Притча о блудном сыне жанр

Обновлено: 25.04.2024

Образовательная: познакомить учащихся с «Притчей о блудном сыне»; вызвать интерес учащихся к такому жанру литературы, как притча;
Развивающая: способствовать развитию умения анализировать притчу, выделять основную мысль притчи.

Воспитательная: способствоват ь воспитанию у учащихся чувства уважения и любви к людям, бережного и уважительного отношения к родителям.
Эпиграф:

1 . Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле… (из Библии)
2. … Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть… (М.Ю.Лермонтов)

Орг. момент. Создание коллобаративной среды «Приветствие»

Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!

- сегодня на уроке мы продолжим знакомство с библейской мифологией. В качестве дом. задания я предложила вам объединиться либо в группы, либо по парно и подготовить каждой индивидуальное дом. задание.

1 исследователи: История написания библии

2 историки: Подготовить историческую справку «Принятие христианства на Руси»

3 лингвисты : Словарная работа: Библия, Завет, Новый завет, ветхий завет, христианство, апостолы. Давайте послушаем выступления каждой группы.

2.Введение в новую тему

Для того чтобы вы определили тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам просмотреть фрагмент видеоролика.

- О чем говорится в данном видеоролике?( говорится о том что нужно любить и ценить своих родителей, уважительно относится к их старости, заботится и не забывать их)

- кто является героями этого фильма? (пожилой отец и сын)

- о чем мы с вами будем беседовать на уроке? ( о притче о блудном сыне, потому что там тоже герои отец и сын)

Итак, тема нашего урока «Притча о блудном сыне» (постановка целей урока)

Эпиграфом к уроку служат слова… (чтение эпиграфа)

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле… (из Библии)

Ужасная судьба отца и сына . Жить розно и в разлуке умереть… (М.Ю.Лермонтов)

3. Формирование новых понятий и способов действия.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о таком жанре литературы, как притча которая своим содержанием, заставляет задуматься над важными проблемами человеческого существования, над проблемами нравственности.

- И так ребята, что такое притча? (небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме)

- самые известные из всех притч, являются евАнгельские, одна из которых является «Притча о блудном сыне»

Постановка проблемных вопросов

Внимание ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

-Задумайтесь, какую роль в нашей жизни играют родители? (они подарили нам жизнь, они заботятся о нас, они занимаются нашим воспитанием, дают нам все благо цивилизации, переживают взлеты и падения и др.)

– Чему стремятся научить родители своих детей? ( быть порядочными, не повторять их ошибок, добиться больших успехов, быть состоятельными в будущем)

- Почему отношения детей и родителей часто складываются непросто?

из-за разницы взглядов на жизнь;

несходства мнений, вкусов;

из-за того, что дети стремятся поскорее стать самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят делать все по-сво​ему, как им кажется, лучше, чем предлагаю старшие

Беседа по заранее прочитанному материалу

- Дома я вам сказала прочитать притчу о блудном сыне. Знать содержание притчи.

- Скажите, как понимаете сочетание «блудный сын»?

обратимся к лексическому значению слова «блудный».
Это прилагательное образовано от слова «блудить», которое имеет 2 значения (на экране)

1. Распутничать.

2. Блуждать, бродить. . Итак, в слове блудить соединились два значения: прямое и переносное. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с пути истинного, блуждающий в нравственных потемках.

- Итак, перед нами история одной семьи. Напомните мне, что говорит заповедь о родителях? (Эпиграф к уроку « Почитай отца твоего и мать твою» ПРАВИЛЬНО)

Историческая справка. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян.

В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи . А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой.

Просмотр видеоролика «Блудный сын». Беседа по просмотренному фильму.

- С чего начинается притча? ( «Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно»)

- Попробуем заглянуть за строки притчи и увидеть, как жил этот молодой человек. Помогут нам это сделать картины знаменитых живописцев.( на экране картина нидерландского художника Хемессена «Блудный сын»).
- Перед вами картина нидерландского художника Хемессена «Блудный сын». Что запечатлел на ней автор картины ? (Сцена в таверне, где молодой человек сидит в развеселой компании между подгулявшими женщинами. Пьяные люди, непристойная сцена в углу таверны, опрокинутые стулья, драка у дверей, разлитое вино на полу – все говорит о том, что собравшиеся забыли о чувстве собственного достоинства, нравственных нормах и заповедях. Молодой человек – блудный сын – с любопытством, интересом и некоторым недоумением наблюдает за происходящим; он все еще не похож на своих сотрапезников…)

- К чему привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям? (он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. Он голодал)

- Почему блудный сын решился вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения ? (Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что недостоин называться сыном» своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наемником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, ибо посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой)

- Как встретил его отец? (С радостью принимает и устраивает в честь него пир. Отец оказался мудр: ни слова упрека, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошел даром)

- Какой момент в притчи является кульминационным ? (сцена возвращения сына)

- в притчи, ребята, есть еще один герой – это старший сын. Как реагирует он на возвращение брата? ( в нем говорит обида. Он не осознает того, что человек слаб и грешен и может ошибиться и сбиться с пути истинного)

-Каков смысл притчи? Чему учит притча? (никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться, вернуться на путь истинный, получить прощение)

- Давайте сделаем вывод и составим историю блудного сына

1 задание . Работа в группах

Каждой группе дается словесный материал, расположите эпизоды в хронологическом порядке.

Возвращение к отцу, радость отца и прощение сына.

2 задание. Работа в группах. Составить таблицу

-Мы с вами познакомились с главными героями притчи. Каждый из наших героев отец, младший сын, старший сын, обладает определенными качествами, характеристиками. Подберите качества к каждому герою.

3 задание. У каждой группы на парте лежит картинка с определенным эпизодом из притчи. Подберите к данному эпизоду и словесное описание.

Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства» Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну.

Там он жил весело, ни в чём себе не отказывал, и скоро денег у него не стало.

А в это время настал голод в той стране. Юноша нанялся к одному из жителей пасти свиней. Он голодал и рад был, если ему удавалось поесть свиного корма.

И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и не достоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наёмников своих»

4. Экскурсия в картинную галерею. Знакомство с картинами художников на тему «Возвращение блудного сына»

- Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Я предлагаю внимательно рассмотреть картины живописцев разных веков, от 17-го до 20-го века. Давайте сравним две картины Рембрандта и Бартоломео Мурильо. Обе картины называются «Возвращение блудного сына» .Обе написаны примерно в одно и тоже время 1667 и1669.

1. Картина Рембрандта

hello_html_m77fa816c.jpg
hello_html_mb3844db.jpg

2. Картина Бартоломео Мурильо

Краски Рембрандта темноваты. Они не передают радости встреч, не подчеркивают торжественности происходящего.

5. Тест «Притча о блудном сыне»

1. Маленькая нравоучительная история без морали:

2. Автор картины «Возвращение блудного сына»:

б) Леонардо да Винчи;

3. В притче о блудном сыне младший сын потратил свою часть наследства:

а) на постройку дома;

в) живя распутно.

4. Оказавшись нищим, младший сын нанялся в работники к богачу пасти:

5. Блудный сын решился вернуться к отцу, потому что:

б) осознал свой грех;

в) хотелось жить лучше наёмников отца.

6. Увидев блудного сына, отец:

б) выгнал его из дома;

- Актуальна ли тема блудного сына сегодня? (Безусловно. В любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения)
- В роли блудного сына может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? (Ответы учеников) Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Подумайте о том, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения)

Подведение итогов урока

- Какова же основная мысль притчи? (Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение)

- Чему научила нас притча? (уважительно относиться к родителям, ценить их, ибо они не вечны. Иметь мужество признать свои ошибки, обвинить себя, принять решение изменить себя, помочь человеку, который запутался в жизни, поддержать его, не отказываться от традиционного многовекового опыта, культурных и нравственных ценностей)

Похожая притча

Притча о блудном сыне – одна из самых известных. Некоторые ее выражения вошли в обычный разговорный язык, а отдельные иллюстрации и картины, относящиеся к ней, известны нам с детства.

В предыдущих двух притчах о заблудшей овце и потерянной драхме Христос, призывая людей к покаянию, сказал, что бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся ( Лк. 15: 10 ). Для того чтобы слова о покаянии сильнее запечатлелись в сердцах Его слушателей, Христос далее произносит притчу о блудном сыне. Эта притча является продолжением ответа Христа на упрёки, сделанные Ему фарисеями, что Он принимает грешников и ест с ними ( Лк. 15: 2 ). Притчу о блудном сыне, как и предыдущие две, мы находим в 15-ой главе Евангелия от Луки:

«У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил сыновьям имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришедши же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите. Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся» ( Лк. 15: 11–32 ).

Притча о блудном сыне неисчерпаема. Она содержит такое множество тем, что их трудно перечислить. Каждый человек, который с благоговением вчитывается в неё, находит для себя ответ на вопросы о собственном духовном состоянии.

Первая тема – историческая – тема избранного народа Божия и язычников. Старший сын в притче мог бы быть образом Израиля, а младший – языческих народов. В свете этой притчи, по словам прот. Михаила Помазанского, можно уяснить себе значение ветхозаветного периода, когда люди, совершив первородный грех, удалились от Бога. «Отец скорбит об уходе любимого сына. Но, не нарушая его сыновнего достоинства и сыновней свободы, Он ждёт, пока сын, познав всю горечь зла и, вспомнив о былой жизни в Отцовском доме, – сам затоскует об этом доме и откроет душу для Отцовской любви. Так было с человеческим родом».

Вторая тема – о природе греха. Вот почему притча о блудном сыне читается за Литургией в третье приготовительное воскресенье перед Великим Постом, когда верующие готовятся к очищению от грехов через подвиг покаяния.

Покаяние – третья тема. Нигде лучше не раскрывает нам Евангелие в чем сущность покаяния, чем именно в притче о блудном сыне. Она выявляет нам постепенный внутренний процесс переворота грешника и полноту покаяния, которое состоит в сознании своего падения, искреннем раскаянии и смиренном обращении к Отцу Небесному.

Четвертая тема – Церковь и её литургическая жизнь. Об этом говорится в Синаксаре Недели о Блудном Сыне (особое поучение, которое читается в это приготовительное к Великому Посту воскресенье). «Лучшие одежды», в которые отец облачает вернувшегося сына, толкуются в синаксаре как крещение, «кольцо» – как запечатление Духом Святым в таинстве Миропомазания, «пир с вкушением откормленного телёнка» – как Евхаристия, таинство Причащения. «Пение и ликование (музыка)» – символ торжества Церкви по поводу её восстановленной полноты и единства.

Пятая тема, которую мы встречаем в притче о Блудном Сыне – Сам Спаситель, Который выступает здесь в евхаристическом образе закалаемого тельца, ибо Он упоминается в Писании как Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира ( Ин.1: 29 ).

Образ старшего сына являет тему зависти, самомнения, законничества и тему необходимости взаимного, братского прощения.

«Младший, блудный сын» – прообраз всего падшего человечества и одновременно каждого отдельного грешника. «Следующая часть имения», т.е. доля имения младшего сына, – это дары Божии, которыми наделён каждый человек. По разъяснению еп. Игнатия Брянчанинова – это «. ум и сердце, а в особенности благодать Святого Духа, даруемая каждому христианину. Требование у отца следующей части имения для употребления ее по произволу – стремление человека свергнуть с себя покорность Богу и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Согласием отца на выдачу имения изображается самовластие, которым Бог почтил человека в употреблении даров Божих».

Прот. Александр Мень в одной из своих проповедей в «Неделю о блудном сыне» отмечает интересную деталь экономического свойства: «В те времена, о которых рассказывает Господь, люди старались жить одной семьей. Теперь более естественно, чтобы дети отделялись и уходили от родителей, когда вырастают. Тогда люди совместно владели землей, которую вместе обрабатывали, и чем больше была семья, тем больше было рабочих рук, тем больше было возможности трудиться. Поэтому разделить дом, разделить имение и хозяйство считалось ущербом, убытком. Если дети так поступали, это считалось обидой для родителей».

Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну», на чужбину – место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там он быстро растратил имение, свою долю даров Божиих: силы, ума, сердца и тела. Это приводит его к нищете – полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. Он по-настоящему не владеет тем, что ему приносит сиюминутное наслаждение, а им владеет то, что его услаждает. Вот почему ап. Павел предупреждает христиан: «Ничто не должно обладать мною» ( 1Кор. 6: 12 ).

По этому поводу один церковный мыслитель писал: «. Эта дальняя сторона, эта чужбина и являет нам глубокую сущность нашей жизни, нашего состояния. Только поняв это, мы можем начать возврат к подлинной жизни. Тот, кто хотя бы раз в жизни не почувствовал этого, кто никогда не осознал себя духовно на чужбине, отделённым, изгнанным, тот не поймёт , в чём сущность христианства. И тот, кто до конца «дома» в этом мире, кто не испытал тоски по иной реальности, не уразумеет, что такое покаяние и раскаяние. . Раскаяние и покаяние рождается из опыта отчуждения от Бога, от радости общения с Ним. . Оно необходимо включает в себя глубокое желание возвратиться, вернуться, снова найти утерянный дом».

В дни приготовительные к Великому Посту, начиная с недели о блудном сыне, Церковь поёт псалом «На реках Вавилонских», который напоминает о горьком плене евреев в стране далече. Это символ плена греха, который отчуждает христианина от Бога. Но псалом этот также говорит о раскаянии, любви и возврате в отчий дом. Расточив своё имение, младший сын начинает голодать. Чтобы не умереть голодной смертью, он становится пастухом свиней – свинопасом. И рад был бы насытиться свиной пищей – «рожками», но никто ему не давал. После долгих страданий у него пробуждается спасительная мысль: «Сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода». Блудный сын мог прийти к такой мысли благодаря тому, что не успел расточить последний свой дар – дар памяти об отце и отчем доме, иначе говоря совести (голоса Божия внутри нас).

И вот точно после тяжёлой болезни, сопровождающейся беспамятством, к нему возвращается сознание, и он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться, сознавая, что он оскорбил ими Господа, и, наконец, в глубоком смирении и сознании своего недостоинства, всегда сопровождающем искреннее покаяние, грешник реально осуществляет свою решимость и возвращается к отцу. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это Божий призыв к покаянию.

Еп. Феофан Затворник, опытно изучивший духовную жизнь, сравнивает грешника с человеком, погруженным в глубокий сон, и в обращении его к Богу отмечает три психологических момента, отвечающих указанным в притче: 1) пробуждение от греховного сна ( Лк. 15: 17 ); 2) созревание решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению ( Лк. 15: 17–21 ); и 3) облечение на это грешника силой свыше в таинствах Покаяния и Причащения.

В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, где под образом отца двух сыновей подразумевается Отец Небесный, едва ли не главное место занимает поведение Отца, Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «. Когда он был еще далеко, увидел его отец его», – говорит нам Евангелие, а значит, отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл и распутного и голодного свинопаса принимает как любимого сына. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына, потому что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень – это указание на Божий дар прощённому грешнику – дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.

Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем ап. Павел в своем первом послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, . любовь не гордится, . не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» ( 1Кор. 13: 4–7 ). Уместно здесь упомянуть, что всякий грех есть преступление против любви и что по-настоящему покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь ( 1Ин. 4: 8 ).

Необходимо особо подчеркнуть и причину радости отца: «Сын мой был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся», т.е. был духовно мёртв, живя без Бога, и духовно ожил, обратившись к жизни в Боге. В Священном Писании возвращение к Богу часто представляется как воскресение из мёртвых (см. Рим. 6: 13 ; Мф. 8: 22 ; Откр. 3: 1 ; Еф. 2: 1 ).

Обратимся теперь к образу старшего сына. Старший сын был недоволен возвращением своего младшего брата и его примирением с отцом. Вот как это излагается в притче: «Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, вышед, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».

Под старшим сыном Иисус Христос в первую очередь подразумевал фарисеев и книжников – старейшин народных, своим законничеством мешавших людям прийти к Нему. Но в равной мере этот образ относится ко всем нам, к нашим взаимоотношениям. Старший сын не был виноват перед своим отцом, деятельно не согрешал перед ним, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть – этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя. В доме Отца (образ Церкви) идет радость, ликование – ликование ангелов о едином грешнике кающемся, но радость эта вне души старшего сына. Отец приглашает старшего сына войти в эту радость, но он избирает путь расчетов, путь правовых отношений, контракт. Такие холодные, юридические отношения всегда берут верх там, где иссякает любовь. Высказывания старшего сына указывают на то, что он по-настоящему не дорожил дарами своего отца, которыми он пользовался. Он их не ценил, потому что в его душе была более страшная пустота, нежели та, которую мы видели у его брата до раскаяния. Старший сын заглушил голос своей совести.

Мы все в той или иной степени, в том или ином периоде своей жизни ведём себя как сыновья милосердного отца. Все мы грехами отчуждаемся от Его любви. Служба в неделю о блудном сыне раскрывает нам состояние отчуждения от Бога: «Иждих блудно отеческого имения богатство, и расточив, пуст бых, в страну вселився лукавых граждан. »

Вот в таком состоянии блудный сын находился в течение долгого времени и наконец, говорит евангельская притча, «пришёл в себя».

Что значит «пришёл в себя»?

Один Святой Отец говорит, что начало нашего спасения есть познание самого себя. Но ведь познание самого себя есть дело всей жизни, это есть то, к чему человек стремится в течение всего своего существования. Святые Отцы раскрывают смысл этого изречения, говоря, что до тех пор, пока ты не познал, кто ты, пока ты сам в себе не ощутил образа Божия, пока ты, живя среди земных граждан, не почувствовал, что ты гражданин неба и поработился «чуждым гражданам», пока ты, живя среди грязи своей собственной души, не познал в себе образа Божия, до тех пор ты не вступил на путь спасения, не начинал еще своего спасения. Оно начинается с того момента, когда ты познал свою божественную природу. Так было и с блудным сыном. Он в один момент почувствовал, что живёт порабощенный «на стране чуждей» и не имеет подлинной настоящей жизни. Начав с познания самого себя, человек, идя дальше по этому пути, противопоставляет в себе самом то, что есть в нем от образа Божия, хотя и покрытого язвами согрешений, тому, как он живет. И с этого момента он начинает жаждать жизни в Боге и очищения себя от язв согрешений во имя образа Божия.

К преп. Антонию пришел один инок и стал просить, чтобы он простил и помиловал его. Антоний же ответил ему: «Ни я, ни Бог тебя не помилует, если ты сам себя не помилуешь».

С первого взгляда ответ кажется странным. Как же так? Для духовной жизни это величайшая истина. Пока я сам в себе не обрету образа Божия, сам не помилую внутреннего человека, находящегося в бездне греховной, но имеющего образ Божий, до тех пор, пока я сам не помилую в себе создание Божие, в своей совести не помилую себя, грешного, скверного и блудного, то есть не сжалюсь над своей бессмертной душой, до тех пор и Бог не помилует меня, до тех пор тщетна и моя мольба.

Вот это состояние блудного сына, который увидел, как скверно он живёт и как хорошо живут даже не сыны, а наёмники у его отца, – вот это есть состояние помилования. Он помиловал себя и тогда пошёл к Богу и у Него стал просить о помиловании. Нужно взять от святоотеческого опыта то, что он нам даёт, иначе тщетны будут наши просьбы о помиловании. Мы должны ощутить в себе образ Божий, остатки божественной красоты, которые есть в нас, хотя и искаженные, и прежде всего помиловать себя, понять, кто мы в жизни и кто мы в творении.

В жизни мы – грешные, живущие в «стране далече», постоянно забывающие о Боге, а в творении – мы есть образ «неизреченной Божией Славы», и только в Нем мы живём, только в Нем наше спасение.

И это противопоставление себя в творении и себя в жизни и даёт в известный момент состояние помилования себя. Вот смысл слова преп. Антония. И если мы в какой-то момент своей жизни помилуем себя и почувствуем противопоставление себя в творении и себя в жизни, тогда мы можем, подобно блудному сыну, идти к Богу и просить о помиловании. Мы должны восстанавливать в себе образ Божий, мы должны понять, что наше единственное дело на земле, нас, граждан земли, делаться гражданами неба. Если перед нашими глазами постоянно будет творение Божие, образ «неизреченной Божией Славы», тогда мы будем миловать себя. Это не значит, что мы будем гордиться, прощать себя, оправдываться, а мы в самих себе увидим неизреченный храм Божией Славы, почувствуем всю радость жизни в Боге и ощутим ту грязь, в которой мы живем. Тогда мы придем к Богу и будем просить Его как блудный сын: «Прими мя в число наемников Твоих», – и будем приняты как блудный сын».

Похожая притча

7.1.1.1..Понимать термины: притча, легенда, литературное направление, сатира, юмор, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора.

7.1.2.1. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.

7. 1.3.1. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа.

7.1.4.1 Составлять сложный план

7. 1.6.1. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.

7. 2.2.1. Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев.

7. 2.3.1. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл.

7. 2.4.1. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев.

7. 2.5.1. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

7. 3.1.1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях.

Цели урока : понимать термины: притча, легенда.

Критерии оценивания

Определяет значение терминов

Составляет план по прочитанному тексту.

Пересказывает текст по плану.

Составляет вопросы по плану.

Межпредметные связи : связь с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства .

Навыки использования ИКТ : интерактивная доска, интернет-ресурсы, представленные в мультимедийной форме информационных материалов (видеофрагмент).

Предварительные знания : данный урок основывается на знаниях и навыках, полученных на предыдущих уроках. Учащиеся имеют представление о том, что такое притча, легенда.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы и оценивание

1.Организационный момент.

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, пожелание успеха в работе.

Деление на 4 группы.

Проверка домашнего задания.

-Выделите признаки жанра притчи в тексте.

-Объясните, как достигается краткость повествования в этом тексте?

-Краткость, иносказательность, присутствие вечных образов.

-Четкое повествование о событиях, яркая развязка, выразительные реплики отца и сыновей.

ФО «Словесная похвала»

2.Этап вызова. Мотивация к изучению новой темы.

Учитель предлагает учащимся просмотр видео.

Постановка целей урока.

Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» (просмотр видео)

Интернет-ресурсы: представление в мультимедийной форме информационных материалов (видеофрагмент)

3.Стадия осмысления . Актуализация знаний. Формирование новых понятий и способов деятельности.

Учитель предлагает карточки-задания 4-м группам.

Разделите текст притчи на смысловые части, озаглавьте их.

Сформулируйте содержание каждой смысловой части в одном предложении.

Аргументируйте свою точку зрения.

Делят текст притчи на смысловые части, озаглавьте их.

Формулируют содержание каждой смысловой части в одном предложении. Аргументируют свою точку зрения. Например,: уход из дома. Веселая жизнь в дальней стране. Нищета. Работа свинопасом. Решение пойти наемником к отцу. Встреча с отцом. Радость отца. Обида старшего сына на отца. Разговор отца со старшим сыном о судьбе его младшего брата.

Определите темы притчи.

Группа определяет темы: «Возвращение в родительский дом после странствий и потерь», «Раскаяние (покаяние в неправедной жизни)», «Отцовская любовь и прощение», «Примирение и согласие между отцом и сыновьями».

-Составьте «фишбоун»: прав ли отец, обрадовавшийся возвращению сына и устроивший праздник?

Прежде всего слова раскаяния младшего сына. Не случайно они повторяются в тексте притчи дважды. И далее слова отца, обращенные к старшему сыну: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Именно в событиях завязки и развязки проявляется разница характеров и поведения двух сыновей. Сближение завязки и развязки позволяет подчеркнуть контраст состояний младшего сына.

При ответе на этот проблемный вопрос ученики составляют «фишбоун».

Характеристика главных действующих лиц притчи. Учтите, что притча не судит, а старается пробудить в читателе высшие нравственные ценности.

-Почему образы отца и сыновей из этой притчи называют вечными образами?

-Как отец относится к обоим сыновьям? Докажите это цитатами из текста притчи.

-Имеет ли право старший сын упрекать отца? Есть ли у него на это основания?

Составьте синквейны «Старший сын», «Младший сын», «Отец».

Ученики высказывают свою точку зрения и подтверждают ее цитатами из текста.

Читайте также: