Притча о горчичных зернах будда
Обновлено: 21.12.2024
Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.
- Стандартное промо
- 3 000 промо-показов 49 KР
- 5 000 промо-показов 65 KР
- 30 000 промо-показов 299 KР
- Выделить фоном 49 KР
Статистика по промо-позициям отражена в платежах.
Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.
Спасибо
Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.
Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.
Однажды к Будде пришла женщина, у которой только что умер маленький ребенок. Он был ее единственной радостью, смыслом всей жизни.
— Помоги мне, Почитаемый в Мирах! — просила она, вся в слезах.
Будда мягко улыбнулся и сказал ей:
— Пойди в город и попроси немного горчичных зерен в доме, где никто не умирал. Принеси эти зерна мне, и я тебе помогу.
Женщина побежала в город, в ее сердце затеплилась надежда. Она ходила из дома в дом, но в каждом слышала одни и те же слова:
— Нам не жалко горчичных зерен, мы дадим тебе их сколько угодно, но смерть посещала наш дом.
В каждой семье хоть раз кто-то умирал.
Женщина ходила весь день и наконец поняла великую истину: смерть — это часть жизни, ее другая сторона.
Когда она вечером вернулась к Будде с пустыми руками, тот спросил:
— Где же горчичные зерна?
Женщина улыбнулась и ответила:
— Просвети меня, Учитель, я бы хотела познать То, что никогда не умирает.
Похожая притча
К ак-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде:
— Неужели тебя не задевают наши слова?!
— Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, — ответил Будда. — А мое — принимать ваши оскорбления или нет.
Похожая притча
П обедоносный пребывал в Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анатхапиндада. В то время монахи вернулись с летней аскезы, пришли к Победоносному, поклонились ему и осведомились о его здоровье.
– Не измучились ли вы? – обратился он к монахам, породив жар сердечного милосердия.
Тут Ананда спросил Победоносного:
– С какого времени присуще Победоносному сердечное милосердие, высказанное им монахам?
– Если ты хочешь знать об этом, то я тебе поведаю, – сказал Победоносный Ананде.
Давным-давно, столь бессчетное количество кальп тому назад, что и не перескажешь, в ад живых существ низверглись два человека, творивших зло. Стражи ада заставляли их таскать железную колесницу и били железными молотами, побуждая без устали бегать.
Один из них, слабый физически, будучи не в состоянии волочить колесницу, подвергался ударам железного молота, умирал и снова возвращался к жизни.
Его напарник, видя такие мучения и породив помысел о милосердии, сказал стражу ада:
– Я один буду тянуть железную колесницу, отпусти этого человека!
Разгневавшись, страж ада ударил его железным молотом, отчего тот сразу умер и возродился в небе тридцати трех богов.
– Ананда, – закончил Победоносный, – человек, пребывавший в то время, в той жизни, в аду живых существ и породивший милосердие, – это я ныне. В то время в аду живых существ я впервые породил помысел о милосердии.
С того времени и по сей день обо всех живых существах мыслю с милосердием и любовью.
Ананда и многочисленные окружающие безмерно радовались рассказу Победоносного.
Похожая притча
Будда сидел в задумчивости, медитируя и созерцая закат солнца. Этим вечером его посетила печаль. Не потому, что он осознавал, что весь материальный мир - лишь поток чувств, впечатлений и мимолетных переживаний, лишь извечное волнение дхарм, порождающих образ преходящего существования. Не потому, что сами дхармы, эти первоатомы бытия - тоже иллюзия. Нет, не это было причиной. Несмотря на идею об иллюзорности всего бытия и другие парадоксы своего учения, сердце Просветленного было сострадательным к людям. И перед его мысленным взором в эти дни появлялась незнакомая женщина с маленькой дочкой. Дело в том, что накануне произошла встреча, которая смутила его и надолго запомнилась его ученикам.
В одном селении Будду остановила растрепанная женщина, которая бросилась ему наперерез с безумными глазами и громкими стенаниями:
- Святой человек! Прошу тебя, святой человек! Верни мне мою дочь! Я знаю, ты - Будда, ты можешь это!
Ученики попытались было оттащить безумную женщину от Учителя, но Будда остановил их, и, подозвав несчастную к себе, спросил ее:
- Я тебя слушаю, женщина. В чем твое горе, расскажи мне, и я, конечно, помогу тебе.
Женщина упала перед Просветленным на колени, и он, движимый состраданием, опустился на колени рядом с ней.
- Моя любимая дочь, единственная моя, умерла. Она только что умерла. О, горе мне. Но мне сказали, что ты всех жалеешь. Ты - Будда. Ты должен мне помочь, ты не можешь мне отказать. Помоги мне, святой человек!
Женщина с отчаянием и надеждой посмотрела в глаза Будды.
Ученики тоже смотрели на Учителя. Как объяснить этой несчастной женщине, убитой горем, что оживить мертвого невозможно? Что все те мнимые оживления, которые демонстрировали некоторые факиры, когда мертвец начинал двигаться, были обманом. Что тело мертвеца потом все равно разлагалось. Разве их Учитель будет обманывать эту женщину, которая с такой мольбой смотрела на него?
- Поднимись, женщина. Я помогу тебе, ведь для Будды нет смерти.
Слова Учителя ошеломили учеников. Ведь не собирается же он оживить мертвую дочь этой несчастной? Все же знают, что это невозможно. Или он на самом деле владеет тайной смерти и оживления? Или Будда так сострадает этой женщине, что просто обманывает ее?
По лицу женщины было видно, что надежда расцвела в ее сердце. Она пала на землю, прижавшись губами к его ногам, целуя их и приговаривая:
- Я знала! Я знала, что Будда вернет мне мою дочь.
Будда некоторое время гладил рукой ее растрепанную голову, а потом сказал:
- Я помогу тебе. Но и для меня это непростая задача. Ты должна помочь мне.
Женщина подняла глаза на Просветленного.
- Все, что ты скажешь, святой человек!
- Ты должна найти горчичное зерно из дома, в котором никто не умирал. Только из такого дома. Иначе я не смогу тебе помочь и вернуть твою дочь.
Обезумевшая от горя и надежды женщина не поняла всего смысла сказанных слов и решила, что это несложно, и встреча с любимой дочерью близка. Она вскочила на ноги.
- Я побежала за горчичным зерном! Только будьте здесь, не уходите! Я обязательно принесу такое горчичное зерно!
Учитель с учениками трое суток оставались в селении. В это время несчастная женщина ходила по деревне, но в каждом доме узнавала, что и там тоже кто-то умирал, и там тоже теряли близких. Тогда она обошла соседние деревни, но и там было то же самое. Наконец женщина поняла, что нет такого дома, которого бы не коснулась смерть. И на четвертый день уже не ходила на поиски, но готовила погребальный костер.
Легенды по-разному передают эту историю. Говорят, что умершим был сын, а не дочь женщины. Говорят, что Будда попросил женщину найти просо, а не горчичное зерно. Еще говорят, что женщина постигла всю глубину истины о страданиях, и вернулась к Будде, став его верной ученицей. Другие же утверждают, что к Будде она не пошла, но это он, произнеся некое мудрое изречение про познание истины о страданиях, о смерти и о Нирване, отправился с учениками в дальнейший путь.
Так или иначе, но Просветленный не вернул несчастной дитя. Не оживил его.
И вот сейчас, по прошествии нескольких дней, Будду посетила печаль. Он сидел в задумчивости и медитировал.
Действительно ли он правильно поступил? Действительно ли смерть невозможно победить? Действительно ли он постиг истину? Ведь согласно открывшейся ему истине подлинным бытием обладает лишь Нирвана, а весь этот мир с его жизнью, страданиями и смертью иллюзорен.
Иллюзорен цветок лотоса, обладающий приятным коричным запахом, цветок, который так любил Будда. Иллюзорен водоем, в котором этот прекрасный цветок растет, и запах прохлады. Иллюзорна сама жизнь. Иллюзорна сама смерть. И горе, и страдания. И запах смерти, противостоящий запаху жизни, запаху лотоса. И он иллюзорен.
Наверное, при этих мыслях в сердце Будды шевельнулось сомнение. В его память остро врезалось впечатление юности, когда он тайно покинул дворец отца и встретил похоронную процессию и обонял запах смерти. Именно тогда он больше всего захотел освобождения от страданий.
Нет, он - Будда - не вернул женщине дитя. И в его сердце была грусть. Может быть, он прозревал толщу веков и тот момент, когда в Вифлееме родится Некто другой, Который тоже будет учить людей, Который тоже будет сострадать им и даже любить их, до последнего грешника, и Который опечалится, узнав о смерти ближнего. Но владея тайной смерти и оживления, Он, стоя у погребальной пещеры друга, властно скажет:
- Лазарь! иди вон.
И четырехдневный мертвец, в котором уже началось тление, и который начал смердеть, вдруг воскреснет, наполнится жизненной силой и выйдет вон из гроба.
Может быть, это видение посетило Просветленного.
Может быть, именно в этот момент за всю свою долгую жизнь он был ближе всего к Истине.
Читайте также: