Притча о свече на подсвечнике толкование
Обновлено: 14.11.2024
Сказал Господь: никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Принявший благодать Христову должен быть горящей свечой. Свечу не покрывают сосудом и не ставят под кровать, но ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Христиане должны быть светом в мире. Их свет должен сиять перед людьми. Если Христос дал Своим ученикам наедине знать тайны Своего Царства, это не значит, что они должны быть сокрыты от всех. Они не только должны быть добрыми, но – творить добро. Время Церкви – от Первого до Второго Пришествия Христова – время, когда слово Божие должно быть проповедано всею жизнью тех, кто принял его.
«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». То, что сокрыто сейчас, скоро откроется и станет известно всем. Иногда мы стараемся скрыть, что-нибудь от самих себя. Мы закрываем глаза на последствия некоторых наших поступков, хотя хорошо сознаем, что это значит. Мы уподобляемся человеку, который нарочно закрывает глаза на симптомы болезни, которая, он знает, есть у него. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от людей, но все равно это выходит наружу. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», говорит поэт. Счастлив тот, кому нечего скрывать. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от Бога. Нет ничего более бессмысленного. Грешник думает, что он окружен безопасными стенами и тьма, в которой он совершает свой грех, скрывает его от всех, но «очи Господа в тысячу крат светлее солнца». И перед каждым из нас всегда должно быть слово Писания: «Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16, 23).
«Итак, наблюдайте, как вы слушаете, – говорит Господь, – ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Чем больше исполняем мы то, что нам дано было услышать, тем более приходим в меру возраста Христова. И чем меньше – тем меньше слово Божие делается закваской нашей жизни. Знание тайн Царствия Божия становится отвлеченным и не оказывает никакого влияния на то, как мы живем. «Кто имеет, тому дано будет» – кто имеет дары, и трудится, умножая их, будет иметь больше. Но кто закапывает свой талант – потеряет его. «А кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Люди только думают иметь – то, что они не употребляют.
«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Исполнение воли Божией – то, что делает человека подлинным братом, сестрой или матерью Господа. Духовные отношения – самые высокие и святые в нашей жизни. Когда семейные узы обретают духовное измерение, – нет большего общения между людьми. Но когда семейные узы не имеют духовного измерения, мы начинаем понимать, что более глубокий смысл человеческого общения обретается за пределами семьи. Сам Господь в Своей семье встречается с тем, что Его братья и сестры (родственники по плоти) не веруют в Него (Ин. 7, 5). А иные из Его близких по плоти говорят, что Он «вышел из себя» (Мк. 3, 21).
Матерь Господа и братья Его стоят вне дома и зовут Его. Господь отвечает на эту просьбу как бы с некоторым упреком, уверяя слушающих Его, что Он пришел ради всех людей. Рожденный от Жены – от Пречистой Девы и Богородицы, Он соединен с Ней исключительным и вечным родством. Но в этом смысле Он не ближе к Ней, чем ко всем, кто соединен с Ним Духом Святым. И Он не ставит земное родство условием спасения тех, ради кого Он пришел в мир. Упоминание Господа о ниневитянах и царице Савской было началом введения язычников в тайну спасения, указанием на то, что вера – выше этнического наследия. Здесь же Господь являет, что вера – выше семейного наследия. Семья, рождаемая верой, становится первым родством в воле Божией, и ее не может превзойти, и не может исключить родство по крови. Потому наших семейных уз недостаточно, чтобы отделить нас от рода лукавого и развращенного.
Семья Божия – Святое Семейство – родство веры и жизни по воле Божией. Господь включает в Свою Семью всякого, кто творит волю Отца Небесного. Разумеется, не может быть противопоставления между семьей учеников Христовых и семьей Господа по плоти. Ясно, что слова: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» относятся и к родственникам Его. Мы знаем, что никто в роде человеческом не мог, как Матерь Божия, сказать: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», которые определяли каждое мгновение Ее жизни. Но здесь – первое и единственное упоминание о братьях Господних рядом с Божией Матерью – в значении их ученичества, предваряющее, как сказано в книге Деяний, «единодушное пребывание в молитве и молении Церкви с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его» (Деян. 1, 14). Божия Матерь участвует в славе Своего Сына не просто потому, что Она родила Спасителя мира. Ее блаженство основано на том, что Она слышала, веровала, повиновалась, хранила и продолжала исполнять слово Божие до Креста Христова, до собственного Своего Успения, в полноте причастного Его Кресту и Воскресению.
Похожая притча
Притчу о сеятеле Христос завершает почти теми же словами, что и притчу о талантах: «Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8, 18). А перед этим предупреждает, что однажды все тайное будет явлено, прибегая к образу горящей свечи: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник» (Лк. 8, 16). Эти фразы имеют прямое отношение к реализации духовного потенциала личности. В чем их смысл?
Свечу зажигают для того, чтобы она освещала помещение, рассеивая мрак, и ставят на подсвечник, чтобы ее свет помогал увидеть все, что есть вокруг. Но далеко не всё нам хочется выставлять на свет. Постыдные страсти, непристойные поступки, дурные мысли и тому подобное люди стремятся утаить, скрыть от других. Слова Христа о свече – иносказание о Суде Божием, о том, что каждый из нас раньше или позже окажется перед своим Творцом и Спасителем. Тогда все содеянное нами в жизни, без исключения, станет столь же явным, как при свете зажженной свечи. Темнота рассеется, и все откроется пред всевидящим и всеведущим Богом.
Человек увидит свое малодушие в искушениях, преодолеть которые было ему по силам, но он не захотел. Отговорка, что «все люди такие», в тот момент не принесет облегчения, потому что ему будет стыдно перед Христом, а не перед людьми. Совестно будет и тем, кто всю жизнь относился безразлично к мысли о предстоящем Суде, будучи уверен, что не испытает никакого стыда перед Богом, Которого не знает. Но Господь – та Реальность, перед лицом Которой и верующему, и атеисту всякая его греховность откроется, будет ясно видна и глубоко переживаема.
Бог – абсолютный свет, свет Истины. В его ярчайшем, всепроникающем сиянии человеку откроется вся собственная нечистота, ему станет понятно, на что он потратил свою жизнь. Он постигнет, как разными способами Господь многократного призывал его к Себе, вел в Свое Царство вечной жизни, но человек отмахивался, тратил время в угоду себе, не прилагал усилий, чтобы оторваться от греха, ничем не хотел делиться ни с Богом, ни с окружающими людьми, которые посылались ему ради его спасения.
Неслучайно великие святые искренне признают себя последними грешниками. В отличие от нас они чистым сердцем видят Бога, и им ведомо, насколько Его чистота и святость превосходят человеческую непорочность, даже приобретенную самыми великими подвигами. Пребывая в Божественном свете, они познают, что по сравнению со святостью Христа любая святость человеческая – это мрак и нечистота.
Если взглянуть на предмет в полумраке, он выглядит и новым, и чистым. Но стоит рассмотреть его при ярком освещении, то окажется, что он сплошь покрыт пятнами, трещинами и царапинами. Аналогично и в духовной жизни. Чем более человек приближается ко Христу, тем явственнее видит свои несовершенства, греховные «пятна» и «трещины» страстей. Тогда, видя разницу между тем, что он представляет собой в реальности, и каким должен быть по замыслу Творца, подвижник смиряется перед Богом, становится внимательным к каждому слову Господа.
Каждый день возникают обстоятельства, в которых нам приходится принимать решение, делать выбор. На чем он будет основываться: на Евангелии или на житейских интересах повседневности? В своих решениях человек должен отдавать предпочтение вечности и правде Божией, а не временным прихотям, страстному порыву и т. п. Для этого необходимо готовить добрую почву для слова Божия, удалять из сердца терния греха и постоянно наблюдать за собой: на что уходят наши усилия в течение дня и даже каждого часа, на что, в итоге, мы тратим уникальный дар жизни.
Начиная с падения Адама все люди подвержены страстям. Страстность мешает нам совершать верный выбор в пользу вечной Истины, не уступая суетным увлечениям. По этой причине надо постоянно оставаться в истинном Свете, просвещающем каждого человека (ср. Ин. 1, 9), и корректировать свою жизнь через обращение ко Христу в молитве, стараться внимать Его словам, записанным в Евангелии, прислушиваться к Его голосу, звучащему через нашу совесть, укрепляться церковными таинствами на добрую христианскую жизнь.
В ином случае, по слову Спасителя, у человека «отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8, 18). Здесь речь идет об укрепляющей человека благодати Божией. Кто трудится, будучи всецело устремлен к Истине – Христу, тому Господь дает Свою благодать, и в человеке действуют радость, свет, бескорыстная любовь и другие дары Святого Духа. Но только тот приумножает благодать, кто понуждает себя не останавливаться на достигнутом, использует полученные духовные силы на дальнейшее следование за Христом.
Тот же закон упоминается и в притче о талантах: усердному рабу, который пустил в оборот полученные таланты и приумножил их, Господин дал еще, а ленивый раб лишился последнего, что было в его распоряжении. От каждого человека Спаситель ждет приумножения Своей благодати через исполнение Его слов на деле. «Итак, наблюдайте, как вы слушаете» (Лк. 8, 18), чтобы знание законов вечной жизни становилось приобретением вечности с Богом через исполнение Его воли.
Похожая притча
Иисус Христос обращался к народу и своим ученикам в виде притч,чтобы более доступно обьяснить им Свое учение.Притча является иллюстрацией духовной истины, взятой из хорошо известного человеческого опыта. Она объясняет неизвестное, опираясь на известное.
Похожая притча
Тогда приступили ученики к Иисусу наедине и спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!
Когда Господь оставался один, не только двенадцать, но и другие, близкие им, пользовались возможностью спросить Его о значении притч. И Господь отвечал им с любовью, так что они узнавали тайны Царства Божия. Он учил их тому, что они сами были неспособны постигнуть. Те, кто знает тайны Царства Божия, должны знать, что это дано им. От Господа они приняли свет и способность видеть.
Говоря притчами о тайнах Царства Божия, Господь вовсе не имеет в виду, что это Царство бесконечно далеко от нас, и его невозможно постигнуть. Но Он имеет в виду, что это Царство абсолютно недоступно тому, кто не хочет отдать свое сердце Господу. И что только тот, кто принимает Его как Своего Учителя и Господа, может понять, что Царство Божие означает.
Но в глазах стольких людей Господь видел тупое непонимание. Столь многие были ослеплены и оглушены суевериями, стремлением принять желаемое за действительное, ленью подумать! Так что, как сказал Исаия, они своими глазами смотрят, и не видят, своими ушами слышат, и не разумеют. Но и их не оставляет Своей заботой Господь, предлагая им поучение на понятном им языке.
Не для того Господь учит притчами, чтобы намеренно скрыть смысл тайн от простых людей. А для того, чтобы помочь людям увидеть его и подвигнуть их к познанию истины. Тем не менее, всегда следует помнить, что у Церкви два языка. Когда она обращается к тем, кто внутри ее, она может говорить о тайнах жизни ясно. Но следует остерегаться всего, что может проникнуть в нее совне и стать опасным для христианской жизни. Иногда толпы могут обнаруживать агрессивное непонимание. Даже близкие Господа пытались возвратить Его домой. Церковь всегда находится в противостоянии миру. Чтобы проповедь Царства Божия могла быть успешной, таинники Божией благодати должны быть защищены. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга перед свиньями», – говорит Господь в другом Евангелии ( Мф. 7, 6 ). В притче о сеятеле Он показывает, почему верные должны действовать с великой осмотрительностью. Необязательно все говорить всем. Существует четыре рода земли – четыре различных духовных устроения, которые могут иногда до времени уживаться в одном человеке.
Далее – каменистое место, где земля неглубока, и быстрые всходы скоро погибают от зноя. Преподобный Серафим Саровский говорит, что самое главное в духовной жизни начало и конец. Но начать всегда бывает легче, чем кончить. Загореться верой во Христа и сохранить эту веру до конца, достигая духовной зрелости, – не одно и то же. Говорят, что соотношение здесь один к десяти. Многие хорошо начинали, а потом оказывались вне Церкви. Слишком многие, даже находясь в Церкви, не допускают, чтобы слово Христово проникло в самую глубину их жизни. Но христианство это именно тот случай, когда все или ничего. Никто не может чувствовать себя в совершенной безопасности, пока не предаст себя всецело Христу.
Затем – земля, заросшая терниями. Жизнь может быть заполнена таким множеством увлечений и забот, что не остается в ней ни времени, ни места для Христа. Чем больше живет человек, тем больше он должен понимать, как важно соблюдать истинную иерархию ценностей. Ибо много есть на свете того, что хотело бы вытеснить из нашей жизни Христа.
Но есть добрая, обработанная, свободная от сорняков земля. Чтобы слово Христово принесло плод, мы должны услышать его и принять его. Мы должны услышать его умом и сердцем, и принять всей нашей жизнью. И смертью. Многие слышат слово Христово, но немногие принимают его так, чтобы оно принесло плод. Добрый плод может быть только от доброго семени. Но и земля, на которую оно попадет, должна становиться все более доброю. Кто добр, тот будет делать добро, то есть он принесет плод. Бог ждет от нас благодатного возвращения Его даров.
«Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? – говорит Христос. – Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» Все христиане, постольку, поскольку они получили дар Божия слова, должны быть такими. Благодать Божия заставляет человека гореть как свеча. Как свеча должна быть поставлена там, где свет от нее дает возможность видеть всем, так наше христианство должно быть видимо всеми. В ранней Церкви и во времена недавних гонений обнаружить свое христианство могло означать смерть. Наша вера во Христа должна быть сокровенной, но она должна быть всегда как свеча, свет от которой виден всем.
«Нет ничего тайного, – говорит Христос, – что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу». Правда и истина обладают свойством обнаруживать себя. До поры до времени можно пытаться их скрывать, но рано или поздно все откроется. И нельзя никогда ничего утаить от Бога. Речь не идет только о наших грехах. Царство Божие, слово Господне, тайна Воплощения Христова сокрыты от мира. Но мы должны жить так, чтобы истинный свет все более открывался ему.
Читайте также: