Притча о горчичном зерне для детей

Обновлено: 05.05.2024

32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

(Евангелие от Марка, глава 4)

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

Похожая притча

Из притчи о сеятеле ученики Господа узнали, что из семян, посеянных на ниве сердец человеческих, три четверти погибает и всходит только четвертая, а притча о плевелах открыла им то, что и этой четвертой части семян грозит опасность от плевел. Эти истины могли смутить будущих сеятелей слова Божия, и вот, чтобы они не впали в малодушие, Господь ободряет их новыми притчами о зерне горчичном и о закваске. Первая изображает постепенное возрастание Церкви, распространение ее по всей земле; вторая – внутреннее действие учения Христова на весь мир и на каждого человека.

ИНУЮ ПРИТЧУ ПРЕДЛОЖИЛ ОН ИМ, ГОВОРЯ: ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПОДОБНО ЗЕРНУ ГОРЧИННОМУ, КОТОРОЕ ЧЕЛОВЕК ВЗЯЛ И ПОСЕЯЛ НА ПОЛЕ СВОЕМ, КОТОРОЕ, ХОТЯ МЕНЬШЕ ВСЕХ СЕМЯН, его семя поразительно мало в сравнении с тем растением, какое из него вырастает; НО, КОГДА ВЫРАСТАЕТ, БЫВАЕТ БОЛЬШЕ ВСЕХ ЗЛАКОВ И СТАНОВИТСЯ ДЕРЕВОМ, ТАК ЧТО ПРИЛЕТАЮТ ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ И УКРЫВАЮТСЯ В ВЕТВЯХ ЕГО. В таких жарких странах, как Иудея, горчичное деревце достигает роста, о котором мы не имеем и понятия: там под его ветвями может проехать человек на коне; его сучьями топят большие печи; на его ветвях садятся огромные стаи птиц, и ветви не ломаются даже под тяжестью человека. Семена этого растения считались целебными, и потому само растение было каждому известно. Зернышки горчичных семян так малы, что у Евреев была поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Поучая народ притчами, Господь и говорил просто, по-народному. Он Сам есть и горчичное семя и Сеятель. В Нем едином, как в малом семени, заключалась первоначально вся Церковь Его; от Него распространилась она; в Нем едином она обретает и ныне свою жизнь; Он единая, вечная Глава ее, и без Него не было бы и Церкви. Он же есть и Сеятель, добровольно предавший Себя на смерть и через это даровавший жизнь Своей Церкви всем, верующим в Него. Он Сам говорит о себе: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин. 12:24 ). Он был воистину «малым зерном» в глазах людей: родился в отдаленной, незначительной стране Иудейской; тридцать лет жил в безвестном Назарете, в презираемой Галилее, в доме древодела; Своим учением привлек к Себе немногих учеников из простых рыбарей и мытарей и, наконец, предав Себя в руки врагов, умер на кресте, как один от злодеев. Но вот Он воскрес, вознесся к Отцу, и Его Церковь распространилась по всей земле, подобно древу великому. Сбылось на Нем древнее пророчество: «и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы» ( Иез. 17:23 ). Климент Александрийский действие Евангельского учения уподобляет горчичному зерну: «оно огорчает душу с пользой для нас». Горькими, неприятными для нашего грехолюбивого сердца представляются заповеди Христовы, но когда мы решимся исполнять их, они будут для нас целительными и спасительными: они обновляют и преображают сердце. Горчичное семя, принятое внутрь, производит теплоту; так и благодатное слово Божие, воспринятое сердцем, согревает его.

Такую благодатную теплоту ощущали в себе два ученика Христовых, Лука и Клеопа, на пути в Эммаус: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге» ( Лк. 24:32 ), – говорили они. Горчица производит позыв на пищу; и слово Божие возбуждает в душе жажду спасения и оправдания во Христе Спасителе. Еще полнее, еще яснее Господь говорит об этом спасительном действии Его учения на наше сердце в другой притче. ИНУЮ ПРИТЧУ СКАЗАЛ ОН ИМ: ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПОДОБНО ЗАКВАСКЕ, КОТОРУЮ ЖЕНЩИНА, ВЗЯВ, ПОЛОЖИЛА В ТРИ МЕРЫ МУКИ поставила, ДОКОЛЕ НЕ ВСКИСЛО ВСЕ. Господь избирает для притчи то, что бывает в природе, дабы показать, что слово Его так же неизменно, как неизменны законы природы. «Как небольшая закваска передает свою силу муке, так и вы, Мои апостолы, преобразите весь мир, хотя вас и немного. Не говорите Мне: что можем сделать мы, двенадцать человек, среди такого множества людей? В том самом и обнаружится яснее ваша сила, что вы, замешанные в это множество, не предадитесь бегству. Как закваска только тогда заквашивает тесто, когда смешивается с мукой, так и вы, когда вступите в неразрывную связь и единение с врагами своими, тогда и преодолеете их. И как закваска, будучи засыпана в муку, не теряется в ней, но быстро всему смешению сообщает собственное свойство, так то же самое и тем же образом произойдет и с проповедью. Итак, не устрашайтесь, что Я сказал о многих напастях: через них вы просияете и всех преодолеете», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Что же означает в этой притче женщина. Можно думать, что здесь подразумевается воплотившаяся во Христе благость Божия, которая берет свыше, приносит с неба закваску или учение Евангельское, и полагает его в три меры муки, т.е. сообщает его всему роду человеческому, от трех сынов Ноевых происшедшему; причем эта животворящая закваска проникает весь тричастный состав человека, освящая и дух, и душу, и тело его, «пока не вскиснет все» , пока не достигнет он совершенства во Христе, и не станет новой тварью. И это действие Христова учения на души человеческие не прекратится дотоле, пока благодать Божия не выберет из среды людей всех, способных быть истинными сынами Царствия Божия. «Любовь, – говорит один толкователь, – сокрытая в нашей душе, должна расти до конца так, чтобы она могла изменить всю душу в свое собственное совершенство». Закваска действует только на тесто из муки неиспорченной; тесто, из муки залежавшейся и рассолодевшей, не вскиснет, не поднимется, как его ни заквашивай. И благодать Божия не действует в душе нерадивой, преданной порокам.

Преподобный Исидор Пелусиот говорит: «Под именем закваски разумеется безсеменное воплощение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и соединение Его с единосущным нашему телом, заимствованным от Богородицы Марии, посредством которого все люди возрождены к новой жизни». Утешительно замечание святителя Афанасия Александрийского на ту же притчу Христову: «Человек, приобретший и малую закваску добродетели, который хотя и не успел охлеботворить оной, однако же имел такое намерение, но не смог исполнить его, не останется в забвении у праведного Судии, когда он будет нечаянно застигнут и пожат; напротив, Бог, по смерти такового, возбудит ближних его, направит мысли их, привлечет сердца, преклонит души, и, подвигнутые этим, поспешат они подать ему помощь и пособие. И поелику Владыка коснулся сердец их, восполнят они недостатки отшедшего». ВСЕ СИЕ ИИСУС ГОВОРИЛ НАРОДУ ПРИТЧАМИ, И БЕЗ ПРИТЧИ на этот раз НЕ ГОВОРИЛ ИМ, – говорит святой евангелист, и приводит в свидетельство пророка, дабы показать, что проповедовать в притчах – дело не новое, что еще пророк предсказал такой образ учения: ДА СБУДЕТСЯ РЕЧЕННОЕ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА, КОТОРЫЙ ГОВОРИТ: ОТВЕРЗУ В ПРИТЧАХ УСТА МОИ; ИЗРЕКУ СОКРОВЕННОЕ ОТ СОЗДАНИЯ МИРА ( Пс. 77:2 ), открою то, что оставалось сокрытым, от создания мира, такие тайны, которые сокрыты и от Ангелов, и ведомы единому Мне, как Ипостасной Божией Премудрости. «Господь хотел увлечь слушателей притчами, хотел, чтобы они задавали Ему вопросы, – замечает святитель Златоуст, – но никто не вопрошал Его, хотя притчи угрожали даже наказанием; поэтому, отпустив их, Он ушел»: ТОГДА ИИСУС, ОТПУСТИВ НАРОД, ВОШЕЛ В ДОМ.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на красивую коробочку на столе и приглашает детей посмотреть и узнать, что же это такое.

Воспитатель: Прежде, чем я открою коробочку, предлагаю вам, ребята отгадать загадку, но предупреждаю, она довольно сложная. Итак, слушайте внимательно.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья!

Как вы думаете, что это?

Ответ детей: Зерно

Воспитатель: правильно, молодцы!

Открывает коробочку и показывает детям, что находится внутри. В коробочке лежит зерно.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о таком жанре художественного произведения, как притча. Давайте вспомним, что такое притча?

Ответ детей: поучительный рассказ.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Притчи создавались для того, чтобы донести правду до народа. Притчами говорили восточные мудрецы, ученые и Иисус Христос. Говорилось в притче, в иносказательной форме, не называя прямо, о таких понятиях, как жадность, добро и зло. Ведь не каждому приятно услышать о себе, что он жаден, глуп, жесток.

Мы знакомы с вами уже с некоторыми притчами: «О доме, построенном на камне, и о доме, построенном на песке»; «О сеятеле», «О семени и плевелах». Каждая притча чему – то нас учила. Я предлагаю вам картинки к знакомым нам притчам и карточки с цитатами из них. Вам в подгруппах нужно обсудить, какая цитата соответствует какой притче и соединить ее с картинкой. Затем, кто – то один из подгруппы отвечает, чему научила та или иная притча. Кто будет отвечать, решаете вместе (дети работают в подгруппах).

Воспитатель: Ребята, вы все справились с заданием.

А сейчас я предлагаю вам немного подвигаться.

Дует ветер нам в лицо

(махать ладошками к себе)

(руки подняты, покачивания туловища в разные стороны)

Ветерок все тише-тише

(плавно опустить руки)

Деревце все выше-выше

(поднять руки и потянуться вверх)

Ребята, сегодня мы с вами послушаем притчу «О зерне горчичном», которую рассказывал Иисус Христос. (включает мультфильм по притче на мультимедийном оборудовании):

«Иисус Христос однажды сравнил Царство небесное с зерном горчичным, которое человек посеял на поле своем. Оно меньше всех семян, но из него выходит большое и высокое растение, так что птицы небесные прилетают и укрываются в ветвях его.

Этой притчей Иисус Христос указал на силу евангельского учения. Сперва оно было проповедано малому числу людей, но вскоре распространилось по всей земле и уничтожило ложные учения, которые существовали до тех пор. Как дерево дает защиту и убежище птицам небесным, так христианская вера дает крепость и утешение всем, которые принимают ее.

Что свершилось по всей земле, то совершается и в сердцах наших. Утвердясь и них, учение христианское истребляет силою своею худые мысли, зло и пороки. Как малое зерно имеет силу произвести дерево высокое и плодоносное, так и слово Господне, принятое чистым сердцем, укореняется в нем и приносит плоды,то есть добродетели христианские: веру, любовь к Богу и ближнему, терпение и милосердие. Сначала добро начинается в нас едва приметным образом; но если мы будем постоянно молить Бога о помощи и станем вместе с тем внимательно следить за собой, чтобы нам ни словом, ни делом не преступить закона Божия, то доброе начало укоренится и возрастет в нас.»

Беседа по притче:

Воспитатель: Ребята с чем Иисус Христос сравнил Царство небесное?

Ответ детей: с зернышком горчичным.

Воспитатель: О чем хотел сказать этой притчей Иисус Христос?

Ответ детей: О силе евангельского учения. Сначала его узнало маленькое количество людей, но затем узнало больше и оно распространилось по всей земле.

Воспитатель: Что уничтожило евангельское ученье?

Ответ детей: Все ложные учения.

Воспитатель: А что обозначается в притче полем, куда человек посеял семя свое?

Ответ детей: Сердце человека.

Воспитатель: Какое должно быть у человека сердце, чтобы в нем поселилась вера в Бога.

Ответ детей: сердце должно быть добрым. Человек не должен совершать плохие поступки.

Воспитатель: Правильно, ребята, если мы будем жить так как учит нас Иисус Христос, верить в Бога, творить добро, бережно относится к окружающим, любить, то изменимся не только мы в лучшую сторону, то и все вокруг нас наполнится светом и добром. Из маленького зернышка вырастет большое дерево добра, любви и веры.

Публикации по теме:

Конспект игрового занятия для детей второй младшей группы детского сада Цель: - Формировать устойчивые представления о величине (высокий - низкий, количестве (один, много) цвете. - рисование пальчиками, проведение.

Конспект интегрированного занятия «Мы — защитники Отечества» для детей младшей группы детского сада Программные задачи: Образовательные задачи: Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе детского сада лексической теме «Дикие животные Севера» Коррекционно-образовательные цели: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов» (лес, зверь, животное,.

Конспект музыкального занятия «Мы дружим с Музыкой» для детей старшей группы детского сада КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ» для детей старшей группы детского сада (итоговое) Цель: выявить уровень развития музыкальных.

Конспект занятия для детей подготовительной группы детского сада «XXIII Зимние Олимпийские игры в Пхёнчхане 2018, Корея» Конспект занятия для детей подготовительной группы детского сада "XXIII Зимние Олимпийские Игры в Пхёнчхане 2018, Корея" Разработала: Журкина.

Конспект занятия по валеологии для старшей группы детского сада «Вот мы какие!» Конспект занятия по валеологии для старшей группы детского сада, тема: «Вот мы какие!» Цели: Расширить и систематизировать знания детей.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе детского сада «Поможем Карлосону» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 г. Калачинска КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной.

Сценарий проведения тематического досуга для детей подготовительной к школе группы «Что я знаю о сотрудниках детского сада?» Цель: оказание поддержки в формировании профориентационной компетентности; Задачи: Образовательные задачи: - обобщить знания детей о профессиях.

Конспект занятия лепки для старшей группы детского сада «Воздушный транспорт» Конспект занятия лепки для старшей группы детского сада»Самолеты» Цель: Продолжать лепить предметы различных форм передавая их особенности.

Похожая притча

Иисус Христос однажды сравнил Царство небесное с зерном горчичным, говоря:

«Царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на своем поле. Оно хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в его ветвях».

Этой притчей Иисус Христос указал на силу Евангельского учения. Сперва оно было проповедано малому количеству людей, но вскоре распространилось по всей земле и уничтожило ложные учения, которые существовали до тех пор. Как дерево дает защиту и убежище птицам небесным, так и христианская вера дает крепость и утешение всем, кто принимает ее.

Что совершилось по всей земле, то совершается и в наших сердцах. Утвердясь в сердцах, христианское учение истребляет своей силой худые мысли, зло и пороки. Как малое зерно имеет силу произвести высокое и плодоносное дерево, так и слово Господне, принятое чистым сердцем, укореняется в нем и приносит плоды, то есть христианские добродетели: веру, любовь к Богу и ближнему, терпение и милосердие. Сначала добро начинается в нас едва приметным образом, но если мы будем постоянно молить Бога о помощи и станем вместе с тем внимательно следить за собой, чтобы нам ни словом, ни делом не преступить закона Божиего, то доброе начало укоренится и возрастет в нас.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

е) Притча о горчичном зерне

е) Притча о горчичном зерне 4.30-34 — «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие

Притча о зерне горчичном

Притча о зерне горчичном Иисус Христос однажды сравнил Царство небесное с зерном горчичным, говоря:«Царство небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на своем поле. Оно хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и

О Зерне Горчичном

О Зерне Горчичном «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях

31. Притча о зерне горчичном.

31. Притча о зерне горчичном. 31. Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32. которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что

Притча о горчичном зерне

Притча о горчичном зерне (Мк. 4:30–32; Лк. 13:18–19)31 Рассказал Он им и ещё одну притчу:— Царство Всевышнего можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле. 32 Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится

Притча о горчичном зерне

Притча о горчичном зерне (Мат. 13:31–32; Лк. 13:18–19)30 Иса продолжал:— С чем можно сравнить Царство Всевышнего? В какой притче можно описать его? 31 Оно как горчичное зерно. Когда его сеют в землю, оно самое меньшее из всех семян, 32 но когда вырастает, то становится больше всех

Притча о горчичном зерне и о закваске

Притча о горчичном зерне и о закваске (Мат. 13:31–33; Мк. 4:30–32)18 Затем Иса сказал:— На что похоже Царство Всевышнего? С чем можно его сравнить? 19 Оно как горчичное зерно, которое человек взял и посеял в своём саду. Зерно выросло и превратилось в настоящее дерево, так что даже

Притча о горчичном зерне

Притча о горчичном зерне 31 И другую притчу предложил им Иисус: «Царство Небесное сравнимо с горчичным зерном, которое человек взял и посеял на поле своем. 32 Зерно это — самое меньшее из всех семян. Но то, что из него вырастает, — больше всех огородных растений. Оно

О зерне горчичном

О зерне горчичном 30 С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. — 31 Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян. 32 Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных

31. Притча о зерне горчичном

31. Притча о зерне горчичном 31. Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32. которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что

Притча о горчичном зерне

Притча о горчичном зерне (Мк. 4:30–32; Лк. 13:18–19)31 Рассказал Он им и еще одну притчу:— Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле. 32 Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше

Притча о горчичном зерне

Притча о горчичном зерне (Мат. 13:31–32; Лк. 13:18–19)30 Иисус продолжал:— С чем можно сравнить Божье Царство? В какой притче можно описать его? 31 Оно как горчичное зерно. Когда его сеют в землю, оно самое меньшее из всех семян, 32 но когда вырастает, то становится больше всех

Притча о горчичном зерне и о закваске

Притча о горчичном зерне и о закваске (Мат. 13:31–33; Мк. 4:30–32)18 Затем Иисус сказал:— На что похоже Божье Царство? С чем можно его сравнить? 19 Оно как горчичное зерно, которое человек взял и посеял в своем саду. Зерно выросло и превратилось в дерево, так что даже птицы небесные

Притча о зерне горчичном

Притча о зерне горчичном Иисус Христос учил, что Царство Божие, Царство Небесное, начало и основание которому Он положил на земле (то есть Церковь Христова), вначале мало, а потом распространится по всей земле. Он сказал: "Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое

Похожая притча

Цель: способствовать приобщению дошкольников к христианским ценностям.

• мотивировать старших дошкольников читать Священное Писание;

• формировать у детей представление о Спасителе, Царствии Божием.

• продолжать формировать знания детей о том, что всё живое на Земле – творение Божье

• развивать мышление, умение высказывать свои мысли и чувства, способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей.

• воспитывать у старших дошкольников почтительное, бережное отношение к окружающему их миру;

• воспитывать любовь и уважение к ближнему, умение мирно разрешать конфликты.

• способствовать умению работать в подгруппах, обсуждая предложенную тему и делегировать одного из подгруппы для ответа на вопрос по теме.

Оснащение (оборудование) занятия:

1. Интерактивная доска, ноутбук для демонстрации мультфильма по притче.

2. Небольшая украшенная коробочка с зерном.

3. Картинки с изображением притч и цитаты из них.

Предварительная работа: знакомство с образом Иисуса Христа, Царствием Божием, ознакомление детей с Евангельскими притчами.

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О ГОРЧИЧНОМ ЗЕРНЕ

От Блаженного Феофилакта Болгарского ( на Евангелие от Матфея. )

Горчичное зерно - это проповедь и апостолы. Ибо, хотя их, по-видимому, и немного было, они объяли всю вселенную, так что птицы небесные, то есть те, которые имеют легкую и взлетающую ввысь мысль, отдыхают на них. Итак, будь же и ты горчичным зерном, малым по виду (ибо не должно хвалиться добродетелью), но теплым, ревностным, пылким и обличительным, ибо в таком случае ты делаешься больше «зелени», то есть слабых и несовершенных, сам, будучи совершенным, так что и птицы небесные, то есть ангелы, будут отдыхать на тебе, ведущем ангельскую жизнь. Ибо и они радуются о праведных.

(на Евангелие от Марка)

Мало слово веры: потому что следует только уверовать во Христа, и ты спасешься. Видишь, что слово сие столь же мало, как и горчичное зерно. Но посеянная на землю проповедь слова расширилась и разрослась, так что на ней покоятся птицы небесные, то есть все люди с выспренним и горним умом и знанием. В самом деле, сколько мудрых успокоилось на этой проповеди, оставив эллинскую мудрость! Таким образом проповедь сделалась больше всего и пустила великие ветви. Ибо апостолы как ветви разошлись: один - в Рим, другой - в Индию, третий - в Ахаию, прочие же - в другие страны земли. Господь говорит народу многими притчами, предлагая притчи сообразно с состоянием слушателей. Поскольку народ был прост и неучен, то поэтому напоминает ему о горчичном зерне, о траве и семени, дабы известными ему и обыкновенными предметами научить его чему-либо полезному или заставить его подойти и спросить, и по вопросе разуметь непонятное. Так, ученикам объяснял Он все наедине, поскольку они прямо приступали к Нему и спрашивали. Объяснял же все только такое, о чем они спрашивали и чего не знали, а не вообще все, даже и ясное. Ибо когда уразумевали то, о чем спрашивали, то из этого становилось ясно для них и другое, и таким образом разрешалось для них все.

От Праведного Иоанна Кронштадтского ( на Евангелие от Матфея. )

**Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем**

Говорится о внутреннем царствии в человеке, которое есть Небесное Царство по тем небесным дарам, которые получает душа верного христианина. Оно поначалу, действительно, как незаметное горчичное зерно.

**которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его**

(Царствие Божие) постепенно возрастает все больше и больше, так что наконец становится как бы большим сеннолиственным деревом, под которым могут укрываться многие. Примеры: Пресвятая Дева Богородица, Которая осеняет покровом Своим весь мир; апостолы, в богомудрых посланиях коих, исполненных духа и силы и всеобщей пригодности, укрываются все благочестивые люди, как в ветвях большого дерева птицы, находя в них и пищу и покой; святые Божии, например Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Антоний и Макарий Египетские и другие, которых писания и деяния служат для жаждущих благочестия душ прибежищем, к духовному услаждению и спасению.

Дневник. Том I. 1856.

От Митрополита Антония Сурожского

<…> Я хочу обратить ваше внимание на целый ряд моментов в этом коротком отрывке. Для чего приносится свеча? Для того, чтобы светить. А кому? Разумеется, не только тому, кто эту свечу принес и зажег. Она должна светить всем, кто находится в комнате. Эта свечка, поставленная на окно или просто стоящая на столе в хижине, может явиться путеводной звездой для потерявшегося человека. То же самое Христос говорит о том, что мы слышим, чему научились, что раскрылось и расцвело в нашей душе, о том слове, том понимании, которое в нашей душе уже принесло какой-то свой плод. Раньше я говорил, что нам дано с другими делиться тем богатством, которое выпало на нашу долю, другим давать то, что мы получили. А что будет иначе? Иначе мы потеряем то, что нам было дано. Ведь можно сказать, что в конечном итоге все это, конечно, дело Божие. Апостол Павел в Послании к коринфянам говорит: я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог ((см.: 1 Кор. 3, 6). И это мы должны помнить. Причем мы должны помнить: быстрота, с которой слово растет, не обязательно соответствует нашему желанию, чтобы все исполнилось как можно скорее. Как запало в душу слово, образ, понимание, как взошло — иногда непостижимо. Не сразу духовно оживший человек становится зрелым человеком. Нужно иметь терпение и с собой и с другими. Напрасно мы иногда падаем духом, не видя в себе и в других желанного роста, — Божие семя рано или поздно взойдет. Прежде нежели колос может показаться над землей, должно произойти нечто неизбежное с семенем под землею: оно должно раствориться, как бы исчезнуть. Семя это перестает быть замкнутой единицей, оно пронизывается, пропитывается влагой, его больше узнать нельзя, отличить от земли нельзя. И только тогда, когда это семя уже нельзя отличить от почвы, в которой оно находится, тогда начинается плодотворение. И этот плод может явиться не только драматически, каким-то потрясающим образом, но самым малым, незаметным образом.

Об этом говорит рассказ о горчичном зерне. Малюсенькое зерно падает на землю, углубляется в нее, начинает таять, как бы исчезать, перестает иметь свою обособленную личность, ради того чтобы сродниться, срастись с той почвой, в которой оно находится. Потом это малюсенькое зерно дает плод, и вырастает целый куст, где могут укрыться птицы небесные, громадные по сравнению с малюсеньким зерном. И поэтому нам надо помнить, что не обязательно мы должны что-то громадное принести, какое-то откровение дать. Иногда одно слово, сказанное вовремя, даже сказанное нечаянно, может человеку переменить жизнь. Причем не обязательно Божественное слово — просто слово, которое исходит из недр чего-то чему мы сами научились.

Когда-то я преподавал в Русской гимназии в Париже. Помню, однажды девочка лет четырнадцати сидела и весь урок плакала. Когда она выходила, я стоял у дверей. Я ее остановил и сказал: «Не отчаивайся никогда!» Она прошла мимо. Я не знал, что с этим словом случилось; но для меня это слово имело громадное значение, потому что я верю в помощь Божию в этом отношении. Двадцать пять лет спустя она меня разыскала и написала письмо, что в тот день эти слова дали ей силу жить и надежду на будущее; это будущее перед ней раскрылось, как победа. В тот момент я только сказал ласковое слово бедной плачущей девочке, но оно было сказано изнутри моего собственного опыта и из того, чему я научился от Христа. И это очень значительно переменило для нее нечто <…>.

Антоний Сурожский, митр. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Евангелие от Марка. М.: «Даниловский благовестник», 1998.

Читайте также: