Что осуждает царь соломон в своих притчах

Обновлено: 22.11.2024

да собственно проще найти чего греховного он не осуждает..или какой то есть подтекст в вопросе?

Меньше Больше

Любава ответил в теме Царь Соломон

Мне думается, что притчи это книга наставления, а не осуждения!

  • COM_EASYSOCIAL_GUEST_NAME
  • Автор темы -->
  • Посетитель

COM_EASYSOCIAL_GUEST_NAME ответил в теме Царь Соломон

вопрос не с подтекстом,есть задание в универе,надо ответить на вопрос.
решила поинтересоваться у знающих людей

Меньше Больше

Евгений ответил в теме Царь Соломон

на общий вопрос есть общий ответ - это зло.

Меньше Больше

Александр ответил в теме Царь Соломон

Александра;В притчах Соломона не только осуждение зла и пороков, но и научение как ему противостоять.Это смотря какую притчу рассматривать.А чтоб правильно ответит надо хотя бы эти притчи прочитать,потому что одни притчи коментируют другие.

Меньше Больше

Susana ответил в теме Царь Соломон

Лучше сказать,что Соломон хотел научить и наставить человека в премудрости и здравости.
Притчи1:2-4 - Чтобы познать премудрость и образованность,чтобы изучать изречения разума. Принять правила здравого смысла, верности и правосудия, и благонравия.Чтобы неопытным дать прозорливость, юноше - знание и рассудительность.
Во всем это мы очень нуждаемся в эти последние, тяжкие времена.

Похожая притча

Соломон – третий еврейский царь, который управлял объединённым еврейским государством во времена неведомые. Мнения историков об эпохе, к которой его следует относить, и характере происходящих в те времена процессов расходятся. Традиционно ему отводится роль глашатая мудрости, который не попросил для себя у Бога ничего светского, но возжелал знаний и умения их использовать, что тот каким-то образом Соломону, сыну Давида, и дал. Он также традиционно считается автором ряда философских и богословских произведений – «Книги Екклесиаста», «Песни песней» и «Книги притчей».

Личность царя обросла множеством легенд, каждая из которых представляет лишь образец фольклора той или иной эпохи. К примеру, «соломоново решение» – это просто синоним мудрого решения, а выражение «копи царя Соломона» связано с преданиями и даже методами информационного воздействия времён крестовых походов. Рыцарям внушали, что где-то в Палестине скрыты сокровища царя Соломона, чтобы заставить их принимать участие в сомнительных военных кампаниях.

По природе изложения притчи делятся на синонимические, антитетические и параболические. А по стилю представляют собой поэтические художественные произведения, которые возникли в глубокой древности. Сущность изложенного материала представляет собой перечисление совершенно банальных императив, которые лишь иногда напоминают читателям или слушателям о том, что духовные ценности всё же более значимы, чем материальное благополучие.

В некоторых местах в качестве авторов указываются Агур и царь Лемуил. Высказывания Агура помещены в 30-ю главу Притчей царя Соломона , а Лемуила – в 31-ю. Царю Лемуилу наставления даёт его мать. Она предостерегает его от неправедного поведения представителя элиты. В частности – рекомендует остерегаться распутства и пьянства. Из текста видно, что в своих наставлениях мать Лемуила предлагает дать спиртное людям бедным, страждущим, чтобы они могли забыть о своих горестях. А вот царю и князьям она настоятельно рекомендует соблюдать трезвость.

Новая проблема авторства возникла в начале XX столетия. Европейские египтологи установили, что некоторые библейские притчи, входящие в сборник Соломоновых, практически дословно повторяют поучения Аменемопе, которые дошли до нас целиком. Фрагменты притчей 22:17 – 24:22 якобы полностью идентичны египетскому тексту. В настоящее время с этим согласно большинство историков и египтологов. Однако есть и возражения. Египетский фараон из XXI династии Аменемоп, который правил предположительно в 993– 978 годах до н. э., мог говорить примерно о том же, о чём и древний иудейский царь, но впоследствии, увидев сходность смысла, переводчики-египтологи повторили текст притчей, невольно вложили в уста египетского фараона. Впрочем, не исключена и возможность того, что оба текста включают в себя фрагменты какого-то более раннего источника, в настоящее время неизвестного.

В любом случае необходимо понимать, что Притчи царя Соломона – это не отдельное произведение, а фрагменты и компиляция каких-то других трудов. Без сомнения, Ханаан времён Соломона находился в тесном контакте с Египтом, да и одной из жён еврейского царя была египтянка, о чём указано в самой Библии. Впрочем, Соломон этим не ограничился. В жёнах у него были представительницы самых разных народов и этнических групп, в том числе и таких, с какими евреям вступать в узы брака не полагалась. С духовной же точки зрения царь явно искал мудрость достаточно широко и исконных для евреев взглядов на религию не придерживался. Для своих жён, как и в силу веротерпимости и толерантности, царь построил в Иерусалиме капища Хамосу и Молоху, а также служил богине Астарте. На это явно указывает текст Библии из Царств, 11:1-12. Он же объясняет и причину гибели государства после смерти Соломона.

В сущности, не так уж и важно, какая культура в тот момент главенствовала. В любом случае Притчи царя Соломона , как и поучения Аменемопе, имеют в первую очередь социальное значение. Это советы не замышлять зла тому, кто живёт рядом и ничего не опасается, не болтать, не обниматься с буйными и не верить всякому слову, но внимательно следить за путями своими. Всё это, без сомнения, полезно, но только люди чаще всего поступают прямо противоположным образом.

В следующей за Притчами книге, которая тоже входит в библейский свод Соломоновых книг, автор разительно меняется. Теперь от него веет фатализмом и скорбью от того, что человек всегда властвует человеком неправедно, порождая насилие, отвергая доброту и порядочность. Продажные суды и подлецы у власти уже не бичуются, а показываются в качестве данности. Праведники обречены на страдание, а мудрость – лишь томление духа. Такой правдивый и сострадательный Соломон, проповедник, подталкивающий читателя к тому, чтобы идея отказа от всего мирского зародилась в уме сама по себе, – намного ближе и полезнее для вдумчивого современного читателя.

Характерно, что самая последняя приписка этой книги принадлежит не автору, а древнему редактору. Он отметил, что нужно бояться Бога и его заповедей. Автор-проповедник же решительно ничего такого не говорил, но лишь признал очевидное:

«Во многой мудрости много печали;
И кто умножает познания, умножает скорбь».

Понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, лайк!

И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи!

Похожая притча

Даже совершенно не религиозные люди смогут сказать что-либо о царе Соломоне. Кто не слышал о соломоновом суде, когда царь, чтоб разрешить спор двух женщин о том кто из них настоящая мать ребёнка повелел разрубить младенца пополам, и вынес решение в пользу той женщины, которая отказалась от претензии на материнство? Или о кольце царя Соломона, с надписью «И это пройдёт»? Соломон — персонаж множества легенд, в которых выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, нередко ему приписываются волшебные качества: понимание языка зверей и власть над джиннами.

Традиционно считается автором 4-х книг Ветхого Завета: Екклесиаста, Песнь песней Соломона, Притчей Соломоновых и Премудрости Соломона, а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.

Широко известна и история, о том, как Соломон просил у Бога мудрости:

«Явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе. И сказал Соломон Богу: … Так как Ты воцарил меня над народом многочисленным, как прах земной, то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим? И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя, премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя».
2Пар.1:7-12

Также многим известна фраза из книги Екклесиаста: «Всё суета сует», размышление о тщетности усилий и стараний в жизни без Бога. А книга Песнь Песней Соломона, просто гимн любви. И всё же когда, читаешь о Соломоне в Библии, появляется недоумение.

Соломон даёт прекрасные наставления о Боге:

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих».
Прит.3:5-9

И при этом, сам строит храмы для языческих богов и поклоняется идолам:

«И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. … Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам».
3Царст.11:4-8

Соломон предостерегает от падшей любви и призывает к верности в браке с одной женой:

«Дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои … Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни. Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее».
Притч.2:16-22

Однако сам прелюбодействует с многочисленными жёнами и наложницами, по-видимому, редко вспоминая свои собственные наставления:

«И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин … из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его».
3Царс.11:1-3

Соломон говорит о богатстве:

«Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета!».
Еккл.5:9

А сам строит себе дом, в два раз больше и богаче, чем даже Храм для Господа. Но если Храм для всего народа и для Бога и его роскошь и траты на него ещё как-то можно оправдать, то строить дворец, который фактически разорит целый народ, при этом использовать своих подданных в качестве рабов на стройке, лишь для роскоши и блеска, значительный перебор.

Не удивительно, что своим правлением Соломон вызвал огромное неудовольствие в народе и подготовил почву для восстания, которое и произошло сразу после его смерти. И хотя Соломон считается самым мудрым, самым богатым и самым знаменитым царём в Израиле, по факту, его правление принесло лишь несчастье израильскому народу, когда весь народ жил на благо одного человека и его амбиций.
Царь Соломон, был не слишком честен сам с собой, со своим народом и с Богом. Его замечательные наставления о жизни вместе с Богом, о единственной и верной любви, он не применял к самому себе.

Фактически Соломон проявлял лицемерие по отношению к Богу, самому себе и собственному народу. Когда это осознаёшь, первое желание – это закрыть его наставления и не прикасаться к ним, так как «источник» не заслуживает доверия. Более того иногда хочется оправдаться в своих проступках, проступками более великих людей: «Если можно ему, то почему нельзя мне?» Финал жизни Соломона ясно показывает, почему нельзя так поступать ни ему, ни другим. Вся его жизнь оказалась бессмысленной:

«И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему».
3Царст.11:11

Остаётся лишь вопрос, что делать с его наставлениями. Читать, не читать? Верить, не верить?

В детстве я слышал пословицу: «Делай, что говорит Мулла, но не делай, что он делает», что означает, что нужно прислушиваться к наставлениям и применять их в жизни, если они несут нечто хорошее, даже если человек, произносящий эти наставления, не является примером для подражания. Так же мы говорим: «Устами младенца глаголет истина», подразумевая, что хороший совет можно принять даже из уст человека, совершенно не разбирающегося в теме.

Конечно, проще следовать наставлениям человека, который полностью является воплощением своих слов и прежде чем открыть свой рот с поучениями, проверяет всё на самом себе. Однако так бывает далеко не всегда и перед каждым проповедником, священником и учителем, время от времени встаёт дилемма, когда нужно говорить или учить вещам, которые сам проповедник, священник или учитель понимает не до конца или не воплощает в полной мере. Он является лишь своего рода проводником Божьего Слова и Божьей Воли. Об этом же говорил и Иисус Христос:

«Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Матф.23:3

Также и с Соломоном, хотя он и не показал примера, как нужно жить, это не умаляет его заслуг перед Богом и ценности наставлений, которые он оставил для всех людей.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Экcпозиция расположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие - знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

Похожая притча

Есть один порок, который по большому счету в обществе и не считается пороком, к большому сожалению.

Сквозь все Соломоновы притчи проходит красной нитью сокрушение автора и его мудрые рассуждения об этой болезни души. Да, да, глупость является душевным недугом, берущем свое начало в гордости, гордыни и самомнении.

«В устах глупого – бич гордости» (Притч. 14:3)

Немногие осознают последствия глупости. Глупый человек опасен и следует избегать общения с ним:

«Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» (Притч. 14:7)

Такой человек может дезориентировать, он не отличает добро от зла, хорошее от плохого и своими словами способен нанести непоправимый вред душе и сбить с верного пути. Как правило, глупцы очень самонадеянны, они выставляют свое мнение как истину в последней инстанции, ни грамма не сомневаясь в своей правоте, чем многих сбивают с толку:

«Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян» (Притч. 14:16)

«Путь глупого прямой в его глазах» (Притч. 12:15)

Во все времена глупость боролась с благородством и скромностью, глупость всегда сопровождается многословием и отсутствием какого-либо такта и воздержания. Она громка и кичлива, не может сдержаться, ее распирает от самомнения:

«Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость» (Притч. 12:23)

«Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость» (Притч. 13:16)

Глупец, человек, не осознающий свое невежество, не может быть истинным христианином и принести пользу Церкви, он не способен никому достойно рассказать о Боге и Церкви:

«Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так» (Притч. 15:7)

Глупый – легкая добыча. Он охотно верит во все, не удосуживаясь перепроверять информацию.

И сегодня много проблем возникает из-за глупости и невежества, люди ленятся продираться сквозь свою дремучесть, хотя возможностей для этого предостаточно.

Глупец – слеп, он не в состоянии увидеть свои духовные проблемы, немощи. Он высокого мнения о себе с высоты своей глупости:

«Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» (Притч. 14:15)

«Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть» (Притч. 14:24)

Как выявить глупость и бороться с ней?

Глупец отрицает Божие присутствие в своей жизни, он уверен, что все происходит только благодаря его усилиям и «находчивости». Это плохой знак. Также люди невежественные смеются над всем святым, не уважают стараний других, высмеивают чьи-то стремления стать лучше, кощунствуют. Для них не существует ничего святого, они ни перед чем не благоговеют:

«Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение» (Притч. 14:9)

Одна из возможностей выйти за рамки своей глупости – найти мудрого наставника и довериться ему:

«Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Притч. 13:15)

Бесполезно спорить с глупцом, глупость непобедима у тех, кто не желает ее победить.

Но лучше всего – почитать самого себя за глупца, постоянно сомневаться в своей правоте и значимости. И за такое смирение Господь обязательно одарит Своей мудростью.

Читайте также: