Притча про мудреца и ученика

Обновлено: 24.04.2024

Однажды к одному мудрецу пришел за советом молодой мужчина.
— Скажи, в чём секрет твоего знания? Тебя все уважают, к тебе идут люди, чтобы научиться делать свою жизнь лучше. Ты здоров и богат. Я же много читаю, учусь. А толку никакого. День ото дня на меня сыплются неприятности.

В ответ мудрец только улыбнулся и позвал свою жену:
— Милая, зайди в комнату.

Через пару минут в покои зашла красивая женщина. Когда она глядела на мужа, то глаза её сияли.

И тогда мудрец попросил:
— Любимая, у нас сегодня дорогой гость. Нужно приготовить что-нибудь вкусное. Иди, поставь тесто для пирогов.

Женщина молча кивнула и удалилась на кухню.

Вскоре она вернулась в комнату и обратилась к мужу:
— Тесто готово, любимый муж мой.

На что мудрец сказал:
— А теперь добавь в тесто орехи, сухофрукты и мёд.

Женщина спросила:
— Те самые, что я оставляла для пирога на годовщину нашей свадьбы?
— Те самые,— спокойно ответил мудрец. И женщина беспрекословно согласилась.

Вскоре она принесла поднос с ароматным пирогом. Только тут молодой гость заметил, как разыгрался его аппетит.

Но мудрец не спешил угощать гостя, он сказал:
— Дорогая, я вижу, как ты старалась, а теперь отнеси этот пирог и отдай нищим. Мы пообедаем обычным хлебом.

Женщина улыбнулась. И вышла из комнаты. Изумлённый гость воскликнул: Жаль пирога…!

На что мудрец сказал:
— Ты спрашивал, как стать мудрым? Ступай домой и попроси свою жену испечь пирог.

Домой он летел как на крыльях. Только там его ждало большое разочарование. Его молодая жена болтала с подругами, расположившись в спальне. Женщины щёлкали семечки и смеялись.

Но мужчина решил несмотря ни на что всё же выполнить совет мудреца:
— Любимая моя,— начал он ласково,— я хочу, чтобы ты сделала тесто.

Жена недовольно заявила:
— Ты видишь, что я занята. Дома есть, чем поужинать.

Но мужчина не унимался:
— И всё же сделай тесто.

С ворчанием женщина поднялась с подушек, проводила подруг и отправилась готовить тесто. Вскоре она вернулась и сказала:
— Тесто готово, но я решила сделать печенье, а не пирог. Так будет лучше.

Мужчина промолчал, но согласился. Через час жена вынесла с кухни блюдо ржаных печений.

И тогда набрав в грудь больше воздуха, мужчина выпалил:
— Дорогая, я ценю твой труд, но ты бы не могла отнести это печенье и отдать нищим, которые просят подаяния возле храма?
— Ещё чего! — воскликнула жена! — Вместо доброго слова ты отправляешь меня неизвестно куда… Нашёлся такой заботливый! Только продукты переводить… Мы сами не богачи!

Два дня жена пилила его, упоминая про этот случай. И не выдержав криков, он вновь побежал в дом к мудрецу.
— Ты нагло обманул меня. Я последовал твоему совету. Но стало ещё хуже. Дома теперь невыносимо находиться.

Мудрец усадил гостя и сказал:
— Ты спрашивал меня, как я стал таким мудрым и успешным. Так теперь ты сам видишь, что моя любимая жена — вот источник моего счастья.

А ты больше времени тратишь на ругань и борьбу с любимой женщиной, чем на учёбу. Так о какой мудрости может идти речь?
— Так что мне теперь бросить жену и найти другую? — спросил молодой человек.

Мудрец нахмурился:
— Ты ищешь самый лёгкий способ. Это неверно. И тебе, и твоей жене нужно учиться уважать друг друга. И любить.

Так что иди домой и сделай так, чтобы твоя жена была счастлива. А до той поры о книгах и думать забудь.
— Но ведь я и так все для неё делаю,— не унимался парень.
— Но счастлива ли твоя жена? — спросил мудрец.
Вы выбрали друг друга, чтобы научиться любить. А вместо этого занимаетесь неизвестно чем. Ты читаешь книги, и позабыл заботиться о жене, а она только и делает, что обсуждает твои недостатки с подругами…
Мне больше нечего сказать. Ступай…

Огорчённый и разочарованный пошёл мужчина домой.

Вдруг по пути ему неожиданно встретился торговец чёрным виноградом. При виде спелых ягод, мужчину озарило: так ведь такой виноград он носил домой к жене, когда они только познакомились. Жена так любила этот виноград. А он и вспомнить не мог, когда в последний раз угощал её. Мужчина купил несколько кистей сладкого винограда и поспешил домой.

Правда порадовать жену он так и не смог. Когда он переступил порог дома, стояла глубокая ночь. Мужчина увидел, что жена спит на кушетке. На её лице были заметны следы слез. Тогда он решил не будить её. А только поставил перед ней на столик чашу с виноградом. А сам ушёл спать в другую комнату.

Ранним утром он очнулся от нежных поцелуев. Жена обнимала его и ласково прижималась. В то утро они словно вернули страсть и радость первых ночей любви.

А дальше повседневные заботы захватили их обоих.

Только теперь они учились быть внимательными друг к друг. По совету мудреца мужчина не прикасался к книгам. Он помнил, что сначала нужно было восстановить мир в доме. Его жена также изменилась. Она стала ухаживать за собой, больше не ходила по дому, в «чём придётся», была ласкова и нежна с ним. И не засиживалась у подруг.

Через месяц-другой в дом к ним кто-то постучался.

Хозяин открыл дверь. Перед ним стоял парень. Вид его внушал сожаление. Глаза были печальны, плечи сгорблены. Под мышкой он держал несколько книг.
— Помоги мне, мудрый человек,— попросил он,— один добрый друг направил меня к тебе. Он сказал, что ты знаешь, как стать счастливым. Я читаю много книг, изучаю труды великих мудрецов, но жизнь моя не меняется. А жена день ото дня становится всё злее. Дошло до того, что она каждый вечер уходит ночевать к родителям.

Выслушав жалобы парня, хозяин дома приветливо улыбнулся:
— Что же проходи, желанный гость. Моя жена как раз собралась готовить ужин…

Похожая притча

Однажды мудреца оклеветали и посадили в тюрьму. Такое иногда случается с невинными людьми. Ученики беспокоились о своём учителе, ведь он был уже не молод и лишения могли плохо сказаться на нём.

Но когда им разрешили встретиться с ним, то их удивлению не было предела: их учитель выглядел отдохнувшим, помолодевшим и блаженным.

Конечно, ученики не могли не задать ему этот вопрос:

-Учитель, скажите нам, что вам помогает сохранять бодрость духа, находясь в столь неприятном месте? И даже внешне вы выглядите гораздо лучше, чем до попадания сюда.

-Причина моего прекрасного внешнего вида в том, что здесь я наконец-то могу расслабиться и ничем не заниматься. Ведь на воле мне приходиться выполнять многие обязанности: работать с учениками, управлять делами школы и т.д. Всё это накладывает свой отпечаток, а ведь я тружусь побольше вас молодых, хотя сам уже в годах.

А вот о причинах бодрости духа стоит рассказать поподробнее. Когда-то и у меня был учитель, к которому я обратился с тем же вопросом, что и вы ко мне сейчас. И он мне в качестве средства дал несколько наставлений.

Мне это показалось непрактичным, ведь это были просто красивые слова. Но ведь от нас зависит, останутся они лишь словами или станут частью нашего опыта. Пройдя через многие трудности, могу сказать, что они стали моим стилем жизни. Я стал ими жить.

Вот что мне поведал мой учитель, и чем бы я хотел поделиться с вами.

Первое его наставление было таким:

"Зло, неприятности и трудности неизбежны в этом мире. Они всегда будут случаться".

Далее он сказал:

"Глупо роптать на несчастья и расстраиваться из-за них, ведь это уже произошло. Своим недовольством ты ничего не изменишь, не повернёшь время вспять и ничем себе не поможешь. Остаётся только терпеливо перенести и пережить это, ведь не только ты один страдаешь в этом мире".

Следующее наставление прозвучало так:

"Будь благодарен за то, что с тобой не случилось более худшего события, а ведь это всегда возможно".

А последнее наставление оказалось для меня самым ценным, и много раз я убеждался в его истинности. Его я повторяю себе чаще других:

"Мы не знаем, сколько будут длиться несчастья и страдания, а ведь избавление от них может прийти очень скоро".

Помните об этих четырёх наставлениях. Они вам помогут и дадут силы в трудную минуту.

Мудрец ещё немного поговорил с ученикам, а затем пришли стражники и сказали:

-Вы можете быть свободны. Вас схватили по ошибке.

А мудрец сказал ученикам:

-Как видите, последнее наставление снова себя оправдало.

Подписывайтесь на мой канал, у меня вы найдёте много других замечательных притч:

Похожая притча

**
Однажды Учитель поставил чайник на огонь и забыл о нём. Чайник благополучно расплавился. Другой бы на месте Учителя расстроился, но разве Учитель позволит себе такую
глупость?
- Это знак, который послали мне небеса, - сказал сам себе Учитель. – Видимо, сегодня мне чай вреден.
И пошёл пить пиво.

Однажды к Учителю пришёл любопытный паломник.
- Учитель! – сказал он. – А вы можете лежать на гвоздях?
- Ну, могу, в принципе, - удивлённо согласился Учитель.
- Ой, а покажите! – взмолился паломник.
Учитель пожал плечами, высыпал на пол два ящика гвоздей, постелил сверху матрас и аккуратно улёгся.
- Нет, это неправильно, - с упрёком сказал паломник. – Гвозди надо вбить в доску, остриями вверх! И вот на этом лежать!
- Мужик, ты что, дурак? – вежливо спросил Учитель.

Однажды юный Сяо решил подшутить над Учителем и подложил ему на стул кнопку.
Учитель спокойно сел на стул и, не дрогнув ни одним мускулом, провёл занятие.
Когда на следующий день юный Сяо вновь пришёл на лекцию, он вздрогнул.
В его стуле торчал нефиговый гвоздь остриём вверх.
- Садись, Сяо, - ласково сказал Учитель.
- Ой, да я пешком постою, спасибо, - забормотал юный Сяо.
- А я говорю – садись! - с нажимом произнёс Учитель и выразительно потянулся за своей тяжёлой бамбуковой палкой.
Юный Сяо был вынужден просидеть всю лекцию на не самом лучшем в мире сиденье, а потом ещё целую неделю стоял пешком.
Мораль: не шути с Учителем.

Однажды к Учителю пришли ищущие.
- Скажите, Учитель, - почтительно спросили они, - что вы будете делать, если встретите в лесу тигра?
- Съем, - хладнокровно ответил Учитель.
- Гм, - недоверчиво сказали ищущие. – А если тигр будет, мягко говоря, против?
- Ну, значит, не съем, - легко согласился Учитель.

Юный Сяо, один из лучших учеников, решил сделать сад камней дзен. Но, как он ни бился, ему никак не удавалось сделать так, чтобы пятнадцатый камень был незаметен с любого ракурса.
Подошёл Учитель:
- Проблемы? – спросил он.
- Никак не могу скрыть пятнадцатый камень, - пожаловался юный Сяо.
Учитель подумал и сказал:
- Да выкинь его вообще нахрен.
Юный Сяо ошалел от такого гениального решения Учителя и тут же обрёл просветление.

Однажды Учителя спросили:
- Каким образом лучше почтить богов? Принести ли в жертву овцу, или зажечь благовония, или возложить к их изображениям цветы?
- Самое правильное – выпить в их честь сакэ! – не задумываясь, ответил Учитель.

Однажды послушники нашли котёнка со сломанной лапкой. Они ни на секунду не усомнились, что Учитель мгновенно исцелит котёнка, и им очень хотелось посмотреть на чудо.
Послушники положили котёнка на крыльцо хижины Учителя, постучали в дверь, а сами спрятались в кустах.
Учитель открыл дверь, внимательно посмотрел на котёнка, а потом улыбнулся своей нехорошей мудрой улыбкой и дал котёнку пинка.
Ошарашенные послушники выползли из кустов.
- Как вы могли так поступить, Учитель? – укоризненно сказали они.
- Так я этого не ем, - пожав плечами, ответил Учитель.
- Да нет же! – завопили послушники. – Мы думали, что вы вылечите этого котёнка!
В ответ Учитель взял послушников за шиворот и несколько раз постучал их лбами в дверь своей хижины.
- Вы где-нибудь видите здесь табличку «Ветеринар»? – спокойно поинтересовался он.

Как-то раз учитель делал себе бутерброд с сыром.
Шатающаяся рядом ворона резким движением схватила сыр и улетела с ним на дерево.
Учитель улыбнулся и сделал себе другой бутерброд.
Ворона резко спикировала и вновь ухватила сыр.
Учитель нахмурился и сделал себе третий бутерброд.
Ворона вразвалочку, этак с наглецой подошла и потянулась к сыру. Учитель улыбнулся своей нехорошей мудрой улыбкой и сделал себе бутерброд с вороной.
И съел.

Однажды к Учителю пришёл некий совершенно оборзевший послушник из Шаолиня и нагло заявил:
- Моё кунг-фу круче твоего дзена, Учитель!
Учитель пожал плечами и вынул из складок своей шафранной рясы пистолет.
Оборзевший послушник получил пулю в колено и мгновенное просветление. После чего он вежливо извинился и заковылял к выходу.

Однажды ученики пришли к Учителю и спросили:
- Учитель, а вы не боитесь ходить ночью по тёмным подворотням? Вдруг к вам привяжутся какие-нибудь гопники, не слышавшие о вашей мудрости?
Учитель смиренно ответил:
- После краткой беседы со мной они, несомненно, просветлятся и задумаются о своей жизни.
- Наверное, вы прочтёте им гениальную проповедь? – восхищённо предположили ученики.
Учитель улыбнулся своей нехорошей мудрой улыбкой и сказал:
- Нет. Просто у меня всегда с собой тяжёлая бамбуковая палка.

Похожая притча


Мы вспоминаем сегодня тех, кого уже нет с нами, и чествуем ныне живущих и здравствующих, мечтая, чтобы они жили и здравствовали долгие годы.

Учитель - это огромная ответственность и беспредельная любовь. Думаю, что учитель - это ещё доброта и мудрость. Ну, и, конечно, интеллект. Без него тоже невозможно.

Притча об учителе и точке

Вот так же мы судим о человеке по его мелким недостаткам.


Caille Leon Emile. The Lesson. 1887
Притча об Учителе Хинг Ши

Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши, - если ты не будешь её обрезать, не станешь из жалости отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого, тебе удастся вкусить желанных плодов.


Tom Lovell. Una escuela en la antigua Mesopotamia

* * *

Притча об Учителе

Однажды к Руми пришла женщина, жившая по соседству. Она привела к мудрецу своего маленького сына.

Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Почему этот просветленный человек просто не сказал ее сыну, что не нужно есть столько сахара?!

Непонятно. Люди приходили к Руми из дальних стран, и он помогал решать куда более серьезные проблемы сразу.

Тут женщина не выдержала и осмелилась спросить, в чем дело. Но Руми лишь повторил сказанное.

После этого мать попросила ребенка подождать ее на улице. Когда он вышел, она спросила у Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто.

И Руми признался ей, что сам всегда любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся.

( Анхель Куатье. Золотое сечение ).

Фредерик Гудалл. Арабская школа

Притча об учителе и учениках

Не у всех результаты были одинаковы. У первого ученика учитель не увидел растения.

- Где плоды твоего труда? - спросил учитель.

- Не смог я сберечь семечко, подаренное тобой, мой учитель. Съела его мышь.

- Урок тебе впредь. Храни как зеницу ока то, за что взялся отвечать .

И у второго ученика не было растения.

- Слишком рано, учитель, я посеял семечко, замерзло оно.

- Всему свое время, свой срок. Ничего не делай раньше необходимого , - ответил учитель.

И третий ученик оказался нерадивым.

- Прошу прощения, учитель, посеял я семя, но забыл прорастить.

- Урок тебе. Разбуди семя, подготовь к росту и лишь затем сей .

И четвертый ученик встретил учителя с понурой головой:

- Забыл я, учитель, посеять семя.

- Запомни: что посеешь, то и пожнешь .

И пятому ученику нечем было хвастаться. Посеял он, семя взошло, но решил ученик пересадить его на другое место. Погибло растение.

- Все должно иметь свои корни , - сказал учитель.

Вид шестого ученика был печальным.

- Взошло мое растение, учитель, позабыл я его полить. Засохло мое растение.

- Запомни, ничто не может жить без питания .

И у седьмого ученика ждало учителя разочарование.

- Пришел сосед, поглядел, и погибло растение,- сказал ученик учителю.

- Береги впредь свое чадо от дурного глаза .

Нечем было хвастаться и восьмому ученику.

- Послушался я, учитель, чужих советов.

- Не слушай тех, кто не знает .

Не мог похвастаться и девятый ученик.

- Учитель, слишком поздно я поселял семя.

- Что было хорошо вчера, не всегда хорошо сегодня .

У десятого ученика учитель увидел растение, но было оно хилым и без плодов.

- Забыл я удобрить землю, учитель.

- Не жди плодов без плодородной почвы ,- наставлял учитель.

Лишь у одиннадцатого ученика пришла к учителю радость. Собрал ученик хороший урожай.

- Учитель, я выполнил все твои советы.

- Ты хороший ученик, я горжусь тобой.

Но настоящее чудо ждало учителя у двенадцатого ученика.

- О, учитель! Я делал все, чему ты меня научил, а еще я каждый раз разговаривал с растением. Рано утром я приходил пожелать ему доброго утра и спрашивал, как оно провело ночь. Днем я заходил рассказать, как идут мои дела, дела моей жены, моих детей. Каждый вечер я рассказывал растению сказку на ночь, и тихо, шепотом, желал ему спокойной ночи. И увеличилось количество плодов в несколько раз. Растение отблагодарило меня за проявленную заботу. А учитель со слезами на глазах благодарил своего ученика, который стал его учителем.

Пусть же все содержание вашего труда имеет продолжение в памяти, умах и сердцах учеников, а ученики изменят ваш мир, делая его более светлым, добрым, веселым .

Alexandre-Évariste Fragonard Part III. The Lesson of Henry IV

Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

Один раз Учитель спросил у своих учеников:

- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

- Потому что теряют спокойствие, - сказал один.

- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?

Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:

- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат.

- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.

В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей. Так вот, когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга, не произносите слов, которые еще больше увеличивает расстояние между вами. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути.

Ян Стен. The school teacher

Лучшая школа

Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.

- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

- Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.

- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.

- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребёнок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:

- Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.

- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл. Вечером мама мальчика спросили деда:

- Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?

- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

Н.Богданов-Бельский. Чаепитие у учительницы

Притча об ученике и Учителе

Приходит ученик к Учителю и говорит:

Читайте также: