Притча хождение по водам

Обновлено: 03.05.2024

В некоторых делах сомнение может сослужить добрую службу. Например, сомневаясь, можно избежать неправильного решения, лучше исследовав предмет. Даже в вопросах веры сомнение порой бывает полезным, если необходимо, например, среди многих течений веры выбрать правильное…

Но в наиболее ответственные моменты жизни, когда ты близок к ощущению присутствия Божьего, сомнения могут тебя подвести. Невозможно верующему человеку пребывать в сомнениях. Использовав рассуждение как инструмент мысли, необходимо раз за разом обращаться к спасительному кораблю веры. Недаром святитель Иоанн Златоуст сказал: «Так бесполезно быть близ Христа тому, кто не близок к Нему верою».

О вере и сомнении Церковь повествует нам в девятый воскресный день после Пятидесятницы, когда на Литургии звучит отрывок из Евангелия, называемый «хождение по водам» (Мф. 14: 22-34). На примере «апостола веры» Петра мы видим плоды двух противоположных душевных состояний, одно из которых способно творить чудеса, а другое погружает в морскую пучину.

А тем временем «лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (Мф.14:24). Очевидно, с высоты горы Господь увидел бедствие Своих учеников на водах Генисаретского озера. Подчеркивается, что «в четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю» (Мф.14:25). Апостол Иоанн Богослов дополняет, что ученики проплыли всего лишь «около двадцати пяти или тридцати стадий» (Ин.6:19). Это сравнительно небольшое расстояние — не более 200 метров. Настолько сильный был противный ветер и напор волн.

«Четвертая стража» ночи является последней четвертью ночной части суток, которые во восточной традиции (а ныне, по традиции Церкви), начинаются в 18 часов вечера. Таким образом, Господь пошел к ученикам по водам после трех часов по полуночи, в период с 3-х до 6-ти утра. Этим показывается продолжительность напряженной молитвы Господа. Церковь учит и нас не упускать время спокойной от дневных трудов части суток, и в меру сил использовать его для молитвы.

Мы видим также и продолжительность бедствия учеников, закончившееся лишь под утро. В чем же был его смысл? Святитель Иоанн Златоуст, объясняя содержание этого известного евангельского отрывка, призывает видеть в случившемся с учениками попущение Божие для укрепления их в вере: «…Когда они ожидали избавления, страх еще более увеличился. Христос не рассеял тьмы и не вдруг открыл Себя ученикам, чтобы продолжительностью страха укрепить их, … и приучить к терпению».

Однако помощь уже была близка. «…Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф. 14:27). В этот момент апостол Петр, самый решительный и бесстрашный среди своих собратьев, сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14:28). Некоторые толкователи считают, что этим Петр выразил попечение об остальных учениках Христовых, желая помочь им скорее избавиться от неверия и страха. Господь же сказал: «…Иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу…» (Мф.14:29). Пожалуй, это одно из самых поразительных чудес, которые были сотворены учениками Христовыми по вере, среди всего, что было описано в Евангелии. Петр пошел по воде.

Причем не по спокойному безмятежному морю, а по бурным волнам. Праведный Иоанн Кронштадтский, объясняя этот отрывок Евангелия, сравнивает чудесно изменившуюся плотность воды под ногами Петра с таинственным действием молитвы. Пока молитва течет постоянно, неспешно, твердо, то «житейское море», по которому мы каждый день чудесно ходим с помощью Божьей, не может нас поглотить. Но стоит нам остановиться в молитве, увлечься суетой, раствориться в обилии помыслов, как произойдет то, что в Евангелии случилось с Петром. Он, «. видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Мф. 14:30).

«Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14:31). Подчеркивается, что Господь сочувствует Петру, называя его не «неверным», а «маловерным». Апостол совершил подвиг веры, но по человеческой немощи не смог устоять. «…Когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:32-33).

Как не прославить Бога за увиденные чудеса. Каждый день они случаются в нашей жизни. Начиная от чуда появления человека на этот свет и заканчивая Приобщением к Телу и Крови Спасителя в Божественной Евхаристии. Церковь учит нас безбоязненно проходить сомнения и укрепляться в вере.

«Когда нападает на тебя враг, бежи под крыло ко Христу: одно спасение», — говорил праведный Иоанн Кронштадтский, один из столпов веры из нашей недавней истории. Будешь крепко верить — и очередное испытание закончится, Господь протянет руку помощи, и ты прославишь Христа. Все это бывает возможным только с верой, потому что она есть «осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1).

Похожая притча

Отплывая от берега, ученики, может быть, думали, что Господь присоединится к ним там, где удобно будет пристать лодке; но вот и ночь, а Его не видно. Напрасно до изнеможения работали веслами опытные рыбари; лодка была готова опрокинуться от прибоя волн; ПОТОМУ ЧТО ВЕТЕР БЫЛ ПРОТИВНЫЙ. «Почто Изводяй ветры от сокровищ Своих и Владычествуяй державою морскою не извел ветра попутного для учеников Своих? Он сделал так для того, чтобы приучить их к бедствиям, какие им предстояли при проповеди Евангельской по всей вселенной» (слова Никифора, епископа Астраханского). Было далеко за полночь, а лодка прошла едва половину пути. «Прежде во время бури Христос Сам был с ними на корабле и притом спал, чтобы тем самым успокоить их; ныне же, ведя их к большему терпению, уходит от них, попускает буре застигнуть их среди моря; прежде буря была днем, теперь – ночью» (свт. Иоанн Златоуст). Господь видел их, бедствующих, в плавании, но на всю ночь оставляет их бороться с волнами, чтобы тронуть их жестокое сердце, потому что «сердце их было окаменено» , – говорит евангелист Марк ( Мк. 6:52 ). Это должно было произвести страх, возбужденный как бурей, так и ночным временем. Вместе с тем Господь располагает их к сильнейшему желанию быть с Ним, и непрестанному памятованию о Нем. Потому и не тотчас явился к ним, хотя Он и незримый всегда близок к ним. В ЧЕТВЕРТУЮ ЖЕ СТРАЖУ НОЧИ (после трех часов пополуночи) ПОШЕЛ К НИМ ИИСУС, ИДЯ ПО МОРЮ, как по суше. Для их же пользы нужно было спешить спасением, и теперь Он как бы хотел миновать их, чтобы побудить их к молитве и воплю о помощи. И УЧЕНИКИ, УВИДЕВ ЕГО ИДУЩЕГО ПО МОРЮ, ВСТРЕВОЖИЛИСЬ И ГОВОРИЛИ: ЭТО ПРИЗРАК, ночное привидение, посредством которого диавол, по верованию Иудеев, устрашает людей, И ОТ СТРАХА ВСКРИЧАЛИ, стали взывать к Богу о спасении. «Господь не вдруг открыл Себя ученикам. Человеку невозможно вынести искушений продолжительных и сильных; потому Господь, желая, чтобы праведники приобрели больше, перед окончанием их подвигов увеличивает испытания». НО, как только они воскликнули, ИИСУС, как бы остановленный и задержанный криком отчаяния, ТОТЧАС ЗАГОВОРИЛ С НИМИ И СКАЗАЛ: ОБОДРИТЕСЬ; ЭТО Я, для Которого нет ничего невозможного, НЕ БОЙТЕСЬ. Во мраке ночи ученики не могли узнать, кто этот ходящий по волнам; но столь знакомый их сердцу голос Божественного Учителя сразу рассеял их страх и внушил смелость. Они хотели уже принять Его в лодке, но тут вдруг выступил Петр, «всегда пламенный, всегда предупреждающий учеников» : ПЕТР СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: ГОСПОДИ! ЕСЛИ ЭТО ТЫ (я не сомневаюсь, что это Ты, – кто же кроме Тебя может ходить по морю, как по суше?), ПОВЕЛИ МНЕ, Ты только прикажи, ПРИДТИ К ТЕБЕ ПО ВОДЕ.

«Не сказал: помолись и призови на помощь Бога, но повели. Видишь ли, сколько жара, хотя Петр потому часто и подвергается опасностям, что домогается чрезмерного, ибо и здесь просил слишком многого, впрочем, из одной любви, а не из хвастовства. Не сказал, – повели мне ходить по водам, но – прийти к Тебе. Петр был уверен, что Иисус может не только Сам ходить по морю, но и вести других». Сердцеведец знал, чем кончится дерзновенная попытка Петра идти по волнам; Он не сказал ему: «Повелеваю»; не сказал: «Иди ко Мне», но просто: «Иди» , если хочешь (свт. Иоанн Златоуст). ОН ЖЕ СКАЗАЛ: ИДИ. «Если бы Христос сказал, – не можешь, то Петр, по своей горячности, стал бы и здесь противоречить. Поэтому Христос делом убеждает его впредь быть осторожнее. Но Петра и это не удерживает, – говорит святитель Златоуст. – Он хочет показать, что его вера, его любовь к Спасителю сильнее, чем у прочих апостолов. Так и впоследствии он уверял: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф. 26:33 ). Но опыт показал, что и на этот раз он был слишком самонадеян и маловерен». И, ВЫЙДЯ ИЗ ЛОДКИ, ПЕТР твердой ногой ступил на кипящие волны, и пока взгляд его был устремлен на Господа, ветер тщетно рвал его волосы и волны обрызгивали его одежду; он радостно ПОШЕЛ ПО ВОДЕ, радуясь не тому, что ходит по волнам, но тому, ЧТОБЫ ранее других ПОДОЙТИ К ИИСУСУ и броситься к стопам Его. Так чудо следует за чудом: не только Творец и Владыка моря, но и раб силою Его соизволения ходит по водам, как по суше. «Но победив трудное, Петр едва не потерпел вред от легчайшего. Такова природа человеческая: часто успев в великом, затрудняется малостью», – говорит святитель Златоуст. Когда Петр взглянул на яростные волны и мрачную бездну под ним, в нем заговорила плоть и кровь: НО, ВИДЯ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР, ИСПУГАЛСЯ И, НАЧАВ УТОПАТЬ, ЗАКРИЧАЛ голосом отчаяния: ГОСПОДИ! СПАСИ МЕНЯ. Не буря водная угрожала ему, а буря помышлений сомнительных, так же как не плотность воды держала его на волнах, а крепость веры. Страх вынудил его искренно признаться в слабости своей веры и Господь не умедлил Своей помощью: ИИСУС ТОТЧАС ПРОСТЕР РУКУ, ПОДДЕРЖАЛ ЕГО. Но Почему Господь не повелел уняться ветрам, а Сам поддержал Петра? Потому что не ветер был виной его утопания, а его малодушие; и Христос укрощает не ветер, а это малодушие. «Нужна была Петрова вера, а ее оказался недостаток, и вот Господь с любовью укоряет его И ГОВОРИТ ЕМУ: МАЛОВЕРНЫЙ! ЗАЧЕМ ТЫ УСОМНИЛСЯ?

Он не говорит, – неверный, но «маловерный» ; не говорит, – зачем ты пошел? следовательно, не хочет охлаждать будущей ревности Своих апостолов, но ободряет их, показывает, что при Его помощи они все могут сделать. Все возможно верующему». «Как птенца, который прежде времени вылетел из гнезда и готов упасть на землю, мать сажает к себе на крылья и опять уносит в гнездо; так сделал и Христос». Петра это научило не высокомудрствовать, а других учеников успокоило, чтобы не завидовали Петру. Случившееся с ним на море предзнаменовало его отречение и последовавшее за этим обращение и покаяние. И, КОГДА ВОШЛИ ОНИ В ЛОДКУ, ВЕТЕР УТИХ, буря сразу стихла и море стало спокойно. Свидетели чуда чрезвычайно изумились и дивились; когда раньше Господь словом утишил бурю, то говорили: «кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?» ( Мф. 8:27 ). А теперь и апостолы и другие, БЫВШИЕ ЖЕ В ЛОДКЕ ПОДОШЛИ в благоговении к Нему, ПОКЛОНИЛИСЬ ЕМУ И СКАЗАЛИ: ИСТИННО ТЫ Мессия, воплотившийся СЫН БОЖИЙ.

Похожая притча

Сегодняшнее Евангелие – о буре на море и о страхе, который естественно охватывает человека во время бури.

Море в Священном Писании – иногда дорога к другим, в другую страну, но также и угроза хаоса, беспорядка, смерти – от начала творения Божия, когда Бог разделяет воды и ставит предел, который воды не должны прейти, до Потопа, который снова приносит смешение вод неба и земли и смерть людям, отделяющим себя от Бога, до Иова, утверждающего, что только Бог может укротить разрушительную силу моря, до бури в сегодняшнем Евангелии и до видения небесного Иерусалима в Апокалипсисе, где «прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» ( Апок. 21, 1 ).

Разбушевавшаяся во время плавания апостолов стихия, среди которой идет к нам по волнам на помощь Христос – образ всей нашей жизни, время от времени сотрясаемой бурями. Как будто все враждебные силы восстают против нас, вызывая в нас древний страх, исходящий из глубины веков и из глубины нас самих. Оттого, что мы верующие люди, оттого что мы ученики Христовы, наша жизнь не легче, чем у любого другого человека. Может быть, иногда даже труднее. Нам угрожают опасности – такие же, и порою более серьезные, чем остальным.

Мы исповедуем Господа, Творца неба и земли, но когда надвигаются на нас беды, мы начинаем бояться. Господь содержит все в деснице Своей, но действительно ли Он защитит нашу хрупкую жизнь от погибели? Святые отцы говорят: «Мы боимся смерти оттого, прежде всего, что мы боимся жизни».

Самое поразительное, что ученики в сегодняшнем Евангелии больше всего испугались приближения к ним Начальника жизни Господа. После страха от бури еще больший страх напал на них. «Это призрак» – вскричали они, думая, что, может быть, сам сатана идет к ним под видом их Учителя. «Это Я, не бойтесь» – отвечает Господь. «Это Я, от начала Сущий», – уверяет Бог Моисея в Своем державном присутствии, когда тот противостоит фараону. Это голос, от которого бесы бегут в ужасе, голос, который только те, кто следует за Христом, узнают.

Как и в другом Евангелии, рассказывающем об утишении бури, когда во время плавания Спаситель уснул на корме, Он предупреждает их прежде всего об опасности страха. Попускающий ученикам быть захваченными бурею и уготовляющий им великую тишину, Христос не говорит им об опасности смерти, от которой они будут избавлены, но об их страхе. Как если бы этот страх заботил Его больше, в конце концов, чем риск смерти, угрожающей им. Как если бы существовала страшная связь между смертью и страхом. Да, смертью порождается страх. Это слишком очевидно. И то, что происходило с апостолами во время бури, показывает на это. И каждый человек по собственному опыту знает, что в смерти – наш страх.

Но может быть, наоборот – не от смерти страх, а от страха – смерть. Может быть, страх заставляет нас цепенеть перед смертью, перед диаволом? Страх как хищный зверь, который вначале гипнотизирует, парализует свою жертву, чтобы затем пожрать ее.

Ученики охвачены страхом, а Господь идет к ним таинственным образом. Он ступает по волнам без всяких усилий. В Своем победном шествии Он даже хочет миновать их. В Священном Писании хождение по водам превосходит возможности человека, эта власть принадлежит только Богу. Только Он может укрощать силы зла и смерти, которые эти воды представляют. Совершенно ясно, что Христос являет здесь тайну Своего воскресения. Придет день, когда ученики услышат от ангела у гроба Спасителя: «Он воскрес, Он предваряет вас в Галилее». И настанет время, когда ученики Христовы будут искушаемы страхом и унынием среди жестоких гонений. Христа физически не будет рядом с ними. Он уйдет к Отцу Небесному – в этом смысл Его теперешнего ухода на молитву на гору. Можно подумать, что Он оставил их. Но Он дает им узнать Свое действенное присутствие. Что бы ни происходило, Церковь может увериться: Спаситель здесь – живой, избавляющий ее от всякой опасности. «И вошел к ним в лодку, и ветер утих». Однако слово Божие тут же произносит суровый приговор неверию учеников. «Они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено». Иными словами, тайна Богочеловеческой личности Христа и Его служения еще не была постигнута ими. И это естественно, потому что они не прошли еще с Господом через бурю Его Крестных Страстей и не достигли Воскресения и Пятидесятницы. Подобно утишению бури, хождение Господа по водам показывает спокойствие Церкви среди всех испытаний, ибо Воскресший Христос спешит к ней на помощь. И мы, причастные в полноте всему, что совершил ради нас Христос, будем всегда уповать на Господа.

Но будем остерегаться также и ложной смелости. Победить всякий страх – это значит победить всякий грех. Только в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. И поэтому не будем отчаиваться, если нас порою охватывает малодушие. Ученики испугались, но Господь укрепил их веру. Многие святые вначале были малодушны, но потом твердой стопой шли вслед Господу.

А пока мы испытываем еще много страхов. Это как бы нормально. Мы не можем сразу достигнуть совершенства. Мы немощны по-человечески. Мы еще грешные люди. Но Христос уже освободил нас от всякого страха. Страха умирать, страха жить, страха бессмысленного существования. Страха, который парализует не знающих Бога людей и отдает их в жертву смерти без силы, без веры, без надежды. Христос освободил нас от этого великого страха. Всякий раз, когда мы испытываем страх великий или малый, всякий раз, когда мы охвачены бурей, Он торопится к нам. И поэтому мы должны побеждать все наши страхи. Потому что с нами Христос.

Он победил смерть. Он победил бурю, поистине великую бурю. Еще много будет бурь на озере Тивериадском. И еще много бурь будет в нашей жизни. Давно ли мы пережили небывалое в истории? Кажется, церковный корабль еще крепок, но приближается новая буря.

Однако великая буря утишена раз и навсегда. Поглощена смерть победою (1 Кор. 15, 54). Древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17).

Похожая притча

Петр так хочет быть с Богом, что ему неважно, что под ним волны и он сам не умеет ходить по воде: он верит. Потом ему становится страшно, вера слабеет и Петр тонет. Но на помощь приходит Христос. Комментирует священник Константин Польсков, кандидат философских наук, клирик храма свт. Николая в Кузнецах (Москва).

Спасение утопающего Петра. Книжная миниатюра 10 века из Codex Egberti, fol. 27v.(1)
Спасение утопающего Петра. Книжная миниатюра 10 века из Codex Egberti, fol. 27v.(1)

– Эпизод, о котором идет речь в нынешнем чтении – хождение Христа по водам – по-своему уникален. О нем рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея, Марка и Иоанна, умалчивает об этом событии только Лука. Зато во всех четырех Евангелиях описывается эпизод, который непосредственно предшествует хождению по водам, а именно: то, о чем мы слушали в церкви на прошлой неделе, насыщение пяти тысяч людей пятью хлебами. Это важно, потому что для того, чтобы лучше понять смысл сегодняшнего чтения, следует вначале очертить общий контекст: где и когда происходит описываемое событие. Тогда мы поймем, что оно значило и для участников этих событий, для апостолов, в частности – для апостола Петра, а также – что оно значит для нас сегодня?

Итак, сопоставляя разные Евангелия, мы можем сделать вывод, что это событие произошло в период празднования иудейской пасхи, весной третьего года земного служения Господа, то есть за год до Страстей Христа. Это особое время для Господа. Евангелист Матфей в той же 14-й главе рассказывает об умерщвлении Иродом Иоанна Крестителя. Общественное служение Господа, галилейский период, во время которого Христос проповедует, творит чудеса, собирает учеников и выбирает из них ближайших апостолов, приближается к концу. Этот период завершается великим чудом насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками – больше таких масштабных чудес Христос творить не будет.

При этом вокруг Христа складывается тяжелая обстановка: Ирод, слыша молву об Иисусе, вспоминает об убиенном Иоанне и полагает, что Христос – это воскресший Креститель. По всей видимости, начинаются какие-то притеснения: недаром в последующих главах евангелист Матфей рассказывает, что Иисус с учениками уходят в пределы Тирские и Сидонские, то есть покидает владения Ирода. Все более напряженными становятся отношения Господа с верхушкой иудейского общества – книжниками и фарисеями.

Итак, с одной стороны, Христа окружают ближайшие ученики-апостолы, с другой – активизируются его противники. Ирод преследует Его, фарисеи, книжники и саддукеи все больше недовольны Его деятельностью.

И вот на этом фоне сначала происходит чудо насыщения пяти тысяч, и в ту же ночь – хождение по водам Галилейского моря.

События эти происходят в Галилее, недалеко от города Капернаума. Евангелист Матфей и евангелист Марк не говорят, почему Господь отправил учеников отдельно от Себя в лодке, почему вообще пришлось уходить оттуда. Но евангелист Иоанн объясняет: люди, впечатленные чудом насыщения пяти тысяч, хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем» (Ин 6.15). Далее Евангелия говорят о том, что толпы следили за лодкой, в которую садились ученики, в надежде увидеть Иисуса Христа. По-видимому, поэтому Господь отсылает Своих учеников отдельно.

Итак, после чуда насыщения пяти тысяч хлебами случилось то, о чем Христос предупреждал в самом начале Своего служения. Сатана в пустыне, искушая Его, предлагал взять камни и сделать из них хлеб. Мол, сделай это – и за Тобой пойдут люди, Ты станешь земным царем. Но Господь пришел не для того, чтобы принять земную власть. А именно этого хотят люди: они увидели, что этот проповедник может их насытить, и хотят сделать Его царем. Именно поэтому Христос укрывается. Он избегает народа, сначала уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ночь, когда ученики отправились в путь без Христа, на Галилейском море разразилась буря. Судя по словам евангелиста, шторм продолжался большую часть ночи – такой вывод мы можем сделать, читая слова про четвертую стражу, во время которой ученики и увидели идущего по волнам Христа. В это время в Палестине сутки делились так же, как в Риме. Например, ночь делилась на четыре стражи. Значит, ученики боролись с волнами три четверти ночи – три стражи – и при этом смогли проплыть совсем немного: всего 25-30 стадий (один стадий – порядка 180 метров).

И вот, когда ученики уже изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа. Зачем Господь поступает так? Чтобы понять это, посмотрим на реакцию апостолов. Первым откликается апостол Петр, что неудивительно: не первый и не последний раз Петр выступает как «уста апостолов», говоря за всех. Тому причина характер Петра: порывистый, горячий, ревностный.

Именно Петр бросается ко Христу и порывается идти к Нему даже по волнам. И здесь мы можем сравнить этот эпизод с отрывком из Евангелия от Луки о чудесном улове, когда по слову Христа будущие апостолы вынимают из воды сети, полные рыбы, хотя до этого им всю ночь сопутствовала неудача. Апостол Петр тогда, видя это чудо, сказал от лица всех: выйди от меня, Господи, ибо я человек грешный. Тогда Петр еще мало знал Христа, но его сердце почувствовало, что перед ним – не просто человек, а посланник от Бога. Тогда Петр испугался.

В нынешнем же чтении реакция Петра другая. Петр уже давно со Христом, входит в число Его ближайших апостолов, видел многие чудеса, слышал проповеди. И здесь Петр ведет себя иначе, чем в ситуации чудесного улова – он сам просится идти к Христу: «Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде!» (Мф 14. 28). Христос говорит ему: иди.

А дальше происходит событие, отлично характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески – ему страшно. И в какой-то момент страх берет верх и Петр начинает тонуть.

Здесь есть очень интересный комментарий святителя Иоанна Златоуста этому месту: «Бесполезно быть с Христом тому, кто не приник к Нему верой». Прошло уже почти три года, как апостолы рядом с Господом, они уже знают, что их Учитель – человек особый, посланный от Бога, но в их сердцах продолжает жить страх. Евангелие не идеализирует апостолов, а показывает их реальными людьми. Даже во время Тайной вечери, за несколько часов до Страстей, они спорят между собой: кто из них будет на самом почетном месте в царстве грядущего Мессии.

Страхи и сомнения останутся в учениках до события Пятидесятницы, когда огонь Святого Духа попалит их человеческие страсти и немощи, превратив апостолов в столпы веры.

Вот и в сегодняшнем чтении мы видим яркое сочетание веры и неверия, сомнения в сердце апостолов. Это сомнение чуть не губит Петра, он едва не утонул, испугавшись волн, но Иисус спасает его и они вместе входят в лодку. И тотчас утихает буря. А ученики, видя все это, исповедуют Иисуса: «истинно Ты Сын Божий» (Мф 14.33).

С одной стороны – это сильное исповедание. С другой -- не стоит видеть в нем окончательного сердечного принятия апостолами того, что Иисус – истинный Бог. В данном случае «Сын Божий» не значит исповедания Христа ипостасью Святой Троицы, как привыкли мы, христиане, считать. Это всего лишь обозначение праведника, святого человека, угодившего Богу и имеющего в силу этого особые чудесные дары.

Но уже через две главы Евангелия от Матфея в ответ на вопрос Христа «за кого вы почитаете Меня?» (Мф 16. 13) апостол Петр, снова выступая от лица всех учеников, скажет: Ты – Христос, Сын Бога Живого (М 16. 16). И это уже будет исповедание мессианского достоинства Иисуса, более высокое, чем в сегодняшнем эпизоде.

Тем не менее, и сегодняшнее исповедание много значит. Евангелист Марк с горечью замечает, что апостолы не были впечатлены чудом насыщения пяти тысяч (Мк. 6. 52). И, видимо, чудом хождения по воде Христос преподает Своим ученикам очередной божественный урок. Этот урок стал для учеников новой ступенью на пути истинного исповедания Иисуса из Назарета, как Мессии, Христа, Сына Божьего, Спасителя.

Отметим также, что это – не первый эпизод, когда Иисус одним мановением усмиряет водную стихию. Он уже попадал с учениками в шторм на море и укрощал его одним-единственным словом. Евангелие повествует нам о нескольких чудесах Иисуса над природным естеством: преложение воды в вино, иссушение смоковницы, усмирение бури. В таких эпизодах Христос предстает перед нами как повелитель мироздания, тот, Кто имеет власть повелевать миром.

Сегодняшнее чтение можно толковать и в более широком контексте, если говорить не только о нем, но вкупе с тем эпизодом, который предшествует хождению по водам. Епископ Кассиан (Безобразов) связывает хождение по водам с чудом умножения хлебов и говорит, что здесь символически Христос выступает как Моисей, проведший Израиль через море. Иисус идет по водам – и за Ним идут апостолы.

Можно сказать, что Иисус завершает галилейский период Своего служения чудом хождения по водам, прообразом которого явилось в Ветхом завете спасение Израиля от гонителя-фараона и переход к новой жизни в земле обетованной. Этим Он как бы говорит Своим ученикам, что те, кто пойдет за Ним, совершат переход из смерти в жизнь, от незнания Бога – к познанию Бога.

Похожая притча

Отрицание так называемых чудес в жизни великого аватара Иисуса всегда было ошибкой человеческой мысли. Ведь он, будучи сыном Бога, раскрыл для всех могущественные формулы, которые, если бы их поняли и применили, давно бы превратили планету в рай совершенства. Вознесенные владыки заинтересованы в том, чтобы каждый человек нашёл своё законное место и обрёл правильное понимание того, как ему надлежит проявлять свою волю во Вселенной и в своём собственном мире и делах.

Вот, например, известное многим хождение Иисуса по воде (Матфей 14:22-33):

Открываем «Курс алхимии» Сен-Жермена. Глава первая. Закон передачи энергии.

«Две тысячи лет тому назад Христос ходил по водам Галилейского моря, и это было проявлением естественного закона левитации, действующего в диапазоне поля энергии молекулярного сцепления, притяжения и магнетизма, - именно тех принципов, которые делают возможным орбитальный полет.

Световые атомы, составлявшие тело Христа, впитали по его желанию дополнительное количество космических лучей и духовной субстанции, родство которых с физическим светом превратило его тело в свет и, таким образом, хождение по морю стало для него столь же легким, как по суше. Его тело было сущим лучом света, сияющим на водах.

Наиболее поразительной по замыслу была его способность передать эту власть над энергией Петру, который, благодаря силе своего дара видения, узрел Христа в лучезарном, озаренном проявлении.

Однако, отведя на мгновение свой взгляд от Христа, Петр вошел в вихрь вибраций человеческого страха, что немедленно уплотнило его тело и привело к частичному погружению в бушующее море. Ободряющая рука Христа, протянутая в сущей любви, восстановила алхимическую связь, и поток духовной энергии через его руку поднял Петра в безопасное положение».

Описание, как передается световая энергия от Вознесенных Владык своим ученикам, мы находим в книге «Взойди на высочайшую вершину» Марка Л. Профета и Элизабет Клэр Профет, глава шестая «Пламя в сердце». Описывая сердце как один из драгоценнейших даров Бога, Сен-Жермен обратился к своим ученикам с такими словами:

«Внутри сердца находится центральная камера, окруженная световым защитным полем такой силы, что мы называем ее «космическим интервалом». Эта камера отделена от Материи, и никаким зондированием никогда ее не обнаружить. Она находится одновременно не только в третьем и четвертом измерениях, но и в других, неизвестных человеку. Таким образом, эта центральная камера, которую называют алтарем сердца, является соединительным узлом с могучей кристальной струной света, нисходящей из вашего Бого-Присутствия для поддержания биения физического сердца и дающей вам жизнь, цель и космическое единство.

Дорожите этой точкой связи с Жизнью, осознанно призывая её. Вам нет необходимости сложными описаниями добиваться понимания того, как, и почему и зачем она действует. Довольствуйтесь знанием, что там находится Бог и что там, внутри вас, - точка связи с Божественным, огненная искра из собственного сердца Творца, называемая трехлепестковым пламенем Жизни. Оно горит там, являя триединую суть Любви, Мудрости и Силы».

Читайте также: