Притча о любви к богу и ближнему

Обновлено: 14.11.2024

1. Тесная связь между любовию к самому себе и любовию к ближним

Любовь к людям основывается на любви к Богу. Если мы любим Бога, то должны любить также и то, что любить Он, Его образ на земле, любить который весьма выразительно повелевает Сам Бог. Но дабы любовь к ближнему, имеющая свое основание в любви к Богу, была живою и деятельною, для этого она должна прежде всего пройти чрез посредство истинной любви к самому себе, почему и сказано в божественной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (именно в Боге). Ежедневный опыт учит, что смотря по тому, как мы любим себя самих 37 , мы любим и нашего ближнего: в ком нет уважения к себе, тот не имеет уважения и к другим; кто живет в дрянном самолюбия лишь для самого себя, тот и на других будет смотреть как на себялюбцев (эгоистов), во всяком случае как на таким, до которых, ему нет никакого дела («какое мне дело до него, или до этого» – обычное отвратительно-эгоистическое и скажем яснее – прямо противо-христианское выражение, увы, так часто встречающееся в жизни). Предположим даже, что в нем зашевелится что либо лучшее; все-таки он найдет себе тысячу извинений, почему он проходит мимо несчастного, подобно священнику и левиту (в притче о милосердом самарянине). Но кто почитает в себе самом образ Божий, тот будет ценит его и в других. Кто чувствует, какое величие, какое богатство и в то же время какое убожество и беспомощность связывается с понятием быть человеком, а особенно кто чувствует в себе внутреннюю потребность избавиться от греха и бедствий, под тяжестию которых томятся и вздыхают все твари, – кто чувствует потребность любви, долго – терпения, прощения, тот, конечно, будет сочувствовать людям, будет стараться о том, чтобы в точном смысле исполнить слово Господне: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. VІІ. 12). (Сост. покн. «Христ. уч. о нравственности», Мартенсена, т. II, стр. 210).

2. Библейские изречения об обязанности к самому себе

1. Христианин должен: – отвергатся о избегать греха: да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды; грех не должен над вами господствовать ( Рим. 6. 12 – 14 ). – Да отступит от неправды всякий, исповедовающий имя Господа ( 2Тим. 2, 19 ). – Явилась благодать Божия, научающая нас, чтобы мы, отвергнувша нечестие, благочеставо жили в нынешнем веке ( Тит. 1. 11. 12 ). Удерживайтесь от всякого рода зла (1 Сод. 5, 22); отвращайтесь зла, прилеплийтесь в добру ( Римл. 12, 9 ).

2. Отвергаться себя самого: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя ( Матф. 16, 24 ). – Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником ( Лук. 14, 26 ). – Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (І Кор. 6, 11). Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 – 10, 24).

3. Умерщвлять и распинать страсти и чувственные пожелания: ветхий наш человек распят с Господом ( Рим. 6, 6 ) . – Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете ( – 8, 13). – Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал. 5, 24 ). – Умертвите земные члены ваши; блуд, страсть, злую похоть ( Кол. 3, 5 ).

4. Очищаться от всею нечистого; очистим себя от всякие скверны плоти и духа ( 1Кор. 7, 1 ). – Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтоб хранить себя не оскверненным от мира ( Иак. 1, 27 ).

5. Быть живым для правды: если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности ( Рим. 8, 10 ). Дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились ( 1Петр. 2, 24 ).

6. Жить и утверждаться в святости: умоляю вас, братии, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу ( Римл. 12, 1 ). – Старайтесь иметь святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр. 12. 14 ). – По примеру призвавшего вас святого, и сами будьте святы во всех поступках ( 1Петр. 1, 15 ).

7. Пребывать твердша в вере: стойте в вере, будьте тверды ( 1Кор. 16, 13 ). Противостойте диаволу твердою верою ( 1Пет. 5, 9 ).

8. Быть богатым добрыми делами: не перестаем мы молиться о вас, чтобы вы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, и принося плод во всяком деле благом ( Кол. 1, 9. 10 ). – Да усовершит нас Бог во всяком добром деле ( Евр. 13, 21 ).

9. Быть исполненным смирения: не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно. Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным, не мечтайте о себе ( Рим. 12, 3. 16 ). – Смиритесь пред Господом, и вознесет вас ( Иак. 4, 10 ). Облекитесь смиренномудрием, смиритесь под крепкую руку Божию, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( 1Петр. 5, 5 – 6 ).

10. Обуздывать свой язык: удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов ( Пс. 33, 14 ). – Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих ( Пс. 140, 3 ). – Кто хранит уста свои н наык свой, тот хранит от бед душу свою ( Притч. 21, 23 ). Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших ( Еф. 4, 29 ). – Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие ( Иак. 1, 19. 26 ).

11. Сохранят свои мыслии свое сердце: не дай, Господи, уклониться сердцу моему в словам лукавствия, для извинение дел греховных ( Пс. 140 4). – Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни ( Притч. 4, 23 ).

12. Молитвенно бодрствовать против искушений: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Матф. 26, 41 ). Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий дев, ища кого поглотить (Петр. 5, 8). – Бодрствуйте на всякое время и колитесь, да сподобитесь избежать всех будущих бедствий ( Лук. 21,36 ).

13. Благоразумно пользоваться временем: смотрите, поступайте осторожно, дорожа временем, потому что дни лукавы ( Ефес. 5, 15 – 16 ). – Желаю, чтобы мы были мудры на добро ( Римл. 16, 19 ).

14. Не прилепляться к предметам мира сего: время уже коротко, так что пользующиеся миром сим должны быть как не пользующиеся: ибо проходит образ мира сего ( 1Кор. 7, 29. 31 ). – Не любите мира, на того, что в мире. Все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца. И мир проходит и похоть его ( 1Иоан. 2, 15 – 17 ). Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего ( Евр. 13, 14 ).

15. Быть довольным своим положением: и научился быть довольным тем, что у меня есть ( Фил. 4, 11 ). – Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (Тим. 6, 8). – Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя я не покину тебя ( Евр. 13, 5 ).

16. Быть безропотным в искушении: я стал нем, не открываю уст моих, потому что Ты соделал это ( Пс. 38, 10 ). Иов пал на землю и поклонился и оказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал Господь и взял: (как угодно было Господу, так и сделалось), да будет имя Господне благословенно ( Иов. 1, 11 ).

17. Полагаться на Бога: в Боге спасение мое, и упование мое в Боге ( Пс. 61, 8 ) . – Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой (Притч, 3, 6). – Уповай на Бога твоего всегда ( Ос. 12, 11 ). – Для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче вервых (Тим. 4, 10). – Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас ( 1Петр. 5, 7 ).

18. Избегать общества порочных людей: блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей ( Пс. 1, 1 ). – Какое общение праведности с беззаконием? Какое соучастие верного с неверным? ( 2Кор. 6, 14. 15 ). – Завещеваем вам, братия, удаляться от всякого брата поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Сол. 3, 6 ).

19. Мыслить и делать все добродетельное: что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте, то исполняйте ( Фил. 4, 8 ).

20. Делать все во имя и ради славы Господа: едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор. 10, 3 ). – Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа нашего Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца (Кор.3, 17).

21. Жить и умирать для Господа, а не для себя: почитайте себя живыми для Бога во Христе Иисусе Господе нашем ( Римл. 6, 11 ). – Никто из нас не живет для себя, а живем ли, для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем ( – 14, 7 – 8). – Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ( 2Кор. 5, 15 ).

22. Жить в правде: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (Петр. 8, 24). – Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности; освободившись же от греха, вы стали рабами праведности ( Римл. 6, 20. 18 ).

23. Жить миролюбиво: умоляем вас, братия, усердно стараться о том, чтобы жить тихо (1 Сол, 4, 10. 11). – Будьте мирны ( 2Кор. 13, 11 ).

24. Поступать достойно Бога, чтобы угодить Ему: умоляем вас поступать достойно Бога, во всем угождать Ему; поступать достойно звания, в которое вы призваны. Живите достойно благовествования Христова ( 1Сол. 2, 12 ; Кол. 1, 10 ; Еф. 4. 1 ; Фил. 1, 27 ).

25. Жить честно пред всеми: но всем желаем вести себя честно ( Евр. 13, 18 ).

26. Проводить жизнь со страхом: со страхом проводите время странствования вашего ( 1Петр. 1, 17 ).

27. Ходить пред Богом: ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его ( Быт. 5, 24 ). Ной ходил пред Богом. ( – 6, 9). Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною, и будь непорочен ( Быт. 17, 1 ). – Иезекия молился Господу, говоря: о Господи! вспомни, что я ходил пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем ( Ис. 38, 2. 3 ).

28. Жить в Господе, в обновленной любви: как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем ( Кол. 2,6 ), во обновленной жизни ( Римл. 6, 4 ); и живите в любви, как и Христос возлюбил вас (Еффс. 5, 2).

29. Соблюдать заповеди Божия: да будет сердце ваше вполне предано Господу Богу вашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его (3 Дар. 8, 61). – Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять ( Иез. 36, 27 ).

30. Жить во свете и истине: прийдите, и будем ходить во свете Господнем ( Ис. 2, 5 ). – Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте как чада света ( Ефес. 5, 8 ). – Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей ( Пс. 85, 11 ). – Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас, т. е, в апостолах ( Филип. 3, 17 ).

3. О самолюбии

(Из творений св. Тихона задонского). а) Понятие о самолюбии. «Когда человек любовь, Богу единому должную, обращает к себе, сие называется самолюбие, которое не что иное есть, как самого себя неумеренное любление».

б) Признаки самолюбия. "Знак самолюбия, когда кто, оставивши волю Божию, свою исполняет.

Знамение самолюбия есть, когда кто уклоняется от зла, не ради воли Божией, зла не хотящей, но, или ради страха человеческого, или для похвалы или из корысти.

Знамение самолюбия есть, когда кто, имея дарование какое-либо: богатство, например, разум, здравие, приписывает оные своему тщанию и трудам, а не Богу.

Знамение самолюбия есть, когда кто, в беде какой и несчастии находясь, не терпит, но ропщет. Ибо таковый волю свою воле Божией предпочитает, без которой ничто приключиться не может.

Знак самолюбия есть, когда кто, что ни делает, ради прославления имени своего делает. Как боголюбие есть корень и источник всех благ мира, покоя, согласия: так самолюбие есть начало всех зол и бед на свете, как выше сказано. »

в) Плоды самолюбия. «От самолюбия всякое в мире бедствие. От самолюбия – брани, от самолюбия толико проливается человеческой крови; толико остается вдов, плачущих о мужах своих, толико матерей – по сынех своих, толико детей – по отцах своих сетующих, толико сражающихся запустевает государств и градов, толико иждивается казны, толико делается беcпокойствия, смятения, страха в обоих государствах.

Самолюбие производит разбои, убийства, насилия и грабления.

Самолюбие делает судебные места торжищем, научает попирать правду, и неповинною кровию обагряет судейские мечи.

Самолюбие наполняет темницы праведными и неправедными узниками.

Самолюбию приписать должно, что много скитается бедных без призрения, покрова, одежды, пропитания; ибо, вместо того, чтобы друг друга снабдевать от избытка, самолюбие научает – одних отнимать у ближнего последнее; других – хранить у себя богатство, от Бога данное, не взирая на требования братии; иных непомерно вдаваться в роскошь.

От самолюбия убо нищета и убожество; самолюбие виною того, что иной нищенствует, иной преизлишне изобилует, иной гладствует (терпит голод), иной пресыщается.

Так самолюбие всякого зла виновно». (См кн. «Учение святителя Тихона Задонского об истинах православнохрист. веры», С.-Пб. 1864 г., стр. 359).

Похожая притча

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

4. Библейские изречения о самолюбии

Самолюбие запрещено: никто не ищи своего, но каждый пользы другого ( 1Кор. X, 24 ).

И. Христос своим примером осудил самолюбие: и Христос не Себе угождал, но как написано: злословии злословящах Тебя пали на Меня ( Пс. 68, 10 ) ( Римл. XV, 3 ).

Самолюбие не совместимо с христианскою любовию: не бесчинствует (любовь), не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла ( 1Кор. XXII, 5 ). Самолюбие состоит в:

а) самоугождении: мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, и не себе угождать ( Римл. XV, 1 ).

б) жизни только для себя: а не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас: потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу ( Филип. II, 20, 21 ).

в) исполнении своей обязанности только из корысти: главы его (народа еврейского) судят за подарки, и священника его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тек опираются на Господа, говоря: «не среди ли вас Господь? Не постигнет нас беда!» ( Мих. III, 11 ).

г) презрении к бедным: а кто имеет достаток в мире, во видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое: как пребывает в том любовь Божия? ( 1Иоан. III, 17 ).

д) жадности: и это псы, жадные душою, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные; все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть (Ис. гл. 66, 11).

Самопожертвование И. Христа служит побудительной причиной к тому, чтобы избегать самолюбия: Христос и всех умер, чтобы живущие уже ве для себя жили, во для умершего на них и воскресшего ( 2Кор. V, 15 ).

Люди последних времен будут преданы самолюбию: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорливы, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны ( 2Тим. 3, 1 – 2 ).

Похожая притча

Какого же Бога имеем мы? Сотворшего небо и землю, все сущее. Природа создана для нас, для нашего наслаждения ею. А создал ее Бог. Посему Его следует любить более всего, Его заповеди хранить. Главная же из них — возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею
(Мф 22, 37) .

Мирские сласти, честь, суетная любовь — тля, гной. Бог создал все, Он один — Источник прекрасного, Его желаю любить, Он — все мне заменит, в Нем найду по малом терпении духовное блаженство, радость, сладость, веселие, благоухание, красоту, музыку, свет.

Бог любит мя (и будеши яко сын Вышняго, и возлюбит тя паче неже мати твоя (Сирах. 4, 11) ), Он на Кресте по любви за меня умер; и я должен ответить Ему тем же. Представь себе: Бог так меня любят, а я.

Благословен Господь Бог! Как страшны Его величие, святость, могущество. Он всегда блажен. Как Он любит тебя! Как смирился во Христе Иисусе — души твоея ради, и как Он постоянно смиряется, промышляя о тебе! Как надо Его любить, слушать, чтить, бояться! Я — сор. Ради славы имени Твоего, Господи, спаси мя, помилуй мя!

Сердце окамененное гибельно для христианина. Делай дела любви; увидев твое желание и старание, Господь вложит в сердце твое любовь.

Даруй, Боже, и мне любити Тя, помнить Тя, волю Твою творить, Благодетелю мой. Как отблагодарю Бога за все Его благодеяния? Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс 115, 3) .

Любить Бога означает и благоговеть перед ним — находить драгоценное и высшее благо вне и выше себя, то есть в Боге. Тем и прославился во Святых Господь — и они блаженствуют с Ним.

Но, может быть, ты мнишь, тебе кажется, что более других любишь Бога?

Это — ложь, лицемерие. Аще кто любит Мя, слово мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима: не любяй Мя словес Моих не соблюдает (Ин 14, 23 – 24) . Каких словес не соблюдает? О любви к ближнему. Любяй брата своего во свете пребывает (1 Ин 2, 10) . Без любви к ближнему нет любви к Богу.

Любовь к Богу испытывается на любви к ближнему: Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1 Ин 4, 20) .

Не отворачивай нос от других, не лицемерь перед ними, но люби их; смири свое «я» (смирение и любовь выше дара умной молитвы), исполни заповедь: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф 22, 39) .

Но и путь любви к ближнему один — через Бога; полюби Бога — всем сердцем, умом, мыслию — и полюбишь ближнего.

Нужно меньше о себе думать, но больше — о других, являя тем самым любовь к ним.

Не может быть человек одиноким в мире — над ним царит Бог, а вокруг него теплится образ Божий в сердцах людей. Любовь и молитва не допускают одиноче­ства.

Ум смотрит тысячами глаз, любовь глядит одним;

Но нет любви — и гаснет жизнь, и дни текут, как дым.

Необходимо любовное общение с людьми; Господь нас сводит одного с другим, прижимает одного к другому, спасает одного посредством другого; обособляясь же по себялюбию, беднеешь душой, слепнешь; мы ответственны друг за друга.

Люби братьев твоих — людей; они — Божии возлюбленные. Люби и врагов; Сам Господь говорит: любите враги вашя (Мф 5, 44) . Ведь и Бог равно дождит на праведныя и на неправедныя (Мф 5, 45) .

Следует искать и находить ценное и прекрасное в каждом (его душа безсмертна, в нем — образ Божий). Нужно не внешне расценивать встречающихся тебе; неправильно делить их на хороших и плохих.

Греховное осуждение ведет к разделению. Но при победе в себе над грехом люди взаимно приближаются. При горделивом же осуждении мы видим лишь личину другого человека, а не подлинную его жизнь. Такая наша самость искажает также и нашу жизнь.

Учись преодолевать предубеждения: он, мол, не симпатичный. Общительность — одна из сторон любви — есть дарование Божие; это подвиг, требующий от нас для своего осуществления принуждения себя и молитвы. Мы глаголем за Божественной Литургией: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа». Именно так поступали первые христиане.

Святой Иоанн Златоуст говорит: чудо есть — когда злой превращается в доброго. Трудно сие. Бойся посечения тебя — как бесплодной смоковницы. Если же преодолеем тьму в себе, то и вокруг нас — в отношении других — сделается светло. Но мы — рабы ленивые и лукавые и не исполняем сего. Следует в этом проявлять настойчивость. Сказано: Просите и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф 7, 7) .

Тем же и тщимся… благоугодни Ему быти: всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым (2 Кор 5, 9 – 10) .

5. Виды эгоизма (самолюбия)

Так как человек есть существо духовно-телесное, то в эгоизм может развиваться отчасти в преимущественно чувственном, отчасти в преимущественно духовном направлении. В первом случае человек в ложном самоуничижении падает ниже данного ему Богом назначения и достоинства, ниспадает в материю; в другом случае он в самовозвышении – поднимается выше своей области, присвояет себе высшее положение, высшее достоинство, чем дарованное ему Богом. В этом именно и заключается глубочайший смысл известного изречения: «блажени те, которые держатся назначенной им Богом средины», (medium tenere beati) а следовательно и Бога, как центра бытия. Ложное самоуничижение и ложное самовозвышение, чувственная страсть в наслаждению и высокомерие, следовательно, суть главные формы греха эгоизма.

В чувственном сластолюбии человек, который бы должен быть господином природы, делается рабом ее, и чем более он предается плотским похотям, тем зависимее становится он от тела: потому что тело, назначенное быть простым орудием духа, приобретает ложную самостоятельность, так что оно вместо того, чтобы быть подчиненным духу, делается безграничным властелином над ним. Эту именно до ложной автономия эмансипировавшуюся телесность разумеет апостол, когда он говорит о плоти и о законе в членах, уловляющем человека, так что он не может совершать доброго ( Рим. VII ). И эта угнетающая душевную жизнь телесность и привела именно платоников к ложному положению, что телесность есть зло само по себе, по своей первоначальной сущности, между тем как собственное седалище зла есть воля, которая, отпав от Бога, сама себя запродала плоти и материализировалась.

В ложном самовозвышении – во властолюбии, в высокомерии знания и самомнящем духовном совершенстве, в котором человек мечтает «быть, как Бог», он стремится в эфирным, обманчивым высотам, на которых он не имеет под своими ногами никакой почвы и с которых он рано или поздно неизбежно должен низвергнуться. Хотя это духовное высокомерие и чувственное сластолюбие противоположны между собою, однако же они постоянно уживаются вместе, и нет человека, который бы исключительно грешил только в одном из этих двух направлений. (Сост. по кн. «Христ, уч. о нравств.» Мартенсена, т. 1, стр. 106).

Похожая притча

Что может быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему?

Любить – блаженство; ненавидеть – мука.

Весь закон и пророки сосредоточиваются в любви к Богу и ближнему ( Мф.22:40 ).

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе – Бог (1 Ин).

Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь – духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь – новая, а сердце наше – ветхое.

Естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить – повелевает это Христос – и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе.

Свойства нового человека должны быть все новые; никакое ветхое свойство нейдет ему.

Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствовании плотских.

И какую может она иметь цену, когда при разгорячении крови дает клятву положить душу за Господа, а чрез несколько часов, при охлаждении крови, дает клятву, что не знает Его? ( Мф.26:33, 35, 74 ).

Евангелие отвергает любовь зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца. Оно говорит: «Не мните яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашнии его» ( Мф.10:34–36 ). Падение подчинило сердце владычеству крови, и, посредством крови, владычеству миродержителя. Евангелие освобождает сердце из этого плена, из этого насилия, приводит под руководство Святого Духа.

Святой Дух научает любить ближнего свято. Любовь, возженная, питаемая Святым Духом – огнь. Этим огнем погашается огнь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением 25 .

«Говорящий, что можно иметь ту и другую любовь, обольщает сам себя», сказал святой Иоанн Лествичник 26 .

В каком падении наше естество? Тот, кто по естеству способен с горячностью любить ближнего, должен делать себе необыкновенное принуждение, чтоб любить его так, как повелевает любить Евангелие.

Пламеннейшая естественная любовь легко обращается в отвращение, в непримиримую ненависть ( 2Цар.13:15 ). Естественная любовь выражалась и кинжалом.

В каких язвах – наша любовь естественная! Какая тяжкая на ней язва – пристрастие! Обладаемое пристрастием сердце способно ко всякой несправедливости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетворить болезненной любви своей.

«Мерила льстивая мерзость пред Господем, вес же праведный приятен Ему» ( Притч.11:1 ).

Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное; о небесном она не думает.

Она враждует против Неба и Духа Святого; потому что Дух требует распятия плоти.

Она враждует против Неба и Духа Святого: потому что находится под управлением духа лукавого, духа нечистого и погибшего.

Приступим к Евангелию, возлюбленнейший брат, поглядимся в это зеркало! глядясь в него, свергнем ризы ветхие, в которые облекло нас падение, украсимся ризою новою, которая приготовлена нам Богом.

Риза новая -Христос. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ).

Риза новая – Дух святой. «Облечетеся силою выше» ( Лк.24:49 ), сказал о этой ризе Господь.

Облекаются христиане в свойства Христовы, действием всеблагого Духа.

Возможно для христианина это одеяние. «Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти» ( Рим.13:14 ), говорит Апостол.

Сперва, руководствуясь Евангелием, откинь вражду, памятозлобие, гнев, осуждение и все, что прямо противодействует любви.

Евангелие велит молиться за врагов, благословлять клянущих, творить добро ненавидящим, оставлять ближнему все, что бы он ни сделал против нас.

Постарайся, желающий последовать Христу, исполнять все эти заповедания самым делом.

Очень недостаточно: только с удовольствием прочитать веления Евангелия, и подивиться высокой нравственности, которую они в себе содержат. К сожалению, многие этим удовлетворяются.

Когда приступишь к исполнению велений Евангелия: тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки: твое собственное плотское состояние, при котором ты подчинен плоти и крови, и падшие духи, которым подвластная страна – плотское состояние человека.

Плотское мудрование, его правда и правда падших духов потребуют от тебя, чтоб ты не уронил чести своей и других тленных преимуществ, защитил их. Но ты с мужеством выдержи невидимую борьбу, водимый Евангелием, водимый Самим Господом.

Пожертвуй всем для исполнения евангельских заповедей. Без такого пожертвования ты не возможешь быть исполнителем их. Господь сказал ученикам Своим: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе» ( Мф.16:24 ).

Когда с тобою Господь, – надейся на победу: Господь не может не быть победителем.

Испроси себе у Господа победу; испроси ее постоянною молитвою и плачем. И придет неожиданно действие благодати в твое сердце: ты ощутишь внезапно сладостнейшее упоение духовною любовию ко врагам.

Еще предстоит тебе борьба! еще нужно тебе быть мужественным! Взгляни на предметы твоей любви: они очень тебе нравятся? к ним очень привязано твое сердце? – Отрекись от них.

Этого отречения требует от тебя Господь, законоположитель любви, не с тем, чтоб лишить тебя любви и любимых, но чтоб ты, отвергнув любовь плотскую, оскверненную примесью греха, соделался способным принять любовь духовную, чистую, святую, которая – верховное блаженство.

Ощутивший любовь духовную, с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви.

Как отречься от предметов любви, которые как бы приросли к самому сердцу? – скажи о них Богу: «Они, Господи, Твои; а я – кто? немощное создание, не имеющее никакого значения».

«Сегодня я еще странствую на земле, могу быть полезным для любимых моих чем нибудь; завтра, может быть, исчезну с лица ее, и я для них – ничто!»

«Хочу, или не хочу, – приходит смерть, приходят прочие обстоятельства, насильственно отторгают меня от тех, которых я считал моими, и они уже – не мои. Они и не были по самой вещи моими; было какое-то отношение между мною и ими; обманываясь этим отношением, я называл, признавал их моими. Если б они были точно мои, – навсегда остались бы принадлежать мне».

«Создания принадлежат одному Создателю: Он – их Бог и Владыка. Твое, Господь мой, отдаю Тебе: себе присвоил я их неправильно и напрасно.

Для них вернее быть Божиими. Бог вечен, вездесущ, всемогущ, безмерно благ. Тому, кто Его, Он – самый верный, самый надежный Помощник и Покровитель.

Свое Бог дает человеку: и делаются человеку человеки своими, на время по плоти, на веки по духу, когда Бог благоволит дать этот дар человеку.

Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она – в Боге. «Вси едино будут , – вещал Спаситель мира ко Отцу Своему, – якоже Ты, Отче, во Мне, да и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» ( Ин.17:21 ).

Смирение и преданность Богу убивают плотскую любовь. Значит: она живет самомнением и неверием.

Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую.

Если же любовь твоя – пристрастие противозаконное, то отвергни ее, как мерзость.

Когда сердце твое не свободно, – это знак пристрастия.

Когда сердце твое в плену, – это знак страсти безумной, греховной.

Святая любовь – чиста, свободна, вся в Боге.

Она действие Святого Духа, действующего в сердце, по мере его очищения.

Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, отрекшись от плотской любви, стяжи любовь духовную; «уклонися от зла, и сотвори благо» ( Пс.33:15 ).

Воздавай почтение ближнему как образу Божию, – почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению.

Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, – и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

Причина этой святой любви – не плоть и кровь, не влечение чувств, – Бог.

Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они – образ Божий.

Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.

Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.

В христианине воздай почтение Христу, Который сказал в наставление нам и еще скажет при решении нашей участи вечной: «Еже сотвористе меньшему сих братий Моих, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ).

В обращении твоем с ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему.

Наперсник любви к ближнему входит ею в любовь к Богу.

Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты – в горестном самообольщении.

«Аще кто речет , – говорит святой Иоанн Богослов, – яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего» ( 1Ин.4:20–21 ).

Явление духовной любви к ближнему – признак обновления души Святым Духом: "Мы вемы , – говорит опять Богослов, – «яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию; не любяй бо брата пребывает в смерти» ( 1Ин.3:14 ).

Совершенство христианства – в совершенной любви к ближнему.

Совершенная любовь к ближнему – в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии.

Преуспеяние в любви к Богу – бесконечно: потому что «любовь» есть бесконечный «Бог» ( 1Ин.4:16 ). Любовь к ближнему – основание в здании любви.

Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата царства небесного. Аминь.

Лествица. Слово XV. гл. 3.

Слово III, гл. 16

Читайте также: