Бога, которому принадлежит вся вселенная? Ну, понятно же, что предав своего отца, Иисус потерял бы намного больше, чем приобрёл. Да одно только бессмертие чего стоит! Сохранив верность отцу, Иисус не потерял, а получил огромную власть. Он бессмертен и живёт в Царствие Божьем в абсолютном комфорте. И то, что предлагал ему Дьявол, по идее, не должно было быть для Христа искушением. Но верующие об этом даже не задумываются. Они с наивностью маленького ребёнка восхищаются этой довольно простой и незамысловатой историей.
Но это ещё не всё. Сам факт наличия этой истории в Библии говорит о том, что сами верующие не до конца верят в Бога и в Царствие Божье. Посудите сами: если перспектива обладать земными богатствами, потеряв при этом возможность жить вечно с Господом в раю, является для верующих искушением, то это значит, что в глубине души они не верят ни в рай, ни в вечную жизнь в этом самом раю. А иначе выбор между земными богатствами и Царствием Божьим не вызывал бы в людях столько душевных терзаний и противоречий. Ведь очевидно же, что лучше жить вечно в раю, чем обладать земными богатствами, но при этом быть подверженным болезням, постоянно работать, жить в постоянной тревоге и, в конце концов, умереть. Однако, существование рая для верующих людей не очевидно. Поэтому им так сложно лишать себя мирских удовольствий в угоду Богу.
И ещё один момент: обратите внимание на то, как Иисус парировал аргументы Дьявола. Вот, к примеру, Дьявол говорит: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». На что Иисус отвечает: «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Или же Дьявол говорит: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус говорит в ответ: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего». Итак, что делает Иисус? А делает он то, чем так любят заниматься многие верующие люди, в том числе служители церкви: он трактует Слово Божье ситуативно и преподносит всё так, как выгодно именно ему, лишь бы не превращать камни в хлеба и не бросаться с храма вниз. На примере этого диалога мы видим, как оба – и Иисус, и Дьявол, – обращаясь к слову Божьему, трактуют его каждый в свою пользу. И каждый из них, по сути, оказывается по-своему прав.
Подводя итог, хочу процитировать фрагмент работы Зигмунда Фрейда, посвящённой религии, который очень точно описывает всё сказанное выше:
«Ни один разумный человек не станет в других вещах поступать так легкомысленно и довольствоваться столь жалким обоснованием своих суждений, своей позиции. Он себе это позволяет только в самых высоких и святых вещах. В действительности он просто силится обмануть себя и других, будто еще прочно держится религии, хотя давно уже оторвался от нее. Когда дело идет о вопросах религии, люди берут на себя грех изворотливой неискренности и интеллектуальной некорректности. Философы начинают непомерно расширять значения слов, пока в них почти ничего не остается от первоначального смысла».
Как мне кажется, данная характеристика подходит не только для религиозных воззрений, но и для любых других безусловных убеждений человека, в которые он верит в ущерб реальному положению дел. Так, например, данная цитата очень точно отражает поведение так называемых ковид-диссидентов*, которые в разгар эпидемии категорически отрицают существование угрозы распространения инфекции, не верят в болезнь и игнорируют элементарные меры профилактики. На самом деле, каждый из нас в повседневной жизни склонен вести себя аналогичным образом, когда речь заходит о вопросах, касающихся того, что мы называем своими убеждениями и принципами.
* Ковид-диссиденты - люди, отрицающие угрозу распространения новой коронавирусной инфекции, либо вовсе отрицающие существование коронавируса SARS-CoV-2 как такового.
Похожая притча
После крещения Своего, Господь Иисус Христос удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю. Сорок дней и сорок ночей был Он в дикой пустыне, со зверями, не вкушая никакой пищи.
Там приступил ко Христу диавол и пытался хитрыми вопросами и обольщеньями соблазнить Его на грех, как всякого человека.
Диавол сказал Иисусу Христу: (напрасно Ты мучишь Себя голодом) "если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами".
Спаситель же сказал ему в ответ: — "в Священном Писании" (в Библии) сказано: не от хлеба одного зависит жизнь человека, но от всякого слова, исходящего из уст Божиих". (Второз. 8, 3).
Тогда диавол повел Иисуса Христа в Иерусалим, поставил Его на крышу храма и сказал: "если Ты Сын Божий, бросься от сюда вниз (опасности для Тебя нет), потому что в Писании сказано: ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею" (Псал. 90, 11-12).
Но Иисус Христос сказал ему: "в Писании сказано также, не искушай Господа Бога Твоего", т. е. где не нужно, не требуй и не ожидай чудес. (Второз. 6, 16).
После этого, диавол опять взял Его и возвел на высокую гору и там, во мгновение ока, показал Ему все царства мира, во всем их блеске и величии, и сказал: "Все это дам Тебе, так как власть над ними предана мне; и я кому хочу, даю ее. И так, если Ты падши поклонишься мне, то все будет Твое".
Иисус Христос сказал ему: "отойди от Меня, сатана; ибо сказано в Писании: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Второз. 6, 13).
Тогда посрамленный диавол отступил от Иисуса Христа до времени и, тотчас, ангелы Божии явились и стали служить Христу.
Так Спаситель, победив искушения от диавола, показал этим, что Он пришел освободить людей от власти диавола, без всяких уступок злу.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея, гл. 4, 1-11; от Марка, 1, 12-13; от Луки, гл. 4, 1-13.
По примеру поста Христова, Св. Православною Церковью установлен 40-дневный пост (св. четыредесятница), который называется великим и начинается за семь недель до праздника Пасхи — светлого Христова Воскресения, а также установлены и другие посты. Пост помогает человеку очистить себя от зла — от греховных наклонностей, помогает больше помнить о Боге и быть ближе к Нему.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
IV Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне. Крещение Иисуса Христа. Удаление его в пустыню и искушение от диавола
IV Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне. Крещение Иисуса Христа. Удаление его в пустыню и искушение от диавола Когда в отдаленном Назарете приходило к концу богочеловеческое возмужание Спасителя, в окрестностях Иерусалима в таком же уединении уже созрел тот «ангел»,
4:1—13 Искушение в пустыне (см.: Мф. 4:1–11; Мк. 1:12,13)
4:1—13 Искушение в пустыне (см.: Мф. 4:1–11; Мк. 1:12,13) Сразу же после того как на Иисуса в момент крещения снизошел Святой Дух, Он был послан в пустыню, где Его принялся искушать дьявол. Искушения заключались в том, что дьявол пытался обманом спровоцировать Иисуса Христа на
Иисус Христос питает народ в пустыне
Иисус Христос питает народ в пустыне Однажды, когда вокруг Иисуса собралось множество людей и им в пустыне нечего было есть, Господь сказал Своим ученикам: «Жаль Мне народа, уже три дня находятся они при Мне и нечего им есть. А отпустить их не евших не хочу, чтобы не
6. Искушение в пустыне (1:12–13)
6. Искушение в пустыне (1:12–13) Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. В отличие от повествований Матфея и Луки, рассказ Марка об искушениях Иисуса в пустыне представлен в
Искушение в пустыне
Искушение в пустыне (Мк. 1:12–13; Лк. 4:1-13)1 Затем Дух повёл Ису в пустыню для того, чтобы Ему пройти искушение от дьявола. 2 После сорока дней и сорока ночей, проведённых в посте, Иса почувствовал сильный голод. 3 Тогда искуситель подошёл и сказал Ему:— Если Ты Сын Всевышнего
Искушение в пустыне
Искушение в пустыне (Мат. 4:1-11; Лк. 4:1-13)12 Тотчас Дух побудил Ису пойти в пустыню. 13 Он находился в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной. Иса был там один, в окружении диких зверей, и ангелы служили
Искушение в пустыне
Искушение в пустыне (Мат. 4:1-11; Мк. 1:12–13)1 Иса, исполненный Святого Духа, возвратился с Иордана, и Дух повёл Его в пустыню. 2 Там Его сорок дней искушал дьявол. Всё это время Иса ничего не ел и под конец почувствовал сильный голод. 3 Тогда дьявол сказал Ему:— Если Ты Сын
4 Искушение: откровенный разговор в пустыне
4 Искушение: откровенный разговор в пустыне Любовь подчиняется тем и повелевает только теми, кто подчиняется ей. Любовь — это отречение. Бог — это отречение. Симона Вейл Евангелия утверждают, что Иисус, еврей, выросший в окрестностях Галилеи, был не кто иной, как Сын Божий,
Искушение Господа от диавола (Лук., гл. 4)
Искушение Господа от диавола (Лук., гл. 4) Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. 2Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. 3И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то
Искушение в пустыне
Искушение в пустыне После того Дух Божий увел Иисуса в пустыню. Там предстояло Ему перенести искушения дьявола. 2 После сорока дней и ночей поста Иисус был истомлен голодом. 3 И приступил к Нему искуситель, и сказал: «Если Ты Сын Божий, прикажи этим камням стать хлебами».4
Искушение в пустыне
Искушение в пустыне 12 Сразу же после этого Дух Святой побудил Иисуса уйти в пустыню. 13 И оставался Он там сорок дней, искушаемый сатаной, среди диких зверей, и ангелы Божии заботились о
Искушение Иисуса в пустыне
Искушение Иисуса в пустыне 1–2 Исполненный Святого Духа, Иисус возвратился с Иордана и в течение сорока дней ходил по пустыне, водимый Духом и искушаемый дьяволом. Все эти дни Иисус ничего не ел, так что по прошествии их был истомлен голодом.3 И сказал Ему дьявол: «Если Ты —
Пост и искушение от диавола Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12–13; Лк. 4, 1-13
Пост и искушение от диавола Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12–13; Лк. 4, 1-13 Господь Иисус Христос, Который для того и пришел в мир, чтобы разрушить дела диавола (1 Ин. 3, 8), при самом вступлении Своем в служение искупления испытал борьбу с виновником всего зла – диаволом. Местом этой духовной
Искушение в пустыне. Мф. 4: 1-11; Мк. 1: 12-13; Лк. 4: 1-13
Искушение в пустыне. Мф. 4: 1-11; Мк. 1: 12-13; Лк. 4: 1-13 После крещения Иисус Христос, исполненный Духа Святого, покинул берега Иордана и направился вглубь унылой пустыни Мертвого моря, чтобы в полном уединении, посте и молитве подготовить Себя к великому служению искупления и
Читайте также: