Притча о слоне и слепых мудрецах разбор выводы

Обновлено: 23.11.2024

Старинная притча рассказывает о дискуссии шести слепых индийских
мудрецов относительно того, что есть слон. Каждый из них предварительно ощупал
слона. Один ощупывал его бок и решил, что слон – это что-то вроде огромной
стены. Другому достался бивень, после чего он заключил, что слон – это что-то
вроде копья. Третий слепой старец, держа в руках хобот слона, сказал, что слон
похож на змею. Четвертый, ощупывая ногу, предположил, что слон похож на дерево.
Пятый мудрец, которому досталось ухо, утверждал, что слон похож на веер,
опахало. Шестой, ощупав хвост, считал, что слон – это что-то вроде веревки.

Татьяна Фоменко

Если речь идет о каком-то явлении или объекте, каждый имеет свою точку зрения о том, что это такое и видит его только своим ВНУТРЕННИМ зрением, каждый, по-своему, прав, но не видит других сторон объекта. А так как не видит, то их и "нет"!Точно также и в жизни, люди видят то, что они хотят увидеть, а не то, что есть на самом деле. Отсюда, предубеждения, нежелание принять чью-то другую точку зрения на какой-то вопрос. Еще есть выражение-Мысль изреченная есть ложь. Нельзя на 100% правильно и точно описать что-то словами, все равно будет неточность (то есть-ложь! ) и поймут тебя искаженно. Хотя, люди и могут говорить об одном и том же. Кому-хвост, а кому-стена. А на самом деле-СЛОН!

Юлия Астахова Julia Fokina

То что психология - наука слепых дураков.
Ни один предмет не может по человечески описать.

Ольга Емелькина

Ученый спор.
Самуил Маршак

Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.
Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.
Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон — одна
Из безопасных змей.
Ощупал третий два клыка,
И утверждает он:
— На два отточенных штыка
Похож индийский слон!
Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.
А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше чем глиста.
Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.
А так как пятый был силен, —
Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!

Похожая притча

Основано на притче о трёх слепых мудрецах и слоне, краткое изложение которой представлено ниже и, намеренно изменено автором этих строк, для ввода читателя в сюжетную линию.

Трёх слепых мудрецов подвели к слону, и сказали им чтобы каждый до него дотронулся и дал ответ на вопрос: что такое слон? Первый дотронулся до хобота, второй до бока, третий до хвоста. После их спросили:
— Что есть слон?
Мудрец, который стоял у хобота:
— Слон, это живая змея.
Второй, который около бока:
— Это колонна.
Который у хвоста:
— Верёвка.

Столпотворение людей, ни конца ни края. Весь мир ослеп, и потянулись к Слону, наощупь, но тянуться. Ползают, а кто-то из них в безумном отчаянии бежит и так как не видя ничего, врезаются в спины других слепцов. О, да, это мир, в котором все учителя, ибо каждый таковым себя и считает. Учитель учит учителя, и грызется с ним, когда его учения, его мнение, не берут на веру. Много таких собралось здесь, что и не продохнуть, душно в телесной вони. Говорят, где-то там за горами прилипших друг к другу громадного количества потных тел, что аморфными пузырями булькающей массы, ползком приближаются к Слону - есть Они: три мудреца, которые истинно знают что такое Слон, ибо они к Нему, воистину прикоснулись, и мало того, они стоят с Ним рядом! А цепью от них, жутким переплетением, один за ногу держит одного, за ногу второго кто-то другой, с ног которого и другие, все помогают росту этой запутанной цепи. И каждый из них передаёт ощущение предыдущего, но при это добавляет и своё. Так тысяча первый, держа за пятку тясячного, учит всех, что слон - это грязный камень. и много кто что говорит, зачем их слушать? Одно у них внутри, кичливое убеждение своей правоты, кое в себе держат и напоказ выставляют редко: я тот, кто дотронулся до того, который держит Слона. Хотя тот, который перед ним, лишь тысячный, и говорит тысячный, что именно он Слона и держит. Если бы каждый из них, в том или ином вопросе, делал предельно обьективный вывод и делился с остальными, то в том или ином вопросе, они предельно бы приблизись к правде, но им этого не нужно, ибо хорошо им с позиции существования, и это их устраивает, и плевать им на то, что плохо с позиции души, они считают что они и есть душа, но. разве Она в них сияет? В этом царстве душа не более чем слово и инструмент для достижения низменных целей. И всё кричат, мол, у Слона, и что виденье их ощущений, их мировозрение, истинны. Но что о них говорить, когда и у самого Слона, рядом с тремя мудрецами. и здесь. понабежали! За всё схватили! Чуть ли не рвут! И что только эти слепцы ни кричат! Один кричит:
- Слон, это колбаса!
. УЖАС.
А многие и десятитысячного не тронули, не могут и тех найти, бродят без ориентира - в этом гаме им трудно Его найти, - и натыкаясь друг на друга, вопят:
- Слон, это Хаос.
Но.
В прах обратилось тленное; улеглось, развеялось, стало тихо; и вместе с лёгким, знойным ветром, на пустынной земле остались только Слон и три слепых мудреца.
И настал момент - мудрецы прозрели!
Первый отошёл от хобота, второй от бока, третий от хвоста. Посмеялся каждый над своей истиной, а потом и вместе над общей ситуацией смеялись до слёз.
Затем отошли немного от Слона, встали в ряд, и каждый, сохраняя глубокое молчание, стали на Него смотреть.
Стоят, слушают своё дыхание и ветер, и смотрят на Слона.
Опустили свои веки, и каждый погрузился в глубокое безмолвие.
Появились вскоре звуки ума, и стали они шум создавать в их головах. И одновременно: первый, который слева от остальных, стал прислушиваться к тому, что же происходит вокруг; второй мудрец просто открыл глаза; а третий вздохнул так, что его вздох услышал он сам и услышали остальные. Затем вдохнули в грудь они воздух, и произнесли на одном выдохе:
- Диво.
И одновременно вопросили вслух:
- По какой причине Он стоял, когда мы стояли у него и многие кружились вокруг Него? И сейчас, когда нету всех, Он стоит на месте, не идёт. Воистину, уму непостижимо.
Все замолчали и, после недолгой паузы, третий произнёс:
- Истина есть то, что имеет постоянство, значит и Слону суждено стоять.
Первый, услышал его слова и, слегка повернув голову влево, молвил:
- Во правду, дивен Слон, и горизонт дороги, по которой Он пришёл сюда, и по которой Он шёл вперёд, и горизонт, что в конце дороги той, виден мне, и небо, что над Ним мне видно. (Хобот)
Второй же говорит, перед этим глянув себе под ноги:
- Слон дивен, что во правду, и земля на которой Он стоит, и небо дивное; и больше вижу землю я, и Его, и вижу небо, что над Ним. (Бок)
Третий, глянув вправо:
- Дивен Слон, и горизонт дороги, по которой Он пришёл когда-то и ныне здесь стоит; и горизонт мне виден тот, как и небо видно. (Хвост)
Первый:
- Что за путь Его, какой же он? Ведь край Его дороги, по которой он шёл когда-то, виден мне.
Второй:
- Причину бы узнать, из-за чего стоит Он на земле, что ныне непригодна и бросается в глаза мои, её покров мне виден.
Третий:
- На что земля и цель пути Его? И нам ли познавать? Узнать бы Мир, из которого Он вышел, ибо той дороги я вижу даль.
Первый:
- Значит всё же я к Нему был близок, ведь Его узрел я и вижу путь Его, и по нему Он шёл вперёд, и по центру глаз моих Его я вижу хобот.
Второй:
- Возможно, близок, был, но всё же, к дыханию Его я приближен был. Не оно ли движет, потоки Свыше пропуская, и по центру глаз моих, его я вижу бок.
Третий:
- Неужели вы близки, а где же опыт, что в следах своих Он оставлял, меняя миг на новое движение? Ведь я у ног Его стоял, и ощущал их мощь, и на их следах стоял, в коих эхо всех эпох прошедших в мироздании; у ног, шаги которых изменяли все пространства, ещё до нас, когда Он ходил, ведь предстал пред всеми Он стоячим. И больше, не говорите ничего, Вы не были близки к дороге, по которой Он уже ходил, ведь ты (обращается к первому) стоишь от нас всех слева, справа я стою.
Ты слева видишь путь, а справа же его (о втором) и о левой стороне ты знаешь, и сердце слева тоже бьётся, а ты (обращается ко второму) в середине нас стоишь, и бок Слона, в котором сердце, видишь пред собой, и значит к левой стороне привязан ты, и к области Его, что близка к ней сквозь ипостаси, но и к правой, о чём не спорю, но с боков своих ты видишь только нас. Я же справа, и слева вижу вас, но справа виден опыт, и виден путь, за которым сам Исток; а о правой стороне, о духе Свыше, уж нам не нужно много слов, и в доказательство устам моим - по центру глаз своих, его я вижу хвост.
В ответ никто не говорил, первый только слушал что вокруг, при этом размышляя о своём, и смотрел то на горизонт, что слева от него, то на Слона; второй не слушал и не говорил, а размышляя о своём, смотрел то на землю и Слона, то на Слона и небо, что над Ним; третий же, периодически громко вздыхал, при этом размышляя о своём и глядя то на горизонт, что справа от него, то на Слона.
Неожиданно, что-то вдруг увидев, второй вскинул руку пред собой, вытянув указательный палец, и взор каждого вмиг устремился в указанную точку - внезапно на Слона кто-то взобрался и, тут же двинувшись с места, Слон повёз его вперёд, и под каждым Его шагом, на пустынной земле стали появляться зелёная трава и цветы.
Трое хором вскричали:
- А это кто?! - и храня полное молчание, проводили их глазами, а после стали так же стоять на обочине - теперь уже пустой - дороги и, дальше смотреть вперёд в направлении, в котором смотрели до этого; и взирая на пустынную землю, далекий горизонт и небо, все трое впали в глубокое безмолвие, лишь с помощью ветра слушая своё дыхание.

Похожая притча

Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?

- Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.

- Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.

Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.

- Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.

Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.

- М-м-м. это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.

- Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.

- Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.

- Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец в руках держал хобот слона.

- Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.

Завязался спор, поскольку каждый слепой мудрец считал свое описание слона правильным. Раджа, разбуженный шумом, вышел на балкон. «Слон — это большое животное», — сказал он. — «Каждый из вас прикоснулся лишь к одной его части. Вам придется сложить все части вместе, чтобы узнать, на что похож слон».

Просветленные мудростью раджи, слепые пришли к согласию: «Каждый из нас знает только часть истины. Чтобы найти истину целиком, мы должны сложить все части вместе».

Эту притчу нередко используют для иллюстрации одной из двух мыслей:

- первая мысль, имеющая отношение к религии, гласит, что любое вероучение представляет собой лишь часть большей истины о Боге.

- вторая - в каждой религии есть лишь частица истины, и все они, в конечном итоге, ведут к Богу разными путями.

Похожая притча

Слепые мужчины и слон
Индуистская басня

Было шесть человек из Индостана
К изучению очень склонны,
Кто пошёл, чтобы увидеть слона
(Хотя все они были слепы),
Что каждый наблюдением
Мог бы удовлетворить ум.

II.

Первый подошел к слону,
И случайно упасть
Против его широкого и крепкого бока,
Тотчас же начал реветь:
– Благослови меня Бог! – но слон же .
Это очень похоже на стену!"

Во-вторых, ощущение бивня,
Крикнул: "Хо! – что у нас тут есть
Такой круглый, гладкий и острый?
Для меня это очень ясно,
Это чудо слона
Очень похоже на копье!"

Третий приблизился к животному,
И случайно взять
Извивающийся ствол в его руках,
Так смело и говорит:
– Я вижу, – сказал он, – слона.
Это очень похоже на змею!"

Четвертый нетерпеливо протянул руку
И ощупал колено.
– На что больше всего похож этот удивительный зверь,
Это очень просто", – сказал он;
– Это достаточно ясно, слон
Очень похоже на дерево!"

Пятый, случайно дотронувшийся до уха,
Сказал: " Даже самый слепой,
Могу сказать, на что это больше всего похоже;
Отрицать тот факт кто может,
Это чудо слона
Это очень похоже на веер!"

Шестой не успел начаться
О звере, которого нужно нащупать,
Чем, ухватившись за качающийся хвост
Это входило в сферу его интересов,
– Я вижу, – сказал он, – слона.
Это очень похоже на веревку!"

И вот эти люди из Индостана
Спорили громко и долго,
Каждый по своему мнению,
Превосходящий жестокость и силу,
Хотя каждый был отчасти прав,
И все были неправы!

Итак, часто в богословских войнах
Спорщики, никто не одержал победу,
Продолжайте ругаться в полном неведении
О том, что значат друг для друга,
И болтать про слона
Ни один из них не видел.

Джон Годфри Сакс (1872 г.)

Ученый спор

Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.
Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.

Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон – одна
Из безопасных змей.

Ощупал третий два клыка,
И утверждает он:
– На два отточенных штыка
Похож индийский слон!

Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.

А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше, чем глиста.

Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.

А так как пятый был силен,
Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!

Самуил Яковлевич Маршак (1940 г.)

Итак, вы узнали известную всем притчу о «мудрецах и слоне». Однако в таких вариантах многие из вас притчу видят впервые. Во второй половине 19 века её поведал некий «американский» поэт Джон Годфри Сакс.

А С.Я. Маршак рассказал её нашей стране. Мы же, опираясь на первоисточник от «господина» Сакса, решили провести небольшой анализ этой притчи-аллегории по Ясне.

Главный герой притчи – слон. Его щупают шесть слепых мудрецов. Почему они слепы? И что они нам показывают? Давайте разбираться.

В шахматах есть фигура слон. Она изображает туру – башню-крепость. Башня-крепость располагается на самом высоком месте. В Ясне это место находится в девятой полочке. Здесь же находятся крепины – соединения веток. Поэтому первый мудрец называет слона стеной. Слон – крепостная стена.

Второй мудрец называет слоновий бивень копьём . Бивень бьёт. Копьё бьёт. Бой – война. Война стоит в третьей полке.

Третий мудрец называет хобот слона змеёй . Змея принадлежит одиннадцатой полке.

Четвёртый мудрец называет ногу слона деревом . Дерево принадлежит десятой полке. Стены крепости деревянные и прочные.

Пятый мудрец называет ухо слона веером . Боевой веер – оружие. Оружие принадлежит первой полке. Здесь находятся понятия оружие и оранжевый цвет, слова одного извода.

Слово « веер », в английском прочтении – « вeer », означает пиво . Пиво – напиток из ржи, ячменя, овса. Всё это так же принадлежит первой полке Ясны. Пиво и пить – слова одного извода.

Шестой мудрец назвал хвост слона верёвкой . Верёвка имеет отношение к реке и дороге . Верёвка вьётся. Река вьётся. Дорога вьётся. Это вторая полка Ясны.

Сам же слон принадлежит основанию и расположился в нулевой полке. Он есть основание всего вышеперечисленного. Он есть сама крепость – боевой слон.

Все эти полки принадлежат тёмным временам Ясны. Поэтому все шесть мудрецов слепы. Все они имеют отношение к слону – крепости. Тьма разгулялась вокруг. Стоит крепость, раскинув свои деревянные стены. Скрепляют те стены шесть башен – детинцев. То шесть мудрецов смотрят темнотой слепых бойниц. Со стен стрельцы-лучники стреляют стрелами-змеями. А под стенами дружины выстроились боевым веером , на штурм идут. В одной руке копья, в другой – верёвки для штурма стен.

Так, сложив тёмные времена Ясны, мы узнали, на что похож слон и что нам хотели показать мудрецы.

В итоге всего вышесказанного возникает интерес к персоне автора. Кто же такой Джон Годфри Сакс (John Godfrey Saxе)? Давайте разбираться.

Имя Джон есть имя Иоанн или Иван.

Отчество Годфри. Первая его часть содержит слово «Год» – «Godfrey». Вторая его часть имеет слово «фрей» – «frey».

Фрейер – Фрей ( Freyr др. сканд. ) – Ингви (господин), в германо – скандинавской мифологии бог плодородия и лета, проживающий в Асгарде (граде Русов).

Буквально его отчество будет значить «Год-лето». Год и Лето – это полный цикл Ясны . Слово «год» стоит впереди по той причине, что цикл Ясны начинается с года, с тёмного времени.

огда имя автора будет звучать как Иван Год-лето Сакс. Другой вариант – Иван Ясный Сакс. И ещё один вариант – Иван Плодородный Сакс.

Отчество Годфрей можно прочитать как Год Плодородный. И это так. Год (тёмный полуцикл Ясны) плодородие закладывает. В этом значении можно сказать – Год Лето готовит и зачинает . Лето, это светлый полуцикл Ясны. Год Лето зачинает, а Лето Год родит. Мы все помним про праздники урожая, «Каков урожай, таков и год». Всем известная пословица: «Готовь летом сани, а зимой телегу». В «ясном» варианте она зазвучит немного иначе: « Год готовит телегу, а Лето сани родит ».

Теперь о фамилии – Сакс. Саксы, Саксоны (нем. Sachsen , лат. Saxones, англ. Saxon ) – это древнегерманские племена. Прибавим сюда германо – скандинавского бога лета – Фрея, проживающего в городе Асгард. Всё это указывает на то, что автор мог быть из жреческого рода Русов. В адрес законов он высказал такие слова: «Законы, как сосиски, перестают вызывать уважение, когда мы знаем, как они сделаны». Такое мог сказать только человек с «правого берега».

Теперь взглянем немного под иным углом на имя, отчество и фамилию автора Джона Годфри Сакса. Его притча охватывает годовое тёмное время Ясны. Имя Джон пишется как «John». Слово « Год » пишется как « Jahr » (нем.). Иван (John) = Год (Jahr), слова одного извода.

Слово «фрей» – «frey» по изводу очень близко стоит к слову «фри» – «fry», что значит жареный». Тогда получаем из отчества автора словосочетание – Год жареный. Он же пареный или вареный. Его можно прочитать как Иван Жареный. Странно, но там, где в притче автора стоит слон, в нулевом времени Ясны, там же стоит и Иван Жареный. Только называется он месяц Январь, что значит Ян (Иван) Вареный.

Фамилия Сакс – «Saxon» всё проясняет окончательно. Буква экс «х» даёт звук «кс». Слово «сакс» читается как «секс». Если слово «сакс» брать в немецком варианте «Sachs», то в этом случае буква «ц», «с» заменяется буквой «к», а буква «х» – «h» оглушается. Мы приходим к тому же варианту слова. Действительно, слова «сакс» и «секс» – слова одного извода.

Иван Жареный. Что или кого он жарит? Ян Варёный, что или кого он варит или парит? Вспоминаем, что Год Лето зачинает или готовит. Но далее в этом направлении мы не пойдём. Здесь скрывается тема «Детям до шестнадцати лет вход воспрещён». Просто отметим, что всё, что мы затронули в контексте с именем, отчеством и фамилией автора, по «странному» стечению обстоятельств, относится к тёмному времени Ясны. Да и сам автор, получается, стоит в нулевой полке Ясны, там, где он слона поставил. Уж не себя ли в притче он описывал? В таком случае суть притчи выглядит следующим образом: борьба с крепостью – это подготовка плодородного года в тёмное время.

Стоит отметить ещё одно обстоятельство. История говорит нам, что притча Сакса основана на древних притчах «о слепых и слоне». Версии этой притчи известны в джайнской (1 тысячелетие до н.э. и ранее), буддистской (1 тысячелетие до н.э.), индуистской (примерно 1350 год до н.э.) и суфийской (2 тысячелетие) культурах. Но личность автора указывает на иную датировку и происхождение этой притчи. Время её возникновения – девятнадцатый век . Место возникновения – междуречье Рейна и Одера.

Притча Сакса имеет девять событий , приводящих к девятой полке Ясны. Девятое событие в притче – это мораль, в которой сказано, что в «богословских» войнах спорщики ругаются и не одерживают победу. Свет уходит, тьма нарастает. Тьма штурмует стены крепости. Победы в споре тьмы не может быть. За тьмой всегда приходит свет. Он ставит точку на этих спорах.

В одном из вариантов притчи сказано, что «спор мудрецов продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя». Итого девять дней. Девятое время, когда летний цикл сменяется годом . И начинается спор света и тьмы. Но тьма перевешивает, и вот уже спорятся сражения у крепостных стен.

В притче Маршака распри между мудрецами длились целый год, что соответствует истине Ясны. Все её тёмные времена называется годом . Маршак был знаком с Ясной. При переводе притчи он внёс определённые изменения. Как связаны эти изменения с Ясной? Вопрос остаётся открытым. Как остаётся открытой и тема исследования этой притчи.

Автор – Юрий Владимирович Данько

11-ый «САМОВАР» побуждает задуматься и вдохновит каждого…

Тут обнажена суть главных сил современности: Мира Денег и Мира Веры. Первый якорит Долгом; второй окрыляет Любовью и Надеждой.

Сам же «Самовар» - это символ. Теплом, сытостью, а главное душевной беседой он привлекает и объединяет людей.

Встречи «У Самовара. Таинства Русской Речи» здесь .

Читайте также: