Притча о виноградной лозе

Обновлено: 22.12.2024

Все вышеизложенные притчи Господни, собраны евангелистами – синоптиками. У Иоанна этих притч нет. Но у него есть другие притчи. Их немного и по характеру своему они очень отличаются от притч синоптических. Собственно говоря, в полном смысле слова «притч» у Иоанна имеется только две: «О Пастыре Добром» и «О виноградной лозе». Остальные притчи не имеют законченного сюжета и являются только краткими сравнениями высших духовных истин с земными предметами и понятиями, каковые Господь постоянно употреблял в своих беседах о Царствии Божием и о путях к нему. Так, можно отметить у Иоанна следующие изречения:

О ХРАМЕ ТЕЛА СВОЕГО

«Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус». ( Ин.2:19–22 ).

ПРИТЧА О ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЕ

В последние дни Своей земной жизни, Христос реже говорил притчами, а чаще излагал Свое учение прямым свидетельством о Себе, как о Сыне Божием и Спасителе мира.

«Доселе Я говорил вам притчами», – сказал Господь Апостолам после Тайной Вечери, – «но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» ( Ин. 16:25 ).

На пути в Гефсиманский сад, проходя среди виноградников, расположенных но склонам Елеонской горы, Господь сравнил Себя с виноградной лозой и учеников Своих с ее ветвями. Это была последняя притча Христова.

«Я есмь истинная виноградная лоза», – сказал Господь, – «а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».

Эта притча настолько прозрачна по своему смыслу, что уже почти не является «притчей», а просто открытым свидетельством Христа о Себе, как о единственном Источнике, питающем все ветви Древа Жизни. Виноградная лоза, ее ветви и кисти плодов на все времена запечатлелись в сознании христианского мира, как необычайно яркий символ единения Христа и Его Церкви. И этот символ особенно дорог христианскому сердцу потому, что он напоминает о Святой Евхаристии, где плоды виноградной лозы претворяются в истинную кровь Христову, питающую Церковь для жизни вечной.

Христос – «Лоза», – несет на себе много ветвей. Одни из них, не приносящие плода, Бог-Отец – «Виноградарь», – отсекает и предает огню, они погибают; другие, приносящие плоды, Отец очищает, чтобы они давали больше плодов.

Слова «отсекает» и «очищает», имеют бездонную глубину и требуют всестороннего богословского толкования. Вообще же, они имеют ввиду жизнь членов Церкви, как грешников, так и праведников. И преддверие Суда. Но Апостолов, к которым непосредственно была обращена эта речь, Господь называет ветвями «очищенными». – «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. » Что это значит? Это значит, что Апостолы, за все годы пребывания со Христом, слушали Слово Его и открывали свои сердца для принятия этого Слова. Слово Божие, очистив их души от греховной суеты, преобразило их жизнь и навек соединило со Христом. Такова сила Слова Божия.

«Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого», – писал Ап. Павел к евреям, – «оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим ответ. » ( Евр. 4:12–13 ).

Конечно, то, что Христос сказал Апостолам, имеет и распространительное значение: т.е. относится и ко всем людям, очищающимся Словом Божиим. И ко всем относится обетование Христа: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. » ( Ин. 15:7–8 ).

В той же прощальной беседе, перед первосвященнической молитвою, Господь говорил: «. Я исшел от Отца и пришел в Мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Ученики Его сказали Ему: вот теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел». ( Ин. 16:28–30 ).

Как видно из содержания всех изложенных в Евангелии притч Христовых, в них раскрывается существенно все учение о Царствии Божием, о путях человеческих к его достижению; о Царе царства – Сыне Отца Небесного – Спасителе мира Христе; о суде Божием над душою человеческой, прошедшей земной путь и, наконец, о воздаянии за зло или добро в вечной жизни.

Из всех притч, сказанных Иисусом Христом в начале Своего служения, самой характерной является притча «О сеятеле», посеявшем Слово Божие в душах человеческих, а самой характерной для последнего периода Спасителевой проповеди, оказывается краткая притча «О зерне пшеничном», которое должно умереть в земле, чтобы ожить для вечности. Семя – есть Слово Божие; Сеятель – Сын Человеческий, а пшеничное зерно – Голгофская жертва Богочеловека за спасение мира от греха и смерти для вечной жизни в Царстве Небесном.

Похожая притча

Притчи Иисуса Христа Содержание

Притча о виноградной лозе представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Христа. Она содержится в 15 главе Евангелия от Иоанна с 1 по 8 стихи.

О ДУХЕ БОЖИЕМ

«Кто жаждет, иди ко мне и пей». «Кто верует в Меня», – возгласил Христос на празднике в храме Иерусалимском, – «у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ис. 12:3 ; Иоил. 3:18 ). Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него. » ( Ин. 7:37–38 ).

Текст притчи

Похожая притча

Иисус Христос проповедовал Свое учение в разных городах вместе со Своими учениками – 12 апостолами. Чтобы народ лучше Его понимал, он часто рассказывал небольшие истории, в каждой из которой был заложен определенный смысл. Такой жанр мы называем притчами. В этом разделе вы найдете все притчи Иисуса Христа с толкованием.

ПРИТЧА О ПАСТЫРЕ ДОБРОМ

Эта притча была сказана Иисусом Христом в Иерусалиме, на празднике «Обновления», вскоре после дарования зрения слепорожденному. От века неслыханное чудо всколыхнуло умы всех Иерусалимлян и, одновременно, возбудило новый взрыв зависти и ненависти ко Христу со стороны книжников и фарисеев. Фарисеи считали себя истинными духовными вождями народа, «зрячими» пастырями, ведущими свою паству к Царствию Божию. Но популярность их в массах народа все ослабевала, а влияние Христа непрестанно возростало.

И после того, как бывший слепец, изгнанный фарисеями, поклонился Христу и исповедал Его своим Господом, Иисус сказал народу: – «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: «Неужели и мы слепы?» На это Иисус Христос ответил: «. Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. » ( Ин. 9:41 ).

Вслед за этими словами, обращенными к фарисеям, Христос сказал притчу о том, кто есть истинный пастырь народа Божия, т.е. о Самом Себе: «Истинно, истинно говорю вам», – обратился Господь к иудеям, – «кто не дверью входит в двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник, а входящий дверью есть пастырь овцам, ему придверник отворяет и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет пред ними, а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» ( Ин. 10:1–5 ).

Содержание притчи было взято из общепонятной жизни пастухов иудейских, но, тем не менее, символический смысл рассказа не был понят слушателями Христа: – «они не поняли, что такое Он говорил им» ( Ин. 10:6 ).

Тогда Господь объяснил им: «Я есмь дверь; кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. »

Этими словами Христос открыто объявил иудеям, что Он, как Мессия, есть истинная «дверь» в Царство Небесное, единственный вход в него, «рядом» с которым другого не существует: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь. » «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. »

Здесь возникает вопрос: – кого Христос называет «ворами и разбойниками», которых «овцы», т.е. Ветхозаветная Церковь не послушалась? Конечно, – это не были ветхозаветные пророки, говорившие о Мессии духом и именем Божиим, но это были лжепророкп и лжеучители, выставлявшие себя вместо Мессии, говорившие народу от себя, самозванцы, которых появлялось уже много в истории, появляется ныне и будет еще много появляться в мире.

Но эти самозванцы, как бы они ни были гениальны, как бы красиво ни говорили о жизни, какие бы блага ни сулили своим последователям, – не могут дать им истинной жизни, «жизни с избытком», т.е. жизнь переливающуюся за края временности, переходящую в вечность.

А эту жизнь может дать только Тот, кто Сам есть Жизнь, кто одновременно есть и «Дверь» в жизнь вечную, и истинный Пастырь пасомых.

Как верный пастырь не щадит своего покоя и жизни для сохранности стада, так Пастыреначальник – Мессия, – Христос «полагает жизнь свою» за словесное стадо.

«Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец», – сказал Христос, – «а наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их».

Эти слова, о истинном пастырстве, относились к современным Иисусу Христу духовным вождям еврейского народа, книжникам и фарисеям, но они в такой же мере относятся и ко всем тем пастырям Христианской Церкви, которые за деньги и за всякие житейские выгоды пасут словесное стадо; они тоже суть «воры и разбойники» и «наемники», ибо без подвига самоотречения и без готовности для служения стаду Христову идти на все опасности, вплоть до смерти, – невозможно быть истинным пастырем Церкви. Это надо знать всякому епископу и священнику Церкви Христовой.

«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец». В этих словах Христа звучит уже не только объяснение символов рассказанной притчи, но и открытое свидетельство о неразрывном единстве Доброго Пастыря с Богом Отцом и с овцами Своего стада и о грядущей жертве за спасение людей.

Фарисеи и книжники должны были понять символику и прямое свидетельство Христово о Пастыре и овцах дома Израилева. Они известны были им из книг ветхозаветных пророчеств. Но, увы, духовные очи этих вождей были закрыты и они не разумели Писания. В частности, они могли бы вспомнить пророчество Иезекииля: «Сын человеческий, изреки пророчество на пастырей Израилевых. и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих. Не стадо ли должны пасти пастыри. вот Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец. Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. буду пасти их на хорошей пажити и загон их будет на высоких горах Израилевых». ( Иез. 34:1–14 ). Й у Иеремии: «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей, – говорит Господь» ( Иер. 23:1 ), и многое другое.

Однако, в притче Своей, Господь говорил не только об овцах ветхозаветного дома Израилева. Он говорил о всей Церкви: «Есть у Меня и другие овцы», – сказал Христос, – «которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».

Это есть не что иное, как пророчество о Единой, Соборной и Апостольской Церкви, которую Он, «Единый Пастырь», соберет кровию Своею вокруг Себя ( Деян. 20:28 ).

Оставаясь на празднике «Обновления» и проповедуя в притворе Соломоновом, Христос говорил о Себе, как Мессии и Сыне Божием. «Тут иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. » Тогда Господь вновь напомнил им о Своей притче: «. вы не верите, – сказал Он – ибо вы не из овец Моих. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною».

«И Я дам им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно». ( Ин. 10:23–30 ).

Таким образом, притча о «Пастыре Добром» сперва будучи сказана Христом, как и все другие притчи, в символах и прообразах, закончилась открытым свидетельством Христа о Своем Бого-Сыновстве и единстве с Богом Отцом.

В литургической практике Православной Церкви, притча о Пастыре Добром обычно читается на Утрене и на Литургии праздников, посвященных памяти великих святителей – пастырей Церкви.

Похожая притча

Притчи Иисуса Христа Содержание

Притча о двух сыновьях представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Христа. Она содержится в 21 главе Евангелия от Матвея с 28 по 32 стихи.

Толкование

Если твоя жизнь проходит без Христа, то ты эта ветвь, которая засохнешь, погибнешь и не принесешь плода. Как ветвь без ствола не может сама плодоносить, так и человек, если не находится с Господом. Библия говорит нам, что Бог есть источник всякой жизни. Когда человек находится в Боге, то жизнь, которую получает, она возносится к Богу, как благодатная молитва, как любовь.

Если человек уже находится на кресте и уже плодоносит, то такую ветвь Христос уже не будет обрезать. Те, кто работал с виноградником, знает, что ветви, которые не плодоносят могут обрезать так, что останется одна коряга. Человек должен понимать, что Господь будет обрезать каждого верующего в него. Если человек уже присоединился к Богу. Он удалит все черты характера, которые не угодны Господу.

«Я есть истинная виноградная лоза, а отец мой – виноградарь». Вы пришли к Иисусу, вы привились к Нему и находитесь на Нем, вы учитесь от Него, вы смотрите на Него. Если вы не смотрите, то от кого вы учитесь? У кого берете пример для подражания? Откуда поступают соки в вашу жизнь? Они не поступают.

Верующий человек не может быть без общения с Богом (это молитва, размышление, поступки, которые мы приносим перед Господом, как жертву). Если человек не знает, что хочет Создатель, он не будет делать так.

«Всякую ветвь на Мне, что не приносит плодов, Он обрезает, а плодоносную ветвь очищает, чтобы бо́льшим был урожай». Если ты уже дал Отцу обрезать себя однажды, а затем повторно, а потом в третий раз, то я почти уверен, что я уверен, что у тебя уже есть плоды. Но это значит, что Он и дальше будет тебя обрезать. Это значит, что Господь и дальше будет делать перемены в твоей жизни.

Если человек подобен забывчивому слушателю, который пришел на проповедь, послушал, понравилось, но когда вышел все забыл, то «таковы ветви Господь отсекает и выбрасывает вон и в огне они сгорают». Когда мы читаем текст, что Господь отрезает ветвь – это Его шаг на встречу вам. Но вы тоже должны пойти на встречу Ему. При вашей встречи образуется ветвь, которая начинает приносить плод.

Текст притчи

О ВОДЕ ЖИВОЙ

«Всякий, пьющий воду сию», – сказал Христос самарянке, пришедшей черпать воду из колодца, – «возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. » ( Ин.4:13–14 ).

Толкование

В этой притче Господь рассказывает, как отец сказал одному сыну, чтобы тот пошел работать в его виноградник. Сын сразу отказался, но потом согласился. Отец предложил и второму сыну, который согласился, но сам не пошел. Кто из них исполнил волю отца?

Кто же стоит за образами притчи?

«Человек» – это Иисус Христос. В Евангелие от Матвея Господь часто называл себя «Сыном Человеческим».

«Сыновья» – еврейский народ. Но также под сыновьями нужно подразумевать весь род человеческий, который живет на нашей планете.

«Виноградник» – это церковь Иисуса Христа.

И вот человек (Иисус Христос) приглашает к себе для работы (Спасения) двух сыновей своих.

Целью этой притчи – показать духовные слепоту и невежество духовных вождей иудейского народа. Ведь именно они должны были первыми узнать в Иоанне Крестителе – пророка Иисуса Христа. Им известны все пророчества, но они не поняли этого, в отличие от простого народа. Они научились понимать, какой погода будет завтра, а вот знамение времен, что на Землю пришел Мессия и пророк Всевышнего, нет.

«Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». В то время мытари и блудницы были самыми презираемыми людьми, но у них больше шансов на Спасение.

Вторая цель этой притчи – преподать некоторые нравственные уроки, в том числе и нам, христианам, которые будут впоследствии читать слова этой притчи.

Двух сыновьях в притче нельзя назвать примерными. На их примере Христос показывает два типа людей (израильтян, того времени). Первый был недопустимо груб с отцом, так как отказал ему в помощи. Но далее он раскаялся и пошел работать в винограднике своего отца. Под первым сыном подразумевается простой еврейский народ, который может и жил греховной жизнью, но в последствии раскаялись и пришли к Господу.

Второй сын – лживый, лицемерный. Под ним Иисус Христос подразумевает этих религиозных вождей, которых Он называл слепыми. Это первосвященники, книжники, фарисеи, саддукеи, старейшины народа и другие религиозные иудеи, которые прежде всего смотрели ни вокруг себя, а в рот своим религиозным вождям. А ведь они обещали повиноваться Богу и Слову Его. Но когда пришел пророк Всевышнего, они отвергли его. Когда пришел Мессия и заявил, что Он – Христос, что Он и есть Мессия, который должен прийти, они распяли Его на кресте.

О ЗЕРНЕ ПШЕНИЧНОМ

«Истинно, истинно, говорю вам», – сказал Господь Еллинам, пришедшим на праздник, – «если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

«Любящий душу свою» (т. е. земную жизнь), «погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную» ( Ин.12:24–25 ).

Читайте также: